Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Жены-мироносицы: кто это, как их звали и почему они вошли в историю. Икона "жены мироносицы"

Третья неделя после Пасхи - праздник Жен Мироносиц. В Евангелии они названы не все - перечислив несколько имен, евангелисты добавляют: «и другие». К сожалению, даже по названным нельзя до конца понять, о каком конкретно человеке идет речь.

Как о пришедших ко гробу Спасителя у евангелистов говорится о Марии Магдалине, Марии Клеоповой, Саломии и Иоанне. Сусанну, Марфу и Марию церковное Предание также относит к Женам Мироносицам.

Мы собрали некоторые (и даже противоречивые) сведения об этих святых женах и кратко рассказали в «Слайдах».

01

Почему Мироносицы?

От слов «миро» и «носить». По иудейскому обычаю, покойника нужно было помазать ароматной смесью масел - миром. Его женщины и принесли ко гробу Спасителя. Но он был открыт, а находящийся там Ангел рассказал им о Воскресении Христа.

02

Мария Магдалина

Мария была родом из города Магдалы. Она - первый человек в мире, которому явился воскресший Спаситель. Ей же было велено рассказать об этом величайшем событии апостолам. По преданию, после Вознесения Христа Мария Магдалина проповедовала в Риме и встретилась с императором Тиверием, которому в знак истинности Воскресения Христа подарила куриное яйцо, покрасневшее у него в руках, - с этого пошла благочестивая традиция на Пасху красить яйца и освящать их вместе c остальными приношениями. Почитается Церковью как равноапостольная святая.

03

Марфа и Мария

Сестры праведного Лазаря, которого воскресил Спаситель. Традиционно причисляются к Женам Мироносицам, хотя их имена не упоминаются в Евангелии среди жен, пришедших к гробу Христа. О них же рассказывается в Евангелии (Лк 10:38–42) как о людях с разными характерами: во время домашней проповеди Спасителя Мария сидела у Его ног и слушала, а Марфа хлопотала по хозяйству. По преданию, после Вознесения Христа сестры вместе с Лазарем переехали на Кипр, где помогали брату нести епископское служение.

04

Иоанна

Жена чиновника Хузы, служившего при дворе правителя Ирода Антипы. Обеспечивала Спасителя и апостолов всем необходимым во время Его служения. По преданию, она нашла главу Иоанна Крестителя, которую выкинули после усекновения, и похоронила ее на Елеонской горе.

05

Мария Клеопова

Есть несколько версий, кто эта жена. По одной Мария Клеопова - дочь Иосифа, обручника Пресвятой Богородицы. По другой - жена или дочь Клеопы, о котором упоминает Евангелист Лука (Лк 24:18).

06

Сусанна

Об этой жене практически ничего не известно. Есть лишь небольшое упоминание в Евангелии от Луки о том, что она служила Спасителю вместе с другими женщинами «имением своим» - то есть была состоятельным человеком и помогала материально.

07

Мария Иаковлева

Нельзя точно сказать, кто эта жена. Блаженный Иероним Стридонский отождествляет ее с Марией Клеоповой, а святитель Иоанн Златоуст - с Богородицей .

08

Саломия

Дочь Иосифа Обручника и мать апостолов Иоанна Богослова и Иакова. О ней практически ничего не известно, евангелист Матфей лишь упоминает о ней, называя ее матерью сыновей Зеведеевых. Она вместе с другими женами служила Спасителю при земной жизни. Во время Его распятия они «смотрели издали» (Мф 27:55–56).

* – Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Издание СПб. Духовной Академии, 1902. Том 8, Книга 2. О женах мироносицах, и о том, что нет никакого несогласия или противоречия между евангелистами в рассказе о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, с. 802-812.

Покровительницы всех православных женщин: почему они причислены к лику святых и в чем их подвиг? Об этом и о том, какие женщины, кроме Марии Магдалины, удостоились чести видеть воскресшего Христа, расскажет данная статья.

Какие события изображены на иконе

Икона изображает евангельские события утра Воскресения. Накануне, в субботу, ко входу в Гроб Господень по приказу первосвященников Иудеи приставляют стражу из римских солдат. Караул нужен был для того, чтобы не дать ученикам Спасителя выкрасть Его тело и инсценировать воскрешение.

Мироносицы были первыми, кто пришел ко гробу, чтобы помазать тело Христа миром

После обязательного субботнего Покоя к пещере, где было положено тело Иисуса Христа, подошли несколько женщин из числа Его учеников. Они хотели умастить Его тело благовониями, драгоценным миром по древнему обычаю. Эти женщины прославлены в лике святых и известны как Жены-мироносицы.

На заметку! Миро - масло, которое применяют в Таинстве миропомазания сразу после Крещения человека. Приготовление мира - многодневный процесс, который длится от среды Крестопоклонной недели до Великой Среды.

По дороге в пещере женщины беспокоились о том, как им удастся убедить стражу впустить их внутрь и как сдвинуть камень, закрывавший вход. В это время перед ними явился Ангел Господень, прогнавший римских солдат и сказавший им, что искать «Сущего с мертвыми … яко человека» им не следует, так как Христос воскрес. Камень от гроба был отвален, тела Спасителя там уже не было.

Кто такие Жены-Мироносицы

События посещения пещеры женами-мироносицами описывают все евангелисты. И все они расходятся в сведениях о количестве пришедших ко гробу Господню учениц.

День святых жен-мироносиц – православный женский день

Если перечислять всех, то это были:

  • Божия Матерь, которая хотя и названа евангелистами в этом отрывке «другой Марией», но Иоанн Златоуст утверждает, что под этим именованием скрывается Богородица;
  • Мария Магдалина, образ которой в Православии отличается от чисто католического представления о ней как о раскаявшейся блуднице;
  • Мария Клеопова, жена брата Иосифа Обручника;
  • Марфа и Мария Вифанские, сестры воскрешенного Христом незадолго до распятия Лазаря Четверодневного;
  • Иоанна, выкравшая у Иродиады голову Иоанна Крестителя;
  • Саломия, мать двоих апостолов - Иоанна Богослова и Иакова Зеведеева;
  • Мария Алфеева, мать апостола от семидесяти Иакова;
  • Сусанна.
На заметку! Новый Завет рассказывает о том, как Христос изгнал из Марии Магдалины семерых бесов, а она последовала за ним, раздав свое имущество. В Православии она почитается как равноапостольная святая.

Жены-мироносицы следовали за своим Учителем вплоть до Креста, не оставили они Его и после смерти. Хотя даже апостолы в этот непростой момент подверглись искушению. Вера этих женщин была вознаграждена: именно они первыми увидели Спасителя воскресшим.

Неделя Жен-Мироносиц

Память о событиях у Гроба Господня и о тихом подвиге жен-мироносиц закреплена в церковном календаре. Ежегодно в третье воскресенье после Пасхи совершается празднование в честь святых жен-мироносиц. Сегодня это также праздник, посвященный всем православным женщинам как ученицам Христа. Идеал женщины, прославляемый Православной Церковью, восходит к подвигу святых жен-мироносиц, верных и жертвенных, любящих и верующих.

Этим праздником Церковь напоминает о том, что ищущий Бога находит Его тем скорее, чем больше усердия и чистоты в его вере.

Внимание! В 2018 году празднование Недели Жен-мироносиц выпало на 22 апреля. В 2019 году этот праздник Церковь отметит 12 мая.

Известные иконы Жен-Мироносиц

Самому раннему изображению Жен-мироносиц почти две тысячи лет, на нем женщины несут сосуды с маслом, освещая себе путь факелами. Позднее на иконах появляется изображение ангела, сидящего у входа в пещеру. Так, широкое распространение в иконографии получил образ «Явление ангела женам-мироносицам».

Икона Жены Мироносицы у Гроба Господня

Одно из знаменитых изображений жен-мироносиц XV века находится на иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Здесь события из Евангелия происходят на фоне гор. Ангел сидит на круглом камне, его крылья подняты вверх. Жены-мироносицы развернуты к ангелу, но заглядывают в пещеру. Такая икона с прямоугольным изображением Гроба Господня стала распространена в русской традиции.

Важно! Образ святых жен-мироносиц считается помощником всем православным женщинам в обретении веры, укреплении духа, поиске вдохновения.

Чему молиться у иконы святых жен-мироносиц - каждая женщина знает сама. Сделать можно словами тропаря, написанного специально для почитания этой иконы:

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.

Икона Жен-мироносиц: Правда Воскресения Христова

▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰▰

Здравствуйте, все! Хочется Вас познакомить поближе и с другими религиозными праздниками православия, пусть даже не столь грандиозными, как двунадесятые, но не менее почитаемыми.

Например, Праздник жен мироносиц:

Неделя Жён-мироносиц отмечается в третье воскресенье после Пасхи. Она служит напоминанием о таком важном, но, увы, редком человеческом качестве – верности. Верности не показной, не «выгодной», а искренней, идущей от сердца, преображающей всё естество любящего. Тёплой. Сердечной. Безусловной!

Неделя (воскресенье) Жён-мироносиц в 2014 году выпадает на 11 мая. В этот день почитается память святых и верных Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, Марфы и Марии, Сусанны, Иоанны и иных.

Из Евангелий об этих женщинах нам известно совсем немного, а большинство из них упоминаются в связи с погребением и воскресением Иисуса только один раз.

Марфа и Мария известны тем, что их брата Лазаря воскресил Христос, и диалогом Христа с Марфой, звучащим с евангельских страниц напоминанием об истинных ценностях жизни человека.

Марфа готовила для Учителя большое угощение в своем доме, волновалась, суетилась, по ходу упрекнула в лени свою сестру Марию и пожаловалась Христу на неё. Но Иисус мягко ответил ей, что главное для человека не в еде и одежде, не во внешнем престиже жизни, не в пыли, пущенной в глаза окружающих: «Марфа, Марфа, ты заботишься и хлопочешь о многом…, а нужно всего лишь одно!» Ев. от Луки 10 гл. 41-42 ст.

Самый драматичный образ женщины, почитаемой в этот день, это образ Марии Магдалины . Она предстаёт перед нами в Евангелиях, в апокрифах, в церковных преданиях. Всегда с трепетным отношением ко Христу, с благодарностью Ему, обратившей на Него свою верность, преданность и любовь. Но после чего?

Многие исследователи Священного Писания полагают, что несостоявшийся суд над женщиной, уличенной в прелюбодеянии, который неожиданно завершился уходом обвинителей и судей после слов Христа: «Кто без греха — первый брось в неё камень» был «судом» над Марией Магдалиной.

Её прошлое, как блудницы, последующее оправдание и прощение Христом легло в основу множества произведений искусства: картин, икон, песен, стихотворений. Знаменитое стихотворение «Магдалина» Бориса Пастернака:

Чуть ночь, мой демон тут как тут, За прошлое моя расплата. Придут и сердце мне сосут Воспоминания разврата, Когда раба мужских причуд, Была я дурой бесноватой И улицей был мой приют.

Встреча с Христом, который простил ей все многочисленные грехи, навсегда и глубоко меняют её сущность – она становится преданной Ему, Ему одному…

Однажды, незадолго до своей смерти Христос был приглашен в богатый дом на обед, с представителями политической и религиозной элит иудейского общества, которые слушали Его, скорее забавляясь невероятностью учения о воскресении и вечной жизни.

И вдруг ко Христу, возлежавшему за трапезой, подходит женщина с сосудом драгоценного , очень дорогого благовония в те дни, как впрочем и сейчас. По иудейским обычаям миром помазывали головы священников и первосвященников, а вдруг женщина выливает его на ноги Иисуса Христа!

Этот поступок вызывает шок, гнев, недоумение, зависть тех, кто его наблюдает. Они начинают выкрикивать: «Что происходит?», «Зачем это?», «Можно было миро продать, а деньги уделить нищим, такова заповедь Божья», но всё это лишь лицемерие людей, которые пытались угодить Богу формальным соблюдением заповедей, без личной веры и сердечной любви к Иисусу.

Христос объяснил изумлённым сотрапезникам причину поведения, пришедшей: «Кому много прощено – тот сильно любит» Ев. от Луки 7 гл. 47 ст.

Марина Цветаева так выразила оценку Христа её искренней, высочайшей жертвы любви, принимая которую Он показал всем, что над самым дорогим в этом мире, Он превозносит искреннее участие сердца:

— Мироносица! К чему мне миро?

Ты меня омыла

Как волна.

Все женщины, почитаемые в праздник Жён-мироносиц поименно, в Евангелиях встречаются под общим словом «женщины» или «жёны», потому что женщина без мужчины была абсолютно бесправна и беспомощна во времена Христа.

Что говорить, если даже в современном иврите, возрожденном в начале 20 века, нет словосочетания «муж и жена», подразумевающего равноправный союз. Есть «хозяин (господин) и его женщина, и его дети». В насквозь патриархальном обществе роль женщины была незаметной и недооцененной многими, почти всеми, но не Христом!

Евангелия многократно и беспристрастно освещают поведение учеников-мужчин и последовательниц-женщин во время суда и распятия, свершившихся над Христом. Складывается впечатление, что первыми свидетелями воскресения Иисуса женщины стали в награду за свою верность.

В отличии от дня сегодняшнего, в древнем мире женщина не могла проявлять себя в общественной жизни, принимать участие в волеизъявлении народа, поэтому толпа, кричавшая «Распни!» состояла на все сто процентов из мужчин.

Предателем стал один из учеников — Иуда. Евангелие от Матфея в 26 главе сообщает, что сразу после ареста Иисуса «ВСЕ ученики покинули Его и убежали» . Пётр по малодушию трижды отрёкся от Христа перед служанкой, женщиной, мнение которой не имело ни веса, ни ценности.

На момент казни Иисус остался без учеников, которых просил молиться и поддержать Его, но не один! На месте казни «было много женщин, смотревших издали» Ев. От Матфея 26 гл. 55 ст.

Великий русский писатель Фёдор Достоевский, однажды увидел в картинной галерее германского города Базель картину «Мёртвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего и был очень взволнован её реалистичностью, кажущейся бесповоротностью ужасающего сюжета.

В романе «Идиот» Достоевский устами князя Мышкина говорит: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!». Каково же было любящим последовательницам Иисуса видеть обезображенным и мёртвым Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь воскресение и Жизнь» …? Ев. Иоанна 11 гл. 25 ст.

Их любящие сердца разрывались от скорби и боли, поскольку они не находились возле Иисуса постоянно, возможно, не слышали Его обещания воскреснуть на третий день. Поэтому на рассвете женщины отправились ко гробу Иисуса, чтобы по традиции помазать Его тело благовониями.

мироносицы идут

Храня верность, они шли ко гробу Учителя, который не стал политическим вождём, не возглавил борьбу против римлян, как ожидали многие.

Его оставили даже ученики, а значит, никакая память о Нём и Его учении не сможет сохраниться в будущем.

Но женские сердца, исполненные верности и любви, способны вопреки всему нежно заботиться о тех, кого полюбили.

Именно такими были сердца Жён-мироносиц, движимые любовью они пришли… и увидели первыми пустую гробницу, Ангела, сообщившего им, что Христос воскрес, и самого Христа, встретившего их приветствием: «Мир вам!».

Бог всегда награждает за верность, смотрите! Женщины волновались, они присутствовали на казни, участвовали в захоронении Тела, не зная предстоящей радости воскресения, скорбели об ушедшем от них навсегда Учителе. И Он сам явился им, встретил и утешил их, показал им, что жизнь продолжается, что их надежда не погибла!

О чудо! Женщины бегут сообщить о ученикам, становятся своего рода апостолами для будущих апостолов. Но! Они не верят! Самым знаменитым неверующим становится Фома, о котором мы вспоминаем в первую неделю по Пасхе.

Однако божественное учение далеко от того, чтобы ссорить мужчин и женщин, чтобы в ущерб фактам превозносить одних и принижать других. Неспроста в этот день также почитается память святых и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, которые просили разрешения снять Тело Христа и захоронить его.

Иосиф для захоронения приобрёл новую гробницу, в которой и было положено Тело. Тщательность Божественного внимания да будет радостью для вас.

Тем более что тема жён-мироносиц не изжила себя, она продолжается и в современном искусстве. В 2013 году на концерте в День любви, семьи и верности прозвучала песня жены мироносицы в исполнении Кати Лель и Евгения Кунгурова.

[греч. μυροφόροι γυναίκες] (пам. 3-я Неделя по Пасхе), последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовонными маслами и оплакать Его.

Евангелия почти одними и теми же выражениями повествуют о том, что во время распятия Христа мн. женщины, «следовавшие за Ним из Галилеи» (Лк 23. 49), были там и смотрели издали (Мф 27. 55-56; Мк 15. 40-41; Лк 23. 49; Ин 19. 24-27). В Ин 19. 25 сообщается в отличие от синоптических Евангелий, что «Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова (ἡ τοῦ Κλωπᾶ) и Мария Магдалина» вместе с ап. Иоанном Богословом стояли рядом с Крестом. В период Его земного служения многие из Ж.-м. служили Ему, в т. ч. и «имением своим» (Лк 8. 2-3). После смерти Христа нек-рые из них участвовали в Его погребении неподалеку от места казни (Мф 27. 59-61; Мк 15. 46-47; Лк 23. 53-55; ср.: Ин 19. 40-42). По прошествии субботы, когда начался 1-й день недели, они первыми пришли к погребальной пещере, чтобы помазать тело Спасителя (Мк 16. 1), т. е. совершить необходимый погребальный обряд, к-рый состоял в натирании умершего специальными благовонными смесями, ослаблявшими на время скорость и запах разложения (McCane . 2000. P. 174-175). Ж.-м. по-разному представлены у евангелистов. Так, в Евангелии от Матфея упоминаются только Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф 28. 1); в Евангелии от Марка - Мария Магдалина, Мария Иаковлева (Μαρία ἡ ᾿Ιακώβου; ср.: Мк 15. 40) и Саломия (Мк 16. 1); в Евангелии от Луки - «Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними» (Лк 24. 10). По свидетельству евангелиста Иоанна, из женщин в то утро дважды приходила ко гробу только Мария Магдалина (Ин 20. 1-2, 11-18). Т. о., все Евангелия сообщают о присутствии у погребальной пещеры Марии Магдалины, а синоптики совпадают в свидетельстве о том, что она пришла ко гробу вместе с Марией, матерью Иакова и Иосии, и матерью сыновей Зеведеевых (ср.: Мф 27. 56). У евангелистов Марка и Луки в рассказе о хождении ко гробу фигурируют еще Саломия и Иоанна соответственно.

Саломия, кроме Мк 16. 1, упоминается в Мк 15. 40 (вместе с Марией Магдалиной и Марией, матерью Иакова и Иосии). Сопоставляя Мк 15. 40 и Мф 27. 56, можно предположить, что она и есть «мать сыновей Зеведеевых», которая незадолго до входа Господня в Иерусалим просила у Него, чтобы он сделал ее сыновей (Иакова и Иоанна) первыми после себя в Царстве Божием (Мф 20. 20-23).

Об Иоанне, кроме как в Лк 24.10, евангелист Лука говорит еще в Лк 8. 3, когда перечисляет по именам учениц Христа, следовавших за Ним по Галилее. Там она называется «женой Хузы, домоправителя Иродова» (имеется в виду царь Ирод Антипа). Больше о ней в НЗ не упоминается. Видимо, евангелист, если ему было известно Евангелие от Марка, хотел при помощи выражения «и остальные с ними» гармонизировать сообщение евангелиста Марка с имеющимися у него сведениями о тех, кто находились тогда около гроба (см.: Nolland. 1998. P. 1191). Если же этого Евангелия не было в его распоряжении, то он, вероятно, просто обобщил в этой фразе все имевшиеся у него сведения о женщинах, к-рые пришли к гробнице Спасителя. Иоанну же он удостоивает упоминания по имени в рассказе о посещении пустой гробницы вместе с 2 также названными по имени женщинами, стремясь подчеркнуть, как предполагает Дж. Нолленд, важность ее служения Господу и апостолам своим богатством (Ibidem).

Больше всего споров у толкователей вызывал и до сих пор вызывает вопрос идентификации «Марии, матери Иакова меньшего и Иосии» (᾿Ιωσῆτος - Иосета - Мк 15. 40) или Иосифа по греч. тексту (᾿Ιωσήφ - Мф 27. 56). На этот счет имеются 2 основные т. зр.: Марию (названную в Мф 27. 61 «другая Мария») блж. Иероним Стридонский отождествлял с Марией Клеоповой (Ин 19. 25), сестрой Богородицы и женой упоминаемого в Лк 24. 18 Клеопы (Κλεοπᾶς) (Hieron . De virgin. 13 // PL. 23. Col. 195c-196b; см. также: Zahn . 1900. S. 320-325). Согласно др. толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; см. также: Theoph. Bulg . In Matth. 27 // PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» (Idem . In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan . 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского (Epiph. Adv. haer. 78. 8 // PG. 42. Col. 710-712; см. также: Глубоковский . 1999. С. 94-97).

Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии (Witherington . 1992. P. 582). Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb . Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова (Bauckham . 2002. P. 204-206). Евсевий Кесарийский считал, что под «другой Марией» нужно понимать вторую Марию из Магдалы, почему она и названа так, чтобы отличать ее от Марии, называемой Магдалиной (Euseb . Quaest. evang. II 6 // PG. 22. Col. 948), однако это мнение не получило широкого распространения.

Исследователями было указано на противоречие в Евангелиях относительно обряда помазания: в синоптических Евангелиях при описании положения тела Спасителя в гробницу не говорится о помазании и подчеркивается желание Ж.-м., придя к могиле, помазать его; в Евангелии от Иоанна же рассказывается о том, что тело Христа было помазано Иосифом из Аримафеи и Никодимом перед помещением его в гробницу. Высказывались разные предположения о причинах этих расхождений: напр., слова о действиях Никодима считаются редакторской вставкой евангелиста Иоанна, при помощи которой он хотел подчеркнуть мужественное ученичество как самого Никодима, так и Иосифа (Paulien . 1992. P. 1105). Еп. Кассиан (Безобразов), однако, допускает возможность исторического разрешения этого противоречия: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников» (Кассиан (Безобразов). 2006. С. 337).

Мн. толкователи обращали и обращают внимание на упоминание евангелистом Иоанном в рассказе о приходе ко гробу только одной Марии Магдалины (Ин 20. 1). Блж. Августин, обсуждая эту особенность 4-го Евангелия, говорит, что Мария Магдалина была упомянута потому, что «пламенела большей любовью», при этом подразумевались и др. вместе с ней, но о них он умолчал (Aug. De cons. evang. III 24 // PL. 34. Col. 1201). В пользу согласованности сообщения Евангелия от Иоанна с сообщениями синоптических Евангелий говорит выражение Марии «и не знаем» (Ин 20. 2), т. е. тем самым намекается на присутствие др. женщин у гроба вместе с Марией. Однако дискуссия о значении этого выражения не прекращается (см.: Beasley-Murray. 1999. P. 368 sqq.) Многие исследователи при этом пытаются объяснить указанное расхождение между Евангелиями или намерением евангелиста Иоанна драматизировать сцену явления Воскресшего, или особым положением Марии Магдалины в первоначальной Церкви и т. п. (см.: Witherington . 1992. P. 582).

Давая общую богословскую характеристику рассказу о хождении Ж.-м. ко гробу, библеисты указывают в описании эпизода с мироносицами в Евангелии от Марка на наличие элемента иронии: Иисус не только Мессия (ср.: Мк 14. 3), Он уже воскрес, и поэтому умастить Его тело после смерти уже невозможно. «Ирония по отношению к женщинам за непонимание ими ситуации присутствует и в описании их беспокойства по поводу поиска человека, к-рый помог бы им откатить камень (Мк 16. 3), ибо камень был «...весьма велик» (Мк 16. 4)» (Osborne . 1992. P. 678-679). «В целом Мк 16. 1-4 сосредоточивается на непонимании ситуации женщинами (к-рые играют у Марка немалую роль в раскрытии темы ученичества) и ведет читателя к восприятию Божественного вмешательства как единственно возможной разгадки этой ситуации» (Ibidem). Евангелист Матфей во многом следует за Марком, но в отличие от него не подчеркивает заблуждения женщин, собиравшихся помазать тело Иисуса благовониями, ему важнее тема свидетельства женщин (ср.: Мф 27. 56, 61) (Osborne . 1992. P. 679). Кроме того, возможно, что в Евангелии от Матфея с его умолчанием, как и в Евангелии от Иоанна, о погребальном помазании идет речь об обычае посещения недавно умершего, чтобы точно убедиться в его смерти - «...посмотреть гроб» (Мф 27. 61) (Hagner . 1995. P. 869).

Евангелист Лука, так же как евангелист Матфей, пересматривает список имен и добавляет фразу «и другие с ними» (Лк 24. 10), усиливая тем самым роль женщин как свидетельниц воскресения Иисуса Христа (Osborne . 1992. P. 682). Что касается Евангелия от Иоанна, то «все четыре эпизода главы 20 изображают кризис веры, поскольку участники (в т. ч. и Мария Магдалина.- П. Л. ) событий, предшествовавших и последовавших за Воскресением, не понимают до конца всего происходящего» (Ibid. P. 682, 684-685). Но Христос Сам помогает им прийти к полному постижению Воскресения через откровение Своей божественной природы (Schnackenburg. 1982. P. 335). Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о хождении ко Гробу Спасителя «мужество женщин... пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть» (Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 778), призывая христиан подражать им.

Рассказ о Марии Магдалине, пришедшей на могилу Спасителя с др. женщинами, сохранился также среди дошедших до наст. времени фрагментов апокрифического Евангелия от Петра (12. 50-54; 13. 55-57), составленного во II в. Он, за исключением незначительных деталей, не содержит ничего нового по сравнению с рассказами канонических Евангелий, видимо являясь эклектическим текстом (Brown. 1997. P. 835).

В день памяти св. Ж.-м. в Регентской школе при МДА традиционно проходит вечер, посвященный Ж.-м. (Макарий [Веретенников], архим. Творческие вечера в Регентской школе // АиО. 2008. № 2(52). С. 326-327).

Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364; Глубоковский Н. Н. Благовестие христ. свободы в послании св. ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Crossan J. D. Mark and the Relatives of Jesus // NTIQ. 1973. Vol. 15. Fasc. 2. P. 81-113; Schnackenburg R. The Gospel According to St. John. L., 1982. Vol. 3: Comment. on Chap. 13-21. P. 300-335; Osborne G. Resurrection // Dictionary of Jesus and the Gospels / Ed. J. B. Green et al. Downers Grove (Ill.), 1992. P. 673-688; Paulien J. Nicodemus // ABD. 1992. Vol. 4. P. 1105-1106; Witherington B. Mary (2) // Ibid. P. 582; Brown R. E. Death of the Messiah: From Gethsemane to the Grave. L., 1994. Vol. 2: A Comment. on the Passion Narratives in the Four Gospels. P. 1012-1030, 1052-1098; idem. An Introduction to the NT. N. Y.; L., 1997; Hagner D. A. Matthew. Dallas (Tex.), 1995. Vol. 2: 14-28. P. 865-871. (WBC; 33b); Nolland J. Luke. Dallas, 1998. Vol. 3: 18:35-24:53. P. 1168-1194. (WBC; 35с); Beasley-Murray G. R. John. Nashville (Tenn.), 19992. P. 364-378, 388-391. (WBC; 36); McCane B. R. Burial Practices, Jewish // Dictionary of New Testament Background / Ed. C. A. Evans, S. E. Porter. Downers Grove; Leicester (UK), 2000. P. 173-175; Bauckham R. Gospel Women: Stud. of the Named Women in the Gospels. Grand Rapids (Mich.); Camb., 2002. P. 203-247, 257-311; Кассиан (Безобразов), еп . Лекции по НЗ: Евангелие от Иоанна. М.; П., 2006. С. 330-343.

П. Ю. Лебедев

Гимнография

Прославление Ж.-м. в правосл. гимнографии тесно связано с прославлением Воскресения Христова, т. к. Ж.-м. оказались первыми, кто пришли к Живоносному гробу и получили весть о Воскресении. Главным днем прославления Ж.-м. является 3-я Неделя (воскресенье) после Пасхи (нарочитое упоминание Ж.-м. есть и в каноне 5-й Недели после Пасхи, о самаряныне: в каждой песни канона здесь присутствует 1 или даже 2 тропаря, посвященные Ж.-м.), но они также вспоминаются в Великую субботу , а во весь год - в каждое из воскресений (если только воскресная служба не отменяется ввиду совпадения воскресного дня с двунадесятым Господским праздником).

В воскресных последованиях Октоиха Ж.-м. упоминаются по крайней мере в 1-2 стихирах , практически всегда - в седальнах на утрене, иногда - в икосах воскресных кондаков ; на литургии на блаженнах , как правило, также имеется тропарь (как правило, это 5-й по счету тропарь; иногда 2 тропаря), в к-ром прославляются Ж. м. В воскресных канонах упоминания Ж.-м., напротив, достаточно редки.

Правосл. гимнографы в песнопениях в честь Ж.-м. описывают подвиг Ж.-м., к-рые преодолели страх перед властями, пошли ко Гробу Христа и стали свидетелями явления ангела: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 1-го гласа), (2-й тропарь 3-й песни крестовоскресного канона 5-го гласа) и т. д. Подчеркивается, что они были первыми благовестницами Воскресения: (икос воскресного кондака 1-го гласа), иногда ярко представляется необычность этой ситуации - Ж.-м. благовествуют Воскресение тем, кто были избраны для благовестия: (1-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа). Горе Ж.-м. противопоставляется сменившей его радости о Воскресении: . Фраза: (1-я восточна на хвалитех воскресной службы 2-го гласа) относится к своего рода поэтическим преувеличениям, так же как и приписывание Ж.-м. изначального знания о Воскресении: (3-я восточна на хвалитех воскресной службы 4-го гласа). Сравнивается дерзновение жен и боязнь самого ап. Петра: (1-й седален по 2-м стихословии воскресной службы 5-го гласа). В некоторых песнопениях повествуется о явлении Христа Марии Магдалине (2-й седален по 1-м стихословии воскресной службы 6-го гласа и др.). Особым образом тема Ж.-м. представлена в евангельских стихирах и воскресных эксапостилариях, пересказывающих соответствующие евангельские зачала.

А. А. Лукашевич

Иконография

Евангельский рассказ о явлении ангела женам у Гроба Господня, представляющий первое свидетельство о Воскресении Господа, лег в основу ранней иконографии «Воскресение Христово». Евангелисты называют разное число участниц этого события, при этом не упоминая среди Ж.-м. Богородицу; однако святые отцы (напр., свт. Григорий Палама - Greg. Pal. Hom. 18) признавали Ее присутствие, что повлияло на иконографию. Отличается в рассказах также число ангелов. Апостолы Матфей (Мф 28. 2-3) и Марк (Мк 16. 5) упоминают об одном, апостолы Лука (Лк 24. 4) и Иоанн (Ин 20. 11-12) - о 2 ангелах в «блистающих» и «белых» одеждах; число стражников у Гроба не уточняется.

Самое раннее из известных изображений Ж.-м. у Гроба Господня находится в баптистерии в Дура-Европос (232/3 или между 232 и 256). В нем сочетаются повествовательное начало, раннехрист. символизм и условность: Ж.-м. изображены идущими слева направо к закрытому Гробу, у них в руках сосуды с маслом и горящие факелы; над Гробом - 2 звезды, символизирующие ангелов. На фреске вестибюля погребального комплекса в квартале Кармус в Александрии (2-я пол. V в.) появилось изображение бескрылого ангела, сидящего перед гробом,- данная схема впосл. получила название «Явление ангела женам-мироносицам», с вариациями в деталях удерживалась в течение 2 столетий.

На рельефе серебряного саркофага (IV в.) из Сан-Надзаро Маджоре в Милане представлены 3 Ж.-м. перед Гробом в виде здания, над к-рым находится полуфигура нисходящего ангела. На авории (ок. 400 г., Баварский национальный музей, Мюнхен) гробница изображена в виде 2-ярусного каменного здания, облокотившись на него спят стражники; слева у полуоткрытой двери сидит ангел, справа подходят Ж.-м., над которыми представлено «Вознесение Господне»: юный Христос поднимается по облакам, ухватившись за руку Бога.

В VI в. сцена у Гроба Господня по-прежнему воспринималась как иконографическое решение темы Воскресения, при этом она включалась в Страстной цикл, напр., в мозаике в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (до 526). Как все евангельские композиции этого ансамбля, «Явление ангела женам-мироносицам» изображено сокращенно: в центре - Гроб Господень в виде купольной ротонды (моноптер) с приподнятой плитой саркофага внутри, слева сидит крылатый ангел, справа стоят 2 жены; у них в руках ничего нет. В Евангелии Раввулы (Laurent. Plut. I 56. Fol. 13, 586 г.) представлена 2-частная листовая миниатюра с композициями «Явление ангела женам-мироносицам» в нижней части и «Распятие» в верхней: в центре среди деревьев, на одном уровне с их вершинами, изображена небольшая гробница с полуоткрытой дверью, обрамленной 2-колонным портиком; стражники перед входом пали на колени, один отшатывается от света, идущего из-за двери. Слева от гробницы на каменном блоке сидит крылатый ангел, возвещающий о Воскресении Иисуса Христа 2 женам, к-рые также стоят слева. В одной из них, изображенной с нимбом, узнается Богоматерь, Ее сходный образ представлен в сцене «Распятие» и повторен еще раз справа от гробницы в «Явлении Иисуса Христа Мариям по Воскресении». Этот сюжет в средневизант. период стал самостоятельной иконографией: Господь идет вправо, благословляя 2 жен, припавших к его ногам.

Иначе представлено «Явление ангела женам-мироносицам» на миниатюрном клейме крышки реликвария из капеллы Санкта-Санкторум (Византия. Палестина. ок. 600 г., Музеи Ватикана), где в 3 ярусах изображены 5 евангельских сцен от Рождества Христова до Вознесения. В центре композиции большое круглое купольное здание - ротонда Воскресения, построенная имп. Константином I, в распахнутых вратах к-рой виден престол под покровом. Фигуры в композиции расположены симметрично: справа от врат - ангел, слева - 2 жены, показанные в стремительном движении, одна из них - Богоматерь. Сцена с Распятием и женами у кувуклии повторена на ампулах из кафедрального собора в Монце (кон. VI-VII в.; см.: Покровский. С. 407. Рис. 144).

В послеиконоборческий период (с IX в.) в иллюстрациях Псалтири сформировалась иконография Воскресения Христова как Сошествия Господа во ад. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. № 129д. Л. 44, 78 об., сер. IX в.) Ж.-м. у Гроба изображены стоящими или сидящими около цилиндрического сооружения гробницы, но без ангела. В X-XI вв. с этой сценой соседствует композиция «Явление Христа женам-мироносицам» (пластина из слоновой кости, X в., ГЭ; фрески Св. Софии Киевской, 40-е гг. XI в.). Распространение получил вариант иконографии с симметричной композицией: благословляющий Христос изображается фронтально, стоящим между 2 деревьями, с обеих сторон к его стопам припадают Ж.-м. В визант. традиции композиция называется «Херете» (χαίρετε - радуйтесь) по приветственному слову воскресшего Христа, обращенного к Ж.-м. (Трапезундское Евангелие - РНБ. Греч. № 21+21 А, 2-я пол. X в.).

В средневизант. период в Страстном цикле она также часто соседствует с композицией «Явление ангела женам-мироносицам». Иконография последней сцены в визант. искусстве приобрела устойчивые черты. Ротонда Воскресения, равно как и другие архитектурные формы гробницы, и каменный саркофаг уступили место изображению Гроба Господня в виде вертикальной пещеры, в к-рой находятся гробные пелены. Типичным образцом такой иконографии, много раз повторенной в столичном и провинциальном искусстве XI-XII вв., служит серебряная пластина от реликвария, хранящаяся в Лувре (см.: Byzance: L"art Byzantine dans les collections publiques françaises. P., 1992. P. 333-335). Предположительно пластина происходит из Фаросской ц. Большого дворца в К-поле. В 1241 г. она была привезена в Париж кор. Людовиком Святым и вложена в сокровищницу Сент-Шапель. Сцена представлена на фоне горы. Справа сидит ангел с вертикально поднятым крылом, опирающийся левой рукой на жезл. Правой рукой ангел указывает на находящуюся слева от него вертикальную пещеру с пеленами. Пелены состоят из 2 частей. Нижняя (саван) перевита крест-накрест, верхняя (сударь - плат закрывавший лицо) показана вспарушенной. Жены компактной группой стоят слева от ангела. Та, что изображена ближе к центру, отпрянув от гроба, прикасается к плечу жены, стоящей слева. Аналогичная иконография на эмали Пала д"Оро (XI в., собор Сан-Марко в Венеции), на миниатюре сир. Евангелия XII в. (Lond. Brit. Mus. Add. 7169. Fol. 12), на фреске Спасского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.).

В XIII-XIV вв. встречаются различные модификации иконографии, выработанной в предшествующий период. Они часто возрождают ранневизант. формы отдельных предметов. На фреске монастырского храма в Милешеве (до 1228, Сербия) Ж.-м. изображены справа от ангела, крупная фигура к-рого доминирует в композиции. Ангел, сидящий на большом мраморном кубическом блоке в сияющих белых одеждах, изображен фронтально и смотрит прямо перед собой. В правой руке у него жезл, левой рукой указывает на пустую гробницу в виде вертикального прямоугольного здания со скатной кровлей и зарешеченным арочным проемом, внутри которого находится свернутый саван. Справа от камня - небольшие фигуры 2 Ж.-м., прижавшихся друг к другу. В руках одной небольшая кадильница-кацея. Внизу изображены уснувшие стражники. На иконе XIV в. (Художественная галерея Уолтерса, Балтимор) представлены в одной композиции «Сошествие во ад» и «Явление ангела женам-мироносицам»; женщины изображены дважды: сидящими перед гробницей и стоящими перед ангелом, к-рый, сидя на плите, указывает им на пещеру с пеленами.

Др. вариант иконографии «Явление ангела женам-мироносицам» представлен на иконе из иконостаса Троицкого собора ТСЛ (1425). Сцена разворачивается на фоне горного пейзажа. Ангел с поднятыми вертикально крыльями изображен сидящим на круглом камне рядом с диагонально расположенным саркофагом с пеленами, верхняя часть к-рого находится в пещере. Слева от саркофага, заглядывая в него, стоят 3 Ж.-м. Их фигуры даны в сложном развороте к ангелу. Этот иконографический извод, главной особенностью которого является изображение прямоугольного саркофага, стал особенно популярен в рус. искусстве. Подобная иконография сюжета на новгородской иконе-таблетке (кон. XV в., НГОМЗ), только саркофаг расположен под др. углом. На иконе из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497) ангел сидит у изголовья саркофага, пещеры нет, Ж.-м. стоят слева, справа от саркофага изображены фигурки спящих юношей - стражей Гроба. На иконах XVI в. спящими представлены 3 воина в доспехах (икона 2-й пол. XVI в., КГОХМ), стражников изображают и в большем количестве (напр., икона строгановской школы кон. XVI - нач. XVII в., ГРМ). На иконах кон. XV - нач. XVI в. число Ж.-м. увеличено до 7, причем не только у Гроба, но и в сцене явления воскресшего Христа, к-рая была нередко совмещена с сюжетом «Явление ангела женам-мироносицам» (один из ранних примеров - икона из Гостинопольского мон-ря, 1457, ГТГ). Этот иконографический вариант получил широкое распространение в XVI в. Особенностью, определявшей традицию рус. искусства, стало изображение 2 ангелов, сидящих на круглых камнях у изголовья и у изножья саркофага (иконы XV и нач. XVI в., ГРМ). Эти иконографические типы сохранялись на протяжении XVII-XVIII вв.

Лит.: LCI. Bd. 2. Sp. 54-62; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. С. 482-494.

Н. В. Квливидзе

В третье воскресенье после Пасхи Православная церковь вспоминает жен-мироносиц . Известно, что в дореволюционной России этот день отмечался, как Женский праздник. Эти женщины сейчас незаслуженно забыты многими. Предлагаю вспомнить их жизнь, чтобы понять, в чем была их святость, чему следует нам у них учиться. Ведь жены-мироносицы – это не абстрактное определение, а реальные женщины, о которых рассказано в Евангелии, в Деяниях Апостолов, в житиях святых, в преданиях.

Итак, в этот день вспоминают Марию Магдалину, Марию Клеопову, Саломию, Иоанну, Марфу, Марию, Сусанну и иных.

Жены-мироносицы — верные ученицы Христа

Слушая проповеди Иисуса, наблюдая его жизнь, исцеление больных, слушая мудрые поучения, эти женщины уверовали в Него, как в Сына Божиего. В Евангелии упоминается, что они с плачем сопровождали своего Учителя на Голгофу, они были у креста рядом с Богородицей и Иоанном – единственным из учеников, оставшимся верным до конца. Один из Апостолов Его предал, другой отрекся, все остальные попрятались в ужасе, когда схватили их наставника. А ведь Он открыл им божественные тайны, дал дар исцелять людей и изгонять бесов. Женщинам такого дара не было. Тем не менее, они не предали Его. Присутствовали они и при снятии с креста, и при положении во гроб. Не успели только помазать тело благовониями, так как наступала суббота и праздник Пасхи.

Перед самым рассветом на следующее утро они пришли ко гробу с благовониями, — драгоценным миром для помазания. Поэтому их стали потом называть мироносицами (несущими миро). «Кто же нам отвалит камень?» — печалились они. Да, мужчин опять с ними не было. Но камень был уже отвален, и ангел сообщил, что Иисус воскрес: «Что вы ищете живого среди мертвых?»


В Евангелии сказано, что первой пришла ко гробу, опередив других женщин,

Раскаявшаяся грешница

Она была родом из небольшого города Магдала, стоявшего на берегу Геннисаретского озера. В настоящее время на его месте стоит поселок Медждель. О ее детстве и юности ничего не известно. В церковном Предании упоминается, что это была молодая красавица, которая вела грешную жизнь. После встречи со Спасителем ее жизнь кардинально изменилась.

В Евангелии сказано, что Иисус Христос изгнал из нее семь бесов. С того момента Мария Магдалина раскаялась в своих грехах и стала верной ученицей Спасителя. Именно ей первой явился воскресший Христос, именно с ее слов узнали о воскресении Господа апостолы.

Потом она будет нести эту благую весть многим народам, и Церковь станет называть ее равноапостольной. Это она, подарив императору Тиверию красное яйцо, заложила традицию дарить друг другу на Пасху крашеные яйца.

Родственница святого семейства

Свя­тая Ма­рия Клео­по­ва , ми­ро­но­си­ца, по пре­да­нию Церк­ви была близкой родственницей Иосифа, Обручника Пресвятой девы Марии.

Они некоторое время жили в одном доме и были дружны, как сестры. Потом три сына Марии Клеоповой станут учениками Христа. Иаков и Иосия были в числе первых учеников. Симеон – апостол от 70-ти – был вторым епископом Иерусалимской церкви.

Мария Клеопова была при страданиях Иисуса до конца.

Мать святых апостолов

Святая праведная Саломия мироносица была дочерью Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, от первого брака.

Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Внимательно прочитав Евангелие, мы узнаем, что она вместе с сыновьями ходила за Иисусом, помогая им в странствиях и слушая учение Христа. Саломия так любила своих сыновей, что даже дерзнула просить Иисуса посадить их по правую и левую руку в Царстве Своем. Понятно, это не понравилось другим ученикам. А Иисус терпеливо объяснил, что Царство Небесное отличается от царства мира сего. Ведь Он понимал любящее материнское сердце и не осудил ее. Саломия же до конца была предана учителю. Она находилась при распятии и погребении Господа и была в числе мироносиц, рано утром пришедших на гроб помазать тело Христово.

Сестры близкого друга Иисуса

Праведные Марфа и Мария были сестрами Лазаря, которого Иисус воскресил на четвертый день после его смерти.

Иисус был другом Лазаря и часто останавливался в их доме. Марфа была очень заботливой и гостеприимной хозяйкой. Мария же всегда жадно слушала Его учения.

Именно в честь этих сестер была названа Марфо-Мариинская обитель в Москве. Они – образцы служения и проповеди.

Когда начались гонения, Марфа и Мария сопровождали своего брата Лазаря, помогали ему в благовествовании Евангелия в разных странах.

Придворная дама

Святая Иоанна Мироносица была придворной дамой. Ее муж Хуза, занимал должность домоправителя царя Ирода.

Предание повествует о том, что когда во дворце Ирода убили Иоанна Крестителя, эта женщина спрятала его голову и тайно похоронила ее, чтобы спасти от поругания. Можно предположить, что Хуза развелся с ней за этот поступок. А может быть, она сама покинула дворец и стала следовать за Христом, служа ему и апостолам своим богатством. Некоторые исследователи полагают, что сын царедворца, которого исцелил Иисус, был сыном Хузы и Иоанны. В таком случае не удивительно, что благодарная мать оставила все и стала служить ему до конца.
Она стала свидетельницей явления ангелов, возвестивших о Воскресении Иисуса Христа, и рассказала об этом апостолам.

Богатая женщина

О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. 8, 3), как служившую Христу от имений своих.

Вот такими были они, мироносицы. Что примечательно, среди них были молодые и старые, бедные и богатые, праведные и грешные. Это заботливые сестры, дочери, матери первых апостолов и их сподвижников. Им близки и понятны были проповеди Господа, говорившего о любви, смирении, служении людям. Господь не дал им даров, как апостолам. Но именно им первым стала известна благая весть о Его Воскресении.

До революции в России третье воскресение по Пасхе всегда отмечалось, как праздник всех женщин – матерей, сестер, дочерей, бабушек. Он напоминал, какой должна быть женщина – заботливой, любящей, верной до конца. Она должна прощать мужчинам их минутные слабости и помогать в их трудах.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3: 1–2).

Именно чистота, любовь, терпение, постоянство, верность – это то, что способно без лишних слов и уговоров повлиять на мужчину благотворно.

В статье использованы материалы с сайтов:

https://www.pravoslavie.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!