Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Подводные камни законодательства российской федерации в сфере деятельности по вывозу твердых бытовых отходов. Как оформить оказание услуг по сбору и вывозу ТБО

В настоящее время проводится большая нормативная работа в сфере обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Ниже приведены некоторые нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности и применяемые на практике.

Наименование и реквизиты НПА

Сфера применения

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269

утверждает правила определения региональными органами нормативов накопления ТКО

Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881

устанавливает правила проведения властями субъектов РФ конкурса для выбора регионального оператора, который возьмет на себя обязанность и ответственность за вывоз ТБО

Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484

определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на услуги по обращению с ТКО, на которые должны ориентироваться органы исполнительной власти субъектов РФ

Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572

упорядочивает уборку мест погрузки отходов

Постановление Правительства РФ от 18.10.2018 № 1245

вводит квоту на количество малых и средних предприятий среди региональных операторов ТКО (15 %)

Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р

утверждает перечень отходов с полезными компонентами, в отношении которых нельзя проводить захоронение

Указывается ли вывоз ТБО в квитанции

Самым главным изменением для потребителей в сфере обращения с отходами является то, что с 2018 — 2019 года вывоз ТБО стал самостоятельным видом коммунальных услуг. До этого сбор и вывоз твердых отходов входил в содержание общедомового имущества, но с 2018 — 2019 года по этой графе оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Вывод! Таким образом, в квитанции, выставляемой к оплате жильцам многоквартирного или собственного дома, появилась новая графа — вывоз ТБО. Об этом же говорится и в письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04.

Размер платы за данный вид услуг рассчитывается по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — правила № 354).

Оформление вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в 2018 — 2019 году

Согласно п. 148 (1) правил № 354 предоставление услуг по обращению с ТКО осуществляется по договору возмездного оказания услуг. Его особенности состоят в следующем:

  1. Договор заключается между региональным оператором и жильцами МКД / частного сектора (ЧС), управляющими жильем субъектами права (управляющей организацией, ТСЖ), предпринимателями и юрлицами, осуществляющими свою деятельность в помещениях ЧС и МКД. Об обязанности последних оформлять договоры см. Письмо Росприроды России от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ.
  2. Услуги по вывозу и утилизации ТБО, их захоронению оплачивают и собственники нежилых помещений (кроме владельцев машиномест в МКД).
  3. Договор заключается в письменном виде или путем совершения конклюдентных действий.
  4. Договор может быть заключен на срок присвоения организации статуса регионального оператора (от 10 лет) или меньше. Если мусоровывозящая компания утратила указанный статус, то договор автоматически перезаключается с ее правопреемником.
  5. Согласно п. 39 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156), договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Обратите внимание! Форма типового договора содержится в правилах № 1156.

Код услуги «вывоз мусора» по ОКВЭД, ОКПД2

ОКПД2 был введен приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 и заменил собой ОКПД, ОКУН и ОКП. Тем же приказом № 14 был введен ОКВЭД2 — вместо ОКВЭД 2001 и 2007 годов.

Между этими классификаторами - ОКПД2 и ОКВЭД2 - имеются определенные различия:

Объект классификатора

вид продукции

вид деятельности

Способ присвоения кодировки

самостоятельно самим хозяйствующим субъектом

регистрирующим органом посредством фиксации в общедоступном реестре

Сфера применения

используется при размещении госзаказов, обеспечении системы государственной контрактации

используется для кодирования информации в информационной системе ЕГРЮЛ

При этом все указанные коды используются для разработки нормативных актов, регулирующих ту или иную экономическую деятельность, подготовки статистической информации на международном уровне и т.д.

Обратите внимание! Услуга «вывоз ТБО» по ОКПД2 входит в группировку 38, вывоз ТБО по ОКВЭД также находится в группировке 38.

При этом формулировка «вывоз мусора» или «вывоз ТБО» в ОКПД2 и ОКВЭД отсутствует, вместо нее применяется термин «удаление отходов».

Отсутствует в кодировках и формулировка «прием ТБО», вместо нее используется понятие «сбор отходов».

Коды ОКПД2 для проведения госзакупки на услугу по сбору (приему) и вывозу ТБО

Органы исполнительной и муниципальной власти при необходимости проводят тендер на заключение контракта на сбор и вывоз ТБО с ИП или организацией, имеющей соответствующую лицензию. С 01.01.2018 тендеры на заключение договоров о сборе и транспортировке ТКО находятся в ведении региональных операторов (торги осуществляются по правилам Закона № № 44-ФЗ).

Обратите внимание! В аукционной документации кроме основных сведений о требованиях к участникам, списку необходимых документов и т.д., в том числе указывается код ОКПД2 услуги, которую закупает организатор госзакупки:

  • для услуги по вывозу ТБО используется код ОКПД2 38.11.11 «Cбор неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования: картона, бумаги, пластмассы и т. п.»;
  • если нужно собрать и увезти мусор, непригодный для повторного использования, то по ОКПД2 вывоз мусора ТБО будет обозначаться кодом 38.11.21;
  • если нужно обработать мусор, утилизировать его, то берутся коды из раздела 38.2.

Обратите внимание! Классификатор содержит коды и для отдельных видов отходов. Например, отходы стекла обозначаются кодом 38.11.51. А вывоз твердых бытовых медицинских и прочих опасных биологических отходов обозначен кодом 38.12.11.

Вывод! Таким образом, коды ОКПД2 для вывоза ТБО в 2018 - 2019 году остались прежними, но в самом классификаторе появились новые услуги. Например, услуги по обращению с отработавшим ядерным топливом (код 38.22.11.100).

Вывоз твердых бытовых отходов стал одной из коммунальных услуг. Это связано с меняющимся экологическим законодательством: государство стало принимать меры по сокращению объемов ТКО и их переработке.

Свалки бытовых отходов — это привлекательные места для крыс, которые являются переносчиками опасных инфекций. Различные емкости, в том числе банки и бутылки, могут стать серьезной угрозой для диких животных и насекомых. Многие животные, которые попадают в подобные емкости с целью добычи пищи, не могут выбраться из них, поэтому погибают. Это лишь одна из нескольких проблем, по причине которой правительство приняло несколько законов по утилизации и вывозу бытовых и производственных отходов.

Основная часть отходов — это потребительский мусор, который разделяется на:

В законе об утилизации мусора нет такого понятия как «Мусор». Все законодательные положения используют термин «Отходы».

Правительство Российской Федерации заботится о безопасности окружающей среды. Для предотвращения распространения инфекций и микробов отходы проходят несколько этапов обработки.

Таковыми являются :

  1. Сбор мусора на соответствующих территориях;
  2. Обезвреживания токсичных предметов;
  3. Вывоз;
  4. Хранение и захоронение.

Способы вывоза, которые используются государственными властями, должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды. Законом запрещено сжигать остатки мусора или вывозить их в места, непредназначенные для их хранения.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» контролирует правильное обращение с остатками производства. Его основная цель — предотвратить вредное воздействие мусора на окружающую среду и здоровье человека. Также законодательные положения предусматривают возможность использовать переработанные материалы в виде сырья.

Основные принципы настоящего ФЗ:

  • Обеспечение безопасности здоровья граждан Российской Федерации;
  • Сохранение или восстановление благоприятных условий окружающей среды;
  • Обеспечение экономических и экологических интересов общества;
  • Использование современных технологий для переработки отходов;
  • Осуществление переработки материалов для уменьшения объема остатков и увеличения производства сырья.

Правительством разрабатывается специальная государственная политика, основное предназначение которой заключается в следующем:

  • предотвращение образования отходов;
  • их вывоз;
  • максимальное использование исходных материалов и сырья;
  • утилизация;
  • обработка;
  • обезвреживание материалов.

Порядок вывоза и утилизации мусора в РФ

Порядок вывоза и утилизации мусора в Российской Федерации был создан на основании Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу
твердых и жидких бытовых отходов». Его основная цель — уменьшить количество отходов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оставляет за собой отходы, обязаны вывезти мусор в мусоросортировочные комплексы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые минуют мусоросортировочные комплексы, должны вывозить и отсортировывать материалы самостоятельно.

Отходы сортируются по следующим предметным видам :

  • Макулатура;
  • Ветоши;
  • Пластмасс;
  • Мусор из полимеров;
  • Стекло;
  • Металл;
  • Старые автомобильные покрышки.

Подобные остатки передаются организациям по переработке мусора.

В ходе переработки остатков специализированные предприятия получат:

  • Энергию;
  • Предметы;
  • Материалы;
  • Другое сырье, пригодное для повторного применения.

Руководители подобных предприятий после получения материалов в качестве вторичного сырья:

  • Перерабатывают отходы своими силами;
  • Заключают контракты с другими компаниями, которые используют переработанные отходы в качестве сырьевого продукта;
  • Заключают контракты с специальными компаниями, которые транспортируют или реализуют материалы под видом вторичного сырья.

Специальные государственные субъекты собирают бытовой и производственный мусор. Затем собранные материалы передаются компаниям по переработке остатков или специализированным предприятиям для других целей.

Передача и реализация материалов третьим лицам должна быть правильно оформлена. Потребуется составление следующих документов:

  • Накладная;
  • Договор;
  • Приказ;
  • Другие подтверждающие документы.

Утилизация твердых бытовых отходов

Существует несколько способов утилизации мусора:

  • Переработка отходов во вторичное сырье

Один из самых продуктивных и безопасных методов при вывозе остатков. Все сортируется по описанным выше видам. Затем отправляется на переработку для получения сырьевого продукта.

  • Мусоросжигание

Мусор утилизируется при помощи термической обработки. Это популярный и один из самых экономных методов утилизации.

В современном обществе используются следующие способы мусоросжигания :

  • Камерное;
  • Слоевое;
  • В кипящем слое.

Термическая обработка при минимальных температурах — наиболее опасное мусоросжигание. Температура должна быть в пределах 850 градусов по Цельсию. Ученые установили, что при таких показателях происходит нейтрализация ядовитых веществ, которые выделяются вместе с дымом.

  • Захоронение

Твердые бытовые отходы могут быть утилизированы при помощи захоронения. Это один из самых старых и самых дешевых способов. Суть метода заключается в закапывании мусора в верхний слой земли. Для этого выбираются специальные земельные территории. (Изучите и узнайте какое предусмотрено наказание за их неверное использование).

  • Брикетирование

Брикетирование — один из современных способов утилизации мусора. Этот метод подразумевает упаковывание гомогенных остатков в определенные брикеты. Такой подход позволит уменьшить объем остаточных материалов примерно вдвое. А предварительная сортировка бытовых предметов позволит отложить часть остатков в качестве сырья для вторичной переработки.

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз строительных отходов не входит в перечень услуг, который регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации. Иными словами, Федеральный закон о мусоре в РФ не регулирует вывоз и утилизацию строительных материалов. Услуги по вывозу отходов предоставляют коммерческие компании, которые устанавливают собственные цены. Жильцы многоквартирных домов обязаны вывозить самостоятельно негабаритный строительные остатки. Или же заключить соответствующий договор с управляющей компанией, оплата услуг которой будет включена в ежемесячные квитанции.

Вывоз ТБО законодательство отныне относит к сферам, где он будет коммунальной услугой, а не частью действий по бытовому обслуживанию. Попробуем разобраться, какими правовыми нормами регулируется данная услуга.

Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 - 2019 годах

Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.

Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:

  1. С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
  2. С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
  3. В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
  4. В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.

С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО

Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:

  • собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
  • собственник жилого дома/домовладения;
  • арендатор/наниматель жилья.

Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:

  • управляющей компанией;
  • товариществом / кооперативом собственников жилья;
  • организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.

Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).

Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.

Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).

Кто может стать региональным оператором

Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • быть зарегистрированным в РФ;
  • иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
  • не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
  • предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
  • нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.

Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:

  • свежая выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, - т. е. документ, подтверждающий правомочность;
  • копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
  • решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.

Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.

Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.

Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора

В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.

Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.

Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).

Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).

В нем должны указываться:

  • время и место его заключения;
  • наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
  • Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
  • предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
  • дата начала оказания услуг;
  • срок и порядок оплаты по договору;
  • права, обязанности, ответственность сторон и т. д.

Договор заключается в 2 экземплярах.

Порядок обращения с ТКО

В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:

  • по сбору и транспортированию отходов;
  • обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.

Услуги по сбору и транспортированию отходов

Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО

договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти

приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО

региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей

при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО

ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз

операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д.

субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию

Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.

Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 - 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.

Организации, которые намереваются осуществлять сбор и вывоз мусора, обязаны получить соответствующую лицензию. Без ее оформления их деятельность будет признана незаконной, облагаться штрафами и прочими санкциями.

Ранее документы требовались исключительно для полигонов и свалок, складирующих отходы. Нововведение направлено на улучшение контроля потоков твердых бытовых отходов (ТБО), а также снижение образования несанкционированных свалок.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:

  • Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
  • Перевозка ТБО и ТКО.
  • Их сортировка, подготовка и очистка.
  • Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и складирование мусора.

Существуют законодательные нормы для организаций, занимающихся сбором и вывозом ТБО, согласно которым, лицензирование компании возможно только в случае их полного соблюдения. Для начала, на рабочем месте требуется проведение ежедневного развернутого инструктажа с работниками. Кроме того, понадобится наличие инвентаря: мешков, контейнеров, лопат и прочее. Наконец, потребуется специализированный транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Следует отметить, что значительную роль в обеспечении надлежащей работы компании играют классы отходов, которых существует 5 видов. Первые 4 группы считаются опасными для экологии и здоровья, поэтому требуют обезвреживания до утилизации способами, которые прописаны в соответствующих нормативных документах. К вредным отходам может относиться как промышленный, так и бытовой мусор.

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Требования и условия получения

Профессиональный подход к делу, способность заинтересовать потенциальных клиентов – это начальный этап на пути формирования организации по вывозу мусора и получения соответствующей лицензии. Кроме того, потребуется разрешение местных властей, знание нормативных документов, по которым регулируется сбор, вывоз и хранение бытовых отходов.

Для получения документа необходимо пройти следующие этапы:

  1. Пройти .
  2. Активировать расчетный счет в банковском учреждении.
  3. Выбрать удобную и доступную систему налогообложения.
  4. Получить разрешение.

Для выполнения последнего пункта нужно оформить в Роспотребнадзоре заключение на обращение с отходами. Затем согласовать режим контроля вывоза потребительского и промышленного мусора и собрать соответствующий пакет документации.

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Куда их подавать?

Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней .

При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.

После получения лицензии, в случае изменения классности отходов либо размещения объектов, предприниматель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом лицензирующий орган в письменном виде.

Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год . Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.

В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.

Срок действия и стоимость

Документ выдается сроком на 5 лет . По окончании указанного периода после соблюдения всех правил и повторной подачи документации его действие может быть продлено бессрочно при условии, что соискатель будет выполнять исключительно подтвержденную разрешением деятельность. Цена его составит порядка 300 тысяч рублей .

Несоблюдение санитарных норм и правил по сбору, транспортировке и хранению мусора может привести к штрафным и административным взысканиям. Должностным лицам это может обойтись в 10-30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 50 000 с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Юридические организации могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. руб. с блокированием деятельности на 3 месяца.

8.5.1. Система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и пищевых отходов.

8.5.2. Порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению контейнерных площадок, иных мест хранения отходов, порядок организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов определяется администрацией муниципального образования город Тула.

8.5.3. Сбор и вывоз отходов производства и потребления должен осуществляться по бестарной и контейнерной системе в установленном порядке.

8.5.4. Физические и юридические лица обязаны собирать бытовой мусор и другие отходы в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами.

8.5.5. Физическим и юридическим лицам на территории общего пользования муниципального образования запрещено:

Сжигать отходы производства и потребления.

Складировать отходы, образовавшиеся во время ремонта, в места временного хранения отходов, мусоросборники, на контейнерных площадках, предназначенных для хранения ТБО.

8.5.6. Физические и юридические лица обязаны осуществлять вывоз отходов способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.

8.5.7. Вывоз опасных отходов может быть осуществлен только организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

8.5.8. Вывоз жидких нечистот собственники или иные законные владельцы земельных участков, зданий, строений и сооружений обязаны производить по договорам или разовым заявкам организациям, имеющим специальный транспорт.

8.5.9. Собственники жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений, иных предприятий, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обеспечивать подъезды непосредственно к выгребным ямам, мусоросборникам и контейнерным площадкам.

Запрещается установка мусоросборников и контейнерных площадок в местах, не позволяющих обеспечить непосредственный подъезд к ним.

8.5.10. Вывоз пищевых отходов следует осуществлять с территории ежедневно. Остальной мусор рекомендуется вывозить систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в два дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов - ежедневно.

8.5.11. Запрещается содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения и утилизации отходов с нарушением настоящих Правил и иных норм действующего законодательства.



Запрещено складирование нечистот на проезжую часть улиц, тротуары и газоны.

8.5.12. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты необходимо складировать в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.
8.5.13. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности обязаны обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (далее по тексту - ТБО), образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно (в строгом соответствии с санитарными правилами и нормами) либо путем заключения договоров на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов.

8.5.14. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в здании, строении, сооружении, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, сбор, вывоз и утилизацию отходов данного производителя отходов обязаны производить собственники вышеперечисленных объектов недвижимости.

8.5.15. Контроль за соблюдением подраздела 8.5. настоящих Правил всеми физическими и юридические лицами осуществляется уполномоченным органом органа местного самоуправления.

В случае принятия решения о вывозе образуемых всеми физическими и юридические лицами в процессе производственной, хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора самостоятельно, без привлечения третьих лиц (специализированного предприятия, имеющего лицензию на сбор и транспортировку ТБО), они обязаны представлять в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу ТБО с указанием способа, периодичности, объема и места вывоза, а так же лицензию специализированной организации.

8.5.16. Договоры на сбор и вывоз ТБО (в случае отсутствия возможности самостоятельно и надлежащим образом, в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами, обеспечивать сбор и вывоз твердых бытовых отходов) заключаются физическими и юридическими лицами со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов.

8.5.17. Вновь зарегистрированные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, в течение месяца со дня их государственной регистрации обязаны заключить договор на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку ТБО, либо (в указанный срок) и представлять на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

8.5.18. В случае, если по месту нахождения организации договор на вывоз ТБО заключен собственником и (или) владельцем здания, строения, сооружения, помещения, вновь образованное юридическое лицо предоставляет копию договора, заключенного указанными лицами со специализированной организацией.
8.5.19. Договор на вывоз ТБО заключается с учетом норм накопления и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утвержденных решением Тульской городской Думы, действующих на момент заключения договора. При изменении норм накопления ТБО в договор на вывоз твердых бытовых отходов должны быть внесены соответствующие изменения.
8.5.20. Запрещено заключение договора подряда на вывоз ТБО с организацией, не имеющей лицензии на данный вид деятельности.

8.5.21. Физическим и юридическим лицам запрещается производить сброс ТБО в не отведенных для этих целей местах, включая контейнеры для сбора ТБО, на вывоз мусора с которых не заключен договор.

8.5.21.1. Запрещается складирование крупногабаритного мусора около мусорных камер многоквартирных жилых домов.

8.5.22. Уборку просыпавшегося мусора при погрузочно-разгрузочных работах и его дальнейшей транспортировке обязаны осуществлять специализированные организации с которыми заключен договор на вывоз ТБО, либо собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственностисамостоятельно.

8.5.23. Торговое (торгово-промышленное) предприятие (комплекс), осуществляющее сдачу в аренду торговых мест, самостоятельно несет ответственность за сбор и вывоз ТБО с территории предприятия (комплекса).

8.5.24. Решение о прекращении сбора твердых бытовых отходов в определенном месте принимается заказчиком и исполнителем по договору на вывоз ТБО в соответствии с его условиями и действующим законодательством.

8.5.25. Физические и юридические лица обязаны предоставлять по запросу органов местного самоуправления, специализированных предприятий, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК или иного органа управления многоквартирным домом, копии заключенных договоров на вывоз ТБО и (или) КГО и иные документы, подтверждающие факт исполнения данных договоров.

8.5.26. В случае самостоятельного вывоза, подтверждающим документом вывоза и утилизации ТБО и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. Периодичность самостоятельно вывоза должна соответствовать нормам действующих СанПиН.

8.5.27. Отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов и (или) отсутствие талонов сдачи отходов на полигон ТБО и (или) КГО (или корешков актов приема отходов в организации, обслуживающей полигон ТБО и (или) КГО) является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
8.5.28. Требования по сбору твердых бытовых отходов.

8.5.28.1. Все организации и собственники (владельцы) индивидуальных жилых домов обязаны предусмотреть места для накопления и сбора твердых бытовых отходов, обеспечивать их вывоз и утилизацию (захоронение) в порядке, установленном муниципальным образованием город Тула.

8.5.28.2. Обращение с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения и деятельности хозяйствующих субъектов, должно обеспечивать уменьшение количества и объемного веса отходов, вовлечение их в хозяйственный оборот. Захоронение твердых бытовых отходов должно осуществляться после отбора утильных фракций (обеспечиваемого раздельным сбором твердых бытовых отходов либо их первичной обработкой, включающей сортировку) и прессования не перерабатываемого остатка.

8.5.28.3. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ со специализированными организациями и предприятиями:

От имени собственников имущества в многоквартирных жилых домах - управляющие организации;

Собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов – самостоятельно;

От имени предприятий, учреждений организаций - руководители предприятий, учреждений, организаций.

Организация сбора ТБО и КГМ:

8.5.28.4. Бытовой мусор и другие отходы должны собираться в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами. Уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности в соответствии с заключенным договором.

8.5.28.5. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается:

На территории многоквартирных жилых домов – на управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – на данных физических или юридических лиц.

8.5.28.6. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых согласовывается в установленном законом порядке. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, должны иметь установленные специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В случаях, когда в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно устройство контейнерной площадки, организацией по согласованию с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, определяются места временного хранения отходов.

8.5.28.7. Складирование отходов на территории предприятия, организации вне специально отведенных мест и превышение разрешенного к временному накоплению количества отходов запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.

8.5.28.8. Запрещается бросать в урны и контейнеры жидкие бытовые отходы, песок, крупногабаритные и строительные материалы, землю, смет, непогашенные угли, тлеющие материалы, отходы горюче – смазочных материалов.

8.5.28.9. Вывоз ТБО и КГМ осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, в сроки, установленные в графике (приложение к договору на вывоз ТБО и КГМ). Ответственность за несоблюдение графика несут специализированные организации.

8.5.29. Контроль за соблюдением графика вывоза и объемов ТБО осуществляют управляющие организации или другие организации и предприятия, заключившие договоры на вывоз мусора.

8.5.30. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют:

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мусоросборники.

8.5.30.1. Контейнерные площадки должны постоянно содержаться в чистоте и техническом исправном состоянии организацией, в ведении которой она находится.

8.5.30.2. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием владельца. Замена контейнеров для сбора ТБО проводится по мере необходимости либо по предписанию уполномоченного органа местного самоуправления.

8.5.30.3. В случае нарушения конструкции контейнеров, ограждения, водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, ремонт должен осуществляться сразу после обнаружения неисправности.

8.5.30.4. Окраска контейнеров масляными составами должны осуществляться по мере необходимости (но не реже 1 раза в год).

8.5.30.5. Запрещается устанавливать контейнеры на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.

8.5.30.6. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке и с органом местного самоуправления.

8.5.30.7. На автозаправочных станциях (АЗС)- контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы крышками (запираться на замки).

8.5.30.8. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров мусоровывозящим транспортом, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.

8.5.31. На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта, у входов в магазины, предприятия сферы обслуживания, офисные помещения юридических и физических лиц, имеющие отдельные входы, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и т.п. устанавливаются в достаточном количестве урны для мусора. Установка урн для мусора и своевременная их очистка (содержание) осуществляется:

На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта – лицами, в обязанность которых входит уборка соответствующих территорий, улиц, площадей, садов, парков, рынков, остановок.

У входов в магазины, на предприятия сферы обслуживания, в офисные помещения юридических и физических лиц, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и иных объектов - юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в указанных объектах.

8.5.31.1. Урны (баки) должны содержаться в исправном и опрятном состоянии, промываться и дезинфицироваться лицами, на которых возложена обязанность по уборке территории, на которой расположены урны (баки) не реже одного раза в месяц.

8.5.32. Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и при наличии лицензии на прием и захоронение отходов.

8.5.33. Единственным местом захоронения ТБО на территории муниципального образования город Тула является полигон ТБО, предусмотренный по адресу: г. Тула, ул. Новомосковская, 68 (7-ой км).

8.5.34. Производственные отходы I - III классов опасности, биологические отходы, медицинские, радиологические, ртутьсодержащие изделия (аккумуляторы, автомобильные шины, ртутные и люминесцентные лампы и т.д.), собираются и утилизируются в порядке, установленном законодательством. Лица, утилизирующие указанные выше отходы должны иметь отдельные договоры на их утилизацию.

8.5.35. Для последующей утилизации отходов I - III классов опасности должны быть определены места для временного хранения указанных отходов. Складирование такого рода отходов на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах запрещается.

8.5.36. Для складирования крупногабаритного, строительного мусора должны быть определены места (по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека по Тульской области) и организованы специальные контейнерные площадки.

8.5.37. Ответственность за складирование крупногабаритного, строительного мусора, а также отходов I - III классов опасности на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах несут:

На территории многоквартирных жилых домов – управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;

В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов;

На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находится соответствующая территория.

8.5.38. Крупногабаритный мусор (КГМ).

8.5.38.1. Сбор крупногабаритных бытовых отходов осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных бытовых отходов, обозначенные соответствующим указателем.

8.5.38.2. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов осуществляется на основании договора, заключенного со специализированной организацией по вывозу отходов либо подрядной организацией по обслуживанию жилищного фонда мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. Вывоз утильных фракций осуществляется на предприятия по переработке (обработке) отходов, других отходов - на полигон.

8.5.38.3. Договоры на вывоз и утилизацию КГМ со специализированными организациями и предприятиями заключают лица согласно пункта 8.5.16. к настоящим Правилам.

8.5.38.4. Ответственность за сбор КГМ в контейнеры, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается на лица согласно пункта 8.5.17. к настоящим Правилам.

8.5.39. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок для сбора КГМ, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют лица согласно пункта 8.5.22. к настоящим Правилам.

8.5.40. Жидкие бытовые отходы (ЖБО).

8.5.40.1. Для сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые уборные, имеющие водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.

8.5.40.2. Объем и необходимое количество выгребов устанавливается исходя из нормы накопления жидких бытовых отходов и количества жителей.

8.5.40.3. Жидкие бытовые отходы из мест сбора вывозятся ассенизационным транспортом к месту утилизации.

Осуществлять складирование, хранение, утилизацию и обращение с ТБО, КГМ и ЖБО с нарушением порядка, установленного разделом 8 к настоящим Правилам;

Оставлять на территориях общего пользования ТБО и (или) КГМ, за исключением случаев, когда для данных юридических и физических лиц оборудовано специальное место для приема ТБО и (или) КГМ;

Использовать места складирования мусора, не установленные заключенным договором на вывоз ТБО и (или) КГМ;

Засорять общественные места различного рода мусором (окурки, бумага, бутылки и т.д.);

Устанавливать на территориях домовладений и многоквартирных домов дополнительные контейнеры для обслуживания специализированными предприятиями коммерческих и торговых организаций и учреждений без согласования с органами местного самоуправления и организацией, обслуживающей жилой фонд;

Препятствовать размещению службами жилищно-коммунального хозяйства контейнерных площадок и отдельных контейнеров на территориях, где их установка не противоречит требованиям СанПиН и настоящим Правилам;

Пользоваться контейнерами, расположенными на территориях общего пользования, размещенными в жилищном фонде всех форм собственности без согласования с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными органами управления многоквартирными домами.

8.5.42. Лица, разместившие отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

8.5.43. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, удаление таких отходов и рекультивацию территорий производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с 8.2.2. настоящих Правил.

8.5.44. В случае если физическими и юридическими лицами, перечисленными в пункте 8.5. настоящих Правил, не обеспечивается своевременный сбор и вывоз ТБО, они несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!