Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Договор о космосе был хорош, но подходит ли он нашему времени? Договор о космосе.

договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, международный договор, 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Подписан 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями - СССР, США и Великобританией. В тот же день началось подписание договора др. государствами. Для стран, подписавших его, договор вступает в силу с момента сдачи ратификационных грамот на хранение государствам-депозитариям (на 1 мая 1971 договор подписали 90 стран, в том числе СССР, УССР, БССР). Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и др. небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или др. видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров.

Договором определён общий принцип международной ответственности государств - его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству - участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.

В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств - участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки.

Публ.: «Ведомости Верховного Совета СССР», 1967, № 44, ст. 588.

А. И. Иойрыш.

Договор о космосе 1967 года, договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Одобрен 21-й сессией Ген. Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) - СССР, США и Великобританией 27 января 1967 в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора др. гос-вами. Его подписали 90 стран (1975). Вступил в силу 10 окт. 1967. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого гос-ва. Участники имеют право выхода из него. Договор состоит из преамбулы и 17 статей. Устанавливает режим космич. пространства и закрепляет принцип свободного исследования космич. пространства и небесных тел всеми странами «на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН». По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интере- сах всех стран, независимо от степени их экономич. и науч. развития, в интересах поддержания междунар. мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Запрещается присвоение тем или иным гос-вом космич. пространства и небесных тел каким бы то ни было путём, установлен общий принцип междунар. ответственности государств-участников за нац. деятельность в космич. пространстве. Гос-ва - участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и др. небесных телах и не размещать его в космич. пространстве к.-л. иным образом; использовать Луну и др. небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них воен. баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и воен. манёвров. В соответствии с договором космонавты разных гос-в должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космич. корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. гос-в на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы челове чества в космос. Участники договора обяза- лись оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужд. посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, к-рые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов. Договор возлагает на гос-ва междунар. ответственность за деятельность их правительств, органов и неправительств, юридич. лиц в космич. пространстве и на небесных телах, в т. ч. н за ущерб, причинённый космич. объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космич. пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль гос-в над запускаемыми ими космич. объектами и их экипажами. Определяя правовые принципы исследования и использования космич. пространства и небесных тел, договор способствует предотвращению гонки вооружений в космосе и открывает возможности для развития в этой сфере широкого междунар. сотрудничества.

А. И. Аганянц.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Публикация:

Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. 25. М., 1972, с. 41-45.

Фото: myfest.ru

27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне государствами-депозитариями - СССР, США и Великобританией был подписан Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Среди принципов, оговоренных в этом документе, особое значение имеет запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве. Тем самым был поставлен заслон переносу ядерных технологий и связанной с их развитием гонки вооружений за пределы планеты Земля, а космос был объявлен пространством мира, свободным от военных баз и маневров. Договор вступил в силу в октябре 1967 года. По данным на январь 2017 года, государствами-участниками Договора являются 105 стран, а еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Однако в современных условиях, когда на наших глазах происходит пересмотр архитектуры безопасности, выстраивавшейся благодаря, в том числе, усилиям советской дипломатии, начиная с первых лет после окончания Второй мировой войны, заставляет нас обратиться к предыстории подписания этого важнейшего документа, положившего начало современному космическому праву.

Предыстория заключения Договора

Можно с уверенностью сказать, что гонка вооружений в космосе между двумя крупнейшими сверхдержавами ХХ века началась еще в 1957 года, сразу же после того, как Советский Союз запустил на орбиту первый искусственный спутник Земли. Отправной точкой использования космического пространства в качестве ядерного полигона стала операция «Аргус», которая в условиях повышенной секретности готовилась в США с лета 1958 года. Оригинальной целью разработчиков стал запуск в течение месяца двух ракет, которые должны были взорваться на высотах от 300 до 5000 км вблизи геомагнитного экватора. Основной целью проведения эксперимента являлось изучение поражающих эффектов ядерного взрыва в условиях космического пространства, на земные радиолокаторы, системы связи и электронную аппаратуру спутников и баллистических ракет. Испытания проводились в южной части Атлантического океана между 33 и 55 градусами южной широты. Все взрывы - 27 августа, 30 августа и 6 сентября - сопровождались запусками геофизических ракет с измерительной аппаратурой из различных районов земного шара как непосредственно перед взрывами, так и после них. Интересно, что советским специалистам удалось по горячим следам получить информацию о первом из проведенных испытаний. 27 августа с полигона Капустин Яр были проведены запуски трех геофизических ракет, измерительная аппаратура которых зафиксировала изменения в магнитном поле Земли. Причины этого стали ясны несколько позже, когда 19 марта 1959 года в газете «Нью-Йорк таймс» появилась статья, в которой было рассказано о проведенных испытаниях.

Несмотря на все эти события, поначалу соперничество двух сверхдержав в космосе носило скорее мирный характер. Ситуация в корне изменилась в 1962-1963 годах, когда США в рамках санкционированного президентом Джоном Кеннеди так называемого проекта «Доминик» провели серию из 103 атмосферных ядерных испытаний. Международная обстановка в этот период была накаленной: в 1961 году на территории Турции, в районе города Измир, были размещены американские ракеты средней дальности «Юпитер», представлявшие собой угрозу не только территории СССР, но и странам социалистического лагеря. В апреле того же года Белый дом предпринял попытку свержения на Кубе режима Фиделя Кастро и предпринял высадку десанта кубинских эмигрантов в заливе Кочинос, которая закончилась их разгромом у Плайя-Хирон. Не мог остаться в стороне и Советский Союз. 30 августа 1961 года первый секретарь ЦК КПСС Н.Хрущев заявил о выходе СССР из моратория на ядерные испытания, которого страна придерживалась с 3 ноября 1958 года, и вскоре были развернуты подготовительные работы на Семипалатинском полигоне и Новой Земле.

27 января 1967 года СССР, Великобритания и США подписали Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства. В настоящее время участниками договора являются 105 стран. Еще 24 подписали договор, но не завершили ратификацию.

Поражение, которое США потерпели на Кубе, а также тот факт, что одно из проведенных в Тихом океане испытаний вывело из строя ряд искусственных спутников Земли, заставило Вашингтон пойти в 1963 году на подписание Договора о запрете ядерных испытаний в трех средах (в атмосфере, космическом пространстве и под водой). В 1967 году новый этап переговоров был ознаменован подписанием Договора о космосе, ставшего одним из предшественников политической разрядки и международного сотрудничества в космическом пространстве.

Проблема противоспутникового оружия в космосе

Гонка вооружений в космосе продолжилась, но теперь Вашингтон и Москва делали акцент на разработке противоспутникового оружия. Согласно данным известного военного эксперта Владимира Щербакова, которые он озвучил в своем интервью интернет-изданию «Свободная пресса», наиболее перспективными советскими разработками в этой области была работа в конструкторском бюро В.Н.Челомея над созданием пилотируемой космической станции «Алмаз». В её состав входили орбитальная станция, корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата. На вооружении станции находилась пушка «Щит-1», предназначенная для стрельбы в вакууме. Ей на смену со временем пришла система «Щит-2», оснащенная двумя ракетами типа «космос-космос». Комплекс мог сбивать спутники на орбите, вести разведку и наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты. Наконец, в рамках работ по укреплению системы ПРО уже в 80-х годах СССР вел разработку орбитальных комплексов «Скиф» и «Каскад».

В то же время с конца 1970-х годов Москва и Вашингтон вели консультации по ограничению стратегических вооружений в рамках противоспутниковых вооружений. Серьезных подвижек долго не происходило: сначала не могли договориться об общих терминах, а затем в Вашингтоне по инициативе президента США Рональда Рейгана была запущена Стратегическая оборонная инициатива (СОИ), задачей которой стала разработка масштабной системы противоракетной обороны с элементами космического базирования. Разработка этой программы, представлявшей собой прямое нарушение Договора по ПРО 1972 года, была вскоре свернута из-за чрезвычайной технологической сложности и дороговизны. Однако уже в декабре 1987 года в Вашингтоне состоялась советско-американская встреча, на которой советский лидер М.Горбачев и президент США Р.Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Вскоре распался СССР, и противостояние в космосе на время затихло.

Современные проблемы соблюдения Договора о космосе

К сожалению, целый ряд международных договоров и соглашений не имеет прозрачного механизма контроля за их соблюдением и санкционных мер в отношении их нарушителей. Это стало особенно очевидным, когда в 2002 году США вышли из договора по ПРО под лукавым предлогом, что технологии, оговоренные в этом документе, стали повсеместно доступными. Этот шаг, а также активное втягивание стран Центральной и Восточной Европы в размещение элементов новой ПРО в Европе, заставили ряд аналитиков задуматься, не предстоит ли новый виток милитаризации космоса. Собственную программу разработок противоспутникового оружия стал разрабатывать и Китай. Примечательным событием стало сообщение пресс-службы Белого дома от 26 мая 2016 года, в котором сообщалось, что правительство США разработало и передало на рассмотрение Конгресса доклад о сдерживании противников в космическом пространстве. Такой шаг администрация президента США Барака Обамы объясняла обеспокоенностью разработкой Россией и Китаем противоспутникового оружия.

Серьезным вызовом для незыблемости Договора становится активное втягивание в экономическое освоение космоса ряда стран Европы. 3 февраля 2016 премьер-министр Люксембурга Этьен Шнайдер на пресс-конференции заявил о начале программы промышленного освоения астероидов и прочих небесных тел, из которых собираются добывать ценные минералы. По мнению ряда экспертов, подобное решение будет иметь большой макроэкономический эффект. Ответственность за осуществление проекта собирается взять на себя люксембургская компания SES - один из крупнейших глобальных сетевых операторов. Ее партнерами выступают американские компании Deep Space Industries и Planetary Resourses, причем разведка богатых полезными ископаемыми астероидов уже ведется. Впрочем, г-н Шнайдер во время своего визита в Москву, состоявшегося 18 февраля 2016 года, сделал аналогичное предложение и своему российскому коллеге заместителю Председателя правительства России Дмитрию Рогозину (очевидно, из расчета на технологическую помощь Москвы).

Согласно Договору о космосе от 1967 года, полезные ископаемые космоса являются достоянием человечества. Если проект, предложенный Люксембургом, будет осуществлен, несмотря на свою дороговизну и техническую сложность (по предварительным данным, цена вопроса составляет несколько десятков миллиардов долларов), то собственники пока еще не существующего рынка получат благодаря этому особые преимущества.

В условиях многочисленных проблем и вызовов, которыми сопровождается соблюдение Договора о космосе, российское политическое руководство последовательно выступает за соблюдение Договора о космосе 1967 года и согласование юридически обязывающего договора о неразмещении оружия в космосе. В настоящее время российско-китайский проект такого соглашения в настоящее время находится на рассмотрении Конференции по разоружению в ООН.

33. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Или, для краткости, просто «Договор о космосе». Этот договор формирует основу международного космического права. Договор первоначально был подписан СССР, СГА и Великобританией (они же суть его депозитарии) 27 января 1967 года и вступил в силу 10 октября того же года. Сейчас около ста стран его полностью приняли, а около 30 – подписали, но не до конца ратифицировали. Так или иначе, договор охватывает большинство государств Земли.

Среди его принципов есть, в частности, такие вот. Договор запрещает своим участникам размещать ядерное оружие или любое другое оружие массового уничтожения на околоземной орбите, устанавливать его на Луне или ещё каком небесном теле, равно как и размещать его в открытом космосе. Договор ограничивает использование Луны и других небесных тел мирными целями и запрещает их использование для испытания любого вида оружия, проведения военных манёвров и основания военных баз, сооружений и укреплений (статья 4; да, это очень смешно). Однако же договор не запрещает размещение обычных, неядерных вооружений на орбите. В договоре также сказано, что освоение и исследование космоса должно проходить во благо и на пользу всех государств и что все странам дозволяется исследовать и использовать космос. Ну, понятно, в мирных целях.

Договор запрещает какой-либо стране объявлять небесное тело – к примеру, Луну – своею собственностию, поскольку они являются общим наследием человечества. Статья 2 утверждает: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». При этом государство, запускающее какой-нибудь космический аппарат («объект»), сохраняет над ним свой контроль и юрисдикцию. Это государство также несёт ответственность за ущерб, причинённый их космическими аппаратами, и должно избегать загрязнения и причинения ущерба космосу и небесным телам.

Статья 6 говорит о международной ответственности: «Деятельность неправительственных юридических лиц в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства - участника Договора». Также утверждается, что участники договора будут нести международную ответственность за свою деятельность в космосе вне зависимости от того, осуществляется она под руководством правительства страны или ещё как-то (ну там, частными фирмами).

Статья 9 какбе говорит нам: «Если какое-либо государство - участник Договора имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством - участником Договора или гражданами этого государства - участника Договора в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, создадут потенциально вредные помехи деятельности других государств - участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, то оно должно провести соответствующие международные консультации, прежде чем приступить к такой деятельности или эксперименту». Это типа чтобы мы с СГА, играя в Холодную войну, не забывали о природе и о других царствах-государствах.

В 1979 году ещё хотели сделать продолжение в виде Договор о Луне, но его чего-то вот особо никто из заинтересованных стран не ратифицировал.

Недавно (начало 2000-х) хотели протолкнуть «SpacePreservationAct», который бы запретил вообще любое оружие в космосе, но пока что мало что получается.

2222 (XXI). Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела

Государства - участники настоящего Договора ,

воодушевленные великими перспективами, открывающимися перед человечеством в результате проникновения человека в космос,

признавая общую заинтересованность всего человечества в прогрессе исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая , что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития,

желая содействовать развитию широкого международного сотруд-ничества как в научных, так и в юридических аспектах исследования и использования космического пространства в мирных целях,

полагая, что такое сотрудничество будет содействовать развитию взаимопонимания и укреплению дружественных отношений между госу-дарствами и народами,

напоминая резолюцию 1962 (XVIII), озаглавленную "Декларация правовых принципов в деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства", единодушно принятую Гене-ральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 декабря 1963 года,

напоминая резолюцию 1884 (XVIII), призывающую государства воз-держиваться от вывода на орбиту вокруг Земли любых объектов с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения или от установки такого оружия на небесных телах, едино-душно принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 октября 1963 года,

принимая во внимание резолюцию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 110 (II) от 3 ноября 1947 года, которая осуждает пропаганду, имеющую целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или акты агрессии, и считая, что указанная резолюция применима к космическому пространству,

будучи убежденными , что Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, будет способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

согласились о нижеследующем:

Статья I

Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, свободно для научных исследований, и государства содействуют и поощряют международное сотрудничество в таких исследованиях.

Статья II

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.

Статья III

Государства - участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Договор о космосе (полное официальное название: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела) - межправительственный документ.
Является основой международного космического права. 19 декабря 1966 одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН. 27 января 1967 года Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз, вступил в силу 10 октября 1967 г. По состоянию на октябрь 2011 года 100 стран являются государствами-участниками Договора, а еще 26 подписали его, но не завершили ратификацию. Договор бессрочный, открыт для подписания всеми государствами. Предусматривает право каждого государства в любое время отказаться от участия в нём.

Договор о космосе определяет основные правовые рамки международного космического права.
Состоит из преамбулы и 17 статей; устанавливает, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, а космос и небесные тела открыты для всех государств без какой-либо дискриминации на основе равенства (ст. 1). Согласно договору, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи (ст. III). Предусматриваются гарантии защиты законных интересов каждого государства в отдельности и всего международного сообщества в целом против злоупотреблений предоставленными правами. Государства, подписавшие договор, обязываются не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и проведения военных манёвров. Тем не менее, Договор не запрещает размещение обычных вооружений на орбите.
Договором определён общий принцип международной ответственности государств - его участников за национальную деятельность в космическом пространстве, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, а также ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами или их составными частями государству-участнику договора, его физическим или юридическим лицам, независимо от места причинения ущерба: на земле, в воздушном или космическом пространстве. Государства обязаны проявлять особую осторожность при проведении в космосе экспериментов, которые могли бы помешать деятельности других государств или оказать неблагоприятные воздействия на земную среду. Признаётся недопустимым использование космоса для пропаганды войны.
В области сотрудничества в космосе договор зафиксировал, что космонавты одного государства должны оказывать возможную помощь космонавтам другого государства при осуществлении деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и др. небесных телах открыты для представителей др. государств - участников договора на основе взаимности. Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос, им должна быть оказана всемерная помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Среди принципов, запрет для государств-участников размещения ядерного оружия или любого другого оружия массового уничтожения на орбите Земли, установки его на Луне или любом другом небесном теле, или на станции в космическом пространстве.

Использованные источники:

1. Договор о космосе – Википедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org .
2. Договор о космосе 1967 – Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!