Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Русский народный фольклор заклички. Народные заклички

Заклички - небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.
Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима - живут в закличке как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор: солнце просит о тепле и ласке, о щедром лете; радугу - «перебить дождя»; гром - пожалеть дом, не пугать конец, гусей, детей; подсказывает дождю, что поливать и сколько воды вылить; обещает за исправную работу подарок - сварить борщик, дать огуречик.
В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств - переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха - в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме - бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.
Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).
Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Заклинают весну и солнце:
Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!


Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.


Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Солнце, солнце,
Выблесни в оконце,
Дай овсу рост,
Чтобы до небес дорос;
Матушка-рожь
Чтобы встала стеной сплошь.

Ай, авсéнь, авсень, авсень,
Сеем жито целый день!
Свети, солнышко, нам с неба,
Чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи
В лесу выросли орехи,
Чтоб снопы были толсты,
Чтобы лен пошел в холсты;
Зелен хмель лез на батóг,
Чтоб в полушку был горох!

Солнышко, высвети!
Красное, выблесни!
Мы на нивку идем,
Мы серпочки несем.
Будем жито жать,
Тебя в гости ждать!

Когда нет дождя или идет небольшой дождик, обычно хором поют, закликая дождь:
Уж дождь-дождем,
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом,
С теплым летом!

Дождик пуще припусти,
На пшеницу, на гречи.
На горох, на ячмень
Поливай весь долгий день!
А на просо, на рожь
Поливай сколько хошь!

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь поливай!


Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не намочи!
Зря в окошко не стучи.


Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Дождик, дождик,
Сварю тебе борщик,
Поставлю на дубочке
В зеленом горшочке.
Не шатайся, дубок,
Не пролейся, горшок!

Уж дождь дождем,
Поливай ковшом:
На Иванов и Алён,
Чтоб посеяли весь лен.

Секи, секи, дождь,
На бабину рожь,
На дедово семя -
Чтоб взошло воврéмя.

Когда весна с долгими дождями, с половодьями и с ненастьем, ребята просят радугу унести дождь:
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Радуга-дуга,
Перебей дождя -
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.

_______________
ИСТОЧНИКИ:
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. М., «Дет. лит.», 1977. Составитель Г.М. Науменко.
Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992.
Радуга-дуга. Русские народные детские песенки без сопровождения. - М.: «Музыка», 1976. Составитель Г.М. Науменко.

Детский календарный фольклор - одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как он связанс образами природы, природными явлениями. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию ок­ружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природными явлениями, жизненная необ­ходимость их изучения и наблюдения за ними приобретают в календарном фольклоре поэтическую окраску. Тесно связан­ный с воззрениями взрослых, с их календарными песнями и обрядами, детский календарный фольклор, по мнению Г.Науменко, отличается от него по своему жанровому составу У детей это прежде всего игра. По принципу игры ими заимст­вуется и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряженья на масленицу и коляду, одари­вание за исполнение колядок, волочебных, вьюношных песен-пожеланий. Больше всего от детей записано именно колядок, в которых поется об одаривании колядовщиков:

Сею-вею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Поздравительные и величальные песни, исполнявшиеся на пасху молодоженам.

На телят, на жеребят И на маленьких ребят.

Кабы нам колядок -

На недель десяток!

Говорком: Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были,

Много лет жили!

В купальских песнях для детей привлекательны сказоч­ность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздни­ком Купалы. Например:

Купала, Купала!

Где ты летовала?

Летовала я в лесочке,

Под ракитовым кусточком,

Под лазоревым цветочком,

Под шелковым платочком.

В масленичных песнях им близки короткие 4-6-строчные миниатюрные образцы, сходные с детскими драз­нилками:

Масленица - полизуха!

Полизала детей,

И сама - на плетень.

Полизала сыр и масло,

А сама и погасла.

К наиболее распространенным, активно бытующим жан­рам детского календарного фольклора относятся заклички.

Заклички (от слова «закликать» - звать, просить, приглашать, обращаться) связаны с определенным временем года и обращены к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.). Они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение к солнышку «ее деток», которым холодно и которые просят его выглянуть и обогреть, накормить их:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки.

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.

Заговорно-закликательные функции закличек, по всей вероятности, утрачены еще в прошлых веках, » настоящее время они отражают непосредственное общение четей с при­родой и переплетаются в их творчестве с игровыми элемен­тами. Присуще закличкам прямое обращение с преобладани­ем в напевах интонационного зова, клича, а также настойчи­вого утверждения многократно повторяющихся коротких секундовых, терцовых, а иногда и квартовых мелодических оборотов.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр кален­дарного фольклора - приговорки. Приговорки (от слова «приговаривать» в значении припевать, нашептывать) пред­ставляют собой краткие обращения к животным, птицам, на­секомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким.

Приговорка божьей коровке:

Божия коровка!

Полети на небко,

Принеси нам хлебка:

Плюшек, сушек,

Сладких ватрушек.

Приговорки исполняют также, стараясь вытряхнуть попавшую в ухо во время купания воду. При этом скачут на одной ноге, прижимая руку к уху и напевая:

Мышка, мышка,

а горошку!

Вылей воду

На дорожку!

Редкостны приговорки птицам, приговорки, напевае­мые при собирании грибов, ягод. В музыкальном отношении приговорки разнообразны как ни один музыкальный жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Порой в характере исполнения приговорок слышатся отголоски древнейших заговоров, заклинаний.

Древнейший музыкальный язык календарных песен со­храняет специфические особенности архаического мелодиче­ского склада: лаконизм изложения, узкий звуковой объем (весь детский календарный музыкальный материал звучит в основном в пределах терции и кварты), тесную связь с живы­ми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предель­ная ясность, простота музыкального языка календарных пе­сен, естественность их интонаций, тесно связанных с рече­выми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, ус­воению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь, интонировать го­ворком.

Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зеленом лужочке!

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду -
Жабке напиться,
Блошке утопиться!

Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя
С небесной кручи.

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым поволокам!

Весна-красна!
Что принесла?
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Радуга-дуга,
Перебей дождя –
Опять в ночь
Льет во всю мочь;
Перебей гром,
Не попал бы в дом.

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного, белого
Только не горелого.

Заклички для детей про птиц

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,
А нам отдай телегу!

Синички-сестрички,
Чечётки-тётки,
Кулички-мужички,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком!

Солнышко, ядрышко,
Высвети, выгляни!
Воробьи чирикают,
Весну- красну кликают.

Ласточка, ласточка.
Милая касаточка.
Ты где была.
Ты с чем пришла?
-За морем бывала,
Весну добывала,
Несу,несу
Весну-красну!

Заклички для детей про времена года

Падай, падай, белый снег
Радуй, радуй всюду всех
Падай, падай на село
На гусиное крыло
Поле белым укрывай
Будет летом каравай

Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!

Мороз, мороз,
Не бей наш овѐс, нашу рожь,
Бей дуб да клѐн да бабий лѐн,
Да конопи как хочешь, колоти!

Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!

Хороша зима - снегами,
Весна - цветами,
Лето - грибами,
А осень - стогами.
Осень, осень,
В гости просим.
Птицы в лесу: шуг-шуг,
Улетают с севера на юг;
Курлы-си, курлы-си -
Улетают до весны,
Улетают до весны,
По Руси! По Руси!

Осень, осень пришла,
Что ты нам принесла?
В корабью - холста,
На гумно - зерна,
На прялку - шерстинку
Да молока кринку,
На стол - каравай,
Дождик, дождик, поливай!

Медведь топтучий,
Разгони тучи,
Дам овса кучу!
Разгони туман,
Дам пирог румян!

Месяц-дружок,
Золотой рожок,
Выйди на дорожку,
Посвети немножко!

Буря - Баба Яга,
Иди с моря на луга!
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ты поешь, посиди,
А на море не ходи!

Ветер, ветер, ветродуй,
Тучки собери, задуй!
Угони их все
За седые горы,
Просветлеют пусть
Золотые просторы!

Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем:
Март, март­
Солнцу рад;
Апрель, апрель -
Откроет дверь;
Май, май
Сколько хошь гуляИ!
Аy, ау, аукаем!

Радуга-дуга, Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Матушка- репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До Великого поста!

Творческие возможности подрастающего поколения находятся в прямой зависимости от богатства и разнообразия художественного опыта взрослого окружения. В старину детей с раннего возраста приобщали к обрядовой жизни, которая была тесно связана с хозяйственной деятельностью. Они принимали участие в аграрно-календарных празднествах, сначала в качестве простых наблюдателей, а затем и активных участников. Яркие картины традиционной обрядности, воспринятые глазами ребенка, находим у русских писателей — Л.Н. Толстого, А Н Толстого, С Т. Аксакова, А М Горького, И.С. Шмелева и др.

Во время зимних святок дети исполняли колядки , содержащие благопожелания и просьбы о «подаянии». В южных губерниях России и на Украине долгое время бытовал обряд «посеванья», который совершался детьми в первый день Нового года. Ступив на порог, дети разбрасывали зерно и приговаривали: «Сею-сею-посеваю, с Новым годом поздравляю». Хозяева должны были одарить «посевальщиков» гостинцами. Ритуальные действия с зерном носили магический характер: они призваны были обеспечить богатый урожай в наступающем году.

Особенно активная роль отводилась детям при встрече весны. По древним верованиям Весна представлялась антропоморфным (человекоподобным) существом, которое приносили из-за моря на своих крыльях птицы. В праздник сорока мучеников (9/22 марта) дети насаживали на палки испеченных из теста птиц, которых называли куликами или жаворонками, взбирались на крыши риг и амбаров и, поднимая своих «птиц» как можно выше, пели:

Жаворонки, прилетите,

Красну весну принесите.

Нам зима-то надоела

И весь хлеб у нас поела…

Считалось, что в этот день прилетает 40 разных птиц, и первая из них жаворонок. Обрядовые действия должны были способствовать скорому приходу весны, которая «запирает» зиму и «отпирает» лето. Песни назывались «веснянками», а сам обряд — «кликать весну». Увидев черных журавлей, летящих в родные края, дети хором вторили их голосам.

Ребятишки создавали свои произведения, опираясь на творческий опыт старших, но руководствуясь собственным вкусом. Бытующие в детской среде заклички, приговоры, присловья невелики по объему, имеют четкую ритмику, богаты звуковыми повторами. Их содержание, как правило, связано со знакомыми явлениями. Разнообразны заклички , обращенные к солнцу, дождю, ветру, например:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошечко:

Твои дети на повети

Мед колупают,

Деткам бросают.

В наши дни такие песенки, хотя и исполняются «на случай», но уже не связаны с обрядом, они превратились в детскую забаву. Исследователь видит древнюю мировоззренческую основу поэтики закличек, ребенок же воспринимает ее как условно-художественную. То, что Солнце живет в доме, имеет детей-озорников, близко и понятно юным исполнителям. Это дает им возможность окунуться в чудесный мир, родственный сказочному, где стерты границы между реальным и фантастическим.

Особое внимание народная педагогика уделяла воспитанию бережного отношения к живой природе. Писатель Б.С. Рябинин напоминал о существовании в народном быту так называемых детских «запук» — запретов убивать животных, птиц, насекомых. Детей предостерегали: «Синицу не зори (т.е. не разоряй) — дома будет пожар»; «Голубя не убивай — мать умрет». В словаре В. Даля «запуки» толкуются не только как запреты, но как суеверия, пустые предрассудки, между тем в свое время они помогали подрастающему поколению осмыслить право всего живого на жизнь. Одна пожилая женщина сказала Б.С. Рябинину: «Кто животных не любит, у того счастья нет». Приговорки , обращенные к животным, птицам, насекомым, растениям, обязаны своим происхождением «взрослому» репертуару, теперь же дети перенимают их друг от друга. В отличие от исполнявшихся хором закличек такие приговорки были сольными. Подкрадываясь к бабочке, ее уговаривают: «Бабочка-сечка, сядь на крылечко». Взяв в руки улитку, просят; «Улитка, улитка, высунь рога. Дам кусочек пирога». Глухие отголоски веры в сверхъестественные свойства животных находим в популярных обращениях к мыши. Первый выпавший зуб опускают в норку с просьбой заменить его новым.

Мышка, мышка,

На тебе костяной,

Дай мне золотой.

В современном детском быту число закличек и приговорок заметно сократилось. Ушли из обихода некогда распространенные обращения к грибам, пчелам, домашним животным и птицам. Однако появились обращения к рукотворным объектам, например к самолетам. В них можно увидеть нескрываемое восхищение «чудо-техникой»:

Самолет, самолет,

Забери меня в полет.

Встречаются и веселые, озорные стишки:

Аэроплан, аэроплан,

Посади меня в карман,

А в кармане пусто,

Выросла капуста.

Перед нами убедительное свидетельство того, что «чудо-техника» стала привычной.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!