Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: занятие по ознакомлению с природой. Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе.docx - Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе на тему "Животные"

Тема занятия. Беседа о диких животных наших лесов.

Цель занятия.

1. Уточнить понятия детей о диких животных средней полосы (лиса, волк, медведь, заяц, белка, еж), характер­ных признаках их внешнего вида, о том, чем питается каждое из них, как называется его жилище.

2. Упражнять детей в распространенных ответах, вскрывающих некоторые причинно-следственные связи!

Материал для занятия. Картинки (предмет­ные) с изображением каждого животного.

Ход занятия. Дети сидят за столами. Перед ними на доске развешаны картинки с изображением живот­ных.

Дети, кого вы видите на картинках?

На этих маленьких картинках нарисованы разные лери.

На этих картинках нарисованы дикие животные.

Дети, посмотрите на зайца и догадайтесь, что от­личает его от других зверей.

У зайца длинные уши.

А как сказать об этом иначе?

У зайца уши длиннее, чем у других зверей.

Чем отличается медведь?

У медведя жирное туловище.

Медведь самый косолапый.

У медведя очень толстые лапы.

Еще медведь - сладкоежка.

Правильно, дети. А что можно сказать про ежа?

У ежа много колючих иголок.

У ежа острые и длинные иголки на спине и на боках.

Лиса очень хитрая.

Лиса отличается пушистым хвостом.

А что еще можно сказать про лису?

У лисы самый длинный хвост.

Аналогично рассматриваются характерные признаки внешнего вида волка и белки. В начале занятия дети, отвечая на перечисленные выше вопросы, в какой-то степе­ни еще опираются на наглядный материал (картинки). Но дальнейшие вопросы уже требуют формулирования ответов без опоры на наглядность, по представлению.

Чем питаются эти животные?

Ежик питается яблоками и мышами.

Заяц ест морковь и капусту.

Заяц зимой обгладывает (обгрызает) кору у де­ревьев.

Почему он зимой ест кору?

Потому что нет больше травки. Землю засыпало снегом.

А что ест медведь?

Мишка питается малиной, ягодами, медом.

Кто расскажет про лису?



Лиса хитрая, она ест зайцев, таскает кур

А кто знает про волка?

Волк ест зайцев и других животных.

Волк обгладывает кости.

А ты, Саша, о ком хочешь рассказать?

Я знаю про лису: она ест мышей. Она их ловит и ест.

А о ком нам расскажет Сережа?

О белке. Она питается орехами, шишками и гри­бами. Она грибы на зиму сушит.

Почему белка сушит грибы на зиму?

Зимой нет грибов, поэтому она собирает их"летом.

Трудность формулирования только что перечислен­ных ответов состоит еще и в том, что дети не могут при этом опереться на вопрос логопеда, так как последний ставится очень кратко и чаще всего называет только предмет, о котором надо рассказать, опуская слово, обо­значающее действие, а иногда и не называет его. Общий вопрос, относящийся ко всем животным, был поставлен в начале занятия, и дети длительное время должны удер­живать его в памяти, пока не будет рассказано о всех животных.

Следующий вопрос снова задается таким образом, чтобы дети формулировали ответы на него по представ­лению.

Где живут эти животные?

Эти животные живут в дремучем лесу.

Эти звери живут в наших лесах.

Они живут в густом лесу.

Они живут в большом лесу.

Как называются жилища (домики) зверей?

Я знаю про медведя. Этот медведь косолапый, спит в берлоге.

А я знаю про белочку. Она живет в дупле.

А у зайца дома нет. Он может спать и под кустом, и в ямке.

А у волка - логово.

А у лисы - нора.

А кто скажет, какая у лисы нора? - спрашивает логопед, направляя детей на построение различных от­ветов.

Нора у лисы теплая.

У лисы нора глубокая.

Что делают эти звери зимой? Как вы думаете? Кто расскажет про медведя?

Медведь зимой спит в своей берлоге.

Медведь делает берлогу возле корней деревьев. Осенью он туда залезает, его засыплет снег, и ему тепло.

Правильно, Саша, ты рассказал про медведя очень подробно и понятно. А кто расскажет про зайца?

Заяц не прячется в норки, потому что i ген- щубэ, Он зимой бегает от врагов и

Спит заяц в ямке. А когда наступит лето, у него шубка изменяется и становится серая.

А кто знает, как проводит зиму белка?

Белка зимой живет в дупле. Она грызет там шиш­ки, которые она запасла на зиму. Еще она орехи ест и грибы и прыгает с ветки на ветку.

Ежик зимой спит в норке.

Что делает лиса зимой?

Лиса зимой охотится на зайца и птиц, потому что лисе нечего есть.

В конце занятия можно загадать детям несколько за­гадок о диких животных наших лесов. Итог занятия подводит логопед.

Дети, сегодня мы с вами вспомнили все, что знаем о диких животных, которые живут в наших лесах. Вы рассказали, чем они отличаются один от другого, что они едят, где живут, как называются их жилища и что дела­ют эти звери зимой (летом, весной, осенью). В следую­щий раз мы поговорим с вами о том, что происходит с ними весной, и познакомимся с их детками.

Своеобразие этих занятий с заикающимися детьми состоит во времени их проведения. В массовом детском саду такие беседы проводятся с самого начала учебного года, а с заикающимися, как уже говорилось, они воз­можны лишь в конце второго - начале третьего кварта­ла. На более ранних этапах этот вид занятий недоступен из-за невозможности пользования контекстной формой речи.

При построении беседы с заикающимися детьми важ­но соблюдать твердую очередность: целесообразнее на­чинать занятие с более легких форм, т. е. использовать хотя бы минимальную наглядность (в описанном приме­ре - предметные картинки с изображением каждого животного). С развитием беседы речь усложняется и по­степенно от ситуативной переходит к контекстной. Сна­чала дети отвечают отдельными фразами, а затем корот­кими рассказами.

В обычном же детском саду беседа может начинаться по-разному и перед воспитателем не ставится задача обучения вариативности в ответах. Логопед, проводя бе­седу с заикающимися детьми, упражняет их в умении да­вать несколько вариантов ответа. Он обучает этому специально на всех занятиях, в том числе и во время бе­седы.

Занятия по изобразительной деятельно­сти в третьем квартале по своему содержанию близки к тем, которые проводятся в обычном детском саду. Дети изображают сюжет, который составляется из простых и сложных предметов, предметы передаются в движении с соблюдением пропорций, окраски, соотношения частей и т. д. На этой ступени речь детей на занятиях по рисо­ванию, лепке, аппликации, конструированию становится регулятором их деятельности. Предварительно рассказы­вая план действий, ребенок планирует предстоящую ра­боту. Вопросы логопеда, уточняющие процесс работы, вскрывают ошибки в плане ребенка, помогают исправить их с помощью более подробного объяснения, более точ­ного высказывания. С этой целью на занятиях по изобра­зительной деятельности, как и на занятиях по развитию речи, включаются вопросы, в ответах на которые дети вскрывают некоторые причинно-следственные связи, что позволяет подвести их к рассуждению. Например 1:

Что тебе нужно сегодня для работы? - Вода, кисточка, краски...

Для чего тебе нужна вода?

Чтобы развести краски.

Навыки контекстной речи вырабатываются постепен­но и проявляются в самостоятельном рассказе, когда на­до сообщить о предстоящей деятельности:

Я сегодня хочу рисовать красками. Сначала я от­крою ящик и достану краски. Если краски будут гряз­ными, то я их сначала вымою кисточкой, а потом намочу. А если краски будут чистыми, то я сразу их намочу все.

Почему ты намочишь все краски?

Потому что я буду рисовать целую картину, и мне потребуется много красок.

К этому времени дети уже способны планировать ко­роткие отрезки работы:

Я нарисую сначала девочку в середине листа.

Меняются в третьем квартале и формы работы: наб­людается новое соотношение занятий логопеда и воспи­тателей. На занятии логопеда дети рассказывают о том, что они хотят сделать, как выполнят задуманное, что им потребуется для осуществления замысла, как они рас­положат свои предметы на бумаге и т. д., а выполняют задуманное с воспитателями в вечерние часы. На сле­дующий день дети в беседе с логопедом обсуждают свои работы и работы своих товарищей, подробно анализи­руя их.

В обычном детском саду анализ работ проводится с самого начала учебного года после каждого занятия. За­икающимся детям эта работа доступна лишь в третьем квартале, на нее можно отвести занятие целиком. В та­ком случае подбираются работы по разным разделам: рисунки, предметы лепки, аппликации. Иногда планиру­ется анализ работ только одного занятия, тогда он про­водится в конце занятия, как и в массовом детском саду. Дети активно обсуждают предложенные им работы. Анализ работ не ограничивается формальной оценкой выполненной работы («У Саши - хорошая, а у Вити - плохая», «У Светы - чистая, а у Вовы - грязная»). Де­ти выясняют причины хорошего и плохого выполнения и дают деловые советы.

У Вовы рисунок получился грязный, потому что он не дождался, пока высохнет "красная краска, и начал ри­совать синей. Вот и слились обе краски.

Бели бы Саша подождал, пока высохнет коричне­вая краска, то его рисунок получился бы еще красивее.

А если бы Витя взял меньше клея, то клей не вы­ступил бы по краям. И т. п.

Примеры ответов показывают, что в третьем кварта­ле детям доступны более сложные формы контекстной речи: они объясняют, делают выводы, рассуждают, вскрывают причинно-следственные связи и т. д.

Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на лесных, городских, водоплавающих. Познакомить детей с пословицами и поговорками о птицах. Продолжать учить отгадывать загадки. Поддерживать интерес детей к познанию родной природы. Формировать у детей заботливое отношение к пернатым друзьям.

Оборудование:

Фотографии и картинки птиц; разрезанные на несколько частей три картонных яйца; картинки леса, города, водоема; подготовленные на листах бумаги загадки и пословицы; изображение гнезда, скворечника; не полностью раскрашенные изображения птиц; фотографии птиц с подписанными названиями видов, детали аппликации «скворечник»; фотографии или картинки с этапами развития птиц.

Жаворонок

Ворона

Воробей

Голуби

Лебедь

Пеликан

Скворец

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы на занятии узнаем много нового и интересного о птицах. Еще нас ждут игры, веселые задания и конкурсы.
(Дети делятся на 3 команды, рассаживаются так, чтобы было удобно общаться. Каждая команда выбирает себе название, обозначающее птицу.) - Сейчас мы отправимся на птичью выставку. А нашим экскурсоводом будет… Впрочем, угадайте сами:

Загадка о дятле

Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот он, дятел! Взгляните на цвет его перышек. Теперь понятно, почему у него «беретка ярко-красная» и «черная курточка атласная».


Давайте знакомиться с птицами. (Названия известных птиц воспитатель спрашивает у детей, неизвестных – называет сам.)

Аист . Эти большие белые птицы совершают очень далекие перелеты. Когда приходит пора вить гнездо, они выбирают для него место повыше. У этих птиц красные ноги.

Воробей . Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество воробьев слетается на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.

Ворона . Они бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.

Голубь . Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.

Дятел . Большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе, служащее гнездом, дятлы содержат в необычайной чистоте.

Жаворонок . Гнездится на земле, очень красиво поет поднявшись высоко в небо.

Журавль . Крупная перелетная птица, в небе журавли летают клином.

Колибри . Крошечная птичка, маленькие свои гнезда подвешивает к веткам нитями паутины.

Кукушка . Она не строит своего гнезда, а откладывает яйцо в чужое. Едва родившись, кукушонок выбрасывает из гнезда другие яйца или даже уже вылупившихся птенцов и один сам пожирает всю пищу.

Ласточка . Строит гнездо под крышами домов из травы и грязи.

Лебедь . Довольно неповоротливы на суше, гораздо чаще их можно встретить величественно плавающими.

Павлин . Птица с великолепным хвостом.

Пеликан . Пойманную рыбу пеликан складывает в длинный мешок под клювом и относит в гнездо.

Попугай . Имеют яркое разноцветное оперение. В неволе может хорошо подражать речи людей.

Синица . Небольшая птичка с желтеньким брюшком.

Скворец . Часто встречается огромными стаями, а в небе они кажутся черной тучей.

Сова . Красивый ночной хищник. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их истребляли.

Соловей . Птица, знаменитая своим пением, а с виду ничем не примечательная.

Страус . Большая африканская птица, летать не умеет, но бегает очень быстро.

Удод . Носит на голове хохолок из перьев, раскрывающийся наподобие веера.

А как называется птичий домик? Гнездо – это птичий клад, он надежно спрятан в траве, листьях или среди камней. Яйца в нем – как горстка сияющих драгоценностей. Одним отличается птичий клад от настоящего: его нельзя трогать. Только нетронутый, только ненайденный принесет он радость.

А сейчас вам задания:

1. Сосчитайте, сколько яиц в гнездах. 2. Сложите целое яйцо из скорлупок. 3. Разложите нарисованные гнезда с яйцами по величине, от самого маленького до самого большого.

(Показ фотографии скворечника.)
А вот этот домик вам знаком? Как он называется? Кто его сделал? А кто в нем живет? Оказывается, в скворечнике может жить не только скворец. Домики для птиц сооружают давно. Раньше их делали из прутьев, соломы, бересты. А теперь чаще всего из досок и фанеры. И первыми эти домики обживают обычно скворцы. Вот почему называют все домики для птиц скворечниками, хотя живут в них самые разные птицы.

Если скворечник висит в большом саду, то в нем может поселиться удод, нарядная птица с высоким пестрым хохолком. «Удод – Удод!» - кричит он, за что его и назвали так.

Если сделать скворечник побольше и повесить его повыше на дерево, то в таком домике поселятся галки. И выведут здесь своих галчат.

В парке или в лесу разыщет скворечник большой пестрый дятел. Если вход в птичий домик покажется ему слишком узким, то дятел быстро расширит его острым клювом.

В скворечнике, у которого леток (вход) побольше, может поселиться и небольшая сова-сплюшка. Сплюшка охотится по ночам за ночными насекомыми. «Сплю-сплю!» - покрикивает сплюшка вечером. За это и назвали ее сплюшкой.

Любят жить в скворечниках и воробьи. Здесь они и птенцов выведут и зимой от морозов спрячутся. Но вот беда – вернутся домой скворцы и тут же выставят из своего домика воробьев. Прогонят скворцы из своего скворечника и других птиц, что поменьше, послабей. Вот почему для маленьких птичек делают специальные домики – синичники. Синичник меньше скворечника, а главное, вход у него поуже. Скворцу в синичник никак не забраться, а вот синицы и другие маленькие птицы чувствуют здесь себя спокойно. Приглянется синичник и горихвостке, птичке с ярко-рыжим хвостиком. В парке или в лесу отыщет синичник занятная птица поползень. Она удивительна тем, что умеет ловко бегать по стволу вниз головой. Подойдет синичник и пищухе. Прозвали ее пищухой за жалобный голосок.

Взгляните и скажите какой из этих домиков скворечник, а какой – синичник? Почему вы так решили?

А теперь задание командам: собрать из деталей скворечник и сделать аппликацию.

Но далеко не все птицы живут в скворечниках. Есть птицы, которые живут возле воды или на воде. Назовите их. (Утки, цапли, аисты, пеликаны, чайки, нырки, лебеди, фламинго, бакланы.) А есть птицы, предпочитающие жить в городе. Можете их назвать? (Воробьи, голуби, вороны, грачи, синицы.) Еще есть лесные птицы. Приведите примеры таких птиц. (Дятел, филин, тетерев, сова.)

Сейчас каждая из команд получит картинку. Если на ней нарисован лес, то вы берете себе только лесных птиц; если город – городских, если водоем – водоплавающих птиц. (Дети отбирают нужные картинки из множества изображений разных птиц.)

Вы знаете, что есть птицы певчие. Это какие птицы? Почему их называют певчими? (Соловей, жаворонок, щегол.)

Физминутка «Аист»

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. - Топай правою ногой, - Топай левою ногой И тогда придешь домой. Снова – правою ногой, Снова левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придешь домой.

Конкурс

Прилетел как-то Аист на озеро завтракать. Сел на берегу и думает: «Вон как лягушки распелись. Неужели я хуже их? Дай-ка попробую спеть. Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой об другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.

А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я! Да ведь и аист не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает».


Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошел по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бу-бумм!» - словно бык проревел.

Вот так песня! – подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. – Инструмент-то у меня найдется: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?


Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь.

Внимание, задание. Сымитируйте движения и пение птицы, так, чтобы все догадались, какая это птица (голубь, воробей, ворона…).

А знаете ли вы, что птицы бывают помощниками у животных.

1. Нет покоя жирафу от слепней, мух, москитов. Маленькие цапли ходят по спине и длинной шее жирафа и склевывают насекомых.

2. Маленькие кулички бесстрашно забегают в раскрытую пасть крокодила. Здесь они выискивают кусочки мяса. Куличкам еда, а крокодилу – чистые зубы.

3. Живут в Африке барсук-медоед и птичка – медоуказчик. Найдет птичка гнездо диких пчел и летит к медоеду, кричит, путь указывает. Медоед полакомится медом, соты разбросает. А медоуказчику лучшей еды, чем воск, не надо.

Не только животным, но и растениям помогают птицы.

1. Есть жаркие страны, где цветы опыляют крошечные птички колибри. Подлетит колибри к цветку за сладким соком и опылит цветок пыльцой, которую на перьях с других цветков принесла. Колибри самая маленькая птица в мире.

2. Осенью сойки заготавливают на зиму желуди, орехи, разные семена. Да не все свои кладовые потом находят. Весной желуди и орехи прорастают. Так сойки помогают деревьям расселяться в новые места.

3. Жуки-древоточцы губят дерево. Дятлы – лесные санитары – сильными клювами раздолбят гнилое место на дереве и очистят его от жуков.

Пальчиковая гимнастика "Жаворонок"

Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе поем: «цир-лир-лир-лю-лю, цир-лю-лю-люююю».

Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И поет, поет, поет.

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Задание «Птичья мозаика»

Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу. (Дидактическая игра «Сложи картинку»).

Задание «Одень меня»

У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части (красные ноги аиста, красную шапочку дятла, красную грудку снегиря…)

Викторина

- А сейчас викторина – конкурс вопросов. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь) 2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица) 3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин) 4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел) 5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля) 6. Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень) 7. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка) 8. Как называется птичий дом? 9. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин) 10. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус) 11. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри) 12. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей) 13. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока) 14. Как называют домик для птиц, сделанный человеком? 15. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь) 16. У кого из птиц красивый хвост и некрасивый голос? (Павлин) 17. Птица, неуклюжая на берегу и красавица на воде. (Лебедь) 18. Как зовут птицу с высоким хохолком, которая кричит: «Удод-удод»?

(Воспитатель производит подсчет фишек и объявляет результаты конкурса.)

Остальные команды еще могут догнать и перегнать лидера, потому что впереди – конкурс загадок.

Конкурс загадок о птицах

Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червячков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. В серой шубке перовой И в морозы я герой. (Воробей) Это старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это... (Цапля) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это?.. (Соловей) Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин. (Журавли) Угадайте, что за птица: Света яркого боится, клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова. Это … (Сова) В синем небе голосок Будто крохотный звонок. Хочет – прямо полетит, Хочет – в воздухе висит, Камнем падает с высот И в полях поет, поет. (Жаворонок) Зимой на ветках яблоки! Скорей же, собери! И вдруг – вспорхнули яблоки. Ведь это … (Снегири) Верещунья, белобока, И зовут ее … (Сорока) Ношу серенький жилет, Но у крыльев - черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: «Карр! Карр! Карр!» Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? .. (Ворона)

Воспитатель подводит итоги последнего конкурса и всего занятия

Наталия Долматова
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Что такое природа»

Тема: «Что такое природа?»

Цель: расширить знание детей о живой и неживой природе.

Задачи: Продолжать учить детей отличать объекты живой природы от объектов неживой

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек

часть природы/.

Учить детей отличать природные объекты от искусственных /созданных

человеком/.

Вызвать интерес к природе и к проблеме её охраны.

Словарная работа: обогащение словаря: мудрость, искусственные объекты /не природа/;

активизация словаря: живая и неживая природа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение литературы о природе,

наблюдения, дидактическая игра «Ромашка».

Методические приёмы: художественное слово, беседа, сравнения, показ иллюстраций,

Оборудование: интерактивная доска, фото - слайды с изображением природы, экологические знаки, фото-слайды с изображением муравья и божьей коровки, Д/и «Ромашка».

1. -Ребята, вы любите гулять в лесу, в парке, на лугу?

А кто из вас отдыхал на море?

Кто отдыхал в горах?

Что вам больше всего понравилось?

Ребята, как вы думаете, что такое природа?

Природа-это реки, моря, озёра, леса и поля, небо и солнце, почва и воздух, и всё живое.

Ребята, а вы знаете, что человек - тоже часть природы и самая маленькая букашка-это тоже часть природы.

Я вам прочитаю стихотворение русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, а вы внимательно послушайте.

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворён,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоён.

Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (стихотворение о красоте природы).

Ребята, посмотрите внимательно на экран и скажите, что вы видите на экране, на экране (на экране фото-слайды природы).

Природа.

А как бы вы назвали эти изображения?»

Я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь отгадать.

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать-

На землю падает опять. (Вода).

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут-

А я всё терплю

И всем добром плачу. (земля, почва).

Голубой платок,

Красный колобок, По платку катается,

Людям улыбается. (Небо, солнце).

В густом лесу, под ёлками,

Осыпанный листвой

Лежит клубок с иголками

Колючий и живой. (Еж).

Стоят два дуба.

На дубах - бочка,

На бочке - кочка,

На кочке – лес. (Человек).

Много рук нога одна. (Дерево).

Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки.

А что вы ещё видите на экране? (дети называют объекты живой и неживой природы).

Ребята, скажите, что относится к живой природе? (животные, растения, всё то, что растёт, дышит, питается и размножается).

А что относится к неживой природе? (солнце, камни, вода, почва).

Скажите, почему вы не видите на экране изображение домов, машин, заборов, заводов?/ если дети будут затрудняться с ответом, помочь/

Все то, что сделано руками человека, мы не можем называть природой.

И так, природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека, даже из природного материала. Например: деревянный стульчик сделан из природного материала дерева, но он сделан руками человека и стульчик природой не является. Машина сделана руками человека - это не природа. А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это природа. Верблюда и лошадь человек просто приручил, сделала их домашними животными, они и без человека существовали в природе. Верблюд и лошадь питаются, дышат у них бывают детеныши. А машину человек сделал сам. Машина не дышит, у нее не бывает детенышей. Человек часто придумывает вещи, которые похожи на природные объекты. Например: вертолет похож на кого?

Стрекозу.

Подводная лодка на кого похожа?

На кита.

2. Физ. минутка.

Солнце спит и небо спит, (ладони к левой щеке, к правой щеке)

Даже ветер не шумит. (качаем поднятыми вверх руками)

Рано утром солнце встало, (подняли руки вверх, потянулись)

Все лучи свои послало. (качаем поднятыми вверх руками)

Вдруг повеял ветерок, (помахали руками вверх-вниз)

Небо тучей заволок. (закрыли руками лицо)

И деревья раскачал. (качание туловища влево - вправо)

Дождь по крышам застучал, (прыжки на месте)

Барабанит дождь по крыша (хлопки в ладоши)

Солнце клонится все ниже. (наклоны вперед)

Вот и спряталось за тучи, (приседаем)

Ни один не виден лучик. (встали, спрятали руки за спину)

3. - Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Победит тот, кто правильно укажет, из чего изготовлены необходимые человеку вещи и к чему они относятся. На доске вокруг желтой серединки прикреплены белые лепестки ромашки, на обратной стороне которых изображены объекты живой и не живой природы и не природы. Дети по очереди отрывают лепестки. Я задаю вопросы:

Что изображено на лепестке?

Из чего оно сделано?

К чему относится данный объект? (ребенок, давший наибольшее количество полных ответов, награждается открыткой с изображением растения или животного).

4. - Ребята, природа радует человека своей красотой! Любуясь красотой природы человек, становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правильности.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У природы круглый год

Обучатся нужно.

Нас деревьях всех пород,

Весь большой лесной народ,

Учат крепкой дружбе.

Ребята, чему учит нас природа?

А как вы думаете, природа нуждается нашей дружбе?

Нуждается.

(Показать экологические знаки и обсудить с детьми значение знаков).

Люди должны жить в дружбе с природой, беречь все, что есть на земле! Никого не обижать, никому не причинять зла. А ведь многие не задумываются над этим.

Ребята, вам знакомы эти насекомые?/ показываю картинки с изображением божьей коровки и муравья/

Ребята, скажите они красивые?- Кто держал их в руках?

А знаете ли вы, что такие маленькие насекомые приносят большую пользу природе, но часто страдают из-за неразумного любопытства человека.

Давайте дадим друг другу слово никогда не ловить насекомых, а только наблюдать за ними и любоваться, не причиняя им вреда. Не ломать деревья и кустарники. Помогать зимой птицам.

Вы хотите ребята, стать защитниками природа?

Тогда давайте дадим клятву:

Ты дружок смотри не подкачай

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай не птахи, не сверчка,

Не покупай для бабочки сачка,

Люби цветы, леса, простор полей –

Все, что зовется

Родиной твоей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в средней группе «Красная книга» Занятие по ознакомлению с миром природы в средней группе Красная книга как средство воспитания бережного, внимательного отношения детей.

«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия в первой младшей группе по ознакомлению с миром природы Интегративные задачи: - расширить и закрепить знания детей о жизни диких животных зимой (лиса, заяц, медведь); - сформировать умение выделять.

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса» Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Деревья хвойного леса». Цель: создание условий для уточнения и закрепления.

Конспект ОД «Познавательное развитие» ознакомление с миром природы в старшей группе. «Путешествие в мир природы» Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с миром природы. Конспект по экологии «Цветочный город» Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе «Весна» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в младшей группе на тему "Весна". Цель: повторить признаки весны, формировать развитие.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Наблюдение за котёнком» Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во 2 младшей группе «Наблюдение за котёнком». Цель: Знакомство детей с живым объектом.

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы во второй младшей группе «Путешествие в сказку Колобок» Цель: -Продолжить формировать представления у детей о животных, живущих в лесу (лиса, заяц, медведь, волк). -Познакомить с их повадками,.

Конспект занятия по ознакомлению с природным миром во второй младшей группе «У природы есть друзья - это мы, и ты» В группу входит Лесная Фея: Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки (Здороваются) Я пришла вас попросить о помощи Воспитатель: Что.

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старшей группе Конспект занятия Тема: «Что случилось с рекой?» Задачи: 1. Учить устанавливать причинно – следственные связи: к чему ведет небрежное отношение.

Библиотека изображений:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в средней группе
на тему: "Животные"
Цель:
1. Закрепить названия домашних и диких животных, их детенышей.
2. Развивать слуховое внимание, закреплять и различать на слух
звукоподражания домашних животных.
3. Помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его
вместе с воспитателем.
4. Учить детей произносить слова отчетливо.
5. Активизировать словарь, закреплять умение соотносить названия
знакомых предметов с изображением.
6. Воспитывать внимание, настойчивость в выполнении заданий.
7. Учить детей умению слышать друг друга, говорить по очереди,
развивать доброжелательное отношение друг к другу;
Материал:
коврик, животные (корова, коза, овца, свинья, кошка, собака, лошадь, курица,
гусь, утка, лиса, волк, заяц, медведь), деревья, забор, “Волшебный мешочек”,
набор карточек “Животные и детеныши”, поднос, свеча, зажигалка, волшебная
палочка,
Ход занятия
Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами на нашем занятии повторим все, что мы
учили про животных. Наше занятие мы начнем с физкультминутки “На
водопой”.
Жарким днем лесной тропой
(Дети спокойно идут по кругу друг за
другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой­лосихой топал
лосёнок,
За мамой­лисицей крался
лисенок,
За мамой­ежихой катился
ежонок,
За мамой­медведицей шел
медвежонок,
(Идут громко топая.)
(Крадутся на носочках.)
(Приседают, медленно двигаются вперед.)
(Идут вперевалку.)
За мамою­белкой скакали
(Скачут вприсядку.)

бельчата,
За мамой­зайчихой – косые
зайчата,
(Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат,
(Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят.
(Лицом в круг, делают движения языком –
“лакают”.)
Дети садятся в круг. Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с
другом. Дети здороваются, передавая по кругу колокольчик.
После приветствия воспитатель просит ребенка принести коврик и раскатать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется “Кто
как подает голос”.
Беседа сопровождается показом игрушек. Детям нужно имитировать голос
так, как кричит изображаемое животное, птица.
Воспитатель: Посмотрите, к нам сегодня пришли в гости животные (корова,
коза, овца, кошка, собака, свинья, лошадь, курица, гусь, утка, лиса, волк, заяц,
медведь), они тоже хотят с вами поздороваться. Воспитатель достает из
корзины кошку, собаку, козу, овцу, свинью, лошадь, курицу, гуся, утку,
корову и по одной игрушке показывает детям.
­ Кто это? (кошка)
­ Как она с нами поздоровается? (мяу)
­ А кто это? (собака)
­ А как с нами поздоровается собака? (гав)
и т.д.
­ Где живет кошка? (дома)
­ Где живет собака? и т.д.
­ Кто кормит этих животных их и ухаживает за ними? (люди)
­ Как мы называем этих животных? (Правильно, это домашние животные).
Воспитатель ставит рядом с животными забор.
Дальше из корзины воспитатель достает волка, лису, зайца, медведя.
­ Кто это? (лиса) и т.д.
­ Где живут эти звери? (Все эти животные живут в лесу)
Поставить рядом с ними деревья.
­ Кто заботится о них и кормит? (Они сами добывают себе пищу)
Этих животных мы называем … (дикие).
­ Что любит есть медведь? (мед, малину, ловит рыбу в реке)
­ Что любит кушать заяц? (морковь, капусту, травку)
­ Что любит лиса? (может поймать мышку или зайчика)
Еще раз повторить.
Лиса, волк, медведь, заяц – дикие животные.

Кошка, собака, корова, коза, овца, лошадь, свинья, курица, гусь, утка, – это
домашние животные.
Воспитатель: Посмотрите, что это такое? Это “Волшебный мешочек” и в нем
кто­то спрятался. Вы слышите? В нашем “Волшебном мешочке” спрятались
какие­то животные, и они хотят, чтобы вы отгадали, кто это?
Воспитатель загадывает загадку (описывает животное), а дети отгадывают кто
это.
­ Это домашнее животное, любит молоко, шерстка пушистая, мягкие лапки, а
в лапках царапки. Кто это? (кошка)
­ Это домашнее животное, охраняет дом, любит своих хозяев.
С хозяином дружит,
Дом сторожит, на чужих лает,
В свой дом не пускает.
Кто это? (собака)
­ Зернышко клюет, деток зовет: “Ко­ко­ко, не ходите далеко!” Кто это?
(курица)
­ Зимой белый, летом серый. Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц)
Молодцы! Вы справились с этим заданием. Посмотрите, кто к нам еще
сегодня в гости пришел.
Перед детьми на подносе три животных (корова, медведь, свинья). Они тоже
хотят с вами поиграть. Корова, медведь и свинья предлагают вам определить,
кто же из вас самый внимательный.
Дети закрывают глаза, педагог убирает одну игрушку, а дети должны назвать
какой игрушки не стало.
А сейчас я вам предлагаю поработать с материалом:
 “Животные и детеныши”;
 “Домашние животные”;
 “Дикие животные”;
 “Животные на липучке”;
 “Дикие и домашние животные”
 “Подбери пары”.
После того, как дети поработают самостоятельно с материалом, воспитатель
включает музыку, дети убирают материал на место и садятся на коврик в
круг.
Воспитатель: К нам в гости пришли животные со своими детками. Я вам буду
показывать картинку, а вы будете называть кто это.
Воспитатель показывает карточку животного с детенышем, а дети называют
кто это (собака со щенком, корова с теленком, коза с козленком, лошадь с
жеребенком, свинья с поросенком).
Посмотрите, кто это? (Это кошка с котенком)
Мы с вами сегодня хорошо занимались и устали, давайте отдохнем и
посмотрим на свечку.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!