Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Матильда кшесинская и ее мужчины. Матильда кшесинская - биография, информация, личная жизнь

15/08/2017 - 17:39

Осенью этого года на широкие экраны выйдет уже успевший наделать много шума фильм Алексея Учителя «Матильда». В картине рассказывается о любовных отношениях последнего императора России Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. На официальном трейлере - большие золотые буквы - «Главный исторический блокбастер года». Претензий к «главный» и «блокбастер» нет, а вот настолько фильм исторический - большой вопрос.

Личность Николая II - это вовсе не темный лес. Царь и его супруга вели дневники и писали друг другу. Их жизнь была как на ладони. Чтобы узнать, как они жили, узнать их историю любви - достаточно посвятить время на изучение исторических документов.

Доподлинно известно, что по-настоящему любовные отношения у монарха были только с его законной супругой - Александрой Федоровной. Она стала матерью его пятерых детей. С другими женщинами, если и встречался Николай II, то только на официальных мероприятиях.

Так кто же такая Матильда? Матильда Кшесинская родилась в аристократической семье: ее родители работали в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и своим детям: Матильде, ее сестре Юлии и брату Иосифу. Все они стали известными артистами балета.

Матильда была очень талантлива, её приняли в труппу Мариинского театра, где она выступала 27 лет.

Знакомство с царем у Матильды произошло 20 марта 1890 года, во время спектакля, посвященного выпускному вечеру. По традиции, на этом спектакле присутствовала вся императорская семья. Тогда Александр III протянул ей руку и попросил быть украшением стола. Он усадил юную Матильду рядом с наследником и в шутку попросил не флиртовать.

Однако чувства между Матильдой и Николаем Романовым вспыхнули мгновенно. Она сразу же влюбилась в голубоглазого наследника. Тем не менее, в дневнике самого Николая II нет ни одного слова об этой встрече. Затем они несколько раз встречались. Через полтора года после знакомства, по словам Матильды, встретились наедине.

После помолвки с Алиссой Гессенской (Александрой Федоровной) тайные встречи прекратились. Николай II написал прощальное письмо Матильде, утверждая, что их встречи - это самое лучшее воспоминание молодости. Кшесинская, к слову, тоже довольно быстро завела новый роман, с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I. Впрочем, роман продлился недолго. У Матильды была очень бурная жизнь, она была очень ветрена. Из-за нее происходили дуэли, из-за конфликта с ней уволился директор императорского театра Сергей Волконский.

Несмотря на то, что существуют воспоминания Матильды, есть письма к ней самого Николая II и множество свидетельств людей, которые жили в то время, фильм вызвал большой резонанс ещё до своего выхода. По мнению многих, в числе которых и Наталья Поклонская, такой скандальных проект заведомо сулит высокую прибыль.»Матильда» не консолидирует общество, она его раскалывает.

Нельзя забывать, что Николая II не просто царь, он святой. В этом то и вся загвоздка. Историческое лицо, канонизированное церковью, стало «особо охраняемым объектом», а Учитель посмел посягнуть на то, что принадлежит совсем не ему.

Если вам понравилась эта публикация,


Прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская была не только одной из ярчайших звезд русского балета, но и одной из самых скандальных и неоднозначных фигур в истории ХХ в. Она была любовницей императора Николая II и двух великих князей, а впоследствии стала женой Андрея Владимировича Романова. Таких женщин называют роковыми – она использовала мужчин для достижения своих целей, плела интриги, злоупотребляла личными связями в карьерных целях. Ее называют куртизанкой и обольстительницей, хотя никто не оспаривает ее таланта и мастерства.



Мария-Матильда Кржезинска родилась в 1872 г. в Петербурге в семье балетных танцовщиков, которые происходили из рода разорившихся польских графов Красинских. С самого детства девочка, выросшая в артистической среде, мечтала о балете.





В 8 лет ее отдали в Императорское театральное училище, которое она окончила с отличием. На ее выпускном спектакле 23 марта 1890 г. присутствовала императорская семья. Именно тогда ее впервые увидел будущий император Николай II. Позже балерина в своих мемуарах призналась: «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».





После окончания училища Матильда Кшесинская была зачислена в труппу Мариинского театра и в первый же свой сезон приняла участие в 22 балетах и 21 опере. На золотом браслете с бриллиантами и сапфирами – подарке цесаревича – она выгравировала две даты, 1890 и 1892 гг. Это был год их знакомства и год начала отношений. Однако их роман продлился недолго – в 1894 г. было объявлено о помолвке наследника престола с принцессой Гессенской, после чего он расстался с Матильдой.





Кшесинская стала прима-балериной, и весь репертуар подбирали специально под нее. Директор императорских театров Владимир Теляковский, не отрицая незаурядных способностей танцовщицы, говорил: «Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской. Она считала балеты своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».







Прима плела интриги и многим балеринам не давала выходить на сцену. Даже когда на гастроли приезжали зарубежные танцовщицы, она не разрешала им выступать в «своих» балетах. Она сама выбирала время для своих спектаклей, выступала только в разгар сезона, позволяла себе длительные перерывы, во время которых прекращала занятия и предавалась развлечениям. При этом Кшесинская первой из русских танцовщиц была признана звездой мировой величины. Она поразила зарубежную публику своим мастерством и 32 фуэте подряд.





Великий князь Сергей Михайлович опекал Кшесинскую и потакал всем ее капризам. Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. на сцене Императорского театра Кшесинская отметила 10-летие творческой деятельности (хотя до нее балерины давали бенефисы только после 20 лет на сцене). На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем.





В 1902 г. у Кшесинской родился сын. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».


После революции и гибели Сергея Михайловича Кшесинская с сыном бежала в Константинополь, а оттуда – во Францию. В 1921 г. она обвенчалась с великим князем Андреем Владимировичем, получив титул княгини Романовской-Красинской. В 1929 г. она открыла в Париже свою балетную студию, которая пользовалась успехом благодаря ее громкому имени.





Она умерла в 99 лет, пережив всех своих именитых покровителей. Споры о ее роли в истории балета длятся до сих пор. А из всей ее долгой жизни обычно упоминают лишь один эпизод:

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Матильда Феликсовна Кшесинская родилась 1 сентября 1872 в Лигово, что под Петербургом, в семье артистов балета Мариинского театра.
Отцом девочки был танцовщик и и оперный певец Феликс Кшесинский , а мать – балерина Юлия Долинская. Матильда была последним тринадцатым ребенком в творческой семье и имела ласковое прозвище Малечка, Маля. Старшие брат и сестра Матильды тоже были актерами. Так что творческая атмосфера в семье не могла не сказаться на становлении девочки.

В 8 лет Матильда стала посещать Императорское театральное училище, а в 15 летбрала уроки у Христиана Иогансона, который остался её учителем на долгие годы, даже тогда, когда она стала признанной артисткой. В 1890 году Матильду зачислили в Мариинский театр, где в первый свой сезон она станцевала в 21 опере и в 22 балетах.

Роман Матильды Кшесинской и Николая II

Но только ли благодаря своему таланту юная балерина достигла таких успехов? Конечно же нет!
Императорский балет всегда являлся частью придворной жизни. Во время выпускного бала Матильда знакомится со скромным юношей и будущим императором, Николаем II.
Это знакомство было одобрено родителями Николая, которые хотели, чтобы сын стал мужчиной.

Флирт молодых людей привел к взаимному влечению. Огонь, охвативший Матильду, обжег и безвольного, инертного Николая. И как обжег! Спустя 60 лет Ксешинская прочтет в дневнике последнего русского царя, изданном за границей, что чувствовал он в то лето: «Ксешинская... мне положительно очень нравится», «Стояние у театра дразнило воспоминания...», «Вернулся... в Красное Село и в тот же вечер был в театре...». Чувство цесаревича было искренним. После первого свидания, когда наследник приехал в дом к Кшесинским под видом гусара Волкова, он писал Матильде: «До сих пор хожу, как в чаду...»

В 1984 году было объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской и любовь молодых людей была обречена. Но Николай обещал во всем помогать Матильде и разрешил обращаться к нему в письмах на «ты». Больше Николай к Кшесинской не ездил. Но, человек чести, расставшись с возлюбленной, он попросил князя Сергея Михайловича заботиться о ней.

Матильда Кшесинская не считалась безупречной красавицей, но, несомненно, была незаурядной женщиной. Она обладала огромной энергией, удивительной силой воли и прекрасно разбиралась в жизненных проблемах. Она умела делать добро, но также, умела и изощренно мстить. Многочисленные фотографии запечатлели эту женщину самодовольной, с вызывающим взглядом.


Была ли Кшесинская великой балериной?

Конечно, нет. Во всяком случае, с Анной Павловой ее и сравнивать нельзя. И, тем не менее, именно Кшесинская властвовала на петербургской балетной сцене. Весь репертуар театра был в ее ведении. Прима просто ставила в известность дирекцию Мариинки, что тогда-то будет танцевать такой-то спектакль - и это выполнялось!
Первенство на сцене было для нее главным, и она никогда не уступала его без борьбы.

Матильда наслаждалась своей властью в театре. Она руководила Мариинкой. Первой ее жертвой стал князь Волконский. Стремясь как-то скрыть короткие ноги, балерина отказалась от фижм, за что дирекция наложила на нее какой-то пустячный штраф. Но вмешался царь, приказ тут же отменили, а князь Волконский вынужден был подать в отставку.

Капризы Кшесинской решали всё. Часто это заканчивалось несправедливостью в отношении к другой балерине. Фаворитка зорко присматривала за своими конкурентками, сама исполняла главные партии в половине спектаклей, а дирекцию держала, что называется, в ежовых рукавицах. Если Кшесинской не давали роль в очередном балете, об этом тотчас же узнавал император, и она ее получала. Когда в балете, предназначенном для дня коронации, Матильде Кшесинской умышленно не дали роли (щадя чувства молодой императрицы), она, как всегда, обратилась к Ники. Композитору было предложено дописать балет специально для Кшесинской - в результате в спектакль ввели новую партию «желтой жемчужины».

Любовница Романовых -Матильда Кшесинская

Но Кшесинская, надо отдать ей должное, умела трогать сердца балетоманов. Техника ее была безупречна, и она постоянно шлифовала свое мастерство. Одной из коронных партий Ксешинской была партия Эсмеральды. Балерина выходила в белой тунике, розовом трико и атласных туфельках, в прелестной шапочке, украшенной золотыми монетами. Словом, это была Эсмеральда не Гюго, а Петипа. Но самым большим ее творческим успехом стала Аврора из «Спящей красавицы». Успех был ошеломляющим. Кшесинская удостоилась похвалы самого Чайковского, который даже задумал написать для нее балет. Увы, этому так и не суждено было сбыться - вскоре композитор умер.

Во всех партиях облик Матильды был неизменен. Газеты ехидничали: «Напрасно госпожа Кшесинская, играя нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного ожерелья. Просящая милостыню, и вдруг в бриллиантах - несуразно». Неизменен был и стиль ее танца: техника всегда превалировала над чувствами. Если Анна Павлова вкладывала в образ всю душу, Кшесинская во всех ролях оставалась блистательной премьершей.

Искусство Матильды Кшесинской могло расцвести лишь в условиях императорского театра, тесно связанного с царским двором. Не случайно ее называли балериной-монархисткой, танцовщицей русского классического академизма. А это предполагало царственность, аристократичность, холодную строгость манер. Содержащий классическую законченность, ее танец все же отличался бравурностью, кокетливостью, пикантностью. И хотя манера танца Кшесинской становилась все более архаичной, виртуозность техники балерины приводила в восторг зрителей Мариинки.

Ей хотелось танцевать все. Но, несмотря на титанические усилия - она занималась в Петербурге и за границей у лучших преподавателей, - первенство ускользало. Кшесинская царствовала в балете несколько лет и ушла со сцены Мариинского театра, еще полная сил, в 1903 году для балерины началась пора гастролей по Европе.

Матильда Феликсовна была хозяйственна и довольно расчетлива - всегда вела расходные книги. Немыслимое богатство дало ей возможность купить участок в лучшей части Петербурга, на Кронверкском проспекте, а также построить дворец, который по роскоши не уступал царским апартаментам. К тому же здесь находились и винный погреб, где хранились изысканные вина, и прачечная, и коровник, и гаражи для авто, выезды...

Особой страстью Кшесинской были драгоценности, каждую из которых она хранила в специальном мешочке или коробочке. В дневнике она с упоением описывает бесценные безделушки, которые во множестве получала от царской семьи, в том числе и первый подарок от Ники - золотой браслет с драгоценными камнями. Подарок действительно был «небольшой» - далее подношения становились все роскошнее...

У нее была слабость - рулетка. В казино Матильду Феликсовну звали «мадам 17», поскольку она ставила только на 17. Расчетливый игрок, Матильда умела и проигрывать. Вставая из-за стола после проигрыша, она всегда улыбалась. Она не теряла формы, участвовала в спектаклях, отправлялась в турне. В 1936 году выступала в лондонском благотворительном концерте, а ей было тогда уже 64 года.

Удары судьбы не ломали эту женщину. Когда кончились деньги, она с мужем поселилась в небольшом домике в парижском предместье. Жалоб от нее никто никогда не слышал. В тяжелые для семьи времена Кшесинская открыла в Париже балетную студию. Ее ученицами были видные танцовщицы, наши и зарубежные звезды - сама Марго Фонтейн приезжала из Лондона брать у нее уроки.

В 1958 году труппа Большого театра приехала на гастроли в Париж. Могла ли она не пойти на их спектакли? «Я плакала от счастья, - вспоминала она. - Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение». Галина Уланова привела ее в восторг. Матильда Феликсовна попросила одного из своих друзей подойти к балерине и передать ей восхищение ее мастерством и талантом. Сама не посмела - общение, пусть даже краткое, с такой эмигранткой, как она, было для Улановой слишком опасным.

Намного пережив мужа, Кшесинская до конца жизни сохраняла прекрасную память. Она взялась за перо и оставила нам живые свидетельства о былом.

Матильда Феликсовна Кшесинская прожила очень долгую жизнь: как говорят, «мафусаилов век» - почти сто лет. Она умерла в Париже в 1971 году и похоронена на знаменитом русском кладбище в Женевьев -дю -Буа.

которые принимали участие в шоу Ильи Авербуха и Первого канала.

БОЛЕРО в исполнении Натальи Осиповой и Романа Костомарова.

Если Вам понравилась моя заметка о Матильде Феликсовне Ксешинской — оставьте свой комментарий, или поделитесь ей со своими друзьями.

До столетнего юбилея прославленная русская балерина не дожила несколько месяцев - она скончалась 6 декабря 1971 года в Париже. Ее жизнь подобна неудержимому танцу, который по сей день окружен легендами и интригующими подробностями.

Роман с цесаревичем

Изящной, почти крошечной Малечке, казалось, самой судьбой было уготовано посвятить себя служению Искусству. Ее отец был талантливым танцовщиком. Именно от него малышка унаследовала бесценный дар – не просто исполнять партию, а жить в танце, наполнять его безудержной страстью, болью, пленительными грезами и надеждой – всем, чем в дальнейшем будет богата ее собственная судьба. Она обожала театр и могла с завороженным взором часами наблюдать, как идут репетиции. Поэтому не было ничего удивительного в том, что девочка поступила в Императорское театральное училище, а совсем скоро стала одной из первых учениц: занималась много, схватывала на лету, очаровывая публику истинным драматизмом и легкой балетной техникой. Через десять лет, 23 марта 1890 года, после выпускного спектакля с участием юной балерины император Александр III напутствовал заметную танцовщицу словами: «Будьте славою и украшением нашего балета!» А потом был праздничный ужин для воспитанников с участием всех членов императорской фамилии.

Именно в этот день Матильда и познакомилась с будущим императором России, цесаревичем Николаем Александровичем.

Что в романе легендарной балерины и наследника российского престола правда, а что вымысел – спорят много и жадно. Одни доказывают, что отношения их были непорочны. Другие, словно в отместку, сразу же вспоминают о визитах Николая в дом, куда возлюбленная вскоре переехала со своей сестрой. Третьи пытаются предположить, что если любовь и была, то исходила она только от госпожи Кшесинской. Любовная переписка не сохранилась, в дневниковых записях императора встречаются лишь мимолетные упоминания о Малечке, зато много подробностей в мемуарах самой балерины. Но стоит ли им беспрекословно доверять? Очарованная женщина легко может «заблуждаться». Как бы то ни было, в этих отношениях не было пошлости или обыденности, хотя петербургские сплетники соревновались, излагая фантастические подробности «романа» цесаревича «с актрискою».

«Полячка Маля»

Казалось, Матильда наслаждалась своим счастьем, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что любовь ее обречена. И когда в мемуарах она писала о том, что «бесценный Ники» любил ее одну, а брак с принцессой Аликс Гессенской был основан только на чувстве долга и определен желанием родни, она, конечно же, лукавила. Как мудрая женщина в нужный момент она покинула «сцену», «отпустив» возлюбленного, едва узнав о его помолвке. Был ли этот шаг точным расчетом? Вряд ли. Он, скорее всего, позволил «полячке Мале» остаться теплым воспоминанием в сердце русского императора.

Судьба Матильды Кшесинской вообще была тесно связано с судьбой императорской фамилии. Ее хорошим другом и покровителем был великий князь Сергей Михайлович.

Именно его Николай II, якобы, попросил «присмотреть» за Малечкой после расставания. Великий князь на протяжении двадцати лет будет опекать Матильду, которую, кстати, затем обвинят в его гибели – слишком уж долго пробудет князь в Петербурге, пытаясь спасти имущество балерины. Один из внуков Александра II, великий князь Андрей Владимирович станет ее мужем и отцом ее сына – светлейшего князя Владимира Андреевича Романовского-Красинского. Именно тесной связью с императорской фамилией недоброжелатели зачастую и объясняли все жизненные «удачи» Кшесинской

Прима-балерина

Прима-балерина Императорского театра, которой рукоплещет европейская публика, та, которая умеет отстоять свое положение силой обаяния и страстностью таланта, за спиной которой, якобы, стоят влиятельные покровители – такая женщина, конечно же, имела завистников.

Ее обвиняли в том, что она «затачивала» репертуар под себя, отправлялась только в выгодные зарубежные турне и даже специально «заказывала» для себя партии.

Так, в балет «Жемчужина», который шел во время коронационных торжеств, специально для Кшесинской была введена партия Желтой жемчужины, якобы, по Высочайшему указанию и «под давлением» Матильды Феликсовны. Сложно, правда, представить, как эта безупречно воспитанная дама, с врожденным чувством такта, могла побеспокоить бывшего Возлюбленного «театральными пустяками», да еще в такой важный для него момент. А между тем партия Желтой жемчужины стала истинным украшением балета. Ну а после того, как Кшесинская уговорила в «Корриган», представляемый в парижском «Опера», вставить вариацию из любимого ею балета «Дочь фараона», балерине пришлось бисировать, что для «Опера» было «исключительным случаем». Так не на истинном ли таланте и самоотверженной работе основан творческий успех русской балерины?

Стервозный характер

Пожалуй, одним из самых скандально-неприятных эпизодов в биографии балерины можно считать ее «недопустимое поведение», которое повлекло уход с поста Директора Императорских театров Сергея Волконского. «Недопустимое поведение» состояло в том, что Кшесинская заменила предоставленный дирекцией неудобный костюм на свой собственный. Администрация оштрафовала балерину, а та, недолго думая, обжаловала решение. Дело предали широкой огласке и раздули до невероятного скандала, последствиями которого стал добровольный уход (или отставка?) Волконского.

И снова заговорили о влиятельных покровителях балерины и ее стервозном характере.

Вполне возможно, что на каком-то этапе Матильда просто не смогла объяснить уважаемому ею человеку свою непричастность к сплетням и домыслам. Как бы то ни было, князь Волконский, встретившись с ней в Париже, принял горячее участие в обустройстве ее балетной школы, читал там лекции, а позднее написал великолепную статью о Кшесинской-педагоге. Она же всегда сетовала на то, что не смогла удержаться «на ровной ноте», страдая от предубежденности и сплетен, которые в итоге заставили ее покинуть Мариинский театр.

«Мадам Семнадцать»

Если о таланте Кшесинской-балерины никто не решается спорить, то о ее преподавательской деятельности отзываются, порой, не слишком лестно. 26 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покинула Россию. Они поселились семьей в французском городе Кап де Ай на вилле «Алам», купленной еще до революции. «Императорские театры перестали существовать, а я не испытывала желания танцевать!» - писала балерина.

Девять лет она наслаждалась «негромкой» жизнь с дорогими ее сердцу людьми, но ее ищущая душа требовала чего-то нового.

После мучительных раздумий Матильда Феликсовна едет в Париж, подыскивает жилье для семьи и помещение для своей балетной студии. Она переживает, что не наберет достаточного количества учащихся или «провалится» как педагог, но первый урок проходит блестяще, и совсем скоро ей придется расширяться, чтобы принять всех желающих. Назвать Кшесинскую второстепенным педагогом не поворачивается язык, стоит только вспомнить ее учениц, звезд мирового балета – Марго Фонтейн и Алисию Маркову.

Во время жизни на вилле «Алам» Матильда Феликсовна увлеклась игрой в рулетку. Вместе с другой прославленной русской балериной Анной Павловой они коротали вечера за столом в казино Монте-Карло. За свою постоянную ставку на одно и то же число, Кшесинскую прозвали «Мадам Семнадцать». Толпа, тем временем, смаковала подробности того, как «русская балерина» просаживает «царские драгоценности». Говорили, что решиться на открытие школы Кшесинскую заставило желание поправить материальное положение, подорванное игрой.

«Актриса милосердия»

Благотворительная деятельность, которой занималась Кшесинская во время первой мировой войны, обычно уходит на второй план, уступая место скандалам и интригам. Кроме участия в прифронтовых концертах, выступлений в госпиталях и благотворительных вечерах, Матильда Феликсовна принимала активное участие в обустройстве двух современнейших для того времени образцовых госпиталей-лазаретов. Она не перевязывала лично больных и не работала сиделкой, полагая, видимо, что каждый должен заниматься тем, что умеет делать хорошо.

А она умела дарить людям праздник, за что была любима не меньше, чем самые чуткие сестры милосердия.

Она организовывала поездки раненных на свою дачу в Стрельне, устраивала выезды для солдат и врачей в театр, писала под диктовку письма, украшала палаты цветами, или, сбросив туфли, без пуантов, просто танцевала на пальцах. Аплодировали ей, думается, не меньше, чем во время легендарного выступления в лондонском Ковент-Гарден, когда 64-летняя Матильда Кшесинская в расшитом серебром сарафане и жемчужном кокошнике легко и безукоризненно исполнила свою легендарную «Русскую». Тогда ее вызывали 18 раз, и это было немыслимо для чопорной английской публики.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!