Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Презентация на тему "зима в лесу". Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему: Презентация "Как зимуют звери" с описанием

"Зима в лесу"
Интегрированный урок информатики и природоведения в начальной школе

Цель урока:

  • Дать представление детям о жизни животного мира зимой;
  • Систематизировать и обогатить знания о природных связях;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Провести викторину «Угадай, чей след на снегу».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Урок у нас сегодня необычный. Мы совершим путешествие в зимний сказочный лес.
III. Обобщение опорных знаний.
Учитель: Послушайте стихотворение:
Наклонилась берёзка седая, Снег рассыпался белым ковром. Голубые снежинки летают И в пушистый сбиваются ком. Всё заснуло: и тёмные кочки, И река, и деревья в лесах. И большое морозное солнце Затерялось в густых облаках.
Вот и пришла зима, в лесу стало холодно, тишина, деревья стоят голые. Только на снегу много-много чьих-то следов: это следы зверей. А как же они выживают зимой в лесу в такую стужу?
Давайте отгадаем такую загадку:
Зверёк спрятался в дупло, В нем и сухо и тепло. Запас себе грибов и ягод Столько, что не съесть и за год.
Конечно, это белочка!
На дереве у белки домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями, поэтому там тепло. У неё несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревают друг друга. А вход закрывает мхом. В отдельном месте лежат припасы. Но очень часто ими кормятся и другие лесные звери.
А вот ещё одна загадка про зверя, которого в зимнем лесу можно увидеть крайне редко.
Под корягою в берлоге Спит …. как-будто в доме. Положил он лапу в рот И, как маленький, сосёт.
Это, конечно, медведь.
Осенью у медведей забот много. Во-первых, они линяют. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом уже и спать. Но прежде ему надо запутать следы. Медведь долго бродит по лесу, прыгает в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложится спать. Но спит очень чутко и неспокойно.
А ёжик поступает также как и медведь, тоже впадает в спячку до прихода весны:
Он как ёлка, весь в иголках. Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей!
Все звери от врагов кто в дупла прячутся, кто под снегом в норах. Вот только заяц ничего не умеет делать. Врагов же полным-полно! Его выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка: зимой – белая, а летом – серая. Глаза “косые" – видит не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши вовсе стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормится он по ночам ветками и корой деревьев. Хорошо умеет путать следы. На бегу ставит задние ноги впереди передних.
Народ даже загадку сложил такую: В гору бегом, а с горы кувырком.
За деревьями, кустами Промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло, пробежало, Нет ни дыма, ни пожара.
Кто же это, ребята? Верно, лиса!
А вот лисы, к зиме тоже меняют шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая! А на самом деле она совсем не хитрее других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух и удивительное чутьё, лиса бы свою добычу - мышей-полёвок и не нашла! Нос и уши помогают, найдёт мышь и прыгнет. Мыши пугаются, выбегают, тут-то она их и цап-царап! А зайца поймать ей трудно! Разве что случайно столкнется, или набредёт на зайчонка.
Физминутка:
Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога
(Дети машут руками, словно работают лыжными палками).
Продолжение .
Зайчатиной любит полакомиться и серый волк. Холодно ему зимой, поэтому он так и воет ночью
А Вам в тёмный лес ходить я не советую, потому что голодная стая волков очень опасна.
Я хочу призвать вас к тому, чтобы помочь бедным животным!
Для этого нужно вешать кормушки, создавать заповедники, не разводить в лесу костров, не разбрасывать мусор и не ставить в лесу ловушек и капканов.
Но самое главное, нужно оберегать животных от браконьеров.
К сожалению, в настоящее время браконьерство в большинстве районов нашей страны развивается с большим размахом. Ни штрафы, ни изъятие охотничьего оружия и снасти не останавливают этих страшных людей.
Ради ценного меха браконьеры идут на всё!
А вот если каждый человек задумается над этой проблемой, то вместе мы сможем защитить наших меньших братьев!
IV.Закрепление пройденного материала.
Викторина: «Отгадай, чей след не снегу!»
Ребята смотрят на слайды и угадывают следы зверей. Некоторые следы дети знают, а некоторые – нет, потому что не были в зимнем лесу.
V. Подведение итогов урока:
- Над какой темой сегодня мы работали? - Что нового узнали? - Как можно помочь бедным животным? - Оцените свою деятельность на уроке (рефлексия по смайликам).
VI. Домашнее задание:
Написать небольшое сочинение о том, как звери зимуют в лесу в лютые морозы.

ГБОУ Вешняковской школы №1389 г.Москвы Кукушкина Ольга Владимировна


Лиса зимой - краса! Хвост у неё становится ещё пушистее. Он то и помогает лисице зимой согреваться, ведь спит она прямо на снегу, да хвостом укрывается. Меню у лисы и летом, и зимой одно - мыши. На них она и охотиться, и глубокий снег лисе не помеха. Представь себе, рыжая хищница может прыгнуть в сугроб выше тебя ростом, и на самом его дне поймать мышь!


Заяц к зиме меняет летнюю серую шубку на зимнюю белую. Белая одёжка на снегу неприметна, и мех у неё более густой, тёплый. А как зайцу скакать и в снег не проваливаться? В этом ему тоже помогает густой зимний мех: лапки зайца от этого меха становятся широкими - словно они в тапки обуты. Такими лапами заяц по снегу бежит, как будто в лыжах по лыжне скользит, не проваливается. А ещё заячьи лапки выделяют специальный жир, чтобы снег на них не налипал. Заячья зимняя еда - тонкие веточки и кора деревьев. Греется заяц в снежных норах. Зарывается в снег, мордочкой к выходу из норки ложится и так весь день сидит. А ночью вылазит в поисках еды.


Белка к зиме готовится всю осень. Она припрятывает на деревьях и в земле ягоды, грибы, жёлуди. А зимой даже сквозь снег белка-хозяюшка по запаху находит свои «кладовые». Но питается она не только осенними припасами. Любимое зимнее лакомство белки - шишки. Из еловых и сосновых шишек белка выедает все семена, ловко отгрызая твёрдые чешуйки острыми зубками. Но самые вкусные шишки у кедра, потому что в них под чешуйками - кедровые орешки. Кедры растут в северных лесах - тайге. В самые лютые морозы белочка и вовсе из дупла не показывается, дремлет и днём, и ночью, свернувшись калачиком.


Медведь - зверь огромный и всеядный. Представь, как тяжело ему было бы зимой найти себе пропитание, когда нет ягод, орехов, желудей - основной его пищи. Вот он и засыпает на всю зиму в берлоге. Место для берлоги выбирает непроходимое, рядом с болотом. Сама берлога - это укрытие под поваленным деревом. Стаскивает мишка туда хворост, а дно выстилает толстым слоем мха. Уляжется медведь, а потом берлогу снегом засыпет - и будет она словно сугроб. Во время зимнего сна у медведиц рождаются медвежата. Крохотные: медвежонок - размером с три твоих ладошки. Они сосут мамино молоко до прихода весны. А как проснутся, впервые увидят солнышко!


Волк, как и другие лесные животные, отращивает на зиму мех потеплее да попушистее. И когда спит на морозе, нос хвостом закрывает. А когда волк по снегу бежит, лапы у него холодные - чуть теплее, чем сам снег. Но для волка это обычное дело, не боятся холода волчьи лапы. Основная пища волков - это кабаны, олени, лоси. В суровые зимы волчьи семьи объединяются друг с другом и становятся стаями. Стаей охотиться легче, чем в одиночку. Охотятся волки по ночам.


Даже такому лесному великану, как лосю, зима приносит хлопоты. Длинные ноги утопают в сугробах - не побегаешь. А как от волков спасаться? Вот и приходится лосю зимой уходит в леса, где снег не такой глубокий. Лоси - травоядные животные. Зимой они находят траву под снегом, грызут веточки и кору деревьев. Обязательно в их меню входит соль. За ней они могут выходит на берег моря или даже слизывать соль с обочин дорог.


Самцы оленей гордо носят рога всю зиму. Но каждую весну они сбрасывают рога, а на их месте за лето вырастают новые. Зимой олени уходят в леса, где снега поменьше: так легче и убегать от хищников, и корм добывать. Самки с оленятами живут стадами, а самцы по одиночке. Зимнее меню оленей - веточки деревьей, трава и лишайник, укрытые снегом. Лишайник этот так и называют - «олений мох».


Ежа зимой в лесу не встретишь. Ведь с приходом холодов пропадает для него в лесу всякий корм: червяки и ящерицы в землю попрятались, жуки под корой оцепенели, лягушки на дне пруда в ил зарылись. Поэтому осенью ёж плотно закрывает вход в свою подземную нору, сворачивается клубочком и засыпает на всю зиму. У каждого ежа - своя нора. Чтобы крепко спать зимой, ёж должен за лето нагулять жирок, ведь всю зиму он не будет ничего кушать.

Учебная мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут» предназначена для использования в процессе:

Непосредственной образовательной деятельности с воспитанниками групп старшего дошкольного возраста в рамках образовательной области «Познание»;

Уроков по окружающему миру в начальной школе.

Данная мультимедийная презентация направлена на достижение следующих задач:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Презентация дает возможность пронаблюдать жизнь диких зверей зимой, что не возможно сделать в естественных условиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе

«Как звери зимой в лесу живут»

Программные задачи:

Способствовать формированию представлений детей о жизни диких животных в зимних условиях;

Упражнять детей в умении определять приспособленческие признаки животных к зиме;

Развивать любознательность, умение употреблять разные типы предложений;

Воспитывать, бережное отношение ко всему живому.

Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует», «вожак».

Материал: мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход НОД:

Воспитатель: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Что это?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, за что вы любите зиму? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес. Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным шагом), снегу становится все больше и больше, теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем (дети идут, высоко понимая ноги).

(Слайд №1). Вот и очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран, какой красивый лес! Весь лес засыпан снегом, который сверкает, словно серебро.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит. (Слайд №2).

Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух. (Упражнение на дыхание «Подуем на снежинку»)

Воспитатель: Ребята, может быть, в лесу никого нет? С приходом зимы исчезли все звери и птицы. Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете, кто здесь побывал? (Слайд № 3).

Дети: Заяц.

Воспитатель: На что похожи следы зайца? (На капельки.)

Воспитатель: Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?

Дети: Сова, волк, лиса

Воспитатель: Что помогает зайцу заметить опасность? (Слайд № 4)

Дети: Большие чуткие уши.

Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?

Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?

Дети: Белая шкурка помогает спасаться от врагов, на снегу он становится незаметным.

Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время.

Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.

Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель: Я, кажется, слышу чьи-то голоса… Это разговаривают сорока и заяц, хотите узнать, о чем они говорят. (Слайд № 5)

Слушай, Заяц, - говорит Сорока - все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе - прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

Воспитатель: Трудно зайчику зимой в лесу, голодно, холодно, давайте поможем ему, какой гостинец оставим ему? (Морковку, капуст у, сено) (Слайд № 6).

Воспитатель: Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки, кто-то здесь хозяйничает?

Дети: Белка. (Слайд №7).

Воспитатель: Чем питается зимой белка?

Дети: Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Воспитатель: Как нужно вести себя в лесу, чтобы не испугать белочку?

Дети: Не кричать, не шуметь.

Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой? (Серая.)

Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?

Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди веток деревьев .

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?

Дети: В дупле, гнезде. (Слайд №8).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда очень холодно, белка не выходит из дупла.

Дети: В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки мхом законопатила. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют хлопотуньей. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

Воспитатель: Как белка от врагов спасается?

Дети: Быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.

Воспитатель: Расскажите, как белка приспособилась жить зимой в лесу.

Дети: Живет в дупле, имеет серо-серебристый мех, острые когти, пушистый хвост, может легко лазить по деревьям.

Воспитатель: Давайте и белочку угостим, что мы оставим полакомиться ей?

Дети: Орехи, грибы. (Слайд № 9)

Физкультминутка.

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево - вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора, интересно, чья она? Как вы думаете? (Слайд №10)

Дети: Лисья.

Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она может и занять чужую нору. Ребята, меняет ли окраску шерсти на зиму лиса?

Дети: Окраску лисы не меняют. (Слайд № 11).

Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки – дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост?

Дети: Согревает, следы заметает.

Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь. Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Ребята, как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? (Слайд № 12).

Дети: Мышей.

Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисичкиным кормом становятся мыши – полёвки. Лисица мышкует – это значит охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом, а как услышит, спасайтесь тогда мыши, ведь у кумушки лисы зубки остры! Что помогает лисе выискивать добычу?

Дети: Хороший слух и нюх.

Воспитатель: Чем ещё питается лиса?

Дети: Мелкими зверями, птицами.

Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке (Рыбку.) (Слайд №13)

Воспитатель: Посмотрите, ходят, рыщут, что-то ищут серые… (Волки). (Слайд № 14).

Воспитатель: Что согревает волка зимой?

Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.

Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она остаётся серебристо-серой. На кого охотятся волки?

Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей, лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает охотиться волкам?

Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут бежать за добычей.

Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывают нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый сильный, умный и опытный волк. Другие слабые волки ему подчиняются.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи это следы на полянке? (Слайд №15)

Дети: Это следы лося.

Воспитатель: Чуть копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №16).

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Чем питается лось?

Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель: Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом и ни лось, ни заяц не могут их достать. И тут на помощь животным приходят люди – лесники.

Воспитатель: Как лесники помогают лосям? (Слайд № 17).

Дети: Они подкармливают животных и птиц. Раскладывают веники берёзовые и осиновые, сено, делают кормушки. Давайте и мы поможем лосю, что оставим ему? (Сено) (Слайд № 18).

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили, но почему-то не встретили следов медведя?

Дети: Медведь зимой спит в берлоге. (Слайд №19)

Воспитатель: Почему медведь зимой спит?

Дети: Зимой медведю трудно найти пропитание.

Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?

Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель: Давайте не будем здесь шуметь, а то разбудим косолапого, пусть спит до весны.

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Следопыт».

По следу зверя я иду,

В снегу остался отпечаток.

Я всё равно его найду,

Хоть он со мной играет в прятки.

Узнайте, какие звери оставили свои следы на снегу. (Слайд №20)

Воспитатель: Пришла пора нам возвращаться в детский сад. Посмотрите, вот и наша тропинка. (Слайд №21). Ноги поднимаем высоко, в коленях сгибаем. (Дети идут высоко поднимая ноги) Вот и вышли на чистую дорожку. Не хотите пробежаться по зимней дорожке. (Бег врассыпную).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам прогулка в зимний лес? (Ответы детей)

Воспитатель: Кого сегодня встретили в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу? (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, как звери зимой в лесу живут?

Дети: Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать.

Воспитатель: У всех зверей есть свой дом, для чего он нужен?

Дети: Дом нужен для того, чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать.

Воспитатель: Лес для зверей - это родной и любимый дом, а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать определенные правила. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: Нельзя шуметь, чтоб не спугнуть зверей, птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться.

Воспитатель: Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Понравилась вам прогулка в зимний лес? Что особенно вам запомнилось? (Ответы детей ).

Следующую прогулку мы с вами совершим в весенний лес, посмотрим, какие изменения произойдут в жизни зверей с приходом весны.







Животные, которые залегли в спячку Накопили подкожный жир, и зима не страшна – жир греет и кормит. Во время спячки температура тела у животных понижается, дыхание и сердцебиение замедляется Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы не заснет, бродит по лесу.


Контрольные вопросы: 1. чем отличается зимовка диких животных от домашних? Где укрываются они от холода? 2. какой корм запасают на зиму белки и мыши? Чем кормятся зимой зайцы? Лисы? Лоси? 3. какие животные и для чего накапливают к зиме подкожный жир? Как они зимуют?


Насекомые и пресмыкающиеся Насекомые и пресмыкающиеся – хладнокровные животные. Это значит, что температура их тела не превышает температуры окружающей среды. Поэтому с приходом морозных дней организм этих животных цепенеет – застывает. В таком состоянии они выживают даже в лютые стужи. Проползает шнур живой, Йог не видно с головой, Жалит, а не кусает, К себе не подпускает. Она, как змейка в траве мелькает, Хвостом виляет. Хвост потеряет Другой вырастает. Живет спокойно, не спешит, На всякий случай носит щит. Под ним, не зная страха Гуляет... Скачет зверушка - Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик. От цветка к цветку порхает, Утомится - отдыхает. Не птица а с крыльями, Не пчела, а нектар собирает. В лесу у пня беготня, суетня: Народ рабочий весь день хлопочет, Дом повыше построить хочет. Летит птица Нос долог, Голос тонок, Кто убьет - Свою кровь прольет. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком. Наткет, наплетет, Сядет - и добычу ждет. С ветки на тропинку, С травки - на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка. Чемпион по прыжкам Скачет, скачет по лужкам. Летит, жужжит, шумит, На землю садится, А никто не боится.




Обитатели водоёмов В конце ноября многие рыбы становятся малоподвижными, впадают в зимнюю спячку. Сонные и ленивые стоят в самых глубоких ямах. Прудовые лягушки зарываются в ил и засыпают Некоторые лягушки зимуют на суше в норах, под корягами и застывают




Птицы зимой Куропатки, глухари, рябчики,тетерева прячутся в глубоком снегу от холода и метели. Питаются древесными почками, семенами клёна, ясеня, сирени, сосны, ели. Проворные дятлы. Синицы добывают насекомых, которые спрятались в коре деревьев Свиристели, снегири найдут лакомый кусочек у кормушки. А чем питается сова?







Программные задачи:
- способствовать формированию представлений детей о
жизни диких животных в зимних условиях;
упражнять
детей
в
умении
определять
приспособленческие признаки животных к зиме;
- развивать любознательность, умение употреблять разные
типы предложений;
- воспитывать, бережное отношение ко всему живому.
Словарная работа: обогащение словаря: «мышкует»,
«вожак».
Материал: мультимедийная установка, мультимедийная
презентация «Как звери зимой в лесу живут».

Ход занятия:
Воспитатель:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Что это?
Дети: зима.
Воспитатель:
Ребята, за что вы любите зиму?
(Ответы детей)

Воспитатель:
Сегодня я предлагаю вам отправиться в зимний лес.
Сначала мы пойдем по дорожке (дети идут спокойным
шагом),
снегу становится все больше и больше,
теперь мы идем по глубокому снегу, поднимаем ноги
высоко, в коленях сгибаем
(дети идут, высоко понимая ноги).

Воспитатель:
Вот и очутились мы с вами в лесу.
Какой он красивый!
Весь лес засыпан снегом,
который сверкает, словно серебро.

Воспитатель:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу
свежий воздух. Ребята, давайте подуем на
снежинки. (Упражнение на дыхание «Подуем на
снежинку»).

Воспитатель:
Ребята, может быть, в лесу никого нет?
С приходом зимы исчезли все звери и птицы?
Дети: Нет.
Воспитатель:
Смотрите! Вот чьи-то следы! Как вы думаете,
кто здесь побывал?
Дети: Заяц.
Воспитатель: На что похожи следы зайца?
Дети: На капельки.

Воспитатель:
Вот он и сам. Как вы думаете, от кого он прячется?
Дети: Сова, волк, лиса.
Воспитатель:
Что помогает зайцу заметить опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
Воспитатель: Как заяц спасается от врагов?
Дети: Заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои
следы. Но если уж настигает его враг, он будет
защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца
очень острые.

Воспитатель: Почему зимой заяц белый?
Дети: Белая шкурка помогает спасаться от
врагов, на снегу он становится незаметным.
Воспитатель: Как заяц приспособился к жизни в лесу
в зимнее время?
Дети: Он имеет белый мех, длинные задние ноги,
может быстро скакать, петлять, затаиваться.
Воспитатель: Чем питается зимой заяц? (Ответы детей)

Воспитатель:
Ребята, смотрите, падает снег с пушистой ветки,
кто-то здесь хозяйничает?
Дети: Белка.
Воспитатель: Чем питается зимой белка?
Дети: Ягодами, грибами, плодами
деревьев и кустарников.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белочки зимой?
Дети: Серая.
Воспитатель: Как вы думаете почему, белка меняет шубку?
Дети: Серый цвет шубки делает ее неприметной среди
веток деревьев.

Воспитатель: Где устраивает своё жилище белочка?
Дети: В дупле, гнезде.
Воспитатель: Как белка от врагов спасается?
Дети: Она быстро передвигается по деревьям
прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева.
Воспитатель: Ребята, давайте белочку угостим, что мы
оставим полакомиться ей?
Дети: Орехи, грибы.

Физкультминутка.
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
(Дети выполняют движения в соответствии с
текстом)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот нора,
интересно, чья она? Как вы думаете?
Дети: Лисья.
Воспитатель: Днём лисица прячется в глубокой
норе, которую устраивает в глухом лесу. Но она
может и занять чужую нору.

Воспитатель: Ребята, меняет ли окраску шерсти на
зиму лиса?
Дети: Окраску лисы не меняют.
Воспитатель: Рыжая хозяйка по лесу прошла, стёжки
– дорожки хвостом подмела. Как вы думаете, зачем
лисе такой пушистый хвост?
Дети: Согревает, следы заметает.
Воспитатель: Кончик хвоста у лисы белый для того,
чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда
бегут за ней. Лисица проворный и осторожный зверь.
Знает лисонька - лиса, в шубе вся её краса. Шубы нет в
лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кого лиса
под снегом вынюхивает?
Дети: Мышей.
Воспитатель: Зимой жизнь в лесу замирает, и
главным лисичкиным кормом становятся
мыши – полёвки. Лисица мышкует – это
значит охотится на мышей. Бродит она по
полю и прислушивается, где пищат мыши в
своих норках под снегом.
Воспитатель: Ребята, чем ещё питается лиса?
Дети: Мелкими зверями, птицами.
Воспитатель: Какой гостинец оставим лисичке
Дети: Рыбку.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, они ходят, рыщут, что-то ищут
серые… Кто такие?
Дети: Волки.
Воспитатель:
А что согревает волка зимой?
Дети: Густая, плотная, тёплая шерсть.
Воспитатель: Цвет шерсти волк на зиму не меняет, она
остаётся серебристо-серой.
На кого охотятся волки?
Дети: Волки охотятся на крупных животных: оленей,
лосей.

Воспитатель: Как вы думаете, что помогает
охотиться волкам?
Дети: Длинные сильные ноги, они долго могут
бежать за добычей.
Воспитатель: Недаром говорят, что волка ноги
кормят. Волки охотятся стаей, они окружают
добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу,
укрывают нос и лапы своим пышным хвостом.
В волчьей стае всегда есть вожак. Это самый
сильный, умный и опытный волк. Другие слабые
волки ему подчиняются.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите, чьи это следы на
полянке?
Дети: Это следы лося.
Воспитатель: Чуть копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Воспитатель:
Лось - большое животное, высокое,
имеет длинные ноги, сильные копыта, рога.
Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу.
Защищаются сильными копытами и рогами.
Ребята, чем питается лось?
Дети: Лось питается ветками деревьев.

Воспитатель:
Но после сильного снегопада трудно
кормиться животным. Кустарники и низкие
деревца оказываются под снегом и ни лось,
ни заяц не могут их достать. И тут на
помощь животным приходят люди –
лесники.
Воспитатель: Как лесники помогают лосям?
Дети: Они подкармливают животных и
птиц. Раскладывают веники берёзовые и
осиновые, сено, делают кормушки.

Воспитатель: Долго мы с вами по лесу бродили,
но почему-то не встретили следов медведя?
Дети: Медведь зимой спит в берлоге.
Воспитатель: Почему медведь зимой спит?
Дети: Зимой медведю трудно найти
пропитание.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего
не ест?
Дети: Медведь осенью наедается хорошенько, и
у него под кожей накапливается жир.

Воспитатель:
Ребята, в завершении нашего занятия –
увлекательной прогулки в зимний лес,
предлагаю вам
поиграть в игру «Следопыт».
По следу зверя я иду,
В снегу остался отпечаток.
Я всё равно его найду,
Хоть он со мной играет в прятки.
- Узнайте, какие звери оставили свои
следы на снегу.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!