Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Леонид Стариковский. Терпенье лопнуло - рассказ

Краткая биография

Леонид Стариковский родился в Харькове 9 мая 1953 года. Окончил физико-технический факультет Томского политехнического института и факультет разработки нефтяных месторождений Тюменского индустриального института. Работал на нефтяном Севере, затем переехал в Новосибирск, где окончил аспирантуру и работал в Институте химии твердого тела Ак

Краткая биография

Леонид Стариковский родился в Харькове 9 мая 1953 года. Окончил физико-технический факультет Томского политехнического института и факультет разработки нефтяных месторождений Тюменского индустриального института. Работал на нефтяном Севере, затем переехал в Новосибирск, где окончил аспирантуру и работал в Институте химии твердого тела Академии Наук СССР.
В 1991 году создал научно-производственное акционерное общество, которое занималось разработкой и внедрением физико-химических технологий в промышленность. Многие годы, начиная со студенческой скамьи, занимался спортивным туризмом. Мастер спорта СССР по туризму, участник чемпионатов СССР, руководитель многих сложных экспедиций по Северо-Востоку СССР.
С 1998 года живет в Праге. Пишет с 2001 года, лауреат интернет-конкурса «Вся королевская рать» в номинации «публицистика», участник пражских литературных альманахов, публиковался в журнале «Настоящее время» , «Русское слово» и «Время и место» , лауреат премии Марка Алданова 2007 года за повесть «Пражская симфония» .На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Стариковского Леонида в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Стариковского Леонида в жанрах карты, справочники.

Гастрономические заметки нашего бывшего соотечественника, туриста и публициста.

больше всего меня интересует еда, ее разновидность, качество и оригинальность и, конечно, не в меньшей степени стоимость этого удовольствия — ведь карманы обыкновенного туриста, даже российского , совсем не бездонные

Образец стиля и интересные факты:

Нет, конечно, были в Советском Союзе национальные окраины — грузинская и прочие кавказские кухни, среднеазиатские развалы зелени и созревших на грядках овощей (у моей же тещи, например, в благодатной Сибири, помидоры никогда не вызревали, а помещенные в темень под кровать прямо от твердо-зеленого цвета переходили сразу к неприятно черному, что и дало повод называть сибирские просторы краем вечно зеленых помидоров), были какие-то молдавские и украинские острые чесночные блюда с почти экзотическими в Сибири и Казахстане «синенькими», была где-то прибалтийская кухня с копченым угрем, которого я так ни разу в жизни и не попробовал, были огромные чаши икры — и черной, и красной, балыки, семга, карбонаты, но… «мимо носа носят чачу, мимо рота алычу», — пел опальный поэт, и это не было просто поэтической метафорой.

Единственный город в той прошлой моей жизни, в котором воздух всегда источал запахи вкусной еды, был Ташкент , которому навечно присвоили знаменитый титул — «город хлебный». Да, там на каждом углу, на дымке над раскаленными углями шкворчали и истекали жирком палочки шашлыков и люля-кебаб, а в огромных казанах томился плов, от запаха, вернее, аромата которого сбивалось дыхание и учащался пульс. Кому-то доставалось от этих щедрот, но большинство в стране самого крупного социального эксперимента вкушало нечто неопределенное, именуемое «сбалансированным питанием», от которого если нельзя было умереть, то и жить не очень хотелось.

Находясь в самом центре Европы , чешская кухня, как и вся культура этого народа, прошла определенные этапы становления, вбирая в себя все самое лучшее, что приняла и переняла широкая славянская душа от окружающих Чехию стран. Почти все, что составляет национальную кухню Чехии, всегда производилось и выращивалось самими чехами — это простые продукты, а кухня в большей степени крестьянская, без особых изысков и кулинарных излишеств, но этим она и нравится мне гораздо больше изощренной французской, жирной и сырокопченой немецкой и слишком уж мучной итальянской.

В Чехии не принято расплачиваться сразу , здесь никто не боится, что вы уйдете не заплатив. Вам приносят пиво и листок бумажки, чаще всего с фирменным знаком того пива, что продается в этой пивной. Как только вы допиваете до дна, перед вами ставят снова полную и отмечают ее палочкой-черточкой на бумажке. Если не хотите получить добавки, не допивайте до дна. В конце вечера палочки на листке подсчитают, тогда и заплатите.

Да, еще один нюанс (из тысячи): в Чехии в каждом ресторане или пивной (а это либо «пивница» либо «госпoда», отличие между которыми очень невелико, но существенно для знатоков) продают пиво только одного пивовара. Это значит, что там, где подают «Крушовицу», вы не найдете «Старопрамен» или «Гамбринус» и так далее.


Чехи, равно как и австрийцы, считают основной традиционной едой бифштексы, отбивные, пирог штрудель или заимствованный у венгров гуляш. Мясо чехи всегда готовят с соусом. К печеному мясу или рыбе обязательно добавляют тмин и поливают карамельным соусом, из сдобного теста пекут калачи, которые украшаются сверху, а еще — булки, булочки с маком, с творогом, сыром, джемом, повидлом. И, конечно же, совсем крошечные булочки, политые сладким соусом...

Чехи очень любят соусы . Их много — огуречный, томатный, укропный, чесночный, луковый. ..Кроме соусов, обязательными для чешской кухни являются кнедлики, разогретые на пару куски вареного мучного или картофельного теста. Без кнедликов нет чешской кухни, потому что именно кнедлики, считают чехи, являются идеальным дополнением к различным блюдам. Сами по себе кнедлики не употребляются, а как гарнир к разным видам мяса с соусами они просто необходимы.

Рецептов кнедликов в чешской кухне очень много: картофельные кнедлики, кнедлики из сухой булки, кнедлики с добавлением мяса, твердые кнедлики из сырого картофеля и муки, а также сладкие кнедлики с фруктами (самые оригинальные).

Вердикт: интересная но затянутая книга с описанием блюд и цен бесчисленных ресторанов для гурманов или отправляющихся на отдых в Чехию.


Владимир Безносов (03.03.1945 г. – 02.02.2010 г.). (Фото из архива В. Безносова)

Когда я начал искать сведения о туристах, ходивших на семитысячники до 1990 года, то наткнулся на публикацию Андрея Лебедева «Траверс Патриот – Россия – Коммунизма 1973, кто об этом знает?» от 19.10.2010 г. (http://www.. В ней рассказывалось о беспрецедентном по тем временам траверсе упомянутых вершин тремя томскими студентами. Прочитав комментарии к посту, мне захотелось побольше узнать об этом траверсе и о его руководителе – Владимире Безносове, так как было много противоречий в описании, а фигура руководителя выглядела одиозной.

Женщины рожают за 9 месяцев, африканские слонихи за 22, мне потребовалось почти 3 года, чтобы разродиться этим постом. В этом я чем-то похож на альпийскую черную саламандру из отряда хвостатых земноводных, у которых беременность может длиться и более 3 лет (даже не предполагал, кто мои дальние предки!) Никак не складывались пазлы, ведь в его походах было несколько несчастных случаев. А недавно выяснил, что в одном из таких эпизодов участвовал Борис Абрамов (Aibolit) и пазлы сложились. Но обо всём по порядку.

Мне удалось найти четверых участников того похода и двоих непосредственных траверсантов, а также ещё несколько человек, ходивших с ним или хорошо его знавших. После общения с ними решил написать не только о траверсе, но и о других походах Владимира Безносова.

Впервые Владимир Безносов "заболел" горами в далёком 1959 году, когда 14 летним подростком оказался на курорте горного Алтая - "Белокурихе". Впечатление от гор оказалось настолько ярким, что через некоторое время после возвращения домой он уговорил своего друга Александра Поповича, и они вдвоем поехали на велосипедах из Кемерово в "Белокуриху". Вскоре велосипед у Поповича, к несчастью (а, может, к счастью), сломался и их подобрал автобус с туристами из Москвы, которые взяли над ними шефство и оба подростка благополучно пропутешествовали с москвичами. С этого времени горы уже накрепко прихватили Владимира и предопределили его дальнейшую жизнь.

Свой путь в горном туризме Владимир с Александром начали в 1963 году. Ни клубов, ни секций в Кемерово тогда ещё не существовало, и начинали они "с чистого листа". Учиться было не у кого – только книги. Ни о каком "законном" оформлении своего похода тогда не могла идти и речь. Но Алтай был рядом – он манил и провоцировал. И рядом были друзья, готовые к приключениям. Путешествовали они много. Начали с Телецкого озера, потом в районе Катунского хребта: Мультинские озера и верховья Катуни, Северо-Чуйский хребет: озёра Шавло и Маашей, долина Юнгура и перевалы в их верховьях, Южно-Чуйский хребет.

В 1964 году Владимир, по его словам, сделал сольное восхождение на Белуху с Катуни по Раздельному гребню.

В 1968 г. Владимир с Александром попытались взойти на Белуху группой из трёх человек с юга, по Катунскому леднику. На ледопаде Катунского ледника их попутчица Таня повредила ногу, прыгнув в кошках через трещину (мелкооскольчатый двух лодыжечный перелом), и восхождение сорвалось. После спасательных и транспортировочных работ, когда им помогали ребята из Усть-Каменогорска, Таню вертолетом эвакуировали.

Оставшись вдвоем, измученные и практически без продуктов, так как всё ушло на спасаловку, они решили кратчайшим путем выйти в Тюнгур. С ледника Черный перешли Катунский хребет через перевал Молодых специалистов. К его технической сложности они не были готовы, но как говорится, «дуракам везет».

В августе-сентябре 1969 года Владимир водил группу из четырёх человек на Юго-Западный Памир. С ним ходило трое: Эдик, Наташа и Дарвин. Поход был, по сути, разведкой района, и Владимир пунктуально день за днём писал дневник, снабжая его вот такими зарисовками маршрута:

В том же 69-ом Владимир поступил на заочное отделение физико-технического факультета Томского политехнического института. Там он узнал о существовании туристского отряда "Пинелопа", одним из организаторов которого была Светлана Дудий, и пришёл туда. Название "Пинелопа" появилось по недоразумению. На эмблеме написали "ПЕнелопа" через букву И, когда готовились на первый слёт, а потом название прижилось.

"Пинелопчики", участвовали тогда только в походах выходного дня и институтских турслетах. Организатором и руководителем был Валерий Жариков, который занимался альпинизмом и давал им азы начальной альпинистской подготовки: техника передвижений на различных рельефах, работа с веревкой и т.п. А сподвижниками были Светлана Дудий и Нина Старко. Настоящих гор они ещё не видели, и тут появился Безносов с набором прекрасных слайдов и завораживающими комментариями к ним. Все сидели "разинув рты". Такое они видели впервые! Он показал им горы!!!

Пришлось объезжать пограничные заставы и через перевал Тюз спускаться в долину Иныльчека, а затем подниматься вверх до базового лагеря на леднике Южный Иныльчек.


Слева Александр Попович, справа Владимир Безносов.

Мы все понимаем, что идеальных людей нет, и у Безносова были свои достоинства и недостатки. Но то, что это был неординарный человек – это факт. Были друзья, которые ему доверяли и были готовы вместе с ним на многое. Были и враги. Я лишь сделал попытку рассказать о нём то, что сумел узнать.

Этот рассказ написан по воспоминаниям Абалмасова Константина Георгиевича, Абрамова Бориса Исааковича, Безносова Владимира Александровича, Браиловского Валерия Вениаминовича, Будникова Виктора, Буторина Василия Семёновича, Ворожищева Михаила Геннадьевича, Елисеевой (Дудий) Светланы,Колмаковой (Старко) Нины, Кормильца Павла, Колотова Александра Петровича, Кривоносова Александра, Пахорукова Владимира, Плетнёва Николая Гавриловича, Поповича Александра, Прозоренко Сергея, Сальникова Георгия Ефимовича, Самсонова Владимира, Стариковского Леонида, Филатова Сергея, Юдина Владимира Алексеевича, Янченко Евгения.

P.S. Будут ещё фотографии, но бороться с Риском сил же нет. Всё завтра.

Вот ещё фотографии из альбома Александра Поповича опубликованного в одноклассниках, которые он мне разрешил публиковать ещё при его жизни. Надеюсь, что родственники Александра не будут в претензии:
Низкая облачность.


Слева Безносов, справа Браиловский.

Нам бы ночь скоротать в кузове ГАЗ-66. Слева Попович, справа Безносов.

Слева Браиловский, в центре Безносов.


Безносов на улочке Шерегеша.

"ни какая власть не виновата... ни какие правители"
Элементарно. Никакая. Никакие.
"Эта великая страна, веками строила все свое существование на порабощении многих и многих народов..."
Категорически не принимаю эту отстраненность. То герой повествования признается, что почему-то свято верил, что его страна - самая-самая, то вдруг прозрел, и охотно заимствует выражение this country только бы не дай-Бог не сказать "наша (или моя родная) страна". Да, для России испокон веков были характерны убогие покосившиеся избы, пьянство, произвол власти, хамство, технологическое отставание и великое множество других грехов и безобразий, но нельзя винить в этих грехах целый народ, ставить его ниже других, обвинять в бессмысленной агрессии и порабощении других народов. Вы разве не знаете истории других наций? Да вся история человечества - это попытка одного этноса, этнической общности, нации захватить путем непрерывной экспансии территорию другого. Вся мировая история - это история возникновения и крушения империй. Посмотрите, как община небольшого захолустного селения, расположенного на границе территории племенного союза латинов, за несколько веков своего существования посредством захватов, ограбления, ассимиляции и порабощения соседей построила огромное государство, самим именем которого нарекались потом другие государства. Россия в этом отношении не хуже и не лучше других "успешных поработителей" в сонме "великих держав".
"уютные маленькие домики под красными черепичными крышами, все как в Германии."
Ну, положим, не все. Был я и там, и там. Есть отличия и в ландшафтах и в пейзажах, и в архитектуре. На дороге между Карловыми Варами и Прагой видел я и серенькие невзрачные дома, крытые далеко не красной черепицей. Но есть и много схожего, что не удивительно, поскольку чешские властители, начиная с Пржемысловцев, веками поощряли немецкую колонизацию, а потом чешские короли (Отакар) проиграли спор за корону Священной Римской империи и постепенно дошло до того, что чешский язык сохранился только в деревнях, а население королевства после Тридцатилетней войны составило каких-то 30 тыс. человек. Проезжал я как-то (в социалистическое время) из Будапешта в Печ: красивейшие пейзажи с алыми маками, кирпичные добротные двухэтажные дома, всё ухожено, в магазинах "есть всё" - так что мне, презирать в связи с этим свой народ и воспевать венгров, в прошлом безжалостно порабощавших славян? Кстати, этнически венгры сильно ославянены.
"Да, здесь не любят русских, считая их, как и в Прибалтике и других республиках, оккупантами."
Прибалты, кроме части литовцев (прихвативших когда-то за здорово живешь почти всю будущую Украину и Западную Русь), никогда не имели своей государственности - их территории все время кто-то оккупировал, но виноваты, конечно, последние оккупанты - русские.
Представьте, что чехи не любят и немцев (австро-венгерские времена и времена протектората не изгладились в народной памяти), не любят и поляков, не жалуют и венгров. Во времена ЧССР, особенно при Гусаке, имела место неприязнь и к словакам. Всё это я не придумал, а это знаю из общения с чехами и наблюдения за их жизнью в середине 70-х гг., а затем и позже. Это обычное общемировое явление, обусловленное теми периодами истории, когда одна страна попадала в зону влияния другой или конфликтовала с ней. Шотландцы не любят англичан, а те им платят той же монетой. Поляки не жалуют нас, а мы - их. Валлоны плохо переносят фламандцев. Испанцы - португальцев и т.п. и т.д. Молчу про ту вакханалию антирусских настроений, которая культивируется на Украине.
"при всех своих недостатках они живут в сто раз лучше, а главное, достойнее нас"
Вывод обывателя. Да вся Европа, может быть, за исключением Албании и Румынии времен Чаушеску, по уровню жизни живет лучше нас. И в течение по крайней мере полутысячи лет жила материально "лучше" нас. Это не значит, что русские - низшая или худшая раса и их надо заплевывать, объясняя причины своего переселение за границу. Между прочим, немалая часть чехов во времена Австро-Венгрии, не выдерживая немецкого гнета, переехала на современную Украину и кавказское побережье Черного моря (Архипо-Осиповка, например). Знал я одну грузинскую семью такого происхождения. Почтенная дама родом из Тбилиси, узнав, что я изучаю чешский язык, спросила меня, что значит ее девичья фамилия - Броучек.
"во мне просыпалась жажда пугачевского бунта"
Смею вас уверить, что дело сдвигается с мертвой точки по крайней мере в Москве, где неплохо работает система одного окна и теперь не надо ходить по уржадам. Опять-таки чванство и бюрократизм - наша традиция, но не только русская; французы в беседах говорили мне о засилье бюрократии у них, а с израильской бюрократией и попытками обмануть иностранца я имел счастье познакомиться лично.
"оставив там проблемы, криминальную обстановку, лживость и продажность всевластвующих чиновников, вечно пьяный и несчастный народ, мы оставили там и свою жизнь, какой бы она ни была."
И чего это я, несчастный, еще не помер, спившись, скурившись, наширявшись? Удивительно. И не тянет меня в рай на земле. И не надо мне никому объяснять, почему я сбежал из ненавистной мне "этой страны" с ее алкоголизмом, хамством, лицемерием, разгулом криминала и отсутствием демократии.
"В отличие от Америки здесь нет диаспоры."
Да нет в Америке никакой диаспоры! Есть общины немцев, итальянцев, ирландцев, украинцев, китайцев, индийцев, пуэрториканцев и прочих латинос. Есть сообщества бывших советских и российских евреев, которых объединяет русский язык и менталитет, а собственно русские (как правило, творческая интеллигенция) какую-либо диаспору не составляют, а живут, как правило, сами по себе. Встречал и потомков старой русской интеллигенции (семейство Зилоти, например, какие-то ностальгирующие дамы в мехах, говорящие на петербургском наречии начала 20 века). Но все живут отдельно.
"там можно прожить целую жизнь, стать американским гражданином и практически не говорить по-английски."
Ну и что? В Израиле десятки русскоязычных газет и радиостанция РЭКА. В Израиле на пляже - русская речь, как и на побережье Атлантики в предместье Нью-Йорка. Там я услышал, как бедный эмигрант-инженер гордился тем, что красит забор в районе, расположенном в 20 милях от места жительства эмигранта. И ради Бога, и на здоровье!
"Основной бизнес русских в Праге – это зарабатывание денег на доверчивых новичках. В недавнем времени, когда поток эмигрантов был более оживленным, «старички» здесь процветали. Это тот же механизм «дедовщины», я не удивлюсь, если узнаю, что «дедовщина» вообще чисто русское явление. Она, по-видимому, питается из самого русского характера, так каждый, кого здесь обманули, пытается отыграться, если уж не на обидчике, то на следующем новичке."
Ну конечно! Все русские - сволочи, кроме, понятно, вас, чувствующего себя человеком. А знаете, что русские евреи, эмигрирующие в Израиль, так называемые олим хадашим, "новые репатрианты", имеют право получить от правительства исторической родины массу привилегий, субсидий и льгот, которые им положены по закону о новых переселенцах? И что же? Репатриантов систематически обманывают коренные израильтяне, знающие о таких льготах, но не информирующие их об этом, подсовывающие олим хадашим кабальные договоры. На радио РЭКА есть специальная передача, посвященная этим безобразиям, где консультант пытается помочь попавшим в беду соотечественникам.
Переехали в Прагу и живете там - на здоровье, дело ваше. Только не надо объяснять причин переезда. Не надо оправдываться. Вас ни в чем не обвиняют.

Как хорошо невинной быть,
одной в оргазме кувыркаться,
воображение развить,
и всем любимым отдаваться.

Вы сексуальны, Леонид!
У Вас до Новой Эры лик.
Я с Вами в древность улечу.
Я так хочу. Хочу! Хочу!!

Сегодня в Парке "Под луной",
на берегу Днепра, у входа,
я ровно в семь Вас жду, Леон.
Не бойтесь, я - не недотрога.
До дна Вас выпью, Леонид,
Ваш лик передо мной стоит.

С глубоким реверансом, Катя

Уж изголовье вспыхнуло пожаром,
Тебя – все нет, как нет ночи,
Ушедшей на поиски тебя.

Памяти Ольги Савиной (Полины Сандр)

  • Аннотация:
    Аннотация На книгу Леонида Стариковского ћИрина… Сбиты над Черным моремЋАвтор – отец Ирины Стариковской рассказывает о своей дочери, погибшей вместе с 77 пассажирами и членами экипажа самолета ТУ-154, сбитого над Черным морем 4 октября 2001 года ракетой украинского комплекса ПВО в результате учебных стрельб. Ирина Стариковская была студенткой третьего курса Музыкальной академии Тель-Авивского университета. В 1999 году талантливая студентка победила на конкурсе молодых талантов Израиля, получив в качестве премии двухлетнюю стипендию. Преподаватели считали Ирину восходящей звездой оперного искусства Израиля, ей предсказывали яркую звездную карьеру. Ирине только исполнилось 25 лет, она летела в Новосибирск, где прошло ее детство, чтобы встретиться с любимым человеком, выйти за него замуж. Среди безоблачного неба ракета, выпущенная по небольшой учебной мишени, автоматически перенацелилась на пассажирский лайнер, который и поразила на высоте 11 километров над Черным морем в нейтральных водах.В первой части ћПрерванный полетЋ отец приводит воспоминания о дочери, о времени, проведенном вместе, о путешествии на Камчатку, воспитании из маленькой девочки талантливого и настойчиво добивающегося цели человека.Вторая часть, которая называется ћПоследнее летоЋ представляет собой переписку отца и дочери, в которой читателю представляется весь спектр вопросов, волнующих дочь и отца. Ирина всего несколько лет прожила в новой для себя стране – в Израиле. Из ее писем видно, как ее приняла страна, с какой любовью девушка относилась к своей новой Родине, как помогли ей обрести новое дыхание, поверить в свои силы и свой талант, какой наполненной до краем жизнью жила Ирина. Частная переписка отца и дочери несомненно заставит задуматься многих об отношениях между родителями и детьми, по-другому посмотреть на своих детей, услышав призыв автора: ћЯ хотел бы, чтобы эти строки прочли мои знакомые и приятели, чтобы, соизмерив и ужаснувшись, смогли крепче полюбить своих путевых и непутевых детей, чтобы поняли, что можно только сейчас любить их такими, какие они есть. Пусть они живут и растут по-своему, отпустите их, пусть только они будут живы!ЋВ третьей части книги, озаглавленной ћХроника катастрофыЋ, приведены официальные факты о самой катастрофе и ходе ее расследования, в том числе и факты лицемерного, преступного поведения украинского руководства, отрицавшего факт пуска ракеты в направлении самолета. По сегодняшний день руководство Украины делает все, что затянуть и замотать бюрократическими ухищрениями вопрос о наказании виновных и выплате компенсаций родственникам безвинно убитых людей.Последняя глава книги называется ћВместо постскриптумаЋ. В этой части приводится очерк о трагических, черных днях в Сочи, куда доставляли выловленные в море останки людей и самолета. Здесь же воспоминания друзей Ирины, письма автору от самых разных людей, откликнувшихся на это несчастье всем сердцем. В заключении приведены стихи Ирины Стариковской, в которых, по словам автора, ћвся моя дочь – мечтательная, влюбленная девочка с синими глазами, любящая жизнь и жаждущая счастья, которым была готова поделиться со всем миромЋ.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!