Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Наблюдения за жизнью лягушки (травяной и остромордой).

Елизавета Александровна Катясь

Цель: познакомить детей с представителем класса земноводных, отряда бесхвостых - лягушкой; отметить окраску, внешний вид, способ передвижения, среду обитания; воспитывать интерес к животным, желание наблюдать за ними.

Обращаю внимание детей на лягушку на кирпичном бордюре (отгадывание загадки о лягушке).

Рассказ воспитателя про лягушку.

Лягушка является представителем класса земноводных, отряда бесхвостых. Лягушки приносят пользу природе, поедая вредных насекомых. У лягушек кожа слизистая, они имею большую разницу в длине передних и задних ног, благодаря чему высоко и далеко прыгают. Они нуждаются во влажном микроклимате, потому, что основной газообмен у них происходит через кожу. Размножаются лягушки весной и для этого они переходят в водоемы, откладывают там икру, из которой развиваются личинки - головастики. Когда головастики подрастут, они превращаются в лягушек и переходят жить на землю.

Опыт: "Умеет ли лягушка плавать?" - делать простейшие выводы.

Подвижная игра: "Лягушки" - повторить 5 раз.

Дидактическая игра: "Кто (что) прыгает?"

Подвижная игра: "Мы веселые ребята" - повторить 5 раз.

Дидактическая игра: "Правила поведения в природе".

Индивидуальная работа: упражнять Варю и Диму в спрыгивании с пеньков.

Образовательная деятельность в режимных моментах: правила безопасного наблюдения за лягушкой.

Самостоятельная деятельность детей: игры по желанию и выбору детей.

Публикации по теме:

Цели наблюдения:-закреплять умение ухаживать за растениями,поливать их, пропалывать; -уточнять названия цветов, их строение, особенности.

Фрагмент занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Знакомимся с лягушкой» Как здорово и увлекательно работать с детьми! Мне повезло – я очень люблю свою профессию воспитателя. И каждый раз, готовясь к занятию,.

Наблюдение с детьми №1. Автор Рыдзе Наталия Борисовна Отрабатываемое действие Наблюдение Тема (название) «Деревья над нами» Жанр Исследование Задание На прогулке.

Наблюдение за березой Цели: продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; расширятьпредставления.

Наблюдение за цыплятами тема: Наблюдения за цыплятами Цель. Знакомить детей с тем, что весной курица высиживает цыплят; формировать представление о цыпленке (маленький,.

Живая природа - удивительный мир. Особое место в нём отведено животным. Первое элементарное представление об окружающем мире, о животных,.

Задачи: закреплять и расширять знания детей об характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях. Развивать логическое.

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить с внешним видом лягушки, с ее движениями.

Ход прогулки

Наблюдение: Обратить внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи. Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Рассказать, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Детям старших групп предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде.

Стихотворения по теме:

Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка -
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.

К. Россетти

Очень трудно
Застенчивой,
Скромной лягушке,
Проживающей в луже
На зеленой опушке.

Р.Сеф

Глянь, на речке лягушата,
Музыкальные ребята.
- Ква! Ква! Ква! -
Все распевают песни.

П. Золотое Загадки
Летом в болоте
Вы ее найдете,
Зеленая квакушка.
Кто это?
(Лягушка)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
(Лягушка)

Под берегом сидит Тарас,
Кричать горазд.
(Лягушка)

Дидактические игры

  • "Какая лягушка?". Цель - научить детей подбирать относительные прилагательные.
  • "Кто больше назовет действий" - дети подбирают глаголы, характеризующие действия лягушки. Цель - активизировать словарный запас глаголами.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

"Угощение для лягушки". Игра с песком - дети "варят" кашу, "пекут" куличики для лягушки.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)

А. Сделать домик из травы для лягушки.
Б. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Подвижные игры 1. "Музыкальные ребята". Цель - научить выполнять движения, не мешая друг другу. Ход игры. На земле параллельно раскладывают два шнура - это "речка". Здесь лягушата будут "плавать".

Ква! Ква! Ква! (Дети прыгают и говорят: "Ква! Ква!") В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! (Дети "плавают" и повторяют: "Ква!)
Плавать можно до утра! Ква!"
Раз, два, три! (Дети "гребут" и повторяют: "Ква! Ква!")
Лапками греби!
Ква! Ква! (Выпрыгивают из "речки".)
На берег пора!
Ква! Ква! ("Ловят" комаров.)
Поймайте комара!

2. "Попрыгунчики". Цель - научить детей прыжкам на двух ногах с продвижением вперед. Ход игры. На земле чертят круг. Один из играющих встает в середину - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, если не грозит опасность быть запятнанными, продолжают прыгать на двух ногах к центру круга. Участники игры стараются увернуться от пятнашки и вовремя выпрыгнуть из круга. Пойманный становится пятнашкой.

Мария Анашкина
Конспект занятия по развитию речи «Наблюдение за лягушкой»

«Н А Б Л Ю Д Е Н И Е З А Л Я Г У Ш К О Й»

Программное содержание :

Закрепить знания детей :

О внешнем виде лягушек , полученные во время экскурсии [небольшое животное серовато-зеленого цвета, глаза большие, выпуклые];

Познакомить с движениями лягушки [она прыгает по суше, плавает в воде];

Показать связь между строением передних и задних конечностей и способом передвижения [ноги длиннее передних, поэтому прыгает];

Сообщить о том, что лягушка питается комарами , мухами;

активизировать словарь детей за счет употребления слов, обозначающих действия и признаки животного;

Воспитать бережное отношение к лягушкам ;

Познакомит детей с размножение лягушек ;

Научить детей изготавливать лягушек из бумаги , работать аккуратно, тщатель-но выполнять работу.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Предложить детям отгадать загадку :

Летом в болоте вы ее найдете

Зеленая квакушка

Кто это? (Лягушка ) .

Рассмотреть с детьми лягушку .

Какого размера это животное?

Видно ли его в траве? Почему?

Как называется окраска животных, позволяющая им прятаться от врагов?

Окраска каких животных позволяет быть им незаметными для других?

[Заяц - белый зимой, белый медведь на снегу, окраска некоторых рыб].

Есть ли шерсть у лягушки ? Какая она на ощупь?

Рассмотреть глаза. Они большие и выпуклые, лягушка часто мигает . Глаза у ля-гушки играют главную роль при охоте. Заметив какое-либо насекомое или другое мел-кое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прили-пают насекомые. Лягушки хватают только подвижную добычу.

Сидя в воде, лягушки высовывают из воды только глаза и поджидают пролетающих насекомых, поэтому глаза находятся в верхней части головы. Впереди глаз на голове ноздри. Лягушка дышит воздухом , обратить внимание детей, что у лягушки тело корот-кое , большая плоская голова без шеи переходит в туловище.

Рассмотреть как лягушка двигается . Почему она не ходит, а прыгает? У лягушки ноги разной длины . Задние ноги длиннее и сильнее чем короткие передние. Сидящая лягушка опирается на короткие передние ноги, а задние ноги согнуты. Резко выпрям-ляя задние ноги, лягушка прыгает . Рассмотреть лапы животного, перепонку между пальцами. Предложить подумать для чего эта перепонка лягушкам . Понаблюдать , как лягушка плавает , двигая задними ногами.

Объяснить, что лягушка земноводное животное (живет в воде и на суше) .

Где спят лягушки целую зиму ?

Что делают лягушки весной ?

Кто выводится из икры лягушки ?

Когда можно услышать первое пение лягушки ?

Физкультминутка : «Танец лягушат » . (Дети повторяют движения за ведущими девочками) .

Какие звуки произносят лягушки ?

(Звуковой анализ слова «ква» .)

Предложить самим придумать загадки-описания про лягушку , обращая внимание на строение, окраску, движение, питание.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка )

Уточнить что лягушка полезное животное , она уничтожает комаров и мух, ее надо оберегать.

Предложить детям изготовить из бумаги лягушек-самоделок .

(см. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева, стр. 26).

Васильев А.Я. 1

Трифачева Л.А. 1

1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26" (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа "город Якутск"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое лето мы проводим в деревне Усун-Кюель Сунтарского района. Там посреди деревни есть озеро с одноименным названием, где обитают очень много лягушек. Мы знаем, что лягушки мечут икру, икринки становятся головастиками, а из головастика постепенно вырастает лягушка. Но как это происходит на самом деле в живой природе, не видно. А нам очень интересно знать, как это происходит на самом деле.

Цель работы: изучить превращение головастика в лягушку в домашних условиях и выяснить к какому виду она относится.

Задачи исследования:

исследовать литературу о лягушках;

изучить среду обитания лягушек и выяснить, чем они питаются;

найти и поймать маленького головастика для проведения эксперимента и создать условия для его выживания; вести наблюдение за ростом и развитием головастика, фиксирование полученных данных;

выяснить к какому виду относится моя лягушка и узнать об изучении лягушек в Якутии;

сделать выводы.

Методы исследования:

поиск и сбор информации о лягушках, наблюдение за лягушками в природе;

сбор информации и создание условий для проведения эксперимента;

практическая деятельность: уход и кормление, наблюдение, регистрация, сравнение и анализ полученных результатов;

представление результатов и формулирование выводов.

Практическая значимость исследования:

Расширить кругозор в области естествознания;

Формировать бережное отношение к природе;

Научиться пользоваться научной литературой.

1. Наблюдение за лягушкой в домашних условиях

На озере Усун-Кюель однажды мы поймали одного маленького головастика, положили в пластиковую бутылку с водой и принесли домой. Нашли большое старое ведро. Сходили за водой и илом из озера, чтобы головастик чувствовал себя как дома. Это было 3 августа 2016 года.

Я хочу рассказать о том, как мы проследили, затем, как головастик превращается в лягушку. В конце эксперимента маленький лягушонок благополучно вернулся в свою привычную среду обитания.

Ежедневно мы наблюдали за изменениями, происходящими с головастиком. Все эти изменения мы фотографировали, измеряли длину головастика и длину хвоста.

1 день: головастик вместе с хвостиком был почти 3 см, а длина хвостика - 1,7 см. У нашего головастика голова была большой, хорошо были видны задние лапки, передние только формировались, хвост был намного длиннее головы (см. Приложение 1).

Через 2 дня: длина самого головастика не изменился, а длина хвостика стал 1,5 см. Хорошо были видны передние лапки. Головастик был активным, смешно плавал в воде. Питался водными организмами, которые находил в воде. Воду мы меняли через каждые два дня (см. Приложение 2).

На 4 день длина хвостика стала 1,3 см, еще через 4 дня (8 день) - 0,9 см. Постепенно хвостик утончался и уменьшался в размере. Головастик был активным, хорошо плавал в воде. Мы пытались кормить пойманными насекомыми: мухами, стрекозами, комарами. Пока насекомых не ел (см. Приложение 3, 4).

В течение 10 дней длина хвостика уменьшилась почти в 2 раза. За это время стал очень похож на лягушку, но только с хвостиком. Головастик начал смешно прыгать и есть живых комаров, которых мы ловим. Мертвых насекомых (мух, стрекоз), по-прежнему, не ел (см. Приложение 5).

И вот, к концу второй недели остался только отросточек длиной 0,2 см. А длина тела осталась такая же - почти 3 см. Он превратился в маленького лягушонка (см. Приложение 6, 7).

В ходе наблюдения мы выяснили, что головастик питается водными организмами, которых находит в воде. В ходе метаморфоза не ест насекомых. Когда он стал маленьким лягушонком кормили его только живыми комарами, которых мы специально ловили.

Изучив литературу, сравнив фотографии, наблюдая за лягушкой, мы выяснили, что наша лягушка относится к виду: Сибирская лягушка, роду: Лягушки, семейству: Настоящие лягушки, отряду: Бесхвостые из класса земноводных ( лягушка).

2. Изучение лягушек в Якутии

Земноводные Якутии являются самыми немногочисленными. Они представлены всего 4 видами: из отряда хвостатых - сибирский углозуб, безхвостых - сибирская, дальневосточная и остромордая лягушки. Все виды занесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия), кроме сибирской лягушки. Видовая бедность земноводных и пресмыкающихся обусловлена неблагоприятными природно-климатическими условиями их обитания. В Якутии лягушки могут жить до 8-9 лет (Красная…, 2003).

Сибирская лягушка широко распространена по всей Якутии. Обитает вдоль рек, а также в аласных озерах в бассейне рек Лена и Вилюй и в Лено-Амгинском междуречье. Лягушки за пределов аласов не уходят, удаляясь от озера по лугу на расстоянии 5-50 метров, иногда больше метров, образуя изолированные аласные колонии. В тайгу этот вид далеко не проникает, встречается в увлажненных заболоченных местах (Аверинский, Седалищев, 2004).

Уход на зимовку начинается в конце августа - начале сентября. Зимовка длится 200 - 220 дней. Период активности - около пяти месяцев. Пробуждение и выход на сушу - конец апреля или начало мая. Места размножения - заливные луговые низины и неглубокие озёра.

Сезон размножения происходит с мая до первой половины июля. Размножение происходит в мелких озёрах, прудах, больших лужах и болотах со стоячей водой. Брачные крики отсутствуют — вид относится к группе «немых» лягушек. В кладке 250—4000 яиц, отложенных в одном или двух комках.

Период эмбрионального развития длится 10 - 15 дней (с 5 - 8 по 20 - 25 мая). Первые головастики появляются на аласах 19 - 12 мая, в долине средней Лены - 15 - 25 мая. Метаморфоз происходит в июне-августе (Седалищев, Аверинский, 2002).

Интенсивность питания лягушек зависит от температурных условий (максимальная при температуре 10-15 0 С). Например, моллюски, паукообразные, равнокрылые, клопы, некоторые жуки и двукрылые встречаются в рационе лягушек с мая по сентябрь. Однако в июле эти объекты питания лягушек доминируют в вечерние и ночные часы, что совпадает со временем суточной активности земноводных и их «жертв». Встречаемость двукрылых в вечерние и ночные часы - 44 - 92%, жуков - 50 - 70%; рав- нокрылых - 50 - 70% и моллюсков - 39 - 50% (Аверинский, Седалищев, 2004).

Сибирская лягушка зимует в ямах на дне рек и озёр группами до нескольких сотен особей (обычно не более 500-600), не теряет подвижности при +0,5...+1 °С (Седалищев, 2006). Икра сибирской лягушки способна выдерживать промерзание. В печени сибирской лягушки образуется глицериноподобное вещество, которое затем распространяется по другим органам и не дает образовываться льду (Мамонов, 2003).

Заключение

В ходе проведения исследования:

Я выяснил, что за превращением головастика в лягушку можно наблюдать в условиях, приближенных к естественной их среде обитания. Для этого нужна вода, ил и береговая грязь из озера, где они обитают. Менять всё это надо через каждые 1-2 дня. Из этой воды он питается простейшими и другими водными организмами.

Превращение моего головастика в лягушонка произошло в течении двух с половиной недель. Я выяснил, что по мере превращения головастика в маленького лягушонка укорачивается и исчезает длинный хвост, а длина остается почти таким же. При сравнении с другими лягушатами из озера Усун-Кюель, видимых изменений в росте не наблюдалось.

Выяснил, что моя лягушка относится к виду Сибирская лягушка, род Лягушки, класс Земноводные. Они распространены повсеместно.

В Якутии бесхвостые земноводные представлены 3 видами: сибирская, дальневосточная и остромордая лягушки. Кроме сибирской лягушки, все входят в Красную книгу Якутии. У лягушек в Якутии ранний уход на зимовку и позднее пробуждение, период активности длится около пяти месяцев.

Ещё узнал, что в печени сибирской лягушки образуется глицериноподобное вещество, которое затем распространяется по другим органам, поэтому они не замерзают в холодную зиму.

Список использованных источников и литературы

Аверинский А.И., Седалищев В.Т. Беспозвоночные в питании сибирской лягушки (Rana amurensis) в Центральной Якутии // Зоол. журн. - 2004. - Т. 83. - № 1. - С. 122 - 125.

Красная книга Республики Саха (Якутия). Т 2. Животные. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. - 205 с.

Мамонов Г. Земноводные и пресмыкающиеся на севере// Газета «Биология». - 2003. - №42.

Седалищев В.Т. К экологии земноводных и рептилий Якутии // Геология, география и биологическое разнообразие Северо-Востока России: Материалы Дальневосточной регион. конф. / Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН. - Магадан, 2006. - С. 402 - 407.

Седалищев В.Т., Аверинский А.И. Экология сибирской лягушки (Rana amurensis) в Центральной Якутии // Наземные позвоночные Якутии: экология, распространение, численность. - Якутск: Якут. фил. Изд-ва СО РАН, 2002. - С. 110 - 118.

Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/сибирская лягушка)

Приложения

Приложение 1. День 1

Приложение 2. День 3

Приложение 3. День 4

Приложение 4. День 8

Приложение 5. Через 10 дней

Приложение 6. К концу 2 недели

Приложение 7

Таблица 1. Превращение головастика в лягушонка (в цифрах)

Параметры

с хвостом

Длина хвоста

Длина туловища

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладываетя фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления. Чтобы полюбить природу, ее надо узнать. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа. Наблюдение позволяет выработать эмоционально-действенный характер познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение за лягушкой № 1.

Задачи: Расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки. Активизировать словарь детей за счет употребления слов, обозначающих действия и признаки животного. Воспитать бережное отношение к лягушкам.
Ход наблюдения:

Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
Интересные факты:

Даже если лягушки живут на суше, их среда обитания должна находиться рядом с водоемами. Это нужно для того, чтобы их кожа не высыхала, если она высохнет, то лягушка умрет.
Вместо того чтобы пить воду, лягушки поглощают ее через кожу.
Лягушки дышат через ноздри, а также половину воздуха они получают через кожу.
Лягушки используют свой липкий, длинный язык, чтобы ловить и проглатывать пищу. В отличие от людей, язык лягушки не прикреплен во рту лягушки. Вместо этого он прикреплен спереди, позволяя лягушке придерживать ее язык, предотвращая проглатывание языка.
Если вы посмотрите на то, как лягушка питается, вы увидите, что это хищник . Она выбрасывает свой длинный липкий язык, чтобы поймать добычу.

Наблюдение за лягушкой № 2

Задачи: продолжать знакомить детей с внешним видом лягушки. Познакомить с особенностями маскировки лягушки в природе. Учить детей проявлять бережное отношение к объектам живой природы.

Ход наблюдения:

Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей прятаться от врагов? Хорошо ли лягушка видна среди травы? Как вы думаете, легко ли ее можно поймать?

Интересные факты:

Чаще всего лягушки имеют покровительственную окраску - бурую, серую, зеленую, с неяркими пятнами и штрихами, которые прекрасно маскируют их среди зелени, в толще ила или опавших листьев.
Л ягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Лягушка прыгает по суше, плавает в воде.

Художественное слово:
Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка -
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу, не принося вреда. К. Россетти

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!