Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Виды природопользования. Право природопользования

Исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы. Право природопользования - это университет экологического права , который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права выделяют следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и.т.д.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со статьей 129 ГК РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд - экономических, духовных, рекреационных и иных - в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды », и иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах: как правовой университет, как правоотношение и как конкретное правомочие природопользователя. Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой университет права природопользования. Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д. Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право , содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

  • право землепользования; право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

Правда, в юридической литературе о пользовании атмосферным воздухом говорится реже и меньше, чем о пользовании другими природными ресурсами. В этой сфере более остро стоят вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, а не регулированием его использования. Соответствующий ФЗ РФ называется «Об охране атмосферного воздуха». Видом использования атмосферы является выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей.

В земельном законодательстве определено целевое назначение всех категорий земель в пределах территории России, соответствующее видам землепользования. Так, Земельный кодекс РФ выделяет: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, детализирующую их назначение. Так, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

  • жилым;
  • общественно-деловым;
  • производственным;
  • инженерных и транспортных инфраструктур;
  • рекреационным;
  • сельскохозяйственного использования;
  • специального назначения;
  • военных объектов;
  • иным территориальным зонам.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации , нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства , местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Новацией Земельного кодекса РФ является то, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться, в частности, для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки , продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям ;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте в установленные сроки и в установленном порядке.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут может быть срочным или постоянным.

Закон РФ «О недрах» также закрепил право общего пользования ресурсами недр. Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими субъектов РФ (ст. 7). Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельный кодекс РФ также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для собственных нужд, имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, пресных подземных вод (ст. ст. 40, 41). Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Лесной кодекс РФ широко регулирует пребывание граждан в лесах: граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. При этом на них возлагается обязанность соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах, безопасности граждан при выполнении работ. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьи 11 Лесного кодекса РФ, не допускается.

Общее водопользование традиционно предусматривается российским водным законодательством. Этот вид водопользования тесно связан с выделяемыми Водным кодексом РФ водными объектами общего пользования. Согласно статье 6 Кодекса поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Кодексом. Соответственно, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. При этом использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, установленными Правительством РФ . Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления.

Законодательством РФ и субъектов РФ на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов , водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также иные запреты.

Право общего пользования водными биоресурсами регулируется ФЗ РФ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» применительно к любительскому и спортивному рыболовству. Любительское и спортивное рыболовство осуществляется гражданами без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законом. При этом любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. В прудах, обводненных карьерах, находящихся в собственности граждан или юридических лиц , любительское и спортивное рыболовство осуществляется с согласия их собственников, а на рыбопромысловых участках - с согласия пользователей рыбопромысловыми участками.

Таким образом, регулируя право общего природопользования, законодательство ограничивает его пределами, связанными с удовлетворением при этом собственных нужд.

Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества , юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в формах:

  • комплексного природопользования,
  • специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие.

Под комплексным природопользованием понимается направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду), а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера, как правило, предоставляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности .

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров , оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Принципы права природопользования

Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном.

Можно оценивать право природопользования и как правоотношения, то есть, урегулирован правом комплекс прав и обязанностей, которые принадлежат субъектам природопользования в конкретных общественных отношениях относительно использования земельного участка, водного объекта, лесного массива, участка недр, охотничьего угодья, объекта, естественно заповедного фонду и тому подобное.

Так, согласно ст. 8 ГК РФ который, если и не полностью, то в значительной мере, применим и к экологическим правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Понятие и виды природопользования

Лицензия содержит следующие сведения: данные о целевом назначении работ, связанных с природопользованием; границы территории (земельного участка), предоставляемого для ведения работ, связанных с природопользованием; перечень используемых природных ресурсов, лимиты (предельные объемы) их изъятия или использования; перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещаемых отходов; план природоохранных мероприятий; особые экологические требования, при которых допускается хозяйственная деятельность; сроки действия лицензии и установленных в ней экологических ограничений; ответственность за несоблюдение предприятием требований в области охраны окружающей среды и условий природопользования.

Если лицензия представляет собой, по сути, разрешение на ведение определенного вида деятельности, возлагающее обязанности на лицензируемого, то договор на природопользование создает обязанности, как для органов власти , так и для природопользователя.

Природоресурсное законодательство предусматривает специфические виды договоров . Например, законодательство о недрах - лицензионный договор и соглашение о разделе продукции; водное законодательство - договор пользования водным объектом; земельное законодательство - договор аренды и временного пользования земельным участком. Эти договоры заключаются с федеральными органами исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления . В ряде случаев заключения договора не требуется, например, при краткосрочном лесопользовании или при пользовании объектами животного мира гражданами .

Лимиты на природопользование - это система экологических ограничений по территориям, представляющая собой установленные собой установленные для природопользователей на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Проекты лимитов разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями - природопользователями и утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (за исключением лимитов отвода земель для строительства объектов, которые утверждаются Министерством промышленности и торговли) в целях достижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и нормативных объемов размещения отходов производства с учетом экологической обстановки в регионе. Лимиты на природопользование устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.

К лимитам на природопользование относятся:

а) нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

б) лимиты водопользования - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

в) расчетная лесосека - норма вырубки древесины, соответствующая ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях - по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

г) лимиты использования объектов животного мира - устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добыче животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

д) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

  • - заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
  • - оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

  • - разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;
  • - оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
  • - поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;
  • - разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;
  • - создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;
  • - переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;
  • - формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

Все виды человеческой деятельности и отрасли экономики в различной степени используют материалы и продукты природного происхождения, а затем возвращают в природную среду свои отходы, поэтому проблемы природопользования имеют универсальное значение и рассматривать их необходимо как единую систему практической деятельности человека с учетом специфики отраслей хозяйства.

По используемым свойствам и функциям, а также характеру зависимости от природы выделяют две основные отрасли хозяйства. Это позволяет определить два основных вида (типа) природопользования (в природно-натуральном выражении). В первом случае, речь идет о пользовании природной территорией. Во втором, речь идет о пользовании веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен между человеком и природой.

Отрасли природопользования Характер взаимоотношений с природой
1. Отрасли, тесно связанные с природой
1.1. Природноресурсные отрасли – сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика, горнодобыча, промыслы, использующие природу как источник ресурсов (почвенно-земельных, лесных, водных, минеральных и др. Природа выступает источником предметов труда и потребления и средством производства. Одновременно природные территории являются своего рода «месторождением», где человек разворачивает свою деятельность.
1.2 Отрасли ландшафтопользования – курортно-оздоровительная деятельность, туризм, организация отдыха, горные, водные, «ландшафтные» виды спорта, заповедно-природоохранная, научно-исследовательская деятельность, использующие природу как обязательное условие своего размещения, способствующее их развитию в данном конкретном месте. Природа используется и сохраняется в менее измененном, более естественном состоянии, чем у отраслей вида 1.1. Лишь в ряде случаев ее «приспосабливают» - прокладывают дороги и коммуникации, устраивают водотоки, укрепляют грунты. Это осуществляется в пределах минимально изменяющих природные свойства территории и сохраняющие ее красоту, уникальность и разнообразие.
2. Отрасли, менее тесно связанные с природой
2.1. Отрасли, связанные с природой опосредованно, через отрасли вида 1.1. Это так называемые базовые отрасли промышленности – металлургия, энергетика, химическая и строительная индустрия, нефтепереработка, переработка природного и попутного газов, каменного угля, древесины, с/х сырья. Природа используется, прежде всего, как источник сырья и вместилище отходов производства. Важно, сколько вещества у природы можно взять, и сколько она может принять обратно отходов, нарушенного вещества и веществ, не имеющих аналогов в природе; ассимилировать их, рассеять, очистить.
2.2. Отрасли, перерабатывающие, потребляющие и перераспределяющие сырье и энергию преимущественно в обработанном виде. Это «верхние этажи» обрабатывающей промышленности, а также транспорт и иная инфраструктура. Природа для этих видов отраслей наименее значима, однако сами они воздействуют на окружающую среду довольно сильно, так как создают вещества, не имеющие в ней аналогов.


Таким образом, от вида природопользования зависит характер воздействия на природу, его количество и качество, а также заинтересованность в сохранении или преобразовании свойств окружающей среды. Степень заинтересованности в сохранении свойств окружающей среды для каждого природопользователя различна. Чем больше она направлена на сохранения «своих» ресурсов, тем эффективнее и рациональнее природопользование.

Существуют и другие подходы к выделению видов природопользования и их классификации. Из них наиболее распространенны следующие:

1.Общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями)на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

2.По видам используемых ресурсов - основан на выделении основных видов природных ресурсов как объектов природопользовании. Он дает возможность оценить масштабы и характер использования ПР, их состояние, обнаружить конфликты и противоречия между разными пользователями одного и того же природного источника ресурсов, выявить нарушителей состояния ресурсных источников.

Использование минеральных ресурсов – добыча и переработка минерального сырья и разных видов топлива.

Лесопользование – заготовка древесины, дикорастущих растений (грибов, ягод, лекарственных трав), организация отдыха и туризма, охотничьего промысла, заповедного хозяйства, природоохранных лесов и лесополос, лесонасаждения.

Водопользование – промышленное, бытовое, с/х водопотребление, организация водного транспорта, гидроэнергетики, рыболовства, рекреации и туризма на водоемах и водотоках.

Землепользование – использование земли для размещения производства, расселения людей, строительства городов и коммуникаций, т.е. «как пространственного базиса» жизни и деятельности; использование земли в сельском, лесном, промысловом хозяйстве – как средства производства; использование земли для размещения отходов.

3. Хозяйственный подход , основанный на выделении видов человеческой деятельности, использующих природные ресурсы и свойства окружающей среды для своих целей, т.е. для целей субъектов природопользования. Этот подход позволяет оценить совокупное воздействие отраслей хозяйства на используемые в процессе их деятельности ПР и условия, выявить наиболее крупные по масштабам воздействия и наиболее экологически опасные виды деятельности.

Промышленное природопользование в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности.

Сельскохозяйственное природопользование в земледелии, животноводстве, промыслах.

Коммуникационное природопользование – в наземных и подземных водных, воздушных видах транспорта и других коммуникаций (нефте-, газо- и продуктопроводы, водопровод и канализация, линия электропередач и др.)

4.Экологический подход , основанный на оценках характера и размера источников загрязнения и негативных последствий, возникающей в окружающей природной среде и природных ресурсах под влиянием тех или иных природопользователей или их сочетаний.

Природопользование , преимущественно загрязняющее среду и природные ресурсы.

Природопользование , преимущественно нарушающее среду и ресурсы.

Природопользование , преимущественно количественно исчерпывающее ресурсы и условия среды.

Природопользование , оказывающее комплексное, многостороннее воздействие, вызывающее общую деградацию среды и природных ресурсов.

Современная система, включающая в себя экономику и экологию, рассматривает виды природопользования как форму обмена веществ, связанную как с природной средой, так и с промышленными процессами и деятельностью общества.

Общая терминология

Разбирая понятие и виды природопользования, необходимо в первую очередь сформулировать точное определение этого термина. Под природопользованием современные экологи и экономисты понимают такую совокупную деятельность, которая объединяет широкий спектр хозяйственных мероприятий. Комплексно все это сильно влияет на природную среду, окружающую человека. Понятие и виды права природопользования находятся в тесной взаимосвязи с промышленным развитием и особенностями формирования непроизводственной сферы. Кроме того, ответственная за природопользование область законодательства регулирует возможности сельского хозяйства.

Основная цель видов и форм природопользования - комплексное влияние на среду, в которой проживает человек, что приводит к увеличению общественного производства. При этом необходимо анализировать потребности населения и вести деятельность в соответствии с их корректировками.

Цели и задачи

Задача, которая ставится перед основными видами природопользования - это удовлетворение общественных потребностей. Человеку необходимы естественные ресурсы, и именно эта сфера права, экономики и экологии позволяет дать ему их в нужной мере. Одновременно с этим практикуемые современной властью, обществом виды управления природопользованием позволяют создать условия, в которых естественные ресурсы могут в нормальном либо расширенном режиме воспроизводиться, что приводит к лучшей продуктивности, эффективности среды вокруг цивилизации.

Современные виды деятельности природопользования направлены на минимальный расход общественного труда. Достигается это путем оптимизации применения природных ресурсов. Если речь идет о невозобновимых ресурсах, тогда природопользование обязывает рационально, максимально экономно расходовать вещества. Также к видам природопользования относятся мероприятия по преобразованию ландшафтов, которые должны быть только лишь целенаправленными, оправданными, а необходимость в проведении таковых - доказана. Это установлено действующими законами, направленными на сохранение природных ресурсов.

Принципы природопользования

Общая характеристика права природопользования, видов природопользования невозможна без формулировки четких принципов, которым подчиняется эта деятельность. В частности, методики, применяемые в рамках производственных, социальных процессов, влияющих на природу, их характер должны соответствовать условиям строго определённой местности. Задача общества - предсказывать результат влияния на природу и предотвращать отрицательное воздействие на окружающую среду, насколько это предоставляется возможным.

Современное представление о видах общего природопользования регламентирует увеличение активности процесса освоения ресурсов, предоставляемых природой. Одновременно с этим ценные эстетически или с точки зрения науки объекты должны охраняться специальным образом в целях предотвращения ущерба. Когда говорят о видах природопользования, обязательно упоминают, что таковые обязывают определять очередность применения ресурсов, оправданную экономической целесообразностью.

Виды природопользования и задачи сферы

Современная экология, экономика и юридические науки обязывают использовать ресурсы, предоставляемые человечеству природой, комплексно. Это позволяет сформировать разумный, экономичный, продуктивный рабочий процесс в рамках народного хозяйства. Важно постоянно модернизировать технику и технологии, чтобы процесс добычи полезных ископаемых, обогащения, переработки полученных веществ сопровождался минимальными потерями ценного материала или вовсе отсутствием таковых.

Современные виды природопользования завязаны на идее экологизации производственных процессов человечества. Для этого необходимо применять все доступные меры и ресурсы, методики и инструментарий.

Природопользование: классификация

Один из основных видов природопользования - это потребление ресурсов. В рамках этой разновидности выделяют три варианта мероприятий. В первую очередь это добыча ресурса, предполагающая обнаружение такового, исследовательский процесс, подготовительные мероприятия и собственно извлечение. Следующий вариант - пользование, не сопровождающееся извлечением ресурса. Наконец, есть возможность применения окружающих территорий как места для сбора отходов потребленческих, производственных процессов.

Еще один вид природопользования - это конструктивная корректировка. В рамках этих мероприятий говорят о комплексных программах, позволяющих преобразовывать среду, в которой живет человек. При этом некоторые свойства можно улучшать - например, обогащать территории или создавать искусственные системы полива. Природопользование - это еще и защита территории от стихии, а также устранение результатов деятельности человека на некотором участке земли.

Воспроизводство и охрана

Аспект воссоздания ресурсов, использованных человеком в рамках жизни социума - это важная тема, довольно долгое время вовсе не привлекавшая к себе внимание широких масс. В настоящее время она поднимается достаточно активно, в том числе и защитниками окружающей среды, поэтому виды права природопользования, связанные с восстановительными процессами, рассматривают три основных варианта: восстановление, создание условий, в которых ресурсы могут восстанавливаться самостоятельно, и воспроизводство ресурсов. Восстановление предполагает очищение территории, рекультивацию участков. Чтобы ресурсы, способные самостоятельно возобновляться, могли это делать, как правило, необходимо ввести законы и правила по охране участков. Непосредственное восстановление предполагает искусственное формирование биогеоценозов. Общество должно разводить леса, в ряде случаев требуется опреснение вод.

Есть также виды права природопользования, связанные с охраной ресурсов, среды. Они направлены на предотвращение отрицательного влияния потребительских, производственных процессов, происходящих в социуме, на окружающее пространство. Одновременно с этим необходимо охранять некоторые зоны - как правило, это делается методом консервации. Задача общества - сохранить генетическое многообразие жизни на нашей планете, и именно на это направлены нормы природопользования.

Контролировать и следить

Чтобы практикуемые мероприятия в рамках разумного природопользования отвечали законным нормативам, экономическим, моральным, общественным требованиям, необходим постоянный контроль этой сферы. В настоящее время практикуется учет природных ресурсов с регулярной инвентаризацией и контролем за сохранностью территории. Человек берет на себя обязательства по корректировке состояния ресурса, среды.

На человеческое сообщество в рамках понимания идеи природопользования возлагается ответственность за управление процессами использования ресурсов окружающей среды. Техническая, научная революция, столь существенно увеличившая производственные объемы по всей планете, сделала отношения человека и природы намного сложнее, нежели это было несколько столетий тому назад. В силу этого факта в настоящее время человек должен активно участвовать в воспроизводственных процессах ресурсов природы. Многие специалисты обращают внимание на то, что именно в настоящее время как никогда нужно комплексно корректировать природную среду, чтобы при сохранности разнообразия и ресурсов общество могло применять находящиеся на планете полезные компоненты с максимальным уровнем эффективности.

Не стоим на месте

В прежние времена природопользование было довольно узким понятием. Как правило, в него закладывали только лишь идею потребления производимого природой ресурса. В настоящее время тема стала существенно шире, так как необходимо защищать среду и контролировать процессы ее расходования. Все эти отрасли находятся в тесной взаимосвязи. Человеческая деятельность по преобразованию природы планеты тесно связана с охраной среды и проблематикой, встающей перед экологами.

Последствия преобразования окружающей среды зачастую провоцируют необходимость срочно принимать меры по сохранению нарушенного экологического баланса. Характерный, наглядный пример - водохранилища, в обилии созданные человеком по всей планете. Формирование таких объектов и их применение в деятельности человека создает повышенную необходимость защиты водных ресурсов. Загрязняющих факторов - огромное количество. Это и стоки от разных объектов, и сельское хозяйство, и промышленность. Водохранилища имеют очень низкую способность очищаться самостоятельно (что особенно заметно в сравнении с реками), но именно от водохранилищ питаются обычно крупные города. Это требует особенно внимательно относиться к проблеме.

Воспроизводить ответственно

Современный разумный подход к ответственному воспроизводству ресурсов окружающей среды предполагает ряд мероприятий, позволяющих охранять природу, ресурсы. Речь идет об очистке сточных вод, отработанного воздуха. В последние годы все более масштабной становится рекультивация земель. Это позволяет в некоторой степени снизить загрязненность вод, воздуха. В то же время нельзя сказать, что это мероприятия только по охране природы, так как они следуют из охраны и представляют собой ликвидацию негативного человеческого влияния на окружающую среду.

Воспроизводство, с другой стороны, находится в тесной взаимосвязи с деятельностью по охране окружающей среды и контролируется ею. Так, если выделена зона охраны водных ресурсов, сто гектаров лесопосадок такой территории позволяют сохранить восемьдесят с половиной тысяч воды в чистом состоянии. Формирование тонны сухого дерева при фотосинтезе связано с расходом почти трех тонн углекислого газа и продуцированием полутора тонн кислорода. Гектар сосновых посадок за год создает три десятка тонн кислорода, включая озон.

Природопользование: другой подход к термину

Альтернативный вариант понимания этого термина предполагает выделение трех видов деятельности: экономическая, культурная (оздоровительная), экологическая. При этом разделяют специальное природопользование, общее. На общих основаниях никакого специального разрешения получать не требуется - граждане реализуют это право постоянно. Даже естественные потребности - дыхание, питание, пользование водой - это уже реализация общего вида природопользования.

Под специальным видом принято понимать такое потребление, которое осуществляется некоторым юрлицом, физическим лицом. Чтобы вести деятельность, сперва необходимо получить разрешение от государственной инстанции по установленному образцу. Природопользование специального вида всегда имеет конкретную цель, указанную в разрешении. Предусмотрено деление на разновидности при учете объекта, используемого в промышленном процессе. Это может быть пользование землей, воздухом, фауной, водой, лесом. В нашей стране принят ряд кодексов и федеральных законов, призванных регулировать особенности природопользования, в том числе в специфических отраслях. Без лицензии специальное природопользование незаконно и наказывается по нормативам правовых актов.

Землепользование

Этим термином принято определять нормы права, а также отношения, которые ими инициированы и призваны регулировать порядок, условия рационального пользования земельными ресурсами. Каждый гражданин имеет право вести фермерское хозяйство и личное подсобное и реализовать через это землепользование. Есть возможность построить жилище, обслуживать его, развести садовое хозяйство или домашних животных. Можно построить дачу - это тоже землепользование, осуществляемое частными лицами. Можно использовать землю для реализации промыслов, традиционных для местности. Права получают те, кому они переходят по наследству, а также покупающие жилой дом. Пользование бывает временным, но можно получить и постоянное право.

Пользование недрами и лесом

В рамках этого права издано несколько норм, которые регламентируют рациональность: условия, которым необходимо соответствовать, порядок использования ресурса. Работать с недрами можно только при условии предварительного получения лицензии, а основания для ее выдачи должны соответствовать конституционным нормативам и пунктам, указанным в кодексах и федеральных законах.

Пользование лесом предполагает соответствие ряду правовых норм государственного уровня. В них прописана многоцелевая сущность реализации права пользования, тесно связанная с процессами восстановления лесных участков и сохранения уже имеющихся в стране. Пользователи леса имеют определённые оговоренные законами права, но на них возложены и обязательства, обусловленные ответственным пользованием природным ресурсом.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три формы: экономическую (ведущая), экологическую и культурно-оздоровительную.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам использования объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов.

Лицензирование природопользования – проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методом запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фонд держателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия – один год. Количества лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал.

Природоресурсовая лицензия – это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования одновременно решаются две взаимоувязанные задачи – охраны и регуляции.

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т.д. Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению – ведение крестьянского хозяйства, сельско-хозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т.д.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннули­рованы органами управления, если произойдет изменение эколо­гической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекра­щено или ограничено по субъективным или объективным при­чинам. Субъективные причины - нарушение условий ли­цензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения усло­вий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает приме­нение мер административной ответственности за самовольное использование вод.

Такое деление важно для характеристики лицензионного по­рядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование произво­дится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство РК:

Определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

Устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регио­нам и лесхозам, т.е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;

Определяют общий объем древостоя, подлежащего выруб­ке в различных регионах;

На основе данных лесосечного фонда и утвержденных на­рядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет - это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.

Лесной билет - другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а так же на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип не истощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохраных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований - соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позво­ляющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна пре­жде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распро­страняются некоторые особые требования, обеспечивающие га­рантии их защищенности - группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира- Закон РК об охране и использовании животного мира опре­деляет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельно­сти и полезных свойств животных, пользование животным ми­ром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным - органы охотнадзора, по лову рыбы - органы рыбнадзора.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или про­дуктов их жизнедеятельности за пределы государства.

Лицензирование на использование атмосферного воздуха . Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вред­ных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:

Инвентаризация выбросов вредных веществ производ­ственным объектом;

Определение на основе действующего ПДК предельно до­пустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

Установление суточного, годового лимита выбросов вред­ных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

Выдача разрешения на выброс, в котором указываются ли­мит и норма выбросов вредных веществ, срок действия.

- 2Лимитирование природопользования

Лимиты на использование - это система эко­логических ограничений по территориям. Они представляют собой объемы предельного изъятия природных ресурсов, кото­рые установлены предприятиям-природопользователям на опре­деленный срок, а также выбросов или сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отхо­дов производства. Эти лимиты устанавливаются для предприятий-природопользователей государственными органами охраны окружающей природной среды с учетом необходимости поэтап­ного достижения нормативных объемов использования природ­ных ресурсов.

Лимиты, так же как и лицензии, являются одним из эффек­тивных средств охраны окружающей природной среды. Так же как и лицензирование, лимитирование обусловлено ограничен­ностью запасов природных ресурсов и необходимостью их раци­онального использования и воспроизводства.

Лимитирование природопользования осуществляется в соот­ветствии с теми направлениями, по которым осуществляется само природопользование, а именно: изъятие природного веще­ства из природы; внесение антропогенного вещества в при­роду. Отсюда и лимиты могут устанавливаться на предельно допустимые нормы изъятия, выемки, использования природного вещества из природной среды, либо на предельно допустимые нормы выбросов, сбросов вредных веществ в природную среду, размещение отходов.

Лимиты на изъятие природного вещества при ис­пользовании природной среды устанавливаются и реализуются под общей концепцией рационального использования и воспро­изводства природных ресурсов. Они распределяются по опреде­ленным объектам:

- землям - действуют нормы отвода земель для авто­мобильных и железных дорог, для аэропортов, магистральных трубопроводов, для мелиоративных систем, газовых и нефтя­ных скважин, для предприятий рыбного хозяйства, для линий связи, электросетей и т. д. Все вышеуказанные нормы отвода земель утверждаются Госстроем Российской Федерации.

Сейчас установлены нормы бесплатной передачи земель в собственность граждан для ведения сельского хозяйства, подсоб­ного хозяйства, садоводства, а также жилищного строительст­ва;

- по водным объектам применяются утвержденные органа­ми водного хозяйства лимиты потребления вод для орошаемого земледелия, для животноводческих, комплексов, для промышлен­ного потребления, для эксплуатации систем коммунального хо­зяйства (водоснабжения и канализации);

- области охраны, использования и воспроизводства ле­сов главным лимитирующим показателем является расчетная лесосека, определяющая равенство между количеством ежегод­ною прироста леса и вырубаемой в порядке заготовок древеси­ны. Существуют также и другие лимитные показатели, устана­вливаемые органами лесного хозяйства;

количество граждан - на пребывание в лесу; число той или иной популяции животных , от которых зависит состояние леса (например лосей, поедающих молодую зеле­ную поросль, кабанов, разрушающих корни деревьев в поисках плодов и т.д.);

- в области охраны и использования животного мира раз­рабатываются лимиты по отстрелу, отлову животных, птиц и

рыбы. Лимиты утверждаются на сезон, отдельные периоды охо­ты или рыболовства, в целом по водоему или охотничьим уго­дьям, по отдельным лицам или охотничьим, рыбопромысловым хозяйствам.

Цель установления этих и подобных им лимитов двойная природоохранная и экономическая: сбор платы за нормативное и сверхнормативное потребление ресурсов. Средства, полученные от пошлины за потребление ресурсов, идут на их воспроизвод­ство и рациональное использование.

Предельно допустимые сбросы, выбросы, размещение отхо­дов (вредных веществ) также представляют собой вид приро­допользования. В этом случае лимитирование решает природо­охранные задачи путем экономического стимулирования источ­ника загрязнения к сокращению отходов (используют экологи­ческие фонды, которые аккумулируют средства, поступающие за выбросы, сбросы, захоронение вредных веществ).


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!