Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Распутная муза гения: Гала Дали и ее любовные многоугольники. Безумные оргии сальвадора дали

Любила секс и была раскрепощенной спокойно-уверенной женщиной. Дали же и в интимной жизни не был таким как все, но Гала поняв его желания и природу, вошла и в этот мир, где он чувствовал себя с ней настоящим мужчиной, не оставив ему и уголка его собственной души, где бы её не было.

Твердо решив сделать из Дали знаменитого художника, Гала приложила все усилия, что бы о нем услышали. Она использовала все свои связи, организовывала всевозможные выставки с работами Дали, иногда брала его работы и ходила с ними к разным ценителям современного искусства, и вскоре её усилия увенчались успехом и о художнике сюрреалисте услышал весь мир.


Искушение святого Антония, 1946 г.

В это время муж Гала все еще продолжал надеяться, что она к нему все таки вернется, и снова станет источником его вдохновения, как это было раньше.

Он писал ей любовные письма, но ни на одно не получил ответа, потом стал много выпивать и совсем потерял способность к творчеству. Из жалости к нему, а может быть по какой-то другой причине Гала не развелась с мужем-поэтом и приняла предложение Дали только после смерти Элюара в 1934 году.

Супруги Дали поселяются в Париже, где Гала, бросив своего мужа и дочь, начала главное дело своей жизни, «создание бренда Дали». Она делала всё, что бы вдохновлять своего гения. Была живым воплощением страсти, материнской заботы и искренней дружбы. Дали чувствовал себя с ней защищенным, мог творить, а об остальном заботилась она, его Гала.

Какой удачный союз, гений художника Дали и прагматизм Гала, которая не только умело управляла творческой карьерой мужа, но и постоянно вдохновляла его, являясь для него музой. Она всегда говорила Дали: «Ты гений, и это бесспорно!» - и вскоре Дали действительно поверил в свою гениальность.

Дали пишет необыкновенные картины одну за другой, и подписывает их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали». Гала делала всё, что бы показать картины Сальвадора всем, кто мог оценить и купить их, начиная от своих богатых приятелей, среди которых были Дягилев, Стравинский, Арагон, Дисней, Хичкок, заканчивая владельцами картинных галерей. Она оградила мужа от всего, что могло помешать ему писать картины, не пускала к нему людей, когда он работал или находился в раздумьях о новой картине. Взвалив на свои плечи быт и продюсерские обязанности, она создала все условия для того, что бы ни чего не отвлекало Дали от творческого процесса.

Теперь о картинах Дали услышал весь мир, а о семейной жизни необычной пары то и дело судачили. Кто-то называл их богатыми извращенцами, кто-то шизофрениками, что не было странным, ведь они не переставали эпатировать публику эксцентрическими выходками.

До сплетен и осуждений им не было никакого дела. Дали постоянно рисует супругу, в разных образах, Елены Прекрасной, Богоматери, Женщины у которой на спине отбивные и т.д. Постепенно интерес к картинам Дали начал угасать и предусмотрительная Гала подкидывает ему идею создания дизайнерских вещей, которые с успехом расходятся среди богачей всего мира.

Среди таких вещей диваны в виде женских губ, странные часы с причудливым циферблатом, слоны на тонких ногах и прочие воплощения фантазий художника. Дали стал смелее, уже не было необходимости вселять в него уверенность в своей гениальности. Как сейчас говорят, это практически была звездная болезнь, в момент "обострения" которой, он даже поссорился со своим близким другом Бретоном, и другими сюрреалистами, однажды заявив: «Сюрреализм-это я!».

Гала и Дали часто стали проводить время отдельно друг от друга, она не уставала менять любовников, которые были один моложе другого. Дали проводил время в окружении юных красавиц, устраивая безумные оргии, где он выступал наблюдателем и спуская огромное количество денег на свои развлечения. В 1965 году Дали познакомился в ресторане «У Кастеля» с 19-ти летней Амандой Лир, тогда моделью, певицей и художницей известной под именем Пеки Д’Осло, которая на протяжении 16 лет будет его другом и музой. Говорят, Аманда лир это игра слов L"Amant Dal, что на французском означает любовница Дали.

Первым комплиментом юной красавице от Дали были слова: «У вас прекрасный череп и высококачественный скелет».

Аманду считают второй музой Дали, но единственной женщиной, которая могла влиять на Дали всегда была Гала. Сама Аманда Лир вспоминая знакомство с Гала сказала, что Дали перед тем как представить её своей жене нервничал и буд-то боялся, что та ей не понравится. Когда Дали представил двух женщин друг другу, Гала посмотрела на Аманду с прищуром, рассматривая макияж девушки, которая любила блестки и яркую помаду, и произнесла «О Боже, что это?!»

Отношения, где мужчина знакомит жену и любовницу, при этом ожидая одобрения со стороны первой - могут показаться странными, но в паре Дали и Гала странности были обыкновением. Не смотря на то, что изначально Гала проявляла резкое недовольство в связи с появлением Аманды в жизни Дали, вырезала её лицо из фотографий в журналах, кидала резкие высказывания в её адрес¸ спустя какое-то время их часто видели втроем, во время посещения светских вечеринок и других мероприятий.

Гала поняла, насколько хорошо Дали с его новой Музой и в этом, наверное, была её гениальность. Она наставляла Аманду и поручила заботиться о Дали, при этом даже спонсировала девушку. Как-то Гала попросила Аманду дать слово, что та выйдет за Дали замуж после её смерти. Но к тому времени, когда Гала не стало, Аманда забыла о своих обещаниях будучи занятой своей карьерой и к тому времени уже имея штамп в паспорте.

В 1968 году Дали дарит своей божественной женщине Гала, как он её всегда называл, средневековый замок в Пуболе, который был построен в XI веке. Когда-то он обещал подарить ей замок и выполнил это обещание. Сам Дали мог посещать Гала в Пуболе только по её личному приглашению.

Сквозь столик на втором этаже, Гала могла любоваться белой лошадью, которая стояла на первом.

Дизайнерские наряды Гала.

Гала очень боялась старости, как, наверное, каждая женщина, в особенности та, что привыкла блистать и покорять. Она тратила огромное количество денег на пластические операции и молодых любовников, сам Дали уже не интересовал её.

Она устраивала оргии в своем замке, приглашала молодых людей, которые развлекали её игрой на рояле, танцами и нещадно обирали. Ей постоянно нужны были деньги Дали, и она не раз говорила Аманде Лир, что бы та лучше стимулировала художника на творчество.

Всю жизнь она посвятила Дали, всё чего он хотел это быть центром вселенной. Теперь она будь - то хотела пожить для себя. Последним её увлечением был молодой певец Джефф Фенхольт.

В 1980 году Дали поместили в клинику в Барселоне. Доктор Пигверт считает его состояние очень тяжелым, а особенно тревогу вызывало его психическое здоровье. Вернувшись домой после клиники, Дали пишет самую мрачную картину «Экстре минированные ангелы» из тех, что когда-либо творил.

Гала как и прежде была рядом со своим Дали, даже во время самых сильных приступов депрессии ему было необходимо её присутствие. Она была вынуждена отказаться от Джефа и посвятить все свое время Дали. Простившись с последним отрывком иллюзии своей молодости, старая женщина злится на мужа, и периодически впадает в приступы ярости. Жан-Франсуа Фогел журналист, который был хорошо знаком с парой Дали, говорил: «Дали был очень суров и резок с Гала. Он вечно делал то, чего хотел сам, а не то, чего хотела она».

26 января 1981 года в журнале «Ell» была опубликована статья, в которой доктор Румегер, первый психоаналитик Дали дал интервью: «Правда состоит в том, что у Дали пропало желание жить. То, что сейчас происходит, — это самоубийство просто потому, что Гала больше не заботится о нем. Ей восемьдесят шесть лет. Ум ее бывает ясным не более двух-трех часов в день; все это время она посвящает мыслям о Джефе... которого тоже называет Сальвадором... Она ругает Дали и бранит его как только может. Таким образом, весь мир вокруг Дали рушится. Вы, конечно же, слыхали о младенцах, отторгнутых от матери из-за войны или из-за серьезной болезни, которые умирают от отчаяния. То же самое происходит и с Дали».

В отношениях Дали и Гала нежность, которая приносила им столько удовольствия когда-то, теперь редкость, старые супруги то и дело набрасываются друг на друга с кулаками. В 1982 году Гала не ловко ступила и упала, сломав бедренную кость, с сильными болями её доставили в больницу. Из-за множества пластических операций кожа женщины трескается, образовываются множественные раны. Она медленно впадает в агонию, изредка в моменты прояснения, справляясь о Дали.

Не в силах видеть как его Гала превращается в кусок мяса, он лишь один раз посещает её в больнице. Всё остальное время он ждал её возвращения. В апреле её привезли домой. Гала уже не похожа на себя, она почти не может говорить. Сестры милосердия ухаживают за ней, моют, причесывают, переворачивают, стараются облегчить страдания умирающей женщины. Дали поставил кровать Гала так, что бы она могла видеть море. Ночью он приходит к ней в комнату и ложится на соседнюю кровать, что бы быть рядом с умирающей женой. Между кроватями он приказал установить ширму, так как испытывал сильные муки, когда смотрел во что превратилась его прекрасная Galuchka.

Во второй половине дня 10 июня, Дали протяжно закричал. Поднялась тревога. Гала с замершими глазами смотрела в окно: она умерла.


Дали похоронил супругу, в Замке Пубол, в склепе, который она сама обустроила при жизни, и где было приготовлено два места для неё и её Дали. Из-за запрета на вывоз тела очень древнего испанского закона, действующего еще со времен чумы, Дали решается нарушить его ради Гала и, завернув её тело в одеяло, перевозит в Замок Пубол в лимузине, в котором когда-то они молодые и счастливые путешествовали по Италии и Франции, так семейный лимузин превратился в катафалк.

Забальзамированное тело Гала нарядили в красное платье и похоронили в гробу со стеклянной крышкой в узком кругу только самых близких людей. Дали пережил свою Гала на семь лет, которые он провел в затворничестве в замке в Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни. Смерть Гала как будто вернула его в зародышевое состояние, он перестал говорить, практически не двигался.

Удивительные отношения Дали и Гала продлились 53 года. Необыкновенный талант художника Дали и поразительный характер, необычность женской натуры Гала являя собой удачный симбиоз двух людей выстрелили ярким успехом.

Пожалуй, самая экстраординарная пара своего времени стала примером того, как могут сосуществовать две неистовые и неординарные натуры более полувека, оставаясь преданными друг другу в особом понимании этого слова. Была ли Гала роковой женщиной? Я считаю, что да. Но это не самое необычное в ней, она, желая быть музой, практически произведением искусства для своего мужа, сама стала творцом его таланта.

Эта женщина вдохнула в неуверенного художника веру в себя, раскрыла масштаб его таланта и всю жизнь была его надёжной спутницей, защищая и оберегая.


Женщина, которая знала какой-то особенный секрет, сумевшая стать не только музой гения перед которой он преклонялся.

До самого преклонного возраста Гала не теряла страсти к жизни, желая гореть как можно дольше и как можно ярче. Кто знает, но может если бы Гала и молодой Дали не встретились, мир так и не узнал бы великого художника Сальвадора Дали.

Дали и Гала встретились в 1929 году, когда та была замужем. Через три года она стала супругой Сальвадора

Мать или тиран - кем была муза Сальвадора Дали Гала?

В историю она вошла под именем Гала — блистательная муза, соратница, обожаемая и любимая женщина. Чуть ли не богиня. Ее биографы до сих пор недоумевают: что же в ней было особенного, как могла она, не обладая ни красотой, ни талантом, сводить с ума творческих мужей? Союз Гала с Сальвадором Дали продлился полвека, и можно с уверенностью утверждать, что именно благодаря жене художник смог проявить всю силу и мощь своего дара.

Некоторые считают ее расчетливой хищницей, которая цинично использовала наивного и неискушенного в бытовых делах Дали, другие — воплощением любви и женственности. История Гала, явившейся в этот мир под именем Елены Дьяконовой, началась в Казани, в 1894 году. Ее отец, чиновник Иван Дьяконов, рано ушел из жизни. Мать вскоре снова вышла замуж за адвоката Дмитрия Гомберга. Его Елена считала своим отцом и взяла себе отчество по его имени. Вскоре семья переехала в Москву. Здесь Елена училась в одной гимназии с Анастасией Цветаевой, которая оставила ее словесный портрет. Уже тогда наша героиня умела произвести впечатление на людей: «В полупустой классной комнате на парте сидит тоненькая длинноногая девочка в коротком платье. Это Елена Дьяконова. Узкое лицо, русая коса с завитком на конце. Необычные глаза: карие, узкие, чуть по-китайски поставленные. Темные густые ресницы такой длины, что на них, как утверждали потом подруги, можно рядом положить две спички. В лице упрямство и та степень застенчивости, которая делает движения резкими».

Сама Елена была уверена, что ее удел — вдохновлять и очаровывать мужчин. Она писала в своем дневнике. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И первый шанс опробовать свои чары ей вскоре представился.

Девушка-праздник

В 1912 году слабую здоровьем Елену отправили в санаторий Клаваделя в Швейцарии лечиться от туберкулеза. Там она познакомилась с молодым французским поэтом Эженом Эмилем Полем Гранделем, отец которого, богатый торговец недвижимостью, надеялся, что целебный воздух выбьет из отпрыска поэтическую блажь. Однако юноша приобрел еще и любовный недуг: он потерял голову из-за этой необычной, загадочной девушки из далекой России. Она представилась Галиной, он же стал звать ее Gala с ударением на последний слог, от французского «праздничный, оживленный». Родные не поощряли его увлечения поэзией, а в лице возлюбленной он нашел благодарного слушателя. Она же придумала ему и тот звучный псевдоним, под которым он приобретет известность, — Поль Элюар. Отец юноши его восхищения не разделял: «Я не понимаю, зачем тебе эта девочка из России? Неужели мало парижских?». И предписал новоиспеченному Полю немедленно вернуться на родину. Влюбленные расстались, но их чувства друг к другу только окрепли. Почти пять лет (!) продолжался этот роман на расстоянии. «Мой дорогой возлюбленный, душенька моя, мой дорогой мальчик! — писала Элюару Гала. — Мне не хватает тебя как чего-то незаменимого».

Она обращалась к нему как к мальчику — уже тогда в юной Елене было сильно материнское начало. Она чувствовала в себе желание наставлять, оберегать, опекать. И не случайно впоследствии выбирала любовников моложе себя. Поняв, что от нерешительного Поля ничего не добьешься, а роман в эпистолярном жанре не может длиться вечно, Елена решила взять судьбу в свои руки и отправилась в Париж. В феврале 1917 года, когда ее родину потрясла революция, предприимчивая девушка сочеталась браком с молодым французом. Родители Поля к тому времени уже смирились с его выбором и в качестве знака благословения даже преподнесли новобрачным огромную кровать из мореного дуба. «На ней мы будем жить и на ней умрем», — заявил Элюар. И ошибся.

Амур де труа

Поначалу жизнь в Париже очень радовала Гала. Из застенчивой девушки она превратилась в настоящую л’этуаль — яркую, блистательную, манкую. Она находила удовольствие в развлечениях богемы. А вот бытовые дела навевали скуку. Домашние, будучи уверенными, что у Гала хрупкое здоровье, ее особо не беспокоили. Она делала все что пожелает. То, ссылаясь на мигрень или боль в животе, валялась в постели, то читала, то перешивала наряды или слонялась по магазинам в поисках очередной оригинальной вещицы. В 1918 году у супругов родилась дочь Сесиль. Но и появление малышки не особо повлияло на настроение Гала. Заботы о ребенке она с удовольствием доверила свекрови. Поль с тревогой наблюдал за тем, как его жена погружается в меланхолию. «Я умираю от скуки!» — заявляла она и не лгала. Так что знакомство с художником Максом Эрнстом добавило в опостылевшую семейную жизнь свежих красок. По свидетельству современников, Гала, хоть и не была красавицей, обладала особым шармом, магнетизмом и чувственностью, которые действовали на мужчин безотказно. Не устоял и Макс. Роман Гала с художником развивался с молчаливого одобрения ее мужа. Вскоре любовная парочка и вовсе перестала скрываться, а к их сексуальным утехам… присоединился и сам Поль, которого очень возбуждало наличие еще одного мужчины. Отношения «де-труа» настолько увлекли супругов, что и позже, уже после разрыва с Максом, они иногда присматривали себе какую-нибудь жертву — художника или поэта, который их обоих восхищал. А пока Эрнст переселился к Элюарам и начал жить с ними под одной крышей, «в муках, причиняемых любовью и дружбой». Поль называл его братом, Гала позировала ему и делила с ним свое семейное ложе. Пикантный союз оказался весьма плодотворен для вдохновения. За время отношений «де-труа» Элюар с Максом выпустили сборник совместно написанных странных стихов «Несчастья бессмертных». Но потом идиллии пришел конец. Почувствовав, что в сердце жены он постепенно отходит на второй план, Поль поставил вопрос ребром: он или я. Гала не решилась оставить мужа. Но и окончательно порвать с Максом была не в силах. Еще в течение пары лет они переписывались и иногда встречались. Окончательный разрыв произошел только в 1927 году, когда художник женился на Мари-Берт Оранш. Однако, как и прежде, Элюары материально поддерживали бывшего любовника, покупая его картины.

Служенье телу муз

Гала и Дали познакомились в 1929 году, когда чета Элюар нанесла визит художнику в Кадакесе. Он же утверждал, что увидел свою богиню, свою музу намного раньше, еще в детстве, когда ему преподнесли авторучку с портретом черноглазой девочки, укутанной в меха. Стремясь показаться оригинальным, хозяин решил встретить гостей в необычном виде. Он изорвал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело смесью из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, а за ухо вставил цветок герани. Но увидев свою гостью в окно, тут же побежал смывать это великолепие. Так что перед четой Элюар Дали предстал почти нормальным человеком. Почти — потому что в присутствии Гала, так потрясшей его воображение, не смог вести беседу и периодически начинал истерически хохотать. Будущая муза смотрела на него с любопытством, эксцентричное поведение художника ее не отпугнуло, наоборот, подстегнуло воображение. «Я сразу поняла, что он — гений», — писала впоследствии Гала.

Это была молния, поразившая обоих. «Тело у нее было нежное, как у ребенка. Линия плеч — почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Так описывал Дали предмет своего обожания. Надо сказать, что до знакомства с четой Элюар у 25-летнего художника не было ярких романов. Поклонник Ницше сторонился и даже слегка побаивался женщин. В юном возрасте Сальвадор потерял мать и в какой-то степени нашел ее в лице Гала. Она была на десять лет старше и взяла любимого под свою нежную опеку. «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», — признавался художник. На этот раз Поль не стал мешать чужому счастью, собрал чемоданы и отбыл восвояси. С собой он увозил собственный портрет, написанный Дали. Живописец решил таким странным образом отблагодарить гостя, у которого увел жену. Дали и Гала официально зарегистрировали свой брак в 1932 году, а религиозная церемония состоялась только в 1958-м, из уважения к чувствам Элюара. Хотя тот и обзавелся любовницей, танцовщицей Марией Бенц, все равно писал нежные письма бывшей жене и надеялся на воссоединение. «Моя прекрасная, священная девочка, будь разумной и веселой. Пока я люблю тебя — а я буду любить тебя вечно, — тебе нечего бояться. Ты жизнь моя. Неистово целую тебя всю целиком. Хочу быть с тобой — обнаженной и нежной. Так называемый Поль. P. S. Привет малышу Дали».

Поначалу чета Дали жила в бедности, зарабатывая тяжким трудом. Парижская светская львица превратилась в няньку, секретаря, менеджера своего гениального мужа. Когда не было вдохновения писать картины, она заставляла его разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать товары. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник».

Гала взяла в свои руки все финансовые дела. Их день строился по схеме, которую она описывала так: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры». Она стала его единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения, восхищалась работами Дали, не уставая твердила, что он гениален, использовала все свои связи для раскрутки его таланта. Супруги вели публичную жизнь, часто появлялись на страницах журналов. Постепенно дела пошли на лад. Дом Дали начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести картины, освященные гением. В 1934 году Гала предприняла следующий шаг для популяризации таланта Дали. Они отправились в Америку. Страна, влюбленная во все новое и необычное, с восторгом приняла экстравагантного художника. Ценители искусства откликались на самые невероятные идеи Дали и были готовы платить за них огромные деньги. Журналист Фрэнк Уитфорд писал в газете Sunday Times: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся вверх хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».

Журналисты не видели главного: трогательной привязанности, почти материнской нежности Гала по отношению к своему непрактичному супругу. Сестра Гала, Лидия, побывавшая у них в гостях, написала, что никогда не видела такого трепетного отношения женщины к мужчине: «Гала возится с Дали как с ребенком, читает ему на ночь, заставляет пить какие-то необходимые таблетки, разбирает с ним его ночные кошмары и с бесконечным терпением рассеивает его мнительность».

Каждый нашел в этом союзе то, что искал. Недаром они прожили вместе полвека душа в душу, вплоть до смерти Гала. Хотя их союз не был образцом верности друг другу. Стареющая дива меняла молодых любовников как перчатки. Последним ее увлечением стал певец Джефф Фенхольт, сыгравший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Гала приняла деятельное участие в его судьбе, помогла начать карьеру и подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Дали сквозь пальцы смотрел на интрижки жены. «Я позволяю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».

В последние годы жизни Гала захотелось уединения. По ее просьбе художник подарил ей средневековый замок Пуболь в провинции Жироны. Навещать жену он мог только по ее предварительному письменному разрешению. «День смерти станет самым счастливым днем в моей жизни», — говорила она, съедаемая старческой немощью. Он же окружил себя юными фаворитками, но ни одна из них не сумела тронуть его сердца.

В 1982 году, в возрасте восьмидесяти восьми лет, Гала скончалась в местной больнице. Испанский закон, принятый во время эпидемии чумы, запрещал перевозить тела умерших, но Дали исполнил последнюю волю любимой. Завернув тело жены в белую простыню, он положил его на заднее сиденье «Кадиллака» и доставил в Пуболь, где она завещала себя похоронить. На похоронах художник не присутствовал. Он вошел в склеп лишь спустя несколько часов, когда разошлась толпа. И, собрав остатки мужества, сказал: «Смотри, я не плачу…».

30 января 1934 г. произошло рядовое событие — двое взрослых людей вступили в брак. Возможно, нерядовыми покажутся их имена. Жених — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали . Невеста — Елена Ивановна Дьяконова , в будущем — Гала Дали . Но, несмотря на звёздность героев, это бракосочетание нельзя назвать ни уникальным, ни эпохальным. Потому что они заключали брак около 50 раз.

Действующие лица во всех церемониях останутся теми же. Меняться будут только города и страны. Дело вкуса — кто-то при посещении чужой страны идёт в музей, кто-то по магазинам, а эта парочка направлялась в церковь. Не по причине такой уж набожности, но чтобы подтвердить свой семейный статус. Или для того, чтобы устроить себе дополнительный медовый месяц? Или для создания атмосферы незатухающего скандала? Можно выбирать любую версию, да ещё и присочинить свою.

В режиме кроликов

В создании мифов о своей жизни эта чета может дать фору кому угодно. И вместе, и по отдельности. Скажем, Елена Ивановна запросто именовала себя и Еленой Дмитриевной. Ну, просто для интереса. Её мать вторично вышла замуж — вот и новое отчество. А вдобавок домыслы о том, кто же настоящий отец — казанский чиновник Иван Дьяконов или всё же московский адвокат Дмитрий Гомберг , слёгший от переживаний, когда у Леночки обнаружили чахотку.

"Гала в окне", скульптура Сальвадора Дали. Фото: Commons.wikimedia.org / Manuel González Olaechea y Franco

Не отстаёт и маленький Сальвадор, всерьёз считающий себя реинкарнацией старшего брата, умершего от менингита в младенчестве. И затевающий в школе кровавые драки — чаще всего без причины. В более зрелом возрасте заявивший, что «плюёт на свою мать». А в совсем зрелом выдавший: «Я люблю Галу больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег».

Но вот пришёл 1929 г. Кадекес, Испания, Каталония. Встреча. Вечер. Оливы и луна. Елена старше Сальвадора на 11 лет. И её слова: «Мой малыш, я никогда тебя не брошу». С тех пор даже самые отъявленные анархисты и борцы с искусством заявляют: «Дали и Гала — не муж и жена. И уж тем более не художник и его муза. Они — два полушария одного мозга». Отныне два полушария действовали синхронно. И сообща.

Настолько синхронно, что впору поверить в метафизическое родство русской и испанской душ. Нет, в самом деле — и мы и они в своё время противостояли натиску чуждого мира — Орды и Халифата. И мы, и они состоялись как нации в этой чудовищной, жестокой борьбе.

И вот результат. Пока ещё мало кому известный Сальвадор Дали вместе с режиссёром Луисом Бунюэлем в 1929 г. снимает знаменитый впоследствии фильм «Андалузский пёс». Апофеоз жестокости — в этом кино глаз спящей девушки разрезается бритвой. И мы видим, как он вытекает. А многие годы спустя, когда Гала и Сальвадор уже были и женаты, и богаты, в их доме завели добрых пушистых кроликов, в которых Дали души не чаял. Но гениальный муж нечаянно обронил в адрес супруги дерзкое слово. И тогда по настоянию русской жены этих кроликов убили, освежевали, зажарили и подали к семейному столу.

По сравнению с этим все их многочисленные скандальные оргии, все их смены любовников и любовниц кажутся чем-то незначительным. Несущественным. А ведь таких случаев было много. Недаром Сальвадор сказал: «Я разрешаю своей Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется».

Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене. Фото: Commons.wikimedia.org / Irina O. Klubkova

Леденец за щёку

Скандальные лежания в постели Джона Леннона и Йоко Оно в голом виде на этом фоне кажутся детскими играми в песочнице. Равно как и провозглашённая поколением хиппи «свободная любовь». Уже устав от многочисленных оргий втроём с Дали и первым мужем, поэтом Полем Элюаром , а также вчетвером, с приглашённым в тёплую компанию художником Максом Эрнстом, Гала заявила: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами!»

По сравнению с этим даже неистовства панков могут считаться бледным повторением пройденного — тому свидетельством полотно Дали «Великий Мастурбатор».

Картина Сальвадора Дали «Великий Мастурбатор», 1929 год.

Гала Дали называли «алчной валькирией», «жадной русской потаскухой». А она, когда живопись Дали падала в цене, лично бегала по лавочкам и галереям: «Купите наши изобретения! Не пройдёт года, и вы подниметесь благодаря этому гению!»

Её посылали далеко и надолго вместе с её мужем-гением. А ведь изобретения были неплохими. Прозрачные манекены на витринах. Накладные ногти. Искусственные груди. Обтекаемые формы кузова автомобилей...

В те же самые годы нечто подобное предлагал и жупел нынешней цивилизации — Адольф Шикльгрубер , известный впоследствии как Гитлер . В новых, современных формах «Мерседеса» и «Фольксвагена» присутствуют идеи двух сума-сшедших художников — испанца и австрийца. Дали и Гитлера. Только вот Сальвадору повезло — ему досталась такая же, как и он, сумасшедшая русская жена. А другому — нет.

Дали, в отличие от Адольфа, была уготована иная судьба. Детей он не убивал. Зато подарил им знаменитый логотип карамельки на палочке, который был за несколько секунд разработан автором «Атомного распятия». Да-да, обёртку леденца «чупа-чупс» придумал Сальвадор Дали. Кстати, получил он за это весьма любопытное вознаграждение. Каждый день ему с фабрики присылали ведёрко сластей. Гений шёл на детскую площадку, разворачивал карамельку, облизывал её и бросал в песок. На глазах у истекающих слюною детей. И так — пока не кончится запас.

Сальвадор Дали в 1959 году.

А что же его Гала? Она умерла. Но за год до её смерти произошла душераздирающая семейная сцена. В феврале 1981 г. секретарь Дали услышал крики о помощи. В кабинете художника обнаружили окровавленную жену Дали. Выяснилось, что супруги поссорились. И гений «немножко побил её своей тростью».

Невольно вспоминаются слова самого Сальвадора: «Любить женщину всей душой не стоит. А не любить не получается». Поправка — только русскую женщину.

Русская муза

Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг . В течение 13 лет была невенчанной женой писателя Герберта Уэллса : «Она пленила меня своим магнетизмом», - признавался он.

Мария Кудашева. Стала женой Ромена Роллана , лауреата Нобелевской премии по литературе. До самой смерти писала под диктовку его сочинения.

Княгиня Ольга Чегодаева и «шахматный король» Хосе Рауль Капабланка прожили в браке 12 лет. На дипломатических приёмах они считались самой эффектной парой.

Венгерский композитор Имре Кальман женился на русской эми-грантке Вере Макинской и посвятил ей оперетту «Фиалка Монмартра».

Я посвящаю эту книгу моему гению,
моей победоносной Гале Градиве,
моей Елене Троянской,
моей Святой Елене,
моей блистательной, как морская гладь,
Гале Галатее Безмятежной.
— Сальвадор Дали, вступление к автобиографии

Сальвадор Дали появлялся в обществе, извалявшись в меду, а потом — в перьях. Нарочно проливал кофе на изысканные наряды соседок за столом и заявлял в свое оправдание, что наелся битого стекла. Давал интервью, сидя обнаженным в ванне, изысканно помахивая тростью. Но чего-то ему, казалось, не хватало в этой стильно замешанной драматургии. И именно в момент осознания этой недостаточности в жизни Дали появилась она.

Свадьба Галы и Дали

К моменту знакомства с Галой Дали было 25 лет, и он все еще был стопроцентным девственником. Какая ирония судьбы: женщиной его жизни оказалась беспринципная нимфоманка, согласная на все, лишь бы получить больше денег и секса. Неужели идеальные пропорции желаемого она нашла в испанском гении?

Она родилась в Казани, на Волге. Тогда ее звали еще Еленой Ивановной Дьяконовой. В 17 лет врачи обнаружили у нее туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, девушка знакомится с Полем Элюаром, тогда еще начинающим французским поэтом, и в феврале 1917-го года уже стоит перед алтарем в свадебном платье. Тогда умерла маленькая Леночка и вместо нее на свете появилась великая Гала. Она сама называла себя Галиной или Галой, а Элюар придал имени больший налет Франции, ставя ударение на последний слог. В начале 20-х с молчаливого согласия мужа крутит роман с немецким скульптором Максом Эрнстом. Какое-то время Элюар, Эрнст и Гала делят постель на троих. Часто Элюар снимает свою жену обнаженной, а потом демонстрирует фотографии всем своим друзьям, в том числе самому Дали. Гала приходит в восторг от того, с каким упоением мужчины пожирают ее формы, навеки запечатленные объективом камеры. Особенно ей нравится восхищение, которое она вызывает у Сальвадора. И это восхищение оказывается взаимным. И вот в 1932-м году, через три года после знакомства, Гала сочетается браком с Дали. Но безумная любовь не умерила сексуальные аппетиты ненасытной дамы.

. Когда Сальвадора Дали спросили, как она нарисовал картину «Гала с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на плече», он ответил: я люблю Галу и люблю ребрышки, а тут они сразу вместе.

Несмотря на непомерную любовь к сексу, она, тем не менее, была одной из тех женщин, которую богемный мир Парижа принимал всерьез и даже прислушивался к ее мнению. Да, она точно знала, чего хочет. Ее не интересовали политические интриги, философские споры и прочий «общественный мусор». Все, что волновало ее кровь — это страстное желание наслаждения для всех пяти органов чувств, жажда компанейских отношений с гениями и денег, денег, денег. Она оценивала людей только по эффективности «выхлопа», который они могут или не могут произвести в реальном мире, мгновенно устраняя от себя всех посредственных и бедных. При этом, как признавался Дали, Гала имела способность непостижимо разжигать творческие способности талантливых людей.


«Осенний каннибализм» (1936)

За каждым великим мужчиной стоит великая женщина, и для Дали таковой оказалась эта русская. Далеко не красавица, но облик ее, как казалось Сальвадору, удивительным образом совпадал с образом маленькой девочки, которая являлась гению во сне и которая с годами оформилась в придуманный им идеал элегантной музы. Дали говорил, что Гала затянула его в омуты своих глаз, где он, собственно, и родился второй раз.

Вдохновленный своей музой, в 1936-м году Дали пишет одну из самых известных картин — «Осенний каннибализм». На полотне угадываются мужчина и женщина, которые поглощают друг друга, проникают, становясь одним целым. Это ли не аллегория на отношения художника и его музы?

Казалось, все, к чему прикасалась рука Дали, получает пропуск в мир искусства, причем с ценником с шестизначной суммой. И более всего это относится к его жене, Гале. Он рисует ее постоянно, возводит в ранг Мадонны. Благодаря Дали, она становится уже чуть ли не самой дорогой моделью века, а ее тело не менее знаменитым, чем тело самой Венеры Милосской.

Привязанность Дали к своей музе можно было назвать почти патологией. Художник не мог расстаться с ней даже на сутки, а когда краткое расставание все же наступало, попросту не мог творить. Действительно, а как привносить в этот мир что-то новое, если музы в нем нет?

И вот Гала отметила 60-летний юбилей. И будто бы противясь природе, ее тело начинает желать еще больше любви. По требованию своей музы, Дали покупает ей «замок-храм», набитый десятками самых разных мужчин самой разной ориентации.

Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают.

— Сальвадор Дали

Каждый день мужчины устраивали для Галы удивительные зрелища, беспрестанно пробуждая к жизни ее желания, даже и не думающие угасать. Дали разрешал ей иметь столько любовников, сколько захочется, а она, в свою очередь, покупала им дома и машины. Однако старение художника тоже скрашивали молодые фаворитки, от которых ему было не нужно ничего, кроме их красоты и юности. Он делал вид, что в восторге от все новых и новых любовниц, но на самом деле женщиной его жизни была всего одна единственная. «Демонесса моего гения» — так называл ее мастер.

На часах XX века уже бьют в колокол срамные 80-е, «крылоподобная муза» Сальвадора Дали стареет все сильнее и сильнее, и уже нет сил отмахиваться от этого. Но Дали маниакально твердит каждому, что его Гала становится с годами все прекраснее и прекраснее. Однако смерть не обмануть, ей плевать на чувства. И вот эта страшная дата — 10 июня 1982 года.

Господь безжалостно распаковал мой череп и изъял одно полушарие, повергая меня в тотальное смятение.

Гала завещала похоронить себя в Пуболе, и чтобы выполнить последнее желание своей музы, Дали решил перевезти тело любимой самостоятельно, чтобы не привлекать излишнее внимание вездесущих папарацци. Решение нашли, и оно оказалось очень в духе художника. Дали приказал надеть на Галу лучший наряд, посадил труп на заднее сидение «Кадиллака» и повез в замок. Там тело забальзамировали, нарядили в алое платье от Dior и похоронили в склепе замка, словно Белоснежку, положив в гроб с прозрачной крышкой. Современники напишут, что вдовец, стоящий над телом любимой будет смотреть на нее, не моргая, и твердить себе под нос одно и то же:

Смотри, я не плачу. Я не плачу. Не плачу!

Они же отметят потом, что с этого момента глаза гения беспрестанно будут слезиться. Но, возможно, это одна из красивых легенд, которые люди так любят придумывать?

За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для Сальвадора Дали таковой была Гала, которую он боготворил. В посвящении к книге «Дневник одного гения» Дали напишет: "Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ". Русская Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин. Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты. Вот одно из его рассуждений из книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В ту пору я возымел интерес к элегантным женщинам. А что такое элегантная женщина?...Итак, элегантная женщина, во-первых, вас презирает, а во-вторых, чисто выбривает подмышки...Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики. В элегантной женщине всегда ощутима грань ее уродства (конечно, не ярко выраженного) и красоты, которая заметна, но не более того... Итак, лицу элегантной женщины не нужно красоты, зато руки ее и ноги должны быть безукоризненно, умопомрачительно красивы и — насколько возможно — открыты взору. Грудь же не имеет ровным счетом никакого значения. Если она красива — прекрасно, если нет — прискорбно, но само по себе это неважно. Что касается фигуры, то я предъявляю к ней одно непременное для элегантности требование — это рисунок бедер, крутых и поджарых, если позволительно так выразиться. Их угадаешь под любой одеждой, они словно бросают вызов. Вы, наверное, полагаете, что не менее важен рисунок плеч? Ничего подобного. Я допускаю любой, лишь бы волновал. Глаза — Это очень важно! Глаза обязательно должны хотя бы казаться умными. У элегантной женщины не может быть глупого выражения лица, как нельзя более характерного для красавицы и замечательно гармонирующего с идеальной красотой...

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу. Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар. Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла. Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?...

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом. — Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника. Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь». - Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной. Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Неслучайно Французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал:

Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла...

В своей книге «Тайная жизнь» Дали пишет:

Она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго... У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но, если надо было отправиться в селение, целый час приводил себя в порядок. Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. Она стала рассматривать меня как гения, — признавался далее Дали. — Полусумасшедшего, но обладающего большой духовной силой. И чего-то ждала — воплощения ее собственных мифов. Считала, что я, может быть, смогу стать этим воплощением.

А что было дальше? А дальше Гала якобы сказала Сальвадору Дали «историческую фразу»: «Мой маленький мальчик, мы никогда не покинем друг друга». Она твердо решила связать свою жизнь именно с художником Дали и бросить поэта Элюара. По существу, она бросала не только мужа, но и дочь. Чего оказалось больше в этом решении? Авантюризма или глубокого расчета? Трудно ответить. Что оставалось делать Полю Элюару? Он собрал чемоданы и покинул прибежище. В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно).

Они обвенчались 8 августа 1958 года, через 29 лет после своей первой встречи. При этом церемония носила частный, почти тайный характер. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, — и девственник-художник, который панически боялся близости с женщиной. Как они уживались друг с другом? Очевидно, Дали превращал свою сексуальную энергию в творческую, а Гала реализовывала свою чувственность на стороне. Как свидетельствует испанский журналист Антонио Д. Олано: «Она действительно была ненасытной. Гала неустанно преследовала юношей, которые позировали для Дали, и часто добивалась своего. Дали тоже был ненасытен, но лишь в своем воображении».

В быту же они оказались почти идеальной парой, как часто случается с совсем разными людьми. Сальвадор Дали — абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего — от езды в лифтах до заключения договоров. По поводу последнего Гала однажды сказала: «Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры».

«Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться».

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову. Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы. С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм это Я!».

«Во всем мире, — пишет Дали, — и особенно в Америке, люди сгорают от желания узнать, в чем же тайна метода, с помощью которого мне удалось достигнуть подобных успехов. А метод этот действительно существует. И называется он «параноидно-критическим методом». Вот уже больше тридцати лет, как я изобрел его и применяю с неизменным успехом, хотя и по сей день так и не смог понять, в чем же этот метод заключается. В общем и целом его можно было бы определить как строжайшую логическую систематизацию самых что ни на есть бредовых и безумных явлений и материй с целью придать осязаемо творческий характер самым моим опасным навязчивым идеям. Этот метод работает только при условии, если владеешь нежным мотором божественного происхождения, неким живым ядром, некой Гала — а она одна — единственная на всем свете...».

Насчет матери — это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара). Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть. Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве.

Но чем больше она старела, тем больше хотела любви. Она пыталась соблазнить любого, кто попадался ей на пути. «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. Её любовником был молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг-Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет. И все-таки Гала остается загадкой. В многочисленных интервью, которые она дала за полвека, о своих отношениях с Дали она упорно не рассказывала. Все ее письма к Элюару бывший муж уничтожил, попросив ее сделать то же самое со своими, чтобы «лишить любопытных потомков заглянуть в их интимную жизнь». Правда, Гала, по утверждению художника, оставила автобиографию, над которой работала 4 года. Гала вела дневник на русском языке. Где сейчас эти бесценные документы — неизвестно. Возможно, художественный мир ждут новые находки и новые открытия.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто. Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте… Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас… Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе. Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили. Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал. Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Согласно завещанию Сальвадора, Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала. А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Мне нравится 71

Похожие посты

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!