Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Правила посещения могил в исламе. Можно ли женщинам посещать кладбища

Ассаляму алейкум ва рахматулахи ва баракатух!
Помогите получить информацию,касаемо посещения могил родственников женщинами.
Могу ли я пойти прибраться на могилу бабушки и можно ли прочитать» Ясин» там?
Пожалуйста,поправьте.
_______________________________
Ва алайкум ассалам.

Посещение могил:

«…Посещайте могилы, воистину, они напоминают вам о загробной жизни…» «Сахих», Муслим

Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случая, когда посещений могил пророков, учёных-богословов, праведников (авлия) и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий.

Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является и просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.

Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.

О посещении кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).

Всевышний в Коране говорит: (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).

Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества). В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его».

В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности».

Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую мольбу для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):

«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.

Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?».

Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше».

Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.

Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».

Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет, что утверждения некоторых людей о том, что посещение кладбища по утрам и в предвечернее время и чтение там Корана и т. д. якобы являются запретным новшеством, отвергаются, они не имеют под собой никакой почвы. Напротив, сунной является посещать могилу по утрам и вечерам и читать суры «аль-Ихлас», «аль-Фатиха» и посвящать вознаграждение покойному, и лучше всего читать это непосредственно возле могилы.

О посещении кладбища женщинами.

Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, святых (авлия), а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, тогда посещение его разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта.

Некоторые учёные утверждают, что это запретно, но есть и такие, которые говорят, что это дозволено.

В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).

Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается. Согласно хадису Пророка (мир ему и благословение), тех из женщин, которые нарушают вышеуказанные условия и всё-таки посещают кладбища, постигает проклятие. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил об этом так: «Аллах проклял женщин, посещающих кладбища».

Учёный-богослов аль-Кальюби пишет: «Женщине, даже соблюдающей срок идда после смерти мужа, запрещается посещать кладбища». Поэтому необходимо довести это до женщин, которым, в свою очередь, следует обратить на это большое внимание.

Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших и помнить о грядущей смерти.

Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.
_______________________________________

Чтение Корана:

В основе, большинство ученых считают, что воздаяние за любое хорошее деяние может достичь покойного и принести ему пользу

Если он был мусульманином то ему принесут пользу следующие деяния

1. Приветствие покойных. Желательно приветствовать покойных при прохождении мимо кладбища. Передается от Аишы в описании посещения пророком (благословит его Аллах и приветствует) кладбища «Бакиъ»: «Пророк пришел на Бакиъ и простоял долгое время и затем поднял руки три раза, и когда я спросила его о молитве (дуа) за покойных, он сказал: «Скажи, приветствие вам, обитатели этих мест, из числа верующих и мусульман, и пусть Аллах смилуется над предшественниками из нас и запоздалыми, и мы, по воле Аллаха, присоединимся к вам» (Бухари, Муслим). Также существуют другие хадисы, указывающие на дозволенность приветствия покойных, с разными текстами приветствия, однако смысл их одинаков. Имам Изз бин Абду Салам комментируя эти хадисы говорит: «Очевидно из этих хадисов, что покойный знает о посетителе могилы, так как нам предписано приветствовать его, и религия не предписывает приветствовать того, кто не слышит его». (Фатава Изз бин Абду Салама. Стр. 44). На дозволенность делать дуа за покойного и посить прощения Аллаха за него, указывают большое количество хадисов, и как сказали выше, некоторые ученые привели иджма в этом вопросе, однако здесь не представляется возможным их всех привести.

2. Ученые единогласны в том, что молитва (дуа), прошение милости Аллаха, и мольба о прощении грехов покойного, приносят ему пользу. В Коране сказано: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш, прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас. Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш. Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный». (Коран, 59:10) Также в хадисе пророка (благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Когда вы совершаете заупокойную молитву, то будьте искренни в мольбе за него» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Сам пророк тоже произносил эти слова в молитве: «О Аллах, прости грехи нашим живым и мертвым» (Ибн Маджа, Абу Дауд). Поэтому, является желательным просить у Аллаха прощения нашим покойным родителям и близким, а также всем братьям и сестрам.

3. Милостыня за покойного. Польза от милостыни, выделяемой живыми, доходит и до покойного, вне зависимости от того, кто ее раздает, родственник или кто то другой. От Имама Навави приводится, что в этом вопросе все ученые единогласны (иджма). На разрешенность раздачи милостыни указывает следующий хадис: передается от Абу Хурайры, что один человек пришел к пророку (благословит его Аллах и приветствует) и сказал ему: «Мой отец умер, и оставил после себя имущество без завещания. Простится ли ему если я раздам милостыню за него?», пророк ответил: «Да» (Муслим, Ахмад). В другом хадисе передается, от Хасана, что Саад бин Убада спросил пророка о дозволенности раздать милостыню за его покойную мать, на что пророк ответил: «Да». А когда Саад спросил, какой вид милостыни самый лучший, пророк сказал: «Поение водой» (Насаи Ахмад).

4. Пост за покойного. Передается от Ибн Аббаса, что к пророку пришел один человек и спросил его: «Моя мать умерла, и она должна была поститься один месяц, разрешается ли мне возместить ее пропущенный пост?», пророк ответил ему: «Если бы на твоей матери был долг, ты расплатился бы за нее?», он ответил: «Да». Тогда пророк сказал ему: «Долг перед Аллахом (пропущенный пост) достойнее, чтобы ты расплатился за него» (Бухари, Муслим).

5. Хадж. Разрешается мусульманину совершить хадж за покойного, если он сам уже совершил за себя. Имам Бухари приводит от Ибн Аббаса, что женщина из племени Джухайна спросила пророка: «Моя мать дала обет (назр) совершить хадж, и не выполнила его до самой смерти, можно ли мне совершить хадж за нее?», на что пророк ответил: «Соверши хадж за нее, как ты думаешь, если бы на твоей матери был долг, ты расплатилась бы за нее? Расплачивайтесь, Аллах более достоин этого».

Имам ибн Кудама говорит: «Эти достоверные хадисы указывают на пользу, получаемую покойником от благих дел. Потому что пост, молитва, просьба простить грехи - являются делами совершаемые человеком, и воздаяние за которые Аллах доводит до покойного. Также и другие, подобные им деяния».

6. Чтение Корана с последующим дуа, чтобы воздаяние за чтение дошло до покойного. В этом вопросе мнения ученых разделились. Так ученые Ханафитского и Ханбалитского мазхабов и поздние ученые Шафиитов и Маликитов считают что воздаяние доходит до покойного, независимо от того, читается Коран рядом с покойным или в дали от него. имам Ахмад и группа ученых Шафиитов считали что доходит, и следует чтецу Корана произнести после чтения: «О Аллах, дай такому - то воздаяние, равное воздаянию за мое чтение»». Также имам Ибн Кудама приводит в своей книге «Аль-Мугъни»: «Имам Ахмад сказал, что до покойного доходит воздаяние за все благие дела» И мусульмане на протяжении веков собираются и читают за покойных, не встречая при этом упреков. И потому, это является единогласным решением» (3:275).

Аллагьу А’лям

Да поможет Вам Аллах!

28.06.2016

Православная религия относится к посещению могил родных и близких положительно, причем различий между мужчинами и женщинами в этом случае никаких не делается: совершенно беспрепятственно можно посещать кладбища, как первым, так и последним. В мусульманстве же взгляд на этот вопрос несколько иной. Если представители сильной половины человечества могут в любое время навестить могилу близкого, то на женщин накладываются определенные ограничения. Некоторые мусульманки понимают запрет как абсолютный, и совсем не посещают мест вечного успокоения. С чем связан такой запрет и так ли уж все фатально? Можно ли женщинам мусульманкам посещать кладбище?

Традиция эта - ограничение на посещение кладбищ мусульманскими женщинами - идет из очень далеких времен и связана с особым положением прекрасных дам в обществе согласно нормам шариата. Они вообще много чего делать не имеют права: показываться на людях в недостаточно закрытой одежде, совершать прогулки без сопровождения родственников-мужчин, работать на определенных должностях. Что касается кладбищ, то, согласно старинным преданиям, сподвижник пророка Мухаммеда Абу Хурейра записал однажды для потомков одно из высказываний пророка, которое звучало так: «Пусть будут прокляты женщины, часто посещающие кладбища».

В качестве обоснования проклятия были выдвинуты следующие аргументы. Представительницы слабой половины человечества ранимы и чутки, они будут громко стенать и плакать у родных могил. Предаваясь печали без всякой меры, женщины становятся менее чувствительны к нормам морали и предписанного им поведения, а потому способны невольно впасть в грех. Ученик и сподвижник пророка, озабоченный возможностью нарушения дамами норм шариата, указывает далее, что женщины, собираясь на кладбище, могут позволить себе принарядиться для посторонних.

Кроме того, существует опасность встречи с чужими мужчинами. А некоторые женщины, по всей видимости, настолько морально неустойчивы, что на кладбищах заводят беседы на всякие бытовые и отвлеченные темы и даже (о, ужас!) могут назначить свидание возлюбленному у какой-нибудь досточтимой могилы. Впрочем, если подумать, мнение это отчасти не лишено оснований. Если женщинам запрещено все, то куда же они еще могут надеть свои лучшие наряды, где могут свободно пообщаться, а также краешком глаза взглянуть на постороннего мужчину, если не на кладбище?

Здесь хотя бы есть благовидный предлог для прикрытия всех этих «страшных грехов»: посещение родных могил. Последователи Мухаммеда, обдумав все это, вероятно, пришли в итоге к выводу: все-таки ходить на могилы умерших женщинам можно. Но при соблюдении жестких условий, а именно: делать это не слишком часто, предварительно заручиться дозволением мужа, взять в сопровождающие кого-нибудь из родственников мужского пола. Кроме того, посещать можно лишь могилы известных ученых-богословов, пророков, а также близких родственников.

Полного запрета на посещение кладбищ для мусульманок нет. Но, как видим, шариат предписывает строго соблюдать при этом своеобразный «моральный кодекс». Нелегко приходится прекрасным дамам в странах Востока. Хотя, кто знает, возможно, они воспринимают это как норму и нашего удивления попросту не поймут. В чужой монастырь со своим уставом идти не стоит!

Вопрос: Я похоронила самого мне близкого человека - МАМУ. Мне очень ее не хватает, сильно скучаю по ней, не передать на словах. Вопрос мой такой: можно ли женщине ходить на могилу близких родственников? Так как мне сказали, что женщинам суннитских мазхабов категорически запрещается ходить на кладбище, что сам пророк Мухаммед (да благословит его Аллах) запрещал женщинам ходить на кладбище. Какие есть по этому вопросу хадисы нашего пророка?

Что происходит после смерти? Где они до судного дня? Мама моя часто мне снится. Рядом ли они вообще?

Пожалуйста, ответьте мне на мои вопросы более развернуто. Я с нетерпением буду ждать. Заранее благодарю Вас. Да хранит нас Аллах. (Душанбе, Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Приносим искренние соболезнования в связи со смертью вашей мамы. Желаем, чтобы Аллах дал ей высшую степень в раю, а родственникам - терпение. Аминь.

Мы понимаем ваши чувства, и они вполне естественны: мама - особенный для каждого человек, и никто не может заменить ее. Тем не менее, перемещение вашей мамы из этой временной жизни в будущую вечную - это решение Аллаха. Поэтому ваше расставание с ней носит временный характер. И, даст Аллах, однажды вы воссоединитесь с ней на том свете так же, как она воссоединилась сейчас с теми любимыми ею людьми, которые покинули этот мир раньше нее.

1) Если говорить о посещении могил, то специалисты по исламскому праву всех четырех мазхабов постановили, что рекомендуемым это действие является для мужчин. (Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88)

لا خلاف بين الفقهاء في أنه تندب للرجال زيارة القبور

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إني كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكركم الآخرة

«Раньше я запрещал вам посещать могилы. Теперь же посещайте их, ведь это напомнит вам о том свете » . (Ахмад. Муснад. - № 1236, передал Али)

Если говорить о посещении могил женщинами, то теологи всех четырех мазхабов не рекомендовали этого делать. Некоторые из них выбирали более жесткую формулировку, говоря о запрете данного действия, другие считали это порицаемым (макрух). В ханафитском и маликитском мазхабах послабление дано очень пожилым женщинам, желающим посетить кладбище. Тем, кто не столь стар, нельзя посещать могилы, поскольку это может повлечь к совместному пребыванию лиц противоположного пола, что нарушит должную атмосферу кладбища.

В энциклопедии «Аль-маусуа аль-фикхия» приводится на данный счет мнение теологов всех четырех мазхабов:

أما النساء، فمذهب الجمهور أنه تكره زيارتهن للقبور

«Что касается женщин, большинство теологов постановили порицаемость посещения ими могил».

(Аль-маусуа аль-фикхия. - Том 24, стр. 88; см. также Радд-уль-Мухтар. - Том 2, стр. 242 (ханафитский мазхаб); Хашият-уд-Дусукы. - Том 1, стр. 422 (маликитский); Аль-Мухаззаб. - Том 1, стр. 258 (шафиитский); Кашаф-уль-Кына. - Том 2, стр. 150 (ханбалитский)).

2) Местом пребывания умершего человека является его могила; он более не относится к этому миру. Хорошему человеку после смерти по утрам и ночам показывают его пристанище в раю. А плохим умершим людям каждое утро и каждую ночь показывают их место в аду.

Как передавал господин Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение) сказал:

إن أحدكم إذا مات عرض عليه مقعده بالغداة والعشي، إن كان من أهل الجنة فمن أهل الجنة، وإن كان من أهل النار فمن أهل النار، يقال: هذا مقعدك، حتى يبعثك الله إليه يوم القيامة

Когда человек умирает, ему по утрам и вечерам показывают его пристанище. Если он - из числа обитателей рая, ему показывают место для тех, кто попадет в рай. Если он - из числа обитателей ада, ему показывают место для тех, кто попадет в ад. Ему скажут: «Это твое пристанище, пока Аллах не воскресит тебя в Судный день». (Муслим. Сахих. - № 2866)

Во многих других сообщениях со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что после смерти человеку зададут три вопроса:

а) Кто твой Господь?
б) Какова твоя религия?
в) Что ты можешь сказать о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха)?

Если человек был хорошим в этом мире, верил в Аллаха, он даст верные ответы:

а) мой Господь - Аллах;
б) моя религия - ислам;
в) это Мухаммад, посланник Аллаха.

Вследствие правильных ответов, Аллах скажет ангелам открыть из могилы этого человека окошко в рай. И человек, будучи в могиле, будет наслаждаться благами рая.

Если же человек не был истинным верующим, он не сможет ответить на заданные вопросы и будет в замешательстве говорить: «Ох! Ах! Я не знаю». Из-за этого ему откроют окно из могилы в ад, и он будет мучиться до Судного дня. (Абу Дауд. Сунан; Ахмад. Муснад)

3) Есть немало хадисов, доказывающих, что награда за чтение Корана и добрые дела дойдет до умершего и будет ему полезной, если эти действия будут исполнены от его имени.

Как передавал господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عنه عمله إلا من ثلاثة إلا من صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

Когда человек умирает, прекращаются все его дела, за исключением трех:

а) садака-джария (долговечной милостыни),
б) знаний, которыми он поделился, и которые теперь приносят пользу;
в) мольб праведного ребенка за него. (Муслим. Сахих. - № 1631)

В главе «Чтение над умершими» имам Абу Дауд (милость ему Аллаха) передавал сообщение, переданное господином Макалем ибн Ясаром (да будет доволен им Аллах) о следующих словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

اقرؤوا يس على موتاكُم

«Читайте суру «Я-син» над умершими (родственниками)». (Абу Дауд. Сунан. - № 3121)

Шейх Айни (милость ему Аллаха) писал в своем комментарии «Канз-уд-дакаик»:

يصل إلى الميت جميع أنواع البر من صلاة أو صوم أو حج أو صدقة أو ذكر أو غير ذلك

«Награда за все добрые дела (включая намаз, пост, хадж, милостыню, зикр и пр.) приносит пользу умершим». (Рамз-уль-хакаик)

В сборнике «Сахих» Бухари приводится сообщение со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что как-то к Пророку (мир ему благословение Аллаха) пришел человек и спросил:

إن «أمي افتلتت نفسها، ولم توص، وإني أظنها لو تكلمت لتصدقت، فلها أجر إن تصدقت عنها ولي أجر؟

У меня мама умерла неожиданно. Даже завещание оставить не успела. Думаю, если бы у нее была такая возможность, она бы распорядилась о милостыне. Если я раздам от ее имени милостыню, получит ли она за это награду, и я вместе с ней?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

نعم

Да. (Бухари. Сахих. - № 2717)

Это лишь несколько повествований из числа тех многих сообщений, которые говорят о том, что чтение Корана и совершение благих дел от имени вашей мамы принесут ей пользу в могиле. Продолжайте творить добро от ее имени: будь это милостыней, дополнительными постами, добровольными намазами, мольбами к Аллаху о прощении, поминанием Аллаха или чтением Корана. Она получит это в качестве подарков от вас: об этом говорил имам Ибн Кайим (милость ему Аллаха) в книге «Душа» («Ар-рух»).

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!