Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Первоцветы. Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы
Задачи:
1.Образовательные: создавать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о первых весенних цветах, совершенствовать навык согласования существительных с прилагательными;
2.Развивающие: развивать логические, мыслительные операции; умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать выводы;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Области интеграции: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Социализация»
Оборудование: картина «Весна»; предметные картинки с изображением солнца, снега, птиц, облаков, цветов; зрительный тренажёр «Серпантин»; фрагмент музыкальной композиции «Апрель. Подснежник.» П.И.Чайковского и «Весна» А. Вивальди из альбома «Времена года».
Ход занятия:
I Орг. Момент.
Психогимнастика «Солнышко» (музыкальное сопровождение Чайковский П.И. «Апрель. Подснежник»)
Описание психогимнастики:
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы весеннее солнышко. А весенние солнышко, у нас какое?
Ответы детей. (Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…)
-Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Теперь расправим лучики и обогреем всех своим теплом (дети поднимают руки и тихонько качают ими, то влево, то вправо).
А сейчас, чтобы посмотреть, какое солнышко внимательное, я предлагаю вам игру «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!»
Воспитатель даёт команды: «Весеннее солнышко!» «Осеннее солнышко!» «Зимнее солнышко!», в процессе игры меняя слова местами.
По команде «Весеннее солнышко!», поднимаем руки с раскрытыми ладонями и растопыренными пальцами. По команде «Зимнее солнышко» руки поднимаем со сжатыми кулаками. А по команде «Осеннее солнышко», поднимаем руки с раскрытыми ладонями, но пальцы прижаты друг к другу. Начнём!
- Молодцы! Присаживайтесь за столы и будьте такими же добрыми, ласковыми и внимательными ребятками, как наше весеннее солнышко.
II Сообщение темы.
-Ребята, посмотрите (обращает внимание детей на не цветной рисунок). Я нарисовала для вас весеннюю картину, но не успела её разукрасить. Я загадаю то что мы будем разукрашивать и назову его признаки, а вы слушайте внимательно и отгадывайте.
Ласковое, яркое, лучистое, тёплое… (солнце)
Тёмный, серый, грязный… (снег)
Перелётные, пернатые… (птицы)
Высокое, чистое, голубое… (небо)
Звонкий, весёлый, журчащий… (ручей)
Мягкая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…(трава)
Первые, весенние… (цветы)
-А как одним словом мы можем назвать первые весенние цветы? (Первоцветы)
- Правильно, первоцветы это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу, на лугу и на клумбе Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой. Восхищает чистотой и тонким ароматом. Сегодня я хочу поговорить с вами о первоцветах.
III Работа со слайдами.
Давайте посмотрим какие цветы каждую весну радуют нас своей красотой?
Подснежник. (1 слайд)
Как называется этот цветок?
Какую легенду вы знаете о подснежнике?
Почему его называют подснежник?
Одуванчик. (2 слайд)
Как называется этот цветок?
Что находится в белом шарике растения?
Какую пользу одуванчик приносит людям?
Какие листики у одуванчика?
Мать-и-мачеха (3 слайд)
Как называется этот цветок?
Что вы о нём знаете?
Как по другому называют мать-и-мачеху? Почему?
Медуница (4 слайд)
Как называется цветок?
Что вы о нём можете рассказать?
Почему у медуницы цветки разноцветные?
Кандык (5 слайд)
Как называется растение?
Что вы о нём знаете?
Почему его называют собачий зуб?
IV Физминутка
(Музыкальное сопровождение А.Вивальди «Времена года. Весна»)
Раз, два, три выросли цветы.
К солнцу потянулись- высоко.
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебельки качал.
Влево качнулись, низко пригнулись.
Вправо качнулись, низко пригнулись.
Ветерок, убегай, ты цветочки не сломай!
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут.
V Д/И «С какого цветка листик?»
(упражнение со зрительными стимулами)
В руках воспитателя указка, на кончике которой яркий предмет.
Как вы думаете, с какого растения этот лист? (ответы детей)
Давайте проверим. Внимательно следите за указкой, которая побежит по дорожке от листика к цветку.
(обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна; педагог перемещает указку в заданном направлении, сопровождая движения. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение
Какие ещё части цветка вы знаете? (ответы детей)
VI Д/И «Четвёртый лишний»
Воспитатель показывает ряд картинок, дети должны найти лишнюю картинку в ряду и объяснить свой выбор.
Медуница, хризантема, одуванчик, берёза
Стебель, бутон, ствол, лист
Овальный лист, квадратный лист, круглый лист, вытянутый лист.
Роза, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежник
VII Речевая игра "Как поспорили растения".
(Воспитатель предлагает детям надев шапочки цветов предстставить о чём могут спорить первоцветы. Ребёнок от лица цветка рассказывает чем он лучше других растений)
Ребята, вы хотите узнать о чём цветы говорят?
Свечка загорается,
Сказка начинается
Был очень хороший весенний день Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не верилось, что весна еще только-только начиналась. На одной из проталинок заспорили первоцветы.
(Самостоятельные высказывания детей. Воспитатель корректирует речь детей)
Воспитатель: да, ты, мать-и-мачеха, самая смелая. А ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, одуванчик, самый нежный, а ты, кандык, самый умытый и крепкий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, все без исключения дороже нам, людям. Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь?
Как мы можем сберечь цветы? (ответы детей)
Вам понравилось наше занятие? Давайте выложим с вами цветок настроения. Каждый берёт по одному лепестку. Если вам понравилось занятие, берёте цветной лепесток; если не понравилось - чёрный. (На подносе воспитателя жёлтая сердцевина цветка. Дети берут лепесток цветной или чёрный, объясняя свой выбор, кладут его к сердцевине).
Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.
Обогащение словаря: медуница, ветреница.
Активизация словаря: первоцветы.
Ход занятия
Весенняя песенка С.Я. Маршака.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)
– Когда появляются первые цветы в лесу? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины).
– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами. Какие первоцветы вам знакомы. (Ответы детей).
– Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Прослушайте, пожалуйста, загадку. О каком цветке в ней говориться? (Подснежник)
У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Дети рассматривают иллюстрированный материал: картинки, слайды с изображением подснежника на лесной поляне)
(Первый слайд) Подснежник.
Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветами.
Они первыми появляются из-под снега.
(второй слайд) медуница.
Когда она распускается, цветки у нее розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький букетик.
Еще медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара.
(третий слайд) Ветреница.
Это растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.
(Четвертый слайд) Сон-трава.
«Усни-трава»
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят, усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу никнет голова.
И. Токмакова
(Пятый слайд) Хохлатка.
Это растение маленькое, хрупкое, нежное. Листья у него тонкие и мягкие, фиолетовые цветки имеют небольшие хохолки.
(Шестой слайд) Первоцвет (Примула)
Это растение называют «золотыми ключиками весны».
(Седьмой слайд) Мать-и-мачеха.
Она самая первая зацветает по весне. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха.
(Восьмой слайд) Ландыш.
Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Пусть дорожку до зари
Освещают фонари.
На больших столбах подряд
Лампы белые висят.
Растение – символ весны, из фарфоровых чашечек которого образуются красные бусинки.
(Девятый слайд) Помни правила:
- Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
- Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
- Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
- Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.
Физкультминутка: «Найди себе пару» распределить детей на подгруппы.
Раздать каждой группе изображение цветка и попросить описать его, так что бы другие дети угадали, что за цветок.
– Цветите, лесные колокольчики и фонарики! Радуйте нас своей красотой! А мы будем в памяти хранить радость, красоту и доброту вашу. Давайте, нарисуем эти цветы и подарим рисунки нашим близким людям. Дети по желанию выбирали изобразительный материал (Краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры).
В конце занятия разложить рисунки детей на столе для составления весеннего букета. Спросить какой весенний букет больше понравился.
Тема занятия: «Помощники весны»
Скороговорка дня:
Топали мы, топали,
До тополя дотопали.
Дотопали до тополя —
Да топаем, всё топаем.
Цель занятия: знакомство с весенними изменениями в жизни растений, с первоцветами, редкими растениями, формирование понимания необходимости их охраны, бережного отношения к природе.
Оборудование и материалы : рисунок-заготовка «Распускаются почки».
Предварительная работа
Возобновляем наблюдение за деревьями. Если осенью мы наблюдали, как меняются цвет листьев и их количество на ветках, то теперь наша задача — не пропустить момент появления первых листочков, рассмотреть их. Обсудим с детьми, что именно им предстоит увидеть. Каждый ребенок может выбрать «свое» дерево и наблюдать за ним.
Часть I. Мы помогаем
Цели : формирование счетных навыков, умения сравнивать множества по количеству предметов; знакомство со строением почки.
Педагог. Что-то Весна не приходит! Наверное, у нее очень много дел. Давайте поможем ей, тогда она сумеет прийти и поиграть с нами.
Работа по рисунку «Распускаются почки». Рассмотрим веточку, найдем почки. Под ними от морозов до поры до времени прячутся зеленые листочки и цветы. На всех веточках хорошо видны почки. «Поможем почкам раскрыться» — нарисуем на каждой маленький клейкий зеленый листочек. Посмотрим внимательно — все ли почки на наших рисунках «распустились»?
Проверяем работу вместе. Сначала сосчитаем веточки. Откуда будем начинать счет? Дерево растет верхушкой, значит, самые старые веточки... (внизу), они появились первыми, с них и начнем счет.
Сколько листочков на второй (первой, третьей) веточке справа (слева)? «Проверенные» веточки будем отмечать, рисуя ленточки. (Подобными ленточками мы будем отмечать и веточки настоящих деревьев, за которыми будем наблюдать.) На какой ветке больше всего листочков? Сколько всего раскрылось почек слева (справа)? Где больше листочков — слева или справа?
В каждом случае детям нужно соединить полученные значения с нужной цифрой.
Разминка «Распускаются почки» . Мы рисовали листочки вместо почек на веточках деревьев. Они очень маленькие и к тому же свернуты. Попробуем представить себе, что происходит внутри «проснувшейся» почки.
1. Дети садятся на корточки, накрывают голову руками. Пальцы одной руки крепко прижаты к пальцам другой руки, образуя вершину почки. — Нежные листочки в почке сложены, закрыты жесткими чешуйками от мороза.
2. Не разъединяя пальцев, разводим руки в стороны — почки набухают.
3. Медленно встаем, руки расходятся в стороны — чешуйки опадают, листочки распускаются.
4. Встаем на носочки и тянемся вверх — листочки тянутся к солнцу.
Повторим весь комплекс упражнение 3—4 раза.
Часть II. Первоцветы
Цели : знакомство детей с первоцветами, с необходимостью бережного отношения к ним; формирование умения находить смысловую основу слов.
Чем же еще занята весна в первые дни своего прихода? Она украшает землю первоцветами!
Дидактическая игра «Спроси слово» . Рассмотрим рисунки с изображением первоцветов. Предложим детям догадаться, почему все эти цветы называют первоцветами. Удивительно не только то, что эти растения первыми цветут, когда вокруг еще лежит снег, но и то, что зацветают они еще под снегом!
Постараемся выяснить, как получили свое название такие растения, как подснежник, мать-и-мачеха и сон-трава.
Подснежники зацветают под снегом. Так называют самые разные цветы. Некоторые из них (гусиный лук, ветреница лютиковая, пролеска, хохлатка) растут всего 1—1,5 месяца после появления, и до будущей весны сохраняются у одних клубни, у других — луковицы, у третьих — более или менее толстые корневища.
Мать-и-мачеха . Нижняя часть листьев у этого растения на ощупь кажется мягкой и теплой, как мать. А верхняя часть, наоборот, жесткая и холодная, как мачеха. Сначала это растение цветет, а потом уже появляются листья. До самой осени они будут накапливать питательные вещества для цветения следующей весной. Так же растет и медуница.
Прострел, или сон-трава. Ранней весной в светлом сосновом бору можно увидеть склоненные мохнатые фиолетовые колокольца. Кажется, кто-то специально воткнул в землю сорванные цветы на короткой ножке — ведь ни листья, ни стебли пока не выросли. Через несколько дней цветки широко раскроются, и колоколец превратится в яркую шестилучевую звезду с пучком желтых тычинок посередине.
В древности люди думали, что попавшие вечером на поляну путники засыпают от испарений этого ядовитого растения. Поэтому и назвали его — сон-трава.
Во многих странах есть поверья, связанные с целебной силой и магическими способностями первоцветов.
Из-за стремления людей украсить первыми вестниками весны свои дома многие первоцветы стали редкими растениями. К ним необходимо относиться особо бережно. А свои дома лучше украшать живыми растениями, выращивая их при помощи старших.
Итог занятия. Постараемся разгадать загадки — в них «спрятались» все те понятия, с которыми мы сегодня познакомились.
На ветках — плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Был тугим он кулачком,
А разжался — стал цветком. (Бутон.)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (Подснежники, первоцветы.)
На земле цветов — не счесть,
Но один особый есть —
Самый первый, самый нежный.
Мы зовем его... (подснежник).
Последующая работа
Предложим детям передать свои впечатления и эмоции в творческой работе «Подснежники». Каждому ребенку нужно выбрать первоцвет, который они будут изображать. Возможно, дети смогут пояснить свой выбор. «Нарисуем» каждый свой первоцвет при помощи пластилина и крупы.
Выучим стихотворения о птицах, ведь очень скоро мы будем встречать в наших краях перелетных птиц.
Наблюдение «На проталинках ». Обратим внимание детей на то, что среди снега на проталинах можно увидеть не только пробивающуюся травку, но и первых насекомых, пауков и дождевых червей. Днем они отогреваются, разминают ножки, а вечером, когда мороз вновь крепчает, снова прячутся в щели, под листву, в мох, в траву.
Ирина Лесс
Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы»
Тема : Первоцветы .
Цель : закрепить знания детей о характерных признаках весны, о первых весенних цветах и научить применять свои знания в предметно- практической деятельности.
Задачи : 1) уточнить и закрепить знания о первых весенних цветах ; 2) продолжать учить определять количество слогов в слове; 3) развитие общей и мелкой моторики; 4) продолжать учить детей делать умозаключения и выводы; 5) воспитывать умение воспринимать и оценивать окружающий мир, бережное отношение к природе.
Оборудование : доска, предметные картинки, счётные палочки, раздаточный материал по развитию моторики.
Лексико- грамматический материал : изменение имён существительных по числам и падежам; словообразование.
План занятия .
1. Оргмомент.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Упражнение «Раздели на слоги» .
4. Игра «Назови ласково» .
6. Физминутка.
7. Игра «1,2,5» .
8. Игра «Скажи правильно» .
9. Итог занятия .
Ход занятия
1. Оргмомент.
в.: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года?
Д.: Весна.
в.: А почему вы так думаете? Назовите признаки весны.
Д.: Снег тает, солнце греет, деревья зеленеют… А ещё появляются первые весенние цветы .
в.: А как одним словом можно назвать все первые весенние цветы ?
Д.: Первоцветы (при затруднении помочь детям)
в.: А какие вы знаете первоцветы ? Назовите и на доске указкой покажите цветок.
Д.: Нарцисс, мать-и-мачеха, подснежник, тюльпан и т. д.
в.: А если мы соберём все цветы вместе, то у нас получится?.
Д.: Букет.
в.: Дети, а как мы собираем букет? Мы рвём цветы с корнем? Нет, мы их аккуратно срезаем.
2. Пальчиковая гимнастика.
в.: Дети, цветок можно сделать и самим, и для этого вам не понадобится ничего, кроме собственных пальчиков. Давайте попробуем? Сначала сделаю я, вы посмотрите, а потом мы попробуем вместе.
Наши алые цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
3. Упражнение «Раздели на слоги»
в.: А теперь давайте разделим на слоги названия первоцветов . Сколько слогов в слове подснежник, тюльпан, нарцисс, пролесок? (Сначала контроль рукой, а затем выкладывание из палочек) .
4. Игра «Назови ласково»
в.: Сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково» . Я вам называю слово, а вы говорите мне его ласково. Например, солнце-солнышко (тюльпан, подснежник, фиалка, мимоза, прострел) .
5. Задание на развитие мелкой моторики.
6. Физминутка.
Мы наденем все сапожки, и сухими будут ножки
Будем ножки поднимать и по лужице шагать
Топ, топ, топ, топ, и по лужице шагать
Ваня первый побежал , хлоп - и в лужицу упал.
7. Игра «1,2,5» .
в.: Молодцы! Со всеми заданиями справляетесь. А теперь давайте поиграем в «1,2,5» . Пример : 1 тюльпан, 2 тюльпана, 5 тюльпанов (нарцисс, подснежник, фиалка, мимоза, пролесок) .
8. Игра «Скажи правильно» .
в.: Ребята, помогите мне. Кто-то перепутал все слова в предложении. Послушайте внимательно и скажите мне, как будет правильно.
Первый цветок подснежник весенний.
Лепестки цветок у есть.
Дождь солнышко цветок для и нужен.
Собрать цветы букет в.
9. Итог занятия .
в.: Сегодня мы с вами познакомились с первоцветами и знаем , почему они так называются.
Снова к нам пришла весна
Очень добрая она
Подарила нам цветы
Небывалой красоты.
Публикации по теме:
Задачи: Формировать представления об изменениях в природе, происходящих весной. Уточнить и расширять представления о весенних цветах.
Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Конспект комплексного занятия по родной природе и аппликации Тема: «Весенние первоцветы» Старшая группа Воспитатель: Остапенко.
Цель: вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом.
Цель: Расширять знания детей о первоцветах. Задачи: - ознакомление с разнообразием первоцветов; - находить связь между цветущими растениями.
Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Первоцветы» Конспект организованной художественно-творческой деятельности с детьми подготовительной к школе группе. Тема: «Первоцветы» Автор занятия:.
Конспект занятия НОД Художественно-эстетическое развитие «Берегите первоцветы» средняя группа Тема Продуктивная деятельность Название «Берегите первоцветы» Образовательная область Художественно-эстетическое развитие Возраст детей.
Конспект занятия по экологии «Первоцветы» в старшей группе Цель: дать детям представление о первоцветах, научить определять их по описанию, находить связь между цветущими растениями и насекомыми,.