Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Причины возникновения коррупции. Причины коррупционной преступности Какая из причин предопределяет наибольшее распространение коррупции

Васильев С. А. «Коррупция и природа человека (личностный фактор коррупционного явления)»

← В начало книги и к оглавлению

Лекция 4.
Условия и причины коррупции. Меры по противодействию коррупции

Задача . Рассмотрение причин и условий коррупции в России с представлением методологического взгляда на их обоснованность и полноту, рассмотрение и систематизация антикоррупционных мер и предложений.

Лекция разделена на две части.

В первой части мы перечислим и разберем основные причины коррупции (злоупотреблений), которые приведены в государственных программах (Национальная стратегия, Национальный план, Концепция взаимодействия), а также представителями власти, общественными институтами, в научных публикациях и т. п.

Во второй части лекции изложим основные направления, меры и предложения по противодействию и искоренению коррупции, которые закреплены и озвучены в тех же материалах.

Мы не будем рассматривать законодательные меры, относящиеся к служебному поведению государственных и муниципальных служащих (так как это не является задачей темы), а сконцентрируем внимание на государственных мерах и других предложениях по устранению причин коррупционного поведения как уже принятых, так и обсуждаемых и предлагаемых к реализации. При этом следует учесть, что в некоторых рассматриваемых документах и публикациях причины коррупции и антикоррупционные меры и предложения могут повторяться в силу разного временного периода постановки проблемы, принятия документов или их обсуждения.

1) Условия и причины коррупции

В первой лекции мы высказали суждение о том, что само наличие государства, власти и ее функций, должностных лиц, уполномоченных на выполнение функций органов власти, уже есть латентное основание возможности появления коррупции. Точнее, само государственное властвование есть постоянно наличествующая предпосылка возможности появления

злоупотребления властью, полномочиями в личных целях. В этом плане мы не можем не учитывать, во-первых , влияния личностного фактора в возможной склонности служащего к коррупционному поведению и, во-вторых , когда латентная личностная готовность к коррупционному действию служащего становится фактором его служебного поведения. То есть либо служащий колеблется в склонности к коррупционному поведению, либо он заранее готов и склонен к такому поведению или действию.

Желание государственного или муниципального служащего воспользоваться властным полномочным, например, распорядительно-исполнительным действием в чьих-либо интересах и лично обогатиться ставит важный вопрос нравственной устойчивости служащего к соблазну обогатиться без трудовых усилий . Точно также мы вправе полагать и то, что часть должностных лиц намеренно и осознанно осуществляют коррупционные действия. И такое безнравственное поведение для некоторых служащих является нормой, и они готовы не только соблазняться взяткой, но и понуждать субъектов хозяйствования к даче взятки, то есть заниматься вымогательством. Практика выявленных коррупционных преступлений об этом также свидетельствует.

Нет сомнения, что нравственная, духовно-нравственная составляющая личности Личность (в психологии) — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). и ее формирование заслуживает особого внимания разборе условий и причин коррупции. Естественно, это относится не только к государственным и муниципальным служащим — формирование личности происходит тогда, когда еще неизвестно, будет ли человек в зрелом возрасте работать в системе власти, и будет ли он наделен властными полномочиями или нет. Тем более, формирование личности является отдельным и естественным процессом, независимо от того есть антикоррупционное законодательство и воспитание или нет. И это ставит более сложные задачи для государственной политики противодействия коррупции, в том числе и внедрения элементов антикоррупционного мышления в формирующуюся личность. Об этом также будет идти речь в следующей лекции.

В диалектическом взгляде на коррупцию как на общественное явление (1) и как на действие, осуществляемое человеком (2), следует увидеть , что личность и психика человека, формирующие устремления, поведенческие конструкции и конкретные действия , есть внутренняя сторона в проблеме коррупции. Это то, что мы относим к явлениям природы человека . Внешняя (по отношению к человеку) сторона в коррупции — это общественный фактор и фактор эффективности в деятельности органов власти.

К общественному фактору мы относим социально-экономические условия , в том числе и проводимые властью политики и их тенденции, и также нравственное, духовно-нравственно-традиционное К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины (в изложении Стратегии национальной безопасности РФ) состояние нашего общества, при этом учитывая и соединительную связь этого состояния с представителями общества, работающими в органах власти. Благодаря такой связи эти представители одновременно являются носителями духовно-нравственной и традиционной культуры общества.

К фактору эффективности антикоррупционного законодательства мы относим как саму полноту законодательства, направленного на предотвращение коррупции, так и воспитание, и профессиональную подготовку и готовность государственных (муниципальных) служащих противостоять коррупционным соблазнам.

Внутренняя (личностная) сторона и внешняя сторона (факторы) в коррупции (коррупционном поведении или действии) неразрывно связаны между собой. Здесь сложные и во многом исторически сложившиеся причинно-следственные связи , в которых даже кумовство и клановость традиционно воспроизводятся не только со сменой должностных лиц в органах власти, но и независимо от этого. И очевидно, что кумовство и клановость есть та социальная среда во власти , которая может стимулировать коррупцию в силу возможности сокрытия коррупционных сделок.

Поэтому, рассматривая далее основные причины и предпосылки коррупции, предлагается их полноту, в том числе и по содержанию, оценивать и с учетом кратко изложенного методологического взгляда в формулировании сторон и факторов коррупционного явления.

  • в Концепции взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции приводятся некоторые причины, в частности:
  • А. Коновалов, министр юстиции РФ, в статье «Коррупция не живет там, где все прозрачно» обратил внимание, что на уровень коррупции оказывают влияние:
  • О. А. Кимлацкий и И. Г. Мачульская в статье «О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации» к общим причинам коррупции в России отнесли:
  • Учитывая, что эти причины формулировались в 2008 году, надо отметить, что некоторые из них (вопросы эффективности функционирования институтов власти, материальное обеспечение служащих, многие изъяны законодательства и др.) уже разрешены или находятся на этапе активного правового решения.

  • В. Иноземцев видит причины коррупции в экономической системе страны, которая непроизводительна и неэффективна, и тем самым создает условия для обогащения чиновников. Такая система выгодна чиновникам и поэтому она поддерживается Иноземцев, В. Главная «скрепа»: как коррупция ведет к саморазрушению режима [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rbc.ru/opinions/politics/14/09/2016/57d925509a7947f9ee9c3206 .
  • М. Мнацаканян в статье «Коррупция и вызовы современности» рассматривает объективные и субъективные предпосылки коррупции. К объективным предпосылкам относит:

Субъективные предпосылки коррупции связанны с личностью субъекта коррупционной деятельности, не способной преодолеть искушение и удержаться от взяточничества .

Разбирая причины коррупции, нельзя не обратиться к взглядам Н. Г. Чернышевского (1828-1889) на причины взяточничества (коррупции) в статье «Суеверие и правила логики», вышедшей в 1859 г. В частности, он пишет: «Истинные причины беззаконности — безответственность и беззащитность чиновников. Чиновник наш подлежит одному только контролю — контролю начальства; ни общество, ни товарищи, ни подчиненные не могут ничего сделать

с ним, если только начальство довольно им; зато ни общество, ни товарищи, ни подчиненные не могут спасти его, если начальство им недовольно» . И далее : «Таким образом взяточничество является только уже результатом предшествующей ему необходимости нарушать закон по беззащитности исполнителей закона перед сильнейшими и безответственности перед обществом» Чернышевский, Н. Г. Письма без адреса/Сост. В. Р. Щербина и И. В. Кондаков; Автор вступ. Ст. В. Р. Щербина; Примеч. И. В. Кондакова; Худож. А. Денисов. — М.: Сов. Россия, 1986. — 368 с. .

Н. Г. Чернышевский видел причину взяточничества (коррупции) в самой системе власти (подотчетности вышестоящему начальству) и безответственности чиновников перед обществом . Нам это показывает, что и в те времена причину взяточничества видели в отсутствии публичной подотчетности и безответственности чиновников перед обществом. И, как видится, «безответственность чиновников перед обществом», по Н. Г. Чернышевскому, более глубокое наблюдение, чем сегодняшнее указывание на отсутствие развитого гражданского общества и низкую правовую культуру в качестве причин коррупции.

И все-таки, что нас не может устраивать при признании наличия в обществе указанных причин? Хотя многие из них имеют субъективную оценку своего обоснования. Возможно потому, что нам предлагается думать, что следствием некоторого (или всего) набора этих причин (как проблемных) должна быть коррупция. То есть, у некоторой части должностных лиц должна обнаружиться или до определенного момента затаиться склонность к коррупции. Допустим, можно поверить и согласиться. Но такая публично представляемая логика действия причинно-следственных связей не очень понятна с научной точки зрения, и она не приближает нас к лучшему пониманию причин коррупции, и, соответственно, выработке эффективных мер противодействия, за исключением ужесточения антикоррупционного законодательства. То есть надо разобраться, каким образом действуют причинные связи.

То, что преподносится как причины, а именно: переход к рыночным отношениям, государственное устройство, неэффективность экономической системы и управления, хотя критерии эффективности и не представлены, все же следует отнести к социально-экономическим условиям , в которых могут образовываться конкретные причины и неблагоприятные тенденции, порождающие у части населения стремление к

незаконному обогащению. И если в такой постановке вопроса заниматься искоренением причин коррупции, то можно ожидать, что этот процесс, как и само обсуждение экономических условий, займет бесконечное время.

Поэтому, подводя некоторый итог рассмотрению причин и опираясь на изложенный в начале параграфа методологический взгляд в определении сторон и факторов коррупции, мы можем утверждать, что причинная сторона коррупции не выяснена в полном объеме, имея в виду системный аспект проблемы. В этом плане, как видится, желательно расширить задачи Национального плана, и помимо организации «научных междисциплинарных исследований законодательства», осуществить междисциплинарные исследования коррупции как явления, возникающего из совокупности причин, и к которому должны быть выработаны свои методологические подходы , в частности, в конструировании системы взаимодействий и взаимовлияний связей по линии человек-общество-власть . Это то, что в большей мере и является темой наших лекций.

2) Меры и предложения по противодействию коррупции

Во второй части лекции обращаемся к тем же программным документам и выступлениям, в которых утверждены или представлены направления, мероприятия и предложения по совершенствованию антикоррупционной деятельности. Следует также учесть, что меры и предложения могут повторяться в силу разного времени принятия и назначения документов и выполнения (невыполнения) мер по ранее принятым документам. Последнее, что тоже важно, требует отдельного анализа.

Наша предварительная аналитическая систематизация большинства мер по антикоррупционной деятельности (и тематике) государственной власти и общества выявляет три объекта, на которых в основном сосредоточены как государственные меры, так и предложения в иных выступлениях и публикациях:

  • первый объект — это система органов государственной и муниципальной власти, в том числе (но и как самостоятельный объект) государственные и муниципальные служащие;
  • второй объект — это система институтов гражданского общества и само население;
  • третий объект — это механизма обратной связи между населением и властью (органами власти).

Полагая, что механизм обратной связи «материализован» в действиях, отношениях, институтах и результатах , мы его (условно) локализуем и фиксируем как самостоятельный объект в системе взаимодействия государственного властвования и общества. Объясняется это практическим видением и пониманием того, что наличие институтов гражданского общества не гарантирует выполнение запросов общества. Следовательно, развитие механизма обратной связи требует особого внимания власти и общества.

Более того, такая систематизация объектов антикоррупционной деятельности предлагается для лучшего ориентирования во множестве мер и предложений и понимания темы лекции.

  • Президент России В. Путин на заседании Совета по противодействию коррупции 30 октября 2013 г. определил следующие направления работы:
  • «Национальная стратегия противодействия коррупции» заявлена как постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера и направлена на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию. В частности, это:
  • «Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции» концентрирует внимание государственной власти и общества на следующей деятельности по противодействию коррупции:
  • Как мы видим, в Концепции развитие институтов гражданского общества, механизма обратной связи и механизмов учета общественного мнения ограничено сферой государственной антикоррупционной политики. И это достаточно узкая направленность деятельности, в основном не затрагивающая развитие деятельности институтов и активности общества по другим направлениям государственной политики (экономической,

    социальной и др.). Так как во многом именно несбалансированная экономическая и социальная политика формирует условия для коррупционных злоупотреблений. В этом плане нам стоит обратиться к Стратегии национальной безопасности РФ, в которой коррупция признана угрозой национальной безопасности, и где развитие и взаимодействие с институтами гражданского общества представлено по более широкому спектру сфер государственной политики в рамках преодоления угроз.

  • «Национальный план противодействия коррупции» направлен на решение следующих основных задач:
  • А. Коновалов, министр юстиции РФ, искоренение коррупции видит в следующем:
  • О. А. Кимлацкий и И. Г. Мачульская, в выше оговоренной статье, ссылаясь на опыт антикоррупционной деятельности различных стран о невозможности полностью искоренить коррупцию в силу наличия прочных основ в экономическом, социальном и политическом устройстве общества, ставят вопрос о снижении масштабов коррупции до социально терпимого уровня Кимлацкий, О. А., Мачульская, И. Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, Актуальные проблемы противодействия коррупции Серия: Проблемы национальной безопасности. — 2008. — № 6 (351). — С. 4-17. .
  • Авторы статьи для борьбы с коррупцией предлагают принять стратегическое направление борьбы с коррупцией, под которым понимается система организационных, правовых, экономических, морально-этических, воспитательных мер; также ряд первоочередных мер, в частности:

  • Мнацаканян М. концентрирует понимание на путях минимизации коррупции:
    • возрождение реального сектора экономики, без которого невозможно возродить веру людей в созидательный труд и создать высокооплачиваемые рабочие места;
    • возрождение образа «человек труда»;
    • использование воспитательного потенциала традиционных конфессий России, в первую очередь Православия и Ислама.

Эти пути он видит под углом восстановления «регулятора морали» и «поиска способов гармонизации регулятора морали и регулятора закона, без которых перекос в общественном регулировании в сторону доминирования регулятора закона будет создавать стойкие предпосылки для коррупционных действий» Мнацаканян, М. Коррупция и вызовы современности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.communitarian.ru/publikacii/ekonomika/kratkiy_obzor_voprosov_protivodeystviya_korrupcii_v_rf_i_rt .

Далее, вновь обратимся к Н. Г. Чернышевскому, который по поводу искоренения коррупции писал : «Чтобы восстановить законность, надобно обратить внимание не собственно на взяточничество, а на эту коренную причину невозможности чиновникам обходиться без нарушения закона. ... Для этого должны быть изменены отношения должностной деятельности к общественному мнению. ...Надобно сделать, чтобы должностная деятельность перестала быть канцелярскою тайною, чтобы все делалось открыто, перед глазами общества, и общество могло

бы высказывать свое мнение о каждом официальном действии каждого должностного лица» Чернышевский, Н. Г. Письма без адреса/Сост. В. Р. Щербина и И. В. Кондаков; Автор вступ. Ст. В. Р. Щербина; Примеч. И. В. Кондакова; Худож. А. Денисов. — М.: Сов. Россия, 1986. — 368 с. .

Понятно, что речь идет о подотчетности власти перед обществом и обратной связи как главной мере в борьбе со взяточничеством (коррупцией). Что здесь принципиально важно, в том числе в историческом аспекте? Если по прошествии более 150 лет снова ставится проблема подотчетности власти, то нам следует утвердиться в том, что, во-первых , это проблема не только конкретного периода развития общества, а она сопутствует обществу на многих этапах исторического развития. И, во-вторых , искоренение указанной причины, как проблемы самой власти , должна быть в русле непрерывно проводимой государственной политики. Известно, отсутствие подотчетности власти и игнорирование властью общественного мнения или позиции всегда приводит к злоупотреблению властными полномочиями.

На этом мы закончим рассмотрение причин и условий коррупции и основных антикоррупционных мер и предложений, в том числе (и в большей мере) осуществляемых в рамках государственной антикоррупционной политики . Несомненно, перечисленными мерами и предложениями антикоррупционная деятельность не исчерпывается. Но не все предложения становятся государственными мерами

Для более глубокого понимания причин и условий коррупции мы применили новый методологический взгляд в определении сторон и факторов коррупционного явления, а для лучшего понимания антикоррупционной политики была предложена систематизация объектов антикоррупционной деятельности (по признаку направленности мер) .

В то же время мы не можем не отметить, что в рассмотренных государственных программных документах по антикоррупционной деятельности отсутствуют меры экономической и социальной направленности, как и не уделено должного внимания традиционным ценностям и духовно-нравственному воспитанию и формированию личности, способной своей нравственно-поведенческой устойчивостью противостоять коррупционным соблазнам и действиям. То есть речь идет о незавершенности формирования антикоррупционной политики.

В этом плане — вопросов и деятельности антикоррупционной направленности — следует обратиться к Стратегии национальной безопасности РФ, в которой Президентом РФ утверждено, что национальными интересами на долгосрочную перспективу, в частности (в вопросах данной лекции), являются:

Поэтому изучая государственную антикоррупционную политику в более широком охвате затрагиваемых сфер деятельности, надо обращаться ко всем утвержденным программным документам, в которых отражается антикоррупционная тематика.


Примечания:


Сегодня не найдется человека, который ни разу не давал взятку. Коррупция сопровождает нас на протяжении всей жизни. Решить возникшую проблему в любом из направлений социальной сферы стало проще, дав взятку.

Почему же мы привыкли платить за то, что должно делаться совершенно бесплатно? И можно ли надеяться на искоренение коррупционных явлений?

Коррупция – часть истории страны

Слово «Коррупция» имеет латинское происхождение и переводится как «подкуп». Если кратко просмотреть историю России, станет ясно, что возникновение этого феномена уходит еще в древние времена.

Уже тогда было принято преподносить дорогие подарки правителям, чтобы добиться особого положения и обратить на себя внимание. Получение взятки князем на Древней Руси называлось лихоимство и являлось преступлением.

Первые мероприятия по антикоррупционной политике были проведены в XV веке Иваном III. При нем была создана система контроля за деятельностью наместников и судей.

Царствование Петра I отождествляется с расцветом коррупции. Построенный императором огромный управленческий аппарат необходимо было содержать. На выплату жалования чиновником часто не хватало средств, и они брали взятки, чтобы хоть как-то прожить.

Указы Александра I не особо улучшили положение. В эти годы лихоимство процветало не только в центральной части страны, но и в дальних губерниях. Уже тогда стало ясно, что для того чтобы искоренить коррупцию понадобиться полностью перестраивать государственную систему.

Советский Союз также не смог победить коррупцию. В этот период народ для решения своих важных вопросов пользовался связями. Во времена кризиса достать дефицитные товары можно было только по блату.

В условиях перестройки, когда страна была ослаблена экономически, политически и морально, коррупция находилась на пике рассвета. В лихие девяностые благодаря отсутствию систематизированной работы органов власти во всех сферах, многие просто наживались на получении взяток и проведении противозаконных махинаций.

Современная Россия – государство, в котором развита коррупция

Получается, что коррупция в России – это часть всей системы государственного устройства. Без неё невозможно существование ни одной структуры и с каждым годом этот феномен плотнее охватывает взаимоотношения народа и государства.

При этом коррупциогенные факторы оказывают негативное воздействие на экономическое и социальное развитие всей страны.

Портал Transparency International ежегодно занимается измерением индекса восприятия коррупции во всем мире. Россия по итогам исследований 2016 года занимает 131 место из возможных 176. По сравнению со статистикой предыдущих лет наша страна сделала небольшой скачек вперед. В 2015 году Россия занимала 119 место.

Сегодня коррупция определяется как социальное явление, при котором государственные служащие и иные уполномоченные лица пользуются своим служебным положением в личных интересах.

Криминология определяет коррупцию как опасное общественное явление, наносящее угрозу национальной безопасности, входящее в систему преступлений, совершаемых должностными лицами.

В кодексах Российской федерации насчитывается более 50 видов правонарушений, обладающих признаками коррупции. За эти деяния виновный несет уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность согласно действующему законодательству.

Почему же коррупция так плотно засела в России?

Что послужило поводом для всеобъемлющего распространения коррупции в России?

Одной из главных причин развития коррупции в стране принято считать ненадлежащий контроль за деятельностью государственных органов.

Большое количество коррупционных преступлений выявляется в социальных сферах (строительство, образование, медицина, правоохранительные органы). Виной этому кроме некачественной работы контролирующих органов является и сложная организация управленческой системы.

Непрозрачность деятельности государственных ведомств способствует росту фактов взяточничества чиновниками и проведению незаконных сделок.

Активная законотворческая деятельность госорганов усугубляет ситуацию. Все больше издается нормативных актов, что позволяет найти «лазейки» для того, чтобы проделанное нарушение носило двоякий характер и могло оправдываться нормами другого документа.

Зависимость системы правосудия от остальных институтов государственной власти предполагает, что множество дел по совершению коррупционных преступлений так и остается не доведенными и нарушители закона не получают наказания.

Рассматривая причины коррупции в России в нашей стране нельзя не обратить внимание и на национальный характер. В традициях практически каждого народа заложено благодарить за оказанную услугу дорогим презентом.

Отказ принимать подарок обычно считается как проявление неуважения. Казалось бы, все это естественно и человек не видит в этом ничего незаконного. Так поступали его родители, значит, так станет поступать и он. Тем не менее, вручение любого подарка должностному лицу считается взяткой.

При этом такие передаваемые традиции из поколения в поколение очень даже выгодны чиновникам. Вопреки всяческим нормам чести, кодексам этики и моральным ценностям госслужащие могут манипулировать гражданами. Часто случается и такое, что мы платим за те услуги, которые нам должны оказывать совершенно бесплатно.

Стоит уже в школе начинать формирование знаний о чести, достоинстве, и о последствиях совершения коррупционных преступлений.

Переход к другой модели государства оказал сильное влияние на формирование коррупции в России. Как замечают специалисты, резкое изменение политической системы, а соответственно, и сложившегося жизненного уклада граждан провоцирует зарождение негативных явлений в социуме, в том числе и коррупцию.

Государство и общество против коррупции

Начиная с 2000 годов борьба в России с коррупцией стала принимать обширный характер. Начала разрабатываться нормативная база, регулирующая вопросы взаимодействия общества и власти во всех сферах деятельности. Появился первый закон, в котором были прописаны методы реализации борьбы с коррупционными явлениями – ФЗ О коррупции.

Российское антикоррупционное законодательство продолжало совершенствоваться. Введен порядок прозрачности деятельности государственных служащих. Законом 273 установлена обязанность для бюджетных учреждений по разработке антикоррупционной политике на каждый календарный год.

И все же, на тропе борьбы с коррупцией нельзя ограничиваться только законотворческой деятельности. Важным моментом здесь является и повышение процента доверия между гражданами и представителями власти, формирование сплоченного общественного строя в стране.

Современная модель государства более стабильна, чем в СССР. Поэтому можно надеяться на то, что сегодня отлаженная работа по борьбе с коррупцией окажется более эффективной.

Читайте больше статей по различным темам на нашем сайте.

В России в последние годы проводится активная антикоррупционная политика. Каковы критерии ее эффективности? Какие нормативно-правовые источники приняты в РФ с целью Как современные исследователи понимают, собственно, природу этого явления?

Что такое коррупция?

Коррупция, согласно распространенному определению, общественное явление, обозначающее действия должностных и иных привилегированных лиц в рамках моделей вне стандартов на уровне законов, отраслевых норм и общественных устоев, как правило, наносящие материальный ущерб государству, компании, обществу. Понятие коррупции, таким образом, имеет преимущественно экономическую природу. Человек, осуществляющий рассматриваемого типа действия, как правило, заинтересован в материальной выгоде.

Международные интерпретации

Согласно определению, принятому в организации Transparency International, деятельность которой сконцентрирована на исследовании коррупционных явлений, рассматриваемый вид активностей понимается как злоупотребление доверенным ресурсом - как правило, властным, в частных интересах. Интересную формулировку содержит российский ФЗ "О противодействии коррупции". Там сказано, что рассматриваемое явление - это злоупотребление положением и полномочиями, дача или получение взятки, и иные варианты незаконного использования гражданином своего должностного положения в противовес интересам социума и власти с целью извлечения выгоды. ФЗ о коррупции, таким образом, несколько расширяет трактовку термина в версии TI, дополняя ее тем, что соответствующего типа противоправные деяния могут осуществляться не только властью, но и бизнесом.

Иначе выглядит определение коррупции, принятое в ООН, оно представляет собой довольно общую формулировку. Согласно документам ООН, коррупция понимается как явление, обладающее сложной социальной, культурной, а также экономической природой, присутствующее во всех государствах. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что даже в содержании Конвенции ООН, направленной против коррупции, конкретного определения рассматриваемого явления нет. Хотя, как считают некоторые аналитики, здесь есть некая логика - сущность и причины коррупции настолько многогранны, что даже на уровне одной из крупнейших международных структур нет смысла искать общее определение данного явления. В каждой стране мира могут найтись прецеденты, позволяющие трактовать его в рамках концепций, которые могут быть совершенно несхожими с теми, что приняты в других государствах. Поэтому, полагают некоторые эксперты, общее понимание мировым сообществом проблем, возникновение которых обуславливает международная коррупция, может быть осложнено. А все потому, что нет ориентиров к поиску единого подхода к трактовке этого явления.

Природа коррупции

Рассмотрев понятие коррупции, изучим видение причин этого явления, которые можно встретить в исследовательской среде. Есть, к примеру, теории экономической природы. В числе таковых - тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае - коррупционной. Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует. Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Причины коррупции некоторые исследователи связывают также с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит? То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий. Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на "ренте", подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Есть тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса. То есть, например, гражданину становится проще решить тот или иной вопрос (согласовать документ, заказать продукт или услугу), обходя штатные механизмы, зафиксированные в законах или отраслевых соглашениях. При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Причина коррупционных явлений в России

Согласно исследованиям той же Transparency International, в нашей стране уровень общественного восприятия данного явления остается высоким. Позиции РФ в соответствующем рейтинге, составляемом данной организацией, ниже сотого места. Следует отметить - касательно соотнесения того, как коррупция принимается обществом и каков ее реальный уровень в России, эксперты активно дискутируют. То есть вполне может оказаться так, что при возможном изменении методологии исследования рейтинги РФ будут более оптимистичны. Но мало кто спорит с тем, что как таковая коррупция все же есть в России, как и в любой другой стране мира. Даже в тех, что лидируют в рейтингах, составляемых TI и другими организациями.

Каковы же причины коррупции в России? Некоторые аналитики считают применимыми все три озвученных выше тезиса, объясняющих природу данного явления, и к нашей стране. Кроме этого, считают эксперты, есть и другие причины коррупции в России - в большей степени национального характера. Рассмотрим их.

По одной из распространенных версий, причины коррупции в нашей стране нужно искать в традициях, принятых в обществе, а также логике политического и социально-экономического развития страны.

Дело в том, что исторически Россия - государство, в котором институт права в том виде, в котором он принят в западных странах, долгое время не воспринимался гражданами. Русский человек предпочитал жить по справедливости, а не согласно писанным законам. В крайнем случае - соглашался на суд. Но только не по буковке бумажных правил. В советское время, считают исследователи, данная общественная установка несколько видоизменилась. Значительное вмешательство государства в жизнь обусловило издание большого количества регулирующих норм, регламентов, расширило законодательную базу. В результате советский человек более или менее стал привыкать жить все же по закону. В силу авторитета партии, подкрепленного достаточно высокими экономическими результатами, устойчивыми позициями страны на международной арене, граждане СССР предпочитали не нарушать предписанных государством норм. Потому уровень коррупции в СССР, как считают многие исследователи, был невысоким. Подобного рода явления, безусловно, были (хотя бы на уровне теневой экономики), когда некие материальные ресурсы распределялись вне государственных каналов, единственных официально допустимых. Но системного характера проблемы коррупции в СССР, как полагают многие аналитики, все же не имели. Вместе с тем есть версия, что в советское время власти все же не стоило полностью брать экономику под свой контроль. считают эксперты, следовало разрешить - хотя бы в самых простейших формах. Это бы сделало гораздо мягче адаптацию многих категорий граждан страны к новым реалиям, которые наступили в годы Перестройки.

Когда Советский Союз вступил в кризисную фазу развития, с которой принято отождествлять Перестройку, авторитет государства и партии стал неуклонно снижаться. Сыграл роль и - уровень жизни людей упал. В аспекте политики - внутренней, международной - государство существенно сдало в позициях. В итоге люди стали возвращаться к "традиционному" восприятию политики, общественных процессов, бизнеса - вне стандартов права - когда действовать нужно по бумажке.

Основные причины коррупции в России - таким образом, это резкий, сопровождающийся неподготовленностью общества и в значительной мере политической власти переход от одной модели государства к другой, а также некоторые исторические традиции. Рассматриваемое явление, полагают эксперты, склонно к росту практически в любой стране, где происходят соответствующие трансформации. Не обходит коррупция стороной, полагают аналитики, также и развитые страны, многие из которых сейчас испытывают проблемы кредитно-финансового характера, вследствие чего задумываются о пересмотре действующих концепций экономического развития, а значит - также находятся в стадии некоторого транзита. Однако в России, как известно, сменился не только экономический, но и политический строй. Вследствие чего контраст между концепциями управления и развития намного больше, чем в западных странах, а динамика роста коррупции (как результат) - выше.

Факторы стимулирования коррупции

Эксперты выделяют факторы, которые в определенной мере мешают реализации антикоррупционных мероприятий и одновременно влияют на обострение соответствующей проблемы. Это, прежде всего, дисбаланс интересов власти и бизнеса в части несырьевых отраслей. Сложные условия ведения предпринимательской деятельности: высокий уровень государственного вмешательства, трудный доступ к кредитам - способствуют тому, чтобы бизнес искал дополнительные преференции за счет коррупционных активностей.

Другая проблема - отсутствие явной, по мнению ряда аналитиков, заинтересованности государства в том, чтобы та самая "традиция", свойственная для россиян исторически, была заменена высокой правовой культурой. И потому общество не всегда может подбирать механизмы взаимодействия с властью, альтернативные тем, что характерны для многих областей общественно-политического и экономического развития страны сегодня.

Однако в 2000-х годах социально-политическая и экономическая обстановки в РФ стабилизировались. По показателям качества жизни граждан, активностям на политической арене Россия в значительной мере восстановила достигнутые при СССР позиции. Вместе с тем проблемы коррупции в РФ остались. Связано это, полагают исследователи, с незавершенностью полноценного экономического транзита - перехода России от социалистической модели развития к преимущественно капиталистической. Главным образом, считают аналитики - в аспекте качества законодательства, а также эффективности работы политических и общественных институтов. Советские принципы политического управления и юридического оформления различного рода правоотношений устарели. Законодательство в сфере бизнеса и вовсе разрабатывалось едва ли не с нуля - частного предпринимательства в СССР не было в течение нескольких десятилетий. Как результат - социум, власть, бизнес в ряде направлений стали развиваться путем проб и ошибок, побочным эффектом которых стала коррупция.

Вместе с тем в последние годы, как полагают некоторые эксперты, ситуация стала улучшаться. Была усовершенствована, прежде всего, законодательная база, проведены реформы в ряде властных институтов. Рассмотрим правовой аспект более подробно. Проблемы коррупции, как мы уже отметили выше, в современной России во многом обусловлены в силу продолжительного кризиса нормативного регулирования ключевых общественных институтов.

Антикоррупционное законодательство России

На какие источники права можно обратить внимание? Один из таковых мы уже отметили выше - это Федеральный Закон РФ о коррупции. Но он не единственный нормативно-правовой акт и источник реализации соответствующих направлений в политике в организационном аспекте. Прежде чем появился полноценный закон РФ о коррупции, органами власти была выработана национальная стратегия противодействия рассматриваемому явлению. Другой важный источник - национальный план на 2014-2015 годы, также предусматривающий работу государственных институтов в направлении противодействия коррупции. Изучим общие сведения об отмеченных правовых актах.

Противодействие коррупции и ФЗ

Исторически самый первый источник - ФЗ о коррупции, принятый 25.12.2008 г. Он считается основополагающим нормативным актов в РФ, в котором устанавливаются ключевые принципы, направленные на противодействие рассматриваемому явлению, а также организационный базис для профилактических мер в отношении него. Также данный закон о коррупции включает положения, направленные на ликвидацию возможных последствий соответствующего типа правонарушений.

Противодействие коррупции в рамках национальной стратегии

Другой важнейший правовой акт - Национальная стратегия противодействия коррупции. С точки зрения статуса, она является Указом Президента РФ. Подписан был данный документ 13.04.2010 г. Юристами он характеризуется как в большей степени программный источник, формулировки которого нацелены на ликвидацию ключевых факторов, формирующих основу для возникновения коррупции в стране. Предполагается, что положения Национальной стратегии будут конкретизироваться с течением времени, исходить из объективных социально-политических и экономических реалий. В данном программном документе отражены аспекты противодействия коррупции на всех уровнях власти - федеральном, региональном, муниципальном.

Противодействие коррупции в рамках национального плана

Дополняет закон о коррупции, а также рассмотренный выше программный документ Национальный план соответствующей направленности. Он был принят 11.04.2014 г. Это - один из новейших источников антикоррупционной направленности. Национальный план, как и стратегия, обладает статусом Указа Президента РФ.

Юристы характеризуют его как источник, призванный стать эффективным инструментом реализации одноименной стратегии. Предполагается, что этот документ закрепит перечень деяний, направленных на противодействие коррупции, определит конкретных лиц, ответственных за их реализацию, а также способы практического осуществления мероприятий, проводимых с соответствующей целью.

Антикоррупционная политика России: критерии эффективности

Насколько эффективна текущая антикоррупционная политика, проводимая российской властью? Мнения экспертов по данному вопросу сильно разнятся. Есть те, которые считают, что одного лишь законодательного аспекта государственной политики недостаточно. Даже если в законе есть некая статья о коррупции и предусмотренные меры ответственности - этот факт, полагают эксперты, весьма опосредованно влияет на системные причины рассматриваемого явления.

Необходимо активно работать не только в направлении законотворчества, но также и уделять внимание воспитанию новых ценностей в обществе, а также, что не менее важно, подготовке управленческих кадров, для которых коррупционные действия не будут в почете. Таким образом, мерой ограничения противоправных действий должна быть не только предусмотренная в законах статья о коррупции, но также и модели общественного поведения, стимулирующие одних граждан взаимодействовать с соотечественниками, властными структурами и предпринимателями в рамках норм права.

Значительный объем работы, полагают аналитики, лежит также и на бизнесе. Частные компании составляют значительный процент российских работодателей, значит, в значительной мере влияют на общество посредством внутрикорпоративных механизмов. Экономическая коррупция в тех формах, что свойственны для бизнесов, может быть существенно снижена, если компании начнут взращивать в среде собственных сотрудников взгляды, способствующие решению вопросов взаимодействия в частном секторе, а также с госструктурами в правовом ключе. Успешность политики бизнеса в этом направлении, считают эксперты, положительным образом скажется на тенденциях, отражающих восприятие коррупции обществом в целом.

Коррупция в России и мире получила широкое распространение во всех слоях общества и среди всех ветвей власти. Очевидно, что коррупция является не только общественным злом, требующим адекватной моральной оценки обществом, но и существенным тормозом общественного развития, формирования рыночных отношений и институтов демократии.

Законодательство, которому зачастую отводится первостепенная роль в борьбе с коррупцией, тем не менее, является лишь внешним выражением данной проблемы, коренящейся в социальных процессах. Правовые средства здесь вторичны. Коррупция является следствием происходящих в обществе экономических и политических процессов: политической нестабильности, экономического упадка, деградации морали, ослабления системы социального контроля и пр. Дефекты правовой системы являются лишь одним из факторов, обуславливающих данное явление.

Противодействие коррупции должно строиться на воле политической власти и ее органов, опирающейся на осознание большей частью населения необходимости искоренения этого социального зла. Это является главным условием формирования эффективного правового порядка государства в сфере противодействия коррупции (антикоррупционного правопорядка).

Среди основных причин, способствующих возникновению коррупции в обществе исследователи выделяют следующие:

1. Двусмысленные законы.

2. Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностных лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

3. Нестабильная политическая ситуация в стране.

4. Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

5. Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

6. Профессиональная некомпетентность бюрократии.

7. Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

8. Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т.е. регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

9. Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

10. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором.

11. Зависимость граждан от чиновников, монополия государства на некоторые услуги.

12. Оторванность бюрократической элиты от народа.

13. Экономическая нестабильность, инфляция.

14. Этническая неоднородность населения.

15. Низкий уровень социально-экономического развития.

16. Религиозная традиция.

17. Культура страны в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что социально-правовая природа коррупции заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системой общественных отношений, где право является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность обусловлена степенью адекватности системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений.

Социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности следующих признаков:

договорной характер отношений между должностным лицом и лицом, заинтересованным в соответствующей стратегии его действий (сделка);

обоюдная возмездность, заинтересованность (не обязательно материальная) этих отношений;

незаконный характер этой сделки, выражающийся в противоречии уголовному и иному законодательству, запрещающему подобное поведение должностных лиц;

обусловленность действий должностного лица в процессе исполнения служебных обязанностей условиями данной сделки.

Коррупция в современной России затрагивает практически все возможные отрасли, начиная от правоохранительных органов и медицины, таможни и заканчивая вузами, школами и т.д.

По данным МВД РФ за январь-октябрь 2015 г. сотрудниками правоохранительных органов выявлено 27,8 тысяч преступлений экономической направленности, в том числе 4,6 тысячи – в крупном или особо крупном размере. Размер ущерба по оконченным уголовным делам превысил 39 млрд рублей, а возмещено более 31 млрд рублей. К уголовной ответственности привлечено 12 тысяч лиц.

Особое внимание МВД России уделено выявлению и пресечению преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами с широким кругом полномочий. Так, за прошедшие месяцы 2015 года сотрудниками выявлен ряд должностных лиц, совершивших преступления, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 290 УК РФ. В том числе 4 депутата различного уровня, 12 глав (заместителей) администраций городов (районов), 23 главы (заместителя) руководителей муниципальных образований, 22 руководителя предприятий и организаций, входящих в контур государственных предприятий, 19 руководителей (заместителей) структурных подразделений органов исполнительной власти Российской Федерации.

Кроме данных, которые освещаются МВД РФ, анализом состояния коррупции в России и мире занимается некоммерческая общественная организация Transparency International, созданная в 1993 году с целью борьбы с коррупцией. Данная организация ежегодно определяет Индекс восприятия коррупции (ИВК) в странах мира.

В сравнении с 2010 годом (154-е место из 178), можно заметить положительную динамику, которая объясняется принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, обусловливающего основные правовые параметры предупреждения коррупции в общественном секторе и вводящего ответственность за дачу взятки публичным должностным лицам иностранных государств. Принятые меры позволили заявить о готовности Российской Федерации присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством. 17 апреля 2012 года Россия стала 39-м участником Конвенции ОЭСР.

Однако рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией пойдет сама собой, было бы не правильно. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.

Коррупция, оказывая негативное влияние на все сферы жизни общества, порождает последствия, которые не только препятствуют прогрессивному, поступательному развитию общества, но и представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности страны.

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

1. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто более конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки.

2. Влечет за собой неэффективное распределение средств федерального бюджета.

3. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащения субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества.

4. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых «накладных расходов» в результате чего страдает потребитель.

5. Является средством, способствующим обеспечению благоприятных условий для формирования и развития организованной преступности и теневой экономики. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, отдельными группами по использованию государственной собственности и корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений, оттоку капитала за рубеж и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

6. Растет недоверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства.

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества двойной стандарт морали и поведения.

2. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастание социальной напряженности в стране.

3. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественности формируется сознание о беззащитности общества и перед лицом власти и перед преступностью.

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

1. Смещение целей политики от общенациональных к обеспечению властвованию олигархических кланов и группировок. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в «пятую колонну» и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны.

2. Подрыв престижа страны на мировой арене, способствование ее политической и экономической изоляции.

3. Снижение доверия общества к власти, разочарование в ценностях демократии.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток. Главные потери происходят от тех решений, которые принимают агенты, вступившие в коррупционные отношения.

Прямые потери – недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства.

Косвенные потери – общее снижение экономики, сопряженное с коррупцией.

Подсчет потерь от коррупции крайне не прост.

Введение

В настоящее время среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Проблема коррупции носит массовый характер и превратилась в системную проблему, которая затрагивает все сферы человеческой жизнедеятельности.

Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем выступлении на сессии Генеральной ассамблеи по случаю принятия Конвенции ООН против коррупции метко сравнил коррупцию с «социальной чумой», эпидемии которой подвержены все современные общества: «Коррупция ослабляет демократию и правопорядок, что ведет к нарушениям прав человека, искажает рыночные механизмы, ухудшает качество жизни людей, способствует организованной преступности, терроризму и другим угрозам международной безопасности. Это опаснейшее явление присутствует во всех странах - больших и малых, богатых и бедных...» Документы ООН А/58/422 8/422.

Понятие коррупции

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее исследованию. Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или что запрещают кодексы профессиональной этики. Преимущество этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафиксированные в законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для общества в целом, так и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя таким образом отсутствие индивидуальной или коллективной этики Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2009. - 429 с..

Этимологически термин «коррупция» происходит от лат. «corruptio», означающего «порча, подкуп». Эти два слова определяют понятие коррупции.

Так, в Большой юридической энциклопедии термин «коррупция» определяется как «преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения». Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия . М.: Книжный мир, 2010 - 960с.

В Справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией указывается, что «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях».

Наиболее глубоко и всесторонне понятие коррупции разрабатывалось учеными США. Американские исследователи определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников госаппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных, семейных или групповых интересов в целях обогащения и повышения своего социального статуса.

Достаточно емкое понятие коррупции дает Б.В. Волженкин: «Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах».

Виды и формы проявления коррупции

Коррупцию условно можно классифицировать на несколько основных видов Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2009. - 429 с.:

1) по статусу субъектов:

а) коррупция в органах власти;

б) коррупция в частном секторе;

в) коррупция в политике или политическая коррупция.

2) по уровням:

а) низовая;

б) верхушечная;

в) вертикальная.

3) по степени общественной опасности:

а) коррупция-проступок;

б) коррупция-преступление.

В целом коррупции присущи следующие признаки:

это, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения; в конечном счете, оно приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;

имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (это, прежде всего, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе);

использование указанными субъектами (путем действия или бездействия) своего служебного положения, своего правового статуса и авторитета занимаемой должности (причем, авторитета не своего собственного как гражданина, а именно авторитета должности) вопреки интересам службы (т.е. государственной службы и службы в организациях частного сектора) и установленным нормам права и морали;

деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.

По уровням функционирования коррупцию можно разделить: низовую, верхушечную и вертикальную.

Низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти и управления и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, лицензирование и различные разрешения и т.п.).

Верхушечная коррупция охватывает политиков, работающих в органах власти, высшее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену, например, государственные заказы. Часто обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одному органу государственной власти. Например, когда чиновник нижестоящего государственного органа дает взятку своему вышестоящему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя либо предоставляет дополнительные финансы, ресурсы, полномочия и т.д.

Данная форма коррупции может прослеживаться на уровне всей вертикали министерств и ведомств. Здесь коррупция, как правило, выступает в качестве моста между верхушечной и низовой коррупцией. Это особенно опасно, поскольку свидетельствует о переходе рассматриваемого явления из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

Причины коррупции

Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двусторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению. Отсюда следует, что, во-первых, уменьшить и ограничить коррупцию можно, только одновременно решая проблемы, ее порождающие; и, во-вторых, решению этих проблем будет способствовать противодействие коррупции со всей решительностью и по всем направлениям.

К общим проблемам, порождающим коррупцию, относятся те, которые свойственны большинству стран, находящихся в стадии модернизации, в первую очередь - переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной. Вот некоторые из этих проблем.

1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции.

2. Экономический упадок и политическая нестабильность. Обнищание населения, неспособность власти обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех, и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата.

3. Неразвитость и несовершенство законодательства. В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение.

4. Неэффективность институтов власти. Тоталитарные режимы строят громоздкий государственный аппарат. Бюрократические структуры стойки и хорошо приспосабливаются к выживанию при самых тяжелых потрясениях. При этом, чем энергичнее преобразования, тем больше энергии и изобретательности тратит аппарат на собственное сохранение. В итоге окружающая жизнь стремительно меняется, а бюрократические институты и, следовательно, система управления отстают от этих изменений.

Итог прост: чем сложнее и неповоротливее система управления, чем больше несоответствие между ней и проблемами, которые она должна решать, тем легче в ней угнездиться коррупции.

5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. Демократическое государство в состоянии решать проблемы только в кооперации с институтами гражданского общества. Ухудшение социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

6. Неукорененность демократических политических традиций. Проникновению коррупции в политику способствуют:

Несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов, когда избиратели отдают свои голоса за дешевые подачки или поддавшись заведомой демагогии;

Неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров и программ;

Несовершенство законодательства, которое чрезмерно защищает депутатский статус, не обеспечивает реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирует нарушения при финансировании избирательных кампаний. Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

Экономические условия коррупции

Государственная коррупция существует постольку, поскольку государство вмешивается в частную, общественную, экономическую жизнь. Проблема в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство, и в том, насколько эффективно оно осуществляется.

В экономической сфере последние годы происходили бурные изменения, появлялись новые непривычные сферы и формы активности, к чему труднее всего приспосабливались властные институты. Именно здесь более всего ощущался рост коррупции. Перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией:

1. Приватизация государственной собственности везде служит серьезным источником коррупции. В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Еще на начальных стадиях около 30% всех подзаконных актов по приватизации, по данным правоохранительных органов, содержали нарушения норм действующего законодательства. Практиковалось включение чиновников в число акционеров.

По данным МВД, каждое десятое должностное преступление совершались в сфере приватизации. Наиболее распространенные нарушения - присвоение денежных средств и взятки. Почти в половине регионов России к уголовной ответственности были привлечены занятые приватизацией чиновники из руководства администраций, территориальных комитетов по управлению имуществом, фондов имущества.

2. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств - еще одна благодатная сфера для коррупционеров. В числе основных причин - слабая дисциплина исполнения бюджета при почти полном отсутствии реакции на результаты контрольных проверок Счетной палаты РФ.

Наиболее часто нарушения, наносящие ущерб Федеральному бюджету и нередко сопряженные с коррупцией, возникают при следующих обстоятельствах:

Поступление налогов и платежей в Федеральный бюджет;

Получение связанных иностранных кредитов;

Привлечение кредитов коммерческих банков под гарантии и поручительства Минфина России от имени Правительства; вексельные и другие кредиты;

Переоформление задолженности предприятий и организаций субъектов Федерации на государственный внутренний долг РФ и выделение финансовой помощи субъектам РФ;

Необоснованно высокая просроченная дебиторская задолженность;

Нецелевое и неэффективное использование средств Федерального бюджета.

3. Банковская сфера в России начала преобразовываться одной из первых - на рубеже 80-90-х годов фактически происходила ненормативная приватизация существенной части государственного банковского сектора. Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей. Естественно, что и здесь коррупция пустила глубокие корни. Коммерческий банк - юридическое лицо, которому на основании лицензии и действующего законодательства предоставлено право осуществлять на коммерческой основе банковские операции.

Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило "цивилизовать" формы получения взяток и от традиционных конвертов (а затем - чемоданчиков) с наличностью перейти к льготным кредитам, завышенным в десятки раз процентам по вкладам и к другим, более утонченным, формам благодарности.

4. Противозаконный лоббизм в законодательных органах труднее всего поддается контролю и уголовному преследованию, прежде всего, из-за гипертрофированной депутатской неприкосновенности.

5. Правоохранительные органы и экономическая преступность, сращиваясь, создают среду, которая является существенным препятствием для борьбы с коррупцией. Создаются "комплексные бригады", зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу ("по совместительству") в коммерческие структуры и создания таковых под патронажем стражей порядка. Родственники чиновников высокого ранга из правоохранительных, таможенных или налоговых органов вдруг, независимо от квалификации, оказываются на весьма денежных должностях в коммерческих структурах.

Условия для низовой коррупции

Социологические исследования, показывающие, что 98% автомобилистов хоть раз в жизни давали взятку инспектору ГАИ-ГИБДД, говорят не только о высокой степени коррумпированности этой службы. Данные свидетельствуют о широчайшей коррумпированности общественного сознания, о том, что низовая коррупция внедрена в общественную практику.

Привлекательность низовой коррупции в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы; она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций. Купюра, которую держит в документах владелец автомобиля, лежит там и на те случаи, когда понадобится превысить скорость, проехать в автомобиле в состоянии опьянения.

Масштабная низовая коррупция предельно опасна, поскольку, во-первых, создает благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивает вертикальную коррупцию. Последняя же, является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

Низовая коррупция в России возникает почти везде, где рядовой гражданин сталкивается с необходимостью обращаться к государству, или, наоборот, - государство считает уместным тревожить гражданина. Ниже приведены основные сферы.

1. Жилищно-коммунальная сфера, как показывают социологические опросы российского населения, воспринимается людьми как одна из самых коррумпированных. Казалось бы, появление рынка жилья должно было привести к уменьшению коррупции в этой сфере.

2. Правоохранительные органы, и прежде всего милиция, находятся на втором месте.

3. Налоги и таможенные сборы - прекрасная "питательная среда" для низовой коррупции. Опросы многострадальных российских "челноков" показали, что среди них практически нет тех, кто хоть раз не дал взятку таможеннику.

4. Призыв на военную службу в последние годы проходит с постоянными трудностями.

В связи с этим будет небезынтересно узнать, что, по предварительным оценкам, более половины молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью взяток.

Так же существует еще ряд сфер и ситуаций, попадание в которые сопряжено с высокой вероятностью соприкосновения с коррупцией:

Здравоохранение;

Образование;

Сбор штрафов и иных платежей с населения разными ведомствами;

Выдача разрешений на занятие различными видами деятельности;

Разрешение на строительство и наделение земельными участками;

Контроль со стороны государственных служб (пожарные, санэпидемстанции и т.п.), от которого особенно страдает малый бизнес в России.

Экономические потери и последствия коррупции

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток - цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам - чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции - это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции - это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое - это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример - административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое - потери, порождаемые самой коррупцией. Пример - падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост.

Можно выделить ряд экономических последствий коррупции, таких как:

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика - социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь - из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных "накладных расходов". В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал - народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные и политические последствия коррупции

Выделяют следующие социальные последствия коррупции:

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. коррупция низовая социальная

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

К политическим последствиям коррупции можно отнести такие последствия как:

1. Смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшение доверия к власти, рост ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падение престижа страны на международной арене, рост угрозы ее экономической и политической изоляции.

4. Снижение политической конкуренции. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличение риска крушения нарождающейся демократии по распространенному сценарию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам разных уровней «доступны» все существующие формы преступного поведения. Однако когда говорят, что «политика - грязное дело» или «власть портит людей», прежде всего, предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.

Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом.

Величина указанных деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той или иной стране. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации, переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе - негативным.

В условиях, когда государство находится на грани духовного и финансового банкротства, усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность. Нынешний кризис - это кризис отношений народа и власти.

Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновению организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.

Организация и проведение приватизации, создание инвестиционно-приватизационных фондов, обворовавших население, свидетельствуют о значительных масштабах коррумпированности чиновников, не способных и не желающих думать об экономической безопасности граждан нашей страны.

Используя несовершенство отечественного законодательства, коррумпированная «верхушка» общества отправляет огромные суммы капитала, соразмерные с доходной частью республиканского бюджета за границу. Вернуть эти средства обратно становится затруднительным.

Обнищание масс ведет к росту преступности в целом, а значит и организованных форм ее проявления. Структуры организованной преступности, накопив огромный материальный, финансовый и политический капитал, приобрели реальную возможность прорыва к рычагам активного влияния на процессы формирования ряда аспектов внешней и внутренней политики страны.

Одной из проблем должной борьбы с коррупцией в органах власти является существование тесной взаимосвязи между политической (или государственной) и экономической элитами.

Тесная взаимосвязь экономической и политико-административной элит приводит к их опасному сращиванию. Выступая в качестве «консультантов» предприятий и банков, многочисленные функционеры получают немалые дивиденды и гонорары.

Одним из проблемных вопросов на протяжении последних нескольких лет является выполнение доходной части бюджета и должный контроль за ее расходной частью. Здесь коррупция царит как на первом, так и на втором этапе. Ведь для того, чтобы исполнить доходную часть бюджета, необходимо, по большому счету, не так уж и много. Это, с одной стороны, нормальное налоговое законодательство, позволяющее производственным предприятиям развиваться, и одновременное ужесточение санкций (уголовных, административных) за сокрытие и неуплату налоговых платежей и сборов.

Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится невосполнимый гигантский ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставится целостность страны и сохранение ее конституционного строя. В итоге коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

При подготовке программы борьбы с коррупцией необходимо учитывать следующие положения:

1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. При нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти.

2. Не существует стран, фактически обреченных на масштабную и хроническую коррупцию, также, как и не существует государств, в которых отсутствует коррупция.

3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.

4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и проникла на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это должны быть направлены все силы и властей, и общества.

6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в Казахстане, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Заключение

В заключение следует констатировать, что проблема противодействия коррупции-- это задача не только правоохранительных органов, а первоочередная задача всего российского общества. К сожалению, объективной реальностью сегодняшнего дня является тот факт, что правоохранительные органы больше заняты борьбой с мелкими правонарушениями, а не с должностными преступлениями (об этом говорит анализ статистики о правонарушениях). Сегодня также актуальна борьба с коррупцией в самих правоохранительных органах.

Так же, следует отметить, что коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны.

Список использованной литературы

Угoлoвный кoдeкс РФ oт 13.06.1996 N 63-ФЗ (в рeдaкции ФЗ oт 28.07.2012 N 141-ФЗ),

Айрапетян Э. С. Причины и условия, порождающие коррупцию в Российской Федерации в современных условиях [Текст] / Э. С. Айрапетян // Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). -- Челябинск: Два комсомольца, 2012. -- С. 68-71.

Барихин А. Б. Большая юридическая энциклопедия. М.: Книжный мир, 2010 - 960с.

Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2009. - 429 с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!