Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Отрицание собственного отрицания. Проявляется ли этот закон в иных сферах? Основоположник закона двойного отрицания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) - это одна из основ материалистической диалектики. Таким образом в этой философской школе демонстрируется и объясняется процесс развития. Считается, что прогрессивные изменения в природе и обществе происходят в связи с тем, что некий объект попадает из одного состояния в другое, а из того - в третье. И каждый последующий его статус отрицает предыдущий. Но при этом третье состояние объекта подобно первичному, только проходит эту стадию на более высокой ступени. Получается, что занон «отрицание отрицания» позволяет соблюдать и преемственность, и новаторство. Но сформулированная немецкой классической философией, а затем основателями диалектического материализма, эта концепция уже в начале двадцатого века подверглась массовой критике.

Почему он так называется?

Итак, всякое развитие - это движение. Но почему такой тип видоизменения предмета или явления в философии диалектического материализма получил название «отрицание отрицания»? Дело в том, что под этой категорией имеется в виду состояние, приобретаемое объектом во время развития. Как правило, любой предмет изменяется до такой степени, что со временем становится как бы противоположностью себя самого. Это качество и получило название «отрицание». Диалектическая философия считает такую стадию неизбежной. Но если это отрицание заканчивается смертью (исчезновением, уничтожением) предмета или феномена, то такой процесс сложно назвать развитием. А вот когда объект продолжает видоизменяться дальше, то происходит диалектическое отрицание отрицания.

Спиралевидность движения

Материалистическая философия полагает, что развитие происходит благодаря уничтожению определенной части свойств предмета или явления. Согласно теории прогресса, это те качества, которые перестают быть полезными или даже тормозят дальнейшее изменение к лучшему. Закон «отрицание отрицания» в философии говорит нам о том, что свойства, определяющие существование этого предмета в данное время, или формирующие его новые возможности, при этом сохраняются. Что же происходит потом? Двойное отрицание, на первый взгляд, возвращает объект назад. Всякая третья фаза этого процесса формально походит на первую. Но развитие и прогресс приводят к тому, что это возвращение на самом деле представляет собой виток движения на более высокой стадии. Поэтому часто говорится, что отрицание отрицания - это видоизменение по спирали.

Смысл развития

Какую роль в философии диалектического материализма играет данный закон? Прежде всего, он демонстрирует связь между прошлым и будущим. В процессе развития различные состояния предмета или феномена борются друг с другом, а также взаимно перетекают друг в друга. Всякое качество рождается, исполняет свою роль, «стареет» и исчезает, уступая место другим. Закон отрицания отрицания определяет тенденции развития, описывая разрушение прошлых, утративших полезность, свойств и приобретение новых, необходимых для дальнейшего существования, но противоположных первым. Так из простого появляется сложное. Однако саму эту формулу сложно постичь сразу, поскольку развитие по спирали - процесс очень длительный. Как закон он виден только в более или менее завершенном варианте, когда уже есть определенные конечные результаты. На различных же стадиях этого поступательного движения он может быть выделен только в качестве тенденции.

Традиции и преемственность

Кроме того, диалектический материализм в формулировке этого закона определяет такие категории, как старое и новое. Отмирает по необходимости все, что тормозит процесс развития, ведет его в тупик или к застою. При этом уничтожается исходное состояние всей прошлой системы. Рождается же то, что дает возможность жить и функционировать дальше, приспосабливаться к новым обстоятельства, изменять и обогащать потенциал. Отрицание отрицания приводит к разрешению противоречий, которое называется «снятием». В этом процессе старое заменяется новым.

Отрицание и противоречия

Диалектическая философия предполагает, что в самом предмете, феномене или познающем субъекте заложена внутренняя противоположность. В процессе деятельности она выявляется и начинает отрицать сама себя. Любая форма, результат и направление развития демонстрируют нам этот процесс, который уже выше сравнивался с образом спирали. Причем считается, что в таком движении закон отрицания отрицания определяет не только тип, но и время изменения. «Спиралевидность» напрямую связана и с ускорением развития, периоды которого протекают все быстрее с каждым новым этапом. То есть в диалектическом понятии «отрицание» есть и положительный смысл. Он хранит в себе некий момент связи между разными этапами процесса.

Классическая диалектика

Впервые закон «отрицание отрицания» в философии сформулировал Гегель. Он доказывал его примерами из истории мышления. Развитие любого понятия происходит как движение от абстрактного к конкретному. В этом процессе разрешается внутреннее противоречие понятия. Оно переходит на этап своего инобытия, превращаясь в нечто другое, чем было раньше. Затем оно «возвращается к себе», но уже в форме конкретного понятия, где содержится и его прежняя, абстрактная суть, и новое, приобретенное в процессе самоотчуждения. В «Науке логики» Гегель даже охарактеризовал закон отрицания отрицания как всеобщую форму единства противоречий (перехода их друг в друга) и борьбы между ними (раздвоения целого).

Можно сказать, что это особая форма другой диалектической концепции. Это разновидность закона о единстве и борьбе противоположностей. Но философ ограничивал действие диалектики только областью понятий и их формирования. Ведь для него бытие и мышление были единым целым, при этом первое являлось производным от второго. Соответственно, и триада отрицаний являлась стадиями развития мирового разума.

Энгельс об отрицании

Материалистическая же диалектика распространила этот гегелевский закон не только на развитие духа и мышления, но на природу и общество. Ее создатели даже утверждали, что перевернули философию немецкого классика с головы на ноги. Фридрих Энгельс очень высоко ставил закон отрицания отрицания в философии. Кратко можно сказать, что он характеризовал его как сочетание поступательности, повторяемости и спиралевидности. Энгельс называл его третьим законом диалектики. Прежде всего, он выявляется в человеческом познании. Развитие последнего происходит в процессе замены одних теорий другими, рождения новых концепций, которые больше подходят к изменившемуся миру и нашему восприятию универсума. Но всякое учение, отрицающее прошлое, не только критикует его, но частично включает в себя какую-то сумму его знаний.

Закон «отрицание отрицания»: примеры

Энгельс доказывал эту диалектическую теорию разными аргументами. В том числе он иллюстрировал ее примерами из логики и математики. Всякое утверждение проходит следующие стадии развития:

  • Нечто является правдой.
  • Это неверно.
  • Прежнее утверждение ложно.

Получается, что в этой логической цепочке происходит возврат к первому предложению. Еще Энгельс, доказывая закон «отрицание отрицания», примеры приводил из области математики. Он говорил, что противоположностью положительного числа является цифра с «минусом». Но что будет, если мы подвергнем и ее отрицанию? Умножив ее на такое же число с «минусом», мы получим ту же величину в положительном виде, но в квадрате (то есть на более высокой стадии).

Проявляется ли этот закон в иных сферах?

Поскольку материалистическая диалектика основана на том, что ее принципы действуют как в познании и мышлении, так и в бытии (в том числе и общественном), то это положение распространяется и на закон «отрицание отрицания». Примеры из жизни разделяющие ее философы приводили из разных областей наук. Например, из биологии. Отмирание и возникновение кровяных клеток, которое происходит каждый день в нашем организме, представляет собой отрицание и возрождение предыдущих форм. Смена вкусовых и стилевых предпочтений в музыке, искусстве и культуре часто происходит по спирали, с возвращением к старому, но уже на новом уровне. Поэтому так часто моден стиль ретро. Дети являются отрицанием родителей, и в то же время продолжением их. К тому же диалектический материализм предполагает формационный подход к развитию общества. Он доказывает, что исторический процесс тоже является спиралевидным и поступательным. Смена формаций - это одновременно и отрицание предыдущей, и преемственность. «Снятие» же противоречий может произойти путем эволюции или же насильственной смены строя.

Опровержение и замечания

Теория отрицания отрицания (закон трех отрицаний) в двадцатом веке сделалась объектом критики со стороны различных философов. Главным оппонентом этой концепции был Карл Поппер. Он являлся противником диалектического метода даже в логике и мышлении, не говоря уже о естественных науках или общественных тенденциях. Прежде всего он говорит о том, что понятийный аппарат диалектического материализма построен таким образом, что нивелирует любую критику и политизирует ее. Сторонники закона отрицания отрицания трактуют его применение слишком произвольно, и проверить это невозможно. Идеи эти невозможно развивать, а это приводит к застою и стагнации любой философской мысли.

Почему этот закон не является научным - критика диалектики

Поппер говорит о том, что марксизм как метод был хорош для девятнадцатого века в качестве одной из позитивистских теорий. Но когда его сторонники превратили диалектический материализм в догматику, то он перестал быть наукой в строгом понимании этого слова. Другие критики считали, что эта теория сама конструирует собственные доказательства, а не берет их из опыта или законов мышления. Кроме того, если закон трех отрицаний имел смысл у Гегеля, поскольку в его концепции он обуславливал развитие духа (грубо говоря, эволюцию Бога), и поэтому в самом этом процессе было целеполагание, то у материалистов и атеистов неизбежность прогресса является очень странной. Получается, что «конец истории» с приходом «рая на земле» обусловлен заранее и является неизбежным. Но причины этого совершенно неясны.

Данный закон в литературе формулируется и как закон диалектического синтеза, либо называется также законом диалектических отрицаний (что, впрочем, не совсем корректно). Как и два предыдущих закона диалектики он характеризует развитие, но имеет свой аспект в выявлении закономерностей развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, какова направленность развития, раскрывает характер этой направленности.

В философии Гегеля диалектика выступает методом саморазвития, самопознания Абсолютной идеи (мирового разума), и сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания действует, прежде всего, в сфере мышления (в бытии лишь постольку, поскольку философ исходит из тезиса о тождестве мышления и бытия). Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии этот тезис подвергается диалектическому отрицанию, превращаясь в свою противоположность – антитезис. Отрицание тезиса не следует понимать как его простое отбрасывание. Антитезис, отрицая, критически преодолевая то, что есть в исходном тезисе, удерживает, сохраняет в своем содержании все разумное, ценное из него. Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс развития, самопознания Абсолютной идеи не заканчивается, он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Разум, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

В триаде Гегеля (тезис – антитезис – синтез) получил идеализированное, мистифицированное выражение действительный процесс мышления и познания. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении истинного знания о каком-либо предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой критикует, выдвигает свои доводы, догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, участники диалога могут прийти к общему выводу, содержащему новое знание.

В познании диалектическое отрицание проявляет себя как конструктивная критика. Не отрицание ради самого отрицания, не «зряшное», бесплодное отрицание, а отрицание, содержащее в себе позитивную установку на ростки нового, лежит в основе конструктивной критики. Такая критика, является необходимой, полезной, плодотворной для развития познания. В этом отличие её от деструктивной критики, имеющей целью тотальное отрицание, неприятие любой точки зрения, отличной от той, которой придерживается сам критикующий.

Для философии важно понимание законов развития не только мышления, познания, но и самой природной и социальной действительности. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания, его основные категории наполняются бытийственным содержанием, рассматриваются как отражение реального процесса развития объективного мира.

Диалектическое отрицание. В мире все имеет свое начало и конец, на смену старому приходит новое, которое также устаревает и уступает место вновь нарождающемуся. Сменяются поколения людей, формы общественной жизни, происходит смена фаз, периодов, этапов в бытии того или иного предмета. Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Скажем, эмбриональное существование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

По характеру действия в объективной действительности (как и в познании) различают два типа отрицаний : деструктивные и конструктивные. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивное отрицание , наоборот, детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренним противоречием. В диалектике, писал Ф.Энгельс, отрицать – не значит сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Диалектика имеет дело с конструктивным отрицанием, то есть отрицанием, которое являются условием и моментом развития. Это находит отражение в определении диалектического отрицания.

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством. Новое качество содержит в себе всё значимое, перспективное, жизненное из старого.

Таким образом, диалектическое отрицание, во-первых, выступает результатом не внешнего вмешательства в природу объекта, а итогом разрешения внутренних противоречий и потому выступает как самоотрицание, и, во-вторых, диалектическое отрицание – это не уничтожение старого новым, а его снятие , обеспечивающее связь, преемственность между ними. Примером диалектического (конструктивного) отрицания-снятия может служить прорастание брошенного в землю зерна, а деструктивного – размол зерна на мельнице, превращение его в муку.

Снятие – одна из центральных категорий диалектики Гегеля. Снятие, по Гегелю, это появление нового качества путем отрицания предыдущего, результат борьбы противоположностей. Снятие имеет «… двоякий смысл: оно означает сберечь, с о х р а н и т ь и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц» (Гегель). Заключая в себе момент разрушения, деструкции, преодоления, изживания старого, снятие не сводится к нему; снятие предполагает кумуляцию, частичное сохранение старого, его трансляцию в новое, утверждает связь, преемственность в развитии.

Развитие характеризуется не разрывом нового со старым, а преемственностью. Удержание в новом всего положительного, жизнеспособного из старого и есть преемственность. В социальном развитии преемственность проявляется, в частности, через связь прошлого, настоящего и будущего, через традицию. Прошлое (старое) участвует в созидании настоящего и будущего (нового), образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Бережное отношение к прошлому, традициям есть показатель меры культуры. Но «бережное» не означает «минералогическое», только охранительно-консервативное отношение, традиция должна дополняться новаторством и только при их разумном сочетании возможно прогрессивное развитии общества.

Закон отрицания отрицания . Развитие можно представить как цепь диалектических отрицаний. В ходе любого развития каждая ступень развития объекта, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Но есть относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным диалектическим отрицанием-снятием. Он обусловлен тем, что развитие осуществляется на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Первое отрицание представляет собой переход исходного состояния системы (объекта) в свою противоположность. И как таковая противоположность содержит в себе односторонность, неполноту проявления в развитии сущности объекта. Эта неполнота и односторонность должны быть преодолены вторым отрицанием.

Второе отрицание , или отрицание отрицания, - это снятие противоположностей (исходной ступени и ее отрицания) в их новом качественном единстве, их диалектический синтез . Исходя из того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия (отрицания отрицания) соответствующий закон можно называть и законом диалектического синтеза.

Диалектический синтез означает достижение более высокого содержания системы, чем это имелось на первых двух этапах. И это не простая сумма одного и другого (исходного и ему противоположного, «тезиса» и антитезиса»), а нечто новое, возникшее как результат разрешения противоречий предыдущих этапов развития. Диалектический синтез обеспечивает полноту проявления сущности объекта, сохранение компонентов содержания и обретение новых связей, развитие новой целостности. Итогом двойного отрицания является переход системы на новую, более совершенную ступень развития, что указывает на существующую поступательность в развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) можно выделить ряд этапов (ступеней), характеризующих развитие и обнаруживающих его фундаментальные черты: преемственность, повторяемость, поступательность.

Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующий этап первого отрицания цифрой 2, а завершающий этап цикла развития, связанный со вторым отрицанием, цифрой 3. Переход от 1-го этапа ко 2-ому, а также от 2-го к 3-ему этапу осуществляется посредством диалектического отрицания-снятия и тем самым обеспечивается преемственность в развитии. Более того, на 3 этапе (этапе диалектического синтеза) происходит возврат к 1 этапу, но это не абсолютное, буквальное воспроизведение структуры и содержания исходной ступени, а ее возрождение, восстановление на новой, более высокой основе. Повторение на новой ступени того, что уже было пройдено на старой, низшей ступени, - характерная черта развития, фиксируемая данным законом. Повторение уже пройденного не означает движения по кругу, круговорота в развитии, поскольку осуществляется «якобы возврат» к уже бывшему, исходному. Слово «якобы» указывает на то, что уровень содержательного развития 3 ступени выше, чем он был на исходной, 1 ступени. Поэтому повтор на высшей ступени некоторых особенностей исходной ступени обусловливает не круговорот, а особую форму поступательного развития – спиралевидную.

Поступательность – третья черта развития, раскрываемая данным законом. Она является определяющей, так как именно с ней связан ответ на вопрос о направленности развития. Спираль указывает на специфический, внутренне противоречивый характер поступательности развития.

Направленность развития с точки зрения закона отрицания отрицания не есть круговорот или прямая линия. Развитие носит поступательный характер и может быть представлено в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития). Спираль отражает противоречивость развития, в котором есть и движение по прямой, и круговороты. При общем поступательном развитии системы спиралевидность включает в себя диалектическое единство движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. Поступательность не тождественна прогрессу, но означает такую направленность развития, в которой доминирует, преобладает прогрессивная направленность . Поэтому в указанном контексте понятия поступательности и прогресса могут использоваться как синонимы. Спираль позволяет отобразить глубокую сущностную противоречивость поступательного, прогрессивного развития материальных систем.

Можно дать следующую формулировку закона отрицания отрицания : в процессе прогрессивного развития материальная система проходит относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным отрицанием-снятием старого качества и появлением нового, которое является результатом диалектического синтеза предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе некоторые особенности структуры исходной ступени развития, в силу чего направленность развития обретает вид спирали, которая содержит в себе указание на такие черты развития как преемственность его этапов, повторяемость характерных черт исходного этапа, поступательность.

Специфика проявления закона отрицания отрицания. Как никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. Нельзя подгонять под триаду любые отрицания, нужно конкретно анализировать действительность, устанавливать факты, чтобы определить, действует ли в развитии данной системы этот закон или нет.

Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. Два отрицания-снятия выступают составными частями данного закона. Однако наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания. В смене агрегатных состояний воды (пар – жидкость – лед) или в переходах от неорганической природы к живой и от нее к обществу (неорганический мир – живая природа – общество) налицо по два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В первом явлении есть движение, но нет развития, а следовательно, нет и закона развития. Во втором примере имеется развитие, но нет повторения на высшей ступени характерных черт исходной ступени, а без этого признака нет закона. Таким образом, чтобы установить действие закона, недостаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их вида и типа.

В повторяемости на высшей ступени характерных черт (структуры) исходной ступени, обусловливающей спиралевидную форму развития, - существо закона. Причем, может быть и так, что прежде, чем в развитии системы обнаружится данная закономерность (повторяемость исходного), система может претерпеть несколько промежуточных отрицаний. Поэтому действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь на достаточно протяженном временном отрезке, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать относительно завершенный цикл в развитии системы.

Еще одна особенность связана с областью действия закона. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается поступательным, прогрессивным направлением развития материальных систем. Он не действует в регрессивной, нисходящей ветви развития. Поэтому он, например, менее экстенсивен, чем закон диалектической противоречивости, который действует также и в регрессе. Более того, закону отрицания отрицания подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь те, которым присуща спиралевидная форма развития. Спиралевидная форма прогрессивного развития – одна из возможных. Прогрессивное развитие может иметь и другие формы, например, «лестнично-поступательную», а также иметь вид «раскручивающейся спирали» (то есть, спирали, переходящей в прямую восходящую линию), ломаной восходящей линии и т.п.

Таким образом, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.

Метафизическое истолкование закона. Содержание закона раскрывается через категорию отрицания. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) абсолютизация момента деструкции, разрушения, полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

Первую форму можно встретить в концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Её представитель Т.Адорно провозглашал необходимость безоговорочного отрицания старого в целях обновления социальной действительности. Недостаточная эффективность отрицания должна быть снята вторым отрицанием, отрицанием отрицания. С позиции «тотального отрицания» Т.Адорно, Г.Маркузе и др. критиковали современное им западное общество. Эта философия послужила отправной точкой формирования идеологии «новых левых», которая включала в себя пропаганду насильственных и террористических методов борьбы с капиталистической цивилизацией и была на практике востребована студенчеством в массовых выступлениях 60-70-х годов XX века против существующей системы образования, буржуазной культуры в целом. Кульминацией студенческого протеста стало выступление студентов в мае 1968 г. в Париже, когда, наряду с требованием реформы высшего образования, был выдвинут лозунг «Вся власть – студентам!».

Абсолютизация момента разрушения, деструкции в теории развития ведет на практике к социальному нигилизму. Нигилизм – это негативная установка на восприятие мира, проявляющаяся в конкретных действиях. Спектр нигилистического восприятия мира широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». В общественной жизни нигилизм проявляется в развитии социальных болезней (алкоголизме, наркомании, в росте преступности, моральной деградации). Крайними формами социального нигилизма выступают политический анархизм, экстремизм, терроризм, акты геноцида.

В нашей стране социальный нигилизм проявил себя в первые годы после Октябрьской революции в так называемом «пролеткультовском движении». Под предлогом буржуазности сторонники «Пролеткульта» призывали отбросить достижения предшествующей культуры. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Пролетарская культура должна быть построена заново», люди пролетарского происхождения должны заменить старых специалистов, прийти в вузы, Академию наук, Большой театр и т.п. Об опасности для страны такого рода революционного пафоса писал А.В.Луначарский, бывший в то время народным комиссаром просвещения.

В наиболее варварской форме политический экстремизм проявил себя в Китае в годы так называемой «культурной революции». Тогда под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией была истреблена значительная часть интеллигенции, был нанесен большой ущерб развитию науки, культуры.

Вторая форма метафизической трактовки отрицания выражается, как уже было отмечено, в абсолютизации не разрушения, а наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Это происходит тогда, когда в любом социальном явлении пытаются найти рациональные моменты. Но есть такие явления, которые в силу их антигуманного, бесчеловечного содержания следует подвергнуть безоговорочному отрицанию, разрушению. Например, бессмысленно искать в фашистской, расистской идеологии «рациональное» содержание, она подлежит полному отрицанию.

Помимо недиалектической трактовки основной категории закона - категории отрицания, метафизика может проявить себя в противоположном диалектике истолковании направленности развития.

Закон отрицания отрицания, характеризуя спиралевидную направленность развития, указывает на сложное сочетание в развитии движения по прямой с круговым движением. Метафизическая трактовка направленности развития связана, во-первых , с абсолютизацией имеющихся в действительности круговоротов, и, во-вторых , с упрощенной трактовкой прогрессивных, поступательных изменений.

Согласно метафизической теории круговорота мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. То, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В мире нет поступательного развития, нет переходов от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит лишь чередование одних и тех же форм бытия, подобно повторению времен года или смене дня и ночи.

Применительно к обществу концепция круговорота была предложена в XVIII в. итальянским философом Дж.Вико. Согласно его концепции общество не стоит на месте, а развивается, но в своем развитии проходит три, вечно повторяющиеся последовательные ступени: «век богов», «век героев», «век людей». Эти ступени соответствуют трем этапам развития человека и человечества: детству, юности, зрелости. Каждому периоду соответствует свой тип мировоззрения, специфические формы правления, нравы и т.д. Подлинно человеческие порядки периода зрелости существуют недолго. Общество, раздираемое конкурентной борьбой и войнами, страстью к наживе, идет к упадку и возвращается к «первоначальной простоте первого мира». Человечеству предстоит снова повторить пройденные ступени, ибо это является всеобщим законом для всех времен и народов, установленным божественным провидением.

В XIX-XX вв. идея круговорота (цикла) получила своеобразное воплощение в концепциях локальных культур (цивилизаций) Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Характерной чертой этих концепций выступает отрицание всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Человеческая история распадается на ряд самобытных культур (цивилизаций), которые проходят в своем развитии этапы зарождения, расцвета и гибели.

Отрицание круговорота, циклизма и признание восходящего, поступательного развития еще не есть диалектика. В философии долгое время имело место метафизическое представление об однонаправленности развития , недиалектическое отождествление развития с одним из его существующих направлений – прогрессивным, при этом сам прогресс получал поверхностную, метафизическую трактовку.

Еще в XVIII веке теория круговорота была подвергнута критике со стороны французских просветителей, идеологов революционного в то время класса буржуазии. Идея прогресса – развития человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным, родилась в период подъема капитализма и нашла выражение в работах А.Тюрго, И.Гердера, Ж.Кондорсэ. Однако трактовка прогресса была упрощенной, развитие рассматривалось как прямолинейный процесс, без внутренних противоречий, зигзагов, отступлений. Критерий прогресса усматривался в уровне просвещения и науки.

В наши дни метафизическая трактовка прогресса также связана с неумением видеть многомерность развития, противоречивое единство прогресса и регресса, учитывать разные виды прогрессивного развития и сложный, системный характер критерия прогресса.

Рассмотренные выше законы диалектики с различных сторон характеризуют развитие. Обладая спецификой и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга. В единстве они дают полную картину развития.

ОТРИЦАНИЕ (в философии) ОТРИЦАНИЕ (в философии)

ОТРИЦА́НИЕ, философская категория, выражающая связь двух последовательных стадий (состояний) развивающегося объекта; отрицание - условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не просто уничтожаются, но сохраняются в новом качестве (см. Снятие (см. СНЯТИЕ) ).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ОТРИЦАНИЕ (в философии)" в других словарях:

    Филос. категория, выражающая опре дел. тип отношения между двумя последоват. стадиями, состояниями развивающегося объекта. О. является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «...позитивное понимание существующего... включает … Философская энциклопедия

    отрицание отрицания - ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ в гегелевской и марксистской философии понимается как возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству на высшей ступени, напр. к «домашнему производству» в постиндустриальном обществе. Отрицание… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ОТРИЦАНИЕ, я, ср. 1. см. отрицать. 2. В философии: стадия в развитии объекта, сменяющая собой предыдущую и вбирающая в себя из неё всё положительное. Закон отрицания отрицания (закон диалектики, устанавливающий единство последовательностей и… … Толковый словарь Ожегова

    ОТРИЦАНИЕ Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ОТРИЦАНИЕ - отрицающее действие, в частности действие человеческой свободы как способность отказать реальному миру и учредить идеальный мир. Этот термин, широко распространенный в «диалектической» философии, ввел Фихте и широко использовал Гегель. Любое… … Философский словарь

    ОТРИЦАНИЕ - одна из основных философских категорий, рассматриваемая в диалектике как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей в немецкой классической философии. Гегель впервые сформулировал закон отрицания отрицания, который… … Тематический философский словарь

    Наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    - «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» – название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. В этом выражении … Философская энциклопедия

    Название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. В этом выражении заключено отрицание… … Философская энциклопедия

    Историография русской философии - предметная и проблемная область истории русской философии, имеющая две осн. задачи: 1) изучение истории философской мысли в России в ее связи с мировой философией и в контексте национальной философской традиции; 2) изучение истории рус.… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Логика телесности. Тело и его осмысление как социокультурный процесс , Бурик Марина. Это книга не просто о теле. Она - об отражениях. Об умении общества искать и находить себя в теле, и тело это, включая и зоны обитания сознания, развивать такими поисками. Изменялась…
  • Логические исследования. Часть 2. Категории понятие и суждение, умозаключение, отрицание, косвенное доказательство. Соотношение идеализма и реализма в философии , Тренделенбург А.. Вниманию читателей предлагается один из главных трудов известного немецкого философа и логика А. Тренделенбурга (1802-1872), в котором излагается его философская система, ценная…

О философии кратко и понятно: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни - и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма - положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

......................................................

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

С т.зр. специфики действия О. о. з. в обществ. развитии наибольшее науч. и практич. значение имеет выявление особенностей формы социального прогресса в условиях коммунистич. формации. Если при капитализме непрямолинейность развития усугубляется наличием классовых антагонизмов, к-рые тормозят переход ко второму отрицанию, то при социализме , затрачиваемое на осуществление полного цикла развития того или иного явления, т.е. двойного отрицания, имеет тенденцию к сокращению до пределов объективно необходимого минимума. Др. особенность второго отрицания в развитии антагонистич. формаций состоит в том, что здесь оно, как , осуществляется за пределами той формации, в к-рой было осуществлено первое отрицание. В этом одна из гл. причин односторонности прогресса в условиях классовых антагонизмов. Коммунистическая же формация сама выступает как отрицание отрицания и снимает оковы односторонности с обществ. прогресса.

О. о. з. подвергался и подвергается нападкам со стороны разного рода критиков марксизма. Нек-рые из них отождествляют понимание этого закона Марксом и Гегелем и на этой основе пытаются приписать Марксу трактовку О. о. з. как простого орудия конструирования доказательств (Дюринг , Михайловский). Другие (напр., Мерло-Понти) жестко связывают О. о. з. с телеологией Гегеля и приписывают Марксу взгляд на как на конец истории либо пытаются найти противоречие в его концепции прогресса (А. Ниль). В такого рода "критике" не учитывается, что материалистич. диалектика не абсолютизирует снятие противоречия, а понимает его как замену одного противоречия другим, т.е. как относительное снятие.

Лит.: Кедров Б. М., О повторяемости в процессе развития, М., 1961; Мороз К. В., Закон отрицания отрицания, М., 1957; Воробьев Μ. Φ., Закон отрицания отрицания, М., 1958; Руткевич M. H., О сущности закона отрицания отрицания и сфере его действия, "ФН" (НДВШ), 1958, No 4; Лебедев С. П., К вопросу о содержании закона отрицания отрицания, "ВФ", 1958, No 7; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960; Борджану К., О науч. характере понятия прогресса, в сб.: Проблемы философии, пер. с рум., М., 1960; Багиров З., Закон отрицания отрицания, Баку, 1960; Морозов В. Д., Закон отрицания отрицания, Минск, 1960; Домрачев Г., Ефимов С., Тимофеева Α., Закон отрицания отрицания, М., 1961. См. также лит. при ст.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!