Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что значит амплитуда температур. Температура воздуха, причины её изменения

Термин "амплитуда" применяется в разных науках для описания колебаний каких-либо значений (температура, скорость, вибрация и т.д.).

Значение термина "амплитуда"

Амплитуда высчитывается, когда физическое значение нестабильно (т.е. есть больший показатель и меньший). Таким образом, это понятие можно применить для тех явлений, у которых наблюдаются волновые скачки за конкретный период времени. Амплитуду можно высчитать при помощи различных формул в зависимости от типа колебаний.

Термин "амплитуда" в географии

В географии понятие "амплитуда" применяется в двух случаях:

  • Амплитуда высот;
  • амплитуда температур.

Амплитуда высот используется для подсчета высотных колебаний и используется, в основном, при составлении карт. Понятие может быть применено как к небольшому региону, так и к целому материку. Например, самая высокая точка Евразии - гора Эверест (8848 м выше уровня моря), а самое низкое место на континенте - долина Мертвого моря (430 м ниже уровня моря). Чтобы высчитать амплитуду высот, используем следующую формулу:

Максимальная высота - минимальная высота

В случае с Евразией получаем: 8848 - (430) = 9278 (м). Такова амплитуда высот материка, самая большая среди всех прочих континентов.

Чаще применяется понятие "амплитуда температур", поскольку метеорологические сводки составляются ежедневно. Оно высчитывается за следующие промежутки времени:

  • Месяц;
  • сезон;

Например, в городе Москва днем температура доходит до 26°C, а ночью падает до 12°C. Амплитуда за день будет средним показателем и составит 14°C.

Если амплитуда высот величина примерно постоянная, то суточная амплитуда температур может зависеть от разных факторов, в частности, от типа рельефа. На годовую амплитуду температур оказывает наибольшее влияние климатический пояс и географическая широта. Так, известно, что в экваториальной зоне амплитуда будет величиной незначительной, поскольку колебаний там почти нет, а в умеренном поясе ее значение увеличится, поскольку разница температур будет большой и даст в итоге больший показатель.

Рассматривая данную тему, необходимо, прежде всего, определиться с тем, что же такое амплитуда вообще. Амплитуда представляет собой разницу между экстремальными показателями тех или иных величин. В данном конкретном случае мы будем рассматривать амплитуду колебаний температуры. Данная характеристика климата является немаловажной для какой-либо местности. С умением вычислять данный показатель сталкиваются, люди таких профессий как биолог, физик-ядерщик, химик и другие. К этому числу также относятся и медики, так как значительные колебания температуры на протяжении суток могут свидетельствовать о наличии различного рода заболеваний. То есть амплитуда колебания температуры воздуха – это, по сути, разница между максимальным и минимальным показателями температуры воздуха. Можно привести такой пример: наивысшая температура воздуха на протяжении суток – 180° С, а наиболее низкая – 90° С, следовательно, амплитуда колебаний воздуха будет равна 90° С (180 – 90 = 90). Характер земной поверхности имеет влияние на амплитуды колебаний температур за сутки. В пасмурные дни суточные амплитуды колебаний температуры снижаются. Годовые амплитуды колебания температуры воздуха находятся в зависимости от широты местности: наименьшая – у экватора, составляет 10° С, наибольшая – в средних широтах, это 280° С. А если сравнивать места, находящиеся на одинаковой широте, то здесь главным образом имеет влияние дальность океана, чем ближе к , тем ниже годовая амплитуда колебаний температуры.

Как же определить показатель годовой амплитуды колебаний температуры? Очень просто, нужно определить разницу между средними показателями наиболее теплого и соответственно наиболее холодного месяцев в году. Можно привести такой пример: показатель средней температуры воздуха в июле равен +34°С, а в январе - 15°С. 34 + (-15) = 49°С – это и есть показатель годовой амплитуды колебания температуры. Немаловажным также является измерение амплитуды колебания температуры воздуха в отапливаемых помещениях в зимний период времени, данный показатель определяется также путем расчета. Показатель амплитуды колебаний температуры воздуха в отапливаемом помещении с периодической работой отопления - показатель теплоустойчивости ограждающих данное помещение конструкций.
Было рассчитано, что амплитуда колебаний температуры воздуха в помещении при печном отоплении выше 3° С . Необходимость учета теплоотдачи в строительной теплотехнике в нестационарных условиях возникает при решении таких вопросов как: расчет амплитуды колебания температуры воздуха в помещениях относительно неравномерности отдачи тепла системой отопления; определение затухания температурных колебаний в ограждении относительно колебаний температуры воздуха снаружи или под влиянием радиации, излучаемой солнцем; подогрев и остывание объемных ограждений и пр.
В случае, когда средняя часовая теплоотдача печи, определяющаяся лабораторными испытаниями, соответствует тепло-потерям определенного помещения, то перед тем как установить данную печь, нужно определить амплитуду колебания температуры воздуха в помещении при данной печи. Недостатки печного отопления:
- площадь, которая требуется для того, чтобы хранить топливо, а также трудности при его доставке;
- потеря полезной площади, которую занимают печи;
- опасность возгорания при невыполнении требований пожарной безопасности;
- загрязнение помещений, которое происходит при чистке печи от золы и сажи;
- в сравнении с централизованным отоплением, более высокая амплитуда колебания температуры воздуха на протяжении суток;
- при нарушении правил эксплуатации печи существует опасность отравления угарным газом.
Существует такое понятие как теплоустойчивость наружного ограждения. Это такая способность ограждения, при которой оно дает меньшее или большее изменение температуры внутренней поверхности при колебании температуры воздуха в помещении или температуры наружного . При этом, чем больше изменение температуры внутренней поверхности ограждения при одной и той же амплитуде колебания температуры воздуха, тем оно менее теплоустойчиво, и наоборот. Чем теплоемкость ограждений помещений больше, тем больше данные ограждения поглощают тепло-избытков, а это приводит к уменьшению амплитуды колебания температуры воздуха . После определяют влияние неравномерности теплопередачи печи на изменение температуры воздуха в помещении. Необходимо заметить, что при использовании одинаковых печей в разных по своей конструкции помещениях колебания температуры воздуха в них значительно отличаются. Потому все расчеты дополняются проверкой теплоустойчивости помещения, которая характеризуется амплитудой колебания температуры воздуха в помещении.

КГУ «Средняя школа № 10»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Урок географии

«Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха»

Класс: 6

Учитель Кудинова Людмила Николаевна

2014 г.

Тема: Понятие амплитуды температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Цель урока:

1.Формировать представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха. Создать условия для развития навыков работы с цифровыми данными в табличной форме, анализа графиков хода температуры.

2.Развивать умения извлекать необходимую информацию, совершенствовать вычислительные навыки действий с положительными и отрицательными числами. Развитие навыков саморегулируемого обучения, умения составлять вопросы высокого порядка.

3.Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки, дисциплинированности, адекватной самооценки.

Критерии успеха:

Учащиеся:

    Знают понятие амплитуды, факторы, влияющие на изменение суточного хода температуры воздуха.

    Умеют объяснять причины изменения суточного хода температур воздуха; умеют совершать действия с отрицательными и положительными числами,вычислять среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания температуры;

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование : презентация, флипчарт, карточки с заданиями, тестами, сигнальные карточки, критерии оценивания.

Ход урока :

    Организационный момент. Приветствие.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучение атмосферы.

Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха. (запись темы в тетрадь )

Привлечение учащихся к целеполаганию:

Как вы думаете, чему мы можем научиться на уроке? Какие действия мы можем предпринять, чтобы изучить тему?

(Учащиеся отвечают: узнать, что такое амплитуда, научиться совершать действия с числами, решать задачи)

Для проверки, насколько вы готовы к изучению новой темы, я предлагаю вам выполнить следующие задания

    Актуализация опорных знаний. (Устный счет)

1) - на какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура - - 30 0 С, а у поверхности Земли +12 0 С? (7 км)

Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 4 км, если температура воздуха у земной поверхности +20 0 С?(- 4 С)

2). Работа у доски на флипчарте:

А) Вставьте пропущенные слова

Б) Найдите соответствие

Игра «Что за цифра?» (на экране)

78% - содержание азота

6 0 С – понижение температуры на каждый км

21% - содержание кислорода в составе атмосферы

1% - содержание прочих газов в составе атмосферы

18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором

50-55 км – верхняя граница стратосферы

2 м – высота, на которой расположена будка для измерения температуры

4. ). Индивидуальный опрос (тест):4 ученика

Самоконтроль:

«5» - нет ошибок,

«4» - 1 ошибка,

«3» - 2 ошибки,

«2» - 3 и более ошибок. Ну что ж, ребята, молодцы. С заданиями вы справились

    Изучение нового материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Тема нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха.

Постоянна ли температура воздуха в течение дня? (нет)

Когда наблюдается самая высокая температура? (после полудня)

От чего зависит температура воздуха? (от угла падения солнечных лучей, от высоты солнца над горизонтом, географической широты, подстилающей поверхности, движения воздушных масс)

Какой прибор необходим для измерения температуры воздуха? (Термометр).

Рассказ ученика о термометре.

Термометр изобретен очень давно. Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и Вивиани, утверждали, что уже в 1597 г. он устроил нечто вроде термобароскопа (термоскоп). Современный термометр состоит из тонкой трубки, куда налита жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.

Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 0 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.

Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Как же правильно определить амплитуду колебания температуры воздуха?

A = maxt 0 mint 0 .

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

    Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

    Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

3.От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. Амплитуда рассчитывается по следующей формуле: A = max t 0 min t 0 .

4. Запись решения учащимися в тетрадь. +4 0 С – (–1 0 С) = 5 0 С.

Примеры на закрепление.

Хорошо, ребята, давайте немного отдохнем.

Физминутка «Солнышко лучистое»

В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;

3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Решение записать в тетрадь

4 .Закрепление полученных знаний.

Практикум по группам.

А сейчас ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. Каждая группа учащихся получает задание. Как вы думаете, может быть нужно распределить задания внутри группы для скорейшего и правильного выполнения? (Роль консультантов выполняют Даша, Жанна, Лиза, Ульяна).

1 группа: Определить амплитуду и среднесуточную температуру воздуха в Житикаре (за 18.02.14)

Время: 6ч 12ч 18ч 24ч

Темпер. -13 -11 -10 -12

Ср.сут. t = -46:4=-11,5 А=3

2 группа: Определите среднюю годовую температуру и годовую амплитуду температур:

Ср t год. = (78° + (-60°)):12= +18°:12 = +1,5°С

А год. = +22° – (-20°) = 22°+20° = 42

3 группа: Рассчитайте среднегодовую температуру и определите амплитуду температур за год


Месяц


я


ф


м


а


м


и


и


а


с


о


н


д

Ср.

годовая t C


Ср.температура


-16


-12


-5


4


11


18


22


16


10


5


-5


-12

Ср. годовая = 80-56=36:12=3 СА= 38

4 группа: Рассчитайте среднемесячную температуру воздуха и найдите амплитуду колебаний температуры.

Индивидуальное задание у доски

Рассчитайте среднесуточную температуру и амплитуду температур


Часы


0


3


6


9


12


15


18


21


Температура, 0 С


-1


-4


-6


-2


0


+3


0


-2

Среднесуточная -1,5 С А= 9

(проверка правильности выполнения учителем и консультантами)

4.Оценивание. Анализ деятельности учащихся на уроке.

В начале урока мы с вами ставили задачи, которые планировали решить во время урока. Используя предложенные критерии, оцените свою индивидуальную работу на уроке, а также работу в составе группы. Итак, какие оценки вы себе поставили? Почему вы себе поставили такую оценку?

(учащиеся оценивают свою работу согласно выработанным критериям)

5.Домашнее задание:

обязательное: понаблюдать за погодой, измерить температуру воздуха, рассчитать амплитуду и среднесуточную температуру;

по желанию: составить кроссворд «Атмосфера»

6.Рефлексия: Какая цель стояла перед нами?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, нужны математические знания в географии?

Понравилась вам такая форма проведения урока? Мне очень важно Ваше мнение . Рефлексия «Две звезды и пожелание» (на стикерах), учащиеся прикрепляют к корзинке воздушного шара.

Спасибо за сотрудничество!

В разделе на вопрос Как найти годовую амплитуду температуры? заданный автором Европеоидный лучший ответ это Температура - География - Картинки
составлять и анализировать графики хода температур; - развитие, для расчёта...
900igr.net › География
Температура воздуха - Температура - География - Фото
Развивающая: - формирование умений учащихся составлять, 5. Введите в ячейку...
900igr.net › География
Дополнительные результаты с сайта 900igr.net
Амплитуда - колебание - температура - воздух - Технический словарь...
Формула для расчета амплитуды колебания температуры воздуха в отапливаемом помещении получена Л. А. Семеновым на основании следующего. ..
-temperatura-vozduh.xhtml
Амплитуда - температура - Технический словарь Том II
Отмечаются резкие амплитуды температур воздуха, значительный дефицит...
temperatura.xhtml
Дополнительные результаты с сайта ai08.org
Атмосфера. Годовой ход температуры:: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Сочи. Ввести в ячейку В30 формулу для расчета амплитуды температуры г. ..
festival.1september.ru/articles/561310/
Информационные технологии на уроках географии по теме: "Построение...
Ввести в ячейку В29 формулу для расчета амплитуды температуры г. Сочи...
festival.1september.ru/articles/213589/

Ответ от хлебосольство [активный]
годовая амплитуда - 20-23Гр С


Ответ от Andrey Nevermind [гуру]
Умные люди юзают термин амплитуда только для периодических колебаний. А вы всего один год привели к рассмотрению. Надеюсь намёк ясен
Как это считают синоптики понятия не имею, если вас интересует конкретная формула по какому то стандарту - так и пишите, чтоб людям мозг не пудрить и не обижать их потом, оставляя ответы на голосование.
По определению понятия амплитуды примерно так: Берёте среднее арифметическое от двух отклонений - положительного и отрицательного от среднегодовой температуры
минимум = 20, максимум = 23, среднее арифметическое температуры за год = 21+20+21+21+21+21+20+20+20+21+22+23 /12 = 20.92 градуса
усредняем верх и низ:
(|20-20.92|+|23-20.92|) /2 = 1.5 градуса!
А если просто просуммировать и не делить на 2 - получите РАЗМАХ а не амплитуду и он будет = 3 градуса

На вопрос как находится годовая амплитуда температуры воздуха заданный автором Gezha лучший ответ это Годовые амплитуды.










Удачи Вам!

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как находится годовая амплитуда температуры воздуха

Ответ от Максим Фёдоров [новичек]
я гей


Ответ от Наташа Морозова [новичек]
Годовые амплитуды.
Годовая амплитуда температур поверхности - это разница между максимальными и минимальными среднемесячными температурами. Она возрастает с увеличением широты места, что объясняется возрастанием колебаний величины солнечной радиации. Наибольших значений амплитуда достигает на континентах; на океанах и морских берегах она значительно меньше. Самая маленькая амплитуда отмечается в экваториальных широтах (2-3°). Самая большая - в субарктических широтах на материках (более 60°).
Определяется прежде всего широтой. Годовой ход температуры воздуха - изменение среднемесячной температуры в течение года. Годовая амплитуда температуры воздуха - разница между максимальной и минимальной среднемесячными температурами.
Выделяют 4 типа годового хода температуры; в каждом типе два подтипа - морской и континентальный, характеризующиеся различной годовой амплитудой температуры.
В экваториальном типе годового хода температуры наблюдается 2 небольших максимума и 2 небольших минимума. Максимумы наступают после дней равноденствия, когда Солнце в зените над экватором. В морском подтипе амплитуда составляет 1-2°, в континентальном 4-6°. Температура весь год положительная.
В тропическом типе выделяется 1 максимум после дня летнего солнцестояния и 1 минимум - после дня зимнего солнцестояния в Северном полушарии. В морском подтипе амплитуда равна 5°, в континентальном 10-20°.
В умеренном типе также наблюдается 1 максимум после дня летнего солнцестояния и 1 минимум после дня зимнего солнцестояния в Северном полушарии, зимой температуры отрицательные. Над океаном амплитуда составляет 10-15°, над сушей увеличивается по мере удаления от океана: на побережье - 10°, в центре материка - до 60°.
В полярном типе сохраняется 1 максимум после дня летнего солнцестояния и 1 минимум после дня зимнего солнцестояния в Северном полушарии, температура большую часть года - отрицательная. Амплитуда на море равна 20-30°, на суше - 60°.
Отражается зональный ход температуры, обусловленный притоком солнечной радиации. Большое влияние оказывает перемещение воздушных масс. В Европе наблюдаются возвраты холодов из-за вторжения арктических воздушных масс. Ранней осенью - возвраты теплоты из-за тропического воздуха.
Географически распределение температуры показывают изотермами - линиями, соединяющих на карте точки с одинаковыми температурами. Распределение температуры зонально, изотермы имеют субширотное простирание и соответствуют годовому распределению радиационного баланса. Все параллели Северного полушария теплее южных, особенно велики различия в полярных широтах. Антарктида является планетарным холодильником и действует выхолаживающе на Землю. Термический экватор - полоса самых высоких годовых температур - располагается в Северном полушарии на широте 10° с. ш. Летом термический экватор смещается до 20° с. ш. , зимой - приближается к экватору на 5° с. ш. Смещение термического экватора в Северное полушарие объясняется тем, что в Северном полушарии площадь суши, расположенная в низких широтах, больше по сравнению с Южным полушарием; а она в течение года имеет более высокие температуры. Распределение изотерм нарушают теплые и холодные течения. В умеренных широтах Северного полушария западные берега, омываемые теплыми течениями, теплее восточных берегов, вдоль которых проходят холодные течения. Следовательно, изотермы у западных берегов изгибаются к полюсу, у восточных берегов - к экватору.
На карте летних температур (июль в Северном полушарии и декабрь в Южном) изотермы располагаются субширотно.
На карте зимних температур (декабрь в Северном полушарии и июль в Южном) изотермы значительно отклоняются от параллелей.
Годовые амплитуды.
Удачи Вам!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!