Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Реформы в экономике хрущев. Реформы хрущева

Изменения в высшем руководстве страны. После смерти И.В. Сталина (5 марта 1953 г.) наступил короткий период «коллективного руководства». Председателем Совета Министров СССР стал Г.М. Маленков. Его первым заместителем был назначен Л.П. Берия , возглавивший министерство внутренних дел, объединенное с министерством государственной безопасности. Н.С. Хрущев сначала занимал пост секретаря ЦК КПСС, но в сентябре 1953 г. был избран на пост Первого секретаря ЦК КПСС. Между ними и развернулась борьба за власть. Самыми минимальными шансами на победу обладал Хрущев, но именно он в итоге стал руководителем страны. Выиграть борьбу ему помогло то, что он возглавлял партию - главный элемент политической системы.

В июне 1953 г . Л.П. Берия был обвинен в «антипартийной деятельности» и арестован. Группой захвата руководил заместитель министра обороны Г.К. Жуков. Уже в декабре 1953 г. Берия был расстрелян. В 1955 г. Г.М. Маленков был смещен с поста председателя Совета Министров.

Летом 1957 г. Маленков, Молотов и Каганович предприняли попытку сместить Хрущева с поста первого секретаря ЦК. При помощи Г.К. Жукова Хрущев сохранил власть, а Маленков, Молотов и Каганович были обвинены в создании антипартийной группы и сняты со своих должностей. Уже через несколько месяцев Хрущев «отблагодарил» Жукова, отстранив его от руководства армией. В 1958 г. Хрущев возглавил и Совет Министров СССР, став единоличным лидером.

На XXII съезде КПСС в Уставе партии появилось важное положение, согласно которому никто не мог занимать выборную должность в партии более двух сроков подряд, а состав руководящих органов должен обновляться, по меньшей мере, на одну треть. Если при Сталине массовое обновление управленческого слоя происходило за счет репрессий, при Хрущеве оно должно было происходить за счет выборов.

На рубеже 1950-1960 гг. «оттепель» сворачивалась, нарастал культ личности самого Хрущева. Зрело недовольство его политикой вследствие неудовлетворительных результатов проводившихся реформ.

Реформы управления промышленностью. В августе 1953 г. Г.М. Маленков выступил с программой экономических реформ, суть которых заключалась в приоритетном развитии легкой и пищевой промышленности (группы «Б») и сельского хозяйства. Планы Г.М. Маленкова вызвали недовольство руководителей тяжелой промышленности. В высшем партийном руководстве шла острая борьба за власть, и это недовольство Н.С. Хрущев решил использовать для ослабления позиций своего соперника. Г.М. Маленкову была поставлена в вину опасная недооценка развития тяжелой промышленности, и он был смещен.

Основное внимание по-прежнему уделялось производству средств производства - группе «А». К началу 1960-х гг. доля группы «А» в общем объеме народного хозяйства стала составлять 75%. Особенно быстрыми темпами развивались производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика.

В 1957 г. произошло упразднение министерств, вместо них были созданы 105 совнархозов. Суть реформы состояла в переходе от отраслевого к территориальному принципу. Децентрализация управления промышленностью значительно укрепила экономическую роль союзных и автономных республик, но в то же время затруднила общесоюзные связи, координацию предприятий, расположенных в различных регионах, породила определенную разобщенность.

Организация совнархозов дала некоторый эффект, затем стала сдерживать производство, так как мелочная опека местных руководителей оказалась хуже мелочной опеки отраслевых министерств. В начале 1960-х гг. темпы экономического роста стали неуклонно снижаться.

Ухудшение положения в экономике заставило Хрущева пойти еще на одну крупную реформу управления. В 1962 г. по производственному принципу были перестроены все руководящие органы сверху донизу. Партийные организации, Советы и исполкомы делились на промышленные и сельские. Разделение по производственному принципу привело к неразберихе, к росту численности чиновников и значительному увеличению административных расходов.

Реформы в сельском хозяйстве. На сентябрьском (1953) пленуме ЦК КПСС были приняты важные решения об экономическом стимулировании сельского хозяйства. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию повышались в зависимости от вида в 2-6 раз. Были снижены налоги с личных подсобных хозяйств крестьян. Увеличились поставки селу тракторов и сельскохозяйственных машин.

В 1954 г. началось освоение целины. В Казахстан и Западную Сибирь было отправлено около 300 тыс. добровольцев и много техники. Эти ресурсы отрывались от старопахотных районов России. В первые годы целина давала неплохой урожай. Однако уже в конце 1950-х гг. началась эрозия почв, и урожаи упали.

С целью решения кормовой проблемы были увеличены площади под кукурузу за счет уменьшения посевов зерновых.

В 1953-1958 гг . прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако с конца 1950-х гг., по мере укрепления Н.С. Хрущева у власти, наметился поворот к прежним административным методам руководства сельским хозяйством. Началось ограничение личных подсобных хозяйств.

В 1958 г. была проведена реорганизация МТС, вместо которых появились ремонтно-технические станции (РТС). Машинно-тракторные станции ликвидировались, а их техника должна была выкупаться колхозами по высокой цене и в короткие сроки. Это разорило многие колхозы.

К началу 1960-х гг . вновь обострилась продовольственная проблема. Решение правительства стимулировать развитие животноводства повышением розничных цен на мясо и масло (1962) вызвало острое недовольство городских жителей. В ряде регионов прошли митинги и демонстрации протеста, демонстрация рабочих и служащих Новочеркасска была подавлена войсками. Были жертвы.

Опасаясь дальнейшего роста социальной напряженности, партийно-государственное руководство впервые в истории России и СССР пошло на закупку зерна в США, что положило начало растущей зависимости страны от продовольственного импорта. Показателем кризиса сельского хозяйства стал провал заданий 7-летнего плана (1959-1965): фактический рост сельскохозяйственного производства за годы семилетки составил 15% вместо плановых 70%.

Наука. Высокий уровень советской науки способствовал появлению ядерной энергетики. В 1953 г. была испытана первая водородная бомба. В 1954 г. в подмосковном г. Обнинске запущена первая атомная электростанция. В 1959 г. появился первый атомный ледокол «Ленин». Затем были построены первые атомные подводные лодки. Появился первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104.

В 1957 г. под руководством С.П. Королева был запущен первый искусственный спутник, а 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек планеты - Ю.А. Гагарин .

Однако в целом руководству СССР не удалось обеспечить полноценное осуществление научно-технической революции, охватившей все развитые страны мира, что в последующие годы обусловило техническое отставание страны на наиболее перспективных направлениях.

Социальная сфера. В 1956 г. был принят закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 и более раз. Колхозники получили государственную пенсию только в 1964 г. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства.

Внешняя политика. В своем внешнеполитическом курсе Н.С. Хрущев руководствовался принципом мирного сосуществования капиталистической и социалистической систем. Но он не всегда соблюдался. Прорывы в отношениях с Западом сменялись кризисными ситуациями.

В 1958 г. состоялся первый визит главы советского государства в США. В 1963 г. заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах - в атмосфере, в космосе, под водой.

В 1961 г . произошел второй Берлинский кризис , итогом которого стало разделение города на Западный Берлин, обнесенного знаменитой Берлинской стеной, и Восточный Берлин, столицу ГДР.

Особенно острым стал Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе, в непосредственной близости от США, и поставивший мир на грань ядерной войны.

Для укрепления своих позиций в странах социалистического лагеря Советский Союз использовал все возможные рычаги - от финансово-экономической и технической помощи до силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) - Организация Варшавского договора . В 1956 г. Советский Союз подавил антикоммунистическое восстание в Венгрии. В конце 1950-х гг. резко обострились отношения СССР с крупнейшей социалистической страной - Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов двух стран.

Большое внимание уделялось развитию взаимоотношений с государствами «третьего мира» (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Пытаясь обеспечить свое влияние в этих странах, Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных объектов. За время правления Н.С. Хрущева при финансовой и технической помощи СССР в разных странах мира было построено около 6 тыс. предприятий.

В 1964 г. против Хрущева возник заговор , в котором активное участие приняли А.Н. Шелепин, Н.В. Подгорный, Л.И. Брежнев, В.Е. Семичастный и др. На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме » и «субъективизме », смещен со всех постов и отправлен на пенсию.

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

1953-1957 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталина новый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено: снижение налогов на личное подсобное хозяйство, повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию, списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна), увеличение приусадебных участков. Это был один из вариантов нового аграрного курса.

Программа преобразований сельского хозяйства , осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым , несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы , которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

1958-1964 гг. В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением. Всельском хозяйстве эта тенденция проявилась наиболее отчетливо.

Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства . У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

Промышленность . В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Дальнейшее развитие административной системы. Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) . Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ ).

Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций . С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные . В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги . Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной . Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

Это вызвало стихийные выступления рабочих . В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации . Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам .

После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни . В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура , которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Глава 3 Основные сельскохозяйственные реформы Хрущева в 1953 году

Положительное решение вопроса об индивидуальных хозяйствах крестьян могло быть быстрым, так как этот, по существу, правовой вопрос не требовал финансовых или организационных мероприятий. Облегчив положение крестьян, страдавших от непомерных налогов, Хрущев не мог, однако, только этим поднять сельское хозяйство в целом. Следовало прежде всего увеличить фонды зерна, которое не выращивалось на приусадебных участках, увеличить также урожайность многих технических культур и производство кормов для колхозного скота, решить множество других проблем, без которых нельзя было развивать и промышленность. Подготовка предложений по этим вопросам началась сразу после реорганизации Президиума ЦК КПСС в марте 1953 года, и на сентябрь был назначен пленум ЦК КПСС для обсуждения положения в сельском хозяйстве. Доклад на нем готовил Хрущев. Этот пленум, известный как сентябрьский пленум ЦК, долгое время считался главной заслугой Хрущева в деле подъема сельского хозяйства страны.

Основные решения пленума, суммированные в директивном постановлении ЦК КПСС от 7 сентября 1953 года «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР», были политико-экономические, позволявшие колхозам и совхозам получать от государства намного больше средств за свою продукцию. Когда Сталин вводил колхозную систему и разрабатывал первый Устав колхозов, то он также не собирался просто отбирать у них все лишнее и нелишнее зерно и другие продукты. Государство не забирало, а покупало у колхозов их продукцию, а кроме того, колхозы были обязаны платить этими продуктами (натуроплата) за работу машинно-тракторных станций, находившихся в собственности государства. Ставки «натуроплаты» за пользование тракторами, комбайнами и прочей техникой были очень высокими, а цены, по которым государство покупало продукцию колхоза, очень низкими, настолько низкими, что совершенно не покрывали даже небольшой части затрат колхоза на производство и поэтому у него не было денег на оплату труда колхозников. Но эти так называемые «обязательные» поставки государству по установленным низким ценам теоретически не распространялись на всю продукцию колхоза. Предполагалось, что колхоз сможет произвести больше, чем ему нужно «продать» государству и уплатить машинно-тракторной станции (МТС). Излишки же, оставшиеся у колхоза, могут быть распределены между членами, соответственно числу их «трудодней», а также оставлены «на семена» и проданы в городах через рынки или особые магазины. От такой продажи у колхозов будут и деньги.

Некоторые колхозы, имевшие хорошую землю или опытных председателей, справлялись с этой задачей. К тому же в области или районе руководство всегда старалось создать хотя бы один «показательный», хороший колхоз (туда в первую очередь шли удобрения, машины и все прочее, включая награды и экскурсии). Большинство же колхозов не только не имели излишков, но не могли справиться с обязательными госпоставками и из года в год накапливали долги. То, что не было сдано государству в прошлом, возможно неурожайном году, должно было присоединяться к госпоставкам следующего года. Часто приходилось в трудные годы отдавать зерно и из семенных фондов, а потом весной просить помощь у соседей или у государства, для того чтобы засеять поля. По таким же низким ценам колхозы сдавали мясо и молоко со своих ферм, а поэтому никаких экономических стимулов к развитию не было. Кроме того, нормы обязательных госпоставок все время увеличивались и определялись не с практического, а с теоретического «предполагаемого» урожая.

Идея Сталина была очень простой. Если колхоз будет знать заранее, что у него заберут для государства очень много, то колхозники будут трудиться напряженно, чтобы получить максимальный урожаи и чтобы колхозу достались от этого урожая какие-то излишки. К сожалению, земля имеет свои законы и без удобрений не может обеспечивать беспредельное повышение урожаев. Поскольку же удобрений почти не было, то средние урожаи в СССР не повышались с 1913 по 1953 год и были втрое ниже, чем в других странах Европы. Сентябрьский пленум ЦК КПСС резко изменил положение прежде всего тем, что значительно повысил оптовые цены, по которым колхозы сдавали продукты государству. Это повышение распространялось на все виды продуктов, но было особенно значительным на мясо и птицу (в 550 %), молоко и масло (200 %), картофель (200 %), овощи (40 %). Были повышены цены и на «свободную» продажу колхозами государству возможных «излишков». Все старые долги аннулировались.

На пленуме были приняты и многие другие положительные решения (увеличение производства удобрений, сельскохозяйственных машин, выдача кредитов на строительство ферм, увеличение зарплаты работникам МТС и т. д.). Все эти дополнительные меры могли сказаться через несколько лет. Повышение же цен на получаемые государством у колхозов продукты произвело немедленный эффект, так как колхозы при этом получали от государства значительные суммы денег и уже могли оплачивать труд работников. Полукрепостные отношения колхоза и крестьян были сильно ослаблены.

На пленуме ЦК КПСС было также решено мобилизовать для работы в колхозах (председателями, бригадирами, бухгалтерами, парторгами) от 20 до 30 тысяч опытных организаторов – членов партии, часто с агрономическим образованием. На первые 2–3 года им была установлена довольно высокая зарплата от государства.

Эта реформа, дополненная рядом других решений в последующие месяцы, имела несомненный положительный эффект для развития сельского хозяйства в 1954–1958 годах. Производство зерна в стране, составлявшее в 1953 году около 80 млн тонн, возросло к 1958 году до 136 млн тонн. Из них почти 60 млн были сданы и проданы государству, это почти в 2 раза больше, чем в 1953 году . Урожайность пшеницы и других зерновых увеличилось в среднем с 7 до 11 центнеров с гектара.

Производство мяса – примерно с 6 до 8 млн тонн (на 32 %). Рост производства молока был 61 %, яиц – 44 %, шерсти – 36 % и т. д. Более чем в 2 раза увеличилось производство сахарной свеклы . При этом выплаты колхозникам продуктами и деньгами за работу составили около 134 миллиардов рублей (в денежном выражении до девальвации 1961 года). По существующему сейчас курсу это примерно 600 долларов в год на крестьянскую семью. Хотя эта сумма кажется весьма скромной, следует учесть, что в 1953 году семья получала в год от колхоза эквивалент только 150 долларов.

С учетом увеличившихся доходов от личного хозяйства, можно установить, что в среднем материальное положение крестьянина почти сравнялось с положением рабочего в промышленности. Сельскохозяйственный кризис был как будто преодолен, и это, несомненно, заслуга Хрущева, достижение, укрепившее его власть и влияние.

Из книги Русская революция на Украине автора Махно Нестор Иванович

Глава XII Сельскохозяйственные коммуны. Их внутренние распорядки. Враги этих коммун Февраль - март: момент распределения отобранного у помещиков еще с осени 1917 года живого и мертвого инвентаря и выделения бывших помещичьих имений для поселения в них добровольцев,

Из книги Жизнь Мухаммеда автора Панова Вера Федоровна

Глава 20 РЕФОРМЫ - Образ жизни пророка- «Люди, сидящие под навесом»- Семейная жизнь- Новые откровения- Вдовы и сироты- Мухаммед в мечети- Откровение о наследовании имущества- Сколько жен разрешено иметь верующему- Осуждение кровосмесительных

Из книги Ульрих Цвингли. Его жизнь и реформаторская деятельность автора Порозовская Берта Давыдовна

Глава IV. Реформы Цвингли Проповедь о посте u ее последствия. – Протест епископа и открытые послания Цвингли. – Начало враждебных действий. – Папские заигрывания. – Первый диспут и его мотивы. – Тезисы Цвингли. – Цвингли и Фабер. – Последствия диспута. – “Объяснение

Из книги Всё, что помню о Есенине автора Ройзман Матвей Давидович

15 Вторичное избрание Брюсова в 1921 году. Реформы Союза поэтов Сборники СОПО. К. Бальмонт. Первая артель поэтов. А. Коллонтай Брюсов поставил на заседании правления вопрос о петроградском отделении союза, считая, что председателем его должен быть Александр Блок. В

Из книги Дмитрий Иванович Менделеев автора ПИСАРЖЕВСКИЙ О

X. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЫТЫ Дмитрий Иванович Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье, младшим сыном. Одна из его старших сестер, Екатерина Ивановна Менделеева, вышла замуж за управляющего Томской Казенной палатой Капустина, уехала в Томск и в 1859 году овдовела,

Из книги Хрущев автора Таубман Уильям

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. С. ХРУЩЕВА «Основные даты жизни и деятельности Н. С. Хрущева» и «Указатель имен» составлены Ириной Гыскэ.1894, 15 апреля - в селе Калиновке Курской губернии в семье бедных крестьян Сергея Никаноровича и Ксении (Аксиньи) Ивановны Хрущевых

Из книги Иван Грозный автора Труайя Анри

Глава 4 Реформы

Из книги Никита Хрущев автора Медведев Рой Александрович

Глава 2 Первая экономическая реформа Хрущева в 1953 году Чтобы понять, почему в 1953 году Хрущев мог приобрести быструю популярность и укрепить свои позиции в партийном руководстве именно благодаря серьезным реформам в сельском хозяйстве, следует прежде всего показать, в

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Глава 4 Главная политическая реформа Хрущева в 1955 году Решительные меры в области сельского хозяйства, несомненно, укрепляли политическое влияние и популярность Хрущева, но все же реальная власть в первой половине 1953 года была у Маленкова.До ареста Берии его союз с

Из книги Щёлоков автора Кредов Сергей Александрович

Глава 8 Новые экономические реформы и политический кризис в 1957 году 1956 год был успешным по производству зерна, но в стране все еще резко не хватало продуктов. Разоблачение сталинизма на ХХ Съезде и массовые реабилитации политических заключенных хоть и обеспечивали

Из книги Воспоминания автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Глава 14 Новые реформы Хрущева, которые привели страну к экономическому и политическому кризису После удаления Булганина с политической арены в 1958 году Хрущев, как это сделал и Сталин в 1940 году, принял на себя и обязанности Председателя Совета министров СССР. Фактически

Из книги XX век Лины Прокофьевой автора Чемберджи Валентина Николаевна

Глава III. РЕФОРМЫ В РОССИИ Замысел реформы. Действия правительства. Программа реформы в России как целостный документ Правительством не разрабатывалась. Из выступлений Е.Т. Гайдара, разного рода разработок и постановлений Правительства по отдельным вопросам, а также

Из книги автора

Ценовой шок. Реформы Гайдара или реформы Павлова? Особенно негативный, по сути универсальный эффект на общее состояние экономики и положение людей оказало проведение так называемой, обвальной, или тотальной либерализации цен, поскольку сохранялся абсолютный монополизм

Из книги автора

ВЕХИ РЕФОРМЫ (1966–1982) Основные события 23 июля 1966 г.Указом Президиума Верховного Совета СССР создается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.15 сентября 1966 г.Министром охраны общественного порядка СССР назначается Николай Анисимович

Из книги автора

ГЛАВА 15 1959-1961. Хрущев и Брежнев в 1959 году. 10 июля 1961 года: моя записка и речь Хрущева. Большая сессия. Смерть папы В 1959 году я впервые увидел Хрущева в роли главы правительства. Ю. Б. Харитон и я были приглашены в качестве представителей объекта присутствовать на

Реформы Маленкова

Маленков последовательно проводил линию по отстранению партии от власти. В 1942 г. был ликвидирован институт военных комиссаров. В августе 1944 г. решением политбюро упразднены должности отраслевых секретарей - крайкомов, обкомов, ЦК компартий союзных республик. В 1944 году Маленков подготовил проект решения о совмещении должностей первых секретарей КПСС и Председателей Исполкомов. Первый секретарь ЦК коммунистической партии союзной республики, крайкома, обкома, окружкома, горкома, райкома партии должен был стать одновременно и председателем совнаркома союзной (автономной) республики, исполкома краевого, областного, окружного, городского, районного Совета депутатов трудящихся. Сталин проект поддержал. Но 26 января 1944 г . вместо пленума состоялось заседание политбюро, на котором проект этого постановления не только категорически отвергли, но и вычеркнули вообще из повестки дня пленума. В мае 1953 года была отменена главная привилегия партократов, конверты. По инициативе Маленкова было принято постановление правительства о пересмотре норм денежного вознаграждения для партийных и хозяйственных чиновников. По новым правилам партийные чиновники должны были получать меньше хозяйственников, при этом те и другие теряли часть своих доходов, особенно тех, что выдавались в пресловутых "конвертах". Конечно, это вызвало возмущение аппаратчиков. Маленков замахнулся на "святая святых" - на привилегии партийных чиновников. И вот этого Маленкову простить потом не смогли.

Как председатель Совета Министров, в мае 1953-го Маленков отменил «конверты», официально введенные Совмином еще до войны всему партийному аппарату, то есть денежные доплаты первым, вторым, третьим и прочим нумерованным секретарям, заведующим отделами и так далее, от ЦК КПСС до райкома партии. В дополнение к основной эти люди получали еще как минимум три зарплаты, не облагаемые налогом. Плюс «вертушка», кремлевский телефон, кремлевская поликлиника, кремлевская столовая, кремлевский санаторий и т. д. И вот все это было отнято. Более того, тут же была прибавлена зарплата всем работникам советского аппарата. Если прежде первый секретарь обкома получал в четыре-пять раз больше председателя облисполкома, то теперь председатель облисполкома оказался более обеспеченным. Перед сентябрьским Пленумом 53-го года Хрущев из кассы ЦК, поскольку он контролировал средства партии, выплатил ее функционерам все, что «недоплатил» Маленков. Так Хрущев заручился поддержкой партноменклатуры, вернув им конверты. Из благодарности по предложению Маленкова они единодушно избрали Хрущева своим первым секретарем. В сентябре 1953 г. именно Хрущев на пленуме ЦК объявил о реформе сельского хозяйства. 3 сентября 1953 года на пленуме ЦК был утвержден пост Первого (с БОЛЬШОЙ буквы - С.М.) секретаря ЦК. На этом же пленуме по предложению Маленкова Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Маленков пошел дальше. 25 января 1954 года президиум ЦК принял постановление О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата. Этим постановлением значительно сокращались штаты центрального аппарата министерств и ведомств, что автоматически увеличивало права ЦК и СМ республик стр.

63 Либерализация общества и экономики в годы «оттепели» (1953-1964 гг.).

Оттепель- неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - начало 1960-х годов[источник?]). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности.

Экономические реформы Н. Хрущева

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства . Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтому вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства . Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г . проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

Экономические мероприятия Н.С.Хрущева.

Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом}" вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 г. началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тыс. предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 г. правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 г. проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские.

В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности.

Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые «рязанский мясной эксперимент», «кукурузная эпопея», выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, др. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 г., разгон демонстрации студентов в 1958 г.). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации. Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением! функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, экономические и политические реформы Хрущева и носили ограниченный характер демократизации и. сводились к формальном структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденции и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена партийным и государственным аппаратом как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 г. на Пленуме ЦК Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве.

XX съезд КПСС и его последствия.

Присутствовало 1349 делегатов с решающим голосом и 81 делегат с совещательным голосом, представлявших 6 795 896 членов партии и 419 609 кандидатов в члены партии.

На съезде присутствовали делегации коммунистических и рабочих партий 55 зарубежных стран.

Порядок дня:

Отчётный доклад ЦК КПСС. Докладчик - Н. С. Хрущёв.

Отчётный доклад Центральной ревизионной комиссии КПСС. Докладчик - П. Г. Москатов.

Директивы по 6-му пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1956-1960 годы. Докладчик Н. А. Булганин.

Выборы центральных органов партии. Докладчик - Н. С. Хрущёв.

Перед докладом Хрущева «О культе личности и его последствиях», делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: "Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идет о том, как постепенно складывается культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности". Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева.

Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана, в основном, старая (по "Краткому курсу истории ВКП(б)") оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. В докладе говорилось: "Обращает на себя внимание то обстоятельство, что даже в разгар ожесточенной идейной борьбы против троцкистов, зиновьевцев, бухаринцев и других - к ним не применялись крайне репрессивные меры. Борьба велась на идейной основе. Но через несколько лет, когда социализм был уже в основном построен в нашей стране, когда были в основном ликвидированы эксплуататорские классы, когда коренным образом изменилась социальная структура советского общества, резко сократилась социальная база для враждебных партий, политических течений и групп, когда идейные противники партии были политически давно уже разгромлены, против них начались репрессии".

Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. В докладе не было последовательности в разоблачении преступного характера деятельности Сталина и тем более созданного им режима. Еще менее последовательным было разоблачение сталинщины в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий». Пороки командно- административной системы были, в конечном счете, сведены к культу личности, а вся вина за преступления возложена только на Сталина и лиц из его ближайшего окружения. Всячески подчеркивалось, что культ личности не изменил и не мог изменить природу социалистического общественного и государственного строя. По сути, это соответствовало действительности: социализм в понимании политических лидеров страны второй пол. 50-х гг. соответствовал командно-административной системе, которая продолжала существовать и без Сталина и его репрессивного аппарата, будучи им сформирована. Устранение наиболее одиозных фигур сталинского окружения из партийного руководства как бы снимало ответственность за преступления сталинизма с других партийных руководителей и с партии в целом. Политическое руководство, оставшееся у власти, не разделило ответственности за прошлое и оказалось вне критики.

Таким образом, процесс, получивший название "Разоблачение культа личности Сталина", при всей его исторической значимости, протекал во второй половине 50-х г.г. прежде всего, как процесс ликвидации, да и то не полной, наиболее негативных сторон тоталитарного режима, не затрагивая его сути.

64. Внешняя политика СССР в 1950-х-начале 1960-х гг.

К середине 1950-х гг. на международной арене существовала достаточно напряженная обстановка. Продолжалась жесткая «холодная война». Шло создание военных блоков, направленных на сдерживание влияния «социалистического лагеря» (СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС). После подписания в октябре 1954 г. Парижских соглашений между США, Англией, Францией, ФРГ и другими западными странами Западная Германия получила право восстанавливать свои вооруженные силы и вступила в НАТО. Это нарушало баланс сил в Европе и затрагивало геополитические интересы СССР. ФРГ отказывалась признать послевоенные границы с Польшей и Чехословакией. Перед лицом реальной военной угрозы 14 мая 1955 г. социалистические страны (Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. На базе этого документа для проведения совместной оборонной политики социалистических стран была создана Организация Варшавского Договора (ОВД). В ее рамках существовало объединенное военное командование и велась координация внешнеполитической деятельности. Присутствие советских войск на территории Центральной и Юго-Восточной Европы получило юридическое основание. Создание военно-политических блоков накаляло международную обстановку, способствовало усилению конфронтации. В США с начала 1950-х годов существовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими странами. В свою очередь социалистические страны максимально ограничили контакты с капиталистическим миром. Вся их внешнеторговая деятельность проходила в рамках СЭВ.

Либерализация внутренней жизни после 1953 г. приводит к серьезным изменениям и в международной политике Советского государства. Обновленное советское руководство (в 1956 г. получил отставку министр иностранных дел В.М. Молотов, а с февраля 1957 г. в течение 28 лет этот пост занимал

А.А. Громыко) руководство понимало, что «холодная война» с ее гонкой вооружений ведут мировое сообщество в тупик. Оно отказывается от нереалистичной и опасной сталинской внешней политики. Приостановке «холодной войны» способствовало успешное испытание в СССР в августе 1953 г. водородной бомбы. Оно создало временное военно-стратегическое преимущество Советского Союза и заставило западные державы изменить политику в отношении его. Начинается поиск новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Среди важнейших задач советской дипломатии на международной арене: снижение военной угрозы, завершение «холодной войны», расширение международных связей и усиление влияния СССР в мире в целом.

Положительные сдвиги на международной арене начались уже с 1953 г.

27 июня этого года было наконец подписано соглашение о прекращении огня в Корее. Успехом закончилась Женевская конференция 1954 г., решения которой урегулировали ситуацию в Индокитае. Франция вывела свои войска и признала независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. 15 мая 1955 г. СССР, США, Великобритания и Франция подписали договор о восстановлении независимой и демократической Австрии, парламент которой принял решение о постоянном нейтралитете.

Путь к разрядке напряженности новое руководство СССР видит и в урегулировании двухсторонних связей со многими странами. В 1955 г. дипломатические отношения были восстановлены с Австрией и Югославией. После визита в сентябре 1955 г. в Москву канцлера К.Аденауэра были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В октябре 1956 г. в результате переговоров нормализовались отношения с Японией. СССР отказался от репарационных претензий и поддержал просьбу Японии о вступлении в ООН. Однако мирного договора так и не было подписано из-за территориальных разногласий. К концу 1950-х годов Советский Союз имел торговые и дипломатические отношения более чем с 70 странами мира. В 1954 - 1964 гг. советские руководители посетили десятки столиц Европы, Азии и Америки. Визиты в Москву нанесли видные политики и предприниматели США, Англии, Франции, Италии и многих других стран мира. Советским Союзом в это время была предложена новая форма внешнеполитической деятельности - публичная дипломатия.

Влияние СССР растет после вступления его в 1954 г. в ЮНЕСКО - организацию по вопросам образования, науки и культуры при ООН - и в Международную организацию труда (МОТ). В 1958 г. Советский Союз возобновил членство во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Импульс внешнеполитическому курсу Хрущева дал XX съезд КПСС в феврале 1956 г. На нем была сформулирована новая внешнеполитическая доктрина Советского государства, в которой провозглашался возврат к политике мирного сосуществования государств с различным общественным строем, возможность предотвращения войн в современную эпоху и признавались различные формы перехода стран к социализму. Провозглашенный курс отличался достаточной противоречивостью. С одной стороны, декларировались уважение суверенитета и невмешательство во внутренние дела других стран, а с другой - подчеркивалась необходимость оказания помощи как странам социалистического лагеря, так и мировому коммунистическому и национально-освободительному движению, т.е. фактически речь шла о вмешательстве во внутренние дела капиталистических и развивающихся стран. СССР не отказывался от противостояния с Западом. Мирное сосуществование понималось как специфическая форма классовой борьбы. Доктрина имела ярко выраженную классовую направленность. Она допускала использование различных способов воздействия на классовых противников на международной арене от силового давления до мирных инициатив.

В качестве главного направления в деле обеспечения мира на планете Хрущев предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, а затем и в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение Вооруженных Сил. Сокращения армии, проведенные в 1955 - 1960 гг., позволили уменьшить ее почти на 4 млн человек и довести численный состав советских войск до 2,5 млн. Значительные сокращения своих армий провели также и другие страны социалистического лагеря. Наконец, в 1957 г. СССР внес в ООН предложения о приостановке испытаний ядерного оружия и принятии обязательств об отказе от применения атомного и водородного оружия, а также об одновременном сокращении вооруженных сил СССР, США и Китая до 2,5 млн, а затем до 1,5 млн человек. В 1958 г. советское правительство в одностороннем порядке объявило мораторий на проведение ядерных испытаний и обратилось к парламентам всех стран поддержать эту инициативу. Однако разорвать порочный круг гонки вооружений в 50-е гг. так и не удалось. Западные страны скептически относились к советским предложениям и выдвигали неприемлемые условия. Осенью 1959 г. Н.С. Хрущев первым из советских руководителей посетил США. Большой резонанс в мире вызвало его выступление на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. В своей знаменитой речи он предложил полностью ликвидировать национальные армии и флот и оставить у государств лишь полицейских силы. Эта инициатива резко повысила авторитет и престиж нашей страны на международной арене и способствовала ослаблению напряженности в советско-американских отношениях.

Однако советское руководство не было искренним в своем стремлении к миру. Видимо, правильнее считать, что оно старалось выиграть время в гонке вооружений. Мирные инициативы Советского государства выдвигались на фоне значительных успехов советских ученых в совершенствовании вооружений и ракетной техники. В августе 1957 г. в СССР были успешно проведены испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась потенциально уязвимой для нанесения ракетно-ядерного удара. Одновременно началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением ПВО, ВВС и сухопутных войск Советской Армии, но и создание нового вида Вооруженных Сил - Ракетных войск стратегического назначения (с 1962 г.). Помимо этого, ракетно-ядерное оружие получил и подводный флот ВМФ СССР. Давление на противника «с позиции силы» по-прежнему оставалось главным инструментом советской внешней политики. Как заявлял Хрущев, «другой политики не может быть, другого языка наши противники не понимают». Именно благодаря угрозе советского «ядерного возмездия» в 1956 г. удалось предотвратить объединенную агрессию стран Запада против Египта в период Суэцкого кризиса. СССР значительно укрепил, а затем последовательно расширил сферу советского влияния в странах, освободившихся от колониальной зависимости как в Азии, так и в Африке.

Расширение многосторонних отношений с социалистическими странами являлось одним из приоритетных направлений внешней политики СССР. Новым в отношениях с социалистическими странами стала десталинизация - разоблачение культа личности, отказ от теории и практики сталинизма. Из Москвы прозвучал призыв к лидерам этих стран осуществить демократизацию своей внутренней и внешней политики по образцу СССР. Этот призыв вызвал рост демократического движения, объединявшего противников сталинской модели социализма. Ослабление цензуры и реабилитация политзаключенных усилили критику режимов и привели к радикализации населения. Летом 1956 г. в Познани (Польша) вспыхнула всеобщая забастовка, а затем начались уличные беспорядки. Выступление было подавлено армейскими частями. Лишь благодаря гибкой политике вновь пришедшего к власти Генерального секретаря Польской объединенной рабочей партии В. Гомулки удалось предотвратить широкомасштабное военное «умиротворение» Польши с помощью советских войск.

Под влиянием польских событий резко обострилась обстановка в Венгрии. В сентябре - октябре 1956 г. на волне студенческих и рабочих манифестаций новое правительство во главе с Имре Надем попыталось выйти из жесткой зависимости от Москвы, разорвать союзнические отношения с СССР и другими странами народной демократии, добиться вступления в НАТО. Венгерская партия трудящихся была оттеснена от власти и фактически оказалась вне закона. Был прекращен тотальный контроль над всеми сторонами жизни венгерского общества со стороны карательных органов. По требованию правительства Надема части советских войск, расквартированные в Будапеште и других городах, были выведены из страны. Одновременно была открыта граница с Австрией. Апогеем венгерской «октябрьской революции» стали события 23 октября 1956 г., когда собравшиеся на митинге в Будапеште вооруженные студенты и рабочие разрушили монумент Сталину. В ответ на эти действия советское руководство приняло решение о военном вмешательстве во внутренние дела Венгрии (опираясь на формальное обращение «временного рабоче-крестьянского правительства» Я.Кадара). В ночь на 4 ноября Будапешт был оккупирован советскими войсками. Народное восстание было подавлено. Погибло около 2,5 тыс. повстанцев, десятки тысяч венгров были ранены, многие эмигрировали из страны. Власть компартии и союзнические обязательства ВНР по отношению к СССР и странам ОВД были восстановлены.

После событий в Венгрии тенденция некоторой либерализации была прекращена, усилился идеологический нажим и более жестким стал контроль над политической обстановкой в странах социалистического лагеря. Единство в нем теперь держалось на войсках ОВД.

Вторая половина 1950-х годов ознаменована резким ухудшением отношений с КНР. С 1957 г. руководство Китая стало высказывать резкие критические замечания по поводу советской модели построения социализма и развернувшейся в СССР кампании по разоблачению культа личности. Mao Цзэдун открыто начал претендовать на роль второго лидера в социалистическом мире и мировом коммунистическом движении. Китай уже больше не хотел мириться с ролью «младшего брата» в семье социалистических народов. Попытки Москвы сгладить советско-китайские противоречия путем проведения совещаний коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960 гг. успеха не имели. Обвинив советское руководство в отходе от принципов марксизма-ленинизма и в ревизионизме, Пекин резко выступил за свертывание отношений с СССР: В 1960 г. Китай предъявил претензии на ряд приграничных территорий СССР и Монголии. Одновременно возникли проблемы во взаимоотношениях СССР с Албанией, которая поддержала политику Мао на международной арене. В 1961 г. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В 1962 г. советско-албанские отношения были фактически разорваны, а в 1968 г. Албания вышла из ОВД. С 1962 г. начались вооруженные конфликты на советско-китайской границе. Особую позицию в рамках социалистического лагеря заняла и Румыния, которая в 1958 г. добилась вывода советских войск со своей территории. В значительной степени ориентировались на Китай и лидеры Северной Кореи. Таким образом, в годы «оттепели» начинается нарушение единства стран социализма.

Конец 1950 - начало 1960-х годов стал временем крушения колониальной системы. Укреплению связей со странами «третьего мира» («развивающимися» странами) СССР уделял большое внимание по двум причинам. Во-первых, привлечением освободившихся стран на свою сторону он пытался удержать баланс сил на мировой арене. Как только ослабевала помощь Советского Союза, в них автоматически росло влияние США. Во-вторых, ХХ съезд КПСС причислил национально-освободительное движение, наряду с коммунистическим и рабочим движениями, к составным частям мирового революционного процесса. Поэтому расширение сотрудничества с этими странами рассматривалось как форма борьбы с мировым империализмом. «Развивающиеся» страны получали от СССР серьезную дипломатическую поддержку, но самое главное, огромную финансовую помощь. Особенно тесные контакты сложились с Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Им оказывалась помощь в строительстве промышленных предприятий и других объектов. С помощью советских специалистов в Индии был возведен Пхилайский металлургический комбинат, а в Египте Асуанская плотина. Всего же за это время при финансовой и технической поддержке СССР было построено в разных странах мира около 6 тыс. промышленных объектов.

Важнейшей проблемой международной обстановки в Европе этого периода являлось урегулирование германского вопроса, который теперь заключался в определении статуса Западного Берлина. Согласно решениям Потсдамской мирной конференции 1945 г., столица Германии, как и вся территория страны, была разделена на оккупационные зоны. Советская зона в 1949 г. превратилась в ГДР, а Берлин стал столицей социалистической Германии. Территория же Западного Берлина фактически являлась частью ФРГ. В ноябре 1958 г. советское правительство обратилось к странам Запада с просьбой о пересмотре статуса Западного Берлина, который должен был стать свободным и демилитаризованным городом. Целью являлась ликвидация «форпоста империализма на социалистической немецкой земле». Принципиальное решение вопроса о статусе Западного Берлина было отложено (в соответствии с договоренностями между Хрущевым и Эйзенхауэром) на май 1960 г., когда должна была состояться конференция глав правительств СССР, США, Франции и Англии. Но встреча так и не состоялась: 1 мая 1960 г. над советской территорией был сбит американский самолет - разведчик У-2 (пилот Ф.Пауэрс был задержан на месте приземления и дал показания, обличавшие его как шпиона). Отношения Восток - Запад резко обострились. Между тем берлинский кризис углублялся. Западный сектор города быстро восстановился с помощью инвестиций из США (план Маршалла). Уровень жизни в здесь был несравненно выше, чем в восточном секторе. Весной - летом 1961 г. значительная часть населения, в основном молодежь и студенчество в крупных городах, открыто выступила за изменение политического строя. В связи с этим после предварительного согласования с Москвой по инициативе руководителя ГДР В. Ульбрихта вокруг Западного Берлина в ночь на 13 августа 1961 г. была возведена стена из бетона и колючей проволоки. Эта мера позволила предотвратить «голосование ногами» против социалистического строя. Берлинский кризис отрицательно сказался на развитии международных отношений в Европе. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные испытания в атмосфере и провел серию ядерных взрывов.

Противостояние Восток - Запад вскоре поставило человечество на грань мировой войны, когда в октябре 1962 г. разразился Карибский кризис. Причина его заключалась в том, что США, пытаясь свергнуть режим Кастро, в апреле 1961 г. организовали высадку десанта в районе Плайя - Хирон. Для защиты от американской экспансии Ф.Кастро весной 1962 г. добился от Советского Союза размещения на Кубе ракет среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Поскольку Куба провозгласила себя социалистической страной, Хрущев считал своим долгом защитить «остров свободы». Соблазняла также возможность разместить военную базу в непосредственной близости от США. С весны 1962 г. СССР начал тайно осуществлять переброску ракет. В октябре 1962 г. это стало известно американцам. Президент Д. Кеннеди объявил военно-морскую блокаду Кубы и потребовал немедленного вывоза советских ракет с острова. В полную боевую готовность были приведены не только войска США и СССР, но и НАТО и ОВД. Политические амбиции лидеров поставили мир на порог ядерной катастрофы. Но все же спасительный компромисс был найден. В ходе интенсивных переговоров по прямому проводу между Н.С. Хрущевым и Д. Кеннеди стороны договорились, что СССР уберет ракеты с Кубы, а США - из Турции и Италии. Кроме того, Кеннеди гарантировал безопасность режима Кастро. При разрешении Карибского кризиса возникла новая эффективная форма межгосударственных отношений - личные контакты глав государств. Они позволили добиться некоторого смягчения международной напряженности. Однако убийство Д. Кеннеди в ноябре 1963 г. и отставка Н.С. Хрущева в октябре 1964 г. прекратили этот процесс. С середины 1960-х годов начинается новый виток гонки вооружений.

Эмоции, пережитые в дни Карибского кризиса, со всей очевидностью показали миру необходимость договора об ограничении ядерного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США, Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Вскоре к этому договору присоединилось более ста государств.

В период «оттепели» СССР удалось добиться снижения накала «холодной войны» и упрочить свое положение одной из мировых держав.

Карибский кризис и начало процесса «разрядки международной напряженности».

65. Эпоха «развитого социализма» в СССР и формирование застойных явлений в обществе и экономике (1965 - начало 1980-х гг.). Л.И.Брежнев. Косыгинская реформа 1965 г. и ее итоги. Конституция СССР 1977 г.

«Эпоха застоя» - накопление отрицательных явлений в общественной жизни, управлении государством, культуре; старение руководящих кадров, которые перестали, в конце концов быть способными к управлению страной, но зато очень способствовали расцвету коррупции, воровства, протекционизма и блата, всемирного обмана государства, росту пьянства и преступности.

Причины застоя. Как строй социализм не способен самосовершенствоваться, так как в нем нет ни политических механизмов, способных изменять управление общества по мере его роста и развития, ни экономических, поскольку все движения исходят от государства. Само экономическое развитие идет экстенсивным путем, расширения ростом в ширь, а потому является очень расточительным. Следовательно, вся жизнь страны зависит от высшего слоя чиновников, который постепенно формируется в класс. Такое общество плохо способно к саморазвитию, а стремится лишь к экспансии, расширению, к созданию новых мест «кормления» для разрастающегося чиновничества. Таким образом, главной причиной застоя было исчерпание доступных социалистическому строю ресурсов развития в экономической сфере, что поставило предел и гонки вооружений, а также обострило экологические проблемы. Другой причиной стало отсутствие ля правящего класса номенклатуры побудительных мотивов для более эффективной работы.

Брежнев Л. И пришел к власти в 1964 году. По натуре консерватор, но любящий власть. Во времена его председательства предпринимались попытки реформ Косыгиным, но не поддержанные властью они провалились.

Косыгинская реформа

Новое руководство провозгласило научный подход к экономике. При этом столкнулись две линии: на применении экономических (рынок, хозрасчет, материальная заинтересованность предприятий и трудящихся) и административных (улучшение хозяйственного механизма) методов. Экономическая реформа 1965 года стала компромиссом между ними. Ее лозунгами были «Самоокупаемость, хозрасчет, рентабельность». Главной целью было совместить государственную собственность, контроль, план и хозяйственную самостоятельность, инициативу предприятий, дать им материальную заинтересованность в результатах своего труда. Предприятия поощряли в экономии сырья и энергии, разрешили создавать поощрительные фонды, оставлять часть прибыли, на которую строили жильё, инфраструктуру для работников. Вновь от совнархозов вернулись отраслевым министерствам. Между предприятиями вводились гражданско-правовые договоры, арбитражный суд. Эти реформы повысили производительность труда. Дальше необходимо было их углублять, но продолжать дальше значило увязать ВПК, ограничить власть партии, реформировать колхозы и совхоз. Это казалось немыслимым. Реформы стали сворачиваться.

Причины свертывания реформы :

1. Ослабление власти компартии в Чехословакии;

2. Обнаружение гигантских запасов нефти в западной Сибири;

3. Рост цен на нефть на мировых рынках.

Итоги:

· В 1966 году доходы колхозов и совхозов выросли на 15 %, что стимулировало общий рост сельскохозяйственного производства. В целом восьмая пятилетка вошла в историю как самая успешная со Сталинских времен: объем сельхоз производства вырос на 21%, в промышленности рост составил 55,5 %. доходы населения выросли в 1,5 раза. Большим успехом можно считать завершение формирования единой энергетической системы. Сов союз заметно повысил свою конкурентно способность на внешнем рынке. Отечественнее автомобили и сельхоз техника, пассажирские самолеты стали пользоваться спросом не только в соц. странах, но и кап.

Конституция СССР 1977 года. Принята на внеочередной седьмой сессии верховного совета СССР IX созыва 7 октября 1977 года. Состояла из 9 разделов, 21 главы, которые включали 174 статьи. В конституции утверждалось, что она обобщила весь конституционный опыт советской истории и обогатила ее новым содержанием; разглашалось расширение и углубление соц. Демократии. Представительные органы были переименованы в советы народных депутатов, а само государство объявлялось «общим народом». В конституции имелись принципиально новые главы: «Социальное развитие и культура», «внешняя политика» и новый раздел – «Государство и личность». Сохранялось, установленное в прежней конституции система власти и управлния. Утратила юридическую силу с роспуском СССР 8.12.1991

66. Внешняя политика СССР в 1970-е - начале 1980-х гг.

Внешняя политика как и внутренняя хар-сь противоречивыми результатами, с одной стороны было не мало достижений:

1) Большее уважение к правам соц. Гос-в, созывы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, сокращение трений с Югославией;

2) Нормализация отношений с ФРГ, Японией, Францией. Попытки контакта с США;

3) Первые договоры о разрядке напряжённости(1963 г) договор с США Англией с запрещении ядерных испытаний в космосе, атмосфере и на земле.

4) Установление хороших отношений с рядом развивающихся стран Индией, Индонезией и др.

С другой стороны внешняя политика хар-сь постоянными кризисами:

1) 1956 год СССР вмешался в конфликт между Египтом и Францией

2) 1958 год возник Тайваньский кризис в связи с намерением Китая напасть на Тайвань

3) 1960 год над Урало сбит американский самолёт шпион

4) 1961 год Берлинский кризис

5) 1962 год Карибский кризис

6) 1964 г. война США во Вьетнаме. Подписаны соглашения об экономической и технической помощи Вьетнама со стороны СССР

7) 1972 год договор ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) и договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1)

8) 1979 год договор ОСВ -2

9) 1979 год советские войска введены в Афганистан

67. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.): причины, цели, основные этапы и результаты.

Избрание Горбачева на пост генсека (1985 г) который начал перестройку.

1. преодоление экономической отсталости, ликвидирование дефицита экономики

2. сделать политику более мирной, обеспечить для экономического подъёма разрядку напряженности, прекратить гонку вооружений, начать разоружение и конверсию, тем самым уменьшить роль ВПК в стране

3. сделать экономическую и политическую жизнь более свободной с тем чтобы сохранить социализм и власть ком партии

Этапы:

1. 1985-начало 1987 гг. – попытки решить проблемы административным путём, запретов контроля и перетряхивание аппарата, началом либерализации внутренней жизни и гласностью

2. С января 1988- весна 89 г. Начинается политика гласности, внедрение первых элементов самостоятельности в экономику, начало разоружения и конверсии. В этот период развитие экономики достигает пика и начинает снижаться, а национальное движение активизироваться

3. Весна 1989 – лето 1990 г. С одной стороны демократизация расширяется, происходят выборы в союзных и автономных республиках. С другой – начинается распад союза обостряются отношения между союзным и новым российским руководством. Дефицит принимает чудовищные формы.

4. Лето 1990 – осень 1991 г. Конец перестройки, глубокий национальный кризис. Попытка гос. переворота, роспуск КПСС

Цель:

Попытаться вдохнуть новую жизнь в социалистическую идею, обновить руководсво, внести в политическую жизнь элементы демократии, а в экономическую элементы частной собственности и хозрасчета, сделать КПСС больше похожей на социал – демократические партии западных стран. Сначала были поставлены цели ускорение промышленного развития. Одновременно были провозглашены идеи обновления руководства, усиление роли экономических стимулов при оценки труда работников.

1. Установление хороших отношений с ведущими странамимира (разрядка напряженности)

2. Впервые в истории страны была создана демократическая система с соответствующими органами власти (президент, парламент, конституционный суд)

3. Почти исчезла цензура. Роль КПСС КГБ в обществе резко сократилась

4. Была сделана огромная работа по переосмыслению истории открыты многие ранее недоступные произведения литературы и искусства

5. Роль общественного мнения стала достаточно большой

6. Резко возрасли права республик

7. Сделаны важные шаги в области создания не государственной экономики (введение конвертируемости рубля, создание банковской системы)

8. Облегчен выезд из страны, и въезд в неё

9. Неудачи перестройки: дефицит обострился; распад союза; переоценка жизни способности социализма, слишком быстрый темп реформ, непоследовательность в их проведении

69. Причины и результаты обострения межнациональных отношений в СССР во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. Попытка заключения нового союзного договора и распад СССР. Образование Содружества независимых государств (СНГ).

В июле 1990 года Горбачев заявил о намеченном на 20 августа подписании нового союзного договора. Утром 19 августа начался путч ГКЧП (гос комитет по чрезвычайному положению). 20 августа во многих городах России прошли митинги и демонстрации против ГКЧП. 21 августа организаторы арестованы. Даже те республики, которые желали учувствовать в союзном договоре, теперь провозгласили свою независимость. 14 ноября в Новоогореве 7 республик Россия, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан заявили о намерении создать новое межгосударственное образование ССГ (союз суверенных государств). Но подписание союзного договора не произошло (все ждали референдума в Украине, надеясь, что она тоже присоединится).

По мере ослабления центрального руководства начались конфликты на национальной почве. С лета 1987 года национальные движения начали принимать массовый и организованный характер. Сложные процессы, происходившие во всех республиках, бессилие союзных форм власти приняли к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, в резиденции «Вискули» под Брестом руководители Белоруссии РФ и Украины подписали соглашение о создании СНГ. В этом соглашении провозглашалось, что СССР как субъект международного права прекратил свое существование. 3 государства объединились в СНГ и пригласили вступить в него новое государство бывшего СССР. Вскоре после этого руководители среднеазиатских республик и Казахстана заявили в Ашхабаде о намерении примкнуть к СНГ. 21 декабря состоялась Алма-атинская встреча лидеров Тройки и Ашхабадской Пятерки. 25 декабря Горбачев подписал указ о снятии с себя функции верховного главнокомандующего и ушел с поста президента СССР.


После смерти Сталина в 1953 году, у власти неожиданно оказался Никита Хрущев. Долгое время на место генерального секретаря претендовал Лаврентий Берия, но Хрущеву и его сподвижникам удалось вовремя провести партийную чистку и сместить очевидного кандидата со всех должностей.

Период нахождения у власти Хрущева называют временем оттепели и неожиданных государственных реформ. Действия Никиты Сергеевича у власти не были последовательными, что привело к кризису в экономике и смещению его с должности. Какие же основные реформы удалось провести Хрущеву, и можно ли выделить их достоинства и недостатки?

Достоинства и недостатки реформ Хрущева

Реформа Хрущева

Достоинства реформы

Недостатки реформы

1. 1957 год - последовательное внедрение в социалистическую модель экономики рыночных элементов.

Реформа помогла сделать поворот в экономике в сторону потребителя, расширить рынок. Также эта реформа стала свидетельством оттепели в отношениях с другими державами, предпочитающими использовать рыночную модель экономики

Реформа привела к тому, что на долгие годы прекратились выплаты по облигациям, а это привело к существенным денежным потерям среди населения. К тому же, наблюдалось общее повышение цен на многие группы товаров.

2. Антирелигиозная кампания 1954-1964 годов, в ходе которой Хрущев попытался снизить влияние церкви на население страны

Антирелигиозная кампания, по сути не принесла никаких результатов, ведь люди продолжали посещать церковь, развешивать дома иконы. Противопоставление власти генерального секретаря церковному влиянию, Хрущевым было проиграно, а это сказалось и на его авторитете среди граждан.

3. Развенчание культа Сталина и антиреформы.

Хрущев постарался восстановить справедливость истории, внеся поправки в понимании периода правления Сталина. Также были освобождены многие репрессированные граждане, осужденные в сталинский период по несправедливым обвинениям.

В сознании народа, Сталин был великим лидером, и желание Хрущева «оклеветать» (на самом деле, восстановить правду) вождя вызывало негодование. К тому же, Никита Сергеевич делал слишком большой акцент на отмене всех сталинских реформ, что только тормозило развитие экономики и социальной сферы.

4. Социальные реформы 1957-1965 годов

Хрущев повлиял на сокращение рабочего дня до семи часов, были повышены заработные платы работникам. К тому же, увеличивался жилищный фонд, по всей стране работникам раздавали квартиры, возводились так называемые «хрущевки». Жилье становилось более доступным.

Увеличение жилищного фонда никак не влияло на право собственно, а о приватизации можно было только мечтать. К тому же, реформы Хрущева не были последовательными, что приводило к выступлениям рабочих.

5. Международные реформы

Хрущеву удалось добиться оттепели в международных отношениях, снизить градус напряженности между СССР и Европой. К тому же, улучшалась международная торговля, расширялся рынок, а количество невыездных граждан сокращалось. Освоение космической программы, начавшееся при Хрущеве, помогло СССР укрепить в статусе сверхдержавы.

Возведение Берлинской стены и Карибский кризис в 1962 году чуть было не привело к Третьей Мировой войне. СССР балансировало в международном плане на тонкой грани, и война могла развязаться в любой момент. Здесь, опять же, проявлялась непоследовательность реформ Хрущева.

6. Школьная реформа 1958 года, в ходе которой упразднялась прежняя модель обучения, вводились трудовые школы

Хрущев отказался от модели средней школы, введя в оборот обязательное обучение в 8 классов и последующие 3 года трудовой школы. Таким образом генеральный секретарь хотел приблизить школу к реальной жизни, но добился лишь общего снижения успеваемости. К тому же, привлечение интеллигенции к рабочим специальностям приводило к недовольству и выступлениям. Реформы была упразднена в 1966 году.

7. Кадровые реформы внутри партии.

К работе в партии привлекались молодые кадры, способные вести страну вперед.

Молодые кадры не могли рассчитывать на высокие должности, продвижение по карьерной лестнице внутри партии происходило очень тяжело. Борьба с культом Сталина привела к тому, что многие уважаемые люди, поддерживающие бывшего лидера, лишились работы. Также генеральный секретарь вводил так называемую реформу «несменяемости кадров», приводящую к тому, что один и тот же человек мог занимать конкретную должность до конца жизни вне зависимости от его профессиональных успехов.

Итоги реформаторских действий Хрущева

Какие выводы можно сделать касательно реформ, проводимых Хрущевым? За годы нахождения у власти, Никита Сергеевич неоднократно менял линию своей политики. И если первый годы его правления неизменно называли «оттепелью», то к началу 60-х годов, СССР оказался в эпицентре крупнейшего политического кризиса за последние 20 лет.

Подобная непоследовательность наблюдалась во всем. Многие реформы не были доведены до конца, а некоторые из них, например, развеивание культа Сталина основывались на личном отношении Хрущева к политике и экономике.

К началу 60-х годов СССР оказалась в глубоком экономическом кризисе, объяснить который также можно было непоследовательностью реформ. Хрущев хотел сохранить социалистическую модель власти, но при этом приблизить страну к демократическим нормам Запада.

Возмущение нелогичности политики слышались как со стороны простых людей, так и со стороны членов партии. Неспроста Хрущева сместили с должности, понимая, что он не сможет вести СССР в счастливое будущее. Однако смена Хрущева на Брежнева не привела к должным результатам, и страну ожидал экономический и социальный кризис.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!