Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Описание моделей самолетов не 129. Состояли на вооружении


ВВС Румынии Годы производства июнь - сентябрь Единиц произведено 878

Общая масса центральной секции фюзеляжа с центропланом без двигателей и шасси была 1063 кг, с двигателями и шассии - 2666 кг.

Хвостовая часть

Хвостовая часть съёмная, также крепилась к центральной части болтами. Силовой набор секции состоял из 10 шпангоутов и 24 стрингеров. Хостовая часть обшита дюралюминием. Между шпангоутами № 3 и № 4 была расположена УКВ радиостанция, к шпангоуту № 6 был прикреплён дистанционный компас, к № 9 крепился амортизатор хвостового колеса, также в хвостовой части находились аптечка и аварийный комплект.

Вся клёпка фюзеляжа и крыла выполнена впотай, кроме дюралюминиевых обтекателей в носовой части.

Для запуска двигателя использовался электроинерционный стартёр. С внешней стороны мотогондол были смонтированы ручка стартёра, кран управления подачей бензина, горловина для заливки пускового топлива и шприц.

Оборудование

Электросистема самолёта напряжением 24 В состояла из двух электрогенераторов мощностью 1500 Вт каждый, установленных в мотогодолах, и аккумулятора ёмкостью 7,5 А·ч , размещённого в верхней центральной секции фюзеляжа за топливным баком. Электросеть самолёта двухпроводная, экранированная. Провода были протянуты в желобах.

На самолётах устанавливались приёмопередающие радиостанции FuG-16 или FuG-25 в зависимости от года выпуска. Изменение рабочей частоты радиостанции было возможно только на земле. На самолёты позднего выпуска устанавливали радиополукомпасы, имеющие рамочную круглую антену.

Кислородное оборудование в самолёте отсутствовало.

Вооружение

Стандартное вооружение штурмовика Hs 129 серий В-1 и В-2 состояло из двух 7,92 мм пулемётов Рейнметалл Борзиг MG 17 с боекомплектом 1000 патронов на ствол, двух 20 мм пушек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом 500 патронов на ствол , и подвесной пушечной установки Rustsatz МК 103 с боекомплектом 80 патронов. Управление стрельбой и перезарядкой пушек электрическое, управление стрельбой пулемётов элекрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой допускало ведение огня в различных комбинациях. Расход патронов контролировался пилотом с помощью четырёх счётчиков.

На самолёте был установлен электрический бомбосбрасыватель и механический бомбовой прицел перед стеклом лётчика.

Боевое применение

На Восточном фронте штурмовик Hs 129 впервые принял участие в боевых действиях 1942 г. на полуострове Крым. Ограничено использовался в операциях в Северной Африке в 1943 г. Далее в боевых действиях на Курской дуге, и в составе румынской армии на Восточном фронте. К середине 1944 года с усилением советской ПВО и истребительной авиации стало очевидным, что характеристики Hs 129 не отвечают сложившейся на Восточном фронте тактической обстановке. Потери летного состава достигали 20 процентов . Именно в это время господство в воздухе завоевали ВВС Красной армии, в силу чего пары германских истребителей сопровождения штурмовиков не могли более оказывать эффективного сопротивления численно превосходящими истребителями советских ВВС, а сами штурмовики становились легкой добычей последних.

Состояли на вооружении

Германия люфтваффе Венгрия В 1943 году ВВС Венгрии получили 4 штурмовика для ознакомления. После катастрофы одного самолёта, остальные были приписаны эскадрильи ночной истребительной авиации и боевых вылетов не совершали. Румыния ВВС Румынии получили первые 40 самолётов в мае 1943 года. Румынские штурмовики не были оборудованы подвесными пушками, поэтому действовали в качестве лёгких бомбардировщиков . С августа 1944 года оставшиеся самолёты совершали боевые вылеты против бывших союзников. Всего Румыния получила 62 штурмовика Hs 129.

Тактико-технические характеристики

ТТХ Hs.129 различных модификаций
Характеристика Hs.129A-0 Hs.129B-0 Hs.129B-1 Hs.129B-2 Hs.129B-3
Технические характеристики
Экипаж 1 пилот
Длина , м 9,85 9,75
Размах крыла , м 14,2
Высота , м 3,25
Площадь крыла , м² 28,4 28,9
Масса пустого , кг 3 260 3 675 3 661 3 810 4 063
Масса снаряжённого , кг 4 310 3 839 4 057 4 197 н/д
Максимальная взлётная масса ,
кг
н/д 5 000 5 250 5 230
Объём топливных баков , л 610
Двигатель Аргус
As 410A-1
Гном-Рон
14M 04/05
Мощность , л.с. 2× 465 л.с. 2× 700 л.с. (522 кВт)
Воздушный винт двухлопастной
2,62 м
трёхлопастной диаметром 2,6 м
Лётные характеристики
Максимальная скорость , км/ч 385 355 н/д 320-350 400
Крейсерская скорость , км/ч н/д 265 265
Практическая дальность , км 650 750 560 680 780

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.

Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.


Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129

Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».


Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год

Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну - череп и наклоненая кость

Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.

Доброго времени суток, уважаемые, каропчане! Xочу поздравить всех с Новым Годом и Рождеством и предоставить вашему вниманию модель немецкого штурмовика Hs-129b. Время зимнее, а по этому хотелось бы вынести на ваш суд что не будь в соответствующем исполнении. Модель была собрана и окрашена 3- 4 года назад, но выставляю впервые.
Из истории:
Хеншель Hs 129 (нем. Henschel Hs 129 ) - немецкий одноместный двухмоторный специализированный штурмовик времён Второй мировой войны . Главный конструктор самолета - Фридрих Николаус (нем. Fr. Nicolaus ). В люфтваффе штурмовик имел прозвище Консервный нож (нем. Büchsenöffner ). Использовался в основном на Восточном фронте с 1942 года по 1945 год . Всего было выпущено 865 самолётов. Стандартное вооружение штурмовика Hs 129 серий В-1 и В-2 состояло из двух 7,92-мм пулемётов Рейнметалл Борзиг MG 17 с боекомплектом 1000 патронов на ствол, двух 20-мм пушек Маузер MG 151/20 с ленточным питанием и боекомплектом 500 патронов на ствол , и подвесной 30-мм пушечной установки Rustsatz МК 103 с боекомплектом 80 снарядов. Управление стрельбой и перезарядкой пушек электрическое, управление стрельбой пулемётов электрическое, перезарядка электропневматическая. Управление стрельбой допускало ведение огня в различных комбинациях. Расход патронов контролировался пилотом с помощью четырёх счётчиков. На самолёте был установлен электрический бомбосбрасыватель и механический бомбовой прицел перед стеклом лётчика.
На фронтах советско-германской войны штурмовик Hs 129 впервые принял участие в боевых действиях 1942 года на полуострове Крым и в составе румынской армии, воюющей в СССР .
Ограниченно использовался в операциях в Северной Африке в 1943 году. Далее - в боевых действиях на Курской дуге .
В основном Hs129 использовались в отдельных эскадрильях истребителей танков и в 4-й группе 9-й штурмовой эскадры (IV.(Pz)/SG9).
К середине 1944 года , с усилением советской противовоздушной обороны и истребительной авиации, стало очевидным, что характеристики Hs 129 не отвечают сложившейся на фронтах войны тактической обстановке; потери лётного состава достигали 20 процентов .
По модели:
Фирма производитель Italeri, как и её модель в особой презентации не нуждаются. Модель была выпущена более 15 лет назад и появление от Italeri модели с внутренним «кроем»на тот момент было чем то невообразимым. Но на внутреннем расшиве все и закончилось, ляпов хватило и в расшиве, и в геометрии, и в декале. Но уж больно хотелось иметь этот аппарат на своей полке. а так как все остальные исходники были еще хуже, пришлось работать с набором от Italeri.
По сборке:
Сборка особых проблем не вызывала. Стыковка более – менее нормальная, шпаклевания и шкурения минимум.
Из дороботок:
Исправлена и нарезана заново расшивка и лючки на плоскостях, мотогандолах и капотах.
В необходимых местах на лючках сделаны петли.
Изменена фактура на всех рулевых поверхностях.
Добавлена мелочевка в кабину, включая привязные ремни.
Сделана прицельная марка на вынесенном прицеле.
Из отожженной медной трубки сделаны выхлопные патрубки.
Добавлены тормозные шланги из отожженной проволоки.
ПВД – мед. игла + проволока.
АНО – тянутый прозрачный литник.
Задние кромки рулевых плоскостей сточены, а соответственно триммеры, вместе с тягами сделаны заново.
Доработан дульный тормоз на МК-103.
Растяжка антенны – нить «HOBBY +».
Литера «К» была нанесена ч/з самодельный трафарет, т.к. то, что давали декалью не соответствовало действительности.
По окраске:
Модель окрашена красками и лаками Hobby Color и Tamiya, на конечном этапе художественные соусы, финишное покрытие матовый лак от Humbrol.
В результате сих трудов у нас получился Hs-129b2, самолёт принадлежал 10.(Pz)SG-9. Восточный фронт, Украина,Черновцы, март 1944г.

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.

Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.


Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129

Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».

Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год

Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну - череп и наклоненая кость

Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.

Источники информации:
-

В апреле 1937 г. Рейхсминистерство авиации подготовил тактико-технические требования к перспективному самолету-штурмовику. Предусматривалось создать самолет, способный действовать на малой высоте над вражескими позициями. С этой целью требовалось защитить броней жизненно важные элементы машины - кабину пилота, силовую установку, топливные баки. Стрелковое вооружение предполагалось довольно мощным: две 20-мм пушки MG FF и несколько 7,92-мм пулеметов. Мощность силовой установки должна была находиться в пределах 900-1100 л.с, причем предпочтение отдавалось двухмоторной схеме как обеспечивающей лучшую живучесть над полем боя. Второй член экипажа, обслуживающий оборонительную стрелковую установку, требованиями не предусматривался - самолет предполагалось выполнить одноместным, беззащитным от атак истребителей сзади-сверху. Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, в «финал» вышли две - «Фокке-Вульф» с модифицированным ближним разведчиком Fw-189 и «Хеншель» со специально разработанным двухмоторным монопланом Hs-129. Победа изделия «Хеншеля» в конкурсе обусловливалась отнюдь не его высокими качествами - просто Hs-129 оказался чуть менее плохим, чем штурмовой вариант «рамы».

Прототип Hs 129V1 испытывался с 26 мая 1939 г., а в ноябре-декабре 1939 г. к нему присоединилось ещё два прототипа. Поставки предсерийных машин начались летом 1940 г. Общий объем производства (с учетом прототипов) превысил 870 самолетов.

Технические характеристики самолета Hs 129А-1

Тип двигателей: As 410А
Мощность двигателей, л.с.: 465
Размах крыла, м.: 15,50
Длина самолета, м.: 10,10
Высота самолета, м.: 29
Площадь крыла, кв. м.: 32,0
Масса, кг:
пустого самолета: 3000
нормальная взлетная: 3250
максимальная взлетная: 3900
Скорость, км/ч:
Максимальная: 350
Крейсерская: 270
Сваливания: 130
Скороподъемность, м/с: 4,0
Время набора высоты, мин:
1000 м.: 4,5
3000 м.: 9,6
5000 м.: 21,0
Потолок, м.: 6200
Дальность полета, км.: 900
Длина, м:
Разбега: 420
Пробега: 280
Продолжительность полета, ч.: 3,5

Основные модификации Хеншель Hs 129

Hs 129 А -0 - предсерийная партия (12 машин). Двигатели - 12-цилиндровые жидкостного охлаждения «Аргус» As 410А-1 (465 л.с). Стрелковое вооружение - 2 20-мм пушки MG 151/20, 2 7,92-мм пулемета MG 17. Масса бомбовой нагрузки - 100 кг (2 50-кг бомбы).

Hs 12 9 В - установлены 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14М4/5 (700 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Hs 129А-0. Максимальная масса бомбовой нагрузки - 300 кг.

В 1941 г. путем переделки недостроенных Hs 129А-0 изготовили предсерийную партию Hs 129В-0, в декабре 1941 г. начался выпуск серийных Hs 129В-1, отличающихся облагороженными в аэродинамическом отношении очертаниями носовой части фюзеляжа и переделанным фонарем. Hs 129B-1/R2 вооружался 30-мм пушкой МК 101 в подфюзеляжной установке, Hs 129В-1/R3 имел 4 пулемета MG 17 в подфюзеляжном контейнере.

С мая 1942 г. выпускался Hs 129В-2 с измененной топливной системой. Машины поздних серий получили вместо пулеметов MG 17 - 13,2-мм MG 131. Hs 129B-2/R2 вооружался подфюзеляжной 30-мм пушкой МК 101, а с середины 1943 г. - МК 103. Hs 129В-2/R3 нес под фюзеляжем 37-мм пушку ВК 3,7 (пулеметы при этом снимались). Hs 129В-3 вооружался 75-мм пушкой ВК 7,5 (построено 25 самолетов). В общей сложности выпущено 859 Hs 129В-1, В-2 и В-3 (1 в 1941 г., 219 в 1942-м, 414 в 1943-м и 225 в 1944 г.).

Боевое использование Хеншель Hs-129

Поставки Hs 129В в строевые части начались в январе 1942 г. Первыми их получила формируемая группа ll/Sch.G 1. На Восточный фронт она отправилась в мае. Один из отрядов прибыл в Крым, остальные действовали на Донбассе и в районе Харькова. Самолеты летали на непосредственную поддержку пехоты, периодически привлекаясь и для ударов по объектам в ближнем тылу (например, полевым аэродромам). С июня 1942 г. в боях под Харьковом начали применяться штурмовики, вооруженные 30-мм пушками - их основной задачей стала борьба с танками. С августа 1942 г. под Ржевом на Hs 129В воевал отряд истребителей танков же 13.(Pz)/JG 51. Группа ll/Sch.G 1 в конце 1942 г. действовала на южном фланге Восточного фронта. После реорганизации в начале 1943 г. имеющиеся в ней самолеты Hs 129В сосредоточили в двух отрядах - 4.(Pz)/Sch.G 1 и 8.(Pz)/Sch.G 1, действовавших как отдельные.

С ноября 1942 г. Hs-129В воевали в Северной Африке - в составе отрядов 4.(Pz)/Sch.G 2 в Ливии и 5.(Pz)/Sch.G 1 (переименованного в начале 1943 г. в 8.(Pz)/Sch.G 2) в Тунисе. В третьей декаде апреля 1943 г. уцелевшие после напряженных боев самолеты Hs 129В были эвакуированы в Италию.

Три отряда, действовавшие на Восточном фронте, в конце февраля 1943 г. свели в «Панцерягдкоммадо Вейсс», выполнявшее функции соединения быстрого реагирования и перебрасывавшееся на наиболее угрожаемые участки фронта. В апреле к ним присоединился выведенный из Африки 4.(Pz)/Sch.G 2. В апреле-мае 1943 г. штурмовики действовали над Кубанью и Азовским морем, уничтожая не только танки, но и плавсредства. К началу июля пополненные отряды штурмовиков сосредоточили в районе Белгорода. В ходе операции «Цитадель» они поддерживали наступление 2-го танкового корпуса СС. Потери были тяжелыми - с 14 по 25 июля отряды истребителей танков лишились около 30% своих самолетов. В последующие месяцы штурмовики действовали на Украине, пытаясь сдержать продвижение Красной армии.

В октябре 1943 г. все отряды, вооруженные Hs 129В, свели в группу IV(Pz)/SG 9. «Хеншели» активно участвовали в боях за Днепр, в январе 1944 г. воевали у Бердичева и Черкасс. Один из отрядов в апреле -начале мая воевал в Крыму, после чего группу в полном составе сосредоточили в Румынии. Осенью 1944 г. отряды рассредоточили по Восточному фронту - они сражались в Восточной Пруссии, Польше, Венгрии. Вплоть до конца апреля 1945 г. остатки группы - отряды 10. и 14.(Pz)/SG 9 - воевали в Чехословакии, хотя их боевая активность в последние недели войны существенно ограничивалась хронической нехваткой топлива.

ВВС Румынии с мая 1943 г. получили 40 Hs 129В-2. Ими вооружили 8-ю штурмовую группу, с августа участвовавшую в боях на Украине. В апреле 1944 г. её вывели для отдыха в Румынию, а в течение лета Люфтваффе передали ещё 21 Hs 129В-2. С июня 1944 г. 8-я группа возобновила боевые вылеты. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции «Хеншели» участвовали в боях против вермахта. Осенью 1944 г. все исправные Hs 129В-2 свели в 41-ю АЭ, участвовавшую в боях вплоть до мая 1945 г. С вооружения ВВС Румынии Hs 129В-2 сняли в 1949 г.

В августе 1943 г. 4 самолета Hs-129В получила Венгрия, но после испытаний их вернули Люфтваффе.

Вопреки распространенному мнению, Hs 129 отнюдь не задумывался как специализированный противотанковый самолет - при его создании была поставлена задача спроектировать штурмовик, так сказать, «общего назначения», способный поражать разнообразные цели на поле боя как пулеметно-пушечным огнем, так и бомбами. Естественно, среди таких целей были и танки. Для их уверенного поражения пришлось предпринимать меры по вооружению Hs 129В все более тяжелыми пушками.

Самолет Hs 129В оказался единственным специализированным штурмовиком Люфтваффе , но и он был далек от идеала. К тому же, количество таких машин оказалось мизерным по сравнению с дивизиями и корпусами . Несколько отрядов «Хеншелей» не могли оказать решающего влияния на ход боевых действий в целом. Командование Люфтваффе применяло их в качестве своеобразной «пожарной команды», бросаемой на различные участки фронта.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!