Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международный договор о космосе. Договор о космосе был хорош, но подходит ли он нашему времени

33. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Или, для краткости, просто «Договор о космосе». Этот договор формирует основу международного космического права. Договор первоначально был подписан СССР, СГА и Великобританией (они же суть его депозитарии) 27 января 1967 года и вступил в силу 10 октября того же года. Сейчас около ста стран его полностью приняли, а около 30 – подписали, но не до конца ратифицировали. Так или иначе, договор охватывает большинство государств Земли.

Среди его принципов есть, в частности, такие вот. Договор запрещает своим участникам размещать ядерное оружие или любое другое оружие массового уничтожения на околоземной орбите, устанавливать его на Луне или ещё каком небесном теле, равно как и размещать его в открытом космосе. Договор ограничивает использование Луны и других небесных тел мирными целями и запрещает их использование для испытания любого вида оружия, проведения военных манёвров и основания военных баз, сооружений и укреплений (статья 4; да, это очень смешно). Однако же договор не запрещает размещение обычных, неядерных вооружений на орбите. В договоре также сказано, что освоение и исследование космоса должно проходить во благо и на пользу всех государств и что все странам дозволяется исследовать и использовать космос. Ну, понятно, в мирных целях.

Договор запрещает какой-либо стране объявлять небесное тело – к примеру, Луну – своею собственностию, поскольку они являются общим наследием человечества. Статья 2 утверждает: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». При этом государство, запускающее какой-нибудь космический аппарат («объект»), сохраняет над ним свой контроль и юрисдикцию. Это государство также несёт ответственность за ущерб, причинённый их космическими аппаратами, и должно избегать загрязнения и причинения ущерба космосу и небесным телам.

Статья 6 говорит о международной ответственности: «Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства - участника Договора». Также утверждается, что участники договора будут нести международную ответственность за свою деятельность в космосе вне зависимости от того, осуществляется она под руководством правительства страны или ещё как-то (ну там, частными фирмами).

Статья 9 какбе говорит нам: «Если какое-либо государство - участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством - участником Договора или гражданами этого государства - участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств - участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту». Это типа чтобы мы с СГА, играя в Холодную войну, не забывали о природе и о других царствах-государствах.

В 1979 году ещё хотели сделать продолжение в виде Договор о Луне, но его чего-то вот особо никто из заинтересованных стран не ратифицировал.

Недавно (начало 2000-х) хотели протолкнуть «SpacePreservationAct», который бы запретил вообще любое оружие в космосе, но пока что мало что получается.

2222 (XXI). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Государства - участники настоящего Договора ,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая , что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотруд-ничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между госу-дарствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную "Декларация правовых принципов в деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства", единодушно принятую Гене-ральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воз-держиваться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, едино-душно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 1963 года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 года, которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными , что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

В 2016 американский астронавт Рональд Гаран написал книгу «Из космоса границ не видно». Её посыл очень прост - глядя на планету из иллюминатора Международной космической станции, политические границы кажутся архаичными рудиментами, которые не имеют никакого смысла.

Но мы вернемся на Землю и взглянем обратно, в звездные дали. Как и любая окружающая нас территория, это пространство не обошла законодательная регуляция. Рассказываем, какие правила действуют за пределами нашей планеты и зачем они нужны.

Космос и его конституция

Главный свод «внеземных» законов - «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Монструозное название, из-чего соглашение называют просто договором о космосе.

Оно было подписано в разгар Холодной войны, в 1967 году, тремя державами: США, СССР и Великобританией. Сейчас условия договора приняли около 100 стран.

Впрочем, первые попытки разобраться, кто и чем будет владеть в космосе, предпринимались даже ранее - Управление ООН по вопросам космического пространства сформировали еще в 1958 году.

«Нет!» войне и частной собственности

Все затевалось ради исполнения простых принципов: космос должен остаться мировым достоянием , а не полигоном для испытаний вооружения или национальными владениями.

В договоре о космосе всего 17 статей - создатели попытались избежать бюрократической избыточности. Большинство положений регулируют мирный статус космоса: например, Луну и прочие небесные тела нельзя оккупировать или использовать в качестве военной базы.

Запрещено и размещения ядерного оружия на орбите.

Кроме того, закрепляется особый статус космонавтов - государства-участники обязуются помогать им в случае аварийных ситуаций. При этом сами пилотируемые спутники и их экипаж остается под юрисдикцией страны, совершившей запуск.

Единственное исключения - это МКС : судьбу её команды, в случае нарушений, подразумевающих криминальную ответственность, будет решать специальный консультативный совет.

Один из главных пунктов договора - обязательство страны-участника контролировать исполнение правил не только государственными структурами, но и частными компаниями. В последние годы, с расцветом коммерческой космической индустрии, этот вопрос встал особенно остро.

Добыча из космоса

Космических юристов совсем немного, но перед ними большие задачи. К примеру, компании вроде Planetary Resources и Deep Space Industries, намерены вести горнодобывающие работы на астероидах.

В свою очередь Moon Express хочет добывать ископаемые на Луне. В 2015 году в США приняли закон, согласно которому за компаниями закрепляется владение материалами, добытыми в космосе - якобы это не противоречит Договору.

Однако ситуация запутанная, поскольку решение не согласовано с остальными державами.

Ведь ставки высоки. К примеру, лунная кора содержит запасы железа, титана, алюминия, магния, серы, калия, натрия. Главным же достоянием спутника считаются залежи изотопа гелий-3.

Сфера его применения - энергетика, он отлично подходит в качестве топлива для термоядерных реакций. И не забывайте про снующие туда-сюда астероиды. Часто в их составе находится большое количество ценных металов, вроде золота, кобальта, осмия, палладия, платины.

К примеру, за весь 2014 год в мире добыли всего 161 тонну платины (лидирует, к слову, российский «Норникель» ). Из огромной металлической глыбы диаметром полтора километра можно извлечь и больше. Неудивительно, что оценочная стоимость некоторых астероидов достигает $20 трлн .

Опять же для сравнения - мировой долг по состоянию на 2017 год составляет около $217 трлн.

Внеземная угроза

Так то звезды, как гласит название дилогии Сергея Лукьяненка, не просто холодные, но и дорогие игрушки . Однако, и это не единственный повод для беспокойства.

Если отправитесь в путешествие на Луну или Марс, то вашему кораблю придется пройти строжайшую процедуру дезинфекции - положения договора о космосе обязывают следить за тем, чтобы не заселить что-нибудь в округе земными бактериями.

Работает это и в обратную сторону: привозить с собой гостей инопланетного происхождения нежелательно .

Пока что космический договор 1967 года неплохо справляется со своими задачами, но впереди его ждут большие вызовы. Раньше страны и компании вели себя достаточно предсказуемо: запускали на орбиту исследовательские или телекоммуникационные спутники, общими усилиями строили МКС.

Но времена меняются.

Илон Маск открыто говорит о перспективах колонизации Марса, компания Bigelow Aerospace намерена строить свои космические станции, а Роскосмос прицеливается к добыче ископаемых на Луне.

Пора задуматься о будущем

Люди, кажется, отряхнулись от длительного сна и вспомнили слова Рэя Бредбери. Классик научной фантастики на склоне лет сказал: «Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением - пить пиво и смотреть сериалы».

Возможно, у нас все-таки получится совместить эти занятия: если разберемся, как все регулировать.

Поставьте оценку.

договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, международный договор, 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Подписан 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями - СССР, США и Великобританией. В тот же день началось подписание договора др. государствами. Для стран, подписавших его, договор вступает в силу с момента сдачи ратификационных грамот на хранение государствам-депозитариям (на 1 мая 1971 договор подписали 90 стран, в том числе СССР, УССР, БССР). Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров.

Договором определён общий принцип международной ответственности государств - его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству - участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств - участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

Публ.: «Ведомости Верховного Совета СССР», 1967, № 44, ст. 588.

А. И. Иойрыш.

0:29 02/02/2017

👁 465

Освоение космоса регулируется серией сложных международных договоров и соглашений, которым уже много лет. Первый и, вероятно, наиболее важный из них отметил свое 50-летие 27 января - Договор о космосе (или, если длиннее, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства). Этот договор, подписанный в 1967 году, был составлен Организацией Объединенных Наций и сегодня остается «конституцией» космического пространства. Его подписали и сделали официальным (ратифицировали) 105 стран по всему миру.

Пока этот договор функционировал довольно хорошо. Но все чаще стали возникать проблемы с ним. Переживет ли он еще 50 лет?

Договор о космосе, как и все международные законы, технически привязан к странам, которые его подписали. Но очевидное отсутствие «космической полиции» означает, что практически исполнить его нельзя. Поэтому страна, отдельное лицо или компания могут просто его игнорировать, если пожелают. Последствия невыполнения могут включать санкции, но по большей части просто негодование и неуважение со стороны международной арены.

Однако интересно, что за 50 лет своего существования этот договор ни разу не был нарушен. Хотя практические проблемы появлялись, их всегда удавалось разрешить по условиям Договора о космосе, никоим образом его не нарушая.

Проблемы Договора

Хотя в договоре нужно пересматривать множество пунктов, один из важнейших заключается в том, что космическое пространство должно использоваться для «мирных целей» - оружие массового уничтожения в космосе использовать нельзя. Другой пункт - небесная территория ( или , например) не подлежит «национальном присвоению». Другими словами, ни одна страна не может претендовать на нее.

Эти пункты были проблемными с тех пор, как договор вступил в силу - первым примером такой проблемы стала декларация в Боготе в 1976 году. Группа из восьми стран пыталась претендовать на владение сегментом над их землями - так, что если бы их границы проецировались бы в небо, любой «стационарный» спутник всегда оставался бы в пределах своих границ.

Они утверждали, что это пространство не подпадает под определение «космического пространства» Договора о космосе, а значит является «природным ресурсом». Это заявление не было воспринято как попытка нарушить договор, а скорее уточнить, что орбиты, которые идут вокруг экватора или в направлении вращения , должны принадлежать странами под ними. Однако это в конечном итоге не нашло поддержки международного сообщества.

В 2007 году Китай, как считали, нарушил договор, когда сбил один из собственных метеорологических при помощи наземной баллистической ракеты средней дальности. Это событие было воспринято как «агрессивное» Японией, но поскольку ракеты не подпадают под определение «оружия массового уничтожения», было заключено, что они не нарушают договор. Однако международный протест вызвало облако мусора, повисшее на орбите.

Нужны обновления

Несмотря на важность Договора о космосе, мы должны признать, что в современную эпоху он несколько устарел - поскольку обращен, по большей части, к странам. Многие частные компании (вроде lunarland) используют это и предлагают участки на небесных телах типа Луны. Агенты, занимающиеся продажей этих участков, оправдывают свои действия тем, что по Договору эти территории не подлежат национальном присвоению - технически частные компании или отдельные лица могут эти территории присваивать. Они ведь не страны.

Пытаясь разрешить некоторые из современных недостатков договора, правительство США приняло закон о космосе в 2015 году, в котором говорится, что граждане США могут участвовать в коммерческом исследовании и эксплуатации космических ресурсов. Хотя это может подрывать запрет Договора о космосе на владение небесной территорией, в законе о космосе есть положение о том, что США ни на что не претендуют и ничего не присваивают. Выходит, США «могут» пользоваться небесной территорией, не присваивая ее.

Несмотря на очевидные юридические лазейки и проблемы, этот договор давно лег в основу международного права в отношении космического пространства, и он остается важной основой регулирования космических процессов. То стремление, которое было воплощено в нем на момент написания, создать законы космоса, остается важным - и будут ли в нем приняты какие-нибудь изменения с учетом меняющихся политических и коммерческих обстоятельств, еще предстоит выяснить.

А как считаете вы?

Результаты опроса можно будет до окончания голосования проверить .

Согласно Договору по космосу 1967 г. государства обязаны проводить изучение и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.

Договор о космосе 1967, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, международный договор, 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Подписан 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями -- СССР, США и Великобританией. В тот же день началось подписание договора др. государствами. Для стран, подписавших его, договор вступает в силу с момента сдачи ратификационных грамот на хранение государствам-депозитариям (на 1 мая 1971 договор подписали 90 стран, в том числе СССР, УССР, БССР). Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров.

Договором определён общий принцип международной ответственности государств -- его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству -- участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств -- участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!