Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Выше уровень образования тем. Влияние образования на качество и уровень жизни

Аннотация: В данной статье показано влияние образовательного процесса на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни, ее продолжительность. Рассматриваются преимущества и недостатки перехода на уровневую систему образования в России, проводится сопоставление с традиционными программами обучения. На основании сравнительного анализа делается вывод о сложности и противоречивости проводимых реформ, необходимости их адаптации под национальные особенности государства.

Ключевые слова: образование, уровневая система, качество жизни

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE QUALITY AND STANDARD OF LIVING. SPECIFICITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA.

Bakeev D.A., Berdysh I.A., Agafonova Y.O., Barycheva P.P., Belyaeva M.A.

Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow

Аннотация: In this article the influence of educational process on the formation and development of personality, socialization, the level of quality of life and its duration is described. There are a discussion of the advantages and disadvantages of transition to tiered system of education in Russia, a comparison with traditional training programs. On the basis of the comparative analysis the conclusion is made about the complexity and inconsistency of the reforms, the necessity of their adaptation to the national characteristics of the state.

Ключевые слова: education, level system, quality of life «Корни образования горьки, но плоды сладки».

Это высказывание, датированное IV в. до н.э., принадлежит древнегреческому античному философу Аристотелю. Однако оно актуально и по сей день. Роль образования в жизни человека трудно переоценить. Процесс образования, т.е. получение новых знаний, умений, опыта о жизни является неотъемлемой частью успешного существования человека. Хотим мы того или нет, образование проходит красной нитью через всю нашу жизнь, влияет на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни и даже на ее продолжительность.

Образование помогает человеку социализироваться в обществе, понять его уклады и законы, научиться устанавливать контакт с другими людьми. Полученные знания, как теоретического, так и практического характера, способствуют успешному становлению личности.

Понятия «качество образования» и «качество жизни» находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга: если повысится качество образования, повысятся показатели и в других сферах. Только таким путем можно добиться появления принципиально другого отношения человека к своей карьере и к своей жизни, так как на протяжении всего существования человечество пыталось повысить её качество. Этого добивались с помощью индустриализации общества, улучшения условий жизни и труда человека, предоставления разнообразных прав и свобод. Однако, как показала история, эти меры оказались безуспешными. Дело в том, что это понятие «качество жизни» часто путают с понятием «уровень жизни». Предоставляя человеку более высокооплачиваемую работу или переселяя его из деревни в город, повышается лишь уровень его жизни, но не качество. Само же понятие «качество жизни» включает в себя два аспекта: уровень жизни (материальные блага) и уровень духовного развития человека (нематериальные блага). Удовлетворяя потребности человека в жилье, предоставляя ему медицинские услуги, повышая заработную плату, мы улучшаем лишь уровень его жизни. Чтобы повысить качество, необходимо разнообразить и дать возможность удовлетворить также и духовные потребности человека.

Следует также отметить, что образование влияет и на продолжительность жизни. Ученые из Совета по медицинским исследованиям (Medical Research Council) доказали, что смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Экспериментально установлено влияние уровня IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Это довольно легко объяснить: образованные люди лучше понимают, как сохранить свое здоровье, а потому едят правильную пищу, лучше следят за своим здоровьем, получают более качественное медицинское обслуживание.

Основываясь на результатах проведенных в разное время социологических исследований, можно оценить воздействие высшего образования на развитие личности по трем направлениям:

1) в получении профессии; 2) в интеллектуальном развитии; 3) в изменении социального статуса. По первому направлению наиболее значимые оценки следующие:

· соответствие призванию;

· возможность интеллектуального труда;

· получение знаний для эффективной работы;

· возможность работы в сфере управления. По второму направлению:

· возможность реализации творческого потенциала;

· формирование научного понимания мира;

· развитие навыков анализа общественной жизни;

· усвоение духовной культуры;

· работа в сфере науки. По третьему направлению:

· повышение социального статуса;

· достижение материального положения.

Благосостояние любой страны зависит в первую очередь от здоровых и высокообразованных граждан, поэтому наряду со сферой здравоохранения сфера образования крайне важна для развития государства. Именно поэтому тема образования всегда является предметом жарких дискуссий, что не случайно: реформы, проводимые в этой отрасли, часто имеют противоречивый характер. Наша страна в данном вопросе не является исключением. В последнее время учебные заведения Российской Федерации «захлестнула» волна инновационных преобразований: переход на уровневую систему «бакалавр» - «магистр», новые образовательные стандарты и программы, новые учебники, педагогические технологии, жесткие требования к учебно-воспитательному процессу; расширились практика дистанционного обучения, спектр образовательных услуг и ряд других новшеств, значительно изменивших традиционные методы преподавания . Все эти процессы требуют серьезной координации, а результаты деятельности – глубокого осмысления, что невозможно без соответствующего контроля и проводимых реформ. Необходимо, с одной стороны, скоординировать работу всех структур, а с другой - учитывать влияние различных факторов с учетом национальных особенностей и эффективности проводимых методов.

На протяжении многих лет в нашей стране господствовала система образования, установившаяся еще во времена Советского Союза. Она была признана зарубежными государствами и по праву считалась одной из лучших в мире. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности и патриотизма. В 1970-х гг. в СССР расходы из госбюджета на высшие учебные заведения составляли 2,97 млрд рублей; действовало 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов; государство через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения. В дальнейшем, после распада СССР, система образования в России подверглась реформированию в период 1990-х и 2000-х годов.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования. Таким образом, система российского образования стала осуществлять переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием: бакалавриат и магистратура .

Бакалавриат – уровень базового высшего образования, которое длится 4 года и имеет практико- ориентированный характер. По окончании данной программы выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». Соответственно, бакалавр – это выпускник вуза, получивший фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации, он вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Магистратура – более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки и ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению. По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Наряду с новыми уровнями высшего образования существует традиционный вид – «специалитет», программа которого предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается квалификация (степень) по соответствующей специальности. Однако «специалитет» как образовательная программа постепенно вытесняется двухуровневой системой, сохраняя за собой право существования лишь в нескольких вузах (как правило, это медицинские и некоторые технические вузы, а также МГУ с классической системой образования).

Таким образом, перед тем, как подавать документы в вуз на то или иное направление, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать.

Переход на уровневую систему образования имеет как сторонников, так и противников. Для того чтобы объективно разобраться в ситуации, следует изучить все преимущества и недостатки данной системы.

В представленной ниже Табл.1 рассмотрены основные аспекты «специалитета» и «бакалавриата», а также приведены преимущества уровневой системы образования .

Таблица 1

Преимущества уровневой системы образования


Специалитет

Бакалавриат

Сохраняется в отдельных странах

Данный вид квалификации принят по международной

классификации и приветствуется работодателями во всем мире. Одним из плюсов новой системы образования станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в том числе почти во всех европейских, подписавших Болонскую Конвенцию

В Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские выпускники часто испытывают трудности при приеме на работу в зарубежных компании

Имея диплом бакалавра, выпускник может без особых

проблем устроиться на работу за рубежом, например, в Западной Европе. Кроме того, открывается возможность получить два диплома (бакалавра и магистра) за единовременный срок обучения

Через пять лет после поступления в вуз человек

получает диплом и обретает экономическую самостоятельность

После окончания бакалавриата человек имеет право

продолжить обучение в магистратуре, причем и по другому направлению

Семестровая форма обучения, по окончании сдается зачетно-экзаменационная сессия

Модульная система обучения способствует

формированию компетентного выпускника, немного облегчая нагрузку студента (сессия сдается не 2, а 4-5 раз в год). Посещение занятий строго регламентируется, и в каждом семестре необходимо набрать определенную количество баллов для того чтобы иметь право продолжить учебу

Более ограниченные возможности обучения за

Возможности международных стажировок, обучение за рубежом по обмену опытом

Большинство выпускников вузов, не успев начать

трудовую деятельность, нуждаются в переподготовке. Дипломированному специалисту,

В течение первых двух лет обучение ведется по

широкому профилю - студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим

например, приходится получать новую профессию

по программе второго высшего образования в течение 2-2,5 лет

бакалаврам необходимо определиться с конкретным

Аспирантура

Магистратура

В целом представляется, что магистратура и

аспирантура должны сближаться. С одной стороны, у студентов в этом случае появляется дополнительное время для подготовки качественной кандидатской диссертации. С другой, магистратура и аспирантура противопоставлены бакалавриату как два типа высшего образования, предназначенного для разных задач

Диплом, соответствующий современной европейской системе образования, а, следовательно - возможность реализовать себя, не ограничиваясь пределами региона или страны

Двухуровневая система дает возможность человеку получить отличное от бакалавриата магистерское образование

Перспективы продолжения повышения квалификации, а следовательно - возможность для творческой научно-исследовательской деятельности в качестве кандидатов и докторов наук

Способность включаться в международные магистерские программы, а следовательно – возможность постоянного профессионального роста с использованием передового, в том числе зарубежного, опыта.

Однако в данной системе имеются и недостатки, не упомянуть о которых было бы неправильно. Дело в том, что на протяжении многих лет наша система образования имела принципиальные отличия от нынешней. Перенимая западную систему, мы не учли то положение Болонского соглашения, по которому оно призвано СОХРАНЯТЬ преимущества и особенности национальной системы образования. То есть речь идет в первую очередь об унификации документов о высшем образовании. В Росси же начали унифицировать системы и приняли за основу американскую, от которой, кстати, уже отказываются в самих США.

Критики отмечают ряд особенностей, из-за которых наша страна не может полностью перейти на уровневую систему образования .

На бакалавра учатся 3–4 года, а в России найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за этот срок выпустить квалифицированных специалистов.

Российские учебные часы не имеют ничего общего с западными, а чтобы привести их в соответствие, нужно полностью менять методику образования в России. Происходит это за счет сокращения учебных часов и отведения большего количества времени на самостоятельную подготовку студентов. Однако, зная особенность психологии людей, несложно заметить, что большинство студентов нуждается в стимуле, в «толчке», который могут дать именно в вузе .

Невозможность перехода ряда учебных заведений на уровни «бакалавр» - «магистр». Речь, в частности, идет о студентах медицинских вузов, которые не успеют освоить все необходимые будущему врачу дисциплины из-за большого объема информации за столь короткие сроки. Сокращение же учебной программы может привести к потере определенных знаний, что недопустимо, поскольку от этих студентов в будущем зависят жизни людей.

Сокращение бюджетных мест (в особенности для поступления на программы магистратуры). Поскольку большинство населения имеет невысокие доходы, то отсутствие бюджетных мест лишает их возможности продолжить обучение на следующей ступени высшего образования.

Можно долго рассуждать о всех преимуществах и недостатках уровневого образования в России. В данной статье были рассмотрены самые основные из них. Исходя из этого следует вывод: нашей стране предстоит долгий и достаточно трудоемкий переход к новой образовательной системе. Определенные существенные преобразования уже сделаны, однако нам не нужно останавливаться на достигнутом. Перенимая зарубежные технологии и методики, следует адаптировать их под реалии российских национальных особенностей, экономику, психологию и поведение людей. Не следует разрушать что-то старое, если оно не утратило актуальности или имело бесспорные преимущества, достаточно модернизировать его.

В заключение стоит упомянуть о гипотезе «людского капитала», согласно которой образование не является чем-то сразу потребляемым, а скорее капиталовложением в будущее человека. Все усилия, затраченные в прошлом, будут вознаграждены в будущем. Поэтому именно от получения качественного образования зависит дальнейшая судьба, как отдельного человека, так и всего общества в целом.

Список литературы

1. Баранов С.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. 368 с

2. Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации

3. Преимущества перехода на уровневую систему образования. – [Электронный ресурс] URL http://pandia.ru

4. Молодежный научно-технический вестник//Электронный журнал. – [Электронный ресурс] URL.

Направленность образования

Направленность образовательной программы – это обобщённое определение эффекта – результата реализации образовательной программы, от которого зависит её содержание, технологии, способы, формы организации образовательного процесса.

Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы ориентированы на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации человека к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Итоги освоения обучающимися содержания образовательных программ находятся в зависимости от степени обучения (уровня программы), но, во всяком случае это определённый, унифицированный объём предметных познаний, умений, который гарантирует человеку общественную адаптацию и профилизацию.

Этот аспект определения направленности образовательной программы на итог в связке «цель-результат» воздействовал на создание модели подхода к оценке работы образовательного учреждения, её производительности, в которой доминирует познание конечного итога образования. Нужно будет соотносить уровень и тенденция образовательной программы с учебными намерениями, расписанием занятий, что подтверждает фактическую реализацию этой программы. Проведение же итоговых, тестовых и прочих срезовых работ может помочь выявить уровень подготовки учеников и реализацию образовательной программы.

Расценивать образовательную программу учреждения вполне возможно через сопоставление поставленных перед ней задач и достигнутыми результатами.

Формулировка цели образовательной программы обязана быть максимально простой, настолько точной и определённой, чтобы легко можно было принять решение о степени её реализации и выстроить абсолютно определённый дидактический процесс, который обеспечивает её достижение в данное время. К сожалению, эта формулировка цели не совершенно подходит в образовании. Невозможно удалить из образовательного процесса живого человека (педагога, ученика), со всеми аспектами его настроения, нрава, темперамента и др.

Помимо того, в практике есть масса примеров, когда чётко поставленные цели не давали результатов или же приводили к нестандартным итогам. Потому, говоря о результатах работы образовательного учреждения, нужно вспомнить о степени активности или же пассивности участия самих обучающихся, их стремления достижения результата, а еще того, что на итоги оказывает большое влияние большое количество других, косвенных моментов. Довольно часто итог не проявляется сразу – эффективность педагогического действия может актуализироваться спустя несколько лет. Вследствие этого цепочка «цель – результат» не обязана трактоваться прямолинейно и упрощённо. Образованию присуща причинно – следственная неопределённость, а соответствие целей образования и его эффектов многовариативно.

Задача отдельного учебного занятия, задача образовательной программы определённого преподавателя быть может и обязана быть сформулирована четко, однозначно и, следовательно, диагностично. Но чем выше уровень управления образовательным учреждением, тем больше вариативность, неопределённость системы и тем больше совместными обязаны быть цели. А значит, и выводы о согласовании эффектов поставленным целям имеют все шансы быть получены лишь через групповой анализ этих (результатов, процесса, соответствия изначального и конечного состояния системы) по всем фронтам социально – педагогической работы учреждения, но не через несложное сопоставление формулировки цели, принимаемое за некоторый идеал, и искусственно выделенных итоговых эффектов её реализации.

Уровни образования в России

В РФ существуют разные уровни образования. Их регламентирует специальный Закон об образовании РФ 273-ФЗ Глава 2 Статья 10, который сравнительно недавно был дополнен.

По закону, уровни образования в РФ делятся на 2 ключевых вида - общеобразовательное и профессиональное.

Первый вид включает в себя дошкольное и школьное образование, а второй - все остальные.

Общее образование

По 43 статье Конституции РФ всем гражданам гарантируется получение бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях. Общее образования - это термин, который включает в себя такие виды:

  • Дошкольное образование;
  • Школьное образование.
2-й вид делится на такие подвиды:
  • Начальное;
  • Основное;
  • Среднее.

Дошкольное образование в первую очередь ориентировано на становление умений, которые помогают позднее при усвоении школьного материала. Сюда интегрированы первичные составляющие письменной и устной речи, базы гигиены, этики и здорового вида жизни.

В РФ удачно работают как муниципальные, так и частные учреждения дошкольного образования. Помимо этого, почти все родители любят воспитывать детей дома, не отдавая их в детский сад. Статистика заявляет, что детей, что не посещали дошкольные учреждения, становится с каждым годом больше.

Начальное образование считается продолжением дошкольного и нацелено на становление у учащихся мотивации, оттачивания умений письменной и устной речи, преподаются базы теоретического мышления и всевозможных наук.

Основная цель общего образования - это исследование основ всевозможных наук, более основательное исследование родного языка, формирования предрасположенностей, к тем либо другим видам работы, формирования эстетически вкусов и общественного определения.

Во время периода общего образования у ученика обязаны сформироваться умения самостоятельного познания мира.

Среднее образования ставит задачей обучить думать разумно, делать самостоятельный выбор, более глубоко исследуются всевозможные науки. Кроме того складывается ясное понятие о мире и социальной роль в нем каждого учащегося.

Профессиональное образование

В РФ уровни профессионального образования разделяются на такие подвиды:

  • Начальное;
  • Среднее;
  • Высшее.

Начальное образование дают учреждения, которые дают рабочие профессии. К ним относят ПТУ (Профессионально-технические училища, что в данный момент их постепенно переименовывают в ПТЛ - профессионально-техническим лицеем). Поступить в такие учреждения вполне возможно как на базе 9, так и на базе 11 классов.

Среднее образование включает в себя техникумы и колледжи. Первые занимаются подготовкой экспертов базисного уровня, вторые дают систему углубленной подготовки. Поступить в техникум колледж, вполне возможно на базе 9 либо 11 классов, в некие учреждения можно поступить только после 9 или же только после 11 классов (например, в медицинские колледжи).

Высшее образование выполняет подготовку профессионалов высочайшей квалификации для разных секторов экономики. Подготовкой специалистов занимаются институты, университеты и академии (в отдельных случаях те же колледжи). Высшее образование делится на такие уровни:

  • Бакалавриат;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Бакалавриат считается неотъемлемым уровнем для получения двух других. Кроме того существуют разные формы получения образования. Она быть может очной, заочной, очно-заочной и в форме экстерната.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

– это совокупность обучающих программ и государственных стандартов, находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Реализующие их уровни образования состоят из учреждений, которые не зависят друг от друга. Учреждение каждого уровня обладает собственными формами организации и органами правового подчинения, которые его контролируют.

Образование в России

Во все времена в нашей стране образованию уделялось особое внимание. Однако, со сменой веков и политических режимов, оно также претерпело значительные изменения. Так, в советское время система образования работала под единым стандартом. Требования к учебным заведениям, планы, по которым проводилось обучение, и методы, применяемые педагогами, были едины и строго регулировались на государственном уровне. Однако переоценка ценностей, на сегодняшний день, привела к тому, что в системе образования идет демократизация, гуманизация и индивидуализация. Все эти термины, неприменимые в прошлом, стали обычными для современных участников образовательного процесса. Существует вариативность образовательных программ, что позволяет каждому учреждению, независимо от своего уровня, вырабатывать собственный план обучения, при условии, что он будет одобрен контролирующим органом.

Однако, несмотря на все новшества, современная российская система образования остается федеральной и централизованной. Уровни образования и его виды закреплены законодательно и не подлежат изменениям.

Виды и уровни российского образования

На сегодняшний день, в РФ существуют такие виды образования, как общеобразовательное и профессиональное. К первому виду относится дошкольное и школьное образование, ко второму – все остальные.

Что касается уровня образования – это показатель освоения образовательных программ различных уровней, как отдельным человеком, так и населением. Образовательные программы, в свою очередь, - это ступени образования. Данный показатель характеризует реальные и потенциальные возможности общества, государства в целом, и отдельного человека, в частности.

Уровни образования:

  • общеобразовательный;
  • профессиональный;
  • высший.

Общее образование

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на получение каждого уровня общего образования на бесплатной основе во всех государственных учреждениях. Уровни общего образования - это:

  • дошкольное;
  • школьное.

Школьное обучение, в свою очередь, делится на:

  • начальное;
  • основное;
  • среднее.

Каждая из ступеней готовит к освоению образовательной программы последующего уровня.

Самой первой ступенью в нашей стране является дошкольное обучение. Оно готовит будущих учащихся к освоению школьной программы, а также дает первоначальные знания о гигиене, этике и здоровом образе жизни. При этом, согласно исследованиям, дети, которые не посещали дошкольное учреждение, на следующей ступени - школе, испытывают трудности, как в социальной адаптации, так и в освоении учебного материала.

Все последующие уровни образования, как и дошкольная ступень, преследуют единую цель – подготовить к освоению следующего этапа обучения.

При этом, первостепенной задачей основного образования является овладение основами разных наук и государственного языка, а также формирование склонностей к определенным видам деятельности. На этой ступени образования необходимо научиться самостоятельно познавать окружающий мир.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Высшее образование. Уровни

Итак, уровни высшего образования – это:

  • бакалавриат;
  • специалитет
  • магистратура.

Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.

Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.

Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:

  • очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
  • заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
  • очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
  • экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).

Заключение

Виды образования и его уровни выглядят таким образом. Именно их совокупность составляет систему образования Российской Федерации. Все они регулируются на законодательном уровне нормативными документами различного характера и содержания.

Следует учитывать, что цель образовательной системы заключается не только в том, что она позволяет освоить различные профессии. В процессе обучения формируется личность, которая совершенствуется с каждым преодоленным образовательным уровнем.

«Основное общее образование – это сколько классов?» — подобный вопрос возникает из-за большого количества вариантов образования для детей.

В России образование делится на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.

Каждый из вариантов также состоит из нескольких частей.

Основное общее образование

Это неспециальное и непрофессиональное образование, которое является второй ступенью школьного.

Оно продолжается 5 лет и включается в себя 5-9 классы школы, гимназии или лицея. В процессе обучения школьник получает основные (базовые) знания по всем предметам.

Перед ним идут:

    1. Дошкольное образование: сюда входят ясли и детский сад. В них дети развивают мелкую моторику, дают базовые знания: алфавит, цифры, времена года и т.д.

Стоит отметить: в некоторых случаях обучение может происходить в специализированных центрах с более обширной программой.

  1. Начальное образование: первые 4 класса школы. В этом возрасте дети получают базовые знания, которые пригодятся им в дальнейшем усвоении материала: они учатся писать, читать, считать, усваивают правила поведения в коллективе, привыкают к длительности занятий.

После окончания 9 класса школьники сдают экзамены (ОГЭ или ГИА), получают диплом об окончании общего образования и имеют право продолжить его в этой же школе, сменить учебное заведение или поступить в колледж или техникум.

Последние варианты предлагают получение более специализированных знаний – это поможет после поступить в ВУЗ.

Среднее общее образование

Так называются последние 2 года обучения в школе, то есть 10 и 11 классы.

В процессе обучения подростки получают более глубокие знания по базовым предметам, усваивают новые (например, экономику и правоведение), готовятся к сдаче экзаменов в ВУЗ или ЕГЭ.

Одной из целей является привитие навыков самостоятельного обучения.

Важно знать: в некоторых странах среднее общее образование длится 3 или 4 года, из-за чего у российских школьников возникают проблемы при поступлении в европейские ВУЗы.

Об общем образовании говорится в Конституции РФ в статье 43: оно является правом и обязанностью всех россиян. Право на получение общего образования закреплено во многих законах стран.

Среднее полное образование

Оно включает в себя прохождение всех 3 ступеней: начального, основного и среднего общего образования, то есть 11 классов школы.

После их прохождения школьник должен сдать выпускные экзамены (ЕГЭ) и получить аттестат о полном среднем образовании.

Примите к сведению: обязательными являются экзамены по русскому языку и математике (их должны сдать все выпускники), профильные (необходимые для дальнейшего поступления в ВУЗ) школьники выбирают сами.

Помимо школьного образования дети и подростки могут получать дополнительное в секциях или на курсах. Это могут быть как профильные предметы, необходимые для дальнейшего обучения в ВУЗах, так и направленные на общее развитие, например, спортивные секции или музыкальные.

Основное общее образование – это 5 лет школы, с 5 по 9 классы. Это вторая ступень, которую предстоит пройти ученикам, после чего они должны доучиться еще 2 года и получить полное среднее образование. Основное образование является обязанностью для всех школьников без исключения.

Смотрите видео об интересной нестандартной модели основного общего образования:

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!