Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Формальные нормы и законоположения. Формальные и неформальные нормы

Выделяет три главные состав-ляющие:

Формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты);

Неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности);

Механизмы принуждения (систему наказания — прим. автора) у обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция, тюрьмы и т.д.).

Определение «формальных» и «неформальных» правил

Исходя из определения «института», институты могут выражаться в формальных, писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституций, законов и т.д.), сознатель-но созданных человеком. Вместе с тем, они могут представлять собой продукт человеческого сознания, проявляющийся в об-щепринятых условностях, кодексах поведения, то есть в нефор-мальных, «неписаных» нормах, которые пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме.

Если система формальных правил представляет собой ре-зультат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

В соответствии с концепцией Т. Веблена изменение институ-тов происходит в обществе, точно так же, как жизнь других видов, — это борьба за существование и, следовательно, — отбор и приспособление. По его мнению, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Про-должающееся развитие институтов — человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденной адап-тации индивидов к новым условиям, постепенно изменяющимся с развитием общества. Таким образом, в трактовке Т. Веблена общественно-экономическое развитие («эволюция социального устройства») предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

Позиция Т. Веблена близка и Ф. Хайеку , по мнению которого отбор правил и норм морали, установившихся в обществе, можно также сравнить с биологическим отбором. Согласно Хайеку, существование наряду с формальными правилами неформаль-ных норм (в виде традиций и обычаев) обусловлено тем, что «в процессе отбора, формировавшем обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств — большее, чем то, которое могли воспринять индивиды; как следствие, традиция в определенных отношениях выше или «мудрее» человеческого разума». Чем больше разнообразия допускает общество, тем интенсивнее и плодотворнее протекает отбор социально-целесообразных институтов.


Из вышеприведенных рассуждений следует, что если фор-мальные правила могут быть искусственно придуманы и насиль-ственно насаждены, то неформальные нормы «определяются какими-то прошлыми событиями, формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структу-ры или модели (институциональной матрицы — прим. автора)». Иными словами, неформальные институты — это условности, самоподдерживающиеся, самовыполняющиеся (self-enforced) правила, без вмешательства третьей стороны (государства).

1. Веблен Т. Теория праздного класса. — М.: Прогресс, 1984. — С. 200.

2. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М.: Новости, 1992. - С. 133. Там же. — С. 20.

3. Там же. С. 20.

Следует сделать оговорку, что теория естественного отбора не совсем применима к постепенным институциональным из-менениям, хотя термин «эволюция» используется, поскольку не всегда выживает самый «лучший» институт. С другой стороны, постоянный переход институтов из одного состояния в другое — одни институты, закрепляясь нормативно, из неформальных становятся формальными, другие, потеряв прежнее значение в качестве формальных институтов и будучи исключенными из правовой системы, могут становиться неформальными — не всегда происходит под влиянием эндогенных факторов, которые будут рассмотрены далее.

Роль неформальных правил в обществе

Как показывает практика, в большинстве случаев нефор-мальные нормы играют в обществе гораздо большую роль в обеспечении так называемого «порядка», чем формальные.

Этому способствует ряд факторов :

1. В любом обществе можно наблюдать ситуацию, когда от-дельные сферы деятельности регулируются только неформальными нормами при отсутствии формальных правил.

Пример

Отношения между членами семьи, этнических групп, мафиозной (криминальной) группировки.

Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между этими субъектами возникают какие-либо отношения. Причем правила в различных группах субъектов могут быть одинаковыми, а могут и сильно различать-ся. Простейшим примером таких правил могут служить отно-шения в рамках отдельной семьи или отдельного коллектива. Отношения в рамках семьи так и остались неформальными, а отношения между членами коллектива, не являющимися родственниками, в подавляющем большинстве случаев были формально закреплены в форме договора, контракта или иного документа (в рамках государства — в гражданском и уголовном кодексах).

2. Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, за-конодательно закрепленных норм. Примеров закрепления нефор-мальных норм в формальных правилах можно найти множество в истории любой страны.

Пример

1. Установление «Уроков» — фиксированных объемов, времени и места сборов дани — произошло в России в 946 году княгиней Ольгой после многочисленных выступлений населения. Этому во многом послужила гибель мужа Ольги князя Игоря, убитого древлянами в 945 году во время повторного сбора дани.

2. Формальное или официальное закрепление нормы ссудного процента также происходило под сильным давлением населения, заинтересованного в получении кредитов. До формализации норма ссудного процента могла доходить до 50 %. В «Уставе о резах» (1113 г.) Владимиром Мономахом ссудный процент был законодательно огра-ничен до 20 %.

3. Длительность эволюции неформальных правил определяет их большую устойчивость.

Пример

Институт языка представляет собой сложную, постоянно изменяющу-юся структуру. Структура эта строго упорядочена, хотя ее не планировал никакой центральный орган. Никто не выносил специального решения, какие слова должны входить в речевой оборот. Французская Академия пытается контролировать изменения во французском языке, но это явле-ние сравнительно недавнее, поскольку Академия как структура была ос-нована уже после того, как французский язык сформировался в стройную систему.

Таким образом, Французская Академия является законодателем формальных правил (в том числе и грамматических), закрепляющих основные тенденции в развитии французского языка, в основу которого были положены неформальные нормы и, по мнению Ф. Хайека, «органи-зацией, санкционирующей те изменения в языке, над которыми у нее нет никакой власти». Хотя в подавляющем большинстве других стран вообще не было аналогичных органов «языкового контроля».

Так как институты изначально представляют собой продукт обычая, а судебная практика и законодательство на протяже-нии тысячелетий лишь развивают их, то нельзя сказать, что в настоящее время институциональная система приняла окон-чательный вид.

формальные - те правила, нарушение которых влечет за собой достаточно суровые санкции, например, наказание в виде тюремного заключения или остракизма. . Неформальные правила, согласно этому подходу, не накладывают жестких ограничений на действия людей, они лишь облегчают жизнь в обществе, делают ее более приятной. За нарушение неформальных правил следует не строгое наказание, а, в худшем случае, неодобрение общества. Неформальные правила являются, в соответствии с этим подходом, обязательными только в моральном смысле или с точки зрения приличий и хорошего вкуса. Подобный подход к проведению границы между формальными и неформальными правилами характерен для ученых, относящихся к направлению, известному как «старый институционализм» В соответствии с другим подходом различие между формальными и неформальными правилами определяется не строгостью наказания, а тем, кто устанавливает правила и осуществляет принуждение к их исполнению. В основе этого подхода лежит проведенное Ф. Хайеком противопоставление «порядка, основанного на законе» и «самопроизвольного порядка». «Порядок, основанный на законе» возникает, когда государство устанавливает законы и наказывает тех, кто их нарушает. «Самопроизвольный порядок» устанавливается, когда люди вовлекаются в устойчивые модели поведения, поскольку никто из них не может выиграть, отклоняясь от этих моделей поведения, даже если нет эффективных правовых механизмов сдерживания. Подобного подхода придерживаются ученые -- представители «нового институционализма». Они определяют формальные правила, как правила , записанные в официальном источнике, за выполнением которых следит специально выделенная группа людей (судебная система, полиция, репрессивный аппарат). Наличие принуждения со стороны государства -- это характерная черта формальных правил. В отличие из них неформальные правила не закрепляются ни в одном официальном источнике, и их исполнение гарантируется не угрозой законодательных санкций, как в случае с правилами формальными, и за их исполнением следят не специалисты, а все члены общества .



Классификация санкций за несоблюдение неформальных правил: Приведенная классификация неформальных правил может быть полезна для выявления тех функций, которые выполняют определенные социальные нормы. Она позволяет выяснить их роль в регулировании взаимодействия людей и учитывать эти социальные нормы при выборе политики и установлении законодателем правовых норм.

1. Автоматическая санкция. Классический пример автоматической санкции за нарушение нормы -- это наказание за несоблюдение правил дорожного движения.

2. Вина. Чувство вины, которое испытывает человек, нарушивший норму поведения, -- это внутренняя санкция.

3. Стыд. Нарушитель чувствует, что его действия понизили его в глазах других людей. Стыд -- это внешняя санкция за нарушение нормы поведения. Стыд, также как и вина, являются результатом воспитания, как формального, так и неформального.

4. Информационная санкция. Действия нарушителя нормы могут раскрыть некоторую информацию о нем, которую он предпочел бы скрыть. Молодой человек, который хочет получить работу, но приходит на интервью с работодателем небрежно одетым, ненамеренно подает сигнал о том, что он не очень серьезно относится к этой встрече и что его не очень беспокоит, получит ли он эту работу или нет.

5. Двусторонние санкции, требующие издержек от наказывающей стороны.В этом случае нарушитель нормы наказывается действиями лица, пострадавшего от этого нарушения

6. Многосторонние санкции, требующие издержек. Многосторонняя санкция требует гораздо больше информации, чем санкция двусторонняя. Информация о нарушении должна быть распространена среди членов общества. В случае многосторонней санкции также остро стоит проблема безбилетника, так как в наказании участвует большое число людей и возникает необходимость в определенном принуждении лиц, которые должны осуществлять наказание.

Американский философ права Харт выделил правила, которые контролируют поведение людей (первичные правила) и правила, контролирующие правила (вторичные правила). Первые правила направляют поведение граждан в их повседневной жизни. Правила второго типа руководят поведением официальных лиц, когда они создают, пересматривают, отменяют или применяют первичные правила. В соответствии с теорией Харта, совокупность первичных и вторичных правил образует право. В отличие от права, среди неформальных правил нет правил вторичных, нет специально предусмотренной процедуры создания, пересмотра или отмены неформального правила. В неформальных правилах нет конституции или судьи. Человек, который хочет изменить обычай, должен использовать имеющиеся под рукой средства, чтобы убедить других членов общества следовать иной норме.


11) Институциональные изменения. Виды зависимости старых институтов от новых .

Институциона́льные измене́ния - в большинстве направлений институционализма непрерывный процесс количественно-качественных изменений и преобразований разных политических, правовых, социальных и экономических институтов.

Институциональные изменения происходят в институциональной среде, но проявляются не на уровне изменений правил, а на уровне изменений институтов, функционирующих в данной среде и определяющих данную среду.

«path dependence» сильная зависимость

«path determinacy» менее сильная зависимость

«path independence» «path indeterminacy» отсутствие связи

Виды зависимости между старыми и новыми институтами

эволюционный характер: «path dependence», «path determinacy»

революционный характер: «path independence» или «path indeterminacy» =>

=>Пути развития новых институтов

1. Укоренение новых правил и изменение неформальных норм

2. Неформальная институционализация новых институтов

3. Исчезновение - а) не отражаясь на институциональной системе

б) сопровождаясь формированием новых институтов

в) способствуя активизации уже существующих институтов

Проблема согласования старых и новых институтов

Формальные новые и формальные старые

Формальные новые и неформальные старые

Неформальные новые и неформальные старые

Рассматривая институты, мы в дальнейшем будем использовать предложенное Д. Нортом деление института на следующие составляющие:

  • ? формальные правила (конституции, законы, судебные прецеденты, административные акты и т.д.);
  • ? неформальные нормы (традиции, обычаи, социальные условности и т.д.);
  • ? механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение формальных правил и неформальных норм.

Определение формальных и неформальных правил

Исходя из определения института (см. § 3.1, п. 6), институты могут выражаться в формальных, «писаных» правилах, принимая форму различных документов (конституций, законов и т.д.), сознательно созданных человеком. Вместе с тем они могут представлять собой продукт человеческого сознания, проявляющийся в общепринятых условностях, кодексах поведения, т.е. в неформальных , «неписаных» нормах, которые пронизывают все сферы общества, соблюдаются в виде традиций, обычаев, привычек или иной форме.

Если система формальных правил представляет собой результат законотворческой деятельности людей (государства), то появляется вопрос: каким образом формируется система неформальных норм?

В соответствии с концепцией Т. Веблена изменение институтов происходит по закону естественного отбора. Жизнь человека в обществе, как жизнь других видов, это борьба за существование и, следовательно, отбор и приспособление. По его мнению, эволюция общественного устройства явилась процессом естественного отбора социальных институтов. Продолжающееся развитие институтов - человеческого общества и природы человека, как и достигнутый в этом плане прогресс, можно в общих чертах свести к естественному отбору наиболее приспособленного образа мысли и процессу вынужденной адаптации индивидов к новым условиям, постепенно изменяющимся с развитием общества . Таким образом, в трактовке Веблена, общественно-экономическое развитие (эволюция социального устройства) предстает как реализация процесса «естественного отбора» разнообразных институтов.

Позиция Веблена близка и Ф. Хайеку, по мнению которого отбор правил и норм морали, установившихся в обществе, можно также сравнить с биологическим отбором. Согласно Хайеку, существование наряду с формальными правилами неформальных норм (в виде традиций и обычаев) обусловлено тем, что «в процессе отбора, формировавшем обычаи и мораль, могло учитываться количество фактических обстоятельств - большее, чем то, которое могли воспринять индивиды; как следствие, традиция в определенных отношениях выше или «мудрее» человеческого разума». Чем больше разнообразия допускает общество, тем интенсивнее и плодотворнее протекает отбор социально целесообразных институтов .

Исходя из вышеприведенных рассуждений, следует, что, если формальные правила могут быть искусственно придуманы и насильственно насаждены, то неформальные нормы «определяются какими-то прошлыми событиями, но формируются как составная часть процесса бессознательной самоорганизации некой структуры или модели (институциональной матрицы. - Лет.)» . Иными словами, неформальные институты - это условности, самоподдерживающие- ся, самовыполняющиеся (self-enforced ) правила без вмешательства третьей стороны (государства).

Однако в реальности можно наблюдать ситуации, когда более живучим оказывается не самый «лучший» институт (по критерию Д. Норта - эффективный институт) . Например, сговор или олигополия как институт, победивший в результате естественного отбора. Если не ограничивать развитие подобных институтов, то возможные последствия таких процессов нетрудно себе представить - это диктатура не только в экономической, но и политической сфере, т. е. общество возвращается в своем развитии к рабовладельческому строю.

Постоянный переход институтов из одного состояния в другое - одни институты, закрепляясь нормативно, из неформальных становятся формальными, другие, потеряв прежнее значение в качестве формальных институтов и будучи исключенными из правовой системы, могут становиться неформальными. Данные процессы происходят под влиянием как экзогенных, так и эндогенных факторов, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ:

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

    Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации. Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

    Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считающиеся недопустимыми в данной социальной группе. Пример: обращение к студентам на «Вы».

    Формальные нормы . Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример : соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

    Неформальные нормы . Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

    Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

    Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контролянормы и санкции.

Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные.премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.

Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.

Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.

Социальные отклонения

Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидам всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями.

Термин "социальное отклонение" или «девиация» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Социальное отклонение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

Девиация - это отклонение от общепринятых норм.

Девиации

Делинквентное поведение (лат. delinquentus - совершающий проступок) - это преступное поведение, нарушение формальных (писаных) норм (конституции, уголовного права и других законов). Например, воровство, взяточничество, грабёж, убийство.

Девиантное поведение - это более широкое понятие, т.к. включает в себя нарушение не только писаных норм, но и неформальных (неписаных) (традиций, обычаев, этикета, манер и т.д.). Например, сквернословие, алкоголизм, азартные игры, самоубийство.

Девиантное поведение может быть как неодобряемым (революционеры, предатели, бродяги, наркоманы и др.), так и одобряемым (герои, чемпионы, политические лидеры, учёные, передовики труда, красивые люди и др.).

Девиации относительны , они зависят от норм данной группы, от эпохи, от конкретной ситуации. Например, убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе убийство стариков и детей считалось нормальным при нехватке питания. Убийство на войне разрешено и поощряется, а в мирное время запрещено. Убийство преступника из самозащиты нормально.

Социальные отклонения (девиации) играют в обществе двойственную, противоречивую роль . Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - иногда помогают обществу обновляться, адаптироваться к изменениям окружающей среды. Например, диссиденты в СССР, протестовавшие против коммунистической системы и диктатуры КПСС, объявлялись людьми с отклоняющимся поведением и подвергались преследованиям или принудительному психиатрическому лечению. Но снятие идеологических и социальных запретов с началом перестройки обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Лекция 8.Социальные институты

1.Основные и не основные социальные институты

2. Признаки и функции социальных институтов

3.Институт семьи

1.Основные и не основные социальные институты

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными. Социальные институты – столпы общества, символы порядка и организованности. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришёл из латинского institutum – установление, устройство.

Со временем он приобрёл два значения:

    узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);

    широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.

Социальный институт - организованная система связей и социальных норм, которая удовлетворяет важнейшие потребности общества.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки.

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра.

Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Вопросы: 1. Нормы и правила. 3. Формальные правила и неформальные нормы. Роль правил в обществе. 5. Виды зависимости между формальными правилами и неформальными нормами. Проблема согласования. Тема 2. Институты и их роль в жизни общества 2. Определения института. Функции институтов. 4. Механизмы принуждения к исполнению правил. 6. Институты и организации.


Занимаясь экономической деятельностью, мы не знаем ни потребностей других людей, ни источников получаемых нами благ. Практически все мы помогаем людям, с которыми не только не знакомы, но о существовании которых и не подозреваем. И сами мы живем, постоянно пользуясь услугами людей, о которых нам ничего не известно. Все это становится возможным благодаря тому, что, подчиняясь определенным правилам поведения, мы вписываемся в гигантскую систему институтов и традиций: экономических, правовых и нравственных. Фридрих Август фон Хайек


Нобелевская премия по экономике 1974 г. «за нова- торские работы по теории денег и теории экономических колебаний, а также за глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений». Фридрих фон Хайек ()


Современная институциональная экономическая теория должна изучать человека таким, каков он есть на самом деле, действующего в рамках ограничений, налагаемых реальными институтами. Современный институционализм есть экономическая теория, какой ей следовало бы быть. Рональд Коуз










Риск: определено как множество исходов события, так и вероятности реализации этих исходов. Параметрическая неопределенность: определено множество исходов события, но не вероятности их реализации. Структурная неопределенность: не определено ни множество исходов события, ни вероятности их реализации.






Ментальные модели Mодели восприятия окружающего мира Обеспечивают индивидам рамки общего восприятия и интерпретации реальности и служат основой для любого социального взаимодействия, реконструируя в головах людей общий взгляд на социальную реальность. Способствуют формированию у людей правил поведения в социальных взаимодействиях в условиях ограниченных когнитивных способностей.




Ценности и нормы Ценности: оценки классов действий Нормы: внутренние предписания и ориентиры по классам действий Ориентиры для формирования ожиданий Формирование оценочного отношения к определенным действиям Существование издержек, связанных с нарушением норм ЦенностиНормы Оценки классов действий: «Это хорошо» «Это плохо» Предписания по классам действий: «Что делать» «Что не делать»








Нормы и правила: разграничение По ориентации на конечный результат Нормы: нет ориентации на конечный результат Правила: направление действий с целью достижения определенного результата По восприятию Нормы: субъективное восприятие Правила: объективизированные рамки


Таким образом: Норма - это основной регулятор взаимодействия людей (нормы не может быть для одного индивида). Нормой определяется, как должен вести себя индивид в различных ситуациях. Выполнение предписания носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях.




Эмпирическая классификация санкций [Аузан]: общественное осуждение официальное порицание денежный штраф, налагаемый на нарушителя силовое прекращение начатого действия ограничение нарушителя в некоторых из его прав лишение свободы (заключение в тюрьму) смертная казнь


Проблемы принуждения к следованию правилам Ограниченная рациональность Знание правил Восприятие и интерпретация правил Оппортунизм Конфликт между краткосрочными и долгосрочными интересами Многообразие предпочтений экономических агентов Наличие ненулевых издержек следования правилам



Институты (Веблен) - это привычный образ мысли, руководствуясь которым живут люди Институты (ТОВ) - это общественные блага, которыми повсеместно и каждодневно пользуются многие индивидуумы Определение института Институты (Социология) - это социальная организация, которая через традицию, обычай или законодательное ограничение ведет к созданию долгосрочных и устойчивых образцов поведения Институты (Норт) – это правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия – будь то в политике, социальной сфере или экономике




Функции института Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Координационная функция институтов – снижение уровня неопределенности среды, в которой действуют экономические агенты. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Мотивационная функция институтов (кооперация) – стимулирование участия индивидов в коллективных действиях. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами. Распределительная функция институтов – распределение ресурсов между индивидами.












Значение формальных правил Во-первых, формализация правил позволяет расширить их нормативную функцию. Во-вторых, формальные правила представляют собой механизмы решения проблемы безбилетника. В-третьих, формальные правила могут противодействовать дискриминации.










Механизмы принуждения Первая сторона Основа – собственная система ценностей и моральных норм. Интернализация выгод от следования нормам самим индивидом. Роль социализации и обучения. Вторая сторона Инвестиции в репутацию Проблемы коллективных действий Третья сторона Государственная система принуждения или альтернативные институты


4. Формальные и неформальные институты: соотношение Дополнение формальных институтов неформальными Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами Противоречия между формальными и неформальными институтами Издержки принуждения к следованию правилам


Соотношение формальных и неформальных правил: Неформальные правила как источник происхождения формальных правил. Неформальные правила способствуют (дополняют) реализации формальных. Заполнение неформальными институтами областей, не регулируемых формальными институтами. Неформальные правила как заменитель или альтернатива формальных правил. Формальное правило как противодействие сложившимся неформальным нормам.


Институциональная структура это определенный упорядоченный набор институтов, создающих матрицы экономического поведения, определяющих ограничения для хозяйствующих субъектов, которые формируются в рамках той или иной системы координации хозяйственной деятельности.



Институциональные соглашения это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции. Институциональная среда это основные политические, социальные и правовые нормы, являющиеся базой для производства, обмена и потребления.


Институты и организации «Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами- участниками». К. Менар


Для организации характерно: Совокупность участников; Согласие или несогласие, открыто выраженное, либо подразумеваемое, относительно целей и средств организации (контракты, увольнение, забастовки); Формальная координация, определяющая структуру организации, правила и процедуры взаимодействия участников и степень централизации при принятии решений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!