Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как научиться писать эссе на английском? Как написать эссе, достойное гарварда. VI

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Йошкар- Олы

с углублённым изучением отдельных предметов»

Мастер-класс «Учимся писать эссе»

Йошкар-Ола 2015

    Научиться выявлять отличительные черты жанра эссе;

    создать алгоритм написания эссе.

    формировать потребность выражать собственное мнение;

    научить писать сочинение в жанр эссе;

    воспитание чувства любви к театру

Задачи:

    изучить жанр эссе;

    показать, как можно выражать своё личное восприятие текста;

    самостоятельно размышлять по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного;

    развить читательскую и творческую активность.

Оборудование:

    Материал для словарной работы.

    Презентация

“Эссе – способ рассказать о мире

через себя и о себе с помощью мира”. (А. Эльянявис)

А.А. Эльяшевич.

I. Эмоциональный старт.

Человека окружает музыка соловьиного пения, волшебные картины закатов и рассветов, заснеженных горных вершин, запахи цветов, мягкое прикосновение летнего ветерка. Все это объединяет его с другими живыми существами. И только владение Словом выделяет его и превращает в семью, общество, человечество. В трех измерениях. А в четвертом – времени - оно позволяет ему общаться с прошлым и будущим.

Мой кров убог. И времена суровы.
Но полка книг возносится стеной.
Здесь по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы…
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Слово – самое простое и обычное понятие для нас. Но до сих пор одной из величайших загадок, стоящих перед наукой, является превращение мысли в слово.

II. Целеполагание .

Современный подход к изучению литературы предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского “я”. Сегодня мы попытаемся получить представление об особенностях такого жанра как эссе.

Это жанр прозы, который вбирает в себя воспоминания, дневники, исповедь, письма, очерк. Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетельствуют толкования этого слова в различных справочниках.

Какова история возникновения жанра эссе?

III. Экскурс в историю возникновения жанра.(Выступление учеников)

Родоначальником жанра эссе был французский писатель – гуманист М. Монтень, написавший в 1580 году эссе, где изложил мысль о судьбе общества и человека. На русский язык название произведения было переведено как “опыты”. В 1697 году Ф. Бэкон создал свои эссе, а затем к эссе обращались другие писатели (Г. Филдинг, О. Голдсмит, Д. Аддисон). У них жанр трансформировался – его стали понимать, как опыт автора в разработке какой-нибудь определенной проблемы.

В XX веке к жанру эссе обращались Бернард Шоу, Анатоль Франс, Дж. Голсуорси и другие. Особенно широко термин “эссе” распространен в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин “скитце” - набросок, зарисовка впечатлений, фрагментарный рассказ.

В русской литературе эссеистический стиль нашел отражение в произведениях А. И. Герцена “С того берега”, Ф. М. Достоевского “Дневник писателя” и др. Жанр эссе разрабатывали Марина Цветаева, Константин Паустовский, Илья Эренбург.

Что же такое эссе? Обратимся к справочной литературе.

Эссе (от лат. exagium - взвешивание, анг. essay и франц. essai - очерк, статья, попытка) - жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

(Словарь литературоведческих терминов. М., Прос. 1974)

Эссе - разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и литературно-критическое. Автор эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

(Краткий словарь литературоведческих терминов. М., 1987 г.)

Эссе - (жанр критики, публицистики и др.) прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному. (Словарь иностранных слов. М., 1979 г.)

IV. Анализ текста – эссе

Итак, мы многое узнали об эссе, но узнать секреты этого жанра можно, лишь почитав произведения, созданные в этом жанре. У нас есть сегодня такая возможность. Перед вами текст Марины Цветаевой с очень типичным для эссе названием «Два слова о театре».

Два слова о театре.

Театр не благопристоен для Поэта.
И Поэт не благопристоен для театра.
Гейне.

Не чту Театра, не тянусь к Театру и не считаюсь с Театром. Театр (видеть глазами) мне всегда казался подспорьем для нищих духом, обеспечением хитрецов породы Фомы Неверующего, верящих лишь в то, что видят, еще более: в то, что осязают. – Некоей азбукой для слепых.
А сущность Поэта – верить на слово!
Поэт путем прирожденного невидения видимой жизни дает жизнь невидимую (Бытие). Театр эту – наконец увиденную жизнь (Бытие) снова превращает в жизнь видимую, то есть в Быт.
Театр я чувствую насилием.
Театр – нарушение моего одиночества с Героем, одиночества с Поэтом, одиночества с Мечтой, - третье лицо на любовном свидании.
И то, что окончательно утверждает правоту Гейне и мою: в минуты глубокого потрясения – или возносишь, или опускаешь, или закрываешь глаза.
«Но пишите же, однако, пьесы!» Это не пьеса, это поэма, - просто любовь: тысяча первое объяснение в любви Казанове. Это так же театр, как я – актриса.
Знающий меня – улыбнется!

    О чем этот текст? На что указывает заголовок?

    Каков объем произведения?

    Что можно сказать о композиции текста?

    К какому типу речи относится данный текст?

    Каков язык текста?

Вывод:

Проанализировав эссе Марины Цветаевой, мы выявили основные особенности жанра эссе. Назовите их.
Возможные варианты ответа:
Эссе – стремление обнажить себя, понять себя и свое время, это напряженный диалог с самим собой.
Особенности жанра:

Обращение к значительным проблемам;
- субъективность, ярко выраженная позиция автора;
- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;
- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,
словом плетет кружева или паутину повествования;
- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

Афористичность, иногда парадоксальность речи;
- использование полемически заостренных утверждений;
- эмоциональность речи;
- смешение разнородных пластов лексики;
- использование художественных приемов;
- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

V. Создание алгоритма

Алгоритм написания эссе:

    Формулировка проблемы исходного текста.

    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

    Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

    Заключение.

Комментарии к алгоритму:

Экзаменуемый обязательно должен сформулировать одну из проблем исходного текста. Для этого он может ответить на следующие вопросы: О чем рассказывается в тексте? Какие вопросы рассматривает автор? Какие проблемы поднимает? Какие вопросы волнуют писателя? и т.д.

АНАЛИЗИРУЕТСЯ (какая) проблема; проблема (чего); круг (каких-то) проблем; ДАЁТСЯ истолкование (чего); описание (чего); критика (чего); критическая оценка (чего); характеристика основных черт (чего); ИЗЛАГАЕТСЯ история (возникновения, формирования, зарождения, развития, создание (чего)); ИССЛЕДУЕТСЯ комплекс (каких) вопросов; процесса (чего); влияние (чего на что); зависимость(чего от чего); применение (чего в чём)

В этой части сочинения излагается собственная позиция по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть сочинения-рассуждения, в которой ученик показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему.

Комментарий может быть:

    текстуальным, т. е. объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы;

    концепционным, т.е. представить собственное мнение с опорой на предложенный текст.

Выпускник должен правильно сформулировать авторскую позицию по прокомментированной проблеме, а также назвать языковые средства выразительности, помогающие автору выразить свои мысли, оценить употребление языковых средств с точки зрения мотивированности в контексте, т.е. объяснить их роль в тексте, и привести примеры их использования в анализируемом тексте.

Возможные опорные выражения:

Автор даёт оценку (чему)
Автор выявляет сущность (чего)
Автор излагает свой подход (к чему)
Автор исходит из того, что
Автор показывает собственное понимание (чего)
Автор считает правомерным (что)
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Приведенные примеры автор характеризует как
По мнению автора
Автор убедительно доказывает (что)
Определяя сущность и место (чего в чём), автор считает, что
Подчёркивая актуальность(чего), автор обращает внимание (на что)
По мнению автора, важное значение имеет (что)

Экзаменуемый должен выразить собственное мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись или не согласившись с позицией автора (я согласен с мнением автора…, я разделяю точку зрения автора…, авторская позиция мне близка, вполне понятна…) и аргументировать свою позицию. Ученик может использовать следующие типы аргументов:

I. Логические

    Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.)

    Статистика (количественные показатели развития производства и общества)

    Законы природы.

    Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и других нормативных актов, обязательных для выполнения.

    Данные экспериментов и экспертиз.

    Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные

    Конкретный пример, который берется из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае.

    Литературный пример из общеизвестного произведения.

    Предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определенных условиях).

    Мнение известного человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.

    Мнение специалиста, эксперта.

    Мнение очевидцев.

    Общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Возможные опорные выражения:

Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Трудно не согласиться с точкой зрения автора на проблему…
По моему мнению, злободневность этой проблемы в том, что…
Мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором (чего)

5. Заключение.

В заключение учащийся должен подвести итог сказанному, сделать выводы.

Возможные опорные слова: в заключение хочется отметить (подчеркнуть, обратить внимание); итак; таким образом

VI. Мозговой штурм..

Соединить элементы структуры и фразы-клише

Элементы структуры эссе

Фразы-клише для использования в эссе

2. Формулирование проблемы, темы высказывания; актуальность проблемы

В данном высказывании автор рассуждает на тему… Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Автор поднимает проблему… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... Данная проблема является актуальной в условиях… …преодоления духовного, нравственного кризиса; …обострения глобальных проблем современности; …диалога культур; …современной рыночной экономике; …жесткой дифференциации общества; …открытой социальной структуры современного общества; …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей и т. п.

4. Формулирование собственной позиции

Я согласен с автором в том, что… Нельзя не согласиться с автором данного высказывания, потому что… Автор был прав, так как… На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… / ситуацию, сложившуюся в обществе… / одну из проблем современности). Действительно… Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Отчасти я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться.

5. Теоретическая аргументация (тезисы и понятия)

Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / права / экономической / политической науки)… Обратимся к теоретическому смыслу высказывания... Данное высказывание может быть теоретически обосновано следующими положениями. Во-первых, … Во-вторых, … и пр. Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании… Раскроем смысл данного высказывания с нескольких позиций… В курсе обществознания данное социальное явление рассматривается как…

6. Фактическая аргументация (2 примера)

Проиллюстрируем это положение рядом примеров… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть следующими фактами общественной жизни… Правоту взглядов автора можно подтвердить / опровергнуть многочисленными примерами из литературы / истории. Так… Данное теоретическое положение я могу подтвердить фактом из собственной жизни… Приведу примеры социальных реалий, подтверждающих мысль автора… Я хотел(-а) бы подтвердить правоту / ошибочность взглядов автора следующими примерами… Обратимся к примерам из произведений русской литературы… Средства массовой информации представляют множество доказательств соответствия точки зрения автора действительности…

Таким образом, … Итак, … Подведем общий итог рассуждению... Мне кажется, автор высказывания, несмотря на некоторые нюансы, был прав… Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод... В заключении хотелось бы отметить…

VII. Творческая работа –написание эссе «Театр - явление особое»

Театр - явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся__________________________________

Какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства __________________________________________________________________________________________________театр _____________________________________________________________________________________________. Я верила, что___________________________________________________________________________________________________

Позже я поняла, что____________________________________________________________________________________________________

Но ощущение волшебства не прошло. Для меня и сейчас ___Театр рос как будто вместе со мной. Сначала я смотрела «Незнайку» и «Золушку», затем «Сотворение мира», «Моя прекрасная леди». И вот в этом году ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Театр мне помог осознать _________________________________________________________________________________

Сейчас существуют ______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

И вообще: все, что связано с театром для меня ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Театр - явление особое: возвышенное и праздничное. Артисты театра кажутся людьми из иного мира - какого-то таинственного и волшебного. Меня с детства восторгал Театр кукол. Я верила, что звери, волшебные существа разговаривают на самом деле. Позже я поняла, что это люди озвучивают речь сказочных героев и управляют куклами, но ощущение волшебства не прошло. Для меня и сейчас любимым театром остается Театр кукол в моем родном городе. Театр рос как будто вместе со мной. Сначала я смотрела «Незнайку» и «Золушку», затем «Сотворение мира», «Моя прекрасная леди». И вот в этом году знакомые артисты театра предстали в новом обличье - спектакль «Мастер и Маргарита» превзошел все мои ожидания. Как понятно и ярко, оригинально показано сложное булгаковское троемрие. Театр мне помог осознать и величие романа, и величие театрального мастерства. В Йошкар _Оле я побывала во всех театрах: в драматическом имени Г.Константинова, в театреим. Шкетана... Сейчас существуют ………………………………………………Маленькая сцена, кажется, что артисты играют просто в зрительном зале, рядом с тобой, да так оно часто и происходит на самом деле. В оформлении сцены, занавеса нет ничего помпезного, монументального. Великие актеры играли здесь…..

И вообще: все, что связано с театром для меня величественно, загадочно и волшебно.

Приложение 1

Алгоритм написания эссе

1. Формулировка проблемы исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

5. Заключение.

Приложение 2

Памятка для учащихся при написании эссе

Элемент структуры

% к общему объему работы

1. Проблема исходного текста.

2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

4. Собственное мнение учащегося, аргументы. 2 аргументированных доказательства (опровержения), тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход.

Приложение 3

Особенности объема

Как правило, это небольшая работа

Индивидуальность работы

Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

Особенности стиля

Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

Особенности композиции

Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

Сапожнику – сапоги, кондитеру – пироженки, студенту-технарю – чертеж и интегралы, а гуманитарию – эссе и семинары. И не спешите думать, что написание эссе – совершенно бессмысленная работа, которая Вам никогда не пригодится. Теперь при поступлении в любой гуманитарный вуз преподаватель практически тут же потребует написать эссе. При этом особо и не объяснив, что к чему. Или же вы просто пропустили часть объяснений мимо ушей. Тут мы вам и поможем, раз уж никто другой не смог или не захотел.

В настоящей статье поговорим о таком вынужденно-популярном среди студентов литературном жанре как эссе. Ведь на соответствующих специальностях писать эссе студентам приходится довольно часто.

Итак, вот наши практические советы о том, как научится писать эссе и с чего начать.

Что такое эссе и с чем его едят?

Цель эссе – выразить мысли, идеи и соображения автора по какой-то конкретной теме. Например, можно писать эссе по статье, по произведению или даже про себя самого. Содержание эссе вольное и, как мы уже сказали, не претендует на исчерпывающую трактовку темы. В некотором роде это и литературный очерк, и философский трактат в одном флаконе.

Скажем сразу: шаблонный подход к созданию эссе редок и зачастую неприемлем. Как правило, чтобы написать эссе, нужно напрячь мозги. И это прекрасно, дорогие друзья! Согласитесь – приятно почувствовать свежесть в мозгах, начинающих работать с удвоенной мощностью.

Совет первый: читайте эссе других авторов. Это поможет Вам выработать свой стиль. Ведь эссе – не диктант, и его написание, если Вы действительно хотите писать хорошо, потребует от Вас чувства стиля. Согласно мнению специалистов, стиль изложения хорошего эссе можно характеризовать как эмоциональный, экспрессивный, художественный.

Совет второй: подготовьтесь, изучите литературу по заданной теме, осмыслите прочитанное. Мы уже говорили, что эссе – работа творческая и предполагает изложение размышлений на определенную тему. Адресовано эссе не «чайнику», а читателю, который имеет хотя бы минимальное представление о рассматриваемом вопросе. Будь иначе, при написании мы бы просто утонули в деталях. Посему, чтобы о чем-то качественно написать, следует обладать знаниями на соответствующую тему. Сформулируйте тезисы и аргументы.

Совет третий: продумайте структуру и план эссе. Эссе может иметь произвольную структуру. И единственным формальным правилом при его написании можно назвать только наличие заголовка. Тем не менее, наиболее популярная структура эссе выглядит следующим образом:

  • Заголовок
  • Введение
  • Тезисы-Аргументы
  • Заключение
  • Литература

Совет четвертый: не «перегружайте» эссе. Краткость – сестра таланта. Мы прекрасно понимаем, что у каждого свой стиль, но слишком длинные предложения могут посчитать «моветоном», что не сыграет Вам на руку.

Здесь мы привели советы по написанию эссе от наших авторов. Это, конечно, не пошаговая инструкция о том, как писать эссе – все же, эссе слишком творческая работа, и такой подход вряд ли будет верен. Однако можно с уверенностью сказать, что начинающим эссеистам следует немедленно намотать эти советы на ус и использовать без тени сомнения. Ведь наши авторы были доками в написании эссе еще тогда, когда сегодняшние первокурсники играли в погремушки. И если у Вас остались вопросы или возникли дополнительные сомнения при написании эссе, помните: всегда готовы поработать с Вами индивидуально.

Написание эссе способствует развитию творческого мышления, умению излагать свои мысли да и мыслительному процессу вообще. Практикуйтесь, и это поможет Вам научиться грамотно формулировать свои слова, выделять причинно-следственные связи и подкреплять свои доводы соответствующими аргументами и примерами из практики. Возможно, в будущем Вы напишете великий роман. А пока смело садитесь за свое первое эссе!

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Скачать образец эссе

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Написание эссе становится одним из самых востребованных умений в письменной речи старшеклассников. Ведь его пишут на ЕГЭ, всё чаще такой вид письма заявлен на различных конкурсах и олимпиадах (в том числе всероссийской Олимпиаде школьников), да и при написании исследований, докладов и сообщений необходимы навыки, которые формируются именно при обучении написании эссе. В данном пособии предлагается ряд методических рекомендаций по написанию эссе. В данном разделе предложены структура, этапы работы, слова – связки, которые можно использовать в данной форме письменной речи.

Всем учащимся, которые планируют сдавать ЕГЭ, приходится писать эссе на английском языке. Но, в разных УМК по английскому языку в разделах Writing даются разные методические рекомендации по написанию эссе и различные примеры сочинений в качестве образцов.

Если учащиеся будут осознавать, зачем им писать эссе, чётко знать структуру его написания, то это поможет им без боязни отнестись к выполняемой работе и успешно справиться с ней. Написать хорошее эссе достаточно непросто, но возможно – о чём говорят отличные результаты многих выпускников при сдаче ЕГЭ.

Работу по подготовке и написанию сочинения можно разбить на несколько этапов.

Первый этап. Раскрыть тему – значит понять, в чем суть вопроса. В этом основа успеха. Переведите тему. Обратите внимание на ключевые слова, но не ограничивайтесь ими.

Очень часто, увидев знакомое словосочетание, например, Extreme Sports учащиеся начинают писать о популярности экстремальных видов спорта, о том, что они дают возможность снять стресс и уйти от рутины. При этом ученики часто не вникают в суть проблемы. А тема была такой: Extreme Sport helps to build character.

Поэтому сначала внимательно прочитайте и перечитайте несколько раз тему и вникните в её суть. Затем обозначьте свои мысли по проблеме, чтобы выразить свое личное, неповторимое отношение к заданной теме.

На отдельном листке напишите идеи в поддержку своей точки зрения и продумайте аргументы, подтверждающие и иллюстрирующие эти идеи.

Второй этап. Чтобы правильно подобрать материал для написания эссе, недостаточно просто знать о существовании данной проблемы. Важно правильно организовать сбор информации: Перед тем, как начать поиск и чтение статей по проблеме, сначала сформулируйте и напишите свои собственные вопросы.

Используйте различные информационные ресурсы. Используйте интересные идеи, которые вы услышали на уроках. Просматривайте сайты в интернете, читайте газеты и журналы.

Систематизируйте полученную информацию. Кратко напишите содержание идей, которые вы нашли, выделите наиболее интересные. Не игнорируйте мнение друзей и знакомых, они тоже могут вам подсказать отличные точки зрения по проблеме, пусть и отличающиеся от ваших собственных, но их можно тоже использовать, описывая противоположную точку зрения по проблеме.

Не занимайтесь плагиатом, а пишите эссе сами. Тем более при проверке ЕГЭ сейчас это учитывается, при наличии совпадений в эссе вы потеряете так необходимые вам баллы.

Третий этап. На этом этапе очень важно составить конспект эссе. Конспект поможет вам выделить главные идеи и отобрать наиболее важные аргументы в их поддержку.

Еще раз просмотрите план и убедитесь, что вы помните из каких частей должно состоять эссе.

Introduction- Введение. В этой части эссе вам надо кратко объяснить как вы понимаете название вашей темы. Помните, что тему, данную вам в задании, необходимо перефразировать своими словами. Вам надо ясно объяснить, о чем вы собираетесь писать. А так же чётко выразите своё собственное мнение по проблеме.

Body of the essay - основная часть эссе. Она должна состоять из 3 абзацев. В этой части эссе вам необходимо раскрыть основное содержание. В первом абзаце приведите идеи в пользу вашей точки зрения и подкрепите их аргументами.. Оптимально должно быть не менее двух идей в пользу своей точки зрения. Во втором абзаце укажите на наличие противоположного мнения и так же приведите не менее двух аргументированных идей в его поддержку. В следующем абзаце выразите своё несогласие с данным мнением и приведите контраргументы. Не увлекайтесь и не уходите от раскрытия основной темы эссе.

Conclusion- Заключение. Эссе должно быть написано как результат аргументированных логических рассуждений. В этой части эссе надо обобщить всё вышесказанное вами и ещё раз выразить свое собственное мнение, но только другими словами.

Придерживайтесь плана! Именно план помогает не уходить от темы, кратко, связано и логично излагать свои мысли.

Четвёртый этап. Прежде напишите черновой вариант, неплохо было бы написать их несколько. Просмотрите эти варианты и выберите наиболее удачный.

Выражайте свои мысли ясно и кратко, не перескакивайте с одной мысли на другую. Не увлекайтесь сложноподчиненными предложениями. Однако помните, что в эссе должны быть грамматически сложные конструкции.

Удачное эссе - это эссе, которое чётко и логично написано.

И ЕЩЁ! Не забывайте про linking words and phrases.

Какие слова можно использовать для плавного перехода от одного параграфа к другому или внутри абзацев?

But, however, on the other hand, yet – показывают противоположность.

My opinion is that, the way I see it, to my mind, as far as I am concerned, I strongly believe, I feel that – для выражения своего мнения.

For example, for instance, that is – для иллюстрации своих идей.

Similarly, moreover, furthermore, in addition- показывают на то что вам необходимо дополнить содержание, использовать дополнительную информацию.

Therefore, consequently, as a result, thus- для вывода - результата логической аргументации в вашем эссе.

On the other hand, However – для выражения противоположной точки зрения.

Then, after that, ultimately- плавный переход к следующей мысли.

I don’t agree that, I couldn’t agree that, I am totally against, I strongly disagree that/with – для выражения своего несогласия.

Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:

1. Раскрыта ли проблема, поднятая в эссе? Или вы просто писали свои мысли по общей теме?

2. Правильно ли подобрана аргументация для эссе?

3. Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения? Приведены ли примеры и аргументы в её поддержку?

4. Обратили ли вы внимание на правописание, пунктуацию и грамматику, когда писали эссе?

5. Сделали ли выводы и не идут ли они в разрез с логикой ваших идей и приведённых вами аргументов?

Когда вы пишете эссе, не забывайте сравнивать, противопоставлять, оценивать и объяснять факты. Запомните смысловые значения наиболее часто употребляемых терминов, которые встречаются в вопросах при написании эссе:

Compare – сравнивать. Найти сходство и различие.

Contrast – противопоставлять, сопоставлять.

Describe – описывать, изображать, характеризовать.

Discuss – рассматривать вопрос в деталях, анализировать со всех сторон, подходить к вопросу с разных точек зрения, взвешивать «за» и «против».

Evaluate – оценивать, давать оценку, опираясь на свое собственное мнение.

Explain – дать объяснение; объяснить, почему вы так считаете.

Illustrate – привести примеры в виде начерченных диаграмм, графиков, фотографий или пояснить на ярких примерах.

Justify – подтвердить, доказать свою правоту.

Summarize – привести краткую и лаконичную аргументацию, не вдаваясь в детали и излишние примеры.

На мой взгляд, именно такая система помогает учителю научить своих учеников писать эссе, а для ученика это работа по самообразованию.

Успехов вам в обучении учащихся и написании эссе.

Любой преподаватель гуманитарных дисциплин, хоть раз наблюдавший печаль в глазах ребенка, медитирующего над пустым листом, согласится со мной в том, что более или менее свободное созидание может стать проблемной зоной для учеников. Где баланс между «я художник, я так вижу» (и пишу не в заданном объёме или и вовсе не совсем по теме) и выстраданными гугл-переводами с человеческого на экзаменационный?

    предварительная дискуссия;

    формирование личной включённости учеников;

    включение в контекст темы;

    предоставление чётких и детализированных критериев оценки;

    развернутая обратная связь.

Итак, рассмотрим набор доступных каждому преподавателю приемов улучшения качества ученического эссе. Для удобства мы пройдёмся по топ-фразам учеников в отношении подобных заданий в том порядке, в котором они возникают на уроке.

Исключительно в развлекательных целях я провела аналогию со стадиями принятия утраты Кюблер-Росс . Почему четыре с половиной, а не пять? Я просто рассчитываю, что после этих рекомендаций депрессия на вашем уроке не затянется надолго.

1. Отрицание. «Я ничего об этом не думаю»

«Правда, ни единой мысли в голове?» - удивляемся мы. Дорогой преподаватель, а что ты сам прямо сейчас думаешь о проблеме сохранения окружающей среды в Южной Африке? А о последних сезонах популярных мультсериалов? Высока вероятность, что ничего. Пока ничего. Почему?

При недостатке информации предмет эссе просто не существует в головах учеников, или существует лишь номинально.

Итак, ответ напрашивается сам собой: недостаток информации. Ты не знаешь, какие мультсериалы сейчас популярны или какова степень загрязненности воздуха в ЮАР. Точно так же и твой ученик, в силу возраста и опыта, может банально не знать общий список профессий, которые для него доступны, чтобы написать бессмертное «Кем я хочу стать, когда вырасту» - не говоря уже о более специфичных темах.

Вывод: проведи предварительную дискуссию , в ходе которой ребята ознакомятся с фактической базой и основными понятиями или же сами их сформулируют, даже если речь идёт о самом общем эссе. Предварительные заметки помогут им преодолеть «страх чистого листа».

2. Гнев. «Зачем писать, если я могу сказать? И что за идиотская тема?»

«Зачем писать?». Зачем писать - мы знаем, а вот дети могут и не знать, и едва ли лекция по формированию речевых способностей через письменное высказывание приблизит их к пониманию. Что же делать?

    В первую очередь, сделай процесс убеждения наглядным . Например, предложи им сравнить их собственное спонтанное устное высказывания и последующее письменное. Экспериментам на уроках словесности быть!

    В дальнейшей перспективе дети могут сопоставлять свои эссе и так же наглядно видеть прогресс во времени. Статистике - тоже быть.

    Не лишним будет предложить ребятам понаблюдать за собой и сравнить сосредоточенное состояние, в котором они находятся, когда пишут что-то, и «рассеянное» состояние при беседе. Спроси их: как привычка к состоянию сосредоточения и связности могла бы улучшить их устную речь?

«Что за глупая тема?». То, к чему мы не имеем личного отношения, не наделяется нашим добрым мозгом никакими ресурсами для исполнения. А какое отношение имеет предложенная тобой тема к жизни ребенка?

Максимально активизируй личную включённость учеников в заданную тему.

    Ты можешь активизировать личную включённость через просьбу рассказать истории из личного опыта, которые имеют отношение к теме или в которых проявляется поставленная проблема. Это делается на этапе предварительной дискуссии.

    Кроме того, ты можешь предложить ученикам самостоятельно сформулировать основной вопрос и заголовок в рамках обсуждаемой темы - это также повысит личную включённость.

    Экстренно краткий вариант - дать ученикам возможность выбрать из нескольких аспектов темы.

3. Торг. «А можно чуточку сократить и сделать один абзац?»

Если проблема в мотивации, используй текст с картинки ниже (нет, не стоит) или возвращайся к пункту два.

(источник:)

Однако за этим вопросом может скрываться гораздо более глубокая проблема - нет слов, чтобы выразить мысль, и речь не только об иностранных языках. Обязательно предоставь ученикам ссылки на разнородные тексты по схожей теме , на материале которых дети смогут понять контекст проблемы.

Другой важный момент - чёткое проговаривание критериев, по которым ты будешь оценивать эссе. Давая ребятам детальные и определённые критерии оценки сочинения , ты побуждаешь их перечитывать и править его, тем самым развивая в них навыки речевой рефлексии.

Доказано, что ситуация неопределённости (отсутствие критериев оценки или их нечеткость) порождает ещё большую тревогу, чем преувеличенный акцент на них.

Своим сочинением ученик создал высказывание, а чтобы высказывание ожило, ему нужно коммуникативное поле. Даже самое короткое замечание сменяет образ преподавателя с «машины по поиску ошибок» на собеседника, а любая коммуникация, в том числе письменная, нуждается в собеседнике, или, в данном случае, абстрактном читателе.

Твоя задача - стать переходным звеном между буквальным письменным собеседником и абстрактным читателем в мыслительном диалоге ребенка.

Вывод: давай письменную обратную связь. Ученик, потративший полтора часа на написание сочинения, безусловно, заслуживает десять минут твоего времени на написание подробного отзыва по всем законам жанра (похвала даётся прежде критики, отмечен личный прогресс, вместо недостатков разбираются возможности улучшения).

Другим замечательным вариантом обратной связи являются

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!