Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Сочинение на тему: белка.

Бельчонок спустился по стволу сосны у самых моих ног, сковырнул сыроежку и принялся её есть, а гриб держал в передних лапках. Его щёки быстро двигались, и на землю сыпались крошки гриба. Он съел шляпку, но корешок ему не понравился, и он перешёл на другое место.

Бельчонок был совсем маленький, величиной с ладонь. Он нашёл другую сыроежку, отгрыз её красную шляпку и спрыгнул с ней на пенёк. На пеньке, наверное, было комфортабельнее закусывать. Шляпка гриба была велика для бельчонка, вроде целого блина, и он объел её, но не всю. потом спрыгнул с пенька, откинул недоеденный блин, нашёл шишку и стал доставать из неё сладкие семена.

Погуляв в одиночестве у моих ног, позавтракав, бельчонок ушёл на высоту. И пошли гулять одна за другой ветки, по которым он направлялся, быть может, к своему дому.

(По В. Лидину)

Задания

  1. Определите тип речи текста.
  2. Составьте план.
  3. Напишите подробное изложение. Сделайте обобщение: как писатель добивается ощущения, будто мы тоже наблюдаем вместе с ним за бельчонком, чувствуем внимательный взгляд и добрую улыбку рассказчика.

Ответы

  1. Тип речи - повествование с элементами описания, так как главное в отрывке - показ последовательно сменяющих друг друга действий (можно нарисовать несколько картинок к содержанию текста).
  2. План.
    1. Бельчонок ест сыроежку.
    2. Описание бельчонка.
    3. Завтрак на пеньке.
    4. Сладкие семена шишки.
    5. Путь домой.
  3. Писатель добивается того, что мы как бы наблюдаем вместе с ним за бельчонком, потому что он использует разные художественные средства выразительности: олицетворение: бельчонок сковырнул, сравнение: вроде целого блина. Автор наделяет бельчонка человеческими чувствами, образно рисует несколько сценок с ним.

    Все действия бельчонка, важные для показа его поведения, названы подробно, они «видимые», для их обозначения использованы точные глаголы: спустился, держал, откинул и другие. Бельчонок в рассказе показан как маленький ребёнок, который любит есть только вкусненькое. Мы наблюдаем за ним вместе с автором и улыбаемся.

Данные об авторе

Найдюк Ирина Васильевна

Место работы, должность:

Г. Петропавловск-Камчатский МБОУ СОШ №17 им. В. С. Завойко, учитель-логопед

Камчатская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Цель урока:

Цель : формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, картинкам; повторить признаки текста и строение текста-описания; учить точно употреблять слова в тексте; развивать объём слухоречевой памяти.

Используемое оборудование:

Пректор, презентация; картинка с изображением белки, знаковые схемы.

Краткое описание:

Развитие связной речи у обучающихся 2 -3 классов.Задачи: Развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания. Формировать установление связности и последовательности высказывания. Формировать умения и навыки отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста).

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: Изложение текста-описания «Белка» по памяти.

Цель : формировать умение писать изложение по памяти, знаковым схемам, картинкам; повторить признаки текста и строение текста-описания; учить точно употреблять слова в тексте; развивать объём слухоречевой памяти.

Оборудование: презентация; картинка с изображением белки, знаковые схемы.

Ход занятия.

I. Оргмомент.

II. Постановка учебной задачи.

На доске запись: сочинение, диктант, изложение.

Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах - по 5 слогов).

Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока.

Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.

В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других. А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:

Слайд 2

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе - летом.

(Белка)

Как вы думаете, о ком будет текст?

Кто видел белку? Опишите её.

Посмотрите на картинку, определите, в какое время года нарисована эта белка? Почему? (У белки рыжая шубка, поэтому она нарисована летом)

III. Вводная беседа

Что вы знаете о белке?

Белка любит лакомиться лесными орехами, желудями, а также ягодами и грибами. Кое-что она запасает на зиму.

Сколько дупел она готовит?

Обычно у одной белки несколько домиков. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать.Дом белки очень хорошо сохраняет тепло: даже в очень морозную зимнюю погоду температура очень низко не опускается.

Зачем ей нужен хвост?

При прыжке ей помогает длинный пушистый хвост, служащий превосходным рулем. Если она падает или если ее преследует хищник, она делает прыжок с верхушки высокого дерева прямо на землю, и в этом случае хвост служит ей парашютом, ослабляющим силу падения. При помощи хвоста она предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно.

IV. Знакомство с текстом. Определение признаков текста.

Слайд 3

Белка - лесной зверёк.

Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой - серой. У зверька большой пушистый хвост. На ушках - кисточки, на лапках острые коготки.

Белка - подвижный, весёлый зверёк. Она ловко перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево.

Выразительное чтение текста учителем.

Докажите, что это текст.

Определите тип текста. (Текст-описание .) Почему?

Определите тему текста. (Рассказ о белке .)

Определите основную мысль текста. (Описание белки .)

Запишите заголовок текста.

V. Беседа по содержанию.

Слайды 4-9

1. Работа со знаковыми схемами.

Сколько частей можно выделить в тексте? (Три)

Прочитайте 1 часть. О чём в ней говорится? Где живёт белка? (Белка - лесной зверёк.)

Сколько предложений в 1 части?

Прикрепляю знаковую схему «лес»

Прочитайте 2 часть рассказа. О чём говорится в этой части? (Описание зверька)

Перечислите по порядку, что описывается во второй части? (Тело, хвост, уши, лапки)

Как описывается каждая часть предмета? Что сказано про тело?

Прикрепляю знаковую схему «тело»

Какой у белки хвост?

Что есть на ушках, на лапках?

Прикрепляю знаковые схемы «хвост», «ушки», «лапки».

Перескажите 1 и 2 части текста.

Какой белка зверёк?

Как она ведёт себя?

2. Ответы на вопросы по содержанию.

По каждому предложению задаётся вопрос. Учащиеся отвечают полным ответом.

Где живёт белка? (Белка живёт в лесу.)

Чем покрыто её тело? (Тело её летом покрыто рыжей шерстью, а зимой - серой)

Какой хвост у зверька? (У зверька большой пушистый хвост.)

Что есть на ушках, на лапках? (На ушках - кисточки, на лапках острые коготки)

Какой белка зверёк? (Белка - подвижный, весёлый зверёк.)

Как она ведёт себя? (Она ловко перескакивает с ветки на ветку, с дерева на дерево)

VI. Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

VII. Пересказ текста.

Слайд 10

Повторите текст, вставив пропущенные слова.

VIII. Орфографическая подготовка.

Слады 11 - 12

Чтение текста.

Назовите трудные слова. (Объяснение, орфографический разбор слов)

В ле су - лес, зве рёк - зверь, зи мой - зимы, бо льшой - больше, ко готки - коготь, ве сёлый - весело, с дере ва - деревья.

Как связаны предложения в рассказе? Как писатель обходит повтор слова «белка»? (Белка - она, у неё, зверёк)

Записываю синонимы на доске.

IX. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика. Выполнение упражнений с грецкими орехами: катать между ладонями, по тыльной стороне кистей рук.

X. Запись текста по схемам.

Используя схемы, перескажите текст.

Запишите текст так, как запомнили.

Обратите внимание на написание слов: тело её , лето м, покрыто , рыжей , серой , кисточк и, по движный, ловко пе ре скакивает.

XI. Итог занятия.

Внимательно прочитайте текст. Проверьте, не пропущено ли что-то главное. Если вам понравилось то, что вы написали, изобразите на смайлике улыбку, если есть недочёты - без улыбки.

Белка

Фото 1 из 3

Из всех наших грызунов белка едва ли не самый резвый, непоседливый зверёк. В теплую погоду летом белка постоянно в движении: она быстро спускается с ели на землю, тотчас быстро взлетает по стволу обратно, цепляясь за кору дерева длинными и острыми когтями, или перепрыгивает с ветки на ветку. Длинные задние лапки белки, как сильная пружина, дают такой толчок её телу, что зверёк перелетает расстояние до 10 метров. В это время её пушистый длинный хвост, как раскрытый парашют, помогает белке держаться в воздухе.

Шерсть белки летом рыжеватая по цвету и походит на сосновую кору. Благодаря такой окраске белка едва заметна на . Гнездо своё белка сооружает около вершины ели или . Домов у белки может быть несколько - основной и запасные, где можно переждать непогоду, спрятаться от нежданного врага, устроить склад запасов впрок. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами, не брезгуя птичьими яйцами и птенцами. Основной корм белок - семена хвойных деревьев.

Ранней весной при наступлении солнечной погоды в беличьем гнезде появляются очень маленькие слепые бельчата. Белка кормит своих детёнышей молоком месяца два, В июне бельчата уже начинают выбегать из гнезда, прыгать по сучкам и веткам деревьев, спускаться на землю, лакомиться ягодами и молодыми грибами.

Летом, в жаркую погоду, белка днём прячется в дупле или гнезде. Еду, она ищет только рано утром или поздно вечером. В конце лета и осенью белка собирает грибы - готовит себе пищу на зиму. Нередко можно заметить грибы, развешанные на сучках деревьев. За осень грибы провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест. Помимо грибов белка заготавливает себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щелкам орехи и жёлуди. Всё это ей пригодится в голодные зимние дни.

К зиме белки не только запасают еду: они заботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей травой и щели в гнёздах, устраивают толстую подстилку. В гнезде очень тепло. Оно так плотно сложено, что зимой, даже когда белка отсутствует, в нём сохраняется тепло.

Несмотря на свою очень теплую шубу, белка зимой в сильные морозы совсем не выходит из гнезда. В холодную погоду она спит 20-22 часа в сутки. В теплую погоду зверёк на кормёжке задерживается дольше. Питается белка семенами еловых шишек и запасами кормов, заготовленными с лета и осени.

В особенно неурожайные годы белки покидают родные места и отправляются туда, где есть корм. Они преодолевают сотни километров, двигаясь иногда сплошным потоком в течение одного, полутора месяцев со скоростью 4 км/ч. Белка, как и большинство грызунов, в природе живёт 2-4 года, а в неволе при хорошем уходе они обычно доживают до 15 лет.

Что я знаю о белках? Белка — непоседа. Это один из самых подвижных зверьков наших лесов. Она, точно кошечка, умы­вается, потом внимательно смотрит черными бусинками глаз кругом, недовольно цокает, если видит постороннего в лесу, и делает стремительный прыжок, распустив свой пушистый хвост, на соседнее дерево.

Белка — грызун, обитающий преимущественно в хвойных, чаще в еловых лесах. Но эти грациозные зверьки живут и в дру­гих местах, рядом с человеком. Они подружились с людьми, бе­рут корм из рук, предпочитая орехи и сладкое.

Интересно наблюдать, как зверек обрабатывает шишку. Бел­ка срезает ее у самого основания, садится на сук дерева, пере­дними лапами подносит шишку ко рту и проворно обгрызает чешуйки, выбирая языком укрытые под ними семена. Чешуйки дождем сыплются вниз, а за ними вскоре падает и стержень. На южной стороне кроны шишек больше, они крупнее, и зверек здесь чаще кормится.

Почему так любят белки еловые семена? Они содержат 35 процентов жира и 15 процентов белка. Но даже в урожайные годы белкам хватает корма только до половины зимы, поэтому этих красивых, живых и привлекательных зверьков надо под­кармливать.

К сожалению, в числе посетителей парков имеются и такие, которые ломают ветки ели с шишками и преследуют белок.

Белки доверчивы. А как будет приятно, когда белки, которых вы подкармливаете всю зиму, станут без страха встречать и прово­жать вас.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!