Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Первоцветы. Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы

Задачи:
1.Образовательные: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о первых весенних цветах, совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными;
2.Развивающие: развивать логические, мыслительные операции; умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать выводы;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Области интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация»

Оборудование: картина «Весна»; предметные картинки с изображением солнца, снега, птиц, облаков, цветов; зрительный тренажёр «Серпантин»; фрагмент музыкальной композиции «Апрель. Подснежник.» П.И.Чайковского и «Весна» А. Вивальди из альбома «Времена года».
Ход занятия:
I Орг. Момент.
Психогимнастика «Солнышко» (музыкальное сопровождение Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник»)
Описание психогимнастики:
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы весеннее солнышко. А весенние солнышко, у нас какое?
Ответы детей. (Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)
-Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
А сейчас, чтобы посмотреть, какое солнышко внимательное, я предлагаю вам игру «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!»
Воспитатель даёт команды: «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!», в процессе игры меняя слова местами.
По команде «Весеннее солнышко!», поднимаем руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. По команде «Зимнее солнышко» руки поднимаем со сжатыми кулаками. А по команде «Осеннее солнышко», поднимаем руки с раскрытыми ладонями, но пальцы прижаты друг к другу. Начнём!
- Молодцы! Присаживайтесь за столы и будьте такими же добрыми, ласковыми и внимательными ребятками, как наше весеннее солнышко.

II Сообщение темы.
-Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на не цветной рисунок). Я нарисовала для вас весеннюю картину, но не успела её разукрасить. Я загадаю то что мы будем разукрашивать и назову его признаки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Ласковое, яркое, лучистое, тёплое… (солнце)
Тёмный, серый, грязный… (снег)
Перелётные, пернатые… (птицы)
Высокое, чистое, голубое… (небо)
Звонкий, весёлый, журчащий… (ручей)
Мягкая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…(трава)
Первые, весенние… (цветы)
-А как одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (Первоцветы)
- Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой. Восхищает чистотой и тонким ароматом. Сегодня я хочу поговорить с вами о первоцветах.
III Работа со слайдами.

Давайте посмотрим какие цветы каждую весну радуют нас своей красотой?

Подснежник. (1 слайд)

Как называется этот цветок?

Какую легенду вы знаете о подснежнике?

Почему его называют подснежник?

Одуванчик. (2 слайд)

Как называется этот цветок?

Что находится в белом шарике растения?

Какую пользу одуванчик приносит людям?

Какие листики у одуванчика?

Мать-и-мачеха (3 слайд)

Как называется этот цветок?

Что вы о нём знаете?

Как по другому называют мать-и-мачеху? Почему?

Медуница (4 слайд)

Как называется цветок?

Что вы о нём можете рассказать?

Почему у медуницы цветки разноцветные?

Кандык (5 слайд)

Как называется растение?

Что вы о нём знаете?

Почему его называют собачий зуб?

IV Физминутка

(Музыкальное сопровождение А.Вивальди «Времена года. Весна»)

Раз, два, три выросли цветы.

К солнцу потянулись- высоко.

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки качал.

Влево качнулись, низко пригнулись.

Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут,

Детям радость несут.

V Д/И «С какого цветка листик?»

(упражнение со зрительными стимулами)

В руках воспитателя указка, на кончике которой яркий предмет.

Как вы думаете, с какого растения этот лист? (ответы детей)

Давайте проверим. Внимательно следите за указкой, которая побежит по дорожке от листика к цветку.

(обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна; педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение

Какие ещё части цветка вы знаете? (ответы детей)

VI Д/И «Четвёртый лишний»

Воспитатель показывает ряд картинок, дети должны найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.

Медуница, хризантема, одуванчик, берёза

Стебель, бутон, ствол, лист

Овальный лист, квадратный лист, круглый лист, вытянутый лист.

Роза, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник

VII Речевая игра "Как поспорили растения".

(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы. Ребёнок от лица цветка рассказывает чем он лучше других растений)

Ребята, вы хотите узнать о чём цветы говорят?

Свечка загорается,

Сказка начинается

Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.

(Самостоятельные высказывания детей. Воспитатель корректирует речь детей)

Воспитатель: да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, одуванчик, самый нежный, а ты, кандык, самый умытый и крепкий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям. Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?

Как мы можем сберечь цветы? (ответы детей)

Вам понравилось наше занятие? Давайте выложим с вами цветок настроения. Каждый берёт по одному лепестку. Если вам понравилось занятие, берёте цветной лепесток; если не понравилось - чёрный. (На подносе воспитателя жёлтая сердцевина цветка. Дети берут лепесток цветной или чёрный, объясняя свой выбор, кладут его к сердцевине).

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря: медуница, ветреница.

Активизация словаря: первоцветы.

Ход занятия

Весенняя песенка С.Я. Маршака.

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).

– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)

У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.

(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)

(Первый слайд) Подснежник.

Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.

Они первыми появляются из-под снега.

(второй слайд) медуница.

Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.

Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.

(третий слайд) Ветреница.

Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.

(Четвертый слайд) Сон-трава.

«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова

(Пятый слайд) Хохлатка.

Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.

(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)

Это растение называют «золотыми ключиками весны».

(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.

Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.

(Восьмой слайд) Ландыш.

Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.

Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.

(Девятый слайд) Помни правила:

  • Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
  • Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
  • Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
  • Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.

Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.

– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).

В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.

Тема занятия: «Помощники весны»

Скороговорка дня:

Топали мы, топали,

До тополя дотопали.

Дотопали до тополя —

Да топаем, всё топаем.

Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».

Предварительная работа

Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.

Часть I. Мы помогаем

Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.

Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.

Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?

Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.

Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?

В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.

Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.

1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.

2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.

3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.

4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.

Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.

Часть II. Первоцветы

Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.

Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!

Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!

Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.

Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.

Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.

Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.

В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.

Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.

Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.

Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.

На ветках — плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Был тугим он кулачком,

А разжался — стал цветком. (Бутон.)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)

На земле цветов — не счесть,

Но один особый есть —

Самый первый, самый нежный.

Мы зовем его... (подснежник).

Последующая работа

Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.

Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.

Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.

Ирина Лесс
Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы»

Тема : Первоцветы .

Цель : закрепить знания детей о характерных признаках весны, о первых весенних цветах и научить применять свои знания в предметно- практической деятельности.

Задачи : 1) уточнить и закрепить знания о первых весенних цветах ; 2) продолжать учить определять количество слогов в слове; 3) развитие общей и мелкой моторики; 4) продолжать учить детей делать умозаключения и выводы; 5) воспитывать умение воспринимать и оценивать окружающий мир, бережное отношение к природе.

Оборудование : доска, предметные картинки, счётные палочки, раздаточный материал по развитию моторики.

Лексико- грамматический материал : изменение имён существительных по числам и падежам; словообразование.

План занятия .

1. Оргмомент.

2. Пальчиковая гимнастика.

3. Упражнение «Раздели на слоги» .

4. Игра «Назови ласково» .

6. Физминутка.

7. Игра «1,2,5» .

8. Игра «Скажи правильно» .

9. Итог занятия .

Ход занятия

1. Оргмомент.

в.: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года?

Д.: Весна.

в.: А почему вы так думаете? Назовите признаки весны.

Д.: Снег тает, солнце греет, деревья зеленеют… А ещё появляются первые весенние цветы .

в.: А как одним словом можно назвать все первые весенние цветы ?

Д.: Первоцветы (при затруднении помочь детям)

в.: А какие вы знаете первоцветы ? Назовите и на доске указкой покажите цветок.

Д.: Нарцисс, мать-и-мачеха, подснежник, тюльпан и т. д.

в.: А если мы соберём все цветы вместе, то у нас получится?.

Д.: Букет.

в.: Дети, а как мы собираем букет? Мы рвём цветы с корнем? Нет, мы их аккуратно срезаем.

2. Пальчиковая гимнастика.

в.: Дети, цветок можно сделать и самим, и для этого вам не понадобится ничего, кроме собственных пальчиков. Давайте попробуем? Сначала сделаю я, вы посмотрите, а потом мы попробуем вместе.

Наши алые цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Головой качают,

Тихо засыпают.

3. Упражнение «Раздели на слоги»

в.: А теперь давайте разделим на слоги названия первоцветов . Сколько слогов в слове подснежник, тюльпан, нарцисс, пролесок? (Сначала контроль рукой, а затем выкладывание из палочек) .

4. Игра «Назови ласково»

в.: Сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково» . Я вам называю слово, а вы говорите мне его ласково. Например, солнце-солнышко (тюльпан, подснежник, фиалка, мимоза, прострел) .

5. Задание на развитие мелкой моторики.

6. Физминутка.

Мы наденем все сапожки, и сухими будут ножки

Будем ножки поднимать и по лужице шагать

Топ, топ, топ, топ, и по лужице шагать

Ваня первый побежал , хлоп - и в лужицу упал.

7. Игра «1,2,5» .

в.: Молодцы! Со всеми заданиями справляетесь. А теперь давайте поиграем в «1,2,5» . Пример : 1 тюльпан, 2 тюльпана, 5 тюльпанов (нарцисс, подснежник, фиалка, мимоза, пролесок) .

8. Игра «Скажи правильно» .

в.: Ребята, помогите мне. Кто-то перепутал все слова в предложении. Послушайте внимательно и скажите мне, как будет правильно.

Первый цветок подснежник весенний.

Лепестки цветок у есть.

Дождь солнышко цветок для и нужен.

Собрать цветы букет в.

9. Итог занятия .

в.: Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами и знаем , почему они так называются.

Снова к нам пришла весна

Очень добрая она

Подарила нам цветы

Небывалой красоты.

Публикации по теме:

Задачи: Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной. Уточнить и расширять представления о весенних цветах.

Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Старшая группа Воспитатель: Остапенко.

Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом.

Цель: Расширять знания детей о первоцветах. Задачи: - ознакомление с разнообразием первоцветов; - находить связь между цветущими растениями.

Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Первоцветы» Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Первоцветы» Автор занятия:.

Конспект занятия НОД Художественно-эстетическое развитие «Берегите первоцветы» средняя группа Тема Продуктивная деятельность Название «Берегите первоцветы» Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Возраст детей.

Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми,.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!