Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Причины превращения озера в болото. Озера превращаются в болота? Образование болота в результате появления мхов

Жители поселка Химиков уже не первый год видят удручающую картину: озеро Губище высыхает и зарастает буквально на глазах, стремительно превращаясь в болото. Стал ли этот процесс необратимым? Или озеро еще можно спасти?

Нет проектов

Проблема известна уже не первый десяток лет. На эту тему написана не одна газетная статья. Но до сих пор городские власти – ни прошлые, ни нынешние – не сделали практически ничего, чтобы помочь озеру выжить. По большому счету никто толком даже не знает, отчего оно умирает. Говорят об естественных процессах. Но мы видим, что за последние 2-3 года озеро (его уже и озером как-то неподходяще называть, скорее – это уже болото) стало стремительно высыхать. Почему? В чем причина?

Пока самоуправление даже не задается трудом разобраться в этом. А ведь в городе есть университет, в нем работают ученые, которые компетентны в этих вопросах. В департаменте развития города его руководитель Инга Голдберга с огорчением констатировала, что, увы, в настоящее время нет ни одного проекта по возрождению озера. Да, она согласна, исследования необходимо проводить, и проект на эту тему вполне возможен. Однако в более позднем разговоре с ее заместителем Инной Кукаре выясняется, что самоуправление в принципе не может заниматься проектами, связанными со средой, потому что подобными проектами занимается исключительно Министерство охраны среды.

Самоуправлению следовало бы обратить внимание на озеро еще и потому, что, высыхая, оно распространяет вокруг смрад гниющих водорослей.
Может быть, какие-то работы планируются на уровне исполнительной власти города? Арвид Куцинс ничем не порадовал: “Нет, пока не имеем никаких проектов. Но вот только планируем запустить в озеро рыбу – толстолобика. Он питается водорослями, и, возможно, такими мерами удастся задержать их рост”.

Когда – то было много разговоров об углублении дна водоема – там скопились огромные запасы сапропеля. Но кто возьмется за это дело?

Город или частная фирма? У города едва ли найдутся на это деньги, а частник должен иметь гарантии прибыли. Кроме того, неизвестно еще и качество сапропеля. Когда-то в Губище сливали отходы кожевенного производства, а они содержат соли тяжелых металлов. Но это требует отдельного исследования. Дадим слово специалистам.

Мнение специалистов

Артур Шкуте, профессор, доктор биологических наук, директор Института экологии Даугавпилсского университета: "Если оперировать геологическим исчислением, то наши озера – это временное образование. Они появились вследствие таяния ледников 10-14 тысяч лет тому назад. Зарастание озер и превращение их в болота – это естественный природный процесс. Однако он может ускориться с вмешательством человека. Так, скорее всего, и случилось с озером Губище. В свое время в него сливали производственные стоки. Потом со строительством поселка Химиков исчез естественный покров прибрежной зоны, началась эрозия почвы. Человеческий фактор заметен особенно в последние 50-60 лет.

Что можно сделать? Очистка озера – дорогостоящее дело. При углублении дна на 1 метр на площади в 1 га мы получим 10 тысяч кубометров ила. Куда его девать? Во-первых, потребуется большая территория для его сушки. В результате чистки озера его флора и фауна почти вся погибнет. То есть, это дорогая затея с сомнительным результатом. Правда, через какое-то время все может восстановиться. А то, что озеро даже в такое нежаркое лето так сильно обмелело, говорит о том, что сильно понизился уровень грунтовых вод. Понижение уровня может быть связано с нарастающим потреблением воды из артезианских скважин и ростом числа таких скважин. Но на многие вопросы дало бы ответы научное исследование на эту тему, включая мониторинг уровня грунтовых вод по городу".

Инесе Бежане, эколог коммунального отдела городской Думы: “На озере явно изменилась геоморфологическая ситуация. Скорее всего, нарушилась подпитка водоема за счет грунтовых вод. Возможно, ключи затянуло илом. В воду попадает много фосфора и других веществ, усиливающих рост водорослей. Это из-за внесения удобрений на огородах в частных домах. Мониторинг качества воды в Губище говорит, что она пригодна для купания. Три года назад во время исследования озера в нем даже были обнаружены два вида охраняемых водорослей, которые растут только в чистой воде. Причина падения уровня воды в озере, возможно, связана с малым количеством осадков за последние годы. Зимы стали теплые”.

Что-то надо делать

Болото образуется почти в центре города. Нужна ли городу такая “красота”? Многие жители уже махнули на Губище рукой, считая, что его заросли – самое подходящее место для свалки бытового мусора. Какого только хлама не найдешь на его берегах! А ведь могло бы быть все по-другому, если бы за озеро взялись вовремя. Кто знает – может, и сейчас еще не поздно? Но если ничего не делать, то придется примириться с появлением в городе новой “достопримечательности” в виде болота.

  • Билет 30.Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  • Билет 37. Революция 1905-1907 гг.: причины, этапы, основные события, значение.
  • Билет 39. Причины падения самодержавия. Февральские события 1917 г. Установление двоевластия.
  • Билет 5. Феодальная раздробленность. Причины, общая характеристика, основные земли.
  • На протяжении своего существования водоемы претерпевают сложные изменения - не только внешние, но и внутренние. По аналогии с живыми организмами ислледователи выделяют в их жизни периоды юности, зрелости, старости и угасания. В юном возрасте озера имеют максимальную глубину, поскольку еще не накопились донные осадки. Дно неровное, берега обрывистые, береговая отмель отсутствует, глубины начинаются у самого берега. В прибрежной зоне встречаются только редкие заросли воздушно-водных растений. Вода голубого или зеленоватого цвета, что указывает на ее высокую прозрачность.

    Подобных озер в Псковской области сейчас нет, исключая исскуственные водоемы: водохранилища на реках, водоемы на месте карьеров и торфяных выработках. В зрелом возрасте на дне озер накапливаются минеральные и органические осадки, которые перекрывают мелкие неровности дна. Под воздействием волн берега становятся пологими, формируются отмели, глубины нарастают постепенно. В прибрежной части хорошо выражены зоны воздушно-водных плавающих и подводных растений. Цвет воды изменяется от зеленого до светло-желтого. Обилие микроскопических водорослей уменьшает ее прозрачность.

    Этот период переживают глубоководные и среднеглубоководные водоемы Судомской и Бежаницкой возвышенностей, Великолукско-Себежской грядово- холмистой краевой зоны. К ним относятся самые крупные озера области: Псковско- Чудское, Жижицкое, Себежское, Большой Иван.

    Водоемы, достигшие стадии старости, отличаются мелководностью. Котловины их заполнены большой толщей озерных осадков. Дно и берега плоские, заболоченные. Водная растительность занимает большую часть или всю площадь озера. Вода имеет коричневатый оттенок. Подобные водоемы весьма характерны для Псковской и Приильменской низменностей: Дубец, Дулово, Велье (Пушкиногорского района). Заключительный этап развития водоемов - угасание, когда они зарастают и превращаются в болота. Ярким примером может служить озеро Чадо в Пушкиногорском районе, практически превратившееся в низинное болото.

    Как показывают исследования, многие из болот Псковской области образовались на месте озер. Зарастающие водоемы встречаются довольно часто. Среди них бывают и относительно большие, например, озеро Чкрное(Вязковское) в Струго-Красненском районе, площадью около 10 км2.

    Зарастание озер может происходить и путем образования на берегах сплавины - своеобразного растительного ковра из трав и мха, на котором поселяются осоки, укрепляющиее ее. При толщине 0,5-1 м сплавина выдерживает вес человека. Когда идешь по сплавине, она прогибается, и кажется, что вот-вот провалишься. В народе ее называют зыбуном.

    Разрастаясь, сплавинапокрывает сплошным растительным ковром все озеро, и оно оказывается погребенным. В 1962 г. в Себежском районе недалеко от Идрицы на таком болоте провалился экскаватор на глубину 18 м. Здесь под четырехметровой толщей торфа оказалось погребенное озеро. Однако подобным образом озера заболачиваются значительно реже, чем путем обмеления. По сравнению с глубокими тектоническими водоемами, возникшими в разломах земной коры и имеющими возраст миллионы лет (Ладожское, Байкал, Иссык-Куль), наши озера в силу своей мелководности являются недолговечными образованиями. Продолжительность их жизни исчисляется несколькими тысячами, в лучшем случае - первым десятком тысяч лет.

    В настоящее время ученые с помощью спорово-пыльцевого и радиоуглеродного методов определяют возраст болот и время заболачивания озер. Выяснилось, что Полистовские болота образовались преимущественно на месте озер 7-10 тыс. лет и 3700-7000 лет назад. Никандровское болото в Порховском районе имеет возраст около 4 тыс. лет, а небольшие болота Струго-Красненского района - Крипиченецкий мох и Леймана - возникли на месте озер 7000-8700 лет назад.

    Обмеление и заболачивание водоемов происходят вследствии ряда причин: спуска озер реками, накопления озерных осадков, колебаний климата.

    Большинство наших озер являются истоками рек. Так Великая вытекает из озера Малый Вяз, Ловать - из озера Ловатец, Плюсса - из озера Заплюсское. Многие реки, протекая через озера, образуют озерно-речные системы. Великая в верховье протекает через 21 озеро; Уща - через Ащо, Ребельское, Уща, Исцо; Неведрянка - через Неведро, Палеево, Сутокское, Могильное.

    Водный поток реки, углубляя свое русло, постепенно понижает уровень водоема. При этом мелководное озеро может оказаться полностью спущенным. В долинах наших рек можно часто наблюдать расширенные участки, которые возникли на месте котловин спущенных озер.

    Судя по строению долин рек, вытекающих из озер, можно полагать, что речная сеть в послеледниковое время понизила их уровень на 1-3 м. Следовательно, главной причиной массового заболачивания водоемов в начале послеледникового времени на территории валдайского оледенения, в том числе и Псковской области, следует считать спуск озер реками.

    С ущественную роль в заболачивании водоемов играет накопление донных осадков. С первых дней жизни в озерах идет непрерывное их накопление. Минеральные и органические вещества поступают с водосборов, при разрушении берегов, выпадают химические и органические осадки из самих озерных вод. В среднем за год в водоеме отлагается слой толщиной 1-2 мм. За тысячу лет, следовательно, образуется слой в 1-2 м. При интенсивном сельскохозяйственном освоении озерного водосбора скорость накопления осадков может возрасти в 2-3 раза. Скорость накопления и вещественный состав озерных осадков зависят в значительной степени от глубины водоемов. Мелководные озера богаче органической жизнью, поэтому в них быстрее накапливаются мощные толщи органических осадков - сапропелей. Например, котловины озер Орша(Новоржевский район), Большое(Островский район), Маленец, Кучане(Пушкиногорский район) на три четверти заполнены озерными илами, мощность которых достигает 5-9 м.

    Глубокие водоемы менее богаты жизнью, поэтому осадки в них отлагаются медленнее и преимущественно минерального состава - из глины и мелкозернистого песка. Не случайно в относительно глубоких озерах Ясское, Але, Глубокое, Синовец, Усвяча мощность донных отложений составляет всего лишь 2,5-3 м. Осадки здесь даже не перекрывают первичные неровности дна озерной котловины.

    На жизни водоемов сказываются и колебания климата. Ученые выяснили, что на протяжении последних 12 тыс. лет климат неоднократно изменялся.

    Очень теплый и сухой климат наблюдался 3700-2400 лет назад. Уровень водоемов в это время понизился на 2-3 м, и многие мелководные озера превратились в болота. Вследствие большой сухости болота зарастали лесом, на что указывают пни деревьев, встречающиеся в торфяниках.

    За последние 2400 лет климат становился влажным, прохладным, уровень водоемов несколько повысился, берега их зарастали.

    Судя по строению болот, за последние 10 тыс. лет исчезли озера глубиной до 6-8 м, которые ранее были широко распространены на Псковской и Приильменской низменностях. Площадь озер достигла десятков километров, хотя глубины их не превышали 6-8 м. По причине мелководности такие водоемы были недолговечными. Более долговечными оказались относительно глубокие озера возвышенностей и краевой зоны Валдайского ледника, которые хорошо сохранились здесь до наших дней. Правда, и они тоже изменились: сократилась площадь, уменьшились глубины. Так, площадь себежских озер Нечерице, Осыно, Себежское сократилась почти на одну треть. Если первоначальная глубина Себежского озера была 12-14 м, в настоящее время она составляет 5-6 м.

    Процесс заболачивания водоемов в естественных условиях длится тысячелетия, но в результате хозяйственной деятельности человека скорость его может намного возрасти. Бывают случаи, когда озера исчезают при жизни одного поколения людей, то есть за несколько десятков лет.

    При описании водоемов Псковской губернии в 1907-1908 гг. было выявлено 15 озер, которые в результате зарастания и заболачивания превратились в сенокосные угодья. Так в Изборской волости в 80-е гг. XVIII в. существовало Бодаевское озеро площадью 18 га. В 1907 г. озеро уже значилось обращенным в сенокос.

    Недалеко от Новоржева есть болото Красный Лебединец, на котором выделяется камышовый участок около 50 га. Еще в 1922 г. здесь было Ореховое озеро, а через несколько лет от озера сохранились отдельные <окна> среди низинного болота. Причинами ускоренного заболачивания являются вырубка лесов, распашка земель, внесение минеральных удобрений на поля, осушение болот, понижение уровня озер. Вырубка лесов, распашка водосборов озер ускоряют поступление в них минеральных и органических веществ и заиливание. В южных районах Псковской области, где сильно всхолмленный рельеф, смытые почвы занимают около 40%. Смытый с полей талыми и ливневыми водами мелкозем в конечном итоге накапливается в озерах. Следовательно, чем больше распахана водосборная площадь озера, тем интенсивнее идет накопление озерных отложений.

    В последнее десятилетие на поля колхозов и совхозов минеральных удобрений вносится в несколько раз больше, чем их вносилось 15-20 лет назад. Талые и ливневые воды выносят с полей в озера фосфор, азот, калий, которые <удобряют> озера и вызывают бурное развитие водной растительности. Это ведет к резкому увеличению продуктивности органического вещества, которое не успевает полностью минерализоваться. Часть его поступает в донные отложения, ускоряя процесс накопления озерных осадков.

    Осушение болот в мелиоративных целях также ведет к обмелению водоемов. Ярким примером может служить судьба озера Велье, что находится в Пушкиногорском районе.

    В результате мелиоративных работ исчезли десятки мелких водоемов. Иногда спускаются даже крупные озера. В 1950-е гг. на Крипецком болоте спущено Щирицкое озеро площадью 160 га.

    Интенсивная разработка полистовских торфяных месторождений в конечном итоге также приведет к заболачиванию больших, но мелководных озер Полисто, Дубец, Цевло и др.

    Однако человек способен продлить жизнь водоемов. Образно говоря, человек может <лечить> озера, то есть восстанавливать благоприятный гидрологический, гидрохимический и гидробиологический режим. Существуют различные способы оздоровления. Наиболее эффективным является прекращение сбросов в водоем загрязненных сточных вод или тщательная их очистка.

    Возле Новоржева находится озеро Орша, которое под влиянием городских сточных вод интенсивно загрязняется, заиливается и зарастает. В одно время на нем добывался сапропель. Это сразу же сказалось на улучшении гидрохимического режима воды. В настоящее время составляется проект очистки озера от ила, который будет использован для удобрения полей.

    Простым способом оздоровления малых водоемов является очистка их от илов. Особенно экономически выгоден он для озер, заполненных сапропелями. Этот метод дал положительные результаты на юге области, где в результате добычи сапропеля было очищено шесть озер: Меленка, Колпинское, Бабье - в Пустошкинском, Плавцовское - в Новосокольническом, Топучее - в Усвятском, Маленец - в Пушкиногорском районах. Если глубина этих озер до очистки была 0,5-1 м, то после очистки стала 4-5 м. Улучшился гидрохимический режим водоемов, в них появилась рыба.

    Водный режим озер можно улучшить, подняв их уровень путем строительства плотин на реках, вытекающих из них.

    В 1970-е гг. в результате мелиоративных работ сильно обмелело Заплюсское озеро. По инициативе Плюсского районного общества охотников и рыболовов были перекрыты осушительные канавы. Уровень водоема поднялся, сразу заметно улучшились условия жизни рыб.

    В случае кислородного голодания нижних слоев воды используется метод аэрации, когда в них нагнетают сжатый воздух. Аэрации в особенности широко применяют для борьбы с зимними заморами преимущественно на мелководных озерах. Для борьбы с цветением воды, то есть с разрастанием сине-зеленых водорослей, сильно загрязняющих водоемы, с успехом применяют химические методы, включающие внесение медного купороса, хлора или хлористой извести.

    Следовательно, сегодня становится возможным <омолодить> водоемы, дать им вторую жизнь. Особенно это касается озер, которые тяготеют к городам и крупным населенным пунктам: Невельского, Орши, Дулова, Велья, Цевло.


    | | | 4 | | | | | | | |













    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: Сформировать представление об обитателях болот, причинах накопления торфа, объяснять роль организмов и круговорота веществ в экосистеме.

    Задачи урока:

    • Продолжить формирование понятия “экосистема” на примере сообщества болота.
    • Научить объяснять значение круговорота веществ в природе.
    • Уметь называть, из чего состоит экосистема.

    Планируемые результаты:

    Личностные (ЛР):

    • осознание потребности в изучении экосистемы болот
    • толерантное отношение к окружающим

    Метапредметные (МПР):

    Регулятивные:

    • понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
    • определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
    • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

    Познавательные:

    • наблюдение за растениями и животными болот
    • умение задавать вопросы по теме
    • наблюдение за ролью болот в жизни человека;
    • умение работать с текстом;

    Коммуникативные:

    • выполнять правила работы в паре, группе.

    Предметные (ПР):

    • знать обитателей болот;
    • определять роль организмов разных профессий в экосистеме болота;
    • находить пищевые связи между обитателями болот;
    • уметь задавать вопросы к прочитанному тексту
    • понимать причины перехода одной экосистемы в другую

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор,
    • компьютерная презентация,
    • иллюстрации
    • гербарий растений болот
    • коллекция “Торф и продукты его переработки”

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    1) Выбери правильные ответы:

    • Озёра располагаются в углублениях суши
    • Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу
    • Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями
    • Озеро со временем зарастает и превращается в болото
    • Экосистема озера “двухэтажная”
    • На дне водоёмов живут потребители

    Почему некоторые ответы не были выбраны? Объясните.

    2) Повторение.

    Все ли профессии живых организмов есть в озёрной экосистеме?

    Как обитатели озёрного сообщества приспособились к жизни в озере? Почему озеро начинает зарастать?

    III. Постановка проблемы. Определение основного вопроса урока.

    Лена и Миша гуляли по лесу. Вдруг дети почувствовали, что под ногами зыбкая земля.

    Куда забрели дети, догадайтесь, отгадав загадку:

    Не море, не земля,
    Корабли не плавают,
    А ходить нельзя. (Болото)

    С. 50 учебник. Чтение диалога Лены и Миши.

    О какой экосистеме говорит Миша?

    О какой экосистеме мы сегодня будем говорить? (Об экосистеме болота)

    2) Актуализация знаний о болоте.

    Где на поверхности Земли расположены болота?

    Что было прежде на месте болот?

    Что происходит с экосистемой, если в ней круговорот замкнут не полностью?

    Кого из обитателей болот вы знаете?

    Заполнение кластера на доске.

    Скажите, какие ещё знания нам понадобятся сегодня? (...)

    Вопросы для изучения:

    1. Какова роль болот?

    IV. Физкультминутка.

    V. Решение проблемы урока. Открытие новых знаний.

    1) Изучение 1 вопроса

    Как происходит превращение озера в болото?

    Работа в паре.

    С. 50 учебник, работа по серии рисунков.

    Рассмотрите рисунки и объясните, как происходит превращение озера в болото?

    Как же озеро превратилось в болото?

    (Представление своих рассказов)

    Мы знаем, что озёра бывают сточные и бессточные. Как вы думаете, какое из них быстрее превратится в болото? Почему? (Бессточное озеро быстрее превратится в болото, т.к. в нём накапливаются вещества, которые не используют организмы озера и приносят воды рек)

    Круговорот веществ в озере не замкнут, живые организмы не успевают использовать некоторые вещества и они накапливаются. Условия в озере меняются. Растения покрывают не только берега, но и дно, сплетаются корнями, образуя ковёр-сплавину.

    2) Изучение 2 вопроса

    Кто входит в сообщество болота?

    Работа по группам.

    Каждая группа получает конверт с изображениями производителей, потребителей, разрушителей из разных экосистем.

    Задание: Заселить болото.

    Выбрать и наклеить на лист ватмана, на котором изображено болото, только те иллюстрации, которые относятся к экосистеме болота. Стрелками показать круговорот веществ.

    Выступления групп.

    Слайд 7, 8, 9

    3) Дополнение кластера на доске.

    4) Изучение 3 и 4 вопросов

    • Почему вода в болоте не высыхает?
    • Что появится на месте болота с течением времени?

    а) Ситуация для обсуждения:

    В Англии однажды был найден провалившийся в болото, несколько веков назад, закованный в латы, рыцарь вместе с лошадью. (Предположения детей)

    Мы сейчас познакомимся с самым интересным обитателем болот.

    Мягок, а не пух,
    Зелен, а не трава. (Мох)

    Сфагновые мхи - лиственные мхи.

    Наблюдение. Рассматривание гербария.

    б) Сообщение ученика о мхе сфагнуме

    Летом, когда жаркое солнце подсушит болота, появляются среди редких осинок и березок островки снега. Загадка этих снежных островков разгадывается просто. Это мох сфагнум высох от жары и вместо салатового цвета приобрел белый. Недаром его так и называют - белый мох. Но растение не погибло, просто пережидает неблагоприятные для себя условия. А пройдет дождь - и мох как губка впитает в себя влагу и снова станет прежним. Из всех мхов только сфагнум имеет такой цвет.

    На первый взгляд сфагнум выглядит очень просто: один стебелек, от которого отходят листочки. Но это не так. То, что кажется листочками, на самом деле веточки. Чем выше по стеблю располагаются веточки, тем скученнее они к верхушке. А на самом верху собираются они в плотный пучок. Листья у сфагнума - мельчайшие чешуйки. Если рассмотреть их под микроскопом, то можно заметить любопытную особенность. Лист словно зеленая сетка с белыми ячейками. Живые клетки - ярко-зеленые, а белые ячейки - это мертвые, пустые клетки. Они словно цистерны для воды. Во время дождя впитывают воду, и растение станет зеленоватым, а когда пустые, то в них воздух, и растение сразу принимает беловатую окраску.

    Среди высших растений мхи - самые примитивные и самые мелкие. У них нет настоящих корней, стебли и листья устроены просто. Роста мхи небольшого - несколько миллиметров, реже сантиметров. А листья у некоторых видов настолько малы, что рассмотреть их можно лишь под микроскопом.

    Круглый год мхи зеленые. Но самые добрые времена наступают для них, когда идет дождь. Сколько же времени может находиться мох сухим? Оказывается, несколько лет. Можно даже вынуть растение из гербария, напоить водой, и оно сразу оживет.

    Любят мхи сосняки и ельники. А вот в лиственных лесах лишь небольшие островки. Мхи не уживаются с этими деревьями.

    Во время войны сфагнум партизаны использовали вместо ваты, и отчасти он заменял йод: в ранах не развивались гнойные бактерии, так как во мху содержится сфагнол - такое же дезинфицирующее средство, как карболовая кислота. Поэтому на сфагновых болотах выделяющийся сфагнол препятствует развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках в толще торфа находили неразложившиеся трупы животных.

    в) Работа по учебнику.

    Работа в парах.

    г) Демонстрация коллекция “Торф и продукты его переработки”.

    д) Учимся понимать текст.

    Работа по тетради. С.26-27 (тест)

    VI. Физкультминутка.

    VII. Обобщение новых знаний.

    Какова роль болот?

    Слайд 11

    Роль болот:

    • Среда обитания живых существ
    • Смягчают климат окружающей среды
    • Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек
    • Добыча сфагнума
    • Добыча торфа

    Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной!

    VIII. Применение новых знаний.

    Наш урок подходит к концу, попробуйте ответить на следующие вопросы и оценить свою работу на уроке.

    1. Как возникает болото?
    2. Кто входит в сообщество болота?
    3. В сходство и различие экосистем озера и болота?
    4. Почему болотная система переувлажнена?
    5. Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно?
    6. Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет?
    7. Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают?
    8. Что произойдёт, если осушить болота на большой территории?
    9. Чем опасно осушенное болото?

    IX. Итоги урока.

    Решение кроссворда, тетрадь с.25 № 4

    Над какой проблемой мы работали сегодня на уроке? Что важного узнали?

    Озеро и болото – это богатство нашей планеты. Как к ним надо относиться?

    X. Домашнее задание.

    1. Тетрадь, с.25 №1-3

    2. Опережающее задание: подготовить сообщения об обитателях луга, найти иллюстрации.

    Экологические проблемы Придунайских озер обусловлены тем, что они, в сущности, уже не являются озерами как таковыми. Они превратились в обычные водохранилища.

    Придунайские озера по праву считаются жемчужиной нашего края. Для засушливой Буджакской степи это поистине подарок природы: водные ресурсы озер обеспечивают и водоснабжение населенных пунктов, и орошение полей, и промышленное рыболовство, и другие потребности местного населения. Кроме того, Придунайские озера обладают огромным рекреационным и туристическим потенциалом, который, кстати, мог бы стать одной из основ экономического процветания южных районов Одесской области.

    Однако очень скоро мы можем потерять наше водное богатство. Вмешательство человека в природные процессы, а именно включение естественных водоемов в хозяйственную систему привело к серьезным экологическим изменениям, и эта тенденция с каждым годом становится все более угрожающей. Подобная деградация особенно заметна на примере озера Кагул: все идет к тому, что через 30‑40 лет оно превратится в болото.

    «Чувство горечи охватило меня…»

    В 1997 году эколог-любитель Владимир Ткаченко опубликовал в газете «Ренийский вестник» статью под заголовком «Что случилось с озером Кагул?» Разумеется, эта публикация не является научной, однако наблюдения и выводы Владимира Николаевича полностью подтверждаются фактами.

    «Несмотря на то, что я уже без малого тридцать лет не живу в Рени, связь с родным городом не теряю, — пишет В. Ткаченко. — Регулярно приезжаю, встречаюсь с родными и друзьями и всегда, независимо от времени года, бываю на природе. Особенно люблю Придунайские озера, хорошо их знаю. Чувство горечи охватило меня, когда стал замечать, какими они стали, — в частности, озеро Кагул. Много раз, просматривая местную прессу, встречал сообщения о массовой гибели рыбы (в девяностых годах прошлого века массовая гибель рыбы в озерах Кагул и Ялпуг приобрела характер регулярного явления, происходило это и в последние годы; ученые до сих пор не пришли к единому мнению о причинах рыбного мора — А. П .).

    Многие ренийцы пожилого возраста помнят, что площадь водного зеркала озера Кагул была намного больше, чем сейчас. Прибрежные плавни подступали вплотную к черте города, особенно весной, во время половодья. Вода разливалась чуть ли не до железнодорожного переезда автотрассы Рени — Измаил. Там, в районе газового хозяйства, по сей день сохранилось небольшое озерцо. Вся территория восточнее нефтебазы и 4‑го грузового района порта тоже представляла собой плавни. Помню годы, когда в период половодья вода доходила до станции Наливной, до села Долинского и даже дальше — к Этулии.

    Но все изменилось в результате осушения, строительства дамб и забора воды из озера для полива сельхозугодий. В результате акватория озера сократилась почти на треть. Проезжая поездом мимо Этулии, можно видеть поля и дамбы в местах, где когда-то были плавни. На водоеме это отразилось самым негативным образом. Если раньше грязевые ливневые потоки попадали вначале в плавни, задерживали свой ход и самоочищались, то теперь прямиком стекают в озеро. Вода в Кагуле стала грязнее и, соответственно, в ней уменьшилось процентное содержание кислорода. Практически исчезли моллюски — все дно в районе Старого пляжа усеяно раковинами этих водных организмов. Значительно сократилось и количество раков. Это обстоятельство, на мой взгляд, наиболее красноречиво свидетельствует о том, что озеро тяжело больно.

    Следующим фактором, способствующим массовой гибели рыбы, считаю уменьшение глубины озера. Постоянное накопление грязи, которую приносят дождевые потоки, привело к тому, что средняя глубина Кагула на сегодняшний день составляет лишь 2‑3 метра. А раньше ведь средняя глубина достигала 7‑9 метров. Перестали бить со дна источники — «ключи», охлаждавшие воду, поэтому в летнее время, в жаркие дни, озеро стало быстрее прогреваться. В результате, опять же, в воде падает содержание кислорода. А вода-то не проточная. И такие рыбы как толстолобик и белый амур, которые искусственно заселены в Придунайские озера и мало приспособлены к условиям жизни в чужой для них экосистеме, погибают первыми.


    2 Выбери правильные ответы: Озёра располагаются в углублениях суши Разрушителям в озере приходится выполнять двойную работу Отходы в озере полностью перерабатываются разрушителями Озеро со временем зарастает и превращается в болото Экосистема озера «двухэтажная» На дне водоёмов живут потребители






    Вопросы для изучения: Как происходит превращение озера в болото? Кто входит в сообщество болота? Почему вода в болоте не высыхает? Что появится на месте болота с течением времени? Какова роль болот? Как происходит превращение озера в болото? Кто входит в сообщество болота? Почему вода в болоте не высыхает? Что появится на месте болота с течением времени? Какова роль болот?











    РОЛЬ БОЛОТ: Среда обитания живых существ Смягчают климат окружающей среды Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек Добыча сфагнума Добыча торфа Среда обитания живых существ Смягчают климат окружающей среды Природное водохранилище и регулятор чистейшей пресной воды рек Добыча сфагнума Добыча торфа


    ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ: Как возникает болото? Кто входит в сообщество болота? В сходство и различие экосистем озера и болота? Почему болотная система сильно увлажнена? Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно? Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет? Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают? Что произойдёт, если осушить болота на большой территории? Чем опасно осушенное болото? Как возникает болото? Кто входит в сообщество болота? В сходство и различие экосистем озера и болота? Почему болотная система сильно увлажнена? Почему вода летом в озере согревается, а под болотным мхом всегда холодно? Из озера вытекал ручей, как вы думаете, когда озеро превратится в болото, ручей высохнет или нет? Как вы думаете, осушая болота, что люди теряют и что приобретают? Что произойдёт, если осушить болота на большой территории? Чем опасно осушенное болото?



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!