Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Омонимия наречий другими частями речи. Разграничение омонимичных частей речи








1. (В)дали мелькнул парус. – (В)дали голубой виднелись горы. 2. Влево, бесконечно далеко, (в)глубь, расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали (в)глубь степей. 3. (Во)время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и (во)время возвратился домой


1. Вдали мелькнул парус. – В дали голубой виднелись горы. 2. Влево, бесконечно далеко, вглубь, расстилались засеянные поля. – Кочевники складывали кибитки и бежали в глубь степей. 3. Во время отпуска он много путешествовал, хорошо отдохнул и вовремя возвратился домой


Где живет совесть? Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия». М.Е. Салтыков-Щедрин - Все ли слова в тексте понятны? - Как бы вы назвали эту миниатюру?


(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.) - Авторское «Где живет Совесть?» - это и есть основная мысль: по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему? - Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?




Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по- свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль. Настрадалась Совесть. Кое-как на день- другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по- новому запросто выбрасывали бедняжку куда- нибудь прочь. «Сделай по-моему, Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».







16





Тема: « Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи»

Цели :

    Формирование умения различать наречия и омонимичные формы

    Формирование орфографических умений написания наречий, используя изученные на уроке правила

    Развитие умения связно излагать свои мысли; пополнение словарного запаса обучающихся

Ход урока

1.Проверка домашнего задания

2.Обратите внимание на запись на доске и попытайтесь сформулировать проблему, над которой мы будем сегодня работать:

Причинить зло. Лицо зло. Смеяться зло.

Проблема –тема нашего урока.

на доске записаны слова: впервые – в первые; сначала – с начала)

- Какое слово в паре написано правильно? важно сначала определить принадлежность к части речи.

Цели урока: Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

Задача: составить инструкцию “Приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ”.

Работа в группах: используя информационный текст, перечислите приемы разграничения омонимичных форм.

Общие приемы

    Задать вопрос. Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) зло Наречие - смеяться (как?) зло

    Определить, что обозначает. Предмет, признак предмета, признак действия

    Каким членом предложения является. Дополнением, сказуемым, обстоятельством.

4. Определить, как изменяется слово. Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам. Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется.

Упр. 202(устно)

Немного –частичку,кусочек; теплый воздух-плотно; комфортабельно- удобно, на старте-сначала, на успех-наугад

Частные приемы

5.Подобрать синоним. Синонимическая замена

Обратите внимание на правописание синонимичных форм в 5- 6 предложениях.

Какой следующий прием можно сформулировать?

6.Возможность употребления определения. В самом начале пути, На случайную удачу

7.Поставить словосочетание в начальную форму. У существительного в начальной форме нет предлога. вначале подумай в начале (чего?) пути - начало пути

8. Наличие пояснительных слов. В начале (чего?) пути, вначале разбирался

9.Место ударения: прийти вовремя – во время урока

Работа с предложениями, записанными на доске. Используя частные приемы, определите часть речи

(На)силу не надейся, когда требуется ум. (На)силу добрались до места назначения. В(дали) мелькнул парус. В(дали) голубой виднелись горы. Во(время) отпуска он хорошо отдохнул и во(время) вернулся домой.

Физкультминутка. (Во время выполнения посчитайте, сколько использовано наречий)

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Лингвистическая разминка .

Перед вами текст (Учитель читает, название миниатюры «Где живет Совесть?» закрыто прямоугольником).

Где живет Совесть?

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть её. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась Совесть. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав её суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь .

«Сделай по-моему , Господи, - невольно в сердцах взмолилась она, - отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нём – и исчезнут навсегда все неправды и насилия».

М.Е. Салтыков-Щедрин

Как поступает человек, если у него нет совести?

Какова основная мысль? по его мнению, Совесть есть только у маленьких детей, взрослые ее утрачивают. Вы можете с этим согласиться? Почему?

Почему слово «Совесть» написано с большой буквы?

(Это нравственное понятие, такое же, как Истина, Правда, Милосердие.)

Обратите внимание на обилие наречий. Подчеркните их.(19) Найдите среди них те, которые имеют омонимы других частей речи. Придумайте с ними словосочетания, запишите их.

Обратите внимание на лист самооценки. Что вызвало наибольшее затруднение?

Дом. задание п.12, упр. 203

Лист самооценки

Допускаю ошибки (+ )

1.Что обозначает наречие

2. Морфологические признаки наречия

3. Синтаксическая роль наречия

4.Общие приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

5.Частные приемы разграничений наречия от созвучных словоформ

1.Находить наречия в тексте

2.Определять, от какого слова зависят созвучные словоформы

3.Подбирать синонимы

4.Составлять словосочетания с наречиями и созвучными словоформами

Средняя школа при Посольстве России в Эфиопии Аддис-Абеба, 2009год

Слайд 2

Как отличить наречие от созвучных форм Проблема других частей речи?

Слайд 3

Цель

Обнаружить общие и частные приёмы разграничений наречия от созвучных словоформ

Слайд 4

Задачи

1.Определить,от какого слова зависят созвучные словоформы. На какой вопрос отвечают? 2.Что обозначают? 3.Как изменяются? 4.Каким членом предложения являются? 5.Узнать частные приёмы разграничения созвучных словоформ.

Слайд 5

Общие способы разграничения 1.Задать вопрос Существительное - делать (что?) зло Прилагательное - лицо (каково?) злоНаречие - смеяться (как?) зло

Слайд 6

2.Как изменяется, какое имеет окончание? Существительное - делать зло - по падежам Прилагательное – лицо зло, лица злы- по родам и числам Наречие – смеяться зло, смеялся зло, смеётся зло – не изменяется

Слайд 7

3.Каким членом предложения является? 4.От какой части речи зависит? Существительное – делать зло – от глагола Прилагательное – лицо зло – от существительного Наречие – смеяться зло – от глагола

Слайд 8

Частные приемы разграничения

Наречие Другие части речи 1. Место ударения Разбить наголову Надеть на голову 2.Возможность употребления определения Вечер я провел (где?) дома. Крыша (чего?) дома крыша нового дома 3.Наречие можно заменить только наречием, а местоимение можно опустить Шел дождь, затем (потом)За темдомом школа. светило солнце.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!