Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Пост перед причастием можно ли есть рыбу. Что можно кушать

Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей.

Ваше Высокопреосвященство!

Всечестные отцы, братья и сестры!

если не будете есть Плоти Сына Человеческого
и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день
(Ин. 6, 53-54)

Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству.

Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона “определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня”.

Таким образом, мы видим, что причастие православного христианина, совесть которого не отягощена смертными грехами, за каждой литургией является канонической нормой Церкви, отступление от которой чревато отпадением от Церкви.

Сегодня мы можем наблюдать, что все большее количество наших прихожан стремятся к тому, чтобы приступать к святому причастию не от случая к случаю (раз в посту), а регулярно. Нередкими становятся случаи, когда миряне высказывают желание причащаться каждое воскресенье. Вместе с этим возникают вполне законные вопросы о том, какова должна быть норма подготовки к таинству причащения.

Сложившаяся церковная практика говорит нам о необходимости соблюдения трехдневного поста перед причастием, вычитывания последования состоящего из трех канонов и правила к святому причащению, вечерних и утренних молитв, обязательной исповеди накануне, либо в сам день причастия. Разумеется, причащаться возможно лишь натощак. Данная практика, которая стала почти что церковным правилом, стала нормой для большинства приходов Русской Православной Церкви. При этом мы должны понимать, что данная практика не является древней и не имеет статуса соборного постановления.

С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29-е; свт. Никифора Исповедника 9-е; Тимофея Александрийского 5-е и I Вселенского Собора 13-е. Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак, 9 правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения.

Подводя итог можно сказать, что согласно канонам Церкви православный христианин может приступать к причастию натощак (не вкушая пищи с полуночи), для тех православных христиан, кто состоит в браке, накануне причастия необходимо супружеское воздержание. Объем молитвенного правила, необходимость соблюдения дополнительных постных дней и обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются.

Все это, конечно, не говорит о том, что молитвенное правило, постные дни и исповедь должны отсутствовать в жизни православных христиан. Существующая в Русской Церкви практика подготовки к причастию, в том случае, если человек причащается лишь несколько раз в году, совершенно понятна и оправданна для тех, кто причащается редко. Действительно, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься. Вопросы возникают тогда, когда миряне, живущие полноценной церковной жизнью, посещающие регулярно богослужения, соблюдающие все установленные Церковью многодневные и однодневные посты, изъявляют желание причащаться на каждой воскресной литургии. Как быть в этом случае с обязательным трех-дневным постом, учитывая, что пост в субботу воспрещается 64 Апостольским правилом (Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые токмо (Великия субботы): да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен)?

Не думаю, что будет большим секретом сказать о том, что готовящийся к совершению литургии священнослужитель не соблюдает дополнительных постных дней перед причастием, кроме тех постов, которые установлены Церковью. На это можно услышать возражение о том, что священник не может совершать литургию не причастившись, но ведь именно об этом говорят каноны и в отношении мирян. 9 Апостольское правило мы уже приводили. Что касается подготовки к причастию, то священники не имеют какого-либо особого привилегированного положения, о чем и пишет святитель Иоанн Златоуст: «Но есть случаи, когда священник не отличается от подначального, например, когда нужно причащаться Св. Тайн. Мы все одинаково удостаиваемся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал священник, иное народ и где не позволено было народу приобщаться того, чего приобщался священник, людям запрещалось соучаствовать в том, что было для священников. Ныне не так - но всем предлагается одно Тело и одна Чаша…».

Таким образом, мы видим, что возникает определенная коллизия – священник совершающий литургию освобождается от необходимости соблюдения дополнительных постных дней и обязательной исповеди перед причастием, мирянин, изъявивший желание причащаться каждый воскресный день вынужден помимо прочих постов соблюдать трех-дневный пост перед причастием, нарушая при этом 64 Апостольское правило, запрещающее пост в субботу.

Как обстоит дело в других Поместных Церквах? Сразу следует сказать, что нам не удалось провести всеобъемлющего исследования в отношении практик всех Поместных Православных Церквей. В мировом православии нами условно были определены две основные традиции – условно греческая и условно русская. Греческая практика, к которой мы относим приходы Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Элладской, Кипрской Церквей предполагает возможность причащения мирян за литургией без обязательной исповеди. Прихожане стараются причащаться каждое воскресенье, при этом исповедь совершается в отдельное от литургии время и никак не связана с причастием. Более того, исповедовать может не всякий священнослужитель, а только тот, кто получил специальную грамоту от архиерея, которая дает право на совершение исповеди. Обычно подобное разрешение выдается священнослужителю, который уже имеет достаточный пастырский опыт. Сам факт рукоположения в священники в греческой традиции еще не означает, что новорукоположенный батюшка сразу получает власть «вязать и решить».

В Сербской Церкви нет единообразия: все зависит от того, где «батюшка учился». Выпускники греческих духовных школ перенимают традиции Элладской Церкви, а священники русской школы считают исповедь непременным преддверием причащения, а во внепостное время многие из них причащаться не советуют.

Самая молодая Поместная Церковь – Православная Церковь в Америке, которая еще в прошлом веке имела те же самые проблемы, которыми мы задаемся в данном выступлении, в настоящий момент является одной из наиболее динамично развивающихся Церквей в Северной Америке. Подготовкой к причастию является сама Литургия по слову святого Николая Кавасилы: «псалмы и чтения Писаний предуготовляют нас к освящению Святыми Тайнами». Каждый верный причащается за каждой Литургией. Канон ко святому причащению и молитвы ко причащению входят в домашнее молитвенное правило.

Дополнительного поста не требуется. Соблюдение поста по средам и пятницам, а также больших постов является достаточным. Т.е. к верным предъявляются те же требования, которые выполняют сами священники (цитату из Святителя Иоанна Златоуста на этот счет мы уже приводили).

Исповедь требуется регулярная (по совету священника – раз в один-два месяца), по собственному желанию верующего (в большинстве храмов всегда можно поисповедываться до начала литургии или после вечерни), в случае если верный впал в смертный грех (убийство, прелюбодеяние, идолопоклонство – включая уход из церкви на длительный период). В Великом Посту исповедь обязательна для всех.

Еще в 70-х годах прошлого столетия православные христиане Америки жили в традиции «нечастого» причастия. Благодаря усилиям таких прославленных пастырей как протопресвитер Александр Шмеман и протопресвитер Иоанн Мейендорф сегодня посещаемость воскресных литургий и праздников в Православной Церкви в Америке (которая не имеет никаких других ресурсов кроме, собственно, церковных) – самая высокая среди всех православных юрисдикций США.

Увы, не во всех Поместных Православных Церквах ситуация столь благоприятная. Многим из нас знакома современная практика Болгарской Православной Церкви, в которой последование литургии почти повсеместно исключает возможность причащения мирян, т.к. предъявляемые требования для причащения неоправданно строги – месяц поста перед причастием. Следствием этого стали полупустые храмы Болгарии.

Хочет ли Русская Церковь пойти по стопам православных Болгарии или нет – зависит от той позиции, которую будет отстаивать духовенство нашей Церкви. Нам представляется, что существующее разнообразие богослужебных традиций в различных Поместных Церквах есть совершенно нормальное и объяснимое явление. Но отношение к таинствам, не может быть традицией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем говорить лишь о том, кто более, а кто менее соответствует тому, что называется Преданием Церкви.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы снять все возможные ограничения и причащать всех подряд без разбора. Как мы уже и говорили, для людей причащающихся редко существующая практика является вполне оправданной. Но задача пастыря в том, чтобы вдохновлять верных для постоянного участия в Таинствах и помочь выработать разумное и посильное правило подготовки. В том случае, если сам верный хочет более полного участия в Таинствах, мы должны всячески поддерживать такое стремление и выработать разумные пастырские подходы. В этом вопросе нам весьма необходимо то, что в православном богословии называется consensus patrum, т.е. «согласием отцов». И если святоотеческий consensus patrum по данной проблематике однозначен, согласие отцов ныне здравствующих не всегда очевидно.

Представляется целесообразным, опираясь на каноны Церкви, определить индивидуальный подход для каждого прихожанина, учитывая имеющийся у него опыт церковной жизни. В том случае, если человек изъявляет желание регулярного причастия за каждой воскресной литургией (что идеале должно стать нормой для всех прихожан) возможно преподание благословления на причащение без дополнительного трех-дневного поста (разумеется, с обязательным соблюдением имеющихся в Церкви постов). Объем молитвенного правила должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Правила ко святому причащению, включающее в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением. Чтение трех канонов должно быть оставлено на усмотрение готовящегося к причастию.

Вопрос об обязательной исповеди, конечно, один из наиболее деликатных. Исповедь не является служебным таинством по отношению к причащению, и особенно печально, когда исповедь многими прихожанами по меткому замечанию о. Александра Шмемана воспринимается как «билет на причастие». Разумеется, что и здесь возможен индивидуальный подход, особенно в тех случаях, если прихожане (согласно 66 правилу VI Вселенского собора) желают причащаться во все дни Светлой седмицы. Пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия мы, по сути, формализуем таинство исповеди, которое из таинства «второго крещения» становится одним из условий для причастия.

В любом случае пастырь всегда должен помнить, что он не имеет права требовать от пасомых того, что он сам не исполняет. Не лишним для нас было бы помнить слова Христа: «…Вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11, 46).

И завершить свое выступление хотелось бы словами архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря, сказанные им во время принесения в Россию Пояса Пресвятой Богородицы:

«Я знаю, что в России некоторые священники говорят, что перед Причастием надо поститься три дня, а некоторые – пять дней. На самом деле нет никакого обязательного закона, сколько дней поститься перед Святым Причастием. Доказательством этому служит то, что священники не постятся в обязательном порядке, а потом не только причащаются на следующий день, но и служат Литургию. Мы ведь соблюдаем посты определенные – четыре поста в году и посты в среду и пятницу, думаю, что этих постов достаточно. Если кто-то хочет поститься перед Причастием даже целую неделю ради аскезы, ради благоговения, пожалуйста, но чтобы это узаконивали духовники – об этом мы нигде и никогда не слышали. Если бы это было обязательным условием для Причастия, во-первых, священники должны были бы поститься всегда. Иногда говорят, что христианам надо только раз в два-три месяца причащаться, – такого закона тоже нет. Когда у христианина нет смертельных грехов, он вправе причащаться значительно чаще».

Спасибо за внимание!

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Немало вопросов возникает у верующих, слабо воцерковленных или и вовсе не воцерковленных людей, желающих причастится Святых Таинств, каков должен быть , что можно есть, и как правильно подготовиться. Понятно, что подготовка к исповеди и причастию не состоит только лишь в посте, еще нужно духовное состояние, покаяние, молитвы и т.д. Но вопрос о посте актуален, о нем многие спрашивают, значит, его нужно раскрыть. Мы обратились к разным источникам, и остановились на ответах священника Константина Пархоменко, который выразил мнение большинства священства на этот вопрос.

Итак, из ответов явствует, что людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Как готовиться

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже.
Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.
Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Перед исповедью

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

В паломнических поездках

Также Константин Пархоменко рассказывает, отвечая на вопрос читательницы, что если находишься в паломнической поездке, или даже просто с туристической целью бываешь в других городах, тоже хорошо бы причащаться, бывая в святых местах. Также можно сократить правила, прочитав, к примеру один из трех канонов, к примеру, Господу или Богородице, а также канон с молитвами перед причащением.

Еще ответы батюшки на подобного рода вопросы .

Еще послушайте и посмотрите: молитвенное правило — как приступить , отвечает священник Константин Пархоменко на вопросы.

Обсуждение: 7 комментариев

    Желательно хоть иногда посещать церковь, находить на нее время, на веру и духовное очищение, да и свечки заходить ставить. Все по мере возможностей.

    Ответить

    Постись совсем не легко, особенно тем, кто до этого никогда ни в чем себя не ограничивал. Нужно для начала выдерживать пост по дню, например, в среду и пятницу, а потом готовиться к трехдневному.

    Ответить

    Что можно есть между исповедью и причастием? И можно ли перед причастием пить сладкий чай? И можно ли идти на литургию без исповеди?

    Ответить

    1. Маша, на литургию вы можете идти, не зависимо от того, постились вы или нет, будете ли исповедоваться и причащаться или нет, но, конечно, желательно, идя в храм на литургию, исповедоваться и причаститься. Перед причастием с 12 часов ночи нельзя ничего ни есть, ни пить, тем более сладкий чай (даже воду нельзя). В дни, когда поститься будете, нельзя мясо, молочную продукцию, яйца), а в дни строго поста — и рыбу.

      Ответить

    На вечерней службе всё же важно быть (а не просто «желательно» и «в идеале»), так как вечернее богослужение — это, так сказать, первая часть предстоящей литургии. Раньше вся литургия служилась полностью, а потом, по нашей немощи, была разделена на вечернее богослужение и утреннее — собственно Литургию. А так получается, что мы приходим на богослужение не с начала, а, словно, посчитав не важной её первую часть — вечернее богослужение. Другое дело, если по каким-то важным обстоятельствам (например из-за работы на предприятии или весомым жизненным обстоятельствам) человек не может быть на вечернем богослужении — об этом, думаю, хорошо было-бы сказать на исповеди.

    Ответить

    Я тоже знаю, что пост — это обязательно перед причастием и исповедью Пусть хотя бы несколько дней душа будет пребывать в чистоте и благих помыслах. Уделите Богу хоть немного времени.

    Ответить

Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с и .

Было установлено Самим Господом и совершается в Церкви непрерывно в течение двух тысячелетий. Всё это время христиане разных времён и народов как бы участвуют в той Тайной Вечери, когда Христос разделил хлеб и вино среди Своих учеников и объявил эту пищу Божественным Телом и Кровью.

Конечно, не любое вино или хлеб являются святынями, а лишь те, над которыми произносятся особые, литургические молитвы. Вкушаемые за Литургией Частицы подают верующим Божественную благодать, духовные силы, очищают от последствий греха. Нередки случаи выздоровления от болезней и других чудес, происходящих по воле Бога.

К главной святыне Церкви следует приступать после соответствующей подготовки. Важным шагом этой подготовки является пост. Опасаясь нарушить церковные правила, неопытные прихожане часто спрашивают священников, как правильно поститься перед Причастием? Для всех ли обязателен пост? В каких случаях его можно ослабить или отменить? Разобраться в этом поможет краткий экскурс в историю древней Церкви.

Как появилась традиция поститься перед Причастием

В первые века существования христианской Церкви Причастие было обязательным для любого присутствующего на христианина. Каждое воскресенье, а иногда и чаще, люди собирались в доме кого-то из христиан и совершали трапезу с молитвами и разделением хлеба. Тогда особого поста перед этим действием не полагалось, потому что Евхаристия проводилась вечером и все участники действия уже пообедали и даже поужинали.

Часто бывало так, что обеды состоятельных христиан были слишком роскошные и соединялись с музыкой и танцами, как это было принято на востоке. Апостол Павел, сам нередко совершавший Евхаристию, считал недопустимым, что такие христиане подходят к Причастию после пиров и увеселений, когда их мысли не могут сосредоточиться на молитве. Со временем Литургию стали совершать утром и появился обычай вкушать Тело и Кровь Христову натощак, «прежде всякой еды». Однако и тогда ещё не держали пост в течение нескольких дней, как это принято в современной Церкви.

Когда в 4 в гонения на христиан прекратились, многие стали креститься. Когда-то небольшие, сплочённые общины, собиравшиеся тайно по домам, превратились в большие собрания молящихся в просторных храмах. Из-за человеческих слабостей нравственный уровень верующих снизился. Святые Отцы Церкви, видя это, призывали каждого христианина внимательно испытывать свою совесть, подходя к Причастию.

Не позволялось подходить к Таинству, если человек вкушал пищу в ночь перед Литургией, имел сексуальные контакты или «нечистые видения» (сны). Открывающие на исповеди эти невольные грехи христиане на время отстранялись от Причастия и исполняли особое молитвенное правило. Относительно пищи в другие дни никаких ограничений не существовало, так как верующие достаточно строго соблюдали среду, пятницу и четыре поста в году.

Традиция поститься перед Причастием в течение трёх или семи дней установилась в синодальный период (XVIII-XIX вв.). Это было связано с общим упадком духовности и религиозности. Многие стали ходить в церковь «по привычке», а причащались лишь потому, что это учитывалось в церковных документах. Если в церковной книге отсутствовала запись, что прихожанин исповедовался и причащался, могли последовать неприятности на гражданской службе.

В это время была введена традиция «говения» - подготовки к Причастию в течение нескольких дней, чтобы отвлечь ленивого человека от житейской суеты и помочь настроиться на молитву. Такой обычай сохраняется в Русской православной церкви до сегодняшнего дня. Говение состоит из ограничения в пище и исповеди накануне Причастия . Сколько дней говеть - решает духовник . Также об этом можно прочесть в Правилах, стенд с которыми обычно находится в храме на видном месте.

Правила поста перед Причастием

Итак, общецерковного правила обязательного поста и исповеди перед причащением не существует. Но многие священники настоятельно рекомендуют своим прихожанам поститься три дня перед приступлением к Таинству . Стоит ли отвергать хорошую традицию ради буквы закона? Спорить с батюшкой или сознательно отказываться от поста нельзя, так как осуждение и обиды лишь добавляют греха к уже существующим. Лучше исполнить положенное правило исходя из своих физических сил.

Православный предписывает отказ от следующих продуктов:

  • мясо любого животного или птицы, даже постное;
  • молоко (кефир, творог, сыворотка и т. п.);
  • яйца любой птицы;
  • рыба (не всегда).

Фактически в распоряжении говеющего христианина остаются фрукты, овощи, крупы, макароны и хлеб . Нельзя поддаваться соблазну приготовить изысканные «постные блюда»: пища должна не становиться источником удовольствия, а лишь поддерживать силы .

Допустимо ли есть рыбу перед Причастием? В большинстве случаев здоровому человеку следует от неё отказаться. Исключение составляет проживание на Крайнем Севере или судах, где рыба - основной источник питания. Морепродукты считаются более «постной» пищей, чем рыба, и их употребление в умеренных количествах разрешается. Кратковременный пост перед Причастием связывают и с другими ограничениями, отказываясь от следующего:

  • сладостей;
  • сексуальных контактов;
  • спиртных напитков;
  • курения;
  • участия в различных увеселениях (свадьбы, вечеринки, концерты).

За 6 часов до начала Литургии следует полностью исключить еду и питьё . Этот шестичасовой пост называется «евхаристическим». Если евхаристический пост нарушен, священник может не допустить к Таинству.

Многие верующие стремятся причащаться в дни общецерковных постов. Это даёт возможность спокойно подготовиться, особенно если близкие также держат пост и не предлагают лишних искушений.

Допустимо ли причащаться, если покурил или невольно нарушил пост? Обо всех излишествах, допущенных во время говения, следует рассказать священнику на исповеди . Через исповедь совершается допущение к Таинству и сокрытие даже маленького проступка считается большим грехом перед Богом.

Как поститься детям

В Русской православной церкви сложилась традиция обязательной исповеди детей с семи лет . В этом же возрасте они должны быть приучены к посту. Но причащаются дети с самого момента , т. е. с младенческого возраста.

Пост перед причастием для ребёнка не является обязательным, если ему не исполнилось трёх лет.

С трёх до семи лет ограничения вводятся постепенно, ребёнок должен не просто лишаться вкусной пищи, но осознавать необходимость и цель поста. Можно поддержать чадо собственным примером, убрав из семейного меню скоромные продукты. Самим родителям следует приступать к исповеди и Причастию вместе с ребёнком.

Решение о том, можно ли облегчить пост, должны принимать родители после беседы со священником, исходя из состояния здоровья ребёнка. Нельзя принуждать к говению детей, растущих в неверующих семьях и не имеющих должного духовного развития.

Пост для беременных женщин

Беременным женщинам и больным, желающим причащаться, но находящимся на строгой диете, пост можно ослабить или отменить. Делается это только по благословению священника . Перед тем как отправиться за таким разрешением, следует испытать себя, действительно ли кратковременный пост окажется непосильным бременем или из-за лени не хочется нарушать привычный ход жизни?

При невозможности беременной женщине отказаться от молочных продуктов, можно заменить это отказом от сладостей или других вещей, к которым она испытывает привязанность. Такое воздержание будет принято Господом как значительный подвиг.

Пост в условиях общежития

Допускается облегчение или отмена поста для христиан, находящихся на срочной военной службе, учёбе, больнице, интернате или местах лишения свободы , где питание осуществляется в общих столовых и нет возможности выбрать постную пищу. В этом случае следует придерживаться благословения духовника, посещающего воинскую часть или интернат. Отказ от скоромной пищи может быть заменён на другие ограничения или молитву . Этот вопрос желающим причащаться лучше решить со священником за неделю до Таинства или (если невозможно) перед исповедью.

Когда можно причащаться без поста

Во время рождественских святок — от Рождества Христова до Крещения — и на Светлую Седмицу — семь дней после Пасхи — пятидневный пост для причастников не требуется, сохраняется лишь шестичасовой евхаристический. Но это разрешение можно допустить лишь тем, кто полностью соблюдал предыдущие, Рождественский и Великий посты.

Постная подготовка отменяется для тяжелобольных и умирающих.

Пост - это непросто дни, когда нельзя есть, для верующих людей это процесс очищения души и тела для воссоединения с Богом. Очень важно заранее подготовиться к посту, настроиться на него. Необходимо понимать, как правильно поститься, чтобы воздержание принесло не вред организму, а пользу. Перед тем как началось это особенное время, лучше узнать подробнее, когда и что нельзя есть во время поста

Разрешённые продукты

На сегодняшний день пост всё так же важен для большого числа верующих. Но в рационе появились новые продукты, полуфабрикаты . Какие же из них разрешено есть?

Во время поста не употребляют любые продукты животного происхождения , а едят постные, список которых приведён ниже.

Разрешается:

  • фрукты;
  • овощи;
  • орехи;
  • крупы.

Некоторые думают, что в это время следует голодать, но этот вывод неправильный. Конечно же, переедать тоже не рекомендуется, но все разрешённые продукты можно есть в умеренном количестве в течение дня. В нестрогие дни разрешается есть рыбу и хлеб, грибы и бобовые. Разрешаться могут и сладости. Например, можно есть мёд и халву.

Запрещённые продукты

Под строгим запретом находятся все продукты, содержащие белок животного происхождения . Таким образом, в строгие дни запрещено есть рыбу, яйца и любые молокосодержащие продукты. Однако в нестрогие дни разрешается употреблять эти продукты в постном виде.

В Великий пост не следует употреблять выпечку, жареную пищу. В основном едят сырые овощи и фрукты, а также разнообразные соленья.

Запрещается:

  • шоколад;
  • выпечка;
  • мясо;
  • яйца;
  • творог;
  • молоко;
  • конфеты;
  • белый хлеб.

Нельзя употреблять в строгие дни макароны, чай с сахаром или кофе. Продукты с растительным маслом.

Однодневные посты

Многие люди помимо Великого 40-дневного поста, придерживаются воздержания в однодневные посты. Они проходят каждую неделю в среду и пятницу. Именно в эти дни считается, что надо очистить тело и душу для обретения покоя. А также такая профилактика очень полезна для организма, поскольку фактически это разгрузочные дни, рекомендованные всеми диетологами для профилактики и лечения избыточного веса и болезней пищеварительного тракта.

Разрешается есть все фрукты и овощи, а также рыбу. Ягоды и грибы, любые соленья разрешено употреблять. Заменить мясо можно соевыми полуфабрикатами. Все блюда обязательно должны быть варёные или тушёные, жареное есть запрещено. А также нельзя пить алкоголь и сладкие газированные напитки.

Причастие

Как известно, перед причастием необходимо соблюдать пост в течение трёх дней. Он подготовит тело и душу, очистит и позволит прикоснуться к таинству исповеди и причащения. Дети до семи лет допускаются к причастию без соблюдения поста и исповеди. Но следует объяснить ребёнку смысл этого обряда, привить любовь к Вере и церковным обрядам. Важно знать, что можно есть перед причастием 3 дня взрослым, чтобы к таинству быть готовым. Это событие особенно важно для любого верующего человека. Вы очищаетесь не только телом, но и душой в пост перед причастием.

Что можно есть, список продуктов:

  • Любые орехи и сухофрукты.
  • Горький шоколад и козинаки.
  • Каши из разнообразных круп.
  • Рыба и овощи.

Очень важно постараться хотя бы на это время воздержаться от употребления алкоголя, жирных и мясных продуктов, сильно калорийной пищи. И также для курящих будет нелишним отказаться от курения. Главное, нельзя давать править собой чёрным помыслам и поддаваться соблазнам. Это касается не только пищи, но и времяпрепровождения. Свой досуг рекомендуется проводить в эти дни с близкими людьми и за чтением книг. Обогащать себя духовно, воздерживаясь от шумных торжеств, празднеств и гуляний.

Примерное меню

Чтобы питание в пост было не только полезным, но и вкусным, лучше всего составить примерное меню на все время поста. Так, гораздо легче сориентироваться при покупке продуктов, а готовка блюд раскроется для вас с неожиданной стороны, когда даже самые простые продукты при умелом использовании станут очень вкусным блюдом.

Сбалансированное меню, в котором есть все нужные витамины и микроэлементы, поможет вам не только очистить тело и душу в период Великого поста, но и принести пользу организму.

Завтрак

Фрукты или сухофрукты с орехами

Обед

Овощной суп и картофельные оладьи, гарнир из риса с грибами.

Ужин

Чёрный хлеб и овощное рагу

Из напитков предпочтительнее всего пить морс или компот. Можно чай без сахара.

Польза или вред

Почему в это время так важно соблюдать предписания в употреблении тех или иных продуктов. Во-первых, так вы воздерживаетесь от различных соблазнов, тренируя крепость духа. Во-вторых, польза поста была доказана диетологами. Но нужно учитывать, что сразу перейти на постное меню может быть сложно, именно поэтому следует постепенно исключать продукты из рациона, пробуя воздерживаться по несколько дней. Не стоит в это время морить себя голодом, поскольку это не принесёт никакой пользы ни физическому, ни духовному развитию.

  • Снижается вес.
  • Улучшается обмен веществ.
  • Выводятся из организма токсины и шлаки.
  • Понижается уровень холестерина.
  • Уменьшается показатель сахара в крови.

Противопоказано поститься беременным женщинам, пожилым людям и людям с хроническими заболеваниями пищеварительной системы. А также нельзя соблюдать воздержание после операций и больным сахарным диабетом, детям в возрасте до семи лет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!