Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Ульяновск готовится к встрече дня памяти небесного покровителя – Андрея Блаженного. Что мы знаем о человеке, который видел Покров Пресвятой Богородицы

Ульяновск готовится к встрече дня памяти небесного покровителя – Андрея Блаженного.

10 декабря 2017 года в городе Ульяновске пройдет большое праздничное мероприятие, приуроченное ко дню памяти небесного покровителя Симбирского края – святого Андрея Блаженного, Христа ради юродивого чудотворца.

Главным событием памятной даты станет соборное архиерейское богослужение в Спасо-Вознесенском соборе , на месте пребывания святых мощей блаженного Андрея Симбирского. Литургию 10 декабря возглавит митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. После богослужения будет совершен молебен святому блаженному Андрею Симбирскому. Для верующих будет организована праздничная трапеза во дворе кафедрального храма.

Продолжением дня станут торжества во Дворце «Губернаторский» с выступлением лучших творческих коллективов города Ульяновска. Кульминацией праздника станет поздравление жителей нашего города, которые во Святом Крещении получили имена в честь блаженного Андрея. Чествование имени Андрей проходит в рамках проекта «Радуйся имени своему» Международной общественной организации «Союз православных женщин», которая является одним из организаторов памятного духовно-просветительского мероприятия.

Кроме того, с 10 ноября по 10 декабря 2017 года проходит месячник духовно-просветительских мероприятий. Ежедневно в течение месяца с описанием жития и подвигов святого знакомятся учащиеся школ и вузов. Совместно с Управлением образования г. Ульяновска, Симбирской епархией РПЦ и Ульяновским центром детского творчества объявлен конкурс детского рисунка «Блаженный Андрей Симбирский». Творческие работы принимаются до конца ноября, а подведение итогов и награждение победителей состоится 10 декабря 2017 г. в рамках праздничного мероприятия в ДК «Губернаторский».

Блаженный Андрей, Ангел – хранитель Симбирска.
Блаженный Андрей родился в Симбирске 4 (17 июля) 1763 года в семье бедных мещан Огородниковых. Его родители отличались благочестивой жизнью. Андрей Блаженный стал настоящим Ангелом – Хранителем Симбирска. Во время его жизни в городе не было больших пожаров. Он зорко следил за горожанами и спасал их от совершения смертных грехов и от несчастных случаев, предсказывал будущее, исцелял своей молитвой к Господу. Не счесть случаев чудесной помощи и исцелений, полученных симбирянами от святого. Только о малой части из них сохранилась память до наших дней.

Жизненный подвиг святого Андрея продолжался 78 лет. 23 ноября 1841 года он последней раз причастился, а 28 ноября (по новому стилю 10 декабря) в 4 часа ночи великий Божий подвижник тихо и безболезненно скончался. К бедной хижине его притек весь город. Ночь и днем в течении пяти суток служились по нему панихиды. Похоронили Андрея Ильича на южной стороне монастырского храма, около стены.

Сегодня блаженный Андрей –Ангел хранитель Симбирска – снова с нами. Но уже не как нищий городской странник, а как прославленный Церковью святой, почивающий душою – на Небесах, а мощами в Спасо-Вознесенском Соборе города Ульяновска. Перенесение мощей из Всехсвятского храма состоялось в декабре 2015 года. И как прежде, святой Андрей готов помочь каждому, обращающемуся к нему.

Житие Андрея Блаженного:
Святой блаженный Андрей родился 17 июля 1763 года (по старому стилю).
Родители его были очень набожны и воспитали своих троих детей в истинной вере. Уже в 7 лет будущий праведник взял на себя нелегкий подвиг — подвиг юродства Христа ради. До самой смерти он жил лишь милостыней, перестал пользоваться обычной одеждой: носил только специально сшитые для него длинные рубашки, и в любое время года ходил без обуви и головного убора.

С 7 лет Андрей взял на себя и подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).

Еще в младенчестве Господь наделил блаженного Андрея даром прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращение с богомолья матери – Анны Иосифовны).

Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.

Во все дни жизни своей Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась.

Некоторые поступки блаженного казались окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал.
На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.

Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования. Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.

Так как блаженный взял на себя и подвиг молчания, пророчествовал он знаками или жестами. Если он подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со крещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека. (Это предупреждение невозможно переоценить – ведь человек обретал возможность достойно приготовиться к смерти и Небесному суду).

Конечно, не все симбиряне сразу поняли, что значит для их, да и для нашего с вами спасения этот юродивый. Блаженный Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге блаженного.

Когда же началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам, и в том числе к преподобному Серафиму Саровскому, неожиданно услышали: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть — ваш Андрей Ильич». Так и возвращались симбиряне к своему святому за благословением и советом.

Когда, в 1841 году 28 ноября (по старому стилю), Андрей Блаженный предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем. В убогое жилище, где лежало тело усопшего, на протяжении пяти дней шли и шли симбиряне. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала, хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почитались как счастье.
С умиленным, спокойным и приветливым лицом Андрей Ильич и после кончины был олицетворением посетившей его благодати Божией. На его отпевание пришли все горожане, за исключением лишь тех, кто не мог самостоятельно двигаться. Здесь были даже те, кто раньше даже не переступал порог храма, а также и различного толка раскольники. Так даже смертью своей Андрей Блаженный приводил людей ко Христу, призывал их к молитве и покаянию.

Презентация на тему: Святой блаженный Андрей Симбирский. Христа ради юродивый, чудотворец

















1 из 16

Презентация на тему: Святой блаженный Андрей Симбирский. Христа ради юродивый, чудотворец

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Родился блаженный Андрей в семье бедного симбирского мещанина Ильи Ивановича Огородникова 17 июля 1763 года (по старому стилю). Родители его, особенно мать Анна Иосифовна, были людьми очень набожными и воспитывали детей своих:Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью - в истинной вере православной. Младенцем Андрей был сиднем, практически не передвигался без посторонней помощи, был немым, хотя и мог говорить два слова - "мама" да "Анна", повторяя их во всех случаях - когда хотел есть, спать или звал кого-то. Со временем Господь укрепил младенца, и он стал самостоятельно ходить.

№ слайда 3

Описание слайда:

С семи лет будущий праведник принял на себя нелёгкий подвиг Христа ради юродства. До самой смерти блаженный старец добровольно лишал себя обычного одеяния и в любую погоду одевался лишь в свою длинную рубаху из домотканого полотна, жил милостыней и подаянием. С ранних лет Господь наделил его даром прозорливости. когда богомольная мать его ходила надолго в паломничество к русским святыням, Андрей, предвидя ее скорое возвращение, выбегал за ворота и кричал: " Мама, Анна", давая знать близким о скором возвращении родительницы, что вскоре и сбывалось.

№ слайда 4

Описание слайда:

С юных лет Андрей принял и подвиг постничества, не вкушая ни мяса, ни вина, а употребляя в пищу лишь хлеб да разваренные сухие ягоды. В большинство дней своей жизни юродивый довольствовался лишь тем, что подавали ему сердобольные симбиряне. Но сам Андрей никогда не просил милостыню, а наоборот - часто делился тем, что находил в кармане. Не от всякого он принимал подаяние, провидя, от чистого ли сердца была эта малая жертва. Иногда Андрея встречали люди, не разумеющие подвижнической жизни праведника, издевались над ним, а часто и избивали. Смиренно и кротко переносил блаженный оскорбления, лишь стоял, потупя взор и опустив голову, переминаясь с ноги на ногу. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге юродивого.

№ слайда 5

Описание слайда:

Во все дни жизни своей Андрей не разлучался с домом Божиим, был прихожанином Спасо - Вознесенского собора, где приобщался Тела и Крови Господней. Часто его видели в любую стужу, стоящим на колокольне храма, либо под стенами собора на протяжении всей ночи, а иногда ползающим в особом умилении подле ограды храма и целующим низенькие ее столбики. Все это во многих симбирянах укрепляло веру в его праведность.

№ слайда 6

Описание слайда:

В жизни своей Андрей возвысился подвигами своими так, что были даны ему Господом особые благодатные дарования. Неоднократно случалось, что он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Проникал блаженный Андрей и в потаенные уголки душ человеческих, давая знать людям своими действиями, что ведомы ему их сокровенные мысли и желания.Будучи лишенным дара речи, Андрей часто жестами и выражением лица своего, с помощью различных предметов мог предсказывать людям события их дальнейшей жизни. Предвидя чьи-то дурные намерения, Андрей всячески препятствовал этому, вставая на пути замышлявшего зло человека, не давая совершить поступок, ведущий к погибели души.

№ слайда 7

Описание слайда:

Так, если он приносил и подавал кому-либо несколько щепочек, то это означало, что душа того человека скоро предстанет пред Богом. Знаком смерти кого-то из домочадцев служило и появление блаженного в доме, когда он ложился под святыми образами со скрещенными на груди руками. Имея бесконечную любовь к ближним, сей угодник давал им знать о приближающейся кончине для того чтобы человек мог достойно приготовиться к переходу в жизнь вечную. Знаком успешной будущей торговли служила принятая Андреем милостыня в лавке или около нее из рук хозяина.Если же старец начинал мести пол в чьем-то доме или подметать двор, то это означало потерю хозяином своего имущества.

№ слайда 8

Описание слайда:

По воспоминаниям симбирян, зафиксированных в различных изданиях и повествующих о жизни старца, современник блаженного Андрея, великий святой земли русской преподобный Серафим Саровский отсылал обратно симбирян, приходивших к нему за благословением и советом, со словами: "Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть - ваш Андрей Ильич." Это признание Саровским чудотворцем праведности симбирского старца, которого он ни разу не видел, еще больше упрочило почитание жителями Симбирска Андрея как угодника Божия. Серафим Саровский

№ слайда 9

Описание слайда:

Убеждённость в том, что Андрей Ильич был немым, однажды была опровергнута им самим. В один из дней своей жизни, обличая одного из сограждан-вольнодумцев, блаженный в гневе воскликнул: "Он Бога хулит!" - к огромному всеобщему удивлению. Это явилось свидетельством того, что старец совершал еще один подвиг - подвиг молчальника, и вовсе не был лишен дара речи. Во все дни жизни своей Андрей Ильич укрощал плоть свою, не давал отдыха телу, передвигаясь лишь бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, преимущественно на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову - таким образом, что во время сна голова ничего не касалась.

№ слайда 10

Описание слайда:

На протяжении своей долгой жизни Андрей Ильич снискал любовь и почитание сограждан. Когда в 1841 году 28 ноября (по ст.ст.) в возрасте 78 лет он в тесной своей хижине предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем. В убогое жилище, где лежало тело усопшего, непрерывно стекались люди. Улица около хижины старца была запружена экипажами. На протяжении пяти дней шли и шли симбиряне, чтобы проститься с блаженным. Всеобщая любовь к Андрею Ильичу была поистине безгранична. Около гроба денно и нощно горели огромные восковые свечи. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала, хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почиталось как счастье.

Описание слайда:

Могила старца долгое время была местом паломничества симбирян. Но после революции Покровский монастырь был разрушен, могильные памятники разбиты. Та же участь постигла и место последнего упокоения блаженного Андрея. В 1990 году, готовясь к 150-летию со дня смерти блаженного Андрея, Ульяновское епархиальное управление начало сбор сведений и материалов о его жизни. В ходе этих работ было выяснено более точно место погребения Андрея Ильича. 5 сентября 1990 года могила святого старца была найдена. 8 сентября в городском сквере состоялось захоронение останков блаженного Андрея в его же склепе. Сотни верующих собрались к двум часам по полудню к месту, где земля ранее скрывала прах старца.

№ слайда 13

Описание слайда:

Сегодня же непрестанно идут и идут к Блаженному люди, преклоняют колени пред его честными останками, просят его о заступничестве и помощи. Приезжают к нему из многих мест России, куда народная молва разнесла весть о нашем праведнике. Многочисленные случаи чудесной помощи святого Андрея, исцеления, которые свершились у раки его мощей, стали истинными свидетельствами богоотмеченности и богоизбранности нашего святого

№ слайда 14

Описание слайда:

Ежедневно у святых мощей праведника во Всесвятском храме читается акафист Блаженному и совершается водосвятный молебен. А в день воскресный на вечерне, после чтения акафиста Всем Святым, рака Святого Андрея открывается и многие сотни приходящих в этот день в храм молящихся прикладываются к многоцелебным мощам праведника, а затем помазуются освященным елеем - тем самым, которым были омыты мощи святого после их обретения.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Какие бы потрясения ни охватывали страну, тропинка к могиле симбирского блаженного Андрея, Христа ради юродивого, никогда не зарастала. Его дар предвидения и способность исцелять недуги были настолько очевидны, что сам Серафим Саровский посылал страждущих к нему.

В июне 1998 года совершилось прославление блаженного Андрея в лике местночтимых святых, а 5 октября 2004 года на заседании Архиерейского собора он был причислен к лику общецерковных святых.

Фото: Из личного архива /

Отрочество блаженного Андрея

Родился Андрей Ильич Огородников в 1763 году в бедной семье, прожил 78 лет. Родители его, особенно мать Анна Иосифовна, были людьми очень набожными и воспитывали детей своих Андрея, его старшего брата Фаддея и сестру Наталью в истинной вере православной. Младенцем Андрей был сиднем, практически не передвигался без посторонней помощи, был немым, хотя и мог говорить два слова - "мама" да "Анна", повторяя их во всех случаях - когда хотел есть, спать или звал кого-то.

Со временем Господь укрепил младенца, и он стал самостоятельно ходить.

Лишенный, по-видимому, всех даров природы, скорченный, имевший жалкий вид, Андрей Ильич принял на себя подвиг юродства и молчальника на всю жизнь, - писал П. Мартынов в своей книге "Город Симбирск за 250 лет его существования". После смерти родителей он с сестрой Натальей, служившей ему до кончины, приютился в хижине, построенной для него в 1813 году помещицей Е. А. Мильгуновой, на Панской улице. Но сюда он приходил только ночевать, а целые дни проводил на улице.

В жизни юродивого Андреюшки встречалось немало поводов для народной молвы, чтобы считать его праведником, так как многие из его деяний были невозможны для обыкновенного человека: так, целые дни, а иногда и ночи, он стоял на церковной паперти или на колокольне в трескучий мороз, босиком, в одной рубахе; вытаскивал голыми руками чугунные горшки из пылающей печи; целовал кипящий самовар, при чем случалось, что обливался кипятком, - и всё это не имело никакого влияния на его здоровье.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Чудеса и благодеяния

В дни отрочества своего, когда мать его уходила в Киев или другие места на богомолье, Андрей Ильич перед её возвращением начинал обыкновенно кричать «мама-Анна». По этому признаку домашние догадывались о скором возвращении Анны Иосифовны домой, что и сбывалось действительно.

Всё, что подавал он встретившимся с ним, имело особенное значение и смысл: кому, например, давались Андреем Ильичом деньги, тот вскоре разживался и богател, а кому предлагал он щепку или землю, тот умирал. Перед переходом дома в чужие руки или перед пожаром приходил он с метлой и начинал мести двор хозяина или выметал сор из дома, и домохозяин непременно лишался своего имущества.

Симбирские торговцы считали за особенное счастье, когда Андрей Ильич, пробегая мимо лавок, что-либо возьмёт по предложению того или другого из них, так как бывало, что в тот же день или вскоре они были вознаграждаемы за это необыкновенной успешностью торговых оборотов.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Раз забежал блаженный в дом к г-же Быковой, когда она, оправившись уже после родов, шла в баню; прошёл в её спальню, лёг на диван и, сложив на груди руки, вытянулся, как мертвец. Г-жа Быкова, шедши из бани, простудилась и в скором времени на этом же самом диване скончалась.

По окончании курса в Казанском университете крестник Андрея Ильича, приехав домой, пожелал поздороваться с ним и попросить его благословения, но, по брезгливости, не решался поцеловать его руку, потому что обе его руки всегда бывали испачканы. Забежавший на этот раз в дом родителей крестника Андрей Ильич подал знак няне, чтобы она вымыла ему руку, которую затем и подал крестнику поцеловать; потом, обнявши его, дал поцеловать ему и голову свою.

Известный в своё время в Симбирской епархии протоиерей села Бурундук Буинского уезда Алексей Иванович Баратынский рассказывал, что однажды шёл он толкучим рынком, будучи почему-то в это время очень голодным, денег же на покупку хлеба при себе не имел. Вдруг откуда-то появился Андрей Ильич, на бегу вынул из сумки половину булки, сунул ему в руки и продолжил бежать далее. Это обстоятельство заставило о. Баратынского изменить свои взгляды на Андрея Ильича.

По прозорливости Андрей Ильич всегда узнавал, кто с каким усердием приносил ему гостинцы. Один семьянин нёс ему большую коврижку, но дорогою подумал: «Зачем это я такую большую коврижку несу ему? Верно, не скушает сам всей, лучше бы детям уделить половину». Андрей Ильич принял коврижку, но, отломив себе кусочек, остальную часть возвратил принесшему её.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Другой нёс ему яблоки в платке, и жаль ему стало отдавать вместе с яблоками и платок, но Андрей Ильич, выложив яблоки, отдал платок этот назад и таким образом дал понять, что не нуждается в невольном подарке.

Когда же началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам, и в том числе к преподобному Серафиму САРОВСКОМУ, неожиданно услышали: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть - ваш Андрей Ильич». Так и возвращались симбиряне к своему святому за благословением и советом.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Кончиной своей воссиял

В постоянном подвиге и всевозможных лишениях прожил Андрей Ильич 78 лет. Он слёг в постель (21 ноября 1841 года). Заслышав о его болезни, народ во множестве стекался к нему как бы за благословением и напутствием для жизни, считая за великое счастье поцеловать его руку. 23 ноября после ранней литургии духовник его о. В.Я. Архангельский прибыл со Святыми Дарами в карете, предоставленной глубокой почитательницей Андрея Ильича Е.А. Столыпиной. После исповеди с редким благоговением причастился Андрей Ильич Святых Тайн. Вечером того же 23 ноября над ним совершено было таинство Святого Елеосвящения, во время которого он, находясь на своём ложе, держал свечу сам, а когда духовник подносил ему Евангелие, с необыкновенным чувством брал его обеими руками и крепко прижимал к своим устам. В 4 часа по полуночи 28 ноября (ст.ст.) 1841 года блаженный старец скончался.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Его кончина взволновала жителей города и окрестных селений. Полиция и жандармы оберегали вход в тесную хижину, где покоились останки блаженного, впуская народ по очереди. Рубаха для усопшего была сшита сёстрами Андреевыми; они же надели на него старинный 8-конечный позолоченный медный крест. Другие принадлежности для погребения, множество подсвечников с большими и тяжеловесными свечами - всё доставлено было от своего усердия богатым купечеством и знатным дворянством.

В богатом гробе, в длинной рубахе и босой, как ходил при жизни, Андрей Ильич покоился пять суток в своей хижине. День и ночь без перерыва здесь служились панихиды и толпился народ. 3 декабря останки блаженного торжественно были перенесены, с благословения симбирского архиепископа Анатолия, в Вознесенский собор ко всенощному бдению, после совершения которого затем во всю ночь при гробе были отправляемы панихиды.

Фото: Из личного архива / из архива протоиерея Алексия Скалы

Прошло полтораста лет, и 3 июня 1998 года во время прославления блаженного Андрея в лике местночтимых святых его останки были извлечены из гроба. «Святые останки будто переливались и искрились при свете свечей - они были покрыты крупными каплями, напоминающими испарину, - свидетельствовал в своей книге «Града Симбирска чудная похвала и заступление» протоиерей Алексий Скала. - Научно объяснить это можно было бы резким перепадом температуры, но склеп вскрыли ещё днём, и внутри него не могло быть очень прохладно. Затем гроб старца на протяжении более чем пяти часов находился в духоте переполненного народом храма. Выходит, резкого перепада температуры при открытии крышки гроба не могло быть …святые мощи, источив кристально прозрачные капли влаги, сами собою омывались, показывая чистоту и непорочную богоотмеченность самого Блаженного».

Так древний Симбирск милостью Божией обрёл своего небесного покровителя.

В семье бедного симбирского мещанина Ильи Ивановича Огородникова 4 июля 1763 года (по старому стилю) родился мальчик Андрей. Мальчик был слабым: несколько лет он не мог сам ходить и был практически немым, хотя и научился произносить два слова – «мама» и Анна. Андрей, вместе со своим братом и сестрой воспитывался родителями в истинной православной вере.

Достигнув семилетнего возраста и научившись ходить, отрок отказался навсегда от обычной одежды и стал носить шившиеся ему с тех пор длинные рубахи, служившие единственным прикрытием его наготы. В любую погоду и время года отрок Андрей стал ходить без обуви и головного убора. Уже в 7 лет будущий праведник выбрал для себя нелегкий путь.

Он принял подвиг юродства Христа ради (до самой смерти он жил лишь милостыней), подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков).

Во все дни жизни своей Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову.

Многие поступки Андрея, казавшиеся странными, приносили только благо. Известен случай, когда он вытащил кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, на дне которого нашли мертвую змею. Был у него и дар исцеления. Больные, обращавшиеся к нему с просьбой о молитве, получали от Андрея небольшие кусочки хлеба, поданные ему ранее, и получали исцеление от болезней.

Обладал он и даром прозорливости, например, безошибочно определял, что человек скоро умрет. Когда, в 1841 году 28 ноября (по старому стилю), Андрей Блаженный предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем.

Канонизация Андрея Ильича Огородникова-праведника, родившегося в 1763 году и скончавшегося в 1841 г., как местночтимого святого Ульяновской епархии, состоялась 3 июня 1998 г. Но и до того дня могила блаженного старца была местом постоянного паломничества...

ДМИТРИЙ ИЛЮШИН (сайт)

Эту поездку можно заказать по тлф.: 8-929-790-37-85

В царствование греческого императора Льва Великого жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился отрок-славянин по имени Андрей. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим слугою и отдал его для обучения грамоте. Изучив Священное Писание, Андрей стал часто молиться и ходить в храмы Божии.

Однажды Андрею было видение, в котором он видел диавола и его бесов, а также Ангелов Божиих, которые велели юноше вступить в схватку с бесами. Андрей с готовностью бросился на самого огромного беса, тот схватил его и со всей силы бросил об землю, но Андрей вспомнил совет Ангела, как победить страшного врага - и ринулся на беса крестообразно. И бес рухнул, как громадное подрубленное дерево, и более был недвижим.

Светлый юноша, бывший среди Ангелов, вручил Андрею драгоценный венец и сказал:

Ступай с миром! С сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели, будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ, - по словам Его Андрей понял, что с ним говорил Христос.

С того времени Андрей сделался Христа ради юродивым.

Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Одни смеялись над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, иные же считали его за одержимого бесом, а дети глумились и били блаженного. Он же всё претерпевал и молился об оскорблявших его.

Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому, он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел, где приклонить главу. Благодатью Святого Духа он получил дар прозорливости, стал прозревать помыслы людей, бесовское коварство и ангельское попечение о человеке.

Однажды, ходя по городу, святой Андрей увидел, что навстречу ему несут покойника - богатого и знатного человека. Зная его при жизни, Андрей остановился и стал смотреть за погребальной процессией, и вдруг видит, что за гробом идет множество бесов, кричащих и творящих бесчинства, так как этот мертвец был для них предметом радости и веселья. Бесы рукоплескали и ругались над поющими заупокойные песнопения, говоря:

Вы воспеваете над псом: «Со святыми упокой душу его».

Когда же совершился обряд погребения, святой Андрей увидал ангела, плакавшего горькими слезами. Андрей спросил его:

В чем причина твоего плача?

Ангел отвечал:

Я был приставлен для охранения к покойному, коего ты видел. Но его взял к себе диавол. Это и есть причина моего плача и печали. Охраняемый мною стал посмешищем демонов.

Придя однажды на рынок, святой Андрей встретил одного инока, которого все восхваляли за добродетельную жизнь. Он подвизался, как подобает инокам, но был склонен к сребролюбию. Многие из жителей города, исповедывая ему свои грехи, давали ему золото для раздачи нищим. Он же, будучи одержим ненасытной страстью сребролюбия, никому не давал, а все клал в сумку, и радовался, видя увеличение денег. Инок, принимая Андрея за одного из нищих, просящих милостыню, сказал ему:

Бог тебя помилует, брат; у меня нет ничего подать тебе.

Отойдя от него на небольшое расстояние, блаженный заметил рядом с иноком двух спорящих между собою юношей - один из них был бес, другой же - Божий Ангел. Бес говорил:

Инок - мой, так как он исполняет мою волю. Он немилосерден, сребролюбив, и работает на меня, как идолослужитель.

Нет, он мой, - возражал ангел, - ибо постится и молится, и притом он кроток и смиренен.

Так они препирались, и не могли договориться. И был с неба голос к светоносному Ангелу: «Оставь его, потому что он не Богу, а мамоне работает». После сего отступил от него Ангел Господень и дух тьмы получил над ним старейшинство. Увидав это, блаженный Андрей удивлялся, что враждебный демон одолел в споре. Встретив однажды на улице того инока, святой взял его за правую руку и сказал:

Зачем ты, брат, погубил свою душу, зачем подружился с бесом сребролюбия? Неужели хочешь ты, чтобы тебя погубила скупость? Правду говорю, что проходя мимо тебя, я слышал отрицающегося от тебя Господа.

По молитвам святого Андрея у инока открылись духовные очи и он увидел рядом с собой диавола. Инок убоялся и раздал нищим все золото, которое у него было, а в дальнейшем даже не брал приносимого ему пожертвования.

Однажды, молясь во Влахернской церкви (где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса), блаженный Андрей увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Святой Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало (омофор) и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Увидев Богородицу, блаженный Андрей сказал своему ученику Епифанию:

Видишь ли ты молящуюся Царицу и Госпожу всех?

Епифаний отвечал:

Вижу, отче святой, и ужасаюсь.

Святой Андрей Юродивый преставился ко Господу в 936 году. По кончине блаженного его ученик Епифаний написал его житие.

В память явления Матери Божией блаженному Андрею Юродивому, родом славянину, в Русской Православной Церкви было установлено празднование Покрова Пресвятой Богородицы, а на следующий день после него - память блаженному Андрею. Русь крестилась через полвека после этого события, и почти сразу после принятия христианства день Покрова Пресвятой Богородицы вошел в число великих праздников. Храмы в честь Покрова Божией Матери появились на Руси в 12 веке. В 1165 году святым князем Андреем Боголюбским был построен храм Покрова на Нерли. В Новгороде в 12 веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, в Москве в царствование Ивана Грозного был построен собор Покрова на рву - известный как храм Василия Блаженного.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!