Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Что нужно рассказать детям о зиме. Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве

Один сезон сменяет другой - так устроена природа. Каждый год начинается с зимы, потом обязательно наступит весна, которая сменится летом, а за ним непременно придет осень. Круговорот сезонов сопровождается признаками, которые присущи каждому из них. В статье мы разберем основные признаки зимы. Маленьким детям иногда сложно понять, почему сезон называется "осенью" (например, в конце ноября), но вокруг все белым-бело от снега. Ученикам начальной школы уже можно объяснить, что есть такие понятия, как "календарный" сезон и "климатический".

Родителям на заметку

Все познается в сравнении. Это истинное выражение нужно учитывать мамам и папам, когда они рассказывают своим малышам о природе и ее явлениях. Например, объясняя ребенку признаки зимы и лета, нужно приводить яркие примеры.

  • Летом мы купаемся в речке, вода в ней теплая, солнышко ее прогревает. А зимой оно греет плохо, вода замерзает и покрывается толстой коркой льда.
  • Летом деревья стоят зеленые, вокруг благоухают цветы, летают бабочки, весело щебечут птички. А зимой опавшие листья деревьев покрывает снег, насекомые прячутся в свои норки до весны, а птички улетают в дальние страны, где тепло.
  • Летом мы можем гулять долго, потому что день длинный, а ночь короткая. Солнышко просыпается рано и будит все вокруг. Зимой рано становится темно, потому что день стал коротким, а ночь - длинной. Утром солнце нужно ждать долго, пока оно "проснется" и осветит землю.

Занятие "Признаки зимы" для детей дошкольного возраста

Здесь важно учитывать возраст ребенка - малышу будет скучно и неинтересно слушать ваш долгий рассказ. Занятие необходимо проводить в игровой форме, а нудное повествование заменить несложными вопросами. Ребенок, отвечая на них, обязательно будет вовлечен в происходящее.

Не нужно просить назвать признаки зимы (какая она), вместо этого задавайте наводящие вопросы:

  • Какая погода зимой?
  • Что происходит с деревьями?
  • Какие звери впадают зимой в спячку?
  • Что появляется на реках и озерах?
  • Какой праздник бывает зимой?
  • Какие сказки про зиму вы знаете?

На что следует обратить внимание

Помните, что дети в возрасте 4-5 лет - это маленькие "почемучки". Им обязательно нужно разъяснять, по какой причине происходит то или иное явление. Поэтому дальше занятие нужно строить на вопросах, которые подразумевают не только ответы деток, но и ваши объяснения-дополнения.

  • Почему зимой стало холодно? Солнышко стало дальше от нашей планеты, поэтому оно ее теперь прогревает меньше.
  • Почему снег лежит на земле и не тает? Температура стала очень низкой - "минусовой", земля промерзла, не хватает тепла - снег лежит и не тает.
  • Почему птички улетают в теплые края? Насекомые впали в спячку, растения тоже "замерли" от холода - птичкам не хватает пропитания, поэтому они стремятся в теплые края, где нет зимы.
  • Зачем зайчики и белочки меняют окраску? Они стараются быть похожими на окружающую их природу (снежную и белую), чтобы не попасться в лапы хищникам. Например, зайчика, который поменял серую шкурку на белую, волку среди снежной поляны заметить сложнее.

Дополнительно малышам нужно рассказать, что бывает три месяца зимы: декабрь, январь и февраль. Еще одним из первых признаков зимы является то, что дни становятся короче, а ночи - длиннее.

На уроке "Окружающего мира"

Во время занятия с детками более старшего возраста следует акцентировать внимание на том, что зима бывает "календарной" и "климатической". В первом случае длительность сезона определяется месяцами: декабрем (31 день), январем (31 день) и февралем (28 или 29 дней). Но это относится лишь к Северному полушарию Земли, на Южном зима длится с июня по август.

Главным признаком климатической зимы является стойкое понижение температуры (ниже 0 о С). Важно учитывать, что в некоторых регионах (например, рядом с экватором) климатические признаки зимы могут отсутствовать. Там не выпадает снег, не замерзают водоемы, но продолжительность дней уменьшается, а ночей - увеличивается.

Знания, которые должны быть сформированы

На уроке детей следует попросить рассказать о признаках зимы в их местности. Они могут быть разными: ученики Краснодарского края скажут, что устойчивый снежный покров может совсем не установиться; дети из школ Мурманской области отметят - в ноябре появляются первые признаки зимы. День, когда подуют холодные ветра, может наступить и в октябре, и в декабре, и в январе (в зависимости от региона).

На подобном уроке обязательно объясняют следующие понятия:

  • метель, вьюга, буран;
  • гололедица;
  • оттепель;
  • изморозь.

Период, который начинается с дня зимнего солнцестояния и заканчивается днем весеннего равноденствия, называется астрономической зимой. Жители Северного полушария считают время от 22 декабря до 21 марта, а Южного - от 22 июня до 21 сентября. Астрономическая зима почти совпадает по времени с периодом, который считался зимним в давние времена на Руси - от Рождества Христова (25 декабря по старому стилю) до Благовещения (25 марта по старому стилю).

Занятие на свежем воздухе

Самое хорошее закрепление материала можно получить на уроке-экскурсии. Учитель с классом, одевшись по погоде, выходит в пришкольный двор.

Здесь можно увидеть признаки зимы в живой и неживой природе. Рассмотрите поближе деревья: они не только стоят обнаженные, но покрыты изморозью, земля вокруг ствола уплотнена, чтобы дополнительно уберечь корень от морозов и лютой стужи.

К ребятам можно обратиться с вопросами:

  • Почему зиму сравнивают с волшебством?
  • Какие птички остались зимовать в городе?
  • Чем мы можем им помочь?
  • Боятся ли животные, которые не впадают в спячку, морозов?
  • Что защищает птиц от холода и стужи?
  • Какие радости приносит зима детям и взрослым?

Человек тоже изменяет свое поведение зимой. Мы покупаем теплую одежду, не выходим на улицу без варежек, шарфов, шапок и теплых курток. Многие делают зимние заготовки: варенья, соленья, морозят ягоды и овощи. Мы меньше гуляем, чтобы не замерзнуть; раньше ложимся спать, а встаем позднее и с неохотой. Жители деревень запасаются дровами.

Дети должны внимательно рассмотреть все, что их окружает. Увиденное можно оформить в форме небольшого сочинения или устного рассказа. Рефлексия здесь имеет очень большое значение - ребенок должен научиться "пропускать через себя" новую информацию, дополнять ее, анализировать, додумывать, делать выводы.

Признаки зимы в сказках и стихах

Описания этого волшебного и сказочного времени года можно встретить в классической литературе, русских народных сказках. Больше всего воспевали зиму в своих стихах великие русские поэты: А. С. Пушкин, Сергей Есенин, А. Фет, Ф. Тютчев, М. Ю. Лермонтов. Тютчев, например, очеловечивал зиму, приписывая ей людские эмоции: "Зима недаром злится, прошла ее пора...". Михаил Исаковский рисовал образу такую картину: "За окошком в белом поле - сумрак, ветер, снеговей...". У Николая Некрасова "...превратились лужицы в холодное стекло...". Стоит ознакомить деток с такими замечательными стихотворениями, как "Зимняя дорога" Пушкина, "Зима" Есенина, "Чародейкою зимою" Тютчева, "Чудная картина..." Фета и др.

Самые популярные детские сказки про зиму: "Морозко", "Снежная королева", "Рукавичка", "Двенадцать месяцев" и многие другие.

Подводим итог

Итак, можно перечислить следующие признаки зимы:

  1. Понижение температуры воздуха до отметки ниже 0 о С по Цельсию.
  2. Образование устойчивого снежного покрова.
  3. Низкие, тяжелые серо-свинцовые облака на небе.
  4. Осадки в виде снега; метель, вьюга, буран.
  5. Изморозь на обнаженных деревьях.
  6. Явление гололедицы.
  7. Птицы улетают в теплые края, а те, что остаются, стараются держаться в поисках пропитания ближе к человеческому жилищу.
  8. Животные ложатся в спячку (медведи, ежи и пр.), а другие линяют и наращивают теплый подшерсток.
  9. Рыбы подо льдом замерзших водоемов ведут малоактивный образ жизни, прячутся в ямах или под корягами.
  10. Люди приобретают теплые вещи, делают заготовки, мечтают о лете.

Не за горами самое сказочное время года - зима. Во многих уголках земного шара все ее признаки уже налицо, а где-то их никогда не бывает. В любом случае, ваш малыш должен четко знать «прописные» отличительные черты зимы, даже, если в местности, где вы живете, она проходит в несколько ином варианте.

Учим месяцы

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы выучить с ребенком названия всего трех месяцев, однако, путаются в них даже многие дошколята. Поиграйте с малышом в веселую игру. Вначале несколько раз повторите с ребенком, какие существуют месяцы зимы. Затем называйте подряд месяцы разных времен года, а малышу дайте задание поднять руку, когда он услышит название именно зимнего месяца.

Еще одна игра - «Кривляки». Когда ребенок запомнит все названия, сделайте вид, что вы вдруг потеряли память. Называйте месяцы зимы, только с небольшими неправильностями: не декабрь, а дикубрь, не январь, а янбарь и т.д., а малыш пусть поправляет вас и говорит, как они должны звучать правильно. В зависимости от возраста ребенка можно «шифровать» названия месяцев сильнее, чтобы малышу было интереснее отгадывать. Это веселая игра, она непременно понравится вашему чаду.

Внешние признаки зимы

Если в вашем городе не бывает настоящей зимы, воспользуйтесь всеми доступными средствами для того, чтобы наглядно продемонстрировать малышу, как выглядит зима. Это могут быть как книги, журналы, энциклопедии, так и интернет, телевизор и пр.

Существуют специальные подборки, например, зимних видеоклипов или заставок, есть аудиодиски с зимними песенками для детей и сказками. Не игнорируйте в процессе воспитания ребенка аудиопродукцию - она способна развить его интеллект и воображение гораздо лучше, чем видео. Человек с хорошо развитым воображением может гораздо лучше представить и ощутить холод зимы, послушав ее описание, нежели посмотрев на картинку со снегом.

Обязательно расскажите малышу о том, какая зима в вашей местности: похожа ли она на классическую, или она гораздо суровее, так, что детям не позволяют много резвиться на свежем воздухе, или она совсем бесснежная и теплая. Объясните, почему так происходит.

Легче всего придется тем родителям, которые могут выглядывать с ребенком в окно и наблюдать за падающими хлопьями снега, за свисающими с крыш сосульками, бросать на подоконник зернышки и крошки для замерзших пернатых и рассказывать об изменениях в природе, пришедших с зимой.

Сравнивайте времена года: контраст гораздо ярче сможет дать ребенку увидеть и понять, что такое зима. Покажите малышу на картинке ветку с зелеными листьями, с желтыми листьями и ветку без листьев. Нарисуйте с ребенком летнюю и зимнюю полянку.

Поделки

Займитесь с вашим чадом «зимним» творчеством. Во время рукоделия общайтесь с малышом, рассказывайте и объясняйте ему, что и почему происходит зимой в природе: отчего лужи покрываются льдом, почему птицы улетают на юг и т.д.

Зимняя полянка

Вам понадобится: лист картона, пластилин, ветки, шишки, желуди, манная крупа.

Картон обмажьте коричневым пластилином и прилепите на него деревья и человечков, сделанных из шишек, веток и желудей. Посередине поставьте большую елку, сделанную либо из зеленого пластилина, либо из самой большой шишки. Всю поделку посыпьте манной крупой как снегом. Если ваш пластилин слишком твердый и на него не прилипает манка, воспользуйтесь канцелярским клеем или клеем ПВА: нанесите его на все части поделки, где вы хотите, чтобы лежал снег и посыпьте сверху крупой. Дайте высохнуть поделке и поставьте ее как украшение на Новый год.

Снежинки

Все мы в детстве вырезали снежинки из салфеток и развешивали их на окнах. Сегодня в продаже есть много различных украшений, однако ребенку будет очень интересно сделать снежинки самому и увидеть их на окне в своей комнате.

Вырезайте снежинки не только из салфеток, используйте красивую бумагу для творчества. Воспользуйтесь снегом, инеем, блеском из баллончиков - покройте этими средствами свои изделия.

Снежинки не обязательно прилеплять на стекло. Можно развесить их на ниточках по всей комнате, или украсить одно место, например, люстру, шторы или саму елку.

Рисунки на стекле

На окне или зеркале можно нарисовать настоящий зимний пейзаж. Приобретите специальные краски для рисования по стеклу. Также вам пригодятся искусственные снег и иней в баллончиках.

Вначале нарисуйте задуманное на листе бумаги, или найдите подходящую картинку в книжке, на открытке, с которой вы потом будете срисовывать. Перенесите иллюстрацию простым карандашом на стекло и начинайте разукрашивать. Пусть ваш малыш принимает активное участие в украшении окна или зеркала, даже если он сделает что-то не совсем так, как вам хотелось бы, ведь все эти картинки вы рисуете, прежде всего, для него.

Елочные игрушки

Заранее приготовьте десяток скорлупок от яиц. Для этого, когда будете готовить, не разбивайте яйцо полностью, а проделывайте в нем небольшую дырочку с одного конца и аккуратно выливайте яйцо, оставляя скорлупу почти целой. Вымойте ее изнутри и снаружи и оставьте сушиться.

Эти заготовки могут превратиться в ваших руках во что угодно: в голову Петрушки, в шарики для елки, в снеговиков, цыплят и т.д. Дырочку закрывайте приделанными колпачками, шляпками, и другими украшениями. Также на этом месте приделывайте веревочку, на которой будет висеть поделка.
Используйте для творчества клей ПВА, цветную бумагу, картон, краски, различные баллончики с блестками и т.д.

Игры

Даже обычную кукольную игру можно сделать зимней. Помогите малышу нарядить кукол (человечков из киндер-сюрпризов и т.п.) в шапки и шарфы. Смастерите из настоящего снега или из снега из морозильной камеры ледяную горку, поставьте ее в тарелку с бортиками, чтобы талая вода не растекалась по столу. Покажите малышу, как его игрушки-человечки катаются с горки.

Когда это надевают

Ведущий делает небольшую кучу из одежды для разных сезонов и вытягивает по одной вещи. Ребенок должен посмотреть на вещь и отгадать, когда ее надевают: зимой, летом или весной-осенью. В эту игру можно играть нескольким детям, отгадывая по очереди.

Я знаю

Ведущий говорит первую фразу, которую должны продолжить участники. Например: «Я знаю три зимних месяца…» продолжение должны произнести игроки. Далее ведущий говорит: «Я знаю пять признаков зимы…», «Я знаю пять видов зимней одежды», «Я знаю четыре зимних развлечения» и т.д. Сбившийся игрок уступает очередь следующему.

Снежки

Даже, если у вас за окном нет снега, не печальтесь. Сшейте из белой ткани десять-двадцать небольших шариков, наполнив их синтепоном или ватой. Включите веселую детскую музыку и под нее начинайте играть в «Домашние снежки».

Если ребенок постарше - можно играть с условиями. Проведите посередине комнаты, где вы будете обкидываться снежками, линию (можно положить веревку и т.п.), разделив помещение на две равные части. Когда начинается музыка, начинайте обкидываться. Задача игроков, чтобы на их стороне осталось как можно меньше «снежков» на момент окончания песни. Когда музыка перестает звучать, идет подсчет снежков и определение победителя. В эту игру можно играть и командами, тогда лучше сделать большее количество снежков.

Викторина

С ребятишками от четырех-пяти лет можно поиграть в зимнюю викторину. Заранее подготовьте вопросы и по очереди задавайте их игрокам. Вопросы могут звучать так:
1. Что появится в стакане с водой, если его вынести на мороз? (Лед)
2. Во что зимой превращается дождь? (В снег)
3. Как можно перенести воду без посуды? (Заморозить ее)
4. Какие вы знаете зимние развлечения? (Каток, снежная горка, снежки, лыжи)
5. Длинное, прозрачное, холодное свисает с крыши. Что это? (Сосулька)
6. Что будет со снегом, если его принести домой? (Растает)
7. Встречаются ли две одинаковые снежинки? (Нет)
8. Когда длиннее день: зимой или летом? (Летом)
9. Когда длиннее ночь: зимой или летом? (Зимой)
10. Какое животное зимой спит? (Медведь)

Если даже малыши не смогут ответить на какой-то вопрос, для них будет познавательным услышать ваш ответ и объяснение: почему это так, а не иначе.

Загадки

Пусть ребятишки поищут ответ на зимние загадки:

Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)

В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода. (Шарф)

Пушистый сугроб,
Тело облепил,
От мороза укрыл. (Шуба)

Рисует художник пейзаж на стекле,
но эта картина погибнет в тепле. (Мороз)

Две полоски на снегу
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки)

Он всю зиму долго спал,
Лапу правую сосал,
А проснулся - стал реветь.
Этот зверь лесной - … (Медведь)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,
И на санках прокатила. (Зима)

Пухом землю замело,
За окном белым-бело.
Эти белые пушинки
Не годятся для перинки. (Снег)

Использование разнообразного материала и всевозможных форм позволит вам наиболее доступно и интересно донести до сознания ребенка, что такое зима, чем она отличается от других времен года и почему зимой происходят те или иные метаморфозы в природе. Смена рода деятельности (загадки, поделки, игры и т.д.) не даст ребенку заскучать и устать, а совместное времяпровождение сблизит вас с вашим малышом.

Это самое холодное время года.
Зимние месяцы - декабрь, январь и февраль.
Декабрь - от латинского «децем», что означает «десять», т.к. декабрь у римлян был десятым месяцем.
Другие названия декабря: студень, стужайло, ветрозим, лютовей, зимник.


В декабре, на 21-22 декабря, приходится самый короткий световой день и самая длинная ночь - это время зимнего солнцестояния.
Декабрь год заканчивает и зиму начинает.
Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Январь - от латинского слова «януариус», в честь двуликого бога солнца и ветра Януса, который охранял время, входы и выходы, ведал началом человеческой жизни.

Другие названия января: снежень, снеговик, огневик, просинец, щипун, трескун, студень, ледовик, сечень (потому что средний месяц зимы сечет ее пополам и отсекает прожитый год от наступившего).

Январь - начало года и зимы середина.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да ухо морозом рвет.
Январь - зимы государь.

Февраль - от латинского «фебруарис», что означает «очищение». Очищение перед тем, как природа снова возродится.

Другие названия февраля: бокогрей (потому что февральское солнце греет только повернутый к нему бок, а другой - мерзнет), вьюговей (из-за частых морозов и метелей), межень (условная межа между зимой и весной).

Февраль - самый короткий месяц в году. Февральские дни - солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Февраль три часа дня прибавит.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю. Холодный воздух приносит тучи, в которых капельки дождя под действием холода превращаются в снежинки.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель , оставляя после себя заносы и сугробы.

Зимой бывают сильные морозы. В такую погоду снег становится рыхлым и скрипучим.

Иногда зимой теплые воздушные течения доходят до заснеженных мест и немного повышают температуру воздуха. Наступает оттепель — теплые солнечные дни, во время которых снег становится мягким, и из него можно лепить снежки и снеговиков.

Белая, узорная
Звездочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку!
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Верхний слой воды в водоемах — речках, озерах, прудах и ручьях — промерзает и покрывается толстым слоем льда.

В конце зимы, когда солнце прогревает крыши, снег начинает таять, но мороз успевает превратить воду в сосульки.

В оттепель, когда стекла окон покрываются тонким слоем воды, мороз образует на них фантастические узоры. Это тонкий слой льда, который состоит из мельчайших кристалликов, сложенных в причудливые формы.

Каким бывает снег и лед?

Иногда ветки деревьев, телефонные провода, антенны на крышах домов покрываются изморозью — пушистым снегом.
Снег и лед легче воды, поэтому весной льдины и снежные сугробы плывут по реке, пока не растают и не превратятся в воду.
Хрупкий, прозрачный лед и рыхлый, сыпучий снег под действием тепла превращаются в воду, а вода под действием холода превращается в лед и снег.

Растения зимой

В конце зимы в неживой природе происходят новые изменения. Солнце выше поднимается над землей, светит ярче и чаще показывается из-за туч. Хотя морозы еще не ослабевают, но в солнечные дни снег уже начинает подтаивать.
За ночь подтаявший снег снова замерзает, и к утру появляется наст — плотная ледяная корка.

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.
Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.
Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве — всего 10° мороза. Даже если толщина снега небольшая, всего 10 сантиметров, температура на почве будет на 15—20° выше, чем над снегом.
Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.
Снежное одеяло согревает не только растения, но и животных, которые добывают себе пищу, проделывая в снегу тоннели. В основном, это мыши. Они питаются семенами растений, укрытых снегом. Берлоги медведей, норы барсуков и ежей тоже занесены снегом, который сохраняет в них тепло.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.
Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.
Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях — клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.
Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки.
Уже в конце января на вербе почки увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком.
Вот почему вербы к концу зимы стоят словно покрытые серебром.
Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена.
Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.
Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.
Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.
Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой. Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.
Птицы прилетают к кормушкам и склевывают не только оставленные вами семена, зерна и хлебные крошки, но и насекомых-вредителей на расположенных рядом с кормушкой деревьях и кустарниках. Так птицы приносят большую пользу.
Если птицы постоянно будут находить корм в кормушках, то они будут прилетать к ним и летом, а значит, будут очищать деревья от вредителей весь год.

У серебряной дорожки,
Лишь наступит Новый го,
На высокой тонкой ножке
Чудо-елочка встает.

Это елка не простая,
И она не для ребят.
Возле елочки летая,
Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,
Снегири, и воробей -
Все хотят повеселиться
Возле елочки своей!

Не блестят на ней игрушки
И не светится звезда,
Но зато для птиц кормушки
Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи
К нам на елку в зимний сад,
И в саду не умолкая
Колокольчики звенят.
З.Александрова

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.
Не просыпается только медведь — ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.
К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.
Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.
Могут зимой найти себе корм лисы, зайцы, лоси, волки. Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей.
Олени, лоси и зайцы зимой питаются корой деревьев и кустарников.
Это не такая питательная пища, как трава, поэтому люди подкармливают их сеном, ветками осины, ивы и солью.
Бурундук заготавливает на зиму до 10 килограммов орехов и хлебных зерен. Он приносит их в защечных мешках и прячет в своих кладовых.
Белка иногда так спрячет свои запасы, что потом не может их найти. Тогда ей приходится питаться семенами ели и сосны. Особенно ей нравятся семена из шишек ели: в них больше жира, чем в сосновых, и они намного питательней.
Маленький зверек полевка в теплые осенние дни приносит в свою норку разные зерна и семена и складывает их в отдельные норки.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Речной выдре они не нужны. В ледяной воде ей не холодно и всегда достаточно пищи. Она питается рыбой, лягушками, раками и водяными крысами. Рыбы зимой без труда находят корм, но они могут погибнуть от недостатка воздуха: через лед воздух не проходит. Рыбам становится трудно дышать, поэтому зимой во льду люди пробивают проруби. Чтобы вода вновь не замерзала, в прорубь кладут солому и посыпают ее снегом.

Домашние животные зимой

Домашние животные не ищут себе корм, об этом заботятся люди. Еще с лета фермеры готовят запасы силоса, сена, соломы, зерна.
Зимой коров, коз, овец, свиней держат в теплых помещениях, в которых следят за чистотой и здоровьем животных.
В это время у коров рождаются телята, у овец — ягнята, у свиней — поросята. Детеныши питаются материнским молоком до тех пор, пока их не переводят на заготовленный корм.

Зима в городе

Зима в городе отличается от зимы в лесу или в поле. Теплые здания, постройки, обилие транспорта, большое количество людей и ночное освещение повышают температуру воздуха в городе. Поэтому, кроме привычных для города воробьев, ворон и сорок, сейчас можно встретить оставшихся зимовать скворцов, галок, дроздов, дятлов, щеглов.
Ягоды на деревьях и кустарниках служат им прекрасным кормом, а чердаки становятся хорошими убежищами на всю зиму. Кроме того, птицы находят себе корм на городских свалках.
Зимой мелкие грызуны начинают перебираться поближе к жилью людей. В подвалах и тоннелях им тепло и всегда находится корм. А за мышами переселяются и их враги — хорьки, ласки, горностаи.
Промышленные предприятия сбрасывают в реки и пруды отработанные теплые воды, поэтому вода в таких реках не замерзает.

Труд людей зимой

Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.

Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.

Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.

Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.

Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно -
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.

Помоги другим! Жми

Материал подготовила Нестерова М.Н.

воспитатель I кв.категории

Дошкольникам о зиме.

Зимушка-зима…. Это самое холодное время года.

Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Декабрь год заканчивает и зиму начинает

Январь - начало года и зимы середина.

Февраль – самый короткий месяц в году. Февральские дни – солнечные, светлые, но холодные и морозные. В феврале уже заметно прибавляется день.

Какие изменения происходят в неживой природе зимой?

С наступлением зимы становится все, холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи.

В безветренную погоду снежинки падают на землю спокойно, но стоит подуть ветру, как поднимается снежная метель, оставляя после себя заносы и сугробы.

Растения зимой

Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, несмотря на холод, продолжается жизнь.

Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. Если измерить температуру воздуха над снегом и под снегом, на почве, то она будет сильно отличаться.

Над снегом термометр показывает 40° мороза, а на почве - всего 10° мороза. Вот почему такие травянистые растения, как земляника, засыпанные снегом, не погибают и даже продолжают расти. Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь.

Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них весной вырастут новые травы.

Растения, размножающиеся клубнями, луковицами и корневищами, остаются в почве под снежным одеялом. Некоторые из них, например, гусиный лук, хохлатка, ветреница дубравная, продолжают расти и зеленеть даже под снегом, а с приходом тепла расцветают.

Хвойные растения зимуют с зелеными листьями. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях - клене, акации, рябине, шиповнике, бузине.

Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. Но, несмотря на то, что почти все деревья на зиму сбросили листья, на их ветках остаются почки. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.

Птицы зимой.

Холод и отсутствие корма заставляют перелетных птиц улетать в теплые края, но зимующие типы находят себе корм. Они питаются насекомыми, спрятавшимися в сухих листьях, под корой деревьев, в трещинах домов и заборов. Кроме того, на ветках деревьев и кустарников остались почки, плоды и семена. Некоторые птицы, например, синицы и поползни, зимой пользуются запасами, которые они сделали еще осенью.

Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Во время метелей и снегопадов, а также в сильный мороз, когда деревья покрыты изморозью, птицам трудно доставать из-под коры насекомых. После нескольких часов голодания некоторые птицы могут погибнуть.

Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой.

Устраивайте кормушки в садах, парках и скверах.

Звери зимой

Зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и теплая шерсть.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. Даже барсук, накопивший за осень достаточно жира и залегший в зимнюю спячку, иногда просыпается, чтобы поесть что-нибудь из своих запасов.

Не просыпается только медведь - ему хватает жира на всю зиму. Спит медведь очень чутко. Можно сказать, что он не спит, а дремлет, прислушиваясь ко всему, что происходит вокруг.

К концу зимы у медведицы появляются маленькие слепые медвежата. Медведица кормит их своим молоком. Только через месяц, весной, когда пригреет солнце, медвежата прозревают и выходят из берлоги играть и учиться добывать себе корм.

Не только зимний мороз, но и голод зверям не страшен. Они давно приспособились жить в зимних условиях и знают, что питание надо запасать еще с осени.

Регламентированная деятельность с детьми 3-4 лет

"Зима и ее признаки".

Совместная деятельность воспитателя с детьмии с использованием современных образовательных технологий, в процессе которой, расширяется кругозор детей, совершенствуются представления детей о зиме. как времени года; развиваются психические процессы: внимание. восприятие, память мышление. речь; соверщенствуются конструктивные умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85.

Фрунзенский район,

Санкт – Петербург

Воспитатель высшей квалификационной категории

Генералова Ирина Александровна.

Регламентированная деятельность

С детьми младшей группы(3-4года)

«Зима, её признаки».

Цель: познакомить с признаками зимы, развивать воображение, запоминание 1 слова из пары названных, развитие внимания, конструирование из палочек, счёт до 3-х, составление мнемотаблицы по сюжету, развивать умение запоминать сюжет.

Игровая обучающая ситуация . Воспитатель держит в руках картину с зимним лесом и предлагает сегодня совершить путешествие в лес. Дети должны тепло одеться. По взмаху «волшебной палочки» дети выполняют воображаемое одевание: кофта, рейтузы, носки, сапоги, шапка, шуба. Дети сами говорят педагогу, что нужно «надеть». Воспитатель предлагает теперь присесть на «ковёр-самолёт», который унесёт всех в зимний лес. Закрыли на минутку глазки, открыли - мы в лесу. Дети сидят слушают.

Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Но иногда выскочит на полянку белый пушистый зайчик. Выскочит, встанет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом, посмотрит - да и дальше в лес убежит.

Но вот с севера подул студёный ветер, с неба посыпались снежинки из серой тучки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой. Вот и я поймала снежинку. Дети, давайте будем передавать её друг другу. Воспитатель передаёт воображаемую снежинку одному ребенку, тот подставляет ладошки и передаёт воображаемую снежинку другому и т. д. В итоге воображаемая снежинка попадает опять к воспитателю, который опускает её на землю. Это упражнение на воображение. Педагог напоминает о том, что в лесу холодно и, видит домик. Предлагает детям «зайти» в дом, обогреться. В домике топится печь. Представим себе, как в домике тепло, подставляем ручки к печке. Тепло от ручек разливается по всему телу, у нас покраснели щёчки, ушки, нос. Глазки увидели зайчика (новая игрушка). Зайчик очень рад гостям, хочет поиграть. Воспитатель объясняет, что будет произносить слова парами. Уточнить у детей: пара - это сколько?

Игра: Из двух слов нужно запомнить оба, но если педагог говорит одно слово - нужно произнести второе из пары слов при ответе.

Слова парами: Например: зима – снег. воспитатель говорит зима , дети должны вспомнить слово снег.

  1. улица - холод
  2. дети - шубы
  3. белый - чёрный
  4. санки-горка
  5. ветер - метель
  6. туча - снежинки
  7. сугробы - сапоги
  8. лёд – коньки
  9. снеговик - снегурочка

Ну, вот, мы и обогрелись, давайте пойдём на нашу полянку, да и зайчика возьмём. Дети, пока мы были в доме, смотрите, кто появился на полянке. Воспитатель показывает картину - коллаж, где нарисован зимний лес, снеговик под елью, на ветке сидит снегирь, а на стволе - дятел, вдалеке видны 4 ёлочки. (Беседа по картине «Времена года»№ 1)

Дети молча рассматривают картину. Затем воспитатель задаёт вопросы:

Какое время года нарисовал художник?

Почему вы так решили?

Какого цвета больше всего на картинке?

Почему больше всего белого?

Вам нравится, когда зимой выпадает много снега?

Хорошо, когда зима снежная? А почему?

Каких птиц вы видите? (снегирь, дятел)

А может это воробей? Что у них разное?

А может это ворона? Какого цвета дятел?

Как можно сказать о его цвете одним словом (пестрый) что делает дятел? (обратить внимание детей на длинный клюв и объяснить, что так он добывает пищу из-под коры дерева)

Как стучит дятел? А как чирикает воробей? Как каркает ворона?

Как воет вьюга?

А на каком дереве сидят птицы?

Какое дерево мы украшаем на Новый год?

А кто ещё изображён на этой картине? (снеговик) А из чего он сделан? Сколько комков снега пошло на этого снеговика? -А что ещё понадобилось? -А комки разные или одинаковые по величине?

А из какого снега можно слепить снеговика? Подсказать, что липкий снег - это сырой. А если не слипается, рассыпается в руках - значит сухой снег, -а зачем мы лепим снеговика? Вы любите это делать? Какое у нас настроение, когда мы слепим снеговика? (хорошее, у нас появляется улыбка). Давайте все улыбнёмся.

А что ещё можно слепить из снега? (крепость, домик, кролика)

Давайте и мы с вами «слепим кролика». Дети встают в кружок (физкультминутка).

Стихи имитируют движениями. Все вместе произносят стихотворение. Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз -

Угольки нашлись у нас

Кролик вышел как живой:

Он с хвостом и головой

За усы не тяни

Из соломинок они.

Ребята, смотрите, какие игрушки спрятались под ёлочкой.

Дети сидят на ковре, перед ними на стол выставляются игрушки (они лежат

накрытые «снегом» под ёлочкой).

Игрушки:

  1. собачка (синий цвет)
  2. ёлочка (большая) деревянная
  3. зелёная прямоугольная призма - «ёлочка» (дети называют зелёный кирпичик) по высоте меньше ёлочки
  4. зайчик резиновый
  5. «морковка» (красная треугольная призма)
  6. жёлтый кубик (пенёк)
  7. рыжий бельчонок (белочка)
  8. гриб большой
  9. гриб маленький 10.чёрная ворона

Давайте рассмотрим эти игрушки.

Воспитатель просит детей назвать каждую игрушку, её цвет, величину, на что похожи (прямоугольная и треугольная призма, кубик - ассоциативный метод запоминания). Педагог рассказывает детям сказку (предлагает сюжет для запоминания игрушек).

Собачка пошла гулять в лес. В лесу она увидела большую ёлочку и маленькую. Под маленькой - сидел зайчик и ел морковку. А за пеньком сидела белочка и ела большой грибок и маленький. Вдруг, прилетела ворона и всех испугала.

А теперь проверим, как вы запомнили сказку. Я буду прятать игрушки, изменять их расположение пока ваши глазки будут закрыты. А когда откроете глазки, будете давать ответ.

Воспитатель убирает, например, белочку. Дети дают ответ, что пропало. Педагог спрашивает, где место игрушки?

Дети должны дать точный ответ: между пеньком и большим грибком. Слова: рядом и около не дают точного ответа. Можно, например, поменять местами зайчика и бельчонка.

Дети должны дать точный ответ: они поменялись местами. Можно маленький грибок поставить перед (за) белочкой. Дети должны сказать, что маленький грибок встал перед (за) белочкой.

Педагог делает 3 раза пропажи игрушек, 2 перестановки местами и по 1 разу изменяет расположение перед(за) другой игрушкой.

Наступает момент вспомнить про нашего зайчика. Он захотел съесть морковку. Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сделать (сконструировать) из палочек морковку. Перед каждым ребёнком лежит по три палочки. На фланелеграфе представлена картинка - конструкция морковки Воспитатель вместе с детьми считает по картинке сколько нужно палочек? Дети считают, один, два, три. А сколько у вас палочек? Дети считают один, два, три, значит одинаково количество. Можем сделать для зайчика морковку. Обратите внимание, носик должен смотреть на вас - поясняет воспитатель. Молодцы, вот сколько морковок у нас получилось. Давайте расскажем стихотворение про зайчика, (сопровождение движениями - физкультминутка)

Дети выходят из-за столов. В это время палочки убираются помощником воспитателя и перед каждым ребёнком раскладывается полоска из 5 клеточек и 5 карточек-вариант мнемотаблицы.

Физкультминутка:

Жил-был зайчик - серые ушки

Отморозил зайчик носик на опушке

Отморозил щёчки, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и сухо,

Волка -нет,

И дают морковку на обед.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Обращает их внимание на новое задание. Начинает объяснять, разбирать символы - значки на мнемотаблице (висит фланелеграфе) Дети могут и сами догадаться, что обозначает каждый рисунок. Как они думают: что здесь нарисовано?

Заготовка на каждого ребёнка, каждую картинку нужно положить на своё место, начинать раскладывать нужно с жёлтой клетки.

После разбора картинок воспитатель рассказывает сказку. Снежинка упала на ёлочку, под которой сидел зайчик и ел морковку. Зайчик испугался и убежал. Затем мнемотаблица убирается. Дети раскладывают картинки, воспитатель помогает, напоминая сказки После выполнения, сверить работы с показанной мнемотаблицей. Дети, настало время прощаться с нашим зайчиком. По взмаху волшебной палочки мы оказались опять в детском саду. Занятие можно закончить сюрпризным моментом, например, зайчик угостил детей конфетами, которые лежат в мешке и т. д.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!