Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Экскурсия деревья зимой. Тема: «Учимся различать деревья и кустарники зимой» Урок – экскурсия

Здравствуйте, друзья!
Сегодня я познакомлю вас немного с процессом своей профессиональной деятельности. Я расскажу вам о потенциале зимней экскурсии на реальном примере мероприятия «Особенности древесных жизненных форм растений в зимний период. Выносливость травянистых растений, зимующих над снегом», которое я проводила в рамках своего авторского спецкурса 7 класса.

Было время в нашем лицее, когда выделялись часы на развитие интересов школьников по биологии и в среднем звене. Эти детки уже закончили школу и 50%, посещавших курс, поступили на медицинские специальности. Надеюсь в мире станет чуть больше хороших врачей.

Презентация электронного дневника наблюдений составлена слушателями спецкурса «Основы систематики органического мира» с информационной поддержкой (7 класс). Я лишь немного подкорректировала дизайн и исправила неточности, а также я снабдила некоторые слайды дополняющими комментариями.




ВЫВОДЫ: Температурный режим не позволил нам походить подольше, но даже тот материал, который был собран нами в краткие сроки, позволил понять, что жизнь в природе продолжается и зимой. Нас удивило то, что ветви деревьев так не похожи друг на друга: у одних почки липкие и пахучие, у других – спрятаны в глубине коры, а у третьих – похожи на круглый коричневый бисер. Раньше мы этого не замечали. Оказывается, деревья тоже загорают! Кора их голых ветвей под действием яркого солнца становится с красноватым оттенком (у ивы) или с сизым налетом (у клена), это их защищает от ультрафиолетовых лучей. Мы снимали экскурсию на фотоаппарат, а также вели карандашные записи в походном блокноте. Нам понравилось наблюдать и мы хотим проверить на собственном опыте наши предположения!
Теперь я хочу прокомментировать самые главные моменты, которые должны сопровождать любую экскурсию, основанную на маршрутном методе. Многие учителя боятся проводить экскурсии, их пугает, что дети обнаружат что-то такое, на что учитель не сможет дать ответа.

Потеря авторитета, обнаружение своего невежества, отсутствие дисциплины - это те учительские страхи, которые лишают ребенка опыта познания. И биология остается кабинетной и наукой, которую изучают по картинкам. Но нельзя научиться наблюдать по книжкам, нужна практика в природе.

Конечно, прежде чем вывести детей на экскурсию, нужно самому пройти по маршруту, обратить внимание на узловые моменты.

Важно, чтобы после экскурсии у детей оставались положительные эмоции. Эмоциональная приподнятость и удивление, получаемое в процессе направленного наблюдения развивает внимание и познавательный интерес. А наблюдаемые факты побуждают задавать новые и новые вопросы.

В данном случае ребята посадили семена, и они взошли! А почему мороз не убил их? Это новый вопрос, который ребята, как вагончик прицепили к своему паровозику познания. И они начинают получать от процесса познания УДОВОЛЬСТВИЕ! А это и является одним из ведущих факторов настоящего обучения, на мой взгляд, поскольку позволяет поднять мотивацию к познанию до небес.

У родителей есть неоспоримое преимущество перед учителем, родитель вместе с ребенком может активно познавать мир в индивидуальном порядке. Что-то обнаружить, а потом найти описание в Интернете, энциклопедии, спросить у знающих людей. Не вместо, а вместе с ребенком. И радоваться открытиям, поощрять любознательность, осуществлять постановку мышления, играя. А еще творить, таким образом, прочную связь, поднимая общение на более высокий уровень, становится для ребенка не наставником, а равноправным партнером.

В ближайших постах я расскажу о том, как выглядят ветки знакомых деревьев зимой. А пока приглядывайтесь к ветвям деревьев в своем дворе.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Цели: - учить детей наблюдать за изменением в природе зимой;

- воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

-прививать внимательное отношение к птицам

- Сегодня урок окружающего мира мы проведем необычно. За партами сидеть не будем, а

отправимся в лес за знаниями, впечатлениями, эмоциями.

Для наблюдений разделимся на три группы. Первая группа – сидящие за первым рядом. Ваша

задача - наблюдать заизменениями в неживой природе, прошедшие с осенней экскурсии. Вторая

группа рассматривает снег, его форму, цвет, количеств. Задача третьей группы –наблюдение за

живой природой. Итак, мы отправляемся в зимний парк.

Зимний лес, это сказочный сон.

Внём волшебностью веет повсюду.

Тишиной очарует вас он.

Серебро вдруг подарит, как другу.

Им осыплет вас щедро с высот,

Лучом солнца помашет игриво,

И узорами снежных красот

Покорит ваше сердце, как диво.

Бахромой серебристой сверкая,

Манит лес своей сказкой всегда,

Я в плену у него, понимая,

Он - источник всех тайн бытия.

- Первая остановка. Что вы заметили? Чем зимний парк отличается от осеннего?

- Действительно, солнце появляется на небосклоне меньше, греет не так, как летом и осенью.

Температура воздуха стала ниже, поэтому осадки выпадают в виде снега. Проходя около реки, мы

заметили, что вода скрыта подо льдом. На земле лежит снежный покров.

Лёгкий ветерок и воздух свежий,

Под ногами снега звучный хруст,

Будто острым ножиком я режу

Сочный, спелый, сахарный арбуз...

Падает снежинка- парашютик -

И пошло: разверзлись небеса!..

Зрелище, прекрасное до жути -

Снежный нескончаемый десант!

И не знаешь, к берегу какому

В круговерти этой повернуть...

В гущу снегопада, словно в омут,

Поневоле хочется нырнуть..

Из него снегурочкою выйти -

Фонари, как огоньки лампад -

И сказать всем: "Только посмотрите!

- Вторая группа поделится своими наблюдениями за снегом.

Обычные снежинки имеют диаметр 5 мм. Самая крупная в мире снежинка разрослась до 12 см.

Вес обычной снежинки всего 1 мг, так как она на 95% состоит из воздуха. Снег падает со

скоростью меньше 1 км/час.Снег отражает до 95 процентов солнечной энергии, поэтому на солнце

он может не таять. По этой же причине в горах даже при самой солнечной и жаркой погоде может

находиться уйма снега. А в населенных пунктах снег может таять из- за пыли, которая оседает на

снегу и нагревается на солнце.

Кстати, сам снег бывает не только белым. В арктических и горных регионах розовый или даже

красный снег –обычное явление. Дело в том, что живущие между его кристаллов водоросли

окрашивают целые участки снега. Но известны случаи, когда снег падал с неба уже окрашенный –в

голубой, зеленый, серый и черный цвета.Эскимосы используют 24 слова, для того чтобы описать

снег в его различных состояниях. У саамов для определения и описания снега во всех его возможных

видах используется 41 слово.

Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может

быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга,

почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют

четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно

шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в

кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы,

находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую формувлияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что

сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые

наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор.

Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем

свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и

непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого

покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут

озимые, не будет урожая, не родится хлеб.Снег создает тот необходимый запас влаги, который так

важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.

- Как называют явления природы, когда дует ветер и идет снег?

Отличаются эти три явления силой ветра и объемом поднимаемых снежных масс: метель (метелица)

- просто сильный ветер со снегом, вьюга - снежная буря, когда сила ветра может быть

вьюга, которая представляет для человека смертельную опасность.

- Остановка третья . Присмотритесь – кого можно увидеть в зимнем лесу?

что они могут сохранять активность в холодное время года, но нуждаются в большем количестве

пищи. Поэтому многие птицы оставляют заснеженные родные места и отправляются на зимовку в

теплые страны.Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, -отсутствие еды и

Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия

для существования и не совершают перелетов. Таких птиц называют оседлыми .

Дятлыспособны истреблять врагов леса, которые совсем недоступны длядругихптиц. А

разрушая и вскрывая ходы личинок короедов и иных жуков, они помогают остальным птицам –

синицам, поползням и другим –добирать всех насекомых на больном дереве. Правда, иной раз они и

грешат: крадут птенцов синиц. Но главное –они как бы подготавливают фронт работы всему

пернатому населению для уничтожения вредителей. Кроме того, во вскрытые ходы легче проникают

мелкие насекомые –хищники, вызывающие гибель личинок и куколок всяких жуков.

Уменье дятлов выдалбливать дупла в малоценных и сухих деревьях привлекает в наши сады и

леса много других полезных птиц, которые также строят свои гнезда в дуплах, а сами их долбить не

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни,

сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда -вкусная сосновая хвоя. А вот

тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится

клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва.

Некоторые птицы при благоприятной зиме остаются на родине, а в суровые зимы кочуют с места

на место. Это кочующие птицы.

черным пятнышком на горле. Её нежнейшее оперение имеет дымчато- розовую окраску, а темный

хвостик заканчивается широкой желтой полоской. Если присмотреться, то можно увидеть, что на

крыльях большинства особей второстепенные маховые перья заканчиваются маленькой алой

пластиночкой.

Названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает "громко кричать,

свистеть". Песня свиристеля -нежная журчащая трель «сви- ри- ри - ри- ри», похожая на звучание

свирели. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно- негаданно как

свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем некого, привыкла она к людям, подпускает их

совсем близко, разрешает полюбоваться собой.

В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно

самец бережно кормить их.

Начиная с марта - апреля свиристели отправляются на север, где в приполярной тайге они выводят

Летом эти птицы питаются насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными

ягодами и молодыми побегами растений. Осенью и зимой главная пища свиристелей - ягодырябины,

а также плоды шиповника, барбариса. Зимой свиристели кочуют стайками в поисках корма и

зачастую полностью снимают урожай с этих кустарников. Прожорливость свиристелей так велика,

что не вся пища, съеденная ими, усваивается организмом: часть ягод иплодов в не переваренном

виде выделяется из кишечника птиц и, попав в почву, дает полноценные всходы. Так свиристели

способствуют распространению растений, оказывая лесу как бы «услугу за услугу».

Снегирь птица доверчивая и несколько мнительная. Сидя рядом с человеком, он продолжает

заниматься своим делом и подолгу не слетает с ветки. Даже «завтракая», он не перестанет петь.

Самка выглядит поскромнее самца, в серовато- дымчатом наряде. И так же поет, подсвистывая

же уптицсамочки лишены этой прекрасной особенности.Где любят селиться снегири?

Снегирь –птица чистолесная. И все его знают. Зимой возле человеческих жилищ вместе с

другими пернатыми обитателями тайги появляется и румяный красавец снегирь. Эта красногрудая

птичка доверчива и добродушна.

Излюбленное местопребывание –хвойные и смешанные леса. Зимой, кочуя, он встречается везде,

даже в селах и городах.

Зимний день в лесу. Тихо, только иногда где- то пискнет синица, прокричит сойка. Кажется, жизнь

застыла. Где же животные? Неужели все улетели или залегли вспячку? Но приглядитесь - вот

цепочка каких- то точек тянется по снегу и приводит к маленькой норке. А вот следы покрупнее, они

разворошил лесную подстилку. Даже зимой жизнь в лесу кипит, надо только уметь её увидеть.

Большинство зверьков очень скрытны, и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной

образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все

животные оставляютследы. По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его

пол, возраст, куда оно направлялось и зачем.

- Чем мы можем помочь птицам зимой?

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

19.08.2015 2798 0

Цели: познакомить детей с отличительными признаками деревьев и кустарников зимой; закреплять правила поведения в природе; развивать мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: семена деревьев и кустарников; корм для птиц.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы отправимся в зимний парк. Мы будем учиться узнавать деревья и кустарники по их силуэтам.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

Во время проведения экскурсии учитель подходит с учащимися к тому или иному растению, учит их на практике различать деревья и кустарники, обращая внимание на силуэт кроны, цвет коры, внешний вид почек.

– Обратите внимание на белый цвет коры дерева. Как оно называется? (Это береза.)

Белый цвет коры березы объясняется наличием в ней белого красящего вещества – бетулина.

Если провести по стволу темной рукавичкой, на ней появится белый налет, как будто прислонился к побеленной стене. А почему на стволе березы видны темные черточки, которые идут поперек ствола? Оказывается, это чечевички – специальные отдушины, через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола березы. Сама береста для воздуха непроницаема. Не будь чечевичек, дерево буквально задохнулось бы. Но на зиму чечевички наглухо запечатываются – в холодное время года дерево почти не дышит.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель останавливает детей около дуба.)

– Обратите внимание на его ветви. Как называется это дерево? (Дуб.)

– Почему у дуба ветки корявые?

– Почему дуб зимой стоит с бурой листвой, а не сбрасывает листья, как другие деревья? (Предположения детей.)

– Разгадка кроется в родословной дуба. Многие его родственники, обитающие в субтропиках, остаются зелеными и зимой. Наш дуб унаследовал от них способность сохранять листву, но климат не позволяет нашему дубу зимой «зеленеть», листья гибнут от холода и теряют зеленый цвет, но остаются на дереве.

– Издали это дерево похоже на дуб. Но когда присмотритесь внимательнее, то увидите его особенности. У вяза крупные боковые ветви отходят от главного ствола под острым углом. Молодые веточки расположены густо и придают дереву «пушистый вид». У вяза древесина такая плотная, что когда приходится рубить дерево, топор прямо-таки «вязнет» в ней. Отсюда дерево и получило свое название.

– Рассмотрите следующее дерево. (Учитель показывает осину.)

– Осину можно узнать по гладкому и очень зеленому по сравнению с другими деревьями стволу. Он у нее ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей.

– Лиственница – хвойное дерево. Она сбрасывает на зиму хвоинки, за что и получила свое название. Зимой лиственница стоит голая, с растопыренными черными ветвями. Узнать ее можно по оставшимся на ветвях большим круглым шишкам.

– Сравните крону, хвою, шишки сосны и ели.

– У сосны иголочки-хвоинки гораздо длиннее и мягче, сидят парами, а у ели – короткие, колючие и прикреплены поодиночке.

У сосны шишки небольшие, с одного конца заостренные, а у ели – длинные, ровные, большие.

– Рассмотрите хвойный кустарник. Как он называется? (Можжевельник.)

– Хвоинки можжевельника не похожи на хвою ели и сосны. Они плоские, неколючие, сизо-зеленого цвета. Сидят они на веточках по три вместе.

– Узнавать деревья и кустарники зимой в природе можно и по запаху древесины. Особенный запах у древесины дуба – густой и терпкий, чуть-чуть с кислинкой. Специфический «карандашный» запах у можжевельника. Дело в том, что из его древесины делают карандаши, точнее их «одежду». Своеобразный, чуть-чуть «дегтярный» запах имеет древесина осины.

По запаху почек можно узнать черную смородину. Они пахнут очень приятно. А вот у почек бузины запах неприятный. Своеобразный запах у клейких заостренных почек тополя. Сами почки шерстисто-пушистые, покрытые крупными коричневыми чешуями. Сидят почки на веточках поочередно: одна справа, другая слева, следующая опять справа, другая опять слева, и так до самой верхушки. Необычны почки у крушины ломкой. У них нет почечных чешуй. Каждая почка – пучок крохотных бурых зачатков листьев. Будущие листья зимуют совершенно открыто. Наступит весна, и крохотные бурые листовые зачатки превратятся в обычные зеленые листья. У всех других наших деревьев и кустарников зачатки листьев спрятаны внутри почек под «футляром» из плотных чешуй.

III. Итог экскурсии.

– Что нового вы узнали на экскурсии?

– Какие деревья и кустарники встретили на экскурсии?

– По каким признакам мы учились узнавать деревья и кустарники? (По кроне, почкам, плодам, запаху древесины, запаху почек.)

Цель.

Задачи экскурсии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия в зимний парк в старшей группе

Цель. Сформировать представление о зиме, как времени года, научить детей подмечать характерные признаки зимних явлений в неживой и живой природе. Способствовать воспитанию любви к родной, развитию интереса к живой природе. Сравнивать зиму с летом, активизировать и обогатить словарный запас, развивать логическое мышление, пробудить желание узнавать новое о природе.

Задачи экскурсии.

1. Расширять у детей знания о зимнем времени года;

2. Воспитывать умение связно и последовательно вести беседу, учить давать полные ответы на вопросы;

3. Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение;

4. Развивать умение сравнивать, делать обобщение.

Вид экскурсии. Природоведческая.

Обогащение словаря.

Вьюга, метель, снегопад, зимующие, линяют, шероховаты ствол, корявые ветки.

Предварительная работа воспитателя.

Определить цель, место экскурсии, путь, наметить места коллективного и самостоятельного наблюдения, подготовить конспект.

Место проведения экскурсии.

Экскурсия в парк, расположенный в 100 метров от территории детского сада.

Методы:

1. Наблюдение

2. Игры

3. Беседа

Методические приемы

1. Сюрпризный момент

2. Художественное слово

3. Поисковая деятельность

План экскурсии:

1 . Вводная часть - сюрпризный момент, беседа с героем -10 минуты.

2. Основная часть: - коллективное наблюдение – 10 минут

Игра - 5 минут

Самостоятельные наблюдения -5 минуты

Игры с природным материалом - 5 минут

3. Заключительная часть:

Итоговая беседа, анализ экскурсии, возвращение в детский сад - 5 минуты.

Ход экскурсии:

1. Вводная беседа. Обратить внимание на погоду. Сообщить цель экскурсии, правила поведения на улице, как лучше одеться. Познакомить с гостем, попугаем кешей, который прилетел к нам с юга и хочет сопровождать нас во время экскурсии. Воспитатель: Ребята, откуда прилетел попугай Кеша? (с юга, с Африки). Правильно. Скажите мне, а зачем он прилетел к нам? Да, он никогда не видел зимы. Но сидя в группе, он не поймет чем отличается холодная зима от жаркого лета.

Вот наденем шарфик и шапочку, чтобы он не замерз и можно отправляться в путь.

2. Все идут в парк. По дороге воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, какая сегодня погода (светит ли солнце, идет ли снег, какой ветер) .

3. Коллективное наблюдение в парке. Воспитатель отмечает красоту зимнего пейзажа. Разучивает стихотворение:

Солнце землю греет слабо,

По ночам трещит мороз,

Во дворе у снежной бабы

Побелел морковный нос.

В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда,

Вьюга злится,

Снег кружится,

Заметает все кругом

Белоснежным серебром.

Дети отвечают на вопросы Кеши: Как вы определили, что наступила зима? Воспитатель и попугай Кеша слушают ответы детей, которые объясняют, что приход зимы можно определить по одежде людей, погоде. Деревья зимой голые, без листочков стоят, ветки у них хрупкие.

Воспитатель предлагает поиграть в игру: "К названному дереву беги".

4. Воспитатель замечает, что в парке тихо, не слышны голоса птиц. Попугай Кеша задает вопросы детям: А кто я? А какие птицы у вас есть? А на зиму какие-нибудь птицы остаются? А почему они не улетают в теплые страны, как другие?

Воспитатель предлагает повесить птицам кормушку с семенами, крошками, зернами.

5. Попугай Кеша интересуется у детей, знают ли они животных, которые живут в теплых странах, есть ли животные в этих местах? Как они зимуют, чем отличается жизнь животных летом и зимой? предлагает поиграть в игру: "Перелет птиц".

6. Самостоятельные наблюдения. Предложить детям самостоятельно поискать насекомых. Вопрос воспитателя: Где зимой можно найти насекомых? (спрятались в коре деревьев, в лесу под снегом, в земле)

7. Игра с природным материалом: "Разведчики леса". Дети запоминают название деревьев, собирают веточки, семена, кусочки коры. Они рассматривают их, рассказывают воспитателю и попугаю Кеши, с какого они дерева, кустарника. Начинается новая игра "Детки, с какого они дерева".

8. Попугай благодарит за экскурсию по зимнему парку, за познавательную беседу и прощается с детьми.

9. Заключение: Что происходит зимой с живой природой? Что делают люди зимой? Что понравилось и что запомнилось во время экскурсии?


Цели экскурсии:

  • развитие интереса детей к изучению природы родного края;
  • воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углубление имеющихся знаний о родном крае;
  • воспитание нового экологического сознания через природу родного края;
  • сплочение родительского и ученического коллективов.

Оборудование:

  • кормушки для птиц, изготовленные детьми на уроках труда;
  • корм для птиц;
  • красные флажки;
  • санки, ледянки.

Место проведения: лыжная база «Снежинка».

План экскурсии

1. Вводная беседа.

Учитель: Какое основное условие безопасности движения?

Дети: Знание правил ПДД.

Учитель: Как двигаемся по загородной дороге?

Дети: Если нет пешеходной дорожки, то идем по обочине навстречу движения транспорта.

Учитель: Как переходим улицы?

Дети: По пешеходным дорожкам или возле светофора, если их нет - перекрываем дорогу красными флажками.

2. Построение детей и родителей под лозунг:

Главное - вместе! Главное - дружно!
Главное - с сердцем горячим в груди!
Главное - руку подать другу, если другу трудно в пути!

3. Переход на лыжную базу.

4. Конкурс знатоков.

Учитель: Сейчас мы с вами находимся в заснеженном лесу.

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

Лес уснул, но жизнь в нем продолжается.

Класс делится на две команды, в каждой из которых есть взрослые. Обеим командам дается задание: определить, какие деревья находятся рядом с ними и дать как можно больше информации о роли и применении их в жизни человека.

Информация для дополнения.

  • Береза - лечит, греет, освещает, светолюбивая, на Земле 120 видов берез.
    Липа - лечит, раньше обувала (делали лапти), 50 видов деревьев.
    Клен - барометр, перед дождем плачет, из древесины делают музыкальные инструменты.
    Дуб - долгожитель, боится холода, 450 видов, может прожить 1000 - 2000 лет. Священное дерево, ему поклонялись и славяне и римляне.
    Осина - столовая для зайцев, бобров, осей, белок, тетеревов, глухарей.
    Сосна - 100 видов, богата витамином «С», убивает вредные бактерии.

Учитель: Кто знает, как можно ориентироваться по деревьям в лесу?

Ответы: Муравьи возводят муравейники с южной стороны деревьев; мох на деревьях растет с северной стороны; кольца на пеньках с северной стороны уже.

Учитель: А вы знаете, ребята, что береза тоже может указать где север, а где юг. На стволах берез сгустки черных пятен выступают с севера.

Дается оценка по итогам первого конкурса.

Учитель: Лес - это не только деревья, но еще и дружная семья зверей и птиц. Сейчас мы с вами не услышим громкого пения птиц, как летом, но зато мы можем почитать страницы лесной жизни прямо на снегу. Приступим ко второму вопросу для наших знатоков.

Командам дается задание найти и запомнить следы зверей и птиц на снегу за определенное время.

Дополнительная информация:

Зимой лоси сбрасывают рога (на базе «Снежинка» можно отыскать лежбище лося).

Подводятся итоги второго конкурса.

4. Телеграмма.

Учитель: Ребята, посмотрите, на ветке висит лист бумаги - что это?

Дети читают телеграмму: «Нужна помощь! Голодно! Все семена и ягоды засыпаны снегом. Помогите нам!».

Учитель: Ребята, кто мог послать эту телеграмму? Кому в эти зимние месяцы приходится очень туго, ведь за короткий зимний день надо успеть найти пищу, чтобы продержаться всю зимнюю ночь?

Дети читают стихотворение о птицах:

Дети вместе с родителями вывешивают кормушки, засыпают корм, привязывают сало к веткам.

Дополнительная информация.

Для корма пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза. Воробьи клюют овес, пшено, крошки пшеничного хлеба. Ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы, так как закисают в зобу у птиц, что может привести ее к гибели.

Общее подведение итогов по результатам конкурсов и помощи птицам дают родители.

5. Зимние забавы.

Учитель: Есть хорошая пословица: кончил дело - гуляй смело!

Дети вместе с родителями выбирают место для скатерти-самобранки и горки для игр. Назначаются костровые, ответственные за хворост, игровики. Разжигается костер. Дети носят чистый снег для приготовления чая. Пока чай закипает, дети катаются на санках и ледянках, устраиваются эстафеты: «кто проедет дальше», «чей поезд длиннее», «лабиринт», «через туннель».

Устраивается веселое чаепитие.

Уборка места отдыха.

Сбор детей и родителей.

Напоминание правил безопасного передвижения.

6. Возвращение участников экскурсии в школу.

7. Домашнее задание : нарисовать рисунок по теме «Секреты зимнего леса».

О себе: увлекаюсь краеведением, туризмом. Имею дипломы участника Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок», грамоты МОиН РТ педагога-консультанта поисково-исследовательских работ. Фото автора

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!