Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Глобальные экологические проблемы. Природные ресурсы

Основная экологическая проблема растительного мира – это уничтожение растительности людьми. Одно дело, когда люди собирают дикие ягоды, используют лекарственные растения, а другое дело, когда пожары уничтожают тысячи гектаров всего живого, что находится на территории. В связи с этим уничтожение – это актуальная на сегодняшний день .

Уничтожение отдельных видов растений ведет к оскудению всего генофонда флоры. Если истребляется хотя бы один вид, то кардинально меняется вся экосистема. Так растения являются кормом для травоядных животных, и в случае уничтожения растительного покрова, вымрут и эти звери, а затем и хищники.

Основные проблемы

Если говорить о конкретике, то сокращение количества видов флоры происходит по следующим причинам:

  • осушение водоемов;
  • сельскохозяйственная деятельность;
  • промышленные выбросы;
  • истощение почвы;
  • антропогенное вмешательство в экосистемы.

Какие растения находятся на грани вымирания?

К чему приведет истребление растений, мы знаем. Теперь поговорим о том, каким видам угрожает опасность исчезновения. Среди цветов редким считается эдельвейс. Также на планете осталось мало китайского мышецвета, хотя он не обладает красотой и привлекательностью, а скорее может напугать кого угодно. Еще редким является миддлемист красный. Если говорить о деревьях, то редчайшей считается сосна Мафусаил, является еще и очень древним. Также в пустыне растет дерево жизни, которому более 400 лет. Говоря о других редких растениях, можно назвать бородатку японскую – миниатюрную орхидею, рододендрон Фори, пуйя раймонди, дикий люпин, дерево Франклина, магнолия крупнолистая, непентес тенакс, нефритовый цветок и другие.

Чем грозит уничтожение флоры?

Самый короткий ответ – это прекращением жизни всего живого, так как растения являются источником питания для людей и животных. Если говорить о более конкретных моментах, то леса считаются легкими планеты. Их уничтожение приводит к тому, что уменьшается возможность очищения воздуха, накапливается высокая концентрация углекислого газа в атмосфере. Это приводит к , изменению теплообмена, климатическим изменениям и к . Последствия уничтожения как отдельных видов растений, так и огромного количества флоры приведет к катастрофическим последствиям для всей планеты, поэтому мы не должны рисковать нашим будущим и беречь растения от уничтожения.

При хозяйственном использовании природных ресурсов Земли возникает проблема сохранения природного разнообразия. Под природным разнообразием планеты Земля понимается совокупность представителей животного и растительного мира, природных комплексов, которые сформировались в процессе развития жизни на Земле и характерны для каждой природной зоны. Сохранить видовое разнообразие представителей растений и животных невозможно без охраны среды их обитания. Поэтому в 1995 г. была принята специальная программа сохранения природного разнообразия в Европе. Сохранение природного разнообразия позволяет рассматривать любую территорию (своей местности, страны, природной зоны) как сложное природное образование, которое включает животный и растительный мир и среду их обитания.

Природное разнообразие - это многообразие природных условий в пределах отдельной территории. В сохранении природного разнообразия каждый район Земли выполняет свою определенную роль. Для оценки природного разнообразия учитывают типы, площадь и границы земель, различающихся условиями для обитания животных, произрастания растений, жизни человека. Их может быть достаточно или недостаточно для сохранения природного разнообразия на конкретной территории.

Густозаселенные районы с интенсивным освоением почвенно-земельных ресурсов практически лишены естественных природных комплексов. Так, в Европе почти отсутствуют естественные леса. По расчетам ученых, в ближайшие 20-30 лет географическая оболочка может потерять до 1 млн видов растений и животных. (Вспомните, какие растения и животные уже исчезли на территории Беларуси.)

В современных условиях сохранение природного разнообразия - достаточно трудная задача. В отдельных районах не сохранились природные ландшафты, сокращается естественная растительность. Поэтому государства объединяют усилия по сохранению видового состава животного и растительного мира, принимают решения по сохранению больших территорий в естественном состоянии в Африке, Австралии, Северной и Южной Америке и даже в Антарктиде. В странах с исчезнувшими видами фауны и флоры проводятся мероприятия, направленные на их восстановление. На законодательном уровне строго ограничивается охота на диких животных, проводится акклиматизация животных с других регионов, создаются экологические природные коридоры для перемещения диких животных.

Природоохранные территории

В процессе хозяйственной деятельности человек не в состоянии изолировать природные компоненты от негативного воздействия. Природная среда уже сейчас настолько серьезно загрязнена и преобразована, что полностью ликвидировать загрязнение и восстановить природные комплексы очень трудно. Ученые выявляют виды растений и животных, которым угрожает опасность, определяют, сколько осталось их в природе, где они еще сохранились, как их охранять.

Для сохранения природы организуются природоохранные территории: заповедники, заповедно-рекреационные и ограниченно охраняемые. Эти территории охраняются от традиционного хозяйственного использования и поддерживаются в естественном состоянии для сохранения экологического баланса и возобновления природных ресурсов, а также для научных, учебно-просветительских, культурно-эстетических и других целей. Режим охраны таких территорий может быть заповедным, заказным или с ограниченным хозяйственным использованием. В соответствии с их статусом они предназначены для сохранения природного разнообразия на Земле, проведения научных исследований. По международным нормам общая площадь охраняемых территорий должна быть не менее 8 % территории страны.

К охраняемым объектам относятся: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, заказники. Заповедники - особо охраняемые законом территории, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования с целью сохранения природы в естественном состоянии. Биосферные заповедники образуют мировую сеть, где осуществляется комплексный экологический контроль за состоянием природных комплексов в различных природных зонах Земли. Они являются природными лабораториями, образцами данной территории для оценки изменений освоенных человеком природных комплексов. Общая площадь наиболее крупных заповедников мира - около 2 % площади суши. Наиболее крупные и известные заповедники - Астраханский, Ильменский (Россия). В Беларуси находится Березинский биосферный заповедник.

Заповедно-рекреационные природные территории включают территории национальных парков, получившие широкое распространение в мире. Целью их организации является охрана типичных и уникальных природных территорий, выполнение рекреационных функций (Йеллоустонский национальный парк - гейзеры, Секвойя - леса из секвойи, Мамонтова пещера и др.). При их посещении туристы обязаны выполнять установленные правила поведения. В Беларуси первым национальным парком стала Беловежская пуща. (Вспомните, какие охраняемые территории имеются в Беларуси.)

К ограниченно охраняемым территориям относятся ландшафтные, биологические, гидрологические заказники - участки природы, предназначенные для охраны и восстановления одного или нескольких видов растений, животных, компонентов природы, водных объектов (озер, болот) с ограниченным использованием других объектов природы.

В целях сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в интересах науки, учебы и просветительской работы человеком созданы коллекции деревьев и кустарников - ботанические сады.

Природное разнообразие представителей животного и растительного мира на Земле определяется сочетанием разнообразных природных условий. Главная проблема в области охраны природы, стоящая перед человечеством, - это сохранение природного разнообразия для будущих поколений.


Содержание:
Введение………………………………………………………… ……………………………….3
Охрана животного мира………………………………………… ………………………………4
Охрана растительного мира……………………………… ……………………………………7
Заключение…………………………………………………… ………………………………….9
Список литературы…………………………………………………… ………………..………10

Введение
Животный и растительные мир нашей планеты очень велик. В результате воздействия человека численность многих видов значительно сократилась, а некоторые из них полностью исчезли. Чтобы сохранить хотя бы что-то что осталось ценного на нашей планете создаются различные заповедники, заказники и т. д.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) предназначены для сохранения типичных и уникальных природных ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Различают следующие основные категории указанных территорий:
– государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
– национальные парки;
природные парки;
– государственные природные заказники;
– памятники природы;
– дендрологические парки и ботанические сады;
– лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.


Охрана животного мира
Современный человек существует на Земле около 40 тыс. лет. Скотоводством и земледелием он начал заниматься лишь 10 тыс. лет назад. Поэтому в течение 30 тыс. лет охота была почти исключительным источником пищи и одежды.
Совершенствование орудий и способов охоты сопровождалось гибелью ряда видов животных.
Развитие оружия и транспортных средств позволяло человеку проникать в самые отдаленные уголки земного шара. И всюду освоение новых земель сопровождалось беспощадным истреблением животных, гибелью ряда видов. Охотой был полностью уничтожен тарпан – европейская степная лошадь. Жертвами охоты стали туры, очковый баклан, лабрадорская гага, бенгальский удод и многие другие животные. Вследствие нерегулируемой охоты на грани исчезновения оказались десятки видов зверей и птиц.
В начале нашего столетия интенсификация китобойного промысла (создание гарпунной пушки и плавучих баз по переработке китов) привела к исчезновению отдельных популяций китов, резкому падению их общей численности.
Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, а также вследствие ухудшения экологических условий на территориях и ареалов. Антропогенные изменения ландшафтов неблагоприятно сказываются на условиях существования большинства видов животных. Сведение лесов, распашка степей и прерий, осушение болот, регулирование стока, загрязнение вод рек, озер и морей – все это, вместе взятое, мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности даже при запрете охоты.
Интенсивные заготовки древесины во многих странах привели к изменению лесов. Хвойные леса все шире сменяются мелколиственными. При этом изменяется и состав их фауны. Далеко не все звери и птицы, обитающие в хвойных лесах, могут находить достаточно корма и мест для убежищ во вторичных березовых и осиновых лесах. Например, в них не могут жить белки и куницы, многие виды птиц.
Распашка степей и прерий, уменьшение островных лесов в лесостепи сопровождаются почти полным исчезновением многих степных зверей и птиц. В степных агроценозах исчезли почти полностью сайгаки, дрофы, стрепеты, серые куропатки, перепела и т.д.
Преобразование и изменение природы многих рек и озер коренным образом изменяет условия существования большинства речных и озерных рыб, приводит к уменьшению их численности. Огромный ущерб рыбным стадам наносит загрязнение водоемов. При этом резко снижается содержание кислорода в воде, что приводит к массовым заморам рыбы.
Огромное влияние на экологическое состояние водоемов оказывают плотины на реках. Они преграждают путь на нерест проходным рыбам, ухудшают состояние нерестилищ, резко уменьшают приток питательных веществ в дельты рек и прибрежные части морей и озер. Для предотвращения негативного влияния плотин на экосистемы аквальных комплексов принимается ряд инженерных и биотехнических мер (строятся рыбопроходы и рыбоподъемники, обеспечивающие движение рыбы на нерест). Наиболее действенный способ воспроизводства рыбного стада заключается в строительстве рыборазводных заводов и рыбопитомников.

Организация охраны фауны строится по двум основным направлениям заповедываение и сохранение в процессе использования. Оба направления необходимы и дополняют друг друга.
Международный Союз охраны природы с 1966 г. публикует выпуски «Красной книги», в которую вписаны виды, находящиеся на грани исчезновения.
Все заповедные меры по охране животных носят исключительный, чрезвычайный характер. Чаще всего использование и охрану фауны, мероприятия по ее воспроизводству приходится сочетать с интересами других отраслей природопользования. Опыт многих стран доказывает, что это вполне возможно. Так, при правильной организации землепользования сельскохозяйственное производство можно сочетать с сохранением многих диких животных.
Интенсивное лесное хозяйство, заготовка древесины при правильной организации обеспечивают сохранение условий для обитания в эксплуатируемых лесах многих видов зверей и птиц. Так постепенные и выборочные рубки леса позволяют не только восстанавливать леса, но также сохранять убежища, гнездовья и кормовые угодья для многих видов животных.
В последние годы дикие животные стали важным звеном «индустрии туризма». Во многих странах успешно осуществляются охрана и использование дикой фауны для рекреационных целей в национальных парках.
Для обогащения фауны во многих странах в больших размерах проводятся акклиматизация и реакклиматизация диких животных. Под акклиматизацией понимается работа по расселению животных в новые биогеоценозы и их приспособление к новым условиям обитания. Реакклиматизация – это система мер по восстановлению животных, уничтоженных в том или ином регионе. Благодаря акклиматизации удается шире и полнее использовать биоресурсы многих природных комплексов.
Все меры по охране животных бывают достаточно эффективными, если они строятся на основе тщательного учета ландшафтно-экологических условий. При любом виде работ по организации умножения и эксплуатации дикой фауны следует исходить из того, что определенные виды и популяции животных приурочены в своих границах к конкретным природным территориальным и аквальным комплексам или их антропогенным модификациям. Многие животные перемещаются по сезонам года на значительные расстояния, но их миграции всегда приурочены к строго определенным типам ландшафтов. Поэтому охрана животных требует решения задач охраны природных территориальных и аквальных комплексов в целом. Охрана животных – это, прежде всего охрана их мест обитания.
В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.
Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.


Охрана растительного мира
В настоящее время в связи с освоением новых земель все меньше остается участков с естественной растительностью. В результате этого исчезают места обитания многих дикорастущих растений. Идет обеднение видового состава флоры на всем земном шаре.
Известно, что охрана редких видов растений может быть решена несколькими путями:
1. Устройством заповедников, заказников и памятников природы
2. Прекращением заготовок видов, численность которых резко снизилась
3. Снижением заготовок ценных видов и
4. Введением редких видов в культуру.
Исследования ученых показали, что растительные ресурсы нашей планеты ограничены. Если собирать ягоды и плоды, лекарственные растения, цветы, варварски вытаптывая корни, повреждая почки, ломая ветви кустарников и деревьев, и так из года в год, - сначала резко снижается численность вида, затем он может навсегда исчезнуть в этой местности. Так сорванные побеги ландыша отрастут только через год, а срезанные побеги багульника на следующий год вообще почти не отрастут. Если бездумно заготавливать корневища, растение может не восстановиться и через десять лет.
Растениям вредят: непрерывное выкашивание, вытаптывание скотом, ежегодные пожары - весенние палы, которые "пускают" люди, чтобы выжечь прошлогоднюю траву. Существует вредное и глупое убеждение, что палы, якобы, повышают урожайность трав, а что в огне сгорают семена этих трав, повреждаются корневища многолетников, гибнут насекомые-опылители трав, обедняется видовой состав луговых растений - обо всем этом почему-то забывается. Многие растения губит их красота: собиратели букетов буквально опустошают леса и луга. Растительный мир насыщает воздух живительным кислородом. А еще растения - это и еда, и одежда, и топливо, и лекарство. Свойства многих еще не изучены. И человек не знает, сколько ценного он не успел использовать с потерей некоторых видов растений. Природа может дать людям знания и радость от общения с ней, но только тем, кто относится к этому богатству бережно и заботливо, кто искренне восхищается красотой, а не уничтожает ее.
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения подлежат особой охране согласно законодательству России. Помимо этого, торговля ими запрещена соответствующими решениями органов власти многих регионов.
Наиболее полная охрана редких видов растений осуществляется в заповедниках. Заповедники - образцы нетронутой, дикой природы - по праву называют природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять направления изменений природной Среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути наиболее бережного и разумного использования ее богатств.
Такие образцы необходимо было вдумчиво и умело выбирать. И места для наших заповедников отыскивали крупнейшие знатоки природы. Они отдали многие годы жизни делу создания заповедников и вложили в него свою любовь к делу. Заповедники наши прекрасны, и вызывают восхищение, у всякого кому приходится бывать там. Исключительная роль заповедников в сохранении и восстановлении редчайших животных, растений, неповторимых ландшафтов и др. заповедников природы.
Благодаря деятельности заповедников некоторые редкие животные стали промысловыми, они дают нам сейчас пушнину, лекарственное сырье и др. ценную продукцию.
Многие Российские географы, ботаники особенно зоологи и охотоведы прошли трудную, но хорошую школу в заповедниках. Немало крупных ученых нашей страны в течении десятилетий были сотрудниками заповедникам, а некоторые и по сей день трудятся в этих природных лабораториях. В дали от культурных центров и всякого комфорта, в дождь и вьюгу или под палящим солнцем пустынь, они добывают тот первичный научный материал, без которого невозможно движение вперед научной мысли. Самые яркие и интересные исследования по экологии зверей и птиц, были выполнены в заповедниках.


Заключение
Численность животных уменьшается не только в результате прямого истребления, а также вследствие ухудшения экологических условий на территориях и ареалов. Антропогенные изменения ландшафтов неблагоприятно сказываются на условиях существования большинства видов животных. Сведение лесов, распашка степей и прерий, осушение болот, регулирование стока, загрязнение вод рек, озер и морей - все это, вместе взятое, мешает нормальной жизни диких животных, приводит к снижению их численности даже при запрете охоты.
Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды и как составной части охране животных в рамках всего международного сообщества.
Деятельность государственных, научных и общественных организаций России должна быть направлена на то, чтобы сохранить все биологические виды. Нельзя забывать, что, по прогнозам ученых, в следующие 20--30 лет под угрозой исчезновения будет находиться около 1 млн видов животных и растений. Сохранение генофонда биосферы, на становление которой ушли миллионы лет, -- одна из серьезных задач охраны природы.
Каждый спасенный от гибели вид - это сохраненный для народного хозяйства природный ресурс. Черный список погибших видов нашей планеты - безвозвратно утраченные возможности повышения благосостояния человечества.
Мы можем и должны охранять животных не только в качестве используемого ресурса, но и сточки зрения гуманного подхода к этой серьезной проблеме


Список литературы:
1. Арустамов Э. А. Природопользование: Учебник. - М., 2001.
2. Папенов К. В. Экономика и природопользование: Учебное пособие. - М., 1997.
3. Радионов А. И., Клушин В. Н., Торочешников Н. С. . Техника защиты окружающей среды. - М., 1999.
и т.д.................

Регулирование порядка обращения с животными в нашей стране до сих пор осуществляется преимущественно в рамках природоресурсного законодательства, а именно законодательства об охране и использовании животного мира (или фаунистического, как его также называют), которое распространяется только на диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы. В соответствии с Законом о животном мире животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

За пределами правового регулирования фаунистического законодательства остается огромное количество представителей животного мира, однако на сегодняшний день даже не представляется возможным с достаточной точностью определить, какие именно животные входят в их число.

Очевидно, наиболее значительную их часть составляют домашние и сельскохозяйственные животные. Чаще всего, говоря о домашних животных, имеют в виду так называемых животных-компаньонов, которых граждане содержат в своих жилищах для удовлетворения эстетических, эмоциональных, воспитательных потребностей. Это, прежде всего, кошки и собаки, а также мелкие грызуны, декоративные и певчие птицы, аквариумные рыбки, черепахи и т.п.

Кроме того, в число животных, не относящихся к объектам животного мира, входят спортивные, служебные, цирковые, зоопарко-вые, лабораторные и другие животные, используемые для самых различных специальных целей (зрелищно-развлекательных, научных, охранных, военных и т.д. и т.п.), и которых объединяет то, что они содержатся человеком.

Вопросы обращения с такими животными регулируются правом достаточно фрагментарно. По крайней мере, не представляется возможным выделить какую-то отрасль, институт или иной раздел законодательства, который целиком охватывал бы указанные вопросы. Соответствующие нормы имеются в гражданском законодательстве, которым животные, не относящиеся к объектам животного мира, признаются имуществом, обладающем стоимостью, и которым также регулируется порядок признания авторских прав при выведении новых пород (селекции) животных; в уголовном и административном законодательстве, устанавливающим ответственность за жестокое обращение с животными, за нарушение определяемых на региональном уровне правил содержание домашних животных в населенных пунктах и т.д.

При этом есть специальный массив законодательства, распространяющегося в равной мере на всех животных, как представляющих собой объекты животного мира, так и не являющихся таковыми. Это законодательство о ветеринарии, предмет которого составляет регулирование деятельности по профилактике и борьбе с болезнями животных. В нашей стране оно традиционно включается в состав аграрного законодательства, и действительно, до последнего времени в силу экономических и социальных условий в России основное внимание уделялось сельскохозяйственным животным; ветеринарное обслуживание и лечение других домашних животных и, в частности, животных-компаньонов, стало развиваться только в последние два десятилетия, и, соответственно, особенности нормативного регулирования возникающих в связи с этим вопросов только формируются.

Общий подход в правовом регулировании обращения со всеми видами животных важен для обеспечения ветеринарной безопасности, учитывая то, что заразные болезни передаются от диких животных домашним и наоборот, и ряд таких болезней опасен также для человека. Но это является не единственным основанием для вывода о формировании в перспективе целого ряда нормативных правовых актов, которые будут распространять свое действие на животных как являющихся, так и не являющихся объектами животного мира. На наш взгляд, таким основанием является также то, что границу между дикими и домашними, или прирученными, животными, провести зачастую бывает довольно сложно.

Так, Закон о животном мире в ст. 26 определяет порядок содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, что позволило в юридической литературе сделать вывод о том, что если диких животных выращивают в заказниках, питомниках с целью дальнейшего пополнения популяций (выпуска их в естественную среду), то на них распространяется действие экологического законодательства 1 . Хотя нельзя не признать, что обитание ни в полувольных условиях, ни в искусственно созданной среде обитания нельзя в полной мере признать «состоянием естественной свободы», о котором идет речь в приводимом выше определении животного мира.

При этом не относятся к объектам животного мира безнадзорные домашние животные, несмотря на то, что зачастую они живут группами, стаями в течение нескольких поколений, в состоянии свободы - хотя возникает вопрос, можно ли назвать такую свободу естественной (о которой говорит приводимое выше законодательное определение животного), если такие животные занимаются, в основном, попрошайничеством или просто подкармливаются людьми.

Однако следует признать, что довольно тонкая грань отделяет их, например, от птиц-синантропов - таких как серые вороны, сизые голуби и домовые воробьи, которые постоянно живут рядом с человеком, прекрасно адаптированы к условиям города, питаются пищевыми отходами, - и при этом относятся к объектам животного мира.

Возникает также вопрос, насколько правомерно и логично считать безнадзорными домашними животными одичавших особей и стаи животных, изначально относящихся к одомашненным видам - так, в зеленых зонах вблизи мегаполисов замечены стаи одичавших собак, которые занимаются в основном уже охотой, как дикие жи-

«Экологическое право». Учебник для академического бакалавриата, 5-е издание, под ред. С.А. Боголюбова. М., 2014, с. 297.

вотные. Если не считать их дикими, то следует, видимо, сделать вывод, что животные относятся к домашним по признаку их вида, а не по признаку того, что они содержатся в домашних условиях. Но тогда ни при каких условиях не будут считаться домашними, например, мелкие лесные животные, которых граждане иногда содержатся в качестве питомцев - такие как белки, ежи, ужи, - что не позволит распространить на них установленные правила содержания домашних животных. Кроме того, разделение животных на диких и домашних по видовому признаку в целом ряде случаев невозможно потому, что одни и те же виды могут быть как дикими, так и сельскохозяйственными, например пушные звери, пчелы.

Вообще цели использования тех или иных видов животных меняются с течением времени. В нашей стране не так давно появилось сельскохозяйственное разведение страусов (которые представляют собой объекты животного мира), популярным стало содержание в качестве домашних питомцев диких кошек и кошек особых пород, выведенных путем скрещивания диких и домашних кошек.

Еще сложнее четко различить сельскохозяйственных и иных домашних животных: сейчас в качестве животных-компаньонов рассматриваются многие виды животных, традиционно считающихся исключительно сельскохозяйственными (лошади, свиньи, кролики), в связи с чем появились их декоративные и карликовые разновидности.

Имеются и другие, кроме ветеринарии, вопросы, относящиеся ко всем видам животных, и требующие правового закрепления, в частности обеспечение гуманного обращения с ними. Следует согласиться с мнением проф.М.М.Бринчука, который называет принцип гуманности в числе принципов экологического права и отмечает, что «законодательство РФ предусматривает меры по предупреждению нанесения чрезмерного, неоправданного, в том числе по этическим соображениям, вреда растительному и животному миру, всем формам жизни» . Однако проблемы, связанные с гуманным обращением с животными, входят в основном в сферу отношений по охране общественного порядка и лишь отчасти охватываются нормами экологического и ветеринарного законодательства.

Не останавливаясь подробно на этом вопросе, отметим следующее.

Законодательством установлена и уголовная, и административная ответственность за жестокое обращение с животными , однако очевидно, что гуманное обращение с животными не полностью исчерпывается отсутствием жестокого обращения с ними. Кроме того, правил такого обращения не установлено до сих пор в отношении большинства видов использования животных.

Так, правила обращения с домашними животными в настоящее время определяются исключительно региональным законодательством 1 . При этом специальные законодательные акты приняты в семи субъектах Российской Федерации - в остальных регионах имеются чаще всего только нормы об административной ответственности за нарушение правил содержания животных, при этом такие правила устанавливаются на уровне муниципальных органов; законы субъектов в основном касаются только домашних животных 2 , либо вообще только кошек и собак (в Республике Саха (Якутия) - собак, кошек и экзотических животных ).

Необходимость соблюдения принципов гуманного обращения с лабораторными животными (без указания этих принципов и их содержания) отмечена в п. 3.4 Национального стандарта Российской Федерации «Принципы надлежащей лабораторной практики» ; Правила гуманного обращения с лабораторными животными утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР еще в 1973 г.

Что касается продуктивных сельскохозяйственных животных, то законодательство ограничивается упоминанием в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ст. 19) о том, что убой этих животных осуществляется способами, обеспечивающими гуманное обращение с продуктивным животным. Ни в одном из действующих нормативных правовых актов такие способы не определены.

Между тем гуманное обращение с продуктивными сельскохозяйственными животными далеко не исчерпывается методами убоя, важно обеспечение содержания таких животных в условиях, которые не причиняли бы им страданий в течение их жизни 1 .

Наконец, даже не упоминаются в законодательстве правила гуманного обращения с животными, используемыми для культурнозрелищных, развлекательных целей, в том числе в цирках и зоопарках, тогда как немало вопросов возникает у общественности по поводу допустимых методов дрессировки, содержания животных в передвижных зверинцах, использования экзотических животных в местах отдыха населения (в частности, для фотографирования) и т.д.

Поэтому следует поддержать идею принятия федерального закона об ответственном обращении с животными 2 , в котором решить ряд принципиальных вопросов, таких как: условия, при которых допускается содержание диких животных в неволе; ограничения на приобретение и содержание гражданами так называемых экзотических животных (то есть животных, не приспособленных для проживания в климатических условиях нашей страны и в условиях стандартных городских квартир, обезьян, тигров, крокодилов), перечень допустимых случаев умерщвления животных; установление недопустимых способов дрессировки; статус приютов для животных; запрет на раз-ведение животных с выявленными генетическими изменениями, причиняющими им страдания, и разведение животных с наследственно закрепленной агрессивностью, и т.д.

Растительный мир назван в качестве одного из компонентов природной среды в ст. 1 Закона об охране окружающей среды. Однако в российском законодательстве традиционно только в отношении одной из составляющих растительного мира, а именно лесов, осуществляется детальное регулирование использования и охраны. Разумеется, лес является наиболее крупной и ценной частью растительного мира, с ранних времен существования человечества выступавший, прежде всего, источником древесины, в связи с чем нормы о правах на данный природный ресурс и режиме его использования возникли еще в древности. К настоящему времени большинство стран, в том числе и Россия, имеют сложившуюся самостоятельную отрасль лесного законодательства.

Леса сохраняют свое хозяйственное значение и остаются уникальным природным объектом, представляющим собой естественный биоценоз, один из основных источников кислорода на планете, среду обитания разнообразных животных, птиц, насекомых и т.д. Однако все большее значение приобретает иная покрывающая землю растительность. Так, развитие научно-технического прогресса привело к необходимости (и сделало возможной) борьбу за биоразнообразие, то есть сохранение, в данном случае, всех видов и сортов существующих на земле растений, а также их генетических ресурсов, поиск, кроме традиционно использующихся в качестве сельскохозяйственных, растений, которые могли бы употребляться в пищу и являться лекарственным сырьем. Таким образом, и другие, кроме лесных, растения все больше используются в качестве природного ресурса, одновременно усиливается их природоохранное значение. В частности, в условиях, когда основная часть населения проживает в городах, в том числе мегаполисах, невозможно переоценить роль городских зеленых насаждений в создании и поддержании благоприятной для человека окружающей среды. Возрастание же антропогенного воздействия на растительный мир можно проиллюстрировать следующим примером: при выведении сортов растений с заданными свойствами, выращивании генно-модифицированных растений происходит спонтанное опыление дикорастущей растительности, причем зачастую на значительных территориях, прилегающих к соответствующим полям, и это чревато нарастанием серьезных изменений в генетике такой растительности.

Между тем, несмотря на то, что в нормативных актах встречается упоминание законодательства о растительном мире 1 , такого обособленного законодательного массива или, тем более, подотрасли природоресурсного законодательства не существует.

При этом нельзя не обратить внимание на то, что общий термин «растительный мир» - как и термин «объекты растительного мира», - достаточно широко используется в законодательстве. Так, например, в соответствии с ЗК РФ (ст. 56) в целях создания особых условий охраны растительного мира могут устанавливаться ограничения прав на землю.

Объекты растительного мира упоминаются в ЛК РФ (п. 3 ст. 41), ВК РФ (подп. 1 ст. 3), ряде других федеральных законов.

Однако определений указанных понятий законодательство не содержит. Возможно, поэтому можно наблюдать несколько разные подходы, например, в вопросах установления ответственности: УК РФ говорит о причинении существенного вреда растительному миру (ч. 1 ст. 250), о массовом уничтожении растительного мира, способном вызвать экологическую катастрофу (ст. 358), а КоАП РФ предусматривает меры административной ответственности за причинение вреда объектам растительного мира, а не растительному миру в целом (например, вч. 1 ст. 3.4).

Что касается видов растений, то в законодательстве встречаются термины: «лекарственные растения» (ЛК РФ), «водные растения» (Федральный закон «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), «наркосодержащие растения» (Федральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах») и другие. Достаточно детальные определения сельскохозяйственных растений и лесных растений содержит в ст. 1 содержит Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве». Общее понятие отдельного растения содержит Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» (ст. 2) - хотя, надо признать, данное определение несколько тавтологично: «растения - растения и их части, включая семена (семенной материал) и генетический материал».

Как справедливо отмечает М.М. Бринчук, «наиболее полно регулирование использования и охраны растительного мира осуществлено в лесном законодательстве. Что же касается растительного мира вне лесов, то отношения по поводу его объектов фрагментарно регулируются земельным, водным, горным законодательством, законодательством особо охраняемых природных территориях» 1 .

Следует, однако, добавить, что определенное количество вопросов, связанных с использованием растительного мира, регулирует также аграрное законодательство. Это, например, отношения в области карантина растений, традиционно относимые к аграрной сфере, хотя осуществление такого карантина направлено на обеспечение охраны от вредных организмов как сельскохозяйственных, так и любых других видов растений. Вопросы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности регулируются федеральным законодательством, составляющим компактный блок из специального закона 1 и подзаконных нормативных правовых актов.

На сегодняшний день в области использования и охраны растительности сформирован также блок законодательства, регулирующего вопросы охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений. Значительно более сложным является вопрос о правовой охране зеленого фонда городских и сельских поселений, которая - вследствие отсутствия в настоящее время регулирования данного вопроса на федеральном уровне 2 , - осуществляется в соответствии с региональным законодательством. При этом соответствующие законодательные акты имеются только в отдельных субъектах Российской Федерации: в 11 из них приняты специальные законы об охране зеленых насаждений, в других нормы по указанному вопросу содержатся в законах о благоустройстве (например, в Законе Ивановской области от 18 июля 2006 г. № 75-03 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Ивановской области») или о градостроительстве (таких как Закон Омской области от 9 марта 2007 г. № 874-03 «О регулировании градостроительной деятельности в Омской области»), а, например, в Томской области зеленые насаждения охраняются в рамках специально выделяемых «озелененных территорий» 3 (данное понятие, кстати, неизвестно федеральному зако н одател ьству).

Подходы к тому, что понимается под зелеными насаждениями, существенно различаются: достаточно отметить, что в одних региональных законах, например, московском, это вся «древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья

и кустарники)» 1 , в других законах (Бурятии, Ингушетии, Брянской области и других) из числа городских зеленых насаждений исключаются леса и лесные насаждения, либо зеленые насаждения, расположенные на особо охраняемых природных территориях (например, в Краснодарском крае). Под действие закона Санкт-Петербурга не подпадают зеленые насаждения, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, на землях сельскохозяйственного использования, на земельных участках, находящихся в федеральной или частной собственности, а также защитных лесов и лесопарков 2 . При этом, на наш взгляд, ни в одном из действующих нормативных актов не удалось достаточно четко отграничить зеленые насаждении, подлежащие охране, от сорной, вредной и не представляющей ценности растительности.

В целом же для подавляющего большинства российских регионов характерен «перенос основной части нормативного регулирования в отношении городской растительности на муниципальный уровень» 3 .Нормативные правовые акты об охране зеленых насаждений на территории того или иного населенного пункта принимаются во многих муниципальных образованиях ,при этом в целом ряде из них ограничиваются установлением правил вырубки древеснокустарниковой растительности .

Насколько обоснованными являются содержащиеся в таких актах нормативные предписания, можно судить хотя бы по тому, что федеральное законодательство вообще не оперирует термином «древесно-кустарниковая растительность», - данное понятие отсутствует в действующем Л К РФ, в отличие от предыдущего Лесного кодекса РФ (1997 г.), содержавшего специальную главу о древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, водного фонда, а также на полосах отвода автомобильных дорог и каналов. Как отмечают многие исследователи, проблема в определении статуса растительности за пределами лесов во многом связана с отсутствием: юридически корректного определения леса в законодательстве; критериев, позволяющих определить, какую совокупность растительности можно признать лесом; отграничения его от смежных понятий, таких как «лесные насаждения» и «лесная растительность» 1 .

То, что законодательством не урегулирован правовой режим растительности, расположенной за пределами земель лесного фонда, а кроме зеленых насаждений в населенных пунктах это касается, например, защитных и иных лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения 2 , а также ряда других, имеющих огромное природоохранное значение, групп растительности, - является, конечно, существенным пробелом и одним из аргументов в пользу разработки специального федерального закона об охране и использовании растительного мира.

Однако не менее важным представляется то, что в таком законе должны быть сформулированы общие начала и принципы охраны и использования растительности, закреплены связанные с этим основные понятия, и уже на основе данных положений были бы не только восполнены названные выше пробелы, но и, возможно, в чем-то уточнены и скорректированы нормы лесного законодательства, развивалось бы законодательство, регулирующее новые направления использования и охраны растительного мира. Так, перспективным является направление, касающееся регулирования вопросов сбора, сохранения, изучения и рационального использования генетических ресурсов растений на территории Российской Федерации 3 .

Необходимо отметить, что вопрос о необходимости урегулирования в законодательстве отношений по охране и использованию растительного мира в литературе уже ставился 1 .

Профессор М.И. Васильева, высказываясь о необходимости разработки экологического кодекса, предлагала кодифицировать в одной из его глав положения об охране лесов и иного растительного мира, которые охватывали бы зеленый фонд городов и иных населенных пунктов, редкие и исчезающие, иные виды растений, кроме сельскохозяйственных и сорных растений 2 . Оставляя в стороне вопрос о целесообразности принятия экологического кодекса, отметим, что такой подход, при котором предлагается, в частности, в отдельных статьях разграничить правовое регулирование отношений в сфере охраны лесов и иного растительного мира, определить особенности охраны лесов, располагающихся вне земель лесного фонда, обозначить меры правовой охраны и воспроизводства растительного мира, экологические требования к использованию объектов растительного мира, направления государственного регулирования в области охраны растительного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, представляется вполне рациональным.

Представляется, что ключевыми вопросами, которые необходимо решить прежде, чем приступать к разработке закона об использовании и охране растительности, являются вопросы о том, что входит в круг объектов растительного мира, какие отношения по поводу этих объектов должны являться предметом законодательства о растительном мире, и, в частности, в какой мере оно охватывает отношения по использованию и охране лесов.

Исследуя указанные проблемы, логично обратиться к опыту стран ближнего зарубежья, из которых большинство (Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Молдова, Туркменистан, Беларусь, Украина) имеет специальные законы об охране и использовании растительного мира 3 .

В качестве объектов растительного мира практически все законы названных стран выделяют растения и их части; кроме того, в ряде случаев называются: группы деревьев, виды, популяции, ботанические коллекции, растительное сообщество, места произрастания объектов растительного мира.

Возникает вопрос, следует ли рассматривать в качестве объектов растительного мира только дикорастущие, или произрастающие в естественных условиях, растения. Представляется, что такой подход к определению круга объектов растительного мира был бы не совсем точен, так как последние в значительной части являются природноантропогенными объектами, созданными человеком, и при этом обладают свойствами природного объекта и имеют рекреационное и защитное значение: таковы, например, зеленые насаждения в населенных пунктах, защитные лесные полосы, лесопитомники. Даже сельскохозяйственные посадки могут рассматриваться (и в зарубежном законодательстве рассматриваются) в качестве элемента традиционного агроландшафта, подлежащего сохранению.

Большинство законов названных выше стран регулирует отношения в области охраны и использования растительного мира, произрастающего в естественных условиях, а также дикорастущих растений, содержащихся в условиях культуры, для их воспроизводства и сохранения генетического фонда. То есть термин «дикорастущие растения» во многих законодательствах понимается достаточно широко: так, закон Туркменистана в ст. 1 своего уточняет, что дикорастущие и иные растения - это растения, произрастающие в естественных или в культурных регулируемых условиях с целью сохранения их видов; а в понимании закона Беларуси «О растительном мире» дикорастущие растения - это не только растения, находящиеся в их естественной среде произрастания и способные образовывать популяции, растительные сообщества или насаждения, но также и растения, выращиваемые и используемые в целях озеленения и иных средообразующих, водоохранных, защитных целях.

Закон Молдовы указывает, что не распространяется сельскохозяйственные растения и объекты растительного мира, выращиваемые в искусственных условиях на земельных участках, находящихся в публичной или частной собственности, с целью их реализации или потребления.

В связи с этим следует заметить, что, по нашему мнению, российскому законодательству все же не следовало бы полностью исключать отношения по поводу сельскохозяйственных растений из сферы регулирования формирующегося законодательства о растительном мире. Имеется целый ряд общих для растений любого вида вопросов: кроме уже упоминавшихся карантина растений и охраны генетических ресурсов растений, можно назвать определение порядка применения пестицидов и агрохимикатов, порядка безопасного проведения селекционных испытаний новых сортов, порядка обращения с растениями, относящимися к живым измененным организмам, - и, как представляется, в ближайшем будущем перечень таких вопросов будет только увеличивается, а грань между культивируемыми растениями и дикоросами во многих случаях стираться.

Точно также и отдельные положения, касающиеся использования лесов, могут и, вероятно, должны входить в общее флористическое законодательство, хотя бы исходя из того, что леса являются частью растительного мира. При этом, конечно, нельзя не учитывать, что правовое регулирование использования и охраны лесов сложилось задолго до возникновения норм о растительности, оно детально, обширно и достаточно специфично, а потому очень непросто встроить его в законодательство более общего порядка.

Во всех названных выше странах наряду с законом о растительности имеется лесной кодекс, но вопрос о разграничении законодательства о растительном мире и лесного законодательства решается несколько по-разному.

В Таджикистане данное соотношение в законодательстве специально не оговорено, но поскольку Закон «Об охране и использовании растительного мира» не содержит норм, регулирующих отношения по поводу лесов, можно сделать вывод, что законодательство о растительном мире леса не охватывает.

В Молдове также нет специального указания на то, как соотносится законодательство о лесах и о растительном мире. При этом Закон «О растительном мире» включает целый ряд норм, регулирующих лесные отношения. Так, ст. 6 в ч. 4 определяет, что частная собственность на леса и зеленые насаждения возможна в случае их создания на землях, находящихся в частной собственности, а ст. 26 полностью посвящена вопросам заготовки древесины в процессе рубок лесной растительности.

В отличие от этого, в ст. 2 Закона Туркменистана четко указано, что отношения в области охраны, рационального использования и воспроизводства растительного мира, входящего в лесной фонд, регулируются Лесным кодексом Туркменистана, за исключением случаев, предусмотренных ст. 13, 26-31, 36 и 38 данного Закона (эти статьи посвящены, в основном, вопросам охраны объектов растительного мира, в том числе редких и исчезающих, а также регулирования распространения дикорастущих растений и порядка выдачи разрешений на пользование объектами растительного мира).

Точно также Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-3 «О растительном мире» установлено, что отношения в области обращения с объектами растительного мира, входящими в лесной фонд, за исключением отдельных случаев, регулируются лесным законодательством.

На наш взгляд, более четкому разграничению сфер правового регулирования служит установление в законах о растительности перечня тех категорий древесных и кустарниковых насаждений, которые не входят в лесной фонд.

В целом же в государствах, которые являются нашими ближайшими соседями, имеется немало наработок в области законодательного регулирования отношений в области охраны и использования растительности, изучение которых во многом поможет при проектировании соответствующих нормативных актов в Российской Федерации.

По нашему мнению, знаковым для развития российского законодательства о растительном мире является принятие 25 декабря 2014 г. Закона Республики Крым «О растительном мире». В данном случае имеет место так называемое опережающее правотворчество субъекта Российской Федерации, обоснованное, прежде всего, необходимостью особой охраны уникальной природы Крыма. Не анализируя подробно этот нормативный правовой акт, отметим только следующий момент. Этот Закон согласно его преамбулы распространяется на отношения по поводу объектов растительного мира, которые находятся на землях, находящихся в собственности Республики Крым. Возникает вопрос: насколько целесообразно установление правового режима растительности в зависимости от вида собственности на земельные участки, на которых она произрастает. В некоторых рассмотренных выше законах зарубежных стран также растительность на находящихся в частной собственности земельных участках из сферы действия этих законов исключается. Но разве не должны, например, устанавливаться обязанности для владельцев и пользователей земельных участков, находящихся в частной собственности, по сохранению, находящихся на их участках растений редких и исчезающих видов? Представляется, что ответ на этот и другие поднимавшиеся выше вопросы должно дать именно федеральное законодательство.

  • Бринчук М.М. Принципы экологического права: монография. М., 2013. С. 36.
  • См., например, ст. 245 УК РФ.
  • Подробнее об этом см.: Минина Е.Л. Проблемы правового регулирования обращения с животными //Журнал российского права. 2014. № 12. С. 80-88. Законы Республики Башкортостан от 22 апреля 1997 г. № 88-03 «О домашних животных», Республики Бурятии от 7 ноября 2008 г. № 574-1У «О содержании и защите домашних животных на территории Республики Бурятии», Псковской области от 17 декабря 2009 г. № 926-оз «О содержании и защите домашних животных», от 2 декабря 2004 г. № 800-КЗ «О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае», от 30 июня 2010 г. № 67-03 «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Воронежской области». Законы от 20 мая 2004 г. № 184-03 «Об общих положениях содержания собак и кошек в Новосибирской области», от 13 августа 2010 г. № 154-03 «О содержании собак и кошек в Томской области» .
  • Утв. решениемКомиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 (ред. от
  • июня 2014 г.). Но следует учитывать и тот факт, что, по мнению отдельных исследователей, принятые в рамках Евросоюза требования к комфортному содержанию свиней по существу направлены на искусственное ограничение конкуренции на общем европейском рынке продукции свиноводства. Белов В.А. Европейское «свинское» право? (К вопросу об одной директиве Совета Европейского Союза) // Закон. 2014. №7. С. 166-170. Проект федерального закона «Об ответственном обращении с животными» № 458458-5 принят Государственной Думой в первом чтении. В научной литературе используется также термин «флористическое законодательство». См., например: Соколова А.К. Законодательные предпосылки формирования правовой охраны объектов растительного мира // Проблемы законности: сб. научных работ. Харьков: НЮУ им. Я. Мудрого, 2014. Вып. 125. С. 163-171. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. Подготовлен для СПС «Консуль-тантПлюс», 2008. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений». Кроме ст. 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды», упоминающей о необходимости такой охраны, до сих пор действует только, в значительной степени устаревший, приказ Госстроя РФ от 15 декабря 1999 г. № 153 «О порядке создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации». Закон Томской области от 11 ноября 2008 г. № 222-03 «Об охране озелененных территорий Томской области».
  • См., например, решение Совета депутатов городского округа Химки Московской области от 28 января 2015 г. № 01/6 «Об утверждении Положения о защите зеленых насаждений и о порядке вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории городского округа Химки Московской области».
  • См. об этом, например: Воронцова А.А. Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий // Экологическое право. 2012. № 5. С. 2-7; Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. С. 11. См. об этом подробнее: Минина Е.Л. Проблема возрождения сельских лесов. В сб.: Использование и охрана лесов: проблема реализации законодательства / отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2012. С. 101-114. Более подробно об этом - в параграфе третьем данной главы. Так, М.М. Бринчук ссылается на то, что в свое время О.С. Колбасов обосновывал необходимость принятия закона об охране и использовании внелесной растительности (Колбасов О.С. Основные направления правотворчества в области охраны окружающей природной среды. Советское государство и право. 1980. № 3. С. 72- 77), а А.Б. Искоян определяла круг вопросов, который, по ее мнению, такой закон должен охватить (Искоян А.Б. Правовое регулирование охраны и использования растительного мира. Ереван, 1987. С. 116-117). Бринчук М.М. Экологическое право: учебник. М., 2004. С. 429. Васильева М.И. Особенная часть экологического права как объект кодификации // Экологическое право. 2010. № 6. С. 5. Это Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 г. № 31 «Об охране и использовании растительного мира», Закон Республики Узбекистан от 26 декабря 1997 г. № 543-1 «Об охране и использовании растительного мира», Закон Азербайджанской Республики от 2 мая 2014 г. № 957-1УС) «Об охране зеленых насаждений», Закон Республики Молдова от 8 ноября 2007 г. № 239-ХУ1 «О растительном мире», Закон Туркменистана от 4 августа 2012 г. № 309-1У «О растительном мире», Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 205-3 «О растительном мире», Закон Украины от 9 апреля 1999 г. № 591-XIV «О растительном мире».

Основным гарантом поддержания стабильных условий существования жизни на Земле является сохранение максимального биологического разнообразия, то есть всех возможных форм живых организмов всех сред обитания, включая наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются. Это понятие включает как внутривидовое разнообразие, так и межвидовое, а также разнообразие экосистем. Огромное разнообразие организмов на нашей планете -- это необходимое условие поддержания нормального состояния и функционирования биосферы в целом. Видовая разнокачественность групп растений и животных, численность отдельных видов, биомасса определяют их роль в биотическом круговороте веществ и переносе энергии.

На протяжении эволюции одни виды вымирали, другие возникали и достигали своего расцвета и снова исчезали, а на смену им выступали новые. Этот процесс связан, прежде всего, с динамикой климата Земли и некоторыми геологическими процессами. В результате этого не только один вид сменялся другим, но поменялись и целые биотические сообщества. Однако это происходило необычайно медленно, на протяжении десятков миллионов лет. В период научно-технической революции главной силой, преобразующей растительный и животный мир, выступает человек.

Наиболее заметно сокращение лесной площади нашей планеты: за последние 300 лет уничтожено 66-68 % лесов, и лесистость сократилась до 30 %. Рост численности населения и развитие мирового хозяйства постоянно поддерживают растущий глобальный спрос на лесную продукцию. В период 1990-1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, трансформации под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было потеряно почти 65 млн. га лесных угодий. Особенно угрожающее положение сложилось в тропических лесах. При современной скорости их сведения вначале XXI ст. в некоторых регионах (Малайзия, Индонезия) леса могут полностью исчезнуть.

Одной из основных причин такого истощения лесных ресурсов является высокий спрос на древесину в промышленно развитых странах. В качестве альтернативы необходимо значительно повысить эффективность технологии производства лесоматериалов, в первую очередь бумаги, более широко использовать отходы и вторичные материалы, в целях экономии бумаги выпускать издательскую продукцию в электронном виде. Восстановление лесов обеспечит удовлетворение будущих потребностей в древесине и будет способствовать поглощению углеродистых соединений из атмосферы, замедляя тем самым процесс глобального потепления.

Кроме лесов в тщательной охране нуждаются и другие растительные сообщества, животный мир нашей планеты. Сохранение их биологического разнообразия имеет большое значение для многих видов хозяйственной деятельности, и, прежде всего для сельского хозяйства, поскольку дикорастущие растения являются генетическим средством обеспечения устойчивости к болезням, засухе и засолению. Необходимо выделить также такую отрасль промышленности, как производство медицинских препаратов на растительной основе, что позволяет удовлетворять основные потребности в медицинской помощи более 3 млрд. человек.

Однако по мере того как растет осведомленность научных коммерческих кругов о ценности растительных медицинских препаратов, увеличивается и угроза самим этим растениям. Согласно последним обследованиям, обобщенным специалистам ООН, около четверти миллиона видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения. Проблематичным является и выживание приблизительно 25% всех видов млекопитающих и 11% видов птиц. Продолжается истощение рыбных промысловых районов Мирового океана: за последние полвека рыбные уловы выросли почти в пять раз, при этом 70% океанических промыслов подвергаются предельной либо запредельной эксплуатации.

Осознание непредсказуемой ценности биологического разнообразия, его значения для поддержания естественной эволюции и устойчивого функционирования биосферы привело человечество к пониманию угрозы, которую создает сокращение биологического разнообразия, происходящее в результате некоторых видов человеческой деятельности. Разделяя озабоченность мирового сообщества, Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) среди других важнейших документов приняла Конвенцию о биологическом разнообразии. Основные положения конвенции направлены на рациональное использование природных биологических ресурсов и осуществление действенных мер по их сохранению.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!