Взаимодействие гражданского общества и государства в современной россии. Взаимосвязь общества и государства
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ,
ПРИНЦИПЫ................................................................................................ 4
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО... 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 13
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего существования советского государства не использовалось в преподавании теории государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского общества.
В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических pеформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».
Гражданское общество - это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд.
1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ПРИНЦИПЫ
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Можно сказать, что этот процесс не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества - одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства.
В российском правоведении гражданское общество как социальное явление и как правовая категория стали предметом исследования в начале 90-х гг. В этот период произошли значительные изменения в сфере социально-экономических и политических отношений.
Законодательно закреплялось многообразие форм собственности, упразднялась монополия коммунистической партии на государственную и общественно-политическую власть, была принята и введена в действие на территории России Декларация прав и свобод человека и гражданина. Этот акт закрепил конституционно-правовое положение человека и гражданина как базирующееся на общечеловеческих ценностях, на признанных мировым сообществом нормах и принципах.
В сознании ученых-юристов, философов утверждается мысль, что гражданское общество должно быть сформировано и в современной России. И для этого есть основания, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу.
В Конституции России 1993 г. нет специальной главы, посвященной гражданскому обществу. Однако в ней закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Все это - необходимые предпосылки гражданского общества. В Конституции законодательно предусмотрена возможность формирования гражданского общества на основе частной инициативы, предпринимательства и рыночных отношений.
Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.
1) Общество в России существовало всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего, контроль за ними.
Общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.
2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Заметим, что в тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, целиком зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.
3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. При рыночной экономике государство лишается функций хозяина с неограниченными полномочиями, оно берет на себя обязанности защищать и обеспечивать экономические права и свободы человека. Конституция РФ закрепляет и законодательно обеспечивает свободу экономической деятельности, разнообразие в равноправие форм собственности и их равную правовую защиту. Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Рыночные отношения возможны только при наличии свободных субъектов-собственников. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.
5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность - субъект, обладающий экономической и политической свободой. Степень свободы человека непосредственно связана с закрепленными в Конституции его правами и свободами и комплексом конституционно-правовых гарантий, которые позволяют ему реально защищать свои права и свободы. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма.
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина .
В исследованиях по этой проблеме рассматриваются не только признаки гражданского общества, но и его принципы. К их числу относят:
Ø приоритет прав человека в его взаимоотношениях с обществом и государством;
Ø свободу человека в экономической, личной и духовной жизни;
Ø идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность;
Ø открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.
2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
В последние годы вопрос о соотношении гражданского общества и правового государства привлек внимание и ученых-обществоведов, и ученых-юристов. В научных исследованиях признается, что там, где люди открыто создают свои объединения, взаимодействуют между собой, не прибегая к услугам государственно-правовых институтов, там начинается гражданское общество. Вместе с тем гражданское общество как социальное явление органически связано с Российским государством, государственной властью.
Взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трех аспектах: во-первых, установить, в чем проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности определяют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.
Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Рассматриваемое единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Так, право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Как видно, право на объединение, по сути, есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - необходимый составной элемент гражданского общества. В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах. Рынок возможен только при наличии свободных субъектов - собственников имущества. А это значит, что каждый из них должен быть защищен и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также проявляется единство гражданского общества и государственно-правового регулирования общественных отношений.
Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д. Заметим, в Конституции РФ закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Это говорит о том, что в новых условиях у российских граждан есть правовые возможности, позволяющие им не только осознать себя субъектами гражданского общества, но и реализовать свои личные и коллективные интересы.
Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно.
Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество «развалится» на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.
Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство - это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.
Таким образом, сущностная черта гражданского общества - существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.
Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.
Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:
1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;
3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;
4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.
Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание.
В настоящее время наше государство не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог полностью сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).
Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления.
Правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. Официальный текст. -//М., Юрист, 2006.
2. Бошно С. В.Правоведение. Учебник - М.: Изд-во Эксмо, 2007 - 432 с. - Российское юридическое образование).
3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку / К.С. Гаджиев – М.: Издательская корпорация «Логос», 2007.
4. Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб.и доп.- М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.
6. Леушин В.И., Перевалов ВД. Гражданское общество и правовое государство, 2003.
7. Политология. Курс лекций (4-е издание, переработанное и дополненное). – М.: Зерцало, 2007.
8. Политология: учебник / Под ред. М.Х. Фарукшина. – Казань: Издательство Казанского университета, 2005.
9. Российское народовластие: развитие, современные тенденции и противоречия / Под ред. А.В. Иванченко. – М.: Либеральная миссия, 2003.
10. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер . Они возникли тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства.
Теоретически и практически бесспорно то, что гражданское общество и государство - две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие. Становясь неотъемлемым элементом в системе общественных: отношений, государство выполняет определенные регулирующие функции, дополняет гражданское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие. Историческая практика убедительно показала: только тесное, диалектическое взаимодействие, сбалансированные отношения государства и гражданского общества, регулируемые определенной системой норм и правил, позволяют им успешно функционировать, выполнять социально значимые роли в системе общественных отношений.
Опыт мирового развития показывает, что тесное взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и государства не устанавливаются автоматически . При неразвитом гражданском обществе государству присуща тенденция к экспансии, подавлению гражданского общества. Такое гражданское общество, как правило, не может противостоять государству. В этом случае государство как аппарат чиновников поглощает его, утверждает свое господство, тотальную этатизацию всего и вся. Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан. Утверждаются тоталитарные и авторитарные политические режимы, допускающие в ограниченных пределах развитие и функционирование гражданского общества, обрекающие его на пассивность или активную оппозицию, чему в истории есть немало примеров.
Особую роль и значение в системе общественных отношений при антидемократических режимах приобретают вооруженные силы, другие силовые структуры . Они могут активно вмешиваться в общественную жизнь, являются опорой «сильной», нелегитимной власти. Не имея поддержки в народе, государственная власть в таком случае создает разветвленную систему военных и полувоенных органов, часто имеющих уродливый гипертрофированный характер по отношению к структурам гражданского общества. Тем не менее, государство неспособно полностью разрушить или подменить гражданское общество. Последнее первично по отношению к государству. Фундамент гражданского общества с изменением ситуации начинает активно проявлять себя и развиваться.
Наиболее оптимальные возможности для взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом . Опыт современных западных стран с демократическими формами жизни и развитым гражданским обществом свидетельствует, что государство и гражданское общество, активно взаимодействуя, одновременно ограничивают пределы взаимопроникновения, обеспечивают взаимоконтроль и взаимопомощь. Гражданское общество является основой стабильности государства, а государство - фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. В развитых странах маловероятны как полное огосударствление общественной жизни, так и полное отдаление государства от гражданского общества.
В таких условиях со стороны гражданского общества устанавливается контроль над деятельностью государственных органов и его силовых структур. Вооруженные силы и другие элементы военной организации государства, при демократических режимах, действуют в строгом соответствии с Конституцией страны, используются только по прямому предназначению, определенному в нормативно-правовых актах. Баланс взаимоотношений государства и гражданского общества, их взаимодополнение достигаются сформировавшимися условиями в процессе развития этих стран, наработанным механизмом взаимодействия гражданского общества и государства.
К условиям , обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, относятся: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; легитимность власти и ее функционирование в интересах всех граждан общества; развитость и прогрессивный характер функционирования всех элементов и структур гражданского общества.
При наличии таких условий гражданское общество и государство идут навстречу друг другу, тесно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, постоянно ищут способы и формы наиболее эффективного сотрудничества. Достигается это, прежде всего, поддержкой со стороны государства инициатив гражданского общества, направленных на активизацию его деятельности .
Так, практически во всех современных демократических странах в системе властных государственных структур созданы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества, обеспечивающие регистрацию его элементов и оказывающие им материально-финансовую и другую помощь. Например, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган - Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды, деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, на защиту здоровья граждан. Важной функцией Комиссии является также оказание помощи общественным организациям и объединениям.
Кроме деятельности специализированных органов, типа Комиссий по благотворительности, есть еще и такой способ контактов государства с гражданским обществом, как включение представителей гражданского общества в различные комиссии, работающие при парламентах и правительствах . Эти представители нередко становятся членами законодательной и исполнительной ветвей власти. В парламентских комитетах и комиссиях они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся реальных проблем развития гражданского общества.
В ряду такого рода комитетов и комиссий при парламентах и правительствах некоторых западноевропейских стран образуются также социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных органов, так и представители многих общественных организаций. Правительства этих стран запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по своей инициативе эти советы могут вносить предложения правительству по решению тех или иных конкретных проблем.
Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить также существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод граждан . Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, собирает в соответствии с представленными ему возможностями материалы по жалобам и докладывает парламенту результаты расследований с соответствующими рекомендациями.
Рекомендации уполномоченного редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходами правительством государственных средств. Существуют и другие способы и формы взаимодействия гражданского общества и государства, позволяющие им развиваться вместе, двигаться по пути прогресса.
Взаимодействие гражданского общества и государства обеспечивает , с одной стороны , гражданский контроль за деятельностью государства, а с другой - определяет допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан. Но баланс отношений государства и гражданского общества, границы государственного регулирования общественных отношений не остаются неизменными. Они определяются историческими факторами развития той или иной страны, складывающейся конкретной ситуацией, другими процессами, происходящими в обществе.
И если эти изменения ведут к усилению этатизации государства и ослаблению гражданского общества, то последнее вынуждено прибегать к своему защитному механизму, активизации деятельности всех своих институтов с целью воздействия на государство, как носителя политической власти. Наиболее эффективным из этих институтов являются массовые политические партии, оказывающие свое воздействие на политическую власть путем давления на нее как через своих избирателей (выборы, референдумы), так и через своих представителей в органах законодательной власти. Имеется в виду деятельность создаваемых в парламентах фракций, принимающих активное участие в разработке законов, ограничивающих вмешательство государства в жизнедеятельность гражданского общества и открывающих возможности для его развития и совершенствования.
Взаимодействие гражданского общества и государства благотворно сказывается на их функционировании и развитии, обеспечивает социально-политическую стабильность общества, его прогресс. Это связано со следующими обстоятельствами . Во-первых , гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению государственной власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии используется активное участие различных элементов гражданского общества в избирательных кампаниях, референдумах, их возможности по формированию общественного мнения, по организации сопротивления проведению тех или иных государственных реформ, противоречащих интересам большинства граждан и т.д. Во-вторых , гражданское общество (многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке.
Поэтому, существуя независимо от государства, многообразные институты и объединения гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством. Его представители активно участвуют в работе государственных органов. В-третьих , государство, в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это, прежде всего тем, что гражданское общество выступает источником легитимации политической власти. Контакты с различными элементами гражданского общества являются для государства необходимым источником информации о состоянии общества, об интересах, настроениях, отношении к политической власти различных групп граждан. Кроме того, в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.
Наконец, среди организаций гражданского общества есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы). В-четвертых , специфика гражданского общества, автономный характер его структурных элементов не исключают непредсказуемости их действий. Поэтому логичными являются усилия государства по контролю процесса функционирования и развития гражданского общества, реализуемые в различных формах. К таким формам и способам контроля относятся: представительство структур гражданского общества в различного рода властных органах; создание совместных структур, включающих представителей государства и общественных организаций; издание законов и нормативных актов , регулирующих деятельность институтов, организаций и объединений гражданского общества и др.
В целом же демократический политический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Бесспорным является и то, что движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего государства.
Для современной России формирование гражданского общества - это сложная и трудная проблема. Она предполагает радикальную реформу и преобразование материальных и духовных отношений, общественного бытия и сознания, частной и коллективной жизни, государственного управления и регулирования. В нынешней ситуации осуществление таких изменений, а значит, и движение России к современному гражданскому обществу возможно только в результате углубления демократической модернизации общества. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их совершенствование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая жизнь каждого человека.
Осуществление этого процесса может происходить только на фундаментальной правовой основе, обеспечивающей сбалансированное взаимодействие общества и государства на следующих принципах :
Гарантирование каждой личности прав человека и гражданина в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;
Поддержка со стороны государства добровольной гражданской кооперации и свободы общественных ассоциаций;
Правовая защищенность гражданского общества и его структур;
Ответственность государства перед гражданами, осознанное самоограничение его власти;
Устойчивый и постоянный общественный диалог, идейный плюрализм и терпимость к различным взглядам.
Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему взаимосвязанных блоков законодательства, отражающую федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной, политической и духовной сферах, создавать правовые основы деятельности институтов гражданского общества. Преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, ускорение формирования основных характеристик правового государства, повышение законообеспеченности жизнедеятельности граждан самым благоприятным образом скажутся и на совершенствовании всех структур гражданского общества, а, следовательно, и на его защищенности от государственного вмешательства.
Когда Россия придет к намеченной цели? На этот вопрос ответ даст будущее России, реальная практическая нацеленность её народа на решение этой сложной проблемы, с учетом исторического опыта политической и социальной жизни, отражающей национальные особенности и вековые традиции русского народа, философию его характера. Но вполне очевидно, что формирование гражданского общества в России, в первую очередь, связано с утверждением многообразия форм собственности, расширением экономических свобод, свободным развитием предпринимательства. Следует шаг за шагом добиваться непрерывного развития производственного и общественного самоуправления, расширения границ производственной демократии.
Становление и развитие гражданского общества в России может быть обеспечено формированием системы подлинного народовластия как основы демократии, преодолением отчуждения власти от народа, повышением его политической и правовой культуры, обеспечением условий для широкого участия граждан в выборах представительных органов власти. Российским избирателям необходимо осознать, что именно они приглашают правительство на работу, доверяют ему государственное управление в интересах народа и под его эффективным контролем.
Продвижение к гражданскому обществу в современной России требует не порыва, не клича, а кропотливой и всесторонней, повседневной теоретической и практической работы во всех сферах жизни.
Гражданское общество - это совокупность разнообразных форм социальных связей и взаимодействия людей, негосударственных образований и институтов, создающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. Это такое общество, где главным действующим лицом, объектом развития является человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Гражданскому обществу присуща относительная автономность его институтов и организаций, саморегуляция, открытость, плюрализм мнений и идей, высокий динамизм и мобильность.
Гражданское общество развивается в тесном взаимодействии с государством. Они дополняют друг друга, постоянно совершенствуют способы и формы сотрудничества между собой. Оптимальные возможности для широкого взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом. Движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего правового государства. Формирование развития гражданского общества, обеспечение его тесного взаимодействия с государством является важными проблемами в современной России, условиями его прогрессивного развития.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятию «гражданское общество». Раскройте его генезис и эволюцию в истории политической мысли.
2. Какова структура гражданского общества? Выделите её особенности в современной России.
3. Назовите условия и принципы функционирования гражданского общества.
4. Какими основными чертами характеризуется современное гражданское общество? Раскройте их содержание.
5. Назовите основные условия и раскройте механизм взаимодействия гражданского общества и государства.
6. В чем заключается зависимость состояния гражданского общества от типа политического режима? Покажите это на примерах из общественно-политической практики.
7. Перечислите основные пути формирования гражданского общества в современной России.
Литература
Гражданское общество: теория, история, современность/Отв. ред. Геленкова З.Т. - М., 1999.
Гражданское общество: проблемы формирования и развития. - СПб., 1998.
Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 3.
Джон Л. Коэн., Эндрю Арамо. Гражданское общество и политическая теория. - М., 2003.
Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2.
Проблемы становления гражданского общества в России: материалы научного семинара. Выпуск № 5. - М., 2004.
Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5.
Правовое государство может создаваться и функционировать только в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество.
Важно понимать, что процесс государственного управления происходит в постоянном взаимодействии государства и общества. Государство является механизмом реализации потребностей и интересов людей, однако не все потребности и интересы реализуются именно через этот механизм. В случае, если государство по каким-либо причинам не занимается определенной сферой жизни общества или отдельным вопросом - общество компенсирует недостаток государственного регулирования саморегулированием. В различных государствах сложившееся соотношение саморегулирования общества и государственного регулирования сильно различается. Однако, история развития человечества позволила выработать некие общие «договорённости» о том, какие вопросы эффективнее считать сферой деятельности государства и исключить из саморегулирования общества (например, охрана государственных границ или предоставление общественных благ в экономической сфере), а какие - исключить из регулирования государства (например, некоторые вопросы духовной жизни общества).
Эффективное саморегулирование общества и нормальное взаимодействие его с государством возможно только при наличии развитого гражданского общества.
Гражданское общество -- это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)
В гражданском обществе действуют многочисленные и разнообразные силы (политические и иные), достигающие своих целей путем горизонтального взаимодействия, консенсуса, компромисса.
Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:
- высокий уровень гражданского, политического, личностного самосознания людей;
- достаточная материальная обеспеченность на основе владения частной собственностью;
- большое количество преимущественно горизонтальных связей между членами общества;
- наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти -- всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;
- децентрализация власти;
- передача части власти органам самоуправления;
- использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;
- развитое чувство коллективности, обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;
- личность гражданского общества -- это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Подчеркнем, что оно представляет собой не некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Напротив, гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Важно понимать, что эта связь не односторонняя, не связь повелителя и подданных (как эта связь выглядит в антидемократических режимах), а равноправный диалог, совместная коллегиальная работа. Гражданское общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.
Рассмотрим базу развития гражданского общества по сферам жизнедеятельности общества:
- - Экономической основой гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, основанная на институте частной собственности, свободная экономическая деятельность. Предполагается экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд.
- - Социальной основой гражданского общества является так называемый средний класс, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста. Основные признаки среднего слоя - доходы, образование, образ жизни, общественный престиж. Гражданское общество предполагает эффективную социальную политику, обеспечивающую достойный уровень жизни людей, а также социальный плюрализм (возможность создания различных клубов по интересам, ассоциаций, объединений и т.д.)
- - Политической основой гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.
- - Духовной основой гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, компромисса; создание необходимых условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества.
Основные институты гражданского общества, обуславливающие как само его развитие, так и определяющие уровень этого развития:
- 1. Объединения и организации экономической сферы (например, союзы предпринимателей, союзы производителей, общества потребителей, торгово-промышленные палаты и т.п.)
- 2. Политические партии и общественно-политические движения
- 3. Социальные объединения (профсоюзы, массовые общественные движения, ассоциации по защите прав отдельных групп населения, организации по интересам и т.п.)
- 4. Религиозные организации, конфессии, иные духовные ассоциации.
- 5. Трудовые, научные, школьные, студенческие объединения.
- 6. Семья
- 7. Средства массовой информации.
Гражданин в обществе может входить в целый ряд организаций. Именно данные организации гражданского общества обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов. Если они не могут решить проблемы человека самостоятельно, им под силу «давить» на государственную власть, с тем чтобы заставить ее обратить внимание на проблемы данной группы интересов и решить их.
Абстрактные понятия гражданского общества и правового государства в реальности составляют целостную единую структуру. Без развитого гражданского общества не может быть правового государства, а есть тирания, насилие над личностью. Без правового государства не может быть развитого гражданского общества, а будет хаос, дезорганизация, анархия, распад. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии последнего на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности. В таком взаимодействии содержатся гарантии разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.
государство политический правовой управление
Сущность государства
Общество (в широком смысле слова)– совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес, но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.
Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, наделенного волей и сознанием.
Человек - первичная единица общества. Но общество не есть механическое сборище индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.
Таким образом, понятие общества характеризуют следующие признаки:
Совокупность индивидов, одаренных сознанием и волей;
Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
Регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;
Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;
Способность и возможность к самообновлению и совершенствованию общества.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государственных имеются и негосударственные структуры (политические партии, политическое движение, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
По отношению ко всему обществу государство выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам власти нередко как орудие подавления и насилия.
Вопросы и задания по теме
1. Что изучают юридические науки и правоведение?
2. Считаете ли вы, что знание основ права необходимо выпускнику неюридического факультета? Обоснуйте свою позицию.
3. Охарактеризуйте предмет изучения правоведения.
4. Какие науки составляют систему юридических наук?
Правовые акты и литература
1 Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.
2. Балашов А.И. Правоведение: учебник для вузов по неюрид.спец. / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - 2-е изд. CПб., 2006.
3. Богацкая С.Г. Правоведение: учеб. пособие для вузов/ С.Г.Богацкая. М., 2003.
4. Власов В.И. Основы правоведения: учеб. пособие для неюрид. спец. вузов/ В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко. – Ростов/на/Д, 1997.
Общество (в широком смысле слова) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком) – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.
Не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес, но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого.
Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер.
Общество - не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, наделенного волей и сознанием.
Человек - первичная единица общества. Но общество не есть механическое сборище индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями.
Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения.
Таким образом, понятие общества характеризуют следующие признаки:
Совокупность индивидов, одаренных сознанием и волей;
Общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер;
Регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения;
Наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность;
Способность и возможность к самообновлению и совершенствованию общества.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, так как в обществе кроме государственных имеются и негосударственные структуры (политические партии, политическое движение, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности.
По отношению ко всему обществу государство выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам власти нередко как орудие подавления и насилия.
Вопросы и задания по теме
1. Что изучают юридические науки и правоведение?
2. Считаете ли вы, что знание основ права необходимо выпускнику неюридического факультета? Обоснуйте свою позицию.
3. Охарактеризуйте предмет изучения правоведения.
4. Какие науки составляют систему юридических наук?
Правовые акты и литература
1 Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.
2. Балашов А.И. Правоведение: учебник для вузов по неюрид.спец. / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - 2-е изд. CПб., 2006.
3. Богацкая С.Г. Правоведение: учеб. пособие для вузов/ С.Г.Богацкая. М., 2003.
4. Власов В.И. Основы правоведения: учеб. пособие для неюрид. спец. вузов/ В.И. Власов, В.В. Низовцев, В.А. Шевченко. – Ростов/на/Д, 1997.
5. Кудинов О.А. Правоведение (основы права): учеб. пособие для неюрид. спец. вузов/ О.А. Кудинов. М., 2005.
6. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. М., 2006.
7. Магницкая Е. В. Правоведение: учеб. пособие для вузов/ Е.В.Магницкая, Е.Н.Евстигнеев. М., 2001.
8. Магницкая Е.В. Правоведение: учеб. пособие для вузов/ Е.В.Магницкая,Е.Н.Евстигнеев. М., 2001.
9. Макаренко С.Н., Байлов А.В. Правоведение. Курс лекций: учеб. пособие. М., 2003.
10. Правоведение. /под ред. О.Е. Кутафина. М., 2005.
11. Правоведение: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2005.