Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Военная история, оружие, старые и военные карты.  Военный Обозреватель 122 миллиметровую гаубицу

122-миллиметровую гаубицу М-30 разработали в 1938 году КБ «Мотовилихинских заводов» (г. Пермь) под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова.

Серийное производство 122-мм гаубицы М-30 было начато в 1939 году.


122-мм гаубица образца 1938 года выпускалась в больших количествах и широко использовалась во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


122-миллиметровая гаубица М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надёжный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жёстко закреплён, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра.


В походном положении ствол закреплялся без отсоединения от штоков противооткатных устройств и без оттягивания.

М-30 была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1.


Колёса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина.


Колёса боевого хода были впервые снабжены походным тормозом автомобильного типа.

У каждого орудия имеются сошники двух типов — для твёрдой и мягкой почвы.


Переход 122-мм гаубицы образца 1938 года из походного положения в боевое занимал не более 1-1,5 минуты.


При раздвигании станин рессоры автоматически выключались, а сами станины автоматически закреплялись в раздвинутом положении.


Гаубица М-30 в своё время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси среднего танка Т-34.


Основной вид боеприпасов М-30 — высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тысяч метров.


Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 метров) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.


Опыт Великой Отечественной войны показал: М-30 с блеском выполняла все задачи, которые ей предписывались.


Она уничтожала и подавляла живую силу противника как на открытой местности, так и находившуюся в укрытиях полевого типа, уничтожала и подавляла огневые средства пехоты, разрушала сооружения полевого типа и вела борьбу с артиллерией и миномётами противника.


О большой живучести 122-мм гаубицы образца 1938 года свидетельствует любопытный факт.


Как-то раз во время Великой Отечественной войны на заводе стало известно, что в войсках есть орудие, сделавшее 18 тысяч выстрелов. Завод предложил обменять этот экземпляр на новый.


И после тщательного заводского обследования выяснилось, что гаубица не потеряла своих качеств и пригодна к дальнейшему боевому использованию.


Это заключение получило неожиданное подтверждение: при формировании очередного эшелона, как на грех, обнаружилась недостача одного орудия.


И с согласия военной приёмки уникальная гаубица снова отправилась на фронт как только что изготовленное орудие.

Гаубица М-30 была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия.


В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА.

Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

По результатам боевого применения гаубицы М-30, маршал артиллерии Георгий Фёдрович Одинцов дал ей следующую эмоциональную оценку: «Лучше её уже ничего не может быть».


Гаубица М-30 являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка — лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц.



В июле 1941 года после понесённых потерь и необходимостью приведения штатов к реальному наличию артиллерийских систем гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 8 штук.


В марте 1942 года в артиллерийский полк стрелковых дивизий добавили третий смешанный дивизион (из двух батарей) и число 122 мм гаубиц увеличилось до 12, а число 76 мм дивизионных пушек до 20 штук.


В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю оставшуюся войну.


В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц и 24 пушек.


С декабря 1944 года гвардейские стрелковые дивизии имели гаубичный артполк (два дивизиона, 5 батарей, 20 122-мм гаубиц) и лёгкий артиллерийский полк (два дивизиона, 5 батарей, 20 дивизионных 76-мм пушек).


С июня 1945 года на этот штат перевели и остальные стрелковые дивизии.

Су-122 на базе М-30

М-30 в музее на Сапун-горе

ТТХ М-30

Масса в боевом положении

Наибольшая дальность стрельбы

Наибольший угол возвышения

Наибольший угол склонения

Угол горизонтального обстрела

Количество переменных зарядов

Скорострельность практическая

5-6 выстрелов в минуту

Скорость перевозки по шоссе


В наследство от русской армии РККА в числе прочих артсистем достались 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» (Krupp) и французской фирмой «Шнейдер». К 1930-м эти орудия явно устарели. Проведённые модернизации (в 1930 году для гаубиц обр. 1910 г. и в 1937 году – для обр. 1909 г.) существенно улучшили дальность стрельбы этих гаубиц, но модернизированные орудия всё же не удовлетворяли требованиям своего времени, в особенности, по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107–122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В целях ускорения проектирования было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки – 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход – металлические колёса без шин, но с подрессориванием – ограничивавший скорость буксировки двенадцатью километрами в час. Орудие было выпущено в 1934– 1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три – во взвод подготовки красных командиров.

Однако в 1936 году в ГАУ произошло серьёзное изменение взглядов на дивизионную гаубицу – проект «Лубок» в исходном виде более уже не считался перспективным. В частности, артиллеристов больше не устраивал однобрусный лафет, и они требовали раздвижные станины. Кроме того, зазвучали разговоры о переходе от 122-миллиметрового к 107-миллиметровому калибру на том основании, что за рубежом все перешли со 120-миллиметровых на 105-миллиметровые орудия. В силу всего этого, «Лубок» на вооружение так и не приняли, а в производстве осталось 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.

К 1937 году стало ясно, что в случае перехода на 107-мм калибр артиллерия начнет испытывать снарядный голод – производственные мощности по производству 107-миллиметровых боеприпасов были слишком малы. По той же причине был отвергнут проект замены дивизионных трёхдюймовок 95-миллиметровыми пушками.

В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

Производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами – № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.
Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.
Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой. Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые. Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей. При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′.

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1. Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 метров.

М-30 была дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка – лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 штуки. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии. В горнострелковых дивизиях в 1939–1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего восемь гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены. В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена. До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах – одна батарея, 4 орудия. 122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. – 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции.

122-мм гаубица образца 1938 года М-30


По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107-122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор - поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка - около 2500 кг, в походном с передком - около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Было выдано задание на разработку такого орудия.

Однако из-за утраченных конструкторских и инженерных кадров во время Гражданской войны с последующей разрухой разработка новой дивизионной гаубицы собственными силами оказалась невозможной. Было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта для выполнения поставленной задачи. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.» . Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки - 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три - во взвод подготовки красных командиров.

Согласно некоторым источникам , в марте 1937 года на совещании по дальнейшему развитию советской артиллерийской техники начальник Генерального Штаба РККА маршал А. И. Егоров решительно высказался за создание 122-мм гаубицы. Его аргументами были более высокая мощность 122-мм осколочно-фугасного снаряда, а также наличие большого числа 122-мм боеприпасов и производственных мощностей для их выпуска. Хотя сам факт выступления маршала пока ещё не подтверждён другими источниками , решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице со ствольной группой по типу «Лубка», но на лафете с раздвижными станинами.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В. Г. Грабин , индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года . Она имела ствол длиной 21 калибр, объём каморы 3,0 л, оснащалась дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса орудия в боевом положении составляла 2030 кг. Орудие являлось дуплексом, поскольку на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка У-4. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Орудие имело ствол длиной 23 калибра с дульным тормозом, объёмом каморы 3,7 л и оснащалось горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса гаубицы в боевом положении составляла 1830 кг, ряд её деталей был унифицирован с дивизионной пушкой Ф-22 . Орудие также являлось дуплексом, так как на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка Ф-28. Гаубица Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25.

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года . Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» .

По мнению известного автора книг по истории артиллерии Широкорада А. Б. , Ф-25 была более удачной конструкцией, несмотря на то, что М-30 отлично себя зарекомендовала впоследствии. В своих текстах он утверждает, что, вопреки приведённому выше решению ГАУ, по мощности эти гаубицы практически не отличались (его аргументация включает одинаковые длину ствола, объём каморы и начальную скорость обеих гаубиц). Однако для утверждения об идентичной внутренней баллистике этих орудий также требуется знать точные характеристики метательных зарядов , поскольку даже при равном объёме каморы плотность порохов и наполнение ими каморы может существенно варьироваться. Поскольку в доступных источниках данные по этому вопросу отсутствуют, то это утверждение (впрямую противоречащее официальному документу) может быть оспорено. Безусловными преимуществами Ф-25 были почти на 400 кг меньшая масса по сравнению с М-30, больший на 10° угол горизонтального наведения и лучшая подвижность благодаря большему клиренсу. Кроме того, Ф-25 была дуплексом, и в случае принятия её на вооружение возникала возможность создания очень удачной артсистемы - дуплекса из 122-мм гаубицы и 95-мм пушки. С учётом длительной доработки М-30, Ф-25 вполне могла пройти испытания в 1939 году.

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза , так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) .

Производство

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году . Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122 .

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года . Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30 , принятая на вооружение в 1960 году .

Производство М-30
Год 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 Итого
Изготовлено, шт. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19 266
Год 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955
Изготовлено, шт. 200 250 - 300 100 100 280 100

Организационно-штатная структура

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка - лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В горнострелковых дивизиях в 1939-1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы) .

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей , блиндажей , ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов . Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков . У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

М-30 за рубежом

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом . Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции . В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии , Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами . Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в артиллерийском музее Бейт а-тотхан. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора , например, в Польшу . В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54 .

Финский артиллерийский музей в г. Хямеэнлинна имеет гаубицу М-30 в своей экспозиции. Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. За время боевых действий финские М-30 израсходовали 13 298 снарядов; три гаубицы было потеряно. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов .

На вооружении

  • СССР
  • Алжир - 60 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Афганистан 2007 год
  • Бангладеш - 20 Тип 54 , по состоянию на 2007 год
  • Болгария - 195 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Боливия - 36 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Вьетнам - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Гвинея-Бисау - 18 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Египет - 300 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Иран - 100 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 40 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • ДР Конго - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Киргизия - 35 М-30, по состоянию на 2007 год
  • КНР :
  • КНДР 2007 год
  • Куба - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Лаос - некоторое количество, по состоянию на 2007 год

    Хорватская М-30

  • Ливан - 32 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Македония - 108 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Молдавия - 17 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Монголия - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Пакистан - 490 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Польша - 227 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Россия - 3750 М-30, по состоянию на 2007 год .
  • Румыния - 41 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Танзания - 80 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Украина - 3 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Хорватия - 43 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Эфиопия - около 400 М-30, по состоянию на 2007 год

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

Оценка проекта

М-30, безусловно, была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Ф. Ф. Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

При сравнении гаубицы М-30 с современными ей образцами артиллерийского вооружения следует иметь в виду тот факт, что в армиях Германии , Франции , Великобритании и США практически нет близких по калибру к М-30 образцов артиллерийского вооружения. Гаубичная артиллерия времён Второй мировой войны дивизионного звена в армиях упомянутых выше стран использовала в основном калибр 105 мм; заметным, но удачным исключением была 25-фунтовая английская пушка-гаубица QF 25 pounder , однако её калибр был ещё меньше и равнялся 87,6 мм. Следующими за 105 мм стандартными калибрами гаубичной артиллерии западных стран были 150, 152,4 и 155 мм. Соответственно традиционный русский (и впоследствии советский) калибр 121,92 мм оказывался промежуточным между калибрами лёгких (87,6-105-мм) и тяжёлых (150-155-мм) гаубиц других стран. Разумеется, во Вторую мировую войну использовались гаубицы не русского (и не советского) происхождения близкого к 122 мм калибра, но подавляющее большинство из них составляли старые орудия периода Первой мировой войны, например, 114-мм гаубица Виккерса в финской армии.

Поэтому сравнение М-30 с другими гаубицами возможно только при сходном с ней круге решаемых боевых задач и близкой организационно-штатной структуре применения в войсках (образцы для сравнения должны быть орудиями, полагающимися по штату частям, близким по численности и организации советской стрелковой, моторизованной или танковой дивизиям). Однако и при этих условиях сравнение будет в известной мере условным. Наиболее близкими к М-30 являются 105-мм гаубицы, поскольку орудия в области калибров 150-155 мм являются гораздо более тяжёлыми по массе и огневой мощи и в их числе имеется достойный советский представитель - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) . Английская 25-фунтовка явно попадает в более лёгкую категорию по массе, и её сравнение с М-30 (несмотря на близкую организационно-штатную структуру эксплуатировавших её частей) будет некорректным. За типичного представителя 105-мм гаубиц можно взять немецкое орудие 10,5-cm leichte Feldhaubitze 18 (le.FH.18) массой 1985 кг, начальной скоростью 15-кг снаряда в 470 м/с, углами возвышения от −5 до +42°, углом горизонтальной наводки в 56° и максимальной дальностью стрельбы 10 675 м.

М-30 имеет сравнимую с leFH 18 максимальную дальность стрельбы (превышение не является значительным, тем более что модифицированный вариант le.FH.18/40 с начальной скоростью снаряда в 540 м/с и предельным углом возвышения +45° имел максимальную дальность стрельбы в 12 325 м). Некоторые прототипы немецких гаубиц 105-мм калибра могли поражать цели на дистанциях свыше 13 км, но по своей конструкции они уже в большей степени являлись гаубицами-пушками , нежели чем классическими короткоствольными гаубицами. Бо́льший угол возвышения у М-30 позволял добиться лучшей по сравнению с le.FH.18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника. По мощности 122-мм снаряд массой около 22 кг однозначно выигрывал у 105-мм массой в 15 кг, но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении, что негативно сказывалось на мобильности орудия. Большая масса гаубицы М-30 также требовала большего количества металла для её постройки. С технологической точки зрения М-30 была достаточно совершенной конструкцией - за 1941-1945 гг. СССР построил 16 887 гаубиц этого типа, тогда как нацистская Германия за тот же период построила 15 388 единиц 105-мм гаубиц le.FH.18 и le.FH.18/40.

В результате общая оценка проекта гаубицы М-30 будет приблизительно следующей: это орудие являлось советской реализацией общей для середины 1930-х гг. концепции мобильной полевой гаубицы на лафете с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. По дальности стрельбы оно было на уровне с наиболее распространёнными 105-мм гаубицами других стран (некоторые из них оно превосходило, некоторым уступало), но главными его достоинствами были традиционные для советских орудий надёжность, технологичность в производстве и бо́льшая огневая мощь по сравнению со 105-мм гаубицами.

Известна также эмоциональная оценка гаубицы М-30 по результатам её боевого применения советскими артиллеристами , данная маршалом Г. Ф. Одинцовым: «Лучше её уже ничего не может быть» .

Описание конструкции

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела . Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.

Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций , этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

Характеристики и свойства боеприпасов

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре .

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100-160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку - до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° - 200 мм, 60° - 160 мм, 30° - 80 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с (при полном заряде) Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) 53-БП-460А 335 (на заряде № 4) 2000
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 21,76 3,67 515 11 720
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой 53-О-462А 21,7 458 10 800
Осколочная граната сталистого чугуна 53-О-460А
Старая граната 53-Ф-460
Старая граната 53-Ф-460Н
Старая граната 53-Ф-460У
Старая граната 53-Ф-460К
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-460
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-460Т
Осветительные снаряды
Осветительный 53-С-462 - 479 8500
Агитационные снаряды
Агитационный 53-А-462 431 8000
Дымовые снаряды
Дымовой стальной 53-Д-462 22,3 515 11 800
Дымовой сталистого чугуна 53-Д-462А 515 11 800
Химические снаряды
Осколочно-химический 53-ОХ-462 515 11 800
Химический 53-Х-462 21,8 -
Химический 53-Х-460 -

Занимательные факты о М-30

  • В фильме «Солдат Иван Бровкин » часть, в которой служит главный герой, вооружена именно гаубицами М-30. Хорошо показана работа расчёта при стрельбе и обслуживании орудия.

Где можно увидеть

Ввиду большого количества выпущенных орудий, гаубицы М-30 очень часто попадают в экспозиции военных музеев или используются в качестве орудий-памятников. В Москве её можно увидеть в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе , в Центральном музее Вооружённых Сил и возле здания Министерства обороны . В Санкт-Петербурге - в Музее артиллерии и инженерных войск , в Севастополе - в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе (севастопольский экспонат изготовлен в 1942 году, к 21 августа 1958 года гаубица сделала 1380 выстрелов ), в Брянске - в экспозиции военной техники на «Партизанской поляне », а также как орудие-памятник «Артиллеристам», в Верхней Пышме (Свердловская область) - в музее «Боевая слава Урала» , в Тольятти - в Техническом музее, в Перми - в музее Мотовилихинских заводов. Нижний Новгород , где расположен завод № 92, выпускавший М-30 в 1940 году, до недавнего времени не имел этой гаубицы ни в городских музеях, ни в качестве орудия-памятника. Однако в 2004 году на площади Маршала Жукова был открыт новый мемориальный комплекс, где М-30 установлена как орудие-памятник. Наряду с прочими экспонатами (БТР-60 , пушки ЗиС-3 и Д-44) оно пользуется неизменным интересом со стороны детей (поскольку мемориал расположен внутри крупного спального района рядом с детской поликлиникой). В Финляндии это орудие экспонируется в артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна , в Польше - в Познаньской цитадели, в Израиле - в артиллерийском музее Бейт а-тотхан , в Казахстане - в Музее ВС РК (г. Астана). Два орудия украшают фасад Екатеринбургского (Свердловского) суворовского военного училища . Одно орудие 1943 года производства установлено в Сквере Славы в Новосибирске .

М-30 в компьютерных играх

В отличие от танков, разнообразие моделей артиллерийского вооружения встречается в очень ограниченном числе компьютерных игр. Одной из таких игр является пошаговая стратегия «Panzer General III». В её редакции «Scorched Earth», где действие разворачивается на Восточном фронте, игрок может комплектовать советские артиллерийские части гаубицей М-30 (в игре она называется просто «12.2 cm»). Там она является доступной игроку с начала Великой Отечественной войны, но устаревает с середины 1943 года, после появления гаубицы-пушки МЛ-20 , что очень сильно не соответствует действительности - производство обоих этих орудий и комплектование ими новых частей продолжались в течение всей войны.

М-30 можно увидеть и в российских играх, в частности, в стратегиях реального времени «Блицкриг », «Сталинград » и «Sudden Strike » («Противостояние 4», «Противостояние. Азия в огне») «В тылу врага 2:Штурм». Стоит отметить, что отражение особенностей использования М-30 в этих играх также далеко от реальности.

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. - Мн. : Харвест, 2000. - 1156 с.: илл. с. - ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. - М .: АСТ, 2002. - 576 с.: 32 л. илл. с. - ISBN 5-17-015302-3
  • Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии. - М .: АСТ, 2002. - 432 с.: 24 л. илл. с. - ISBN 5-17-013066-X
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. - СПб. : Нева, 2003. - 64 с. - ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Оружие Красной армии. - Мн. : Харвест, 1999. - 544 с. - ISBN 985-433-469-4
  • Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг. - М .: Экспринт, 2005. - 48 с. -
ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М -1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне - ОАО "Завод №9"). Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.


Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото - Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).



Конструкция - лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы - стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) - Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.


ТТХ гаубицы :

Д-30 / 2А18 Д-30А / 2А18М
Расчет 7 чел 7 чел
Калибр 121,9 мм 121,9 мм
Длина орудия в походном положении 5400 мм 5400 мм
Длина ствола 4875 мм (38 калибров)
Ширина орудия в походном положении 1950 мм 1950 мм
Углы наведения по вертикали от -7 до +70 град от -7 до +70 град
Углы наведения по горизонтали сектор 360 град сектор 360 град
Масса при буксировке 3400 кг
Масса боевая максимальная 3150 кг
Дальность стрельбы максимальная - 15400 м (ОФС)
- 21900 м (АРС)
- 15300 м (ОФС, )
Скорость снаряда начальная 690 м/с
Время перевода из транспортного положения в боевое 1.5-2.5 мин 1.5-2.5 мин
Скорострельность боевая 6-8 выстр/мин 6-8 выстр/мин ()
Скорость буксировки по асфальту или бетону 80 км/ч 80 км/ч

Боеприпасы :
- осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

Активно-реактивный снаряд (АРС).

Осколочный снаряд (ОС) - основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы ).
Масса - 21.76 кг

Бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы ).
Бронепробиваемость - 200 мм на дальности 630 м

Дымовой снаряд (ДС).

Осветительный снаряд (ОСС).

Агитационный снаряд (АГС).

Специальный химический снаряд - по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации :
- Д-30 - базовая модель гаубицы.

Д-30А / 2А18М - модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. - в производстве ().

Д-30А-1 / 2А18М-1 - вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем ().

САУ 2С1 - самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30.

Статус : СССР / Россия
- 1979-1989 г.г. - гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

2013 г. - состоит на вооружении ВС России.

Экспорт : всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия - была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам - была и возможно есть на вооружении.

ГДР - была на вооружении.

Египет - гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай - гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ 122-мм Тип 85.

КНДР - гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
- 2013 г. 27 июля - на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 ().


Ливан:
- 1992 г. - есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия - была и возможно есть на вооружении.

Польша - была и возможно есть на вооружении.

Румыния - была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
- 1970-1980-е годы - первые поставки
- 2015 г. - есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.


Солдаты армии Башара Асада ведут бои около города Морек в Сирии, 07.10.2015 г. (фото - AP Photo/Alexander Kots, http://tass.ru).


Судан:
- 2013 г. февраль - на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект - 45 выстрелов, расчет - пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна ().


Чехословакия - была и возможно есть на вооружении.

Эстония - гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
- 2014 г. - Д-30 есть на вооружении.


Гаубица Д-30 на показе военной техники в Валга в честь эстонского праздника, 23.06.2014 г. (фото - Jassu Hertsmann, http://rus.delfi.ee/).


Югославия - гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Источники :
Артиллерийский завод №9. 2006 г. ().
О"Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
Памятники Москвы. Гаубица Д-30. Сайт http://dervishv.livejournal.com , 2011 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!