Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Парогенератор фау 2 технические характеристика. Ракеты ФАУ — «оружие возмездия

Забрасываемый вес 1000 кг Вид топлива этиловый спирт и жидкий кислород Максимальная дальность 320 км Тип головной части моноблочная, неядерная, неотделяемая, масса 1 т. Количество боевых блоков 1 Мощность заряда 800 кг Аммотол Система управления автономная, инерциальная Способ базирования стационарный наземный стартовый стол, мобильная установка

История запусков

Состояние приостановлены Места запуска Полигон Дазенхау / Полигон Маас Первый запуск март

Первая ступень

Маршевый двигатель ЖРД Тяга 270 кН Горючее 75 % этиловый спирт Окислитель жидкий кислород

Первый старт состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Применялась с целью запугивания, поражая в основном мирное население (погибло около 2700 человек , обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон). Военная значимость ракеты Фау-2 была ничтожной .

Ракета являлась одноступенчатой, имела жидкостный ракетный двигатель , стартовала вертикально, на активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления, оснащённая программным механизмом и приборами для измерения скорости. Максимальная скорость полёта - до 1700 м/с (6120 км/ч), дальность полёта достигала 320 км , высота траектории - 100 км. Боевая часть вмещала до 800 кг аммотола . Средняя стоимость - 119 600 рейхсмарок .

«Фау-2» является первым в истории объектом, совершившим .

После войны являлась прототипом для разработки первых баллистических ракет в США , СССР и других странах.

История

Снимок площадки со стартовым столом и двумя «Фау 2» в горизонтальном положении, 23 июня 1943.

Конструкция

Развёртывание

С момента создания Фау-2 в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстро испаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное - сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера. испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу, было начато строительство нескольких гигантских заглубленных бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб Tallboy , падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.

«Фау-2» на транспортно-установочной тележке Meilerwagen

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров, Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска Фау-2 был разработан установщик, называемый мейлерваген , который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Боевое применение

Поскольку мы впоследствии выпускали по девятьсот больших наступательных ракет каждый месяц, то вполне могли бы производить ежемесячно несколько тысяч этих меньших по размерам и стоимости ракет. Я и сейчас думаю, что с помощью этих ракет в сочетании с реактивными истребителями мы, с весны 1944 года успешно защищали бы нашу промышленность от вражеских бомбардировок, но Гитлер, «одержимый жаждой мести, решил использовать новые ракеты для обстрела Англии».

Ракета «Фау-2» выставленная на Гроенплац (Groenplaats) в Антверпене

Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу . На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe ). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).

Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

Об эффективности применения Фау-2 - там же, c. 463

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн находился концентрационный лагерь Дора , поставлявший заводу рабов. Производство этих ракет унесло больше жизней, чем сами ракетные удары - в лагере нашли зарытыми 25 тыс. трупов, ещё 5 тыс. человек было расстреляно перед наступлением американской армии.

На основе «Фау-2» разрабатывался проект двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты A-9/A-10 с дальностью полёта 5000 км. Её предполагалось использовать для поражения крупных объектов и деморализации населения на территории США . Однако доведение ракеты до боевого применения к моменту поражения нацистской Германии так и не состоялось.

После войны

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . После войны, из Германии в США в разобраном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946-1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal , развитие линии Фау-2 в США было ограничено.

Значение в освоении космоса

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров .

С запуска трофейных , а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе конструкции «Фау-2».

Тактико-технические характеристики

Жидкостный ракетный двигатель работал на 75 % этиловом спирте (около 4 тонн) и жидком кислороде (около 5 тонн) и развивал тягу до 270 кН , обеспечивая максимальную скорость полёта до 1700 м/с (6120 км/ч). Дальность полёта достигала 320 км , высота траектории до 100 км. Боевая часть, содержащая до 830 кг аммотола , размещалась в головном отсеке. Основные параметры ракеты приведены в таблице ниже:

Общая длина ракеты, мм 14 030
Диаметр корпуса, мм 1650
Диаметр по стабилизаторам, мм 3558
Масса незаправленной ракеты с боевой частью, кг 4000
Масса стартовая, кг 12 500
Количество расходуемых
веществ
масса спирта (75%), кг 3900
масса жидкого кислорода , кг 5000
масса перекиси водорода , кг 175
масса перманганата натрия, кг 14
масса сжатого воздуха , кг 17
Расход топлива, кг/с 127
Пропорция смеси (спирт/кислород) 0,81
Тяга двигателя на старте, кг 25 000
Ускорение на старте, g 0,9
Температура в камере сгорания, °C ~2700
Давление в камере сгорания, атм. 15,45
Давление зажигания (сверх давления в камере сгорания), атм. 2,4
Скорость истечения топлива, м/с 2050
Время набора скорости звука, с 25
Время работы двигателя, с 65
Тяга перед отсечкой топлива, кг 4200
Ускорение перед отсечкой топлива, g 5
Скорость ракеты в конце работы двигателя, м/с 1450
Координаты ракеты к моменту
отсечки подачи топлива
по высоте, км 25
по горизонтали, км 20
Дальность стрельбы практическая, км 250
Дальность стрельбы максимальная, км 320
Высшая точка траектории, км 70
Скорость падения (у земли), м/с 450
Масса головной части, кг 1000
Масса взрывчатого вещества, кг 730-830
Действие у цели
при тротиловом снаряжении
диаметр воронки, м 25-30
глубина воронки, м 15
Отклонение от цели по проекту (КВО), км 0,5-1 (0,002–0,003 от дальности )
реализовано, км ±10-20
по результатам отстрела в 1947 году
11 ракет собранных в СССР, км
±5
  • Вскоре после войны англичане продемонстрировали запуск ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства советский специалист С. Королёв также присутствовал на этом пуске (под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии).

См. также

Примечания

Источники

Литература

  • Tracy Dungan . V-2: A Combat History of the First Ballistic Missile. Westholme Publishing () , ISBN 1-59416-012-0 (англ.)
  • Вальтер Дорнбергер . ФАУ-2. Сверхоружие Третьего рейха - . ISBN 5-9524-1444-3 (рус.)
  • Альберт Шпеер . Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки. Секретное оружие и СС)
  • Хвощин В., Каневский А. Тайны ракеты Фау-2. «Чудо-оружие» нацистской Германии (рус.) // Крылья Родины . - М ., 1998. - № 05. - С. 16-20. -

Правообладатель иллюстрации Getty

В сентябре исполняется 70 лет со дня первой германской атаки на Лондон с применением ракет Фау-2. Как выяснил корреспондент , немецкие технологии времен Второй мировой войны до сих пор используются в ракетостроении.

Как-то солнечным утром в сентябре 1944 г. мой отец, тогда еще подросток, ждал поезда на вокзале городка Кромер на восточном побережье Англии. Стояла чудесная ясная погода. С платформы, расположенной высоко над городом, можно было разглядеть берег оккупированной немцами Голландии по ту сторону спокойного Северного моря.

"Вдруг я заметил на горизонте три черточки, поднимавшиеся в небо и исчезавшие в стратосфере, - вспоминал отец. – Я уверен, что это взлетали ракеты Фау-2, но где они тогда упали, мне неизвестно".

Фау-2 стартовали с мобильных пусковых установок. Каждая 14-метровая ракета несла заряд взрывчатки массой в 900 килограммов. Первая Фау-2 упала на Лондон 8 сентября 1944 г. Она оставила после себя воронку диаметром 10 метров, убила троих и ранила 22 человека.

В отличие от традиционных самолетов и от своего предшественника – самолета-снаряда Фау-1, - ракета Фау-2 представляла собой принципиально новый вид вооружения. Время полета до цели составляло не более пяти минут, и системы оповещения не успевали на нее среагировать. Ракеты падали на ничего не подозревавшие Лондон, Норидж, Париж, Лилль и Антверпен. Фау (немецкое произношение буквы V) обозначало Vergeltungswaffen, то есть "оружие возмездия". Ракета Фау-2 стала последней и отчаянной попыткой Германии повернуть ход войны в свою пользу.

Через какое-то время после того как мой отец стал свидетелем запуска Фау-2, он чудом избежал последствий ракетного удара, который застал его в ожидании поезда метро на наземной станции Куинз Парк в северном Лондоне.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption В 1945 году после окончания войны убийцу лондонцев Фау-2 выставили на всеобщее обозрение на Трафальгарской площади

"Внезапно на дороге неподалеку раздался громкий хлопок, и в воздух поднялось огромное облако обломков, - рассказывал он. - Фау-2 была оружием устрашения. Ракеты сыпались с неба внезапно, безо всякого предупреждения".

В ходе Второй мировой войны по одной лишь Англии было выпущено свыше 1300 единиц Фау-2. По мере продвижения союзнических войск вглубь континента Германия начала подвергать ракетным ударам Бельгию и Францию.

Разработка ценою в тысячи жизней

Точных данных об общем количестве жертв Фау-2 не существует, но предполагается, что их было несколько тысяч. В одной только Великобритании от ракетных ударов погибло 2724 человека. Впрочем, сама программа производства Фау-2 унесла гораздо больше жизней – по крайней мере 20 тыс.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Сцена разрушений на лондонской Фаррингдон Роуд после падения туда Фау-2, 1945 год

"Об этом факте зачастую несправедливо забывают, - говорит Дуг Миллард, специалист по истории ракетостроения и куратор экспозиции космической техники лондонского Музея науки , в главном выставочном зале которого размещен экземпляр Фау-2. – Ракеты строились ценой множества человеческих жизней, ведь нацисты использовали рабский труд узников концлагерей".

Пленные трудились на круглосуточно работавшей подземной фабрике под названием Миттельверк неподалеку от концентрационного лагеря Бухенвальд в центральной Германии. Многих узников, владевших необходимыми техническими навыками – например, сварщиков – свозили и из других лагерей. Условия их существования были ужасающими – людей держали без солнечного света, в антисанитарии, они голодали и недосыпали. Имелись случаи убийства пленных за попытку саботировать работы. По свидетельствам очевидцев, провинившихся вешали на кранах сборочных линий.

Несмотря на соучастие в поддержании нечеловеческих условий содержания работников фабрики Миттельверк, создатель Фау-2 Вернер фон Браун вошел в историю как гений ракетостроения. Союзники признали, что ракета Фау-2 технологически превосходит их собственные разработки.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 км

Благодаря мощному двигателю, Фау-2 была способна преодолеть расстояние около 190 км при крейсерской высоте полета свыше 80 км. Двигатель, работавший на этаноле и жидком кислороде, представлял собой принципиально новое слово в ракетной технике. Фактически Фау-2 стала первой в мире космической ракетой.

"Небольшие ракеты строили начиная с 1930-х гг., но Фау-2 была гораздо крупнее и обладала большей дальностью, - говорит Миллард. – Она вывела ракетостроение на качественно новый уровень".

Революционные технологии

Одним из наиболее революционных технологических решений, примененных на Фау-2, стала автоматическая система наведения, не требовавшая постоянного целеуказания с земли. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета. Любое отклонение от заданной траектории выправлялось рулями на боковых стабилизаторах.

Неудивительно, что после окончания войны США, СССР и Британия поспешили завладеть технологией создания Фау-2. Фон Браун, не захотевший работать на Сталина, сдался в плен американцам. А Советскому Союзу достались фабрика по производству ракет и испытательный полигон.

"И американские, и советские специалисты разобрали Фау-2 по винтику, чтобы понять принцип ее работы, - отмечает Миллард. – Советский Союз в результате создал точную копию ракеты. Американцы же забрали несколько экземпляров в США, где использовали их для высокоатмосферных экспериментов".

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Немец Вернер фон Браун (крайний справа) среди американских ученых-ракетчиков

Впрочем, в США понимали, что техника вторична в сравнении с гением, создавшим ее. Американцы заполучили фон Брауна. И хотя военным приоритетом Вашингтона стала разработка межконтинентальных баллистических ракет, германский инженер получил возможность параллельно заниматься своей давней мечтой о полетах в космос.

"Вскоре, по заказу армии США, фон Браун приступил к разработке ракеты "Редстоун", которая являлась модификацией Фау-2, - говорит Миллард. – Вариант "Редстоуна" использовали в 1961 г. для запуска в космос первого американского астронавта Алана Шепарда".

Наследие Фау-2

Таким образом, нетрудно проследить прямую связь между ракетой Фау-2, создававшейся при помощи рабского труда военнопленных, запускавшейся по целям из оккупированной нацистами Европы, и первым американским пилотируемым полетом в космос.

"Технология Фау-2, впоследствии позволившая американцам отправиться к Луне, разрабатывалась ценой огромных ресурсов, в том числе и человеческих жизней", - подчеркивает Миллард.

Можно ли было высадить человека на Луне, не прибегая к помощи гитлеровского оружия? Вероятно, да, но на это потребовалось бы гораздо больше времени. Как и в случае со многими другими инновациями, война подстегнула работу над ракетными технологиями и ускорила наступление космической эры.

Фундаментальные принципы, лежащие в основе ракетной техники, не претерпели существенных изменений за 70 лет. Конструкция ракетных двигателей остается той же, большинство из них работает на жидком топливе, а в бортовых системах управления по-прежнему применяются гироскопы. Все эти решения были впервые внедрены на Фау-2.

Сам того не подозревая, сентябрьским днем 1944 года мой отец стал свидетелем начала космической эры. "Ракетная техника не сильно изменилась с тех пор, - говорит Миллард. – В этом смысле мы все еще живем в эпоху Фау-2".

Правообладатель иллюстрации Google

3 октября 1942 года на полигоне Пенемюнде (ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на острове Узедом Балтийского моря на северо-востоке Германии) был произведён третий (но первый успешный ) испытательный запуск ракеты «Фау-2» A-4 »). Это была четвёртая по порядку постройки ракета А-4. Она пролетела 192 км . и достигла высоты 90 км . Двигатель и система управления ракеты впервые проработали сравнительно нормально, хотя ракета и не смогла поразить цели из-за неполадок в системе наведения .

«Фау-2 » (от нем. V-2 - Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия; другое название - нем. А-4 - Aggregat-4) - первая в мире баллистическая ракета дальнего действия класса «земля-земля», разработанная немецким конструктором Вернером фон Брауном и принятая на вооружение Вермахта в конце Второй мировой войны.

Вернер фон Браун

Внешне ракета Фау-2 имела классическую для ракеты, веретенообразную форму , с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами (рулями ).

Ракета являлась одноступенчатой , имела длину 14 м ., диаметр корпуса - 1,65 м . (диаметр по стабилизаторам – 3,6 м .), стартовую массу 12,8 тонн , которая складывалась из массы конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг .), массы компонентов топлива (8760 кг . – около 4-х тонн 75% этилового спирта и около 5 тонн жидкого кислорода ) и массы боевого заряда (980 кг .). В ракете использовались 175 кг . перекиси водорода, 14 кг . перманганата натрия, и 17 кг . сжатого воздуха. Фау-2 состояла из более 30000 отдельных деталей, а длина проводов её электрического оборудования превышала 35 км .

1 .Головной взрыватель
2 .Взрывная трубка
3 .Боевая головка (масса 975 кг)
4 .Основной электрический взрыватель
5 .Отсек из фанеры
6 .Баллоны с азотом
7 .Силовой набор
8 .Бак с этиловым спиртом и водой. Максимальная масса 4170 кг.
9 .Спиртовой клапан
10 .Бак жидкого кислорода. Максимальная масса 5530 кг.
11 .Изолированный трубопровод для подачи этилового спирта
12 .Силовой элемент
13 .Турбонасос
14 .Выхлоп турбины
15 .Труба горючего для регенеративного охлаждения камеры сгорания
16 .Главный клапан горючего
17 .Камера сгорания. Тяга 25 000 кгс.
18 .Главный клапан жидкого кислорода
19 .Графитовый газовый руль (4 шт.)
20 .Аэродинамический руль (4 шт.)
21 .Антенна
22 .Парогенератор для привода насосов
23 .Бак перекиси водорода. Максимальная масса 170 кг.
24 .Изоляция из стекловаты.
25 .Оборудование системы управления и радиоконтроля
26 .Отсек приборов

Ракета была оснащена жидкостным реактивным двигателем , работавшим на 75%-ом этиловом спирте и жидком кислороде . Оба компонента топлива подавались в двигатель двумя мощными центробежными турбонасосами Вальтера , которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор , баки с перекисью водорода , батарея из семи баллонов со сжатым воздухом . Мощность двигателя составляла 730 л.с. , скорость истечения газов из сопла достигала 2050 м/с ., температура в камере сгорания - 2700°C , давление в камере сгорания – 15,45 атм . Расход топлива составлял 127 кг/сек . Двигатель мог работать 60-70 секунд , развивая тягу в 27500 кгс . и придавая ракете скорость, в несколько раз превышающую скорость звука - до 1700 м/с (6120 км/ч ). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9g , а перед отсечкой топлива – 5g . Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полёта. Дальность полёта достигала 320 км ., высота траектории - до 100 км ., причём на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла 20 км ., высота – 25 км . (далее ракета летела по инерции):

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение ) составляло по проекту 0,5-1 км . (0,002 – 0,003 от дальности), но в реальности было 10-20 км . (0,03 – 0,06 от дальности).

В качестве взрывчатки в боевой части применялся аммотол (смесь аммиачной селитры и тротила в различных пропорциях от 80/20 до 50/50) из-за его устойчивости к вибрации и высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов при трении об атмосферу. Боевая часть вмещала 730 - 830 кг . аммотола (масса всей головной части составляла 1000 кг. ). При падении скорость ракеты составляла 450 – 1100 м/с . Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность - ракета успевала немного углубиться в землю . От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м . и глубиной 15 м .

Средняя стоимость одной ракеты составляла 119 600 рейхсмарок .

Технологически ракета была поделена на 4 отсека : боевой , приборный , баковый (топливный) и хвостовой . Такое разделение диктовалось условиями транспортировки .

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм. , общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм ., снаряжался аммотолом. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель . От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу , полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование .

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75% водный раствор этилового спирта) размещалось в верхнем (переднем ) баке. Окислитель - жидкий кислород, заправлялся в нижний (задний ) бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава . В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением равным приблизительно 1,4 атмосферы . Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном ).

В хвостовом отсеке , на силовой раме размещалась двигательная установка . К хвостовому отсеку крепились фланцевыми стыками 4 стабилизатора . Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор , вал , цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка , отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

Ракета могла базироваться как на стационарном наземном стартовом столе, так и на мобильной установке . Стартовала она вертикально . Перед пуском Фау-2 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. На активном участке траектории в действие вступала автономная гироскопическая система управления , имевшая устойчивую платформу, два гироскопа и интегрированный акселерометр . При старте направления контролировалось графитовыми лопастями , которые обтекались выхлопной струёй двигателя (газовые рули ). Во время полёта направление движения ракеты регулировалось аэродинамическими рулями лопастей , которые имели электрогидравлический привод .

Стремление увеличить дальность ракеты Фау-2 привело к проекту установки на ней стреловидных крыльев и увеличенных аэродинамических рулей . Теоретически такая ракета в полёте могла бы планировать на расстояние до 600 км .:

Крылатая ракета А-4b на стартовом столе в Пенемюнде, 1944 год

Два экспериментальных полёта таких крылатых ракет, названных А-4b , были произведены в Пенемюнде в 1944 году . Первый запуск был полностью неудачным. Вторая ракета успешно набрала высоту, однако при входе в атмосферу у нее оторвалось крыло.


Первый испытательный старт Фау-2 состоялся в марте 1942 года , а первый боевой пуск - 8 сентября 1944 года . Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225 . Применялась ракета с целью запугивания, поражая в основном мирное население . Обстрелу подвергалась в основном территория Великобритании , в особенности отличающийся большой площадью город Лондон , а также другие европейские города.

Жертвы Фау-2, Антверпен, 1944 год

Тем не менее, военная значимость Фау-2 была ничтожной . Эффективность боевого применения ракеты была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км . попадало только 50% запущенных ракет) и низкую надёжность (около половины запущенных ракет взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте; во-многом это было обусловлено саботажной деятельностью антифашистского подполья в концлагере, заключённые которого изготавливали ракеты). По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за 7 месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (т.е., от каждой ракеты погибал один или два человека ). Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырёхмоторных бомбардировщиков B-17 Летающая крепость »), пришлось бы использовать 66000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет .


Ракета Фау-2 была первым в истории объектом, совершившим . В первой половине 1944 года , с целью отладки конструкции, был произведен ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным до 67 сек . временем работы двигателя. Высота подъёма при этом достигала 188 километров , что, по современным меркам, считается суборбитальным полётом , поскольку ракета преодолела 100-километровую линию Кармана , принятую как «начало космоса».

Более того, среди определённых кругов популярна гипотеза о первых немецких космонавтах . Она основывается на сведениях о том, что на основе Фау-2 ещё с 1941 - 1942 годов разрабатывался проект 100-тонной управляемой двухступенчатой первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты А-9/А-10 «Amerika-Rakete », или «Projekt Amerika », высотой 25 м ., диаметром 4,15 м ., с дальностью полёта 5000 км . для бомбардировки Нью-Йорка и других городов восточного побережья США:

Вот предполагаемые технические данные этой ракеты:

Чисто технически, впрочем, эта ракета являлась, скорее, сверхзвуковой крылатой , так как её вторая ступень представляла собой крылатый ракетоплан , движущийся не по баллистической а по планирующей траектории. Для наведения на цель головной части ракеты с боеголовкой предполагалось использование в начале и середине полёта - сигнала с радиомаяка , на завершающей части - пилота , который незадолго до цели должен был покидать небольшую кабину на парашюте и приводняться в Атлантическом океане в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой после того как он совершал суборбитальный космический полёт .

Неуправляемый вариант полёта А-9/А-10 . После отделения первой ступени на высоте 60 км . неуправляемая крылатая ракета А-9 достигает скорости в конце активного участка около 10 000 км/ч . После прохождения вершины траектории и возвращения в плотные слои атмосферы с помощью аэродинамических рулей прекращалось пикирование, и последующее движение ракеты происходило в виде серии последовательных погружений в атмосферу . Такая схема полёта позволяла рассеивать в окружающее пространство тепло , выделяющееся вследствие трения ракеты о воздух, и увеличить дальность полёта до 5000 км ., конечно, ценою снижения скорости у цели .

По некоторым встречающимся в литературе данным, крылатая вторая ступень А-9 была испытана несколько раз, начиная с 8 января 1945 года .

Что касается первой ступени - А-10 , то по одним данным она не была доведена, а по другим - ещё в середине 1944 года на ракетодроме Пенемюнде была сооружена стартовая площадка, более крупная нежели для A-4 , которая могла быть использована для пусков А-10.

Есть также сведения о проведении в конце 1944 года операции «Elster » («Сорока ») в Нью-Йорке по обезвреживанию уже проникших немецких агентов , в задачу которых входила установка радиомаяков на небоскрёбах города . Если это так, проект «Amerika-Rakete», возможно, был близок к началу боевого применения. Разворачивание проекта ракетной бомбардировки США полностью, видимо, было уже невозможно, поскольку немецкий ракетный полигон подвергался авианалётам союзников, а затем был занят советскими войсками в начале весны 1945 года .

Если ракеты А-9/А-10 всё-же испытывались и на их борту находились пилоты, то в случае превышения в этих запусках высоты 100 км . они могли считаться первыми космонавтами .

Тем не менее, факт каких-либо существенных работ по программе A9/A10 вызывает сильные сомнения, так как материальных свидетельств какого-либо практического воплощения работ по проекту не существует. Согласно данным проведённого журналом «Техника - молодёжи » расследования, программа не продвинулась далее эскизов и расчётов .


После окончания 2-й мировой войны Фау-2 стала прототипом первых межконтинентальных баллистических ракет в США и СССР и других странах. С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет Фау-2 начинались как некоторые американские , так и советские ракетные и космические программы. Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2 , созданных на основе Фау-2.

11 апреля 1945 года американские войска захватили завод «Миттельверк » в Тюрингии , где обнаружили 54 собранные ракеты. Кроме того, в сборочных цехах находились ещё 35 Фау-2 в той или иной степени готовности.

Фау-2 на сборочной линии завода Миттельверк в горе Конштайн, 3 июля 1945 года

Рядом с заводом по производству ракет, на южном склоне горы Конштайн , в 5 км . от города Нордхаузена находился концентрационный лагерь Дора (Дора-Миттельбау, Нордхаузен) - подразделение лагеря Бухенвальд . Основным предназначением лагеря была организация подземного производства вооружений на заводе Миттельверк, в том числе ракет Фау-2. В лагере заключённые работали в специально прорубленных в горе тоннелях. Это был один из наиболее тяжёлых по режиму лагерей Германии . Тем не менее, в лагере существовало антифашистское подполье , которое организовывало тайный саботаж при изготовлении ракет, благодаря чему около половины всех запущенных Фау-2 не долетели до цели.

После занятия лагеря Дора союзниками, были найдены зарытыми 25000 трупов узников , и ещё 5000 человек было расстреляно перед наступлением американской армии. Таким образом, производство ракет унесло в 10 раз больше жизней, чем сами ракетные удары.

Около 100 захваченных американскими войсками ракет Фау-2 на 16 транспортных судах было отправлено в Америку, где они стали настоящим открытием для американских инженеров. В первые послевоенные годы с помощью Вернера фон Брауна на их базе были созданы первые американские баллистические ракеты: Редстоун, Меркурий, Юпитер , которые сыграли ключевую роль в осуществлении первых космических успехов США :

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes . В 1946-1952 годах армия США осуществили 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, ввиду наличия у США параллельной программы разработки полностью американской серии ракет WAC Corporal, развитие линии Фау-2 в США было ограничено.


Сильное впечатление произвело знакомство с немецкой военной техникой и на советских инженеров . Вот, как писал об этом Б.Е.Черток , направленный в Германию после окончания войны, наряду с другими специалистами по ракетной технике, для знакомства с немецкими трофейными ракетами Фау-2:

«A.M.Исаев, затем я, Н.А.Пилюгин, В.П.Мишин и ещё несколько специалистов были допущены к осмотру секретного немецкого оружия.

Войдя в зал, я сразу увидел грязно-чёрный раструб, из которого торчала нижняя часть туловища Исаева. Он залез с головой через сопло в камеру сгорания и с помощью фонарика рассматривал подробности. Рядом сидел расстроенный Болховитинов.

Я спросил:

- Что это, Виктор Фёдорович?

- Это то, чего не может быть! - последовал ответ.

ЖРД таких размеров в те времена мы себе просто не представляли ».

Однако нашим инженерам удалось в точности повторить немецкую ракету и создать её отечественный аналог Р-1 . Параллельно же с этим аналогом, С.П.Королёв разработал ракету Р-2 , летавшую уже на 600-километровое расстояние. Последним прямым потомком Фау-2 стала и наша ракета Р-5 , ставшая первой отечественной ракетой с ядерным боезарядом :

Прямые потомки Фау-2

Итак, рождение величайшей ракеты 20-го столетия , которая затем стала основой космических ракет , было оплачено тысячами жизней – жителей европейских городов, по которым наносились ракетные удары, узников концлагерей. И в последующие годы ракеты рассматривались сверхдержавами, как средство военного доминирования . Всяческие разговоры о мирных исследовательских космических полётах рассматривались не просто как фантазии , а как вредное отвлечение ресурсов от главной цели – создание средств разрушения, уничтожения, убийства . Только под эти цели «сильные мира сего» считали достойным и необходимым выделение огромных средств. И лишь тем конструкторам, которые являлись космическими мечтателями и сильными личностями в одном лице , таким как С.П.Королёв , Вернер фон Браун , В.П.Глушко и другим удалось направить часть этой воинственной энергии в мирное, исследовательское русло. Наверное, последующие космические исследования искупили собой те жертвы, которые были принесены на первом этапе развития ракетостроения в 20 веке. Или не искупили ?


Часть вывезенных в США Фау-2 применялась для проведения научных исследований .

24 октября 1946 года автоматическая 35-миллиметровая камера, установленная на трофейной ракете Фау-2, запущенной американскими военными инженерами с полигона Уайт-Сэндз (штат Нью-Мексико ), впервые сфотографировала Землю с высоты 65 миль (105 километров ). Вот эти фотографии:

20 февраля 1947 года в США с помощью ракеты Фау-2 в космос по суборбитальной траектории были запущены первые живые существа - плодовые мушки . Было произведено изучение последствий радиационного воздействия на больших высотах.

В 1948 году в США в носовом конусе трофейных ракет Фау-2 были запущены обезьяны-резус - Альберт и Альберт 1 . Во время подготовки к полёту обезьяны трудно привыкали к условиям кабины , плохо поддавались тренировке, иногда у них случались нервные срывы, и тогда они проявляли агрессивность, с которой боролись, погружая животных в состояние наркотического опьянения . После запуска они умерли от удушья . Высота ракеты достигла 63 км .

14 июня 1949 года обезьяна Альберт II была запущена в космос таким же образом. К сожалению, Альберт II тоже умер из-за того, что не раскрылся парашют . Но тем не менее Альберт II стал первой обезьяной в мире попавшей в космос , поскольку взлетел на 133 км.

16 сентября 1949 года А льберт III - яванский макак - погиб на высоте 10,7 километров при взрыве ракеты.

8 декабря 1949 года Альберт IV погиб во время полёта, достигнув высоты 130,6 километров .

31 августа 1950 года мыши Mickey, Mighty, Jerry or Danger , были запущены в космос на борту Фау-2. О том, сколько их осталось в живых не известно.

18 апреля 1951 года обезьяна по прозвищу Альберт V погибла из-за отказа парашюта.

20 сентября 1951 года Yorick , также известный как Альберт VI , вместе с 11 мышами , пролетев 70 км. , стал первой обезьяной, которая выдержала полёт ракеты . Однако, он умер через 2 часа после приземления . Две мыши также умерли. Их смерти наступили в результате перегрева в загерметизированной капсуле на солнце до того, как их нашли.

21 мая 1952 года обезьяны Патриция и Майк , полетевшие и выдержавшие полёт, пролетели всего 26 километров . Патриция и Майк прожили всю жизнь в Национальном зоологическом парке в Вашингтоне, округ Колумбия США.


В СССР в 1949 – 1951 годах были осуществлены пуски наследниц Фау-2 – геофизических ракет Р-1А (В-1А ), Р-1Б (В-1Б ), Р-1В (В-1В ) с научными целями , в том числе, с собаками на борту (см. проект ВР-190 ):


Продолжение следует...


История создания и запусков Фау-2 в Германии

,
К.Гэтленд Космическая техника М.Мир, 1986 ,
http://ru.wikipedia.org/ , http://supercoolpics.com/ , http://www.about-space.ru/ , http://fun-space.ru/ , http://biozoo.ru/ , http://vn-parabellum.narod.ru/ ,

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008, стр. 41-46

Станислав Воскресенский

Окончание.

Начало см. в «ТиВ»

№4,7,10/2007 г.

Боевое применение «Фау-2»

Первой была сформирована экспериментальная 444-я батарея, которая в дальнейшем привлекалась для решения сначала учебных, а затем и боевых задач. Позже ракетные подразделения были объединены в 836-й и 485-й моторизированные артиллерийские дивизионы, в каждом из которых предусматривались одна стационарная и по две подвижные батареи. Из-за разрушения стационарных объектов действовали только подвижные батареи. В силу свойственной и Третьему рейху «подковерной схватки бульдогов», длительное время шла борьба за подчинение ракетных частей либо СС, либо вермахту. В конечном счете, верх одержал эсэсовец Каммлер, подмявший под себя армейца - генерала Метца. Ракетчики осваивали технику и проводили учебные пуски на полигоне в Близне. Первыми жертвами «Фау-2» стали четверо немецких солдат, погибших в окопе, на который завалилась «раздумавшая» уходить со старта ракета.

На вооружении каждой ракетной батареи имелось три транспортера-установщика («мейлервагена»), которые буксировались полугусеничными тягачами, перевозившими личный состав. Офицеры размещались в автобусах. Две автоцистерны доставляли жидкий кислород и спирт для всех ракет, а еще одна - компоненты вспомогательного топлива. Батарея комплектовалась также размещенным на автомобиле дизель-генератором и бронированным полугусеничным тягачом с оборудованием для проверки и пуска ракеты.

Вконцелета 1944 г. группа «Север» в составе двух батарей 485-го дивизиона и 500-й реактивной батареи разместилась в районе Гааги, а группа «Юг» из двух батарей 836-го дивизиона и 444-й учебно-испытательной батареи - около Ойскирхена.

8 сентября 1944 г. в 18 ч 43 мин первая ракета, запущенная с шоссе к северо-востоку от Гааги группой «Север», достигла Лондона: погибли трое жителей. При этом Лондон не стал первой целью для А-4. Ранним утром того же дня ракета, стартовавшая с позиции 444-й батареи, обрушилась на Париж. Первая попытка обстрела французской столицы, предпринятая утром 6 сентября, закончилась неудачей: ракета аккуратно осела на стартовый стол. Вскоре группа «Юг» перебралась на остров Вальхерн, а затем в Зволле. Всего по Парижу было выпущено 19 ракет. С 18 сентября по 25 сентября 444-я батарея перебазировалась в Ставерен. После высадки воздушного десанта союзников под Арнемом 485-й дивизион из Гааги передислоцировался в Германию, чтобы не оказаться отрезанным за Рейном. После ликвидации десанта ракетчики вернулась на прежнее место.

Баллистическая ракета «Фау-2» в маскировочном чехле на транспортере-установщике

«Мейлерваген».

16 декабря с началом немецкого наступления в Арденнах основной целью для «Фау-2» стал Антверпен - крупнейший порт в непосредственной близости от района боевых действий, через который шел основной поток снабжения войск союзников. Гитлер настаивал на том, чтобы первый удар по Лондону был нанесен запуском в течение суток не менее 3000 ракет. Фактически в первые 10 дней обстрела цели достигли всего 15 « Фау-2», убив 56 человек. Еще десять ракет упали на другие объекты в Англии. Постепенно интенсивность обстрелов усиливалась. В ноябре 1944 г. были использованы 662 ракеты. За 1944 г. стартовала 1561 боевая ракета. За первые два месяца 1945 г. немцы запустили еще 1231 ракету. В январе был достигнут абсолютный рекорд за время боевых действий - к целям ушло 679 «Фау-2». Кроме Лондона, в пределах Британии упало 537 ракет, при этом еще 61 рухнула в море. Всего за период от начала обстрелов до их завершения 27 марта 1944 г. немцы израсходовали 4320 ракет.

В большинстве случаев число жертв при попадании «Фау-2» не превышало десятка-другого человек, но были и трагические исключения. Так, в Англии в универмаге «Вульворт» 25 ноября 1944 г. погибло 160 человек, а 16 декабря в Антверпене в кинотеатре «Рекс» еще больше - 271, при этом немцы завысили число убитых голландцев вчетверо, оценив их потери в 1100 человек.

Союзникам так и не удалось добиться особых успехов в борьбе с баллистическими ракетами. Они смогли записать в свой актив только пару разбомбленных железнодорожных эшелонов с «Фау-2». Кроме того, известен, казалось бы, невероятный, но, тем не менее, имевший место в действительности случай. Пилот истребителя «Спитфайер» капитан Денсби обнаружил «Фау-2» и сбил ее уже после старта, на начальном участке полета.

Ничего не удалось предпринять и по срыву производства ракет. Размещенные под скальным грунтом на глубине 70 м галереи Нордаузена были неуязвимы. При этом союзники даже ничего не знали о дислокации этого завода почти до конца войны. С января 1944 г. по 18 марта 1945 г. Нордаузен выпустил 5789 ракет (по другим данным - 5946). Кроме того, не менее 314 «Фау-2» собрали в Пенемюнде. Максимум производства на подземном заводе (690 ракет) был достигнут в январе 1945 г. Мощности предприятия и численность рабочих-заключенных вполне обеспечивала и выпуск намного большего числа «Фау-2», но изготовление бортовой аппаратуры постоянно срывалось из-за налетов авиации союзников на открыто расположенные заводы в нескольких городах Германии.

По мере приближения советских войск в феврале 1945 г. основные разработчики «Фау-2» были переведены из Пенемюнде в расположенную в 30 км от Нордаузена деревушку Бляй-хероде. В ее окрестностях началось строительство подземного исследовательского и конструкторского центра, объем помещений которого должен был многократно превзойти «Мит-тельверке». Поблизости, возле выработанного карьера, успели построить два стенда для отработки двигателей.

Совершенствование баллистических ракет велось и после начала их боевого применения. Наряду с доводкой «Фау-2» в ее исходном варианте немцы стремились существенно улучшить ее характеристики. А-4 представляла собой абсолютно передовую конструкцию. В распоряжении ее создателей не было ни одного аналога, на основании анализа которого они смогли бы сколько-нибудь достоверно спрогнозировать веса и другие характеристики узлов, систем и агрегатов ракеты.

В качестве основного направления работ рассматривалось повышение дальности. После предстоящего вторжения союзников на континент не исключалась возможность отхода немцев на оборонительный рубеж по «Линии Зигфрида», на котором они надеялись надолго закрепиться. Для ракетного обстрела Англии из этих районов требовалось увеличить дальность пуска ракет в 1,5-2 раза по сравнению с достигнутой «Фау-2». Была экспериментально подтверждена возможность форсировать двигатель по тяге, за счет чего дальность возросла до 350 км, а на опытных модификациях - даже до 370 км. Завершался выпуск документации по варианту с увеличенными баками, который должен был обеспечить достижение дальности 480 км.

Дорнбергер упоминает о том, что при обстреле реальных целей задействовались ракеты, менявшие направление полета, что должно было ввести в заблуждение оборону противника. Целесообразность, да и возможность такого маневра вызывает сомнение. Во-первых, польза от этого мероприятия была чисто теоретической, так как никаких реальных средств перехвата баллистических ракет в то время еще не было. Во-вторых, более чем сомнительна техническая реализация такого полета с учетом использования на «Фау-2» простейших гироприборов.

Большей дальности (450-550 км) надеялись достичь путем оснащения крыльями модификации, названной А-9. После начального участка полета, осуществляемого по траектории, близкой к баллистической, ракета переходила в пологое планирование, а в районе цели пикировала на нее с высоты 5 км. Первый опытный образец под наименованием А-4Ь, минимально доработанный по сравнению с серийной «Фау-2», был запущен 8 января 1945 г., но потерпел аварию вскоре после старта. Более удачно прошел второй (и последний) пуск 24 января. Но и он закончился тем, что ракета потеряла крылья при отработке маневра перехода в планирование. Тем не менее немцы рассматривали это летное испытание в основном как успешное.

Впрочем, А-9 представляла больший интерес не сама по себе, а в качестве второй ступени «межконтинентальной» ракеты. Первой ступенью должна была стать вновь разрабатываемая ракета А-10 - нечто вроде увеличенной «Фау-2» с двигателем тягой 200 т. Стартовый вес системы А-9/А-10 в зависимости от прорабатывавшегося варианта составлял от 86 до 100 т, длина - более 25 м, диаметр первой ступени - 4,15 м. Предусматривалось, что первая ступень будет опускаться на парашюте в океан и спасаться морскими судами для последующего использования.

Дальность стрельбы должна была достигать 4500-5000 км, что, хотя и уступает критерию, установленному спустя десятилетия в ходе советско-американских переговоров для межконтинентальных ракет, но достаточно для достижения густонаселенного северо-востока США с атлантического побережья Европы. Для наведения на радиомаяк, который немецкие агенты должны были установить на крупнейшем небоскребе «Импайр стейт билдинг» в Нью-Йорке, вторую ступень предполагалось оснастить пассивной радиолокационной системой или разместить на ней кабину для пилота. Немцы формально отвергали идеологию применения камикадзе, и теоретически пилот А-9 должен был при подлете к цели выпрыгнуть с парашютом в надежде быть подобранным немецкой подводной лодкой. Возможные последствия попадания ракеты в небоскреб легко представить, вспомнив события 11 сентября 2001 г. Разумеется, такие системы могли применяться намного реже, чем «Фау-2». Задача состояла не в нанесении ощутимого экономического ущерба, а в том, чтобы лишить американцев чувства неуязвимости их страны и в результате заставить выйти из войны. Работы по проекту А-9/А-10 были заморожены еще 1943 г. в интересах скорейшей доводки А-4. Позже они возобновились, но все равно над А-9/А-10 трудилось на порядок меньше специалистов, чем над «Фау-2».

Наряду с работами по наращиванию дальности немцы стремились повысить точность ракет. Еще до начала летных испытаний «Фау-2» развернулись работы по внедрению аппаратуры боковой радиокоррекции, создававшейся доктором Штейнхофом. Потенциальные возможности этой аппаратуры были наглядно подтверждены в ходе эксперимента. На самолете, который был оснащен соответствующим оборудованием, удалось выйти к заранее намеченному зданию, расположенному в 145 км от берега на острове Борнхольм, с отклонением всего 20 м. Позднее на ракете предполагали установить предложенную инженером Вальманом радиоаппаратуру для коррекции по дальности с применением эффекта Доплера. Однако все эти работы не вышли из конструкторской стадии.

Помимо радиотехнических систем для многократного улучшения точности стрельбы был разработан электролитический интегратор ускорений, призванный заменить гироскопический прибор аналогичного назначения. Как и многие другие немецкие разработки он был доведен до стадии применения в серийных ракетах спустя много лет и совсем в другой стране.

Нордзаузен и Бляйхероде были захвачены армией США в самом конце войны. Фон Браун, Дорнебергер и еще четыре сотни разработчиков «Фау-2» сдались американцам в начале мая 1945 г. Как и 300 вагонов с документацией и матчастью ракет они были вывезены на запад, а затем и в США до того, как этот район, в соответствии с союзнической договоренностью, был передан советской оккупационной администрации. Каммлер, за которым числилось немало грехов и помимо непосредственно связанных с производством и применением «Фау-2», покончил с собой перед самым концом войны.

Большая часть немецких специалистов поспешила добровольно сдаться американцам, а затем приняла участие в освоении ракетной техники в США. Наибольших успехов за океаном добился фон Браун, в дальнейшем руководивший созданием американских боевых ракет «Редстоун» и «Юпитер», а также занимавшийся реализацией лунной программы. Несколько десятков немецких инженеров-ракетчиков во главе с Гретгрупом замешкались в окрестностях Бляйхенроде и позднее сотрудничали с советскими коллегами как на территории Германии, так и в СССР.

Компоновка ракеты по проекту А-9/А-10.

Вместо заключения

Попробуем подвести некоторые итоги.

В обосновании целесообразности применения ракетного оружия обычно приводилось сравнение стоимости ракеты и бомбардировщика, составлявших, соответственно, 38 тыс. и более миллиона марок. При этом указывалось, что в 1940 г. пилотируемый самолет в среднем успевал сделать до своей гибели не более шести боевых вылетов, доставив к цели 6-8 т бомб. Обращаясь к конкретной ситуации 1944- 1945 гг., можно предположить, что в случае возобновления «Битвы за Англию» в этот период судьба немецких бомбовозов была бы куда более печальной. В отличие от 1940 г. британские острова были перенасыщены боевой авиацией: уже не хватало площадок, пригодных для строительства новых аэродромов. Бомбардировщики люфтваффе в небе над Англией вместе с английскими летчиками-истребителями встретили бы и американцы. Кроме того, в отличие от 1940 г. немецкие бомбовозы были затребованы не только на одном фронте. Так что использование немецкой авиации для нанесения массированных ударов по Англии к этому времени относится к чисто абстрактным возможностям.

Тем не менее попытаемся сравнить эффективность воздействия ракетных и бомбовых ударов. Сразу оговоримся, что с учетом низкой точности обеих «фау» ни о каких сколько-нибудь прицельных ударах не могло быть и речи. Ракетное оружие тех лет было абсолютно неэффективно как средство поражения военных или конкретных промышленных объектов. Целями могли стать только жилые кварталы крупнейших городов, т.е. удары были направлены против мирного населения. Впрочем, гитлеровские ракетчики были столь же «гуманны», как и пилоты Бомбардировочного командования Королевских ВВС. Ненамного отличались от британцев и их американские «братья по оружию», хотя янки летали в дневное время и официально в качестве целей им задавались вполне конкретные промышленные объекты.

Всего по Англии за восемь месяцев было запущено 1340 «Фау-2», в том числе по столице - 1200, из которых 517 достигли цели, убив 2424 и ранив 5869 лондонцев, а также разрушив около 20000 зданий. В среднем одна запущенная ракета с тонной боевой частью уносила 2,3 человеческих жизней.

Можно сравнить это с результатами трех основных ночных и одного вспомогательного дневного налетов на Гамбург в конце июля - начале августа 1943 г., в ходе которых на цель вышло 2630 самолетов, сбросивших на город 8621 т бомб. Погибло 41800 немцев, ранения получили 37428 человек, было разрушено или приведено в непригодное для жилья состояние 40385 зданий - почти 2/3 жилого фонда города. Общее число пострадавших сравнимо с результатами атомной бомбардировки Хиросимы. На каждую тонну бомб приходилось по пять убитых и по четыре раненых.

Таким образом, даже в деле истребления гражданского населения результативность бомбардировщиков оказалась примерно вдвое выше, чем у ракет. Даже ночью точность авиационных ударов была на порядок выше, чем ракетных, что позволяло наносить их избирательно по городским районам с наибольшей плотностью населения. Можно было подбирать бомбы оптимального калибра и снаряжения, совмещая сброс «фугасок» и «зажигалок». Кроме того, в полном соответствии с марксисткой диалектикой, количество переходило в качество. В городах, ставших жертвами массированных бомбардировок, возникали огненные бури, в которых их жители не столько сгорали, сколько задыхались от нехватки кислорода, который жадно поглощал огонь. В этих условиях оказывались бесполезными даже самые прочные бомбоубежища. Масштаб бедствия затруднял работу медиков и спасателей, которые просто не успевали помочь множеству раненных, обожженных и засыпанных в бомбоубежищах. Пострадавшим при взрывах «Фау-2», как правило, оказывалась своевременная медицинская помощь. Поэтому при ракетных обстрелах число раненых вдвое превышало численность убитых, а в Гамбурге погибло больше людей, чем удалось спасти.

Для немецких ракетных частей, располагавших менее чем сотней пусковых установок «Фау-2», массированный удар был просто недостижим. Напротив, для применявшихся на фронте реактивных систем залпового огня, намного более миниатюрных и точных по сравнению с «Фау-2», способность нанесения внезапного массированного удара в кратчайший интервал времени была одним из немногих преимуществ по сравнению со ствольной артиллерией.

Помимо неуязвимости от средств ПВО, существенным боевым преимуществом ракет была внезапность удара - население не успевало укрыться в убежищах. Единственным рациональным решением для лондонцев стала эвакуация всех, в ком не нуждались штабы, доки, заводы и транспорт. Летом 1944 г., после начала ударов «Фау-1», город покинуло почти полтора миллиона лондонцев.

Тем не менее даже такая задача, как подрыв морального духа населения, оказалась недостижимой. Ведь тех же немцев не привели в состояние бессильного отчаяния, тем более - возмущения против гитлеровского руководства намного более жестокие бомбардировки авиации союзников. Спустя почти полвека не принесло реальной пользы и применение ракет советского производства Р-17 и их модификаций, известных на Западе как Scud. Иракцы не смогли поставить на колени иранцев, а иранцы - иракцев и израильтян. Но еще раз повторим, что использование «Фау-1» и «Фау-2» было единственно возможным ответом немцев на безжалостные бомбардировки их городов. Так что можно лишь сравнить эти два беспилотные средства.

«Фау-1» была многократно дешевле баллистической ракеты, для ее производства и применения использовалось более доступное сырье. В частности, интенсивность пусков «Фау-2» в значительной мере лимитировалась объемом производства жидкого кислорода в Германии. Для наших соотечественников вполне естественна и зависимость производственных успехов от погоды. Объем выпуска другого топливного компонента - спирта, определялся годовым урожаем картофеля.

«Фау-2» не использовалась после отхода немецких войск в районы, находящиеся на большем удалении от берегов Англии, чем максимальная дальность ее пусков. Напротив, «Фау-1» успешно запускалась с самолетов, базировавшихся на территории, еще подконтрольной Германии.

По наносимому ущербу баллистическая ракета превосходила самолет-снаряд. На цель воздействовал не только взрыв боевой части ракеты, но и колоссальная кинетическая энергия ее корпуса - большая, чем у хорошо разогнавшегося 100-вагоиного эшелона. Диаметр воронки превышал 40 м, а глубина - 15 м. Кроме того, ракета обрушивалась на цель совершенно внезапно, подходя к ней со сверхзвуковой скоростью. Напротив, самолет-снаряд предупреждал о переходе в финальное пикирование отключением двигателя. За несколько секунд тишины, сменявшей громкий дребезжащий звук, подданный Его величества успевал залечь, а если повезет - даже юркнуть в ближайшее бомбоубежище.

Но главным недостатком самолета-снаряда, не позволяющим сделать однозначный выбор в его пользу, были умеренные летно-тактические показатели. Большинство английских поршневых истребителей догоняли и успешно сбивали «Фау-1» артиллерийским или пулеметным огнем. Применялся и аккуратный таран. Истребитель касанием законцовки крыла заваливал самолет-снаряд по крену, выводя его за пределы допустимых углов работы гироприборов. К концу «робот-блица» сбивалось до 60% запущенных самолетов-снарядов. С учетом низкой надежности цели достигал лишь каждый десятый стартовавший «Фау-1».

Все эти обстоятельства, тем не менее, не могли перевесить высокую стоимость баллистической ракеты. Преимущество по технико-экономическим показателям оставалось за «Фау-1». Неотвратимость удара баллистической ракеты приобрела решающее значение только с оснащением ее ядерной боевой частью. При этом сместились и экономические критерии. Стоимость средства доставки стала теряться в сравнении с дороговизной ядерного заряда.

Тем не менее трудно согласиться и с оценкой ряда авторов, считавших разработку, производство и использование «Фау-2» грубой и дорогостоящей ошибкой немцев. В кошмарном случае успешной разработки гитлеровцами атомного оружия неотразимая баллистическая ракета стала бы идеальным средством его доставки в условиях превосходства авиации союзников в воздухе.

Действительно, разработка «Фау-2» повлекла за собой отвлечение значительных сил и средств гитлеровской Германии от решения более целесообразных задач. В частности, в производстве ракет было задействовано более 200 тыс. чел., стоимость только строительства и оборудования центра в Пенемюнде превысила затраты на выпуск более чем тысячи танков. При этом ущерб, нанесенный при применении ракет, был существенно меньше, чем от использования намного более дешевых самолетов-снарядов «Фау-1».

Но в реальной истории обусловленная рядом субъективных факторов успешная разработка «Фау-2» стала решающим шагом перехода ракетостроения от экспериментов к промышленному образцу и боевому оружию. И в СССР, и за океаном этот образец был принят за отправную точку при развитии национальных школ ракетостроения, а затем и космонавтики. При этом определяющим фактором явилось не столько прямое заимствование трофейной матчасти или привлечение к работам немецких специалистов. Сам факт создания «Фау-2» свидетельствовало перспективности «большого» ракетостроения, вывел его из области мечтаний экзальтированных чудаков в сферу занятий вполне успешных военных и гражданских деятелей. Ведь главный секрет атомной бомбы состоял в том, что ее все-таки можно сделать! Американцы признали то, что использование немецкого опыта позволило им сэкономить до пяти лет при реализации собственных ракетных программ. Советские специалисты, которые, в отличие от заокеанских коллег, не ограничились испытаниями изготовленных на «Миттельверке» «Фау-2», а запустили в серийное производство точную, насколько возможно, копию А-4, выиграли явно не меньше. А последствия этого выигрыша на пятилетку имели всемирно-историческое значение. Уже в 1957 г. прошла испытания первая в мире МБР - советская Р-7, ставшая неотразимым оружием, способным достать Америку. В отличие от предшествующей гонки в создании стратегической авиации и систем ПВО даже многократное превосходство США по экономической мощи уже не гарантировало от гибели миллионов, если не десятков миллионов их граждан в случае ядерной войны. По крайней мере, до конца XX века человечество было избавлено от Третьей мировой войны.

Так волей провидения фон Браун, Дорнбергер и прочие верноподданные Третьего рейха в конечном счете добились результатов, явно не входящих в их намерения...

От редакции.

В ближайших номерах журнала мы подробно расскажем об истории испытаний баллистической ракеты «Фау-2» в США.

Перед вами книга, рассказывающая об одном из главных достижений XX века - космонавтике, которую весь мир считает символом прошлого столетия. Однако космонавтика стала не только областью современнейших исследований науки и достижений техники, но и полем битвы за космос двух мировых сверхдержав - СССР и США. Гонка вооружений, «холодная война» подталкивали ученых противоборствующих систем создавать все новые фантастические проекты, опережающие реальность.

Данный том посвящен ракетным системам докосмической эры.

Книга содержит большой иллюстративный материал и будет интересна как специалистам, так и любителям истории.

Схема ракеты «Фау-2» («А-4»)

Схема ракеты «Фау-2» («А-4»)

В то время построить такой насос казалось почти невозможным, тем более что он должен был выполнять ряд функций: подавать компоненты топлива, одним из которых являлся сжиженный газ, под давлением порядка 21 атмосфер и перекачивать более 190 литров топлива в секунду. Кроме того, ему следовало быть достаточно простым по конструкции и очень легким, а в довершение всего насос должен был запускаться на полную мощность в течение очень короткого (6 секунд) промежутка времени. Когда фон Браун излагал эти требования персоналу завода, выпускающего насосы, он невольно ожидал возражений. Однако оказалось, что требуемый насос напоминает один из видов центробежного пожарного насоса.

Но, разумеется, любой насос нуждается в источнике энергии, то есть должен чем-то приводиться в движение. Для этого были использованы концентрированная перекись водорода и раствор перманганата, соединяя которые можно было быстро получить определенное количество парогаза постоянной температуры. Агрегат турбонасоса, парогазогенератор для турбины и два небольших бака для перекиси водорода и перманганата калия помещались в одном отсеке с двигательной установкой. Отработанный парогаз, пройдя через турбину, все еще оставался горячим и мог совершить дополнительную работу. Поэтому его направляли в теплообменник, где он нагревал некоторое количество жидкого кислорода. Поступая обратно в бак, этот кислород создавал там небольшой наддув, что несколько облегчало работу турбонасосного агрегата и одновременно предупреждало сплющивание стенок бака, когда он становился пустым. Эту же работу в линии подачи топлива выполнял сжатый азот.

Из турбонасосного агрегата оба жидких компонента топлива под давлением подавались в двигатель. Кислород поступал непосредственно к 18 форсункам, расположенным в головке двигателя. Спирт, прежде чем попасть к форсункам, проходил через рубашку охлаждения двигателя.

Для пуска ракета «А-4» устанавливалась на стартовом столе, представлявшем собой массивное стальное кольцо, укрепленное на четырех стойках. Кольцо должно было иметь строго горизонтальное положение, чтобы ракета стояла на столе в вертикальном положении. Ниже стального кольца по оси ракеты находился дефлектор (отражатель) реактивной струи, который представлял собой пирамиду из листовой стали, разбивавшей газовую струю ракетного двигателя в момент старта Для повышения живучести дефлектора его наполняли водой, поглощавшей часть тепла.

Заправка ракеты производилась после ее установки на стартовом столе. Все это время электрооборудование ракеты работало от внешнего источника питания, ток от которого подавался по кабелю к разрывному штекеру, удерживаемому в специальном гнезде на корпусе ракеты с помощью электромагнита. Штекер с кабелем отсоединялся от ракеты в момент старта. Воспламенение в ракетном двигателе осуществлялось с помощью простого пиротехнического устройства, вращающегося в горизонтальной плоскости внутри камеры сгорания. Из-за крестообразной формы оно было названо «воспламенительным крестом». Когда двигатель начинал работать, этот «крест» сжигался струей истекающих газов.

Запуск ракеты «А-4» осуществлялся в три этапа. Сначала воспламенялось пиротехническое устройство. Когда оно сгорало, открывались клапаны, и спирт и кислород первое время попадали в камеру сгорания только под действием силы тяжести, поскольку баки помещались над двигателем. Немцы называли этот этап «малой» или «предварительной» ступенью пуска.

На «предварительной» ступени двигатель работал с типичным оглушающим шумом, похожим на шум водопада; пламя, разбиваемое пирамидальным дефлектором, разбрасывалось во все стороны на много метров. Тяга составляла около 7 тонн, и этого, конечно, было недостаточно, чтобы поднять ракету, весящую почти в два раза больше. Но целью «предварительной» ступени являлся не действительный пуск ракеты, а показ того, что двигатель работает нормально. Если двигатель функционировал без перебоев, тут же включался парогазогенератор и начинал работать турбонасосный агрегат, создававший необходимое давление для подачи компонентов топлива в камеру сгорания. Чтобы поднять это давление до уровня, обеспечивающего переход к «главной ступени пуска», требовалось около 3 секунд. За это время резко увеличивалось пламя, вырывающееся из сопла двигателя, нарастал шум, а тяга поднималась с 7 до 27 тонн, заставляя ракету оторваться от земли.

Самым критическим периодом считались первые секунды полета, когда скорость была еще небольшой и ракета оказывалась весьма неустойчивой. В это время задачу балансировки ракеты выполняли газовые рули. Затем, когда скорость ракеты возрастала, аэродинамические стабилизаторы помогали газовым рулям, но дальше ракета поднималась на такие высоты, где окружающий воздух был слишком разреженным, и поэтому задача стабилизации ракеты опять ложилась на газовые рули. При вертикальном запуске газовые рули должны были только выравнивать ракету и держать ее в вертикальном положении, но при запуске по цели ракету приходилось еще на активном участке траектории наклонять в направлении цели. В последнем случае ракета оставалась в строго вертикальном положении только в течение первых четырех секунд, затем она наклонялась. Звуковой барьер ракета преодолевала через 25 секунд после старта, еще в период выведения ракеты на заданную траекторию. Этот период заканчивался на 54-й секунде. В течение следующих 8-10 секунд ракета продолжала движение по восходящей ветви наклонной и прямолинейной траектории.

К лету 1942 года первая небольшая серия ракет «А-4» была готова к летным испытаниям. К этому времени станция Пенемюнде уже представляла собой очень крупное предприятие, настолько крупное, что пришлось разделить «Пенемюнде - Восток» на две секции. Одна секция, в районе озера Кельпин, получила наименование «Пенемюнде - Север». Она занималась непосредственной разработкой ракет. Другая - на полпути между секцией «Пенемюнде - Север» и деревней Карлсхаген - была известна как производственно-экспериментальные цехи станции «Пенемюнде - Восток». Участок испытательной станции германских ВВС сохранял свое наименование «Пенемюнде - Запад».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!