Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Актриса разбилась на снегоходе. Марина Левтова: как погибла известная советская актриса

НЕКОТОРЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ВЕРТОЛЕТОВ В 1980–1982, 1987–1989 ГОДАХ

3 января 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т ВВС ДРА (Кундуз). Одиночный вертолет, совершавший транспортный рейс из Кундуза в окруженный моджахедами Файзабад, при подходе к конечной точке маршрута попал под плотный огонь из стрелкового оружия и был сбит. Экипаж и один пассажир (офицер отдела пропаганды) - погибли.

21 января 1980 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 ВВС СССР. Осуществлял воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущельи. Во время захода на цель вертолет подвергся обстрелу из крупнокалиберного пулемета.

6 февраля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24А приданного 355-му сап ВВС ДРА (Кандагар). Вертолет выполнявший атаку цели в районе н.п. Дали был подбит огнем ДШК и взорвался в воздухе.

15 февраля 1980 г. обстрел с земли вертолета Ми-8Т. Во время патрулирования р-на вертолет подвергся обстрелу из стрелкового оружия с земли, в результате попадания был убит ряд. Дударенков С.Н., находившийся на борту, и смертельно ранен рядовой Кравченко Ю.И. (умер 3.03.80г. в госпитале).

20 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8. При заходе на посадку вертолет был обстрелян огнем СО и РПГ. Экипаж жив, борт сгорел. Предположительно событие произошло в районе кишлака Куффер-Кани, провинция Кунар.

23 июля 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм). Вертолет ст. л-та Барбина В.В. при проведении разведывательно-ударных операций парой в 55 км юго-западнее авиабазы Баграм был сбит моджахедами ракетой ПЗРК.

18 октября 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-24В 292-го овп (Джелалабад). Вылет пары на поддержку действий мотострелковой роты. При нанесении бомбово-штурмового удара по опорному пункту противника у н.п.Кундагаль, вертолет к-на Шпанбергера А.В. попал под огонь стрелкового оружия противника, был поврежден правый двигатель.

12 декабря 1980 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т ВВС ДРА. Один из вертолетов совершавших высадку десанта произвел вынужденную посадку в расположениии своих войск. Ночью, в ходе огневого налета, душманы уничтожили его выстрелом из РПГ.

1 апреля 1981 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т 2-го отряда 262-й овэ (Баграм). Пара вертолетов, ведущий Александр Рогожников - ведомый Михаил Черкасов, выполняла задание по воздушной разведке района боевых действий у н.п. Дехи-Каза, 8 км восточнее Чарикара. В 11:27, на высоте 500 м, вертолет ведомого был поражен ракетой ПЗРК "Айн Сакр", после чего на борту возник пожар и отказали оба двигателя. В результате посадки с большой вертикальной скоростью вертолет разрушился и сгорел.

23 апреля 1981 г. боевая потеря вертолета Ми-25 №327 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Во время атаки цели в составе группы один из вертолетов попал под плотный огонь стрелкового оружия, загорелся и взорвался в воздухе. Экипаж погиб.

28 октября 1981 г. боевая потеря двух вертолетов Ми-24д 146-го ово (Кундуз). Экипаж л-та Добровольского Н.Н., будучи ведомым в составе пары, выполнял боевую задачу по прикрытию военной колонны на маршруте Талукан-Кишим. При возвращении с боевого задания в Кундуз, в р-не н.п.Ханабад был поражен огнем крупнокалиберных пулеметов, потерял управление, упал и сгорел.

2 ноября 1981 г. боевая потеря вертолета Ми-8Т. Вертолет выполнявший полет на высоте Н=30м был обстрелян из ДШК и РПГ.

5 января 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24д 335-го обвп (Джелалабад). В ходе проведения Панджшерской операции, экипаж ст. л-та Танасогло М.К. ведомым пары вылетел на атаку базового лагеря противника у н.п. Меймене, провинции Фариаб. При подходе к цели на малой высоте в СМУ зацепил склон горы и разбился.

11 февраля 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). Пара вертолетов Ми-6 (ведущий м-р Благов, ведомый - к-н Пупочкин) выполняла полет по доставке грузов и пассажиров на грунтовый аэродром Лашкаргах. После посадки вертолет к-на Пупочкина подорвался на мине, установленной моджахедами.

5 апреля 1982 г. боевая потеря двух Ми-8Т 280-го овп (Кандагар). Группа вертолетов, проводившая операцию по уничтожению базы Рабати-Джали, в результате навигационной ошибки, совершила посадку на территории Ирана и подверглась атаке пары F-4 ВВС Ирана. Огнем пушки два вертолета были повреждены и уничтожены своими экипажами.

27 мая 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет к-на Вайтеховича В.П. осуществлявший прикрытие войск в Панджшерском ущельи, у кишлака Руха, попал под прицельный огонь ЗГУ и был подбит.

6 августа 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24 № 04 авиации погранвойск (Мары). Экипаж ст. л-та Жернова осуществлявший атаку целей в районе кишлака Имам-Сахиб был поражен очередью ДШК на Н=300м.

11 сентября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп. Заходивший на посадку в Гардезе вертолет зам ком аэ к-на А.А.Филиппи был обстрелян огнем стрелкового оружия калибра 7,62 мм. Пуля перебила трос управления РВ, машина потеряла управление и столкнулась с землей.

7 октября 1982 г. боевая потеря вертолета Ми-24д 2-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет ком звена к-на Спелова С.Ю., осуществлявший прикрытие десантной операции у перевала Пагман близ Газни, попал под огонь замаскированой ЗГУ. Вертолет загорелся.

12 января 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет выполнявший боевое задание в 30 км севернее аэродрома Джелалабад, преодолевая хребет, вышел на Н=300 м без отстрела ИК-патронов и был сбит ракетой ПЗРК.

12 февраля 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 302-й овэ (Шинданд). Вертолет ком. аэ п/п-ка Швецова лидировал группу во время десантирования у н.п. Диларам, в ходе боя машина была поражена огнем крупнокалиберного пулемета, отказал один из двигателей, был пробит топливный бак.

27 февраля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24 239-й овэ (Газни). Экипаж к-на С. Рабко выполнял задание по прикрытию аэродрома Газни ночью. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК на Н=1500 м и сбит.

10 марта 1987 г. повреждение вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет к-на А. Киселевича осуществлявший поддержку войск, в рамках операции "Круг", был поражен выстрелом РПГ-7 в районе Джикдалай, вернулся на базу удачно. Борт восстановлен.

4 апреля 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Действуя в составе пары - ведомым, ст. л-т П. Винник, атакуя цель, снизился на малые высоты и осуществил сброс ФАБ-250, бомба взорвалась сразу, а не как положено - с замедлением. В результате вертолет был поражен множеством осколков своих бомб, стал терять управление и загорелся.

4 апреля 1987г. боевое повреждение вертолета Ми-24п 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Пара м-р Прохоров - к-н Щипачев осуществляла прикрытие Ми-8МТ группы ПСС вылетевшей к месту падения машины П.Винника. Через 20 минут по вертолету к-на К. Щипачева был произведен пуск ракеты ПЗРК "Stinger" поразившей левый двигатель.

15 апреля 1987 г. боевая потеря самолета Як-28р 87-го орап (Карши). Экипаж командир ст. л-т Чистеев М., штурман к-н Поваренков С.В. выполняли задание по разведке местности южнее Мазари-Шарифа. в районе кишлака Рахмат-Абад самолет был поражен ракетой ПЗРК "Blowpipe", экипаж катапультировался.

22 апреля 1987г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Вертолет был подбит огнем МЗА в ущелье Марульгад.

18 мая 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Прикрывавший десант, высаживаемый у крепости Алихейль, вертолет к-на С. Молчанова, во время отхода от района высадки на эшелоне Н=100 м, не смотря на отстреливаемые ИК-патроны, был поражен ракетой ПЗРК и упал в 2 км ю.з. н.п. Алихейля.

26 мая 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №46 280-го овп (Кандагар). Вертолет ком. звена к-на Губанцева, возвращавшийся с санитарного задания, торопился доставить раненого, спрямил маршрут и был подбит ЗГУ над кишлаком Кишкинахуд, в районе аэродрома Кандагар

4 июня 1987 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). Пара вертолетов Сечко - Шитков осуществляла прикрытие досмотровой группы, которая обнаружив караван в 30 км юго-западнее Джелалабада, начала его проверку. Остановившиеся, сначала, и не принимавшие никаких ответных действий караванщики, неожиданно открыли плотный заградительный огонь по вертолетам шедшим на Н=30 м.

14 июня 1987 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Вертолет, севший для доставки боеприпасов на 14-й пост у Анавы в 6:30 был обстрелян из ДШК с дистанции 1,5 км, были пробиты топливный бак, лопасти НВ и грузовая кабина.

1 августа 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-6 181-го овп (Кундуз). Рейс Кундуз - Файзабад с грузом продовольствия. ДПМУ. Вертолет к-на Зотова, недалеко от аэродрома взлета, на Н=4500м был поражен ракетой ПЗРК.

14 августа 1987 г. повреждение двух вертолетов Ми-8МТ №41 и №? 262-й овэ (Баграм). В ходе длительного обстрела аэродрома Баграм противником один из РС разорвался рядом со стоянкой вертолетов, осыпав осколками две машины.

28 августа 1987 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 239-й овэ (Газни). Уничтожен прямым попаданием РС при обстреле противником аэродрома Газни.

30 августа 1987 г. потеря вертолета Ми-8МТЯ №94 50-го осап (Кабул). В р-не н.п. Кандагар, в час ночи (НПМУ), на высоте Н=4800м (Нист=2000м) вертолет был поражен ПЗРК в левый двигатель. Экипаж в составе: командир экипажа - к-н Владимир Корешков, летчик-штурман - ст.л-т Игорь Горбов, бортовой техник - прапорщик Николай Батрак покинул вертолет и приземлился под парашютами. По аварийной радиостанции командир связался с ретранслятором, и было определено место нахождения экипажа. В момент использования аварийной радиостанции на её частоте очень чётко прослушивалась речь на английском языке. В то время душманы начали использовать прицелы ночного видения. Вертолёт к-на В.Корешкова был первый, сбитый ночью на эшелоне. До этого момента подобные полеты считались безопасными с точки зрения поражения огнем противника.

1 сентября 1987 г. боевая потеря самолета Ан-26 373-го тап ВВС ДРА (Кабул). Экипаж майора Абдуль Джалиля совершал рейс Кабул - Хост, ночью, с грузом двух тонн пшеницы. Во время захода на посадку, когда шасси уже были выпущены и самолет выполнял четвертый разворот, на высоте Н=150 метров, он был последовательно поражен двумя ракетами ПЗРК "Stinger".

18 ноября 1987 г. боевое повреждение Ми-24П №20 239-й овэ (Газни). Около 16 часов дня моджахеды обстреляли из безоткатного орудия окраину стоянки Газнийского аэродрома.

21 января 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Нач. разведки АП м-р А.Пискайкин совершал рейс Кабул - Гардез, при перелете хребта севернее аэродрома Гардез попал под огонь средств ПВО и потеряв управление упал на землю.

29 февраля 1988г. боевая потеря вертолета Ми-24 262-й овэ (Баграм). Вылет на обеспечение постов у кишлаков Джарчи и Петава. Вертолет был поражен ракетой ПЗРК "Stinger", причем попадание отмечено прямо в район расположения работающей станции помех "Липа", подбитый вертолет упал в 10 км ю.-з. Баграма.

17 апреля 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8. При атаке каравана противника у н.п. Бараки вертолет был обстрелян из стрелкового оружия и получил повреждения.

14 мая 1988 г. Боевая потеря вертолета Ми-17 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). Вертолет осуществлявший доставку продовольствия и боеприпасов афганскому гарнизону был сбит плотным огнем стрелкового оружия у посадочной площадки Алыкейль.

10 июня 1988 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ №54 280-го овп (Кандагар). Получил повереждения при обстреле РС аэродрома базирования.

10 августа 1988 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 254-й овэ (Пули-Хумри). При обстреле вертолётной площадки Пули-Хумри были повреждены 7 вертолётов Ми-8МТ и 7 вертолётов Ми-24.

27 августа 1988г. боевая потеря вертолета Ми-24в 3-й вэ 50 осап (Кабул). Экипаж к-на А.Литвиненко получил задание атаковать моджахедов обстреливающих высокогорный сторожевой пост, над полем боя вертолет был подбит ракетой ПЗРК и загорелся.

1 сентября 1988 г. боевая потеря 2-х вертолетов Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Уничтожены при обстреле противником РС аэродрома базирования. В этот день противником выпущено 48 ракет из района в 5 км юго-восточнее аэропорта.

Ноябрь 1988 г. повреждение вертолета Ми-8МТ №49 4-й вэ 50-го осап (Кабул). Вертолет отправился на очередное задание по эвакуации раненых с высокогорного поста близ Кабула. Уже на подходе к горам в вертолет попала ракета ПЗРК.

19 января 1989 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №37 23-го оап погранвойск (Душанбе). Пара выполняла разведывательный полет в приграничном районе. Из-за низкой облачности летели на высоте около Н=200м под нижней кромкой, в районе н.п. Ханабад по ведущему произвели пуск ракеты ПЗРК "Stinger".

9 января 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-8 335-го обвп (Джелалабад). Командир экипажа Александр Тарасов. При высадке десанта у кишлака Бар-Кошмунд граната от РПГ-7 попала в лопасть, левый топливный бак, двигатель. Из-под капота левого двигателя потекло масло. После проведения десантирвания и возвращения на аэродром насчитали более 200 пробоин.

13 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Экипаж к-на С. Синько (позывной 744) осуществлял прикрытие 8 вертолетов Ми-8МТ высаживавших десант на плато Искаполь под Газни. После начала обстрела с земли отвлек огонь противника на себя. Машина получила значительные повреждения от очереди ДШК и загорелась. Оператор ст. л-т А.Устыченко покинул потерявший управление борт, но из-за малой высоты парашют раскрыть не успел, командир и борттехник ст. л-т Н.Старков погибли при столкновении вертолета со скалой.
Радиобмен
С: - Заходим с правой стороны
РИ: - "Борт 12-87 Пожар! Борт 12-87 ..."
С: - "Прыгай! Прыгай я сказал!"
Э1: - "Кто прыгает? Что там с пятым?"
Э2: - "Я еще не взлетал."
Э1: - "Что с 44-м "?
Э3: - "Упал он, 7-50 упал, упал он!"
Э2: - "не видел, парашюты были, нет?"
Э3: - "нет, не видел я парашютов, но один прыгал, прыгал один! Но парашют не раскрылся!".

13 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Вертолет, заходивший на посадку для высадки десантников у плато Искаполь, был обстрелян с рядом расположенной отвесной скалы огнем ДШК, просел и столкнулся с землей. Тяжелые ранения получил летчик-штурман, но все находившиеся на борту остались живы. Сразу после покидания вертолета десантники и экипаж попали под сосредоточенный огонь с разных сторон и смогли выйти из окружения только ночью, через расщелину в скале. Дойдя до "зеленой зоны" они присоединились к основным силам.

17 января 1986 г. катастрофа вертолета Ми-24 280-го овп (Кандагар). Выполнявший боевой вылет на прикрытие аэродрома Кандагар, ночью, к-н В. Михалев потерял управление над вертолетом на взлете и упал около стоянок вертолетов Ми-6. На месте падения возник пожар, который с трудом удалось ликвидировать. Экипаж в составе командира, оператора ст. л-та Е.Ворогушина и борттехника ст. л-та Б.Фазылова погиб. Вероятной причиной падения стал помпаж двигателей.

18 января 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 №37 1-й вэ 335-го обвп (Джелалабад) второй вылет. Пара вертолетов Ю.И. Владыкин - Костычев, выполняла задание по прикрытию спецназа, штурмующего укрепрайон в р-не Гошты. При выходе из атаки с левым разворотом пара была обстреляна из ЗГУ и ПКМ. На вертолете Владыкина был поврежден левый блок НУРсов, крыло, лопасти НВ, на вертолете Костычева одна пуля застряла в левой грузовой створке, одна в стенке кабины, третья попала в голову борттехника л-та А.Михайлова под ЗШ. От полученного ранения Михайлов сразу скончался. После возвращения на базу вертолет Костычева заменили и в третий вылет на поддержку спецназа он шел за своим ведущем уже на другом вертолете.

19 января 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №33 280-го овп (Лашкаргах). Экипаж в составе командира к-на С.Сергина, летчика-штурмана Р.Даудашвили и борттехника В.Кузнецова ведомым в паре осуществлял перевозку бойцов 370-го ооСпН, гася скорость, командир резко отработал ручкой и лопостями НВ перерубило ХБ, машина упала в 90 км юго-западнее Кандагара у площадки Лашкаргах. Экипаж и шестеро десантников погибли.
Радиобмен
Э1: - 751, как у вас дела?
Э1: - У него хвост, хвост разваливается!
РП: - 751, что произошло?
Э: - Прощайте, мужики!
РП: - семь полсотни один! Покидай вертолет!
РП: - Покидайте! Прыгайте, прыгайте! 751, как поняли меня?

1 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24в №14 4-й вэ 280-го овп (Кандагар). Командир вертолета к-н В.Басов. Вертолет, выполнявший полет на высоте Н=4000м (превышение 2300м) в р-не н.п. Шахджой, был обстрелян ракетой ПЗРК "Стрела" и поражен ею в хвостовую часть, машину начало вращать и затем отвалилась хвостовая балка. Экипаж стал покидать борт, но попав под несущий винт погибли командир и борттехник к-н А.Кривенко, только летчику-оператору ст. л-ту В.Полякову удалось спастись на парашюте.

8 февраля 1986 г. поломка самолета МиГ-23млд №42 655-го иап (Пярну). Этап: посадка на аэродроме Шинданд. Летчик командир эскадрильи п/п-к Евсюков. Из-за разрушения пневматика колеса, через 100 м после касания, самолет сошел с ВПП и налетел на строение. Повреждены консоли, фюзеляж и шасси. Борт восстановлен, но на боевые задания вылетов больше не совершал. Фото

9 февраля 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24. Прикрывая работу спецназа по зачистке кишлака Лой-Термай, Ми-24 (командир вертолета - замполит АП Ю.И. Владыкин, оператор - Кутный) был подбит и совершил вынужденную посадку на уступ скалы. Были повреждены правый двигатель, пробит маслорадиатор и коммуникации гидросистемы, расплавились лопатки и заклинило свободную турбину. Находившийся на борту командир спецназа организовал оборону вертолета. Прибывшая группа техников ввела машину в строй в течении ночи, после чего экипаж перегнал борт на базу.

13 февраля 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-24 280-го овп (Кандагар). При входе в ущелье вертолет попал под огонь противника, был пробит бак, повреждена тросовая проводка управления. Командир смог дотянуть до охраняемой зоны и в 3 км восточнее аэр. Кандагар совершить вынужденную посадку. Вертолет восстановлен. Экипаж в составе к-на Сергея Николаева и летчика-оператора ст.л-та С.А.Наточия жив.

21 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24в №26 50-го осап (Кабул). Зам ком АП п/п-к И.Ф. Пиянзин взлетел ранним утром с целью разведки огневых точек противника в районе аэропорта. В момент третьего витка набора высоты на Н=1000 м по нему был произведен пуск ракеты ПЗРК "Айн ас Сакр", после попадания которой в правый борт Ми-24 загорелся и стал терять управление. Командир приказал оператору старшему лейтенанту Александру Васильеву покинуть свою кабину на парашюте, а сам попытался увести вертолет в сторону от жилых построек и совершить посадку. Разбился в стороне от города. В честь погибшего летчика была названа одна из улиц Кабула.

28 февраля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 280-го овп (Кандагар). Зачистка р-на Ислам-Дара. При высадке десанта 173-го оспн в 67 км на северо-восток от Кандагара (Аз=66) подожжен на земле огнем противника. Борттехник ст. л-т Ю.Молоденков убит, остальные члены экипажа живы.

2 марта 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 50-го осап (Кабул). Вертолет, возвращавшийся с боевого задания, попал под обстрел противника, загорелся и упал на землю. Погиб борттехник л-т А.Емельшин.

5 марта 1986г. боевая потеря вертолета Ми-24 335-го обвп (Джелалабад). В районе Джелалабада вертолет к-на Гергеля следовавший на высоте Н=2000 метров был сбит ракетой ПЗРК "Стрела", экипаж успешно покинул борт на парашютах и не пострадал.

19 марта 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ 205-й овэ (Кандагар). Вертолет к-на В.Дубина (летчик-штурман В.Волков) снижавшийся в пустынной местности с целью подбора группы спецназа был обстрелян противником и подбит. Экипаж сумел выполнить посадку и покинуть горевший борт, после чего был подобран вертолетом ведомого.

3 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (381 орап Чимкент), аэродром Баграм. Ст. летчик ст. л-нт Покатаев Евгений Александрович. При выполнении воздушной разведки парой (был ведомым) сбит из ДШК на высоте Н=2000м в 10 км юго-западнее Гардеза (район Хоста). На подбитом самолете тянул на аэродром, однако самолет начал разваливаться и ведущий дал команду на катапультирование. Катапультирование не произошло из-за перебития тяги привода К-36дм. Летчик погиб.

5 апреля 1986 г. боевая потеря 5 вертолётов Ми-17 377-го овп ВВС ДРА (Кабул). В ходе операции по зачистке крупной душманской базы Джавар, в округе Хост, была осуществлена высадка групп афганских коммандос на господствующие высоты. В результате утечки информации душманы были осведомлены о десанте заранее и смогли хорошо подготовиться. В результате огнем ПВО были сбиты три вертолёта первой волны и ещё два вертолёта из второй группы. Из 32 афганских бортов участвовавших в высадке 312 бойцов 38-й бригады коммандос не получили повреждений только 8! Эскадрилья фактически полностью потеряла боеспособность. Из потеряных пяти Ми-17 два были сбиты ракетами ПЗРК "Стрела-2", а остальные огнём ДШК и стрелкового оружия. В этот же день над районом операции был потерян афганский истребитель-бомбардировщик Су-22м, пытавшийся оказать воздушную поддержку высаженому десанту. Только небольшому отряду из 25 коммандос удалось прорвать окружение и вырваться к своим... Командиру этой группы ст.л-ту Джумахану позже было присвоено звание "Герой Демократической Республики Афганистан". Один член экипажа сбитого вертолета летчик-штурман л-т Али Мадад попал в плен и был отпущен только в 1988 году, в результате обмена.

6 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Звено в составе А. Руцкой - В. Гончаренко, В. Курдас - А. Кошкин атаковало опорную базу моджахедов у кишлака Джавар. Ведущий самолет командира АП п/п-ка А.В.Руцкого сбит совместным огнем ЗГУ и ПЗРК "Blowpipe". Летчик катапультровался с высоты 250 метров и был подобран БТР-ом афганской армии.
Радиообмен:
Р - Сто семьдесят четвертый, смотри в оба - прикроешь.
Г- Вас понял, сто шестьдесят первый.
Р- Еще заход.
Г- Сто шестьдесят первый! Сто шестьдесят первый!...

9 апреля 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Файзабад). Доставка грузов на высокогорный пост. При взлете с площадки №3 (16 км юго-западнее Файзабада) вертолет к-на Сергея Баркова попал в условия сдвига ветра, зацепил лопастями землю, упал и сгорел. Экипаж и сопроваждающий груз - живы. Борттехником был ст.л-т С.Щербаков.

12 апреля 1986 г. боевое повреждение самолета Су-25 378-го ошап (Баграм). Летчик - инспектор ВВС 40-й А Николай Леонидович Коваль (Черниговское ВВАУЛ). Поддержка с воздуха мотострелкового подразделения в районе афгано-пакистанской границы. Сразу после сброса бомб самолет сильно тряхнуло, остановился один из двигателей, а на крыле воспламенилось топливо из пробитого бака. Коваль выровнял машину и взял курс на точку, к счастью пламя удалось сбить скольжением и посадка прошла благополучно.

18 апреля 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап. Зам ком аэ м-р Осипов Константин Леонидович. Атака цели в р-не Хоста звеном м-р К.Осипов - ст. л-т В.Гончаренко, ст. л-т С.Ситников - ст. л-т В.Янков. При выполнении повторного захода на цель в правый двигатель попала ракета ПЗРК, возник пожар. Летчик попытался тянуть как можно дальше от объекта атаки, заметив травяное поле аэродрома Хост, пошел на вынужденную посадку не выпуская шасси. После касания земли с креном отломилось правое крыло, а самолет потащило юзом и он зацепил стадо коров. После того, как осела пыль, летчик увидел всадников подезжавших со стороны кишлака и приготовился к обороне, но местные жители бросились резать раненную корову, чтобы не дать ей издохнуть. Вскоре подошла пара вертолетов ПСС и подобрала летчика. Со штурмовика сняли часть агрегатов, а остальное - взорвали на месте. За загубленных коров местным жителям заплатили.

21 апреля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №53 335-го обвп (Джелалабад). После доставки раненого в Шимархельский госпиталь пара к-н С.Сучков - ст. л-т А.Мирин заходила на посадку на аэродром Джелалабада. В районе разворота на Н=1500 метров по ведомому был осуществлен пуск ракеты ПЗРК, в результате попадания борт получил значительные боевые повреждения. Командир, удерживая вертолет в режиме заданного полета, дал команду членам экипажа на экстренное покидание. Когда летчик-штурман л-т В.Польшин и бортовой техник л-т С.Богданов были готовы покинуть борт, вертолет взорвался. Экипаж погиб.

2 мая 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 239-й овэ (Газни). Командир экипажа к-н Ю.А.Костюков. При заходе на посадку после выполнения задания по прикрытию аэродрома в районе н.п. Газни, вертолет был обстрелян противником, потерял управление, упал на землю и взорвался. Командир и летчик-оператор к-н В.В.Феденев погибли.

24 мая 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Вертолет к-на Полетаева был сбит противником в районе н.п. Гардез. Экипаж спасся на парашютах.

26 мая 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 1-го отряда 302-й овэ (Шинданд). Экипаж к-на В.Г.Хрусталева шел замыкающим группы на штурмовку каравана. Обнаружив установленную на автомобиле зенитную установку он уничтожил ее, но на выходе из атаки был поражен ответным огнем другого ДШК. Вертолет потерял управление и упал на землю, на правый борт, загорелся. Командир экипажа к-н В.Хрусталев и летчик-оператор л-т И.В.Леоненко погибли. Тела эвакуированы.

31 мая 1986 г. 10:30 боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). М-р М. Жук находясь в ДЗ вылетел по вызову группы десанта ведшей бой недалеко от Кабула. Вертолет в наборе высоты вышел за пределы охраняемой зоны аэропорта Кабул и был поражен огнем ДШК на Н=1000м. Экипаж стал строить маневр для совершения вынужденной посадки, но Ми-24 не долетев 30-40м до выбранной площадки врезался в виноградники изрытые арыками и после повторного отделения упал, завалившись на борт. Возник пожар и вскоре произошел взрыв. Командир и борттехник ст. л-т А.Бутузов погибли на месте, а оператора Н. Яструбенко взрывной волной выбросило из кабины. Подсевшая пара Ми-8МТ эвакуировала оператора с тяжелыми ранениями (ушиб внутренних органов, 50 % ожоги тела) в госпиталь, где он скончался через 6 дней.
Радиообмен
Ж: "Удар в левый борт. Рывок! Двигатель не выходит на режим"
Ж (ч/з 40 сек): "Правый двигатель - падают обороты"
РП: "Сможете дотянуть до полосы?"
Ж: "Нет, будем производить посадку перед собой"

11 мая 1986 г. повреждение Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), ком звена к-н Смага Юрий Леонидович. Работа в районе Баграмской “зеленки” (Черная гора). При возвращении из р-на Кандагара на высоте Н=5800м, в 35 км от Баграма сработала сигнализация "Смотри табло", "Пожар". Доложив РП, летчик убрал обороты двигателя до ПМГ и приготовился покинуть самолет. Ведущий м-р Бондаренко пристроился сзади, осмотрел самолет и сообщил, что внешних признаков пожара нет. Летчик принял решение продолжать полет и благополучно совершил посадку. Самолет потушили после посадки. На земле обнаружили прогар форсажной камеры, а также обгорание краски на киле и хвостовой части фюзеляжа. Восстановлен.

17 мая 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3 136-го апиб (Чирчик), вылет с аэродрома Какайды. НШ аэ майор Рассказов Владимир. В 27 км от Баграма самолет получил повреждения от огня с земли из ДШК и загорелся. На горящем самолет летчик планировал 17 км по ущелью. Затем катапультировался. Приземлился в 800м от кишлака. Из кишлака начался обстрел места приземления. Когда подошли вертолеты ПСО, бросил НАЗ и парашют и побежал в сторону вертолета. Борттехник ближайшего вертолета перед посадкой в кабину сказал “Забери парашют, не бросай добро”. Летчик вернулся за парашютом и НАЗом, подобрал их и после чего был подобран вертолетом ПСО.

23 мая 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). Вертолет к-на Шевченко Тараса Григорьевича, набиравший высоту после взлета из Кандагара, загорелся, после чего экипаж и один сопроваждающий груз (нач клуба, легко ранен) покинули борт на парашютах. Вертолет перевернулся и упал недалеко в пустыне, в 7-8 км от Кандагарской зеленки. Основная версия - огонь противника. В составе экипажа Анатолий Шляхтенко, Суслов, Иовенко, Ходневич. Все живы.

3 июня 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 50-го осап (Кабул). Командир к-н А.Паксюаткин. Выполнял задание по прикрытию колонны наземных войск на маршруте Кабул- Гардез. В 45 км от Кабула колонна подверглась нападению моджахедов, вертолетчики атакавали обнаруженные огневые точки противника. На выводе из атаки Ми-24 капитана Паксюаткина был сбит огнем ДШК, экипаж, включая оператора ст. л-та Н. Оксененко, погиб.

6 июня 1986 г. 8:40 авария вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). Экипаж ком отряда к-на Битехтина ведущим пары выполнял рейс Шинданд- Кандагар. В 70 км на северо-запад от Лашкаргаха (Аз=310 град.), на высоте Н=4500м (превышение=2500м) снаряд ЗГУ попал в лопасть хвостового винта, разрушив ее. Началась сильная тряска и вертолет медленно вошел в пикирование с нарастающим креном на правый борт. По команде, с высоты Н=3600м, в течении 8- 12 секунд, экипаж покинул падающую машину и был подобран парой вертолетов прикрытия. Пострадал только один член экипажа - в результате сильного ветра бортмеханика отнесло в сторону от основной группы и при приземлении он сломал ногу. Душманы вели обстрел спускавшихся под парашютами из стрелкового оружия. Экипаж полностью: ком.экипажа к-н Битехтин М.Д., пом.ком-ра ст.л-т Синяговский О., штурман Милько А., борттехник ст.л-т Шилоносов С.Г., бортмеханик Кузнецов С. (бортрадист на борту отсутствовал).

9 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ №58 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). При перебазировании эскадрильи в р-н готовящейся операции (маршрут Джелалабад- Кабул- Кундуз), в р-не Кабула у вертолета к-на Семенова произошел уход двигателей на режим МГ. Многочисленные попытки вывести двигатели на заданный режим не удались. Экипаж, действуя хладнокровно, подобрал подходящую площадку и выполнил аварийную посадку, в результате которой были сломаны две лопасти НВ, остальные вывернуло в шарнирах автомата перекоса, отломилась ХБ, вывернуло КБ и сломалась носовая стойка шасси. Экипаж получил ушибы, а пассажиры не пострадали. Пара Ми-8МТ ПСС к-на А.Тарасова подсев рядом взяла борт под охрану. Вертолет был эвакуирован в Кабул и восстановлен силами 50-го осап, после чего перегнан на базу экипажем к-на А.Тарасова.

9 июня 1986 г. катастрофа вертолета Ми-24В 2-го отряда 205-й овэ (Фарах). Командир к-н В.Петухов. При взлете вертолет попал в песчаное облако, ухудшевшее видимость, командир на пилотирование по приборам не перешел и потерял пространственную ориентировку, после чего с высоты Н=10м машина с левым креном перешла в снижение и столкнулась с землей. От полученных травм погиб летчик-оператор ст. л-т В.Шагин. При падении креслом командира экипажа В. Петухову отрубило левую руку. В "горячке" он выбрался из кабины и только тогда обнаружил, что части руки нет. Пытлся вернуться в кабину поискать руку, сил не хватило. Медикам спасти руку не удалось...

15 июня 1986 г. боевая потеря самолета Су-17ум3 №85 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Ком. звена майор Пакин А.В. и ст. летчик ст. л-нт Кокоткин ИГ. При выполнении взлета ночью на разведку погоды в районе удара (2хПТБ-800 и 2хСАБ-250) на взлете погас форсаж (очевидцы говорят о не включении ПФ). Прекращать разбег было поздно, самолет оторвался в конце БВПП на больших углах атаки, зацепил ограждение аэродрома, потерял скорость и коснулся хвостом за землю. Одна консоль крыла оторвана, фюзеляж треснул в носовой части и на месте хвостового разъема. Двигатель остановился. Самолет продолжил движение по минному полю до БПРМ, при этом сзади срабатывали установленные мины. После чего началась стрельба на аэродроме во все стороны до утра, летчики выбрались из остатков самолета и сидели до утра в винограднике. Фото 1 , Фото 2 (из архива Бастюченко С.И.).

17 июня 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8МТ №84 2-й вэ 335-го обвп (Джелалабад). Ком. звена м-р В.Герасимов, штурман звена ст. л-т , борттехник пр-к В.Харитонов. Эскадрилья полка, работая с авиабазы Кундуз, осуществляла высадку десанта. По случайности, рядом оказался центр подготовки снайперов. Противник открыл огонь по вертолетам, заходящим на посадку, в результате пятый по счету вертолет м-ра Герасимова был сбит, летчики с десантом покинули борт, который через несколько минут полностью сгорел. Занявших круговую оборону стали обстреливать снайпера, многие получили ранения, а командир экипажа м-р Герасимов погиб в результате полученных ранений и от потери крови. Остальных членов экипажа подобрал Ми-8МТ ком аэ м-ра О. Лаптева (штурман аэ ст. л-т В.Барабанов, старший борттехник-инструктор ст. л-т А.Берегов).

17 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ 181-го овп (Кундуз). У вертолета пары ПСО вылетевшей в район высадки на подбор экипажа к-на Герасимова и десантников произошел отказ техники. Экипаж совершил аварийную посадку, все живы.

21 июня 1986 г. авария вертолета Ми-8МТ №29 254-й овэ (Кундуз). Командир экипажа Омеликов, борттехник л-т В.Тайлаков. Операция по уничтожению банды Ахмад Шаха Массуда, работа в группе из 10 вертолетов. При заходе на десантирование в районе Иш-Кашыма, на высоте 3200 м, крайний вертолет группы лопастями несущего винта зацепил склон. В последний момент командир вертолета "кинул" ручку управления вправо, чем предотвратил гибель экипажа и десанта. На борту было 15 десантников, все остались живы. Экипаж и десант сразу подобрал борт ПСС, все благополучно вернулись на базу.

22 июня 1986 г. авария вертолета Ми-24В №10 280-го овп (Кандагар). Сопровождение группы Ми-8, вечером. После входа в ущелье попали в резкий перепад температур. Машину крутануло и ХБ зацепила за камни, после чего вертолет просел и упал на откос из щебенки, что и спасло экипаж (командир к-н Дмитрий Вакарчук и оператор Бирюков получили незначительные ушибы, борттехника на борту не было). Вертолет сожжен на месте аварии из-за невозможности эвакуации.

29 июня 1986 г. катастрофа вертолета Ми-8 280-го овп (Кандагар). Рейс Лашкаргах- Кандагар. Командир экипажа к-н Роман Тупица выполнял 5-й боевой вылет за день. При запуске двигателей от аккумуляторов, в целях экономии, был включен только один топливный насос расходного бака. После подключения генераторов включение перекачивающих насосов не проконтролировали и произвели взлет. Через 20 минут полета топливо в расходном баке выработалось и произошло самовыключение одного двигателя. Командир попытался набрать высоту для подбора площадки и выполнения посадки на РСНВ, но в этот момент обрезало второй двигатель. Летчику удалось удачно сманеврировать и уклонится от лобового удара с землей, но вертолет зацепил хвостовой балкой за бархан. От удара задние створки раскрылись и все пассажиры выпали на землю, получив различные травмы. Командир был не пристегнут и летел без ЗШ, в момент падения ударился головой о прицел ПКВ и от полученной травмы скончался на месте. Борттехник получил травму спины, летчик-штурман так же травмирован. Позже обломки уничтожены ПТУРС с Ми-24 280-го овп.

12 июля 1986 г. авария вертолета Ми-6 280-го овп (Кандагар). Грузовой рейс Кандагар- Шахджой. У вертолета к-на Шевченко, на высоте полета Н=1500м, последовательно возникли тряска, пожар левого двигателя и отказ продольного управления, после чего экипаж покинул борт на парашютах. Все спаслись. Этот экипаж был сбит уже второй раз. Среди версий инцидента - поражение ракетой ПЗРК или диверсия со стороны афганцев загружавших вертолет. Экипаж, от греха, досрочно отправили на родину. Состав экипажа: ком экипажа Шевченко Тарас Григорьевич, правый летчик Анатолий Шляхтенко, штурман Геннадий Суслов, борттехник Шилоносов С.Г., бортмеханик Ходневич.

15 июля 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-24 239-й овэ (Газни). Пара вертолетов, возвращавшаяся с задания по прикрытию движения войсковой колонны в 50 км от Газни на Н=3900м была обстреляна огнем ДШК с близлежащей горы. Ведомый вертолет потерял управление и стал падать, после чего экипаж покинул его на парашютах и был подобран.

2 августа 1986 г. боевая потеря вертолета Ми-8 (Кундуз). Вертолет сбит при заходе на посадку в районе дальнего привода аэродрома Кундуз. После данного случая плановые транспортные рейсы в районе стали выполнять ночью.

16 августа 1986 г. боевая потеря самолета Су-17м3р 263-й ораэ (101 орап Борзя), вылет с аэродрома Баграм. Замполит аэ майор Фадеев Александр Владимирович. Сбит из ПРЗК (или из ДШК) в 30 км юго-западнее Джелалабада на Н=400м. Летчик почувствовал отказ управления самолетом, падение давления в гидросистеме, без доклада по радио катапультировался. Ведомый ст. л-т Дробовский И. заметил сброс фонаря и выход кресла, засек место покидания самолета, доложил на КП и вертолетам ПСС, вертолетами ПСО с аэродрома Джелалабад подобран через 40 минут и доставлен на аэродром. Возможная причина потери самолета повреждение гидросистемы.

19 августа 1986 г. боевое повреждение вертолета Ми-8МТ 262-й овэ (Баграм). Вертолет к-на Н.Гончарука выполнял боевое задание в Панджшерской долине, подвергся обстрелу из ДШК. Одна пуля попала в кабину, смертельно ранив командира экипажа, а вторая пуля попала в хвостовой редуктор, откуда стало вытекать масло. Растерявшегося было летчика-штурмана "привел в чувства" борттехник Е.Подкопаев, и тот, взяв управление, привел вертолет на базу. Из-за малого времени подлета (около 20 минут), отказ хвостового редуктора из-за отсутствия смазки произойти не успел.

22 августа 1986 г. боевое повреждение двух Ми-6"ТЗ". Три вертолета Ми-6, под прикрытием пары Ми-8МТ 50-го осап, совершали рейс с грузом продовольствия, боеприпасов и топлива из Кабула в Бамиан. Сразу после посадки группы душманы открыли минометный огонь по ВПП. Несколько мин взорвались рядом с вертолетами, повредив два "наливника" осколками. После ответного залпа из "БМ-21В" обстрел прекратился. Один Ми-6 с парой прикрытия вылетели в Кабул, а два поврежденных вертолета экипажи за ночь ввели в строй и на следующий день вылетели на базу.

23 августа 1986 г. боевая потеря самолета Су-25 378-го ошап. Взлет с аэродрома Шинданд с заданием нанести удар по целям в приграничной с Ираном полосе. Самолет был поражен ракетой "земля-воздух" с территории сопредельного Ирана. Летчик капитан Смирнов Александр Георгиевич катапультировался после потери управления и был эвакуирован вертолетами ПСС.

25 августа 1986 г. катастрофа вертолета Ми-8МТ 2-го отряда 205-й овэ (Фарах). Экипаж к-на В.М.Голева выполнял задачу по эвакуации раненого бойца спецназа из района боевых действий в районе Фараха. При посадке в ночных условиях экипаж потерял контроль и вертолет упал на правый борт. Пожара не произошло и единственным погибшим оказался командир вертолета, получивший травму головы.

Марина Левтова родилась 27 апреля 1959 года в Якутии, где ее родители работали после окончания Ленинградского Первого Медицинского института. Вскоре семья вернулась в Ленинград. В детстве Марина хотела стать врачом. Ее планы изменились после дебюта в кино, состоявшегося благодаря однокласснице Левтовой – Елене Цыплаковой. Еще будучи школьницей, Цыплакова снялась в фильме Динары Асановой «Не болит голова у дятла». Асанова снимала картины на молодежную тематику, и искала юных исполнителей для своей следующей работы. На фотографии класса, где училась Лена Цыплакова, она и заприметила хрупкую рыжеволосую девочку – Марину Левтову.

После дебюта в фильме Динары Асановой «Ключ без права передачи» (1976) Левтова твердо решила стать актрисой. По совету режиссера, она поехала в Москву и поступила во ВГИК, на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Параллельно девушка продолжала сниматься в кино, в частности – в фильмах «Моя Анфиса» (1979, режиссер – Эдуард Гаврилов), «Юность Петра» и «В начале славных дел» (дилогия, 1980, режиссер – Сергей Герасимов), «Трижды о любви» (1981, режиссер – Виктор Трегубович).

В 1982 году Марина Левтова завершила образование и продолжила активно сниматься в кино. Одной из самых запоминающихся ролей молодой актрисы стала Белогурочка в фильме Юрия Мороза «Подземелье ведьм» (1989).

Личная жизнь

Личная жизнь Марины Левтовой складывалась так же счастливо, как и ее кинематографическая карьера. Во время съемок в кинодилогии «Юность Петра» и «В начале славных дел» девушка познакомилась с красивым и талантливым молодым актером Юрием Морозом. Поначалу она не планировала связывать с ним свою жизнь, но Юрий оказался настойчив и сделал все, чтобы добиться рыжеволосой красавицы. Вскоре Юрий Мороз и Марина Левтова поженились. 1 сентября 1983 года в молодой семье родилась дочь Даша. Сегодня Дарья Мороз является одной из самых востребованных актрис российского кино.

Трагическая гибель

В 2000 году юная Даша Мороз сыграла главную роль в комедии Георгия Данелия «Фортуна». Вместе с ней снималась мама – Марина Левтова, исполнившая небольшую роль монашки. Премьера фильма, состоявшаяся 26 февраля 2000 года, стала радостным событием для всей семьи. На следующий день веселая актерская компания отправилась отмечать успеть за город. Под вечер было решено прокатиться на снегоходах. Марина была не в восторге от этой идеи, однако села в снегоход, поскольку побоялась оставить одной 16-летнюю дочь. Прогулка закончилась трагически: машина упала в овраг, вылетевшая со своего сиденья Марина Левтова сильно ударилась головой. Ее отвезли в больницу, но полученные актрисой травмы оказались несовместимы с жизнью. Той же ночью, 27 февраля 2000 года, Марина Левтова ушла из жизни.

Весной 1959 года. Она родилась в небольшом посёлке с труднопроизносимым названием Нерюктяйинский наслег. Здесь волею судеб оказались её родители Изольда Васильевна и Виктор Александрович Левтовы. Их, молодых медиков, окончивших Ленинградский медицинский вуз, отправили сюда по распределению.

Вскоре после прибытия на место Изольда Левтова родила дочь. Так как других медиков в этом якутском поселении не нашлось, то принимать роды у жены пришлось главе семейства. От волнения он сразу даже не понял, кто родился на свет – девочка или мальчик.

Вскоре после рождения дочери семья вернулась в родной Ленинград. Здесь и прошли детские и юношеские годы Марины Левтовой. Отец серьёзно занимался научной работой и очень быстро достиг внушительных высот. Виктор Левтов - автор многих научных монографий по физиологии и гематологии. Мама будущей актрисы тоже не мыслила жизни без работы. Поэтому первая мечта о будущей профессии у дочери была связана с медициной.
Но, как это часто случается, всё решил его величество случай. В одном классе с Мариной Левтовой училась Елена Цыплакова.

Она очень рано начала сниматься. Как-то режиссёр Динара Асанова попросила юную актрису о помощи: ей требовались ребята для следующего проекта. Цыплакова принесла групповую фотографию одноклассников. Так 9-классница Марина Левтова получила свою дебютную роль. Это была картина «Ключи без права передачи».





После работы в этой ленте и выхода её на экраны Марина «заболела» кинематографом. О медицине она напрочь забыла. Окончив школу, Левтова отправилась в столицу и с первой попытки поступила во ВГИК. Ей повезло попасть на курс к легендарным наставникам – Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову.
Обучаясь в театральном вузе, Марина Левтова продолжала сниматься в кино. После выхода фильма «Ключи без права передачи» режиссёры о ней не забывали. Главную роль предложили на первых курсах ВГИКа. Зрители увидели юную актрису в образе бригадира-маляра в комедийной мелодраме «Моя Анфиса». Затем последовали фильмы «Последний шанс», «Накануне премьеры» и «Выбор», в которых Левтовой тоже достались заметные роли.

Ее творческий взлет был очень стремительным: уже на втором курсе она снялась в нескольких фильмах. На съемках одного из них Марина познакомилась с начинающим актером и будущим режиссером Юрием Морозом, с которым они вскоре сыграли свадьбу.

В начале 1980-ых, после окончания ВГИКа, кинематографическая биография Марины Левтовой стремительно пошла вверх. Казалось, актриса спешила как можно полнее реализовать себя. Её стремительного полёта не остановила даже беременность.

Левтова снималась в политическом детективе «ТАСС уполномочен заявить», когда была на 7-ом месяце.

Да и после рождения доченьки Даши Марина не позволила себе остановиться. В замечательной мелодраме Динары Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный...» актриса снялась, когда малышке исполнилось лишь 4 месяца.





«Любочка»


В профессиональной жизни Марину Левтову сопровождала невероятная удача. В 1980-х гг. она была очень востребованной актрисой. самыми известными ее работами стали роли в фильмах «Государственная граница», «ТАСС уполномочен заявить», «Визит к Минотавру», «Подземелье ведьм».


Тем не менее семья для Левтовой всегда оставалась на первом месте. Их союз с Юрием Морозом был очень крепким и гармоничным, что в актерской среде было большой редкостью.



Одними из последних ее работ стали роли в сериалах «Каменская», «Он и Маргарита» и «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».



Позже режиссер Юрий Мороз говорил о том, что жена словно предчувствовала беду, она очень тревожилась за него и за дочь и сильно нервничала, даже когда им приходилось расставаться ненадолго.



26 февраля 2000 г. Георгий Данелия презентовал в Доме кино свой новый фильм «Фортуна», в котором впервые в главной роли снялась Дарья Мороз.



Родители были вместе с дочерью на премьере, которая состоялась 26 февраля 2000 года в Доме кино. Естественно, родители Даши были в центре внимания зала, принимали поздравления. Марине подарили огромный букет жёлтых цветов. Говорят, что жёлтые цветы - то ли к разлуке, то ли к несчастью…

На следующий день 27 февраля они всей компанией, поехали за город, к своим знакомым отмечать успех. Вечером хозяин дачи предложил гостям прокатиться на снегоходе. Марина была против этой затеи, но Даша вдруг загорелась желанием испробовать новомодное развлечение. Марина не захотела оставлять дочь без присмотра.

На первом снегоходе поехали: водитель Семен Радюк, Даша и за ее спиной Марина. На втором снегоходе устроилась актёрская пара Дмитрия Певцова и Ольги Дроздовой. Было уже около полуночи, высокие деревья чёрными исполинами окружали легкомысленных гонщиков, а накануне выпавший свежий снег надёжно прятал от глаз неровности дороги.

Водитель первого снегохода не заметил в темноте глубокий овраг и «нырнул» вниз на скорости около семидесяти километров в час. От удара снегоход перевернулся, пассажиры вылетели с cидений. Семен Радюк и Даша отделались переломами, а сама актриса сильно ударилась головой о дерево. Ехавший следом Певцов чудом успел затормозить. Он сразу же вызвал скорую помощь, а сам попытался помочь раненым.

Марину Левтову отвезли в Одинцовскую больницу, но спасти не смогли. Медики обнаружили у неё множественные ушибы и переломы, а также серьёзную открытую черепно-мозговую травму, которая и стала причиной смерти. Марина не дожила до своего дня рождения два месяца… На тот момент ей было всего 40 лет, а ее дочери – 16.

Несколько дней, убитый горем Юрий Мороз был не в силах сообщить дочери о смерти матери: «Она всё время спрашивала: «Где мама?», - а я врал, что мама в другой больнице, что ей должны сделать операцию. Психологи советовали подождать с печальным известием до выздоровления девочки, но я понимал, что так долго скрывать горе не смогу. И я сказал, тогда же, в день похорон - слава Богу, обошлось».





Похоронили Марину Левтову в Москве на Ваганьковском кладбище.
Подборка информации из интернета/Фото: liveinternet.ru., кино-театра.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!