Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Мужья мордюковой. Вячеслав Спесивцев: Мордюкова передаривала Тихонову все интимные презенты любовника! Тихонов оказался слишком тихим

Легендарная артистка Мордюкова Нонна (Ноябрина) Викторовна по одним сведениям появилась на свет в Константиновке Донецкого округа. Другие источники указывают станицу Отрадную в Краснодарском крае. Точно известно лишь то, что будущая актриса родилась 25 ноября 1925 года.

Детство Нонны Мордюковой прошло в Глафировке – небольшом селе, где мама (в девичестве Зайковская) работала председателем колхоза. Женщина прекрасно пела и была всеми уважаемым человеком. Кроме старшей Ноябрины в семье росло двое братьев и три сестры.

Когда началась Великая Отечественная война, отец ушел воевать. Маме пришлось очень тяжело, ведь надо было самостоятельно ставить на ноги шестерых детей. И старшая Ноябрина тогда была главной опорой матери. Когда немцы оккупировали Краснодарский край, семье пришлось скрываться в далёком хуторе, чтобы детей не отправили в Германию.

Нонна Мордюкова с братьями и сестрами

После войны Ноябрина собрала свой скромный чемоданчик и отправилась в Москву – покорять столицу в качестве актрисы. Это была мечта, которую девушка лелеяла с малых лет. До войны Ноябрина даже решилась написать самому Николаю Мордвинову – замечательному артисту, которого Мордюкова увидела в кинофильме «Богдан Хмельницкий». Девушка спросила его, как же выучиться на . На это Мордвинов прислал ей ответ. В нём он настоятельно порекомендовал краснодарской мечтательнице окончить школу и приехать в Москву и обязательно разыскать его.

Нонна так и сделала. Правда, в столице разыскать любимого артиста она не смогла, но в театральный вуз всё равно поступила, причём с первого раза.

Фильмы

Творческая биография Нонны Мордюковой началась стремительно и очень успешно. Молодая артистка, в то время (1948 год) ещё студентка ВГИКа, сыграла свою дебютную роль в кинофильме «Молодая гвардия». Ульяна Громова в исполнении Мордюковой становится для начинающей актрисы пропуском в мир большого советского кино. За эту работу Нонна Мордюкова получила Сталинскую премию первой степени. Конечно же, девушка проснулась знаменитой. Впрочем, как и все её коллеги по съёмкам. А это были , .


В 1950 году уже состоявшаяся артистка, окончив ВГИК, сразу же получила место в Театре-студии киноактёра. Но Мордюковой намного ближе театра было киноискусство. Через год она ушла из театра и с головой окунулась в съёмки художественных фильмов. Предложений от именитых режиссёров было великое множество. Наиболее известные из первых фильмов Нонны Мордюковой «Чужая родня», «Добровольцы» и «Всё начинается с дороги». Эти и другие картины окончательно превратили молодую актрису в настоящую знаменитость.


Так же успешными были для Мордюковой и 60-е годы. На экраны вышло около десятка замечательных картин с её участием, наиболее заметными из которых становятся «Простая история», «Женитьба Бальзаминова» и «Журавушка». Во всех лентах использовался колоритный типаж Нонны Мордюковой. Как правило, это были русские женщины с непростой судьбой, сильные и земные.

Знаменитой стала и замечательная художественная лента «Комиссар». За этот фильм Мордюкова удостоилась Государственной премии. Образ комиссара Вавиловой, «железной» и одновременно слабой женщины, командовавшей суровыми мужчинами, Нонна Викторовна прочувствовала и передала очень точно.


Но не менее хорошо Нонна Мордюкова играла и других героинь, комедийных. Все помнят её в роли домоправительницы и общественницы Варвары Сергеевны в культовой «Бриллиантовой руке».

Очередной замечательной работой Нонны Викторовны Мордюковой стала лента «Родня», снятая в начале 80-х. Этот фильм принёс артистке очередную волну популярности и любви зрителей. Говорят, Нонна Викторовна, обладавшая довольно крутым нравом, во время съёмок повздорила с Михалковым. Дошло даже до драки. Но главное – фильм удался на славу. Его с удовольствием смотрят поколения зрителей уже больше тридцати лет.

За своё многогранное творчество и огромный талант Нонна Мордюкова в 1969 году становится Народной артисткой СССР.

К сожалению, тёмной полосой в творческой биографии Нонны Мордюковой стали 90-е годы. В этот промежуток времени актриса появлялась на съёмочной площадке крайне редко. Её почитали, помнили, но почти не приглашали сниматься. Всего три фильма, где Мордюкова сыграла второстепенные роли. Последний фильм «Мама» был снят в 1999 году. Больше Нонну Викторовну в кино не приглашали. Хотя она до последнего ждала звонков от режиссёров. Её типаж «вышел из моды».

Больше, чем какой-либо фильм, зрителям запомнился социальный ролик телеканала ОРТ, вышедший на экраны в середине 90-х в рамках серии «Русский проект». В ролике Мордюкова снялась со своей давней подругой . Знаменитые советские актрисы сыграли шпалоукладчиц, всю жизнь работавших на железной дороге.


Не все знают, что подруги часто ссорились, а потом Мордюкова просила прощения. После смерти Мордюковой Маркова призналась, что, несмотря на ссоры, они были не разлей вода. В последние годы жизни Нонны Викторовны обе лечились от сахарного диабета. Также их часто сравнивали по типажу и даже по внешнему сходству.

Личная жизнь

Личная жизнь Нонны Мордюковой была довольно насыщенной. В неё влюблялись множество известных мужчин. Сестра Нонны Викторовны Наталья Катаева рассказала, что во время работы в картине «Молодая гвардия» в Ноябрину влюбился режиссёр Сергей Герасимов. Он даже звал Мордюкову замуж, приезжал к маме и умолял уговорить дочь выйти за него. Но ничего не получилось.


Нонна Мордюкова на съёмочной площадке уже встретила свою первую и настоящую любовь – Вячеслава Тихонова. В браке с Тихоновым Мордюкова прожила 13 лет. У пары родился единственный сын Владимир. О разводе Нонна Викторовна жалела до последних дней. Хотя после развода она не оставалась надолго в одиночестве: её мужчины всегда были красивыми и талантливыми.


Спустя много лет открылась еще одна неизвестная страница биографии Мордюковой. После ее развода с Вячеславом Тихоновым за актрисой начал ухаживать молодой артист Юрий Каморный, который слыл красавцем и покорителем сердец. Актер был настойчив, хотя Нонна Викторовна наотрез отказалась от возможных отношений, сославшись на то, что он годится ей в сыновья.

Как-то одна из знакомых актрис, увидав мило общавшихся Мордюкову и Каморного, перепутала его с сыном Владимиром. Будучи эмоциональным, Каморный остро переживал отказ знаменитой актрисы и даже стрелялся из-за несчастной любви. Жизнь Каморного, яркая и насыщенная, оборвалась рано.


Однажды соседи услышали громкий шум в квартире Каморного и вызвали милицию. Прибывшие на место сотрудники увидели актера, размахивающего кинжалами перед истошно вопящей женщиной. Милиционер принял решение выстрелить в ногу, чтобы угомонить разбушевавшегося актера. Но выстрел оказался смертельным: пуля задела сонную артерию. Позже, незадолго до смерти, Нонна Викторовна призналась сестре, что напрасно не ответила взаимностью Юрию Каморному, который был почти на 20 лет моложе. Хотя в советские времена такие отношения не могли считаться нормальными.


Следующим после Тихонова мужем Мордюковой, правда гражданским, был Борис Андроникашвили. Сестра Мордюковой опровергает слухи о том, что Нонна увела Бориса у . Известно, что обе актрисы очень тепло общались. Причиной разрыва отношений с Андроникашвили стало его пристрастие к спиртному и безделие.

Вторым официальным супругом Нонны Викторовны был Владимир Сошальский. Но этот брак не продержался и года.


В жизни Нонны Викторовны случилась огромная трагедия, которая сильно подкосила её здоровье. Судьба её сына Владимира сложилась трагично: он умер от передозировки наркотиков. Уберечь сына от трагической гибели артистка не сумела, хотя потратила на борьбу многие годы и немалые силы.

Сын Владимир Тихонов был женат дважды: первая жена актриса родила ему сына Василия. Вторая супруга Владимира – Наталья Егорова, известная актриса на льду. В этом браке родился сын Владимир.


По слухам, уже, будучи в почтенном возрасте, у актрисы случился роман с популярным в то время исполнителем Юлианом. Сам певец в интервью после смерти актрисы опроверг эти домыслы, рассказав, что в свое время заменил ей сына и помог таким образом справиться с потерей единственного ребенка.


По словам Юлиана, он часто останавливался у Нонны Викторовны, и когда они читали о романе, Нонна Викторовна злилась и кричала: «Скажи им, что спишь на раскладушке в кухне!» Юлиан подтвердил, что жила актриса скромно, в однокомнатной квартире, и он действительно ночевал на раскладушке.

Смерть

Нонна Викторовна Мордюкова умерла 6 июля 2008 года в одной из московских больниц, где она проходила лечение, которое оплачивал Никита Михалков. Официальная причина смерти – сердечная недостаточность. Незадолго до смерти Нонна Викторовна помирилась со своим первым супругом Вячеславом Тихоновым, с которым после расставания она почти не общалась.


Актриса завещала, чтобы гроб с ее телом на людях не открывали: Нонна Викторовна хотела, чтобы ее запомнили живой. Похороны прошли спустя несколько дней на Кунцевском кладбище. Могила легендарной артистки и любимицы миллионов зрителей находится рядом с могилой сына.

Фильмография

  • Молодая гвардия
  • Возвращение Василия Бортникова
  • Добровольцы
  • Женитьба Бальзаминова
  • Председатель
  • Комиссар
  • Бриллиантовая рука
  • Журавушка
  • Они сражались за родину
  • Родня

Нонна МОРДЮКОВА как-то сказала актрисе Светлане КРЮЧКОВОЙ: «Знаешь, за что я не люблю советское кино? Там нет мужчин и нет женщин. А я хочу видеть половые признаки на экране!» Сама Мордюкова женщиной была всегда - и в кино и в жизни. Чем вызывала восхищение и преклонение миллионов людей. Правда, любимого человека, равного себе по силе характера, найти так и не смогла.

О своем первом поцелуе Нонна Викторовна рассказала в интервью «Экспресс газете» в 2005 году.

В 10-м классе я каталась на коньках по замерзшей реке. И вот мой друг Колька Горский говорит мне: «Нонка, давай я тебя погрею, а то ты вся синяя». Набросил на меня куртку, прижал и внезапно поцеловал. Я вырвалась и - домой. Сразу подлетаю к зеркалу. Думала, что губы станут другими, потому что меня поцеловали… Такое событие!

А первой любовью Нонны, урожденной Ноябрины, был Володя, бравый командир партизанского отряда. Это было после войны, когда красивой девушке уже не нужно было прятаться от фашистов, чтобы не угнали в Германию. Но Мордюкова не пошла замуж: без аттестата и денег, на товарняке сбежала в Москву, поступать «в артистки».

Месть «лысого» классика

Чтобы завоевать благосклонность Мордюковой, мужчинам приходилось потрудиться. Воспитание у донской казачки было строгим.

В дни нашей молодости как было? - впоминала она. - Парень говорил: «Предлагаю тебе руку дружбы».

Если девушка отвечала: «Я согласна», то ее приглашали в столовую, есть вареную картошку. Покупали буханку хлеба и отрезали по большому ломтю. Из пол-литровой банки пили простой кипяток - без сахара и заварки. С косметикой было туго. Так, девчонки смешивали черные чернила с кусочком мыла и все это заваривали в консервной баночке на газу. Вот вам и тушь! Ресницы подкрашивали зубной щеткой. А румянились свеклой, как в старину. И знаете - в отличие от нынешней молодежи я далеко не сразу соглашалась на постель. Это либо должно прийти со временем, либо вообще нет.

Если б Нонна Викторовна была покладиста, ее жизнь сложилась гораздо комфортнее. Но себя не переделаешь. После успеха в фильме «Молодая гвардия» к юной Нонне воспылал страстью режиссер картины, влиятельнейший Сергей Герасимов. Масштаб личности Сергея Апполинарьевича вызывал у Мордюковой священный трепет, но долго их роман не продлился. Точку поставила Нонна.

Не одобрила отношения и матушка актрисы - слишком, мол, большая разница в возрасте, «да и лысый он». Герасимов продолжал преследовать строптивую казачку, пока его жена Тамара Макарова не написала письмо в ЦК КПСС. Киноклассика поставили на место. Однако Мордюкова после этого не снималась лет пять. А самым страшным ударом для актрисы было то, что отвергнутый классик не взял ее на роль Аксиньи в фильм «Тихий дон».

Меня даже к кинопробам не допустили, - говорила Нонна Викторовна в одном из последних интервью. - Если б они были, от нее (Элины Быстрицкой, которая в итоге сыграла Аксинью. – В.М.) мокрого бы места не осталось!

Оплеуха от Штирлица

Прожили мы 13 тяжелых лет, - рассказывала актриса. - Домой никогда идти не хотелось ни ему, ни мне. Ну не было между нами взаимопонимания! Он тихий павловопосадский мальчик. А я - казачка, яркая, очень боевая. Помню, Тихонов мне говорил: «Нонна, я тебя умоляю, не пой хоть сегодня свои частушки!» Мне с ним было скучно. Тихонов ведь неразговорчивый. Его надо было нянчить, с ложечки кормить. Осталась у меня на Тихонова обида на всю жизнь - он меня ни разу с днем рождения не поздравил. Помню, уже темнеет, а я все жду, что вспомнит! Не дождалась…

Случались между ними и сцены ревности, бывало, доходило до рукоприкладства.

Он говорит: «Ты на него смотрела!» - Я говорю: «Нет!» - «Замолчи!» И с размаха мне оплеуху. У меня до сих пор звон этой пощечины в ушах стоит. Вообще бывало такое, что отвергнутые мужики на меня руку поднимали, показывая свою слабость. Но я никогда им не отвечала. У них всегда так: слово за слово, одним местом по столу…

Последней каплей, по словам Мордюковой, стала довольно безобидная история. У них в доме не осталось денег. Совсем. И продуктов тоже. А до зарплаты еще несколько дней. Нонна обегала всех соседей, но те тоже оказались на мели. И вот она, разочарованная и уставшая, вернулась домой и машинально перевесила пиджак мужа на другую вешалку. В этот момент из его кармана выпали десять рублей. Это так потрясло Мордюкову, что она даже заплакала.

Ведь он видел, как я убиваюсь, и все же не сказал про заначку! - негодовала она.

Князья и сопляки

А вот мама Нонны зятя очень любила.

Не бросай Славку, он такой домашний, хороший! - говорила она. Мордюкова рассталась с Тихоновым через два дня после ее смерти.

Однако со временем отношение к бывшему супругу у Нонны Викторовны менялось. В интервью она стала вспоминать, каким бессребреником был супруг, как безропотно отдал свой родовой особняк под Дом пионеров.

Слава очень хороший, но и у него был один недостаток - он меня не любил! Да, всегда был мне предан, а мне казалось этого мало. Он не заглядывал мне украдкой в глаза, не вел томных любовных бесед, не прижимал невзначай. Сейчас, когда вижу Тихонова на экране, - сердце стонет! Волнует он меня до сих пор… Но уже не как мужчина, а как родной человек.

Родного человека Мордюкова пыталась найти потом в течение долгих лет, но, увы, безуспешно.

После Тихонова пацаны какие-то рядом крутились, моложе меня на 15 - 20 лет. Норовили на шею сесть. Сопливые какие-то. Иной раз хотелось прямо платок дать - на, сопли утри! Меня, провинциалку, всегда тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть и дома в бархатном халате расхаживает. Однажды я влюбилась в чистопородного князя. Он много читал, раскладывал пасьянсы, пел романсы… Но, к сожалению, нигде не работал. И я заботилась о нем.

Князем Нонна Викторовна называла сына писателя Бориса Пильняка Бориса Андроникашвили, бывшего мужа Людмилы Гурченко. Чтобы покорить его сердце, смуглая казачка даже перекрасилась в блондинку. Всезнающие сотрудники журнала «Советский экран» поговаривали, что из-за Бориса две великие актрисы якобы выясняли отношения «врукопашную». Правда, сама Мордюкова утверждает, что познакомилась с «князем» уже после его развода с Людмилой Марковной. Но какая разница? Главное, здесь «сильным полом» была, скорее, она, а не любимый. И долго так продолжаться не могло.

Любовь с инопланетянином

Мои «служебные романы» очень стимулировали достоверность экранных образов, - призналась в одном из интервью Нонна Викторовна. - Ведь орудие производства для актера - это эмоции. И я влюблялась в своих партнеров на время съемки!

Так было, например, с актером Владиславом Дворжецким в фильме «Возврата нет». Героиню Мордюковой хотят исключить из партии за то, что она во время войны жила на оккупированной территории. А она, как оказалось, рискуя жизнью, укрывала от фашистов раненого артиллериста. Его-то и играл Дворжецкий.

В 1974 году эту патриотическую мелодраму посмотрели 43,6 миллиона зрителей! Оба актера сыграли настолько блистательно, что их экранные отношения перетекли в жизнь. За необычную внешность Нонна называла любимого инопланетянином. Но быстро оказалось, что и она для него «с другой планеты».

То ли дело красавец Владимир Сошальский. Казалось, этот балагур, дамский угодник и душа любой компании очень подходил заводной казачке. Однако и этот брак продлился недолго.

– Мы прожили вместе всего полгода, - рассказывал Сошальский. - Но и это время Нонна даром не теряла. Она разбирала стенку между кухней и комнатой в нашей малюсенькой квартирке. Поскольку в доме у нас постоянно толпились гости, ей все казалось, что надо «расширить пространство». Хотя гостей она не очень любила. Постоянно говорила: «Вовк, а Вовк, ну чего это они все ходят и ходят?!» Как только стена была разобрана, мы и расстались.

Фальшивый акцент

Пожалуй, самым колоритным кавалером Нонны Викторовны был актер Гелий Коновалов, «наш советский негр», как его называли в 60-е. В цирке Гелий разрывал на манеже цепи, изображая освобождение угнетенных народов. Он был темнокож и курчав, но родился при этом в обыкновенной русской семье. Когда Нонна стала с ним появляться в обществе, на них смотрели во все глаза - дородная кинозвезда и ее шоколадный спутник производили сильное впечатление.

«Бриллиантовая рука» судьбы

В конце 60-х она снималась в фильме «Бриллиантовая рука». За спиной уже были Сталинская премия, звездные роли в «Простой истории», «Чужой родне», «Председателе»... А вот у 26-летнего Андрея Миронова такого послужного списка не было. Более того, худсовет скептически относился к его участию в картине. «Миронову не везет в кино. К тому же он еще очень кривляется!» - эти слова остались в стенограмме обсуждения его кандидатуры. Трудно поверить, но будущий секс-символ в ту пору был очень робок с дамами.

Миронову было нужно, чтобы все время кто-то находился рядом, - рассказывала его любовница и коллега Татьяна Егорова, написавшая книгу о кумире. - Он окружал себя представительницами женского пола, я их назвала икебанами, чтобы скрыть свое одиночество и неуверенность. После того как на экран вышла «Бриллиантовая рука», он, конечно, стал более уверенным в себе. И неудивительно - картина Гайдая сделала Миронова суперзвездой. Однако судачили, что уверенности в жизни ему прибавило и близкое знакомство с Нонной Викторовной, которая была старше на 16 лет. (Миронов тогда еще был холост, с Екатериной Градовой - «радисткой Кэт» - они поженятся только через четыре года.)

Нонна написала рассказ о своих отношениях с Андреем Мироновым, - поведала нам Анна Итенберг, в ту пору фоторедактор главного журнала о кино «Советский экран». - Она же успешно «баловалась» литературой. Рассказ тот назывался «Пуговка». В нем Мордюкова описала ни много ни мало интимное свидание с Андреем. Сделано это с огромным тактом и вкусом. А почему пуговка? У Миронова отрывается пуговица, кажется, от рубашки, и он начинает ползать по полу, ее искать. Глядя на эти суетливые движения, автор произведения вдруг понимает, что этот замечательный и красивый парень ей не нужен… Однако рассказ так и не был опубликован, говорят, Нонна Викторовна дала распоряжение напечатать его лишь после ее смерти. Так что, возможно, мы еще с ним познакомимся.

* Знаменитого режиссера обвинили в совращении малолетки

* Сергей Михалков поддерживал мужскую силу с помощью специальной зарядки, а маленького Никиту заставлял работать почтальоном

* От акробатических кульбитов Наташи Варлей у всех захватывало дух

Создатель и режиссер Московского молодежного экспериментального театра Вячеслав СПЕСИВЦЕВ отмечает 70-летие. Геннадий ХАЗАНОВ, Жанна БИЧЕВСКАЯ, Юрий КУКЛАЧЕВ - его ученики. А Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, Алексей ПАНИН, Алика СМЕХОВА, Евгения КРЮКОВА - бывшие студийцы. Вячеслав Семенович сотрудничал и дружил с известными писателями - от Валентина РАСПУТИНА до Василия ШУКШИНА, от Жоржи АМАДУ до Габриэля Гарсиа МАРКЕСА. Последний, кстати, четверть века назад прилетал на репетицию спектакля «Осень патриарха», который ставил Спесивцев по его роману. Восхитился и дал режиссеру уникальное право инсценировать все свои произведения. Но стоило постановщику замахнуться на «Сто лет одиночества», как на Вячеслава Семеновича завели уголовное дело за развращение школьницы - подружки его сына.

Когда я поставил «Сто лет одиночества» моего друга Маркеса, меня вызвали в ЦК партии и рекомендовали прекратить играть развратный роман, - вспоминает Спесивцев. - Мои слова, что за это произведение автор получил Нобелевскую премию, не подействовали. «Разве награда капиталистов для нас важна?» - услышал я в ответ. Но, поразмыслив, не стал убирать спектакль из репертуара. Через некоторое время на меня завели дело, причем по очень скверной статье. Мол, я приударяю за несовершеннолетними девочками-студийками. Юная барышня, ей и 15 не исполнилось, написала гадкую кляузу. А сама была влюблена в моего сына Егора. «Как же так?! - не давала покоя мысль. - Эта девушка вхожа в наш дом, и вдруг такая подстава». Но в результате справедливость восторжествовала. Следователи не нашли состава преступления, и дело закрыли.

- Выяснили, под чью диктовку девочка написала на вас гнусный поклеп?
- У меня была знакомая - Люба Белова, второй секретарь комитета комсомола у нас в районе. Она прикрывала меня в горкоме партии. И однажды Люба рассказала, что в театре есть человек, который записывал на пленку все мои разговоры и относил их в горком. А я-то часто за словом в карман не лез и твердил, что «эти суки-коммунисты развалят страну». Главным коммунистом у нас был тогдашний директор театра. Так что выводы делайте сами... А спустя годы я создал фестиваль «Амнистия души» - езжу теперь по колониям, привлекаю заключенных, особенно малолетних, к творчеству. Думаете, все там сидят за дело? Как бы не так! Кто-то взял вину за другого, кого-то посадили за чужой проступок...

Игра спиной

- Давайте перенесемся в вашу юность.
- Я же вырос в бараке, поэтому замечательно отн ошусь к Бараку Обаме - он мне как брат. Отец мой работал кузнецом-молотобойцем в железнодорожном депо. Ван Дамм по сравнению с ним отдыхает! Папа был физически сильным мужчиной и умным в то же время, на баяне играл, пел, танцевал. С пяти лет я знал, что буду артистом, изображал Отелло. Было потрясением, когда меня не взяли в Щепкинское театральное училище. Только там хотел учиться, но позже действительно поступил. Хотя для начала отправился в цирковое, где овладевал профессией клоуна. Потом стал там же преподавать, у меня учились Геннадий Хазанов, Жанна Бичевская, Илья Олейников. Будущий напарник Стоянова по передаче «Городок» тогда еще носил фамилию Клявер. У нас с ним постоянно возникали разногласия. И дело тут не в учебном процессе. Например, влюбились в одну девушку - Людмилу, которая училась с Ильей на одном курсе. Но она тогда выбрала не меня и не его, а другого. А сейчас и вовсе живет в Америке. Еще одним моим увлечением в те годы стала Наташа Варлей. Она училась на акробатическом отделении. От того, как эта юная девушка занималась воздушной гимнастикой на подвешенном круге, захватывало дух. Но смелые комплименты я ей делал не только поэтому - от ее красоты можно было легко потерять голову... Кстати, позже я помогал ее мужу Володе Тихонову попасть в кино.

- Неужели его знаменитые родители - Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов - не могли составить сыну протекцию?
- Увы, Володю никто не хотел снимать. А я на протяжении пяти лет работал художественным руководителем Государственного театра киноактера и был на короткой ноге со многими режиссерами. Те годы стали для меня хорошей школой. Представьте только, под моим началом трудилось восемь народных артистов СССР! В том числе Мордюкова. Гениальная актриса, но неуправляемый человек. Однажды, сыграв первый акт спектакля, Нонна Викторовна тяпнула в гримуборной водочки (она казачка, любила принять на грудь). Что-то у нее переклинило, и решила, что уже все доиграла, собралась и уехала домой. Театр встал на уши: как же без нее продолжать спектакль? Хорошо, рядом с театром жила Татьяна Конюхова, которая была задействована во втором составе. Я ее по-быстрому вызвал, и она доиграла вместо Нонны.
- Как зрители отреагировали на замену?
- Не все поняли, что она произошла. Таня постоянно отворачивалась, прикрывалась веером. Один маститый критик даже написал: «Вот что значит талантливая Мордюкова, она бесподобна даже тогда, когда никто во втором акте не видел ее лица, все время, как великий Мочалов, играла спиной к зрительному залу». Наказывать Мордюкову я не стал, понимая, что она не будет терпеть упреки: пошлет меня подальше и уволится. К тому же мы достаточно близко дружили. В минуты откровений она делилась очень личными переживаниями. Как известно, Нонна окончила курс Сергея Герасимова во ВГИКе, а мастер не мог пропустить ни одной юбки. Я ее спрашивал: «Скажи честно, была у вас с мэтром любовь?» - «Ну, была, - улыбалась актриса, - но я-то крепко любила Славика Тихонова, он такой тонкий, из другого мира. Мне Сергей Аполлинариевич шоколадки дарил и разные сувениры, а я все Славе несла».

Гимнастика голышом

- В Театре киноактера работало столько красавиц. На вас у многих были виды?
- Собственно, должность худрука я получил благодаря великолепной Марине Ладыниной. Об этом мне рассказала все та же Мордюкова. Когда пришла пора выбрать нового начальника, были три претендента: Сергей Яковлев, Сергей Никоненко и я. И вот Ладынина тайком собрала всю женскую часть труппы и прошептала: «Девчата, вы видели этого красавчика? - имея в виду меня. - Вы меня поняли, за кого надо голосовать?»
- Наверное, приятно сознавать, что такую интригу в пользу вас затеяла бывшая жена великого режиссера Пырьева?
- Еще бы! Только Пырьев после разрыва с Ладыниной женился на актрисе Лионелле Скирде. Гениально сказал Сергей Михалков, когда узнал, что скончался Пырьев: «Ну что же, как истинный крестьянин, он умер на Скирде!»
- Вы и с поэтом Михалковым приятельствовали?
- Я хорошо знал и его супругу Наталью Кончаловскую. Пара Кончаловская - Михалков казалась очень своеобразной, в том числе и по отношению к Никите, их сыну. Как-то пришел к ним домой, а Никиту отправили разносить газеты. И это при том, что Сергей Владимирович тогда был фактически миллионером, но хватало ума не баловать подрастающего ребенка, и они заставляли его подрабатывать почтальоном.

Уже со второй женой, Юлией Субботиной, Михалков-старший приходил ко мне в театр на спектакль «Праздник непослушания», поставленный по его книжке. Глупые завистники говорили, что этот сюжет он спер у одного французского писателя. Но Михалков не обращал на это внимания. Пришел он, значит, к нам, сел на стул, а тот под ним развалился на куски. Классик с грохотом растянулся на полу и лежа почему-то сказал: «Ну вот, а говорят, что я плохой писатель». А знаете, почему он прожил такую длинную жизнь?
- Почему?
- Потому что взял на вооружение систему зарядки, которую придумала моя прабабушка. Она была медиком, при царе окончила соответствующий колледж и советовала делать зарядку на свежем воздухе и обязательно голышом, как древнегреческие олимпийцы. Но самое главное - нужно постоянно разговаривать со своим телом. Поглаживая себя по печени, селезенке и другим местам, нужно приговаривать: «Действуй, работай!» Для поддержания мужской силы к тому же самому стоит призывать и свой соответствующий орган. Хотя бы раз в две недели стоит напиваться и, по крайней мере, с такой же периодичностью (я имею в виду старшее поколение) заниматься сексом. Человек должен жить сексуальными и физическими нагрузками минимум до 80 лет!
- Старшему сыну Сергея Михалкова - Андрону Кончаловскому уже 75, а он тоже полон сил, имеет молодую жену.
- Мы с Андроном давно одной проблемой озадачены. Как-то Наталья Петровна, его мама, посмотрев мой спектакль, пригласила к себе на обед. А перед тем как мне откланяться, принесла скатерть, где бы ли автографы многих известных людей. Не только отечественных, но и иностранцев -Чарли Чаплина, Эдит Пиаф... Она была лично с ними знакома. К моей полной неожиданности, Наталья Петровна попросила написать ей пожелание и расписаться. А теперь, когда встречаю Андрона, спрашиваю, где эта скатерть. А он отвечает, что пока ее так и не нашли. Когда его маму 25 лет назад похоронили, скатерть таинственно исчезла.

- Из вашей студии вышли многие известные ныне актеры. Кем больше всего гордитесь?
- Александром Феклистовым, Оксаной Мысиной, Евгенией Добровольской. Женя, к слову, очень хитрая, но для барышни - это плюс. Она всегда знала, что пробьется. Первая ее любовь - режиссер Павел Чухрай. Снялась в его фильме «Клетка для канареек», быстро прибрала его к рукам и после этого начала активно работать в кино. Она - настоящая женщина, у которой много мужчин, много детей, и актриса - блестящая. Мне она тоже очень нравилась, но была занята. Такой уровень кавалеров - Чухрай,Миша Ефремов... Считаю, что пробиться актрисам, не будучи чьей-то любимой женщиной, очень сложно. Зато если повезет... Примеры известны всем: Ладынина и Пырьев, Александров и Орлова, Колосов и Касаткина,Наумов и Белохвостикова. Есть сто красивых, одинаковых по типажу и таланту актрис, а в кино нужно пять - десять человек.
- А кому посчастливилось выйти за вас?
- Сейчас я счастлив в третьем браке. Первый раз женился на однокл асснице Галине Кубатской, нам тогда по 19 лет было. Родили сына Егора, ему уже 40. Егор работает у меня в театре, раньше занимался бизнесом, владел фирмой трансперевозок, но что-то не задалось.

Второй раз я женился на актрисе Маше Катаевой, мы вместе работали. Родился сын Михаил. Теперь ему 35, предприниматель. С третьей, нынешней женой Еленой Черных мы уже почти 30 лет вместе. Нашим сыновьям-двойняшкам - Семену и Василию - по 28. Лена тоже была актрисой моего театра, потом работала телеведущей, а сейчас - управляющая в торгово-развлекательном центре «Город». Супруга на 19 лет меня моложе. Наши сыновья - актеры моего театра. Они с шести лет играли в спектаклях и вряд ли какую-то другую профессию могли выбрать. Семен сейчас много снимается, а у Васи есть еще и фирма по продаже духов, к тому ж он - директор нашего театрального буфета.

Родом Нонна Мордюкова с Кубани – из станицы Константиновская Донецкой области. Мама Ноябрины – так назвали своего шестого ребенка родители, была председателем колхоза и по словам актрисы «пламенной коммунисткой». А еще певуньей — пела и аккомпанировала себе на гитаре. Отец, вернувший с фронта без ноги, трудился в колхозе…

Нонна с ранних лет была уверена в том, что жизненный путь ей предназначен далекий от сельхозтруда. Мечта стать артисткой была столь сильной, что девочка сочинила письмо знаменитому артисту Николаю Мордвинову (увидела его в фильме «Богдан Хмельницкий»), где спрашивала совета, что ей нужно делать, «чтобы на Любовь Орлову выучиться». Удивительно, но кумир миллионов советских зрителей девчонке-станичнице ответил и подсказал, что ей следует поступить в институт кинематографии, а для этого приехать в Москву, где непременно связаться с ним.


Николай Мордвинов. Кадр из фильма «Богдан Хмельницкий»

Весной 1945 года, сразу после Победы в Великой Отечественной войне, Нонна отправилась в столицу – в товарном поезде, с маленьким чемоданчиком, где лежали самые необходимые вещи, а из еды – только кукурузные лепешки. Преодолев многодневный путь, к доброму покровителю Мордвинову обратиться постеснялась и поступать решила сама. На вступительные экзамены во ВГИК опоздала, но сумела уговорить членов приемной комиссии все-таки разрешить ей показаться. Про то, что следовало подготовить отрывок из прозы, басню и стихотворение девушка из далекого села не знала. Кто-то из удивленных экзаменаторов предложил ей в вольном стиле поведать что-нибудь из ее жизни в родном краю. Рассказ о станичниках оказался таким смачным, что все присутствующие хохотали до слез. Горе-абитуриентка была зачислена.


Кадр из фильма «Молодая гвардия», 1948 год

Уже на втором курсе состоялся кинодебют Мордюковой – Сергей Герасимов утвердил студентку на роль Ульяны Громовой в экранизации романа Александра Фадеева «Молодая гвардия». Фильм прогремел, юную актрису узнали зрители всего Советского Союза, она стала знаменитой. Более того, за блистательное исполнение роли Нонна вместе с другими участниками была награждена высшей государственной премией – Сталинской.

Казалось бы, после такого оглушительного успеха Мордюкову должны были приглашать сниматься нарасхват, но нет – наступила пауза. Долгая. По непонятным причинам режиссеры Нонну в свои картины не звали – возможно, опасались ассоциаций с прежним героическим образом. Этот временной провал артистка пережила мучительно. Приглашения на съемки стали поступать только через пять лет и лишь на эпизодические роли. И только 12 лет спустя картина Юрия Егорова «Простая история» вернула актрисе прежнюю славу, и она снова стала активно сниматься…



После фильмов «Председатель», «Женитьба Бальзаминова», «Тридцать три», Мордюкова стала очень популярной. Но ей пришлось пережить тяжелый стресс из-за снятого в 1967 году «Комиссара».


Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова», 1964 год



Кадр из фильма
«Председатель», 1964 год


Кадр из фильма
«Тридцать три», 1965 год

Фильм о гражданской войне с Мордюковой и Быковым в главных ролях вызвал резко негативную реакцию у кинематографических чиновников. Его сочли возмутительным с точки зрения идеологии и наложили категорический запрет на показ, а «крамольного» режиссера Александра Аскольдова отлучили от профессии. Все копии фильма были уничтожены, чудом сохранился единственный экземпляр! Благодаря ему 20 лет спустя картину смогли увидеть зрители, причем, не только советские, но и зарубежные. Картина, собрав десятки призов на всех мировых кинофестивалях, получила статус «шедевра мирового кинематографа» – так записано в американской энциклопедии. А исполнительница заглавной роли была включена Британской энциклопедией «Who is who» («Кто есть кто») в первую десятку самых выдающихся актрис ХХ века. И в дополнение имя Нонны Мордюковой было присвоено одной из малых планет Солнечной системы.



Кадр из фильма «Комиссар», 1967 год

Сама Нонна Викторовна высказалась на эту тему так: «Надо же, где-то уже летает моя звезда – малая планета «Нонна», названная моим именем… Никогда бы не подумала, что попаду в десятку актрис века. Вот так всегда получается: когда не думаешь, все само на тебя валится…» Но режиссер комментировал это иначе. «Долгим был путь Мордюковой к признанию, – говорил Александр Яковлевич. – Представьте только, что пережила она, сколько мук претерпела. Снялась в очень трудном фильме, как для воплощения, так и для понимания. И два десятка лет ей в уши жужжали о том, что она совершила преступление…»

Личная драма: Тихонов…

Личная жизнь Мордюковой тоже складывалась далеко не идеально. Замуж она вышла в студенчестве, в 22 года – за 19-летнего красавца Вячеслава Тихонова, встреча с которым произошла на съемках «Молодой гвардии». Слава играл Володю Осьмухина. По одним сведениям, Нонна добивалась внимания молодого актера, по другим – наоборот, он моментально влюбился в яркую, талантливую кубанскую казачку и активно за ней ухаживал. Но как бы то ни было, они сошлись. Точь в точь, как лед и пламень: сдержанный, молчаливый Вячеслав и громкая, буйного нрава Нонна. Этот союз удивлял всех. «Девственными мы со Славкой друг другу достались, – вспоминала впоследствии Мордюкова. – Встречаясь, обнимались по закоулкам, целовались на лестничных площадках…»
В 1949 году они поженились, год спустя у них родился сын Владимир. И тогда же стало понятно, что семейная жизнь не ладится… Они ютились в четырехкомнатной коммуналке, где проживало еще три семьи. Их комнатенка – проходная, через которую постоянно ходили все соседи. Спали в углу, огороженном шкафом, от общей кухней их комнату отделял фанерный лист. Вдобавок к Нонне постоянно приезжали родственники из станицы, спавшие прямо на полу. Тихонова, парня из подмосковного Павловского Посада, единственного сына родителей, такая ситуация страшно нервировала. Проблем добавляли и финансовые трудности, денег не хватало катастрофически. «Развивалась наша семейная жизнь коряво, — вспоминала Мордюкова. – Тяжко жили, от зарплаты до зарплаты еле перебивались, копейки считали, постоянно в долгах, как в шелках…» По словам одной из подруг актрисы, Галины, «очень скоро им опостылели бытовые трудности; оба старались по-максимум реализовываться в творчестве, только бы не возвращаться в крохотную квартирку». И сама Нонна Викторовна рассказывала: «Мы мучились, а не жили, поскольку домой идти не хотелось обоим… Не вышло ничего между нами, и никто в этом не виноват. Просто не подходили мы друг другу, а сравнить-то ни мне, ни ему было не с чем… В юности Тихонов был каким-то… неприспособленным к жизни, и все молчал – как тот Штирлиц… Почти сразу я поняла, что он не нужен мне активно, трагически… Эта совместная жизнь сожгла меня дотла…»

Вячеслав Тихонов. Фото: East News

Брак продержался целых 13 лет, хотя практически с самого начала Мордюкова хотела с мужем разойтись. Не позволяла мать. «Не бросай Славку, доча, все-таки он парень хороший, – увещевала дочку Ирина Петровна. – А бросишь — будешь одна доживать век. Семью, Нонка, сохранить нужно, у вас ведь ребенок…» А Нонна стенала: «Не могу больше терпеть, развестись хочу!» Но разводы в те годы в стране Советов считались стыдным делом. И все же развод состоялся. «Через несколько дней после того, как мама моя умерла – в 53 года, я отнесла заявление в загс. Все-таки не он бросил меня, а я его», – признавалась актриса. Разошлись супруги цивилизованно, не скандаля, но сильно обиженными друг на друга. Их сын в этот момент учился в 6-м классе.

Личная драма: Шукшин…

К Нонне Мордюковой был неравнодушен Василий Шукшин – настолько, что даже делал ей предложение руки и сердца. Но согласия не получил. «Как же я могла согласиться, если была замужем? – Поясняла в одном из интервью Нонна Викторовна причину их несостоявшегося союза. – Во мне очень долго и прочно сидело смиренное, христианское понимание супружества, основанное на честности и преданности. Муж, считала я, должен быть один, на всю жизнь… Потому Тихонову даже не изменила ни разу, хотя Славка и опостылел мне…


Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год. Фото: Global Look Press

А Васька совсем другой был, за ним я хоть на край света полетела бы. Только замужество не позволило. Наш со Славкой сын в школу пошел…» Про общение с Шукшиным после знакомства на съемках фильма «Простая история» Мордюкова рассказывала так: «Вася молоденький был – вольный, холостой, ничейный… Постоянно искал меня глазами, при любом удобном случае втаскивал в литературные беседы… И я безотрывно за каждым его жестом следила, каждое слово его ловила. Не раз он мне говорил: «Мы с тобой созданы друг для друга, и ни с кем ты кроме меня не сживешься». А я и сама это понимала. Поэтому-то у нас так все ладно шло на съемочной площадке… Был между нами очень сильный магнит…»


Кадр из фильма «Простая история», 1960 год

Личная драма: и другие…

Развод с Вячеславом Тихоновым был единственным официальным разводом в жизни Нонны Мордюковой. Не потому что больше в ее жизни не было мужчин, или она с ними не расставалась. Романов было немало, среди них и многолетние, но ни с кем из своих партнеров Нонна Викторовна отношения так и не зарегистрировала. «Замуж я ходила, да вот только без загса, – говорила актриса. – Потому что все мужья мне попадались – не те. Красивы, как боги, были, но при этом инфантильные какие-то, несостоявшиеся, характером слабые… Хотя ухаживали знатно – со стихами-посвящениями, с цветами, а потом садились на шею. Лелей их, корми…» С обаятельным красавцем Борисом Андроникашвили — выпускником сценарного факультета ВГИКа, музыкантом, сыном писателя Бориса Пильняка и актрисы Киры Андроникашвили, а также бывшим мужем Людмилы Гурченко, Мордюкова прожила в гражданском браке пять лет. Ради него даже сменила имидж — перекрасила свои темные волосы в светлые. По рассказам близких, бойфренд возлюбленной своей восхищался, с восторгом всем сообщал, что «Нонночка гениально готовит супы», однако деньги, заработанные актрисой пропивал и спускал на ветер. Как вспоминала актриса: «На протяжении пяти лет в его печатной машинке торчал один листок, на котором так ничего и не было написано…»


Владимир Сошальский. Фото: Global Look Press

Другим гражданским мужем был актер Владимир Сошальский. Это незарегистрированное супружество продлилось гораздо меньше – всего полгода. Мордюкова рассказывала: «Каждый день он говорил: «Тебе-то хорошо, ты актриса известная». И продолжал сидеть дома, не работая…» Впоследствии признавалась: «Ох, как сильно я устала слышать про себя, что я сильная. Как же мне это надоело. Да и не правда все. Наоборот, я мягкая, как воск, да только не встретилась мне в жизни надежная мужская рука». А однажды Нонна призналась сестре: «Нельзя мне любить, я тут же превращаюсь в рабыню и должна тапочки ему приносить…»

певец Юлиан с Нонной Мордюковой. Фото: facebook.com

ПВ 1990-х годах в СМИ упорно муссировалась информация о появлении у Мордюковой молодого любовника – начинающего эстрадного певца Юлиана – дескать, она устроила даже парня жить в своей однокомнатной квартире. Актриса негодовала. Как рассказывал Юлиан, с возмущением говорила ему: «Они пишут, что мы любовники. Пойди, расскажи им о том, что спишь у меня в кухне на раскладушке!» Они познакомились в Череповце, на гастролях, где состоялось одно из первых выступлений 17-летнего студента ГИТИСа. Нонна Викторовна, по словам Юлиана «была в жутком стрессе, и я стал ей вторым сыном — она перенесла на меня всю свою материнскую любовь». В конце жизни актриса сказала молодому человеку: «Я еще как-то живу благодаря тебе…»

Личная драма: сын…

Актриса воплотила на экране множество образов сильных, волевых женщин. Были среди них и трагические образы матерей. Последней в кинематографической палитре актрисы и вообще последней ее крупной киноработой, стала главная роль в фильме Дениса Евстигнеева «Мама». Снятом в 1999 году – о реальной истории семьи Овечкиных, произошедшей десятью годами ранее. Когда мать погубила своих взрослых сыновей, подбив их на террористический акт — угон самолета. Мордюкова великолепно справившись с ролью, но так и не смогла понять, как мать могла толкнуть собственных детей на преступление. «Мать каждым своим поступком хочет помочь своим детям и ради этого готова затеять любую канитель, — говорила актриса. — Цель матери одна, и позыв один и тот же — спасти свое дитя, а не погубить… И все же губит».


Кадр из фильма «Мама», 1999 год

У актрисы аналогичный опыт в кино уже был – когда она играла Матрену в фильме Григория Чухрая «Трясина». Ее героиня из-за безумной любви к сыну погубила его: спасая от фронта, вынудила преступить закон, стать дезертиром, что в итоге толкнуло парня на самоубийство. Полгода восстанавливалась Нонна Викторовна после этих страшных съемок, где ей пришлось вытягивать сына из петли. А несколькими годами ранее актрисе довелось сыграть еще одну мать — в фильме «Русское поле». Экранным ее сыном в картине был родной сын — Владимир. По сюжету героиня Мордюковой хоронит его – солдата, погибшего на острове Даманском. Артистка категорически отказывалась участвовать в сцене с гробом, но юноша уговорил – ему не хотелось менять сценарий. «Невыносима для меня была эта сцена, очень страшно было играть, — признавалась Мордюкова. — Он держал меня за плечо и уговаривал: «Мама, ты что?! Не переживай! Вот же я — живой…»

19 лет спустя случилась трагедия — Нонне Викторовне пришлось не на экране, а в реальной жизни хоронить своего единственного сына. Официально смерть 40-летнего Владимира произошла в результате сердечной недостаточности. Неофициально – от передозировки. На протяжении многих лет он страдал от наркотической и алкогольной зависимости. Врачи предупреждали, что состояние здоровья критическое – с учетом того, что артист перенес инфаркт и два инсульта. Но справиться с недугом он не сумел…

С сыном Владимиром Тихоновым. Кадр из фильма «Русское поле», 1971 год. Фото: Global Look Press

Как рассказывала подруга Мордюковой, возможность полноценно общаться с отцом и матерью у парня отсутствовала с детских лет, поскольку они постоянно пропадали на съемках. А когда родители появлялись, они частенько критиковали сына, считая, что таким образом сделают его более активным и направят по своим стопам. Он эти попреки переживал болезненно. Еще более мучительно пережил их развод и все большее отдаление отца. Как вспоминала Мордюкова: «После того, как мы развелись, Слава возненавидел меня, сыном практически не занимался, да и видел-то его всего несколько раз». Володе тогда было 13 лет – сложный психологический и физиологический подростковый период …

Парень мечтал о профессии юриста, но мать настояла на поступлении в театральное училище имени Щукина. Там выяснилось, что у студента есть талант, ему прочили блестящую актерскую карьеру. Но Владимиру довелось сняться только в семи кинофильмах. Как рассказывала первая его жена — актриса Натальи Варлей: «Володю с детства тяготила известность его родителей, он считал, что оказался заложником их славы…» К наркотикам парень приобщился в 16-17 лет – в тот период, когда его мать четыре месяца пропадала на съемочной площадке фильма «Комиссар». Нонна Викторовна вспоминала потом: «Когда я вернулась, он находился в больнице. Примчалась к нему. Он был виноватый, но веселый. Признался, что приятель принес «колеса» и пиво, и дал слово, что это больше не повторится. Мне так хотелось поверить, и я поверила…» Увы…

Впоследствии сын актрисы отслужил в армии, работал в театре, снимался в кино, дважды женился, в обоих браках стал отцом сыновей, но даже такие жизненно важные события не смогли избавить его пристрастия к наркотикам и алкоголю. Подруга Нонны Викторовны говорила, что Мордюкова часто повторяла: «Если вспоминать об этом, обрыдаться можно!» А сама артистка однажды рассказала, что матерью всегда была тревожной, даже следила за сыном, когда он был школьником: «Переживала, как бы не попал в дурную компанию. Очень радовалась, когда Володя друзей нашел – приличных мальчиков. Вежливые, дружелюбные, приветливые, сидят вместе в сиреневых кустах и тихонько на гитарке наигрывают… Ох, как бояться нужно таких посиделок с гитарами!.. В 10-м классе от наркотиков на тот свет отправился Сёма, следом Петя умер… И я запаниковала».



Кадр из фильма «Мама»
, 1999 год

Всеми способами старалась мать спасти свое дитя. Звонила и бывшему мужу, просила помочь, но по словам Мордюковой «он отмахивался – сама, мол, с ним и разбирайся». Она билась за жизнь сына, пыталась вытащить его из беды, но уже было поздно — болезнь была слишком запущенной… «Не должно быть так, чтобы родители переживали своих детей, — страдала Нонна Викторовна. – Какое страшное горе! Врагу такого не пожелаешь… Боль свербит в сердце, не рассасывается, словно кол в него вбили…» По рассказам подруги актрисы, до конца своих дней она «с Володей разговаривала — как с живым».

Личная драма: затянувшееся прощение…

Тихонов и Мордюкова между собой не общались. «Нет у нас причин общаться, — констатировала Нонна Викторовна. — Обида у меня на всю жизнь осталась на него. Ну, никогда ведь, ни разочка с днем рождения он меня не поздравил. А я все ждала, что вспомнит…» Дождалась все-таки — полвека спустя.

В день 80-летия актрисы Вячеслав Тихонов обратился к бывшей жене по телевизору. Не только поздравил с юбилеем, но и прощения у нее попросил. «Нонна, — сказал, — прости. Виноват я, перепутал твою жизнь. А отношусь я к тебе хорошо, и все пустяки…» А три года спустя, в день юбилея Тихонова, шаг к примирению сделала и Нонна Викторовна — позвонила Вячеславу Васильевичу из больницы, где лежала. Поздравив, сказала: «Прости меня, Славочка, не держи зла… Не обращай внимания на то, что было, я ведь тоже твою жизнь запутала… Ты единственный у меня родной мужчина. Был и есть… И я тебя тоже прощаю за все, чем недовольна была… Живи долго! У тебя хорошая семья…» Они впервые за многие годы поговорили – и о молодости своей, и о сыне покойном…
Так в конце жизни два великих актера повинились друг перед другом и обоюдно прощения друг у друга попросили. Потом Нонна Викторовна признавалась: «Будто камень у меня с души упал…»

Нонну Мордюкову знали и любили не только в Cоветском Союзе, но и за рубежом. Британская энциклопедия Who Is Who, например, включила звезду в первую двадцатку самых выдающихся актрис XX века. Об этой легендарной женщине "Комсомолке" рассказал ее близкий друг - певец и композитор, народный артист Играф Йошка.

Заработала за месяц на пять автомобилей

Я встретил Нонну Мордюкову в конце 50-х, - вспоминает Играф Йошка. - В то время она была замужем за Вячеславом Тихоновым, их сын Володя ходил в третий класс. Признаюсь, как женщина она не произвела на меня особого впечатления. Но потом я увидел ее в работе и понял, что она выдающаяся актриса. Мы общались сначала на концертах, на чьих-то днях рождения. А плотное творческое сотрудничество началось, когда появилось цыганское трио "Ромэн" (Играф Йошка - солист и основатель ан­самбля. - Ред.). Где-то в 1975 году я ей предложил выступать с нами. Мы сделали совместную программу, стали ездить на гастроли. У нас был бешеный успех! Даже Володя Высоцкий, с которым я дружил, оценил наш проект. Володе нравилось, как поет Мордюкова. Он любил все хорошее в музыке. Говорил: "То, что скучно, - это уже не искусство". Нонна никогда не училась музыке, но у нее был великолепный слух.

У нас с ней столько было концертов по стране - о-о-ой! Она месяц с нами поработала, заработала 50 тысяч рублей. А тогда "Волга" стоила 10 тысяч. Она - мне: "Играфчик, я такие деньги никогда в жизни не зарабатывала! Давай я с вами поделюсь". Я - ей: "Ты что, с ума сошла, мы же тоже зарабатываем". Она тогда в долгах была, так сразу со всеми рассчиталась, купила себе все, что хотела, сестрам помогла, сыну.

Чего Нонна не умела - это копить. Она была бессребреницей. Говорила: "Все равно потом умрешь и с собой ничего не заберешь". Всегда жила бедно. Однажды она меня разозлила, я сказал: "Ты - народная артистка, а живешь, как нищета дворовая! Откроешь твой холодильник, а он пустой - один надкусанный бутерброд только". Она стеснялась говорить, что у нее нет денег.

Увела супруга у Гурченко

В искусстве и в обычной жизни это были два разных человека, - продолжает музыкант. - В быту - простая, общительная, смешливая. Я сразу обратил внимание, что она души не чает в сыне. Занималась им, отдыхать они вместе ездили. В ней не было заносчивости. Муж ее Вячеслав Тихонов - тот другой был совсем, самовлюбленный, высокомерный.

Мордюкова признавалась, что с Тихоновым у нее не складывались отношения…

Когда они, еще студенты, снимались в "Молодой гвардии", у нее был роман с Сергеем Герасимовым, режиссером картины и руководителем их курса. А потом Герасимов просто заставил Тихонова жениться на Мордюковой, чтобы его жена Тамара Макарова ничего не узнала. Тихонов не смог отказать учителю. Стал жить вместе с Нонной в студенческом общежитии. Позже они расписались (писатель Федор Раззаков в своей книге утверждает, что роман Герасимова с Мордюковой даже обсуждали на ЦК КПСС и режиссеру поставили на вид: мол, непристойные отношения грозят ему крахом карьеры. - Ред.). Потом Нонна должна была сниматься в фильме Герасимова "Тихий Дон" - она же казачка. Но Тамара Макарова сказала, что подаст на развод. Герасимов был вынужден пригласить на главную роль Элину Быстрицкую.

С Тихоновым Нонна, конечно, натерпелась. Признавалась, что он ее не любил. Называла его бесчувственным сухарем, мол, "чаще всего видела только его спину". И все же у них рос сын. Они пытались сохранить семью.

В мемуарах Мордюкова писала, что она изменяла мужу.

Художник по костюмам Тамара Каспарова рассказывала, что, когда Мордюкова узнала про измену Тихонова (на съемках фильма "Мичман Панин" у него начался роман с латышской актрисой Дзидрой Ритенбергс), Нонна переживала, работать не могла. Они прожили 13 лет и все же развелись, когда Володя пошел в шестой класс, через два дня после смерти матери Нонны.

Говорят, после тяжелого развода она залечивала рану романами. Например, чтобы завоевать сына писателя Бориса Пильняка Бориса Андроникашвили, тогдашнего мужа Людмилы Гурченко, перекрасилась в блондинку…

Точно не знаю. Но Мордюкова всегда недолюбливала Гурченко - та стремилась быть в центре внимания, гвоздем программы. Нонна же в компаниях старалась не выделяться. Андроникашвили был гораздо моложе Нонны, на публике она с ним нигде не появлялась. Хотя слухи ходили.

Вторым ее мужем после Тихонова стал актер Владимир Сошальский. В отличие от сдержанного Тихонова Сошальский был как пламя, темпераментный (актер был женат шесть раз. - Ред.). Они с Нонной изводили друг друга ревностью. Их брак продлился всего полгода. Помню, я сидел у ее сына Володи. Она зашла и спросила: "Володя, у тебя нет денег? Я иду разводиться с Сошальским, а у меня даже денег нет". За развод в те годы надо было платить. Я ей говорю: "На, Нонна, 50 рублей, на развод хватит".

"Спала у порога - сына ждала"

У нас с Нонной были самые теплые отношения до смерти ее сына, - вздыхает Играф Йошка. - Потом она замкнулась в себе и ни с кем не хотела общаться. Сына Володю Нонна очень любила, его смерть стала для нее громадной трагедией. Она говорила: "Надо было как брошку его приколоть на груди и носить, от себя не отпускать". Но как можно было сына все время держать возле себя? Я ее всегда убеждал: "Сыну уже 30 с лишним лет, он женился на Наташе Варлей, у них родился сын. Володя уже не маленький мальчик".

Он жил нормально, но потом задружился с водкой, и Наташа Варлей от него ушла. Он стал сильно выпивать, употреблять наркотики. С Мордюковой они вместе сыграли в фильме "Русское поле", в котором по сценарию мама хоронит сына. Ходили разговоры, что дурная примета сработала…

После смерти Володи Нонна страшно изменилась. Я даже думал, что она от горя начала сходить с ума. Около порога спала - ждала сына. Жизнь больше не интересовала Нонну, она перестала выступать, почти не снималась. Винила себя в его гибели...

Пять самых известных фильмов артистки

  1. "Молодая гвардия" (1948) - Ульяна Громова.
  2. "Комиссар" (1967) - Клавдия Вавилова.
  3. "Бриллиантовая рука" (1968) - Варвара Сергеевна Плющ, управдом и соседка Горбунковых.
  4. "Родня" (1981) - Мария Васильевна Коновалова.
  5. "Ширли-мырли" (1995) - работница загса.

О ЛИЧНОМ

"В мужчинах меня привлекал декоративный вариант"

О своих многочисленных романах Нонна Марковна писала в автобиографии:

"Выходила я замуж, да только без загса. Правда, неудачно. Мужья мне все не те попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся. У одного все пять лет нашей жизни пишущая машинка на одной странице была заправлена, другой чуть ли не каждый день присказку повторял: "Тебе хорошо, ты известная артистка". А я наделяла их несуществующими достоинствами, пока однажды пелена с глаз не падала… От женихов, конечно, отбоя не было, да все больше пацанва рядом крутилась - на 15 - 20 лет моложе меня. Я прямо ночами уже от них отбивалась, а вот настоящий мужчина так и не повстречался. А мне ведь всего-то и хотелось, чтоб внимательный был да чтоб ноши семейные на свои плечи взял… Однажды угораздило влюбиться в чистокровного князя. Меня, провинциалку, вечно тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть, к "белой косточке". В общем, привлекал декоративный вариант".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!