Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Нож. Правильные основы боевой подготовки

Наверняка, глядя фильмы про гордых самураев и стремительных нинзя, вам хотелось попробовать себя в фехтовании катаной? Действительно этот меч окружен славой и легендами!

Он известен с конца XIV века как традиционной оружие самураев.















Техническая справка:

Длинна катаны: от 60 см

Вес: 1100-1200 грамм

По типу хвата катана относится к полуторным мечам: в основном используется двуручный хват но возможен и одноручный.

При изготовлении используются минимум два сорта стали: вязкий для основания и твердый для режущей поверхности.

Клинок слегка изогнут чтобы увеличить площадь режущей поверхности(изгиб клинка характерен для многих мечей в том числе шашка, сабля и пр.)

В России доступны для изучения несколько направлений:

Кендо — фехтование на мечах, контактный вид спорта с партнером.

Иайдо- практика мгновенного извлечения меча из ножен с последующим нанесением удара.

Тамэсигири — разрубание предметов мечем.

Как правило все вышеперечисленные направления в России практикуются и преподаются как Кендо.

Кендо (путь меча) - японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в Кендо и в наши дни.

В настоящее время Кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по Кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает Русская Федерация Кендо, основанная в этом же, 1989 году, и входящая в состав Всемирной (FIK) и Европейской (EKF) федераций кендо. В 2010 году Русская Федерация Кендо переименовывается и регистрируется как Российская федерация Кендо, Иаидо и Дзёдо, одновременно Кендо приобретает в России статус вида спорта.










Изучение подобного искусства подразумевает не только физическое но и духовное развитие.

Согласно положениям AJKF (всеяпонской федерации Кендо) озвучивается следующая концепция: Кендо представляет собой путь воспитания человеческого характера посредством применения принципов Меча.

Зачем заниматься Кендо?

Для соединения воедино тела и духа,

Развития сильного и решительного духа,

И посредством правильных и упорных тренировок

Стремиться к совершенствованию в искусстве Кендо,

Уважать человеческое достоинство и честь,

Искренне общаться с другими людьми,

Всю жизнь стремиться к самосовершенствованию.

Таким образом, такой человек сможет:

Любить свою страну и общество,

Способствовать развитию культуры,

И содействовать миру и процветанию среди всех народов.

Кендо можно заниматься всем, независимо от пола и возраста. Регулярные занятия позволяют повысить не только силу мышц и выносливость тела, но также

Научиться снимать стресс;

Сделать осанку и походку красивой;

Нормализовать вес;

Поправить здоровье.

Приходите в кендо и вы научитесь побеждать испуг и страх, сомнение и неуверенность в себе, быстро и правильно принимать решение, быть наблюдательными, без потерь выходить из сложной ситуации и уметь ее предвидеть.

Узнать адрес клуба Кендо в вашем городе и другую полезную информацию вы можете на сайте Российской Федерации Кендо:

Также вам полезен будет сайт о катанах:

Раз уж мы сегодня говорим о самурайских мечах то нужно также сказать несколько слов про кодекс самураев – Бусидо.

Бусидо - неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: беспрекословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в книге «Начальные основы воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:

* Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.

* К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.

* Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.

* Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.

* В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.

* Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его - значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители - ствол дерева, дети - его ветви.

* Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

* На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.

* Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.

* Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.

* Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.

* Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.

* Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.

* Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.

* Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.

* Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.

* Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Также рекомендуем вам еще одни очень хороший трактат: Хага?курэ «Сокрытое в листве - это практическое и духовное руководство воина, представляющее собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо .

Сделай сам! Удар катаной.

Стойка:

Правая нога впереди, стопа развернула прямо, левая – под углом примерно 45 градусов, пятки на одной линии, колени согнуты, вес тела распределен равномерно между ступнями. Спина прямая, плечи опущены, локти чуть согнуты, рукоять меча смотрит в пупок, кончик лезвия – на уровне переносицы противника. Правая рука крепко держит меч под цубой, она отвечает за силу удара, левая – за направление. Для тех, кто не знает – цуба – это пластина между лезвием и рукоятью, защищающая руку. У боккена(это деревянный меч) нет цубы, она условно обозначена переходом лезвия в рукоять. Левая рука находится примерно на ширине кулака от правой, при этом мизинец должен чувствовать край рукояти.

Удар: удар выполняется одновременно с шагом вперед.

Выполнение:

1.Корпус(центр тяжести) начинает двигаться вперед по прямой линии на которой в находятся пятки, одновременно с этим начинаем шаг левой ногой вперед.

2.К моменту когда ноги поравняются должен быть выполнен взмах: вы обеими руками взносите катану над головой так что она уходит за спину.

3.Левая нога становится на намеченное место, завершая шаг(теперь соответственно левая нога смотрит вперед а правая развернута под 45 градусов, пятки по прежнему на одной линии) и одновременно с этим вы наносите удар.

4.После нанесения удара положение меча возвращается в исходное.Соответственно следующий шаг-удар вы совершаете с правой ноги.

Итак, поздравляем! Вы выполнили ваш первый удар катаной и первый боевой шаг. А одна восточная мудрость гласит: «путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Удачи вам на этом пути!

Ваш А.Б.

Упражнение выполняется как в вертикальной плоскости, так и по горизонтали. Возможно выполнение различных «восьмерок» и имитаций ударов двуручным мечом.

Постепенно упражнения по развитию спины сокращаются, а вместо них увеличивается доля работы в полном доспехе. Таким образом сохраняя форму и наращивая нагрузку, вы просто заменяете укрепляющие упражнения теми, которые необходимы по ходу занятий.

РАБОТА «ПО ВЕТРУ» (координация, гибкость суставов)

Работой «по ветру» врываются упражнения, выполняемые бойцом самостоятельно - без мишени и партнера, т. е. по воздуху. Чаще всего это вращательные маховые движения с разнообразной траекторией (знаменитые киношные вертушки). Выполняются на месте, в движении и во вращении вокруг своей оси.

Помимо наработки «чувства рукояти», эти упражнения укрепляют сухожилия, способствуют развитию гибкости суставов, координации движений и чувства равновесия. Сами упражнения описывать не стоит, их с избытком у киношных ниндзя, самураев, казаков и т. п. Кроме того любой человек в силе составить и наработать собственные подобные упражнения. Главный принцип: клинок не должен останавливаться. Его движение должно быть ровным, без задержек и рывков. Скорость выполнения произвольная и зависит от веса и габаритов клинка.

Следующий раздел будет посвящен методикам, которые не увидишь на экране и не услышишь от соперников. Некоторые клубы стараются не раскрывать секретов мастерства, думая, что несколько их «секретных» наработок обеспечат преимущество перед соперником. Это наивное заблуждение неоднократно опровергнуто практикой турниров. Боец, делающий ставку на хитрый прием, быстро достигает своего потолка и начинает безнадежно проигрывать противникам с гибким мышлением и творческим подходом к фехтованию. Да, можно иметь в арсенале 2-3 основных удара или комбинации, но делать из них секрет просто смешно, ибо наблюдательный противник без труда «рассекретит» их и выработает неожиданные контрмеры. Мы убеждены, что развитие исторического фехтования сможет продолжаться лишь при ознакомлении большинства бойцов с существующими наработками. Это позволит запустить механизм «прием-контрприем», являющийся основным двигателем развития всего направления ИФ.

Не секрет, что многие самые свежие идеи зареченской школы пока остаются в разработке, однако базовыми и опробованными методиками мы делимся без сожаления!

«БАЛДА» (охота за пятью зайцами)

Можно проводить часы и дни в тренажерном зале, накачивая массу мышц но, выйдя на ристалище, удивляться тому, что меч от усталости вываливается из руки, в то время как сравнительно поджарый соперник сохраняет свежесть, силу и скорость ударов.

Причиной тому напрасное развитие тех групп мышц, которые не отвечают за движение оружия.

На данный момент разработана и опробована методика, позволяющая решить эту и другие тренировочные проблемы. Немаловажно и то, что сама методика не требует особых материальных затрат, а тренировочные снаряды могут быть смонтированы как на улице, так и в сравнительно малых помещениях.

Заяц 1. Вместо монотонных и бесконечных толчков штанги или гантели полезнее провести полчаса с тренировочным клинком в 2 кг, нанося удары по «балде» - подвешенному на веревке блоку автопокрышек.

Адаптируются сухожилия, работает ударная группа мышц, рука привыкает к встрече препятствия. Переложив меч в другую руку, получаем равномерное развитие плечевого пояса. Настоятельно рекомендуем отрабатывать приемы обеими руками. Кроме известных преимуществ, такой подход позволяет полноценно работать с партнерами в роли левши.

Заяц 2. Работа на «балде» с утяжеленным оружием, помимо повышения силовых характеристик, способствует и эффективному развитию координации, точности и темпа ударов. На определенной стадии отработки приемов бывает необходимо работать именно тяжелым снарядом в полную силу.

Заяц 3. Легко убедиться, что активно поработав 15 минут у «балды» в полном доспехе с оружием, человек чувствует себя точно так, как если бы он пробежал кросс 3-5 км (в зависимости от персональной тренированности). Однако параллельно с развитием выносливости оттачивается техника, ставится сила и точность удара, чего не достигнуть никакими беговыми тренировками.

Заяц 4. Упражнения с «балдой» в паре по своей эффективности вдвойне уникальны. Объясняется это очень просто. Одноклубники даже в самом жестком тренировочном бою не бьют друг друга в полную силу, и это правильно (если они психически здоровы). Незачем создавать травмоопасную ситуацию, способную вывести бойца из строя, особенно перед соревнованием. Побочный эффект этого проявляется в привыкании сдерживать удар и останавливаться после каждого сильного попадания.

Работа же с «балдой» в паре позволяет полностью избежать этих моментов (подробности упражнений изложены ниже).

Заяц 5. Работа с качающейся «балдой» формирует навыки силовой борьбы: толчки корпусом или щитом, контрдействия на активное перемещение противника. Именно с качающейся «балдой» спортсмен имеет возможность оттачивать чувство дистанции в боевом режиме.

Вывод приходит сам собой: большая доля физической подготовки может и должна проходить «на балде», с применением турнирного снаряжения и тренировочного (утяжеленного) оружия.

Исторический прототип «балды» - чучело-истукан изготавливался из куска бревна или толстой вязанки хвороста. Однако и то и другое не совсем удобно: хворост в процессе работы оставляет на полу массу крошева, а твердое дерево утомляет руку жесткой отдачей и быстро разрушает оружие. Автопокрышки в данном случае удобней, чем исторические аналоги. Причем суть упражнений остается без изменений, в то время как лучезапястный сустав я ресурс оружия сохраняются максимально!

Очевидным плюсом является и то, что на основе минимального набора конкретных упражнений каждый тренер и спортсмен может разработать свои упражнения, необходимые для решения персональных задач.

ОДИНОЧНАЯ «БАЛДА»

Постановка ударов с места (наработка техники, силы, скорости, точности).

Заняв исходное положение перед снарядом, боец осваивает прием, изучает дистанционные условия его успешного применения и специфику поведения меча в момент удара.

Тренер имеет возможность увидеть ошибки реального выполнения приема, а не его бесконтактного изображения. Боец ощущает слабые и сильные стороны каждого приема применительно к своим возможностям и конституции.

Постановка ударов с движения (боец, двигаясь вокруг «балды», наносит удары и меняет направление движения).

Приобретается легкость и раскованность движений. Вырабатывается навык нанесения ударов навскидку, с любой опорной ноги, с шага или прыжка, с движения вперед и назад и т. д.

ПАРНАЯ «БАЛДА»

Бой на опережение (бойцы с противоположных сторон «балды», видя друг друга, стараются нанести по «балде» удар быстрее соперника).

Боец привыкает постоянно видеть перед собой реального противника, следить за его действиями, независимо от своего положения.

Бой на ответ (следя за противником, бойцы стараются отреагировать на его удар по «балде» и нанести свой по схеме «защита-удар»).

Вырабатывается естественная реакция, умение переключаться с оборонительного на атакующее действие.

Бой на выживание (марафон, когда бойцы наносят оговоренное количество ударов на скорость, либо бьют по «балде» оговоренное время в максимальном темпе и в полную силу).

Одновременная работа на выносливость, силу, технику, экономичность движений. В подобном марафоне хорошо проявляются персональные особенности каждого бойца. Становится понятным, что следует корректировать и на что каждому бойцу лучше сделать ставку в турнирных боях.

КАЧАЮЩАЯСЯ «БАЛДА» (силовая борьба, толчки, подсады со снарядом, висящим на 2-3-метровом шнуре)

Адаптация к подвижности соперника, коррекция ударов в движении, выработка контрдействий на толчки щитом и плечом. Все упражнения могут выполняться как в одиночку, так и парами. Качающееся движение может задать сам спортсмен или его напарник. В случае же работы с партнером «балда» движется более непредсказуемо, имитируя ситуации, когда противник может неожиданно остановиться или атаковать не по прямой.

Контакт должен проходить жестко, так чтобы снаряд останавливался мгновенно. Лучше, если «балда» при столкновении отлетает назад или в сторону.

Маневрирование (уходы от «балды» в скоростном режиме).

В момент наступательного движения «балды» боец отрабатывает уход от силового контакта. Прием выполняется правильно, когда уход осуществляется на минимальной дистанции, но без касания со снарядом.

Встречные удары (в отходе с линии атаки).

Движущаяся «балда» встречается жестким ударом или серией. Оптимальный вариант исполнения совмещает встречный удар и защитное действие: уход, отработка щитом и т. д.

Толчок щитом (с тяжелой «балдой»).

Раскачивающаяся «балда» встречается мощным толчком щита или плеча. Оптимально выполненное движение удерживает бойца на месте и не дает ему отлетать при ударе.

КОНСТРУКЦИИ «БАЛДЫ»

Конструкций данного снаряда может быть великое множество. Все зависит от величины, количества и способа скрепления автопокрышек. Это позволяет варьировать вес и подвижность «балды»: от самой легкой - из одной легковой покрышки на веревке, до самой тяжелой и стационарной - собранной на врытом в землю столбе по типу детской пирамидки.

На рисунке даны средний и тяжелый типы «балды». На основе общего принципа любой может изготовить свой вариант, наиболее подходящий в каждом персональном случае.

Стоит серьезно отнестись к механизму подвески «балды». Общий вес полного снаряда может достигать 60-90 кг, поэтому крепеж должен быть особо надежным. Нет смысла объяснять, что произойдет в случае падения на ногу груза в полцентнера. Поэтому крепление лучше делать с запасом, особенно если учесть, что при работе к массе «балды» прибавляется сила удара или толчка корпусом.

У бойцов, регулярно тренирующихся на «балде», довольно быстро ставится мощный и жесткий удар. При всех очевидных плюсах этот факт имеет один большой минус: при отработке ударов в полную силу турнирным мечом наблюдается быстрый износ рукояти оружия. Первый симптом проявляется в изгибе рукояти относительно оси клинка. Однако чаще всего рукоять просто неожиданно ломается. Усугубляет тенденцию к излому и слишком плотная посадка перекрестья и навершия, отчего в рукояти постоянно сохраняется большое напряжение. Сильный удар увеличивает это напряжение в несколько раз и металл попросту не выдерживает. 3.4* I *

Бороться с этими неприятностями можно несколькими способами.

По факту поломки оружия:

Разобрать рукоять; наварить сломанный фрагмент и собрать ручку заново.

Превентивно:

Завести в арсенале тренировочный (усиленный) клинок. В тренировочном клинке не обязателен глубокий дол, тонкое лезвие и узкий хвостовик рукояти, поэтому его можно сделать более мощным (особенно в области перехода клинка в рукоять). Такой клинок послужит долго даже при постоянном использовании его на твердой «балде» из грузовых покрышек, которые более жестко принимают удар и резко гасят его энергию.

Использовать для изготовления «балды» более мягкие и пластичные покрышки. Если же в вашем арсенале нет тренировочных (грубых) клинков, то лучше собрать «балду» из легковых покрышек. Они отличаются более тонкой резиной и большей мягкостью. Энергия ударов в них гасится достаточно плавно, без запредельных перегрузок в стыке клинок-рукоять. По таким покрышкам можно работать и сбалансированным боевым клинком. Стоит добавить, что мы бы не советовали нарабатывать силу и резкость удара антуражными клинками, у которых дол уходит под перекрестье в рукоять. Ослабленный стык таких мечей гораздо хуже переносит ломающие нагрузки сильных ударов.

Это лишний раз подтверждает, что не все «историчные» вещи применимы при серьезных турнирных боях и тренировках.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

Данная методика достаточно эффективна, и многие замечают резкий прогресс уже через 1-3 недели. Однако руководителю следует придерживать прыть начинающих бойцов, пытающихся форсировать достижение высоких результатов, ибо:

Только ровный и стабильный тренировочный процесс способен, без срывов и серьезных травм, привести к вершинам мастерства.

Мастерство поединщика способно формироваться лишь на фундаменте персонально отточенной базовой техники! 90% - шлифовка действий и 10% - спаррингов.

Преждевременное же стремление слабо подготовленного спортсмена к настоящему жесткому спаррингу - прямая дорога к разочарованиям и травмам!

Суть этого предостережения не в том, чтобы удерживать учеников от реальных поединков, но в том, чтобы плавно и последовательно вводить новичков в полновесный тренировочный цикл.

Необходимо напомнить, что у опытных бойцов на соревнованиях травм почти не бывает. Если расположить ситуации по возрастающей уровня травмоопасности, то получится выразительный список:

Чемпионаты российского масштаба - минимум (мелкие и легкие);

Турниры регионального масштаба - малый уровень (легкие);

Тренировочный процесс - средний уровень (средние);

Репетиции и показательные выступления - максимальный уровень (легкие, средние, серьезные и тяжелые).

Хотя это может показаться вам странным, но тренировки и показательные выступления наиболее травмоопасны. Находясь в кругу знакомых, любой человек, сам того не желая, несколько расслабляется. Появляется некоторое пренебрежение защитой, ослабляется внимание и осторожность. Удары же иной раз не уступают по силе турнирным, и как результат - травмы.

На турнирах наоборот - боец находится в состоянии повышенной алертности, собран и насторожен. Поэтому даже жесткие удары не застают врасплох и не причиняют особого вреда.

К сказанному следует добавить, что опытные бойцы с большой неохотой работают с новичками. Объясняется это тем, что начинающий боец не имеет достаточной техники и плохо контролирует движение клинка. Слишком велика опасность непредсказуемых попаданий кончика лезвия в область лица и схода режущей кромки ниже колена. - Прим. авт.

НЕМНОГО АЗБУКИ

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ПРИЕМА

1. Визуальное ознакомление с приемом.

2. Разучивание приема боевым клинком на «балде».

3. Наработка мышечной памяти с тренировочным (тяжелым) клинком на «балде».

4. Оттачивание скоростного исполнения приема в доспехе с боевым клинком на «балде».

5. Шлифовка приема боевым или облегченным клинком в парах.

Рассмотрим подробней каждый из этапов.

1. Показ приема начинается с четкого названия, в соответствии с терминологией.

Затем прием демонстрируется 2-3 раза в боевом темпе с объяснением назначения приема и ситуаций для его применения.

После того как спортсмен понял, о чем речь, прием повторяется по фазам в замедленном темпе с объяснением каждой фазы.

2. Сначала все внимание уделяется точной траектории приема, правильной постановке рук и корпуса. Прием выполняется по частям и слитно в медленном темпе с исправлением возможных ошибок. Клинок не должен быть очень тяжелым, чтобы боец не отвлекался лишними усилиями.

3. После освоения основной структуры удара, его закрепляют в «мышечной памяти». В процессе работы с «балдой» от статичной позиции переходят к выполнению ударов в движении. Приемы выполняются тяжелым клинком, многократно, в спокойном темпе.

4. По мере оттачивания элемента переходят к скоростным ударам в полном доспехе. Главное внимание обращается на точность и резкость.

5. Когда правильное выполнение не вызывает затруднений, прием «оттачивают» в паре с партнером. Начав с умеренного, темп постепенно наращивают. На этой стадии возможно применение легкого оружия (пластиковой трубки, палки)

БАЗОВЫЕ УДАРЫ И ЗАЩИТЫ

Как правило, базовыми считают 5-6 наиболее распространенных ударов, на основе которых строится вся дальнейшая техника фехтовальщика. Прочие удары - это, в принципе, всего лишь разновидности основных. Каждая школа отличается своими терминами и нюансами выполнения, однако все это будут варианты одних и тех же ударов.

(Колющие удары в данном случае не рассматриваются. - Прим. авт.)

1. Диагональный верхний удар справа вниз (уключный уровень).

2. Диагональный верхний удар слева вниз (уключный уровень).

3. Вертикальный удар (уключный уровень).

4. Горизонтальный удар справа-слева (уключный и подольный уровни).

5. Диагональный нижний удар справа вверх (подольный уровень).

6. Диагональный нижний удар слева вверх (подольный уровень).

Меч, как обоюдоострое оружие, позволяет использовать противоположную (лучевую) грань клинка. Отсюда добавляется еще два обратные удара.

7. Удар обратный уключный.

8. Удар обратный подольный.

В данной терминологии уключные - удары в верхнюю часть корпуса и голову, полольные - удары в нижнюю часть корпуса и бедро.

В оригинальной терминологии зареченской школы удары справа называют одесными (от десница - правая рука), соответственно удары слева - ошуйными (от шуйца - левая рука). Некоторые названия, как наиболее соответствующие сути, заимствованы из терминологии славяно-горицкой борьбы. В приводимом перечне даны термины, которые будут употребляться в видеоверсии зареченской школы.

На схеме даны основные направления базовых ударов (в скобках - названия приемов, описываемых ниже, с рисунками и схемами исполнения).

а) засечный одесный;

б) засечный ошуйный (накрут);

г) обратный колун (фортель);

д) обратный одесный; е) обратный ошуйный (обратка); ж) подъем одесный (подрез); з) подъем ошуйный (подъем).

БЫСТРОТА И ТОЧНОСТЬ

Мелом на разных уровнях «балды», отмечаются «пятаки» (участки диаметром 10-20 см), являющиеся основными зонами поражения.

На начальной стадии боец наносит одиночные удары, отслеживая точность поражения «пятаков». В процессе тренировок «пятаки» уменьшаются до 5-10 см, а «балде» придается вращательное и маятниковое движение.

При этом зоны поражения то появляются, то пропадают, что имитирует реальную ситуацию, когда противник открывается на разной дистанции и непредсказуемо.

ФИНТЫ

Освоив базовые удары в движении, приступают к освоению атак с использованием ударов-финтов. Сначала удары отрабатываются на подвесном снаряде «балде», а затем во взаимодействии с партнером (тренер проводит попутную коррекцию движений).

На начальной стадии все приемы выполняют в безопасном темпе, акцентируя внимание на правильности движений.

К финтам относятся обманные движения с целью дезориентации противника. Это может быть «восьмерка» с резким выходом на удар, или ложный замах с переводом направления удара, или другое действие, вводящее противника в заблуждение.

Не увлекайтесь «красивостью» приема. Замороченные арабески, выписываемые клинком, могут сбить с толку лишь зеленого новичка. Финт необходимо делать быстро, чтобы не дать противнику контратаковать или распознать в вашем движении сам финт.

Исключением из этого правила будут редкие случаи, когда замедление-пауза необходимо по замыслу финта (к примеру, когда после ложного замаха делается пауза, чтобы вытянуть противника на ответное движение, после чего проводится реальная атака). Но даже в этом случае сам финт для пущей убедительности должен быть быстрым.

При разучивании финтов сначала выполняются подводящие упражнения и «подоплеки». Затем приступают к выполнению финтов целиком и с ходу (с кругового движения или с места).

Характерными финтами являются:

б) обманка;

в) восьмерка верхняя;

г) восьмерка нижняя;

д) петля-затрещина.

СБИВЫ (сливы)

Под этим подразумевается движение оружия (реже щита), когда удар противника отводится по скользящей траектории или сталкивается с линии атаки.

Характерными сбивами являются:

а) веерная защита;

в) слив внешней;

г) слив внутренний.

Немного азбуки

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИРОВОК

По ряду причин существует объективная необходимость дифференцировать тренировки по нескольким аспектам. Как правило, все они имеют некоторые сходные моменты, но ставящиеся конкретные задачи максимально акцентируют ту или иную цель.

Обычно, недельный тренировочный график содержит различные виды тренировок, чередующиеся определенным образом. Привычная система может с течением времени изменяться или приобретать форму усредненных занятий, каждое из которых включает в себя этапы различных тренировок.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕНИРОВКИ

Направлены на оттачивание отдельных приемов и комбинаций, выработку автоматизма действий и расширение персонального технического арсенала бойца.

Фехтование с катаной - бой с мечом для самурая

Во все времена именно катана считалась символом самурая. Катана - чисто гражданский вариант самурайского меча. Военный вариант самурайского меча назывался тати и никогда не применялся в гражданской жизни, хотя по сути, являся коипей катаны. Он подвешивался к поясу, а не за пояс, был менее остро заточен и угол его заточки был больше, так как он был рассчитан на прорубание доспехов, где бритвенно острое лезие катаны испорилось бы после нескольких ударов.

Однако именно самурайский меч - катана стала по праву симолом самурая.

Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и яполния вступила в период феодальныхъ смут и междоусобных войн. Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава.

Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.

К этому времени, а точнее к XVI веку отнсится образование старейшей фехтовальной школой Японии - Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному исккуству владения мечом.

Основоположник школы Синкагэ-рю - самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования - нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю. Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их паринципы в
единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу - Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу - то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.

Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.

Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.

Целью развития фехтования катаной было не только осовение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила "Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).

Следовательно, моральный аспект фехтования катаной - это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент - быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом - это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.

«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными. Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны...... В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).

Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан - позиция с высоко поднятым мечом, Чудан - позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан - с мечом опущенным вниз. Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках однга с другой.

Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основх защиты - верхняя, средняя и нижняя.

Разумеется, комбинаций всех ударов, защит и их вариацийможет быть бесчисленное множество. Защита может иджи влево или вправо, из различных видов стойки, с разными углами выноса меча вперед. Равно как и ударов при ататке - бесчисленное множество.


Основа успешного фехтования катаной - это правильное предугадывание действий противника и выбор комбинации ударов и защиты, блокирующих и нейтрализующих это действие. Для успешного предугадывания приема противника важно то, о чем писал Мусаси - видеть лицо противника и читать его разум, как раскрытую книгу. То есть фехтование с катаной - это еще и искусство психологического подавления противника, искусство чтения его мыслей и действий, написанных в глазах, на лице, мимике, жестах.

Школа фехтования Katana Club старается привить своим ученикам сплав нового и старого - старых техник фехтования с катаной с использованием традиционных приемов Синкагэ-рю, и нового - приемов, для катаны, наработанных уже в 20 и 21 веках в Японии, США, Европе. Такое соединение всего самого передового и отточенных веками традиций делает приемы фехтования с катаной Katana Club очень эффективными. Основной упор делается в Katana Club на универсальность приемов, как для длинного меча - катаны, нодати, так и для более коротких, одноручных мечей - вакидзаси, и для ножей - танто.

Именно универсальность движений и приемов позволяет нарабатывать крайне эффективную таткитку боя - не важно, какое у вас оружие, важно то, как ты им пользуешься и как проводишь защиту и ататку. Ученику не приходится разрываться между техникой для ножа, короткого меча (мачете) саблей, или длинным мечом - катаной, нодати, или даже европейским полуторником. Одна и та же техника для внешне разного оружия и механика доводят его мышечную память до совершенства. разумеется, есть и отличия в приемах. Но сама основа остается одинаковой.


Одна мышечная память для разных видов оружия, изучаемая и применяемая на уроках фехтования позволяет в короткие сроки стать эффективным бойцом на разном оружии, в то время как в обычных фехтовальных школах на это уходят долгие годы тренировок.

Школа фехтования Katana Club постоянно соврешенстует свои навыки, приемы и методики фехтования в Москве с катаной, вакидзаси/мачете, и ноже/танто. Мы открыты для новых приемов и стараемся общаться с другими клубами для обмена опытом и знаниями, создавая в то же время свою, уникальную базу знаний.

Известный британский мастер фехтования и постановщик поединков Ричард Райан

Как вы думаете, что не так в этом поединке? Да и в общем то почти во всех художественных сценах боя на мечах есть одно очень грубое допущение, по сравнению с реальным боем. Погодите, но что может быть не так с боем на мечах? Ведь, в конце концов, существует не так уж много способов ударить острой железякой другого человека. Взгляните, например, на эту боевую сцену из фильма «Царство Господне»:

При защите рубящим мечом часто сильно непонятен аспект применения оружия. Крайне важно понимать, что защиты (противодействие, блокирующее атаки) средневековым мечом или любым заточенным рубящим клинком выполняются не гранью клинка, а плоскостью («mit der flech»). Однако поразительно, как часто эта основная истина фехтования нарушается или игнорируется. Многие продолжают наивно верить, что лезвием рубящего меча можно легко блокировать удар, или что этому следует отдавать предпочтение.

Если у меча острое сильно закаленное лезвие, или тупое и более мягкое, парирование лезвие-в-лезвие быстро приведет его в негодность (что видно во многих фильмах и видеозаписях поединков). Такое действие ускоряет поломку меча. Например: даже без заточки лезвия лучшие реплики рапир сегодня немедленно начнут получать множество мелких и заметных выбоин на своих «лезвиях», полученных от контакта клинок в клинок во время простых упражнений. Это еще больше относится к более широким мечам с лезвиями, предназначенными для рубки. Фактически, принятие сильного удара на закаленную грань настоящего меча может вызвать его поломку (это редко случается сегодня с более мягкими цементированными репликами, используемыми для театрального боя, напротив, их более толстые мягкие грани можно неоднократно бить и заново обтачивать).

У рубящих клинков грани могут быть довольно твердыми, но они очень тонкие, в конце концов. Они слишком острые для того, чтобы их умышлено помещали на пути удара. Лезвия рубящих клинков должны оставаться острыми и не иметь зарубок или щербин. Как можно эффективно рубить мятым, зазубренным и жеваным лезвием? Хотя защита может быть выполнена рубящим лезвием, когда нет другого выхода, такое действие не является подходящим в обычной ситуации. Оружие этого типа не предназначено для применения таким образом, его не следует стремиться умышленно использовать для блоков лезвием.

Все еще можно услышать сегодня такие бредовые мнения, как: блок гранью меча «сильнее», т.к. меч «рубит» поперек клинка (!). Такие комментарии отражают полное отсутствие основных знаний о природе острой стали. Гибкость рубящего меча заключается в упругой деформации клинка от одной стороны к другой, и хорошие мечи специально разработаны с таким расчетом. Очевидно, что они не могут изогнуться правильно, если удар идет поперек лезвия.

Как руководитель АRMA и эксперт по мечам, Хэнк Рейнхардт многократно обращает внимание:
Если это было не так, как тогда мы объясняем явное и хорошо документированное отсутствие существенного повреждения на большом количестве исторических мечей, дошедших для нас? Они, конечно не все отполированы.

Рейнхардт также добавляет:
Если вы еще не можете понять, почему для блокирования используется плоскость меча, то просто возьмите два больших, острых охотничьих ножа и ударьте их лезвиями друг о друга со всей силы. Тогда вы быстро поймете, что к чему.

Конечно, когда ваша жизнь под угрозой, чтобы избежать смерти вы действительно будете блокировать любым возможным способом. Но помните, что, прием клинком сильного удара может всегда закончиться его поломкой. Вы никогда не знаете, может ли ваш меч выдержать каждый блокируемый удар. Кроме того, прием клинком шлепков и ударов при парировании может позволить противнику применить любое количество приемов, направленных на соединение и подготовку ловушек для клинка, а также отбить ваш клинок в сторону и подойти вплотную.

Здесь, вероятно, надо точно определить, что понимается под «лезвием» меча. Лезвие (грань) образуется пересечением плоских сторон, которые имеют все мечи. Но оно также может определять и заточенную, рубящую часть клинка, т.е. «собственно лезвие». Все мечи имеют «грани», но не все грани острые или даже в состоянии быть таковыми. Клинок с толстым поперечным сечением и большим заострением не могут иметь хорошо заточенного лезвия, как и не смогут рубить глубоко. Существует много примеров таких клинков от средневековых эстоков до рапир и почти всех малых мечей. Вдобавок, грани мечей могут иметь разную степень заточки. Лезвие катаны не означает то же самое, что у спадона, а лезвие фальшиона не идентично сабельному.

Сегодня люди часто хотят думать, что они могут парировать лезвием, либо потому, что они видят это по телевизору, либо потому, что они не представляют себе, как это сделать иначе. Основная часть проблемы непонимания того, как парировать, вызвана театральным фехтованием и сценическим боем. Многим покажется удивительным, что почти невозможно найти пример театрального фехтования или сценического боя, где клинки не сталкиваются грань-в-грань. Причины того, что на курсах сценического боя учат так, связано больше с безопасностью, чем с реализмом боя (правильно защищаться учить долго, и неправильные методы теперь стали доктриной).

Взгляните на это видео реконструкции боя времён викингов. Обратите внимание, насколько он физичен, как его участники используют щиты и как их мечи ни разу не соприкасаются:

Фактически, в каждом примере боя на мечах в фильмах, по телевидению и даже в живых шоу бойцы блокируют непосредственно лезвиями. Это неверно и по сути своей ошибочно (несмотря на решающее, фундаментальное непонимание, подобно этому, мы часто склонны принять теорию сценического боя как, своего рода, проявление настоящего «боевого знания» со стороны исполнителей).

Уважаемый итальянский производитель мечей Фульвио Дел Тин недавно сказал по этому поводу:
…Неправильно бить мечами грань в грань … лучше отклонить меч противника. Те люди, которые исполняют бой неправильно… используют мечи в полную силу лезвие в лезвие… Я хочу, чтобы в будущем многие люди учились тому, как биться правильно, вместо того, чтобы подражать голливудским героям.

Итак, для тех, кто не схватил интуитивных или технических аспектов того, как и почему следует парировать плоскостью заточенного меча, вместо того, чтобы подставлять грань, остается только вопрос того, откуда мы знаем, что это так. Есть ли в каких-нибудь исторических боевых руководствах детальное описание того, как парировать? Фактически, по большей части ответа нет (коли на то пошло, они даже не учат, как рубить). Защиты редко определялись в точных терминах. Их описывали больше как базовые защитные действия, чем как положение меча, и идея заключалась скорее в движении уклонения и контрударе, чем в блоке. Существует даже некоторый недостаток любых примеров прямых блоков мечом в работах средневековых художников.
Не вдаваясь в технические аспекты фехтования, достаточно сказать, что попытка уйти от удара предпочтительнее попытки парировать его. Идея в том, что действеннее и эффективнее контратаковать, чем парировать и бить снова (это описано в руководствах). Существует много путей отведения ударов контрударом, вместо препятствия ему жестким блоком. Нет реальных инструкций по парированию даже среди множества средневековых боевых руководств, возможно, исключая скандинавские саги. Это может быть очень хорошо, потому что всякий раз, когда возможен блок плоскостью, подобно рубке лезвием, это считалось такой очевидной и естественной функцией меча, что об этом не надо было говорить.

В скандинавской «Саге о Кормаке», Кормак отбивает меч Берси «Хвитинг», используя лезвие меча «Скофнунга», который он позаимствовал у своего друга Скегги. Он отламывает конец у берсивского Хвитинга своим блоком, но при этом появляется глубокая зарубка на Скофнунге, и это огорчает его, т.к. это был меч Скегги и Скегги будет «очень сильно раздосадован». Вдобавок, иллюстрации в немецком манускрипте 13 века, посвященном мечу и баклеру (Tower Manuscript «I.33″) довольно ясно показывает использование плоскости в нескольких отклоняющих и шлепающих защитах. Фактически, в любом средневековом и ренессансном руководстве по мечу очень понятно именно то, что «защита», кажется, должна быть отклоняющим действием, а не прямым блоком, как в печально известных многих театральных боях.

Это также согласуется с тем, как учат блокировать катаной в традиционном японском фехтовании (где, чтобы сохранить остроту переднего лезвия используется более толстая спинка оружия — как и в случае других клинков с одним лезвием). В кендзюцу прямому блокированию также предпочитаю отведение ударов и движения уклонения.
Это сходно с методами, описанными в средневековых европейских руководствах и подкрепленными практикой современной реконструкции (но, конечно, не придуманными условиями спортивного фехтования или сценического боя). Несмотря на многие различия, как основные, так и второстепенные, физические принципы, лежащие в основе японского и дорапирного европейского фехтования, в сущности одинаковы.
В самом деле, подробные иллюстрации боевых поз и готовых стоек во многих средневековых немецких и итальянских изображают клинок, подготовленных для блокирования плоскостью, а не лезвием. Но путаница обычно возникает с теми действиями, в которых используется лезвие против лезвия, чтобы войти в соединение, надавить или поймать в ловушку после сближения. Но не замечают, что против сильных ударов существует много защит, которые могут быть выполнены правильно только при использовании плоскости клинка. Плюс к тому, самый легкий переход от эффективной защиты к сильному удару достигается только заслоном от удара плоскостью меча.

Не существует ни специального «поворота запястьем», вовлекаемого, чтобы использовать плоскость острого меча в парирующих ударах, ни происходит «колебания» или изгиба меча при защите таким образом. Существует также несколько способов отклонения и сбивания атак, вместо прямого блока. Даже рубящий удар одновременно с наносимым ударом противника — жизнеспособный прием (и опять, он является обычным в кендзюцу).

В западном фехтовании это было только с горизонтальным или «в линию» парирующим движением рапиры и позднее малым мечом (также как и некоторыми рубяще-колющими мечами), чтобы блок был введен — который спортивные фехтовальщики иногда называют «истинной защитой». Применение более быстрого и легкого оружия допускает немедленный контрукол, сделало эту возможность и необходимость. Даже тогда, с рапирой «уход» был предпочтительным средством защиты.

В более раннем фехтовании использование прямых «блоков» против ударов избегали как неэффективных, и современная практика подтверждает это. Вы сталкиваете два острых клинка вместе лезвие в лезвие, и они немедленно (и часто сильно) щербятся. Во французском тексте 1460 г. «Турнирная книга короля Рене», притупленные мечи используемые для турнира, описываются со следующим комментарием:
…поперечина должен быть такой короткой, чтобы она могла только блокировать любой удар, который случайно опустится или соскользнет вниз по лезвию к пальцам
. Если лезвие или гарда намеренно использовались для прямого блока, то, конечно, не могло быть сказано «случайно».

Недостаток внимания к прямому парированию заметен в немецких «боевых книгах» и итальянских руководствах по длинному мечу. Они также отсутствуют среди ренессансных мастеров, отстаивающих рубяще-колющий метод, таких как Джордж Силвер и Джозеф Светнам, как и в 1639 Паллас Армата и работах различных немецких мастеров.

Но, в некоторой степени, что смутило последователей исторического фехтования, так это использование защит ранними ренессансными мастерами Мароццо и Агриппой. Их трактаты полны мест, где они пишут о необходимости парировать этот или тот удар либо «правильным» (передним) лезвием, либо «ложным» (задним). Они часто точно определяют, какое лезвие использовать почти каждый раз при упоминании, какая защита должна быть сделана. Не может быть никаких сомнений, что они дрались и что они учили парировать лезвиями. Но, в отличие от жестких направленных ударов, уколы можно легко парировать лезвием, когда надо только проскользнуть и отклониться. Неудивительно тогда, что Агриппа и Бологнезские мастера Манциолино и Мароццо не упоминают в своих текстах парирования сильных рубящих атак — либо с более тяжелым мечом, либо против него (также интересно отметить, что Мароццо, как и более поздний мастер Ловино, оба коротко обсуждают использование двуручных мечей).
Но не может быть сомнений, что эти фехтовальщики не использовали средневековый рубящий меч, или настоящую рапиру без лезвий, но обучали применению сужающихся рубяще-колющих клинков. Делая акцент на использовании уколов над ударами в своем методе, они могли действительно слабо беспокоиться о всяких повреждениях, наносимых их клинкам парированием грань в грань. Вдобавок, по той же самой причине они не могли чрезмерно заниматься собственно выравниванием лезвия, необходимым для того, чтобы рубить после защиты (это трудно, когда парируешь лезвием вместо плоскости). Также очень похоже и вполне возможно, что отведение колющей атаки и последующий ответ своим уколом является тем, что приводит к их рапироподобному методу парирования лезвием. Однако, мы не можем игнорировать то, что они также придают огромное значение защите уходом.

Мароццо, Агриппа и другие ренессансные мастера защиты сражались преимущественно в городских условиях против противника, имевшего слабый или никакого доспеха. Они учили главным образом бою для дуэлей, а не для войны, и дуэли были часто непродолжительными. Так что мечи могли выдержать несколько выбоин и зарубок. Имея в виду, что в гражданских уличных драках, засадах и подзаборных стычках их эпохи, им не надо было наносить рубящие, раскалывающие удары по доспеху, чтобы рубить глубоко плоть и кости. Их удары должны были только покалечить настолько, чтобы либо заставить противника раскрыться для смертельного укола, либо удержать на расстоянии. Явная угроза жалящего, рвущего металлического лезвия, направленного на вас, может если не отклонить или отбить ваше оружие в сторону, то заставить подумать дважды об атаке. Даже на поле боя Эпохи Возрождения, удары более легкими клинками были направлены в суставы, прочь от стальных грудных пластин, а уколы были вполне полезны.
Другой главный источник непонимания относительно защиты острым клинком исходит из наложения спортивного фехтования на историческое. Неправильное представление о защите рубящим клинком является почти всегда результатом того, что шпажная/рапирная (или даже рапира/малый меч) теория неудачно применяется к рубящим мечам. В современном фехтовании их псевдооружием без граней можно блокировать любую и все возможные атаки, используя почти любую часть клинка. Хотя этот метод хорошо работает для спортивных форм, он совершенно ошибочен в применении к настоящим мечам с более плоскими, широкими рубящими клинками.

Думать в терминах слабого колющего клинка, выполняя сильные рубящие и встречные действия — неподходящая перспектива. Тогда как более легкие, быстрые клинки, сражающиеся острием, могут легко делать одиночные отклоняющие или останавливающие блоки с последующими немедленными контруколами, рубящие, ломающие клинки этого не могут. Вместо этого, должен быть сделан либо уход, контрудар (с применением отклоняющего контакта или без), либо применен прямой блок с последующей отдельной атакой. Это рассчитанный контрудар, который почти всегда предпочтителен.
Инструкторы спортивного и классического фехтования, обучающие на шпагах и имеющие небольшой опыт в более ранних военных мечах желают иногда доказать, что более широкими рубящими клинками (которые совершенно вне их компетенции) следует постоянно ставить блок лезвием. Глупо равнять методы парирования спортивными шпагами, рапирами и саблями (или даже историческими малыми мечами и рапирами) с парированием острыми рубящими мечами.

Также заслуживает внимания то, что хотя в основных защитных движениях, используемых в современном спортивном сабельном фехтовании, существует некоторое внешнее сходство с острыми средневековыми и ренессансными мечами, это не одно и тоже. Спортивные сабли также очень легкие и тонкие, их легкие хлещущие удары наносятся только запястьем. Оружие и метод, которые они пытаются воспроизводить, имеют только внешнее сходство с историческим применением средневековых и ренессансных рубящих мечей.

Исторически, многие боевые сабли имели довольно толстые лезвия и были зачастую не очень острыми. Они не были разработаны для противодействия доспеху и применялись больше для рубки и даже просто для «удара». Поэтому намного меньше уделялось внимания тому, использовалось или нет лезвие для защиты. Сходные вещи заметны в стилях фехтования китайского кунг фу и юга Тихого океана, которые редко или совсем не практикуют тест-рубку в своих тренировках. «В настоящее время некоторые практикующие ошибочно полагают, что использование лезвия так или иначе выравнивает запястье для лучшей остановки удара с более мощным сопротивлением. Все же, в действительности имеет место противоположность. Прямой блок лезвием лишает вас возможности правильно расположить клинок, что необходимо как для должной защиты, так и для ответного удара. Это также уменьшает лучший шанс сделать более эффективный ответный удар в любое открытие, созданное атакой противника. Даже известный авторитет по мечам Ewart Oakeshott, хотя он позднее изменил свое мнение, пал жертвой этой ошибки, создавая свою короткую работу «Рыцарь и его оружие» в 1960 г. (современные переиздания, однако, еще содержат ошибку).
Используя плоскость, на самом деле, лучше выровнять запястье и лезвие меча для более быстрого и спокойного ответного удара без потери времени и момента на поворот руки. Только таким образом блокирующее движение может быть превращено в более эффективный контрудар. Однако, в других действиях, таких как отклонение, соединение или удар по клинку противника, можно бить в плоскость как плоскостью, так и гранью. Опять же, это лучше всего понять после обширной практики в парировании репликами мечей и тест-рубки острыми клинками.

Проведя значительное количество времени, рубя острыми рубяще-колющими мечами, несомненно можно понять, что заточенный клинок должен оставаться настолько острым, насколько это возможно, чтобы быть эффективным в рубке.

Хотя, в отличие от более широких, тяжелых рубящих клинков, ренессансный рубяще-колющий меч обладает достаточной возможностью для парирования как уколов, так и ударов (других тонких клинков) с помощью либо лезвия, либо плоскость — хотя результатом будет значительное повреждение. Помните, что большинство одноручных мечей использовались вместе со щитом. Это был щит, применявшийся для защиты и блокирования, оставляя таким образом оружие свободным для предпочтительной и специализированной ударной работы. Это также справедливо для тех одноручных мечей, которые использовались с баклером или кинжалом. В случае двуручных мечей, роль защиты главным образом отводилась уходу, увертыванию и отклонению с противоходом.

Причина может быть связана с отсутствием выраженных граней на многих формах современного спарингового оружия (т.е. круглых палок, бамбуковых синаев, мягких «бофферов» и т.п.), что также может влиять на привычку парирования у некоторых бойцов. В результате становится непривычным использовать плоскость вместо грани.

Также важно обратить внимание на то, что приемы парирования, хорошо работающие в бою на палках или со смягченным оружием, не вполне эвивалентны тем, что применяются с тонкой полосой острого металла (т.е. настоящими мечами). Эти различия могут быть в полной мере оценены в практике защиты с незаточенными репликами мечей. Удары металла о металл могут перепрыгивать или отклоняться в сторону, самостоятельно меняя направление до момента полной остановки. Различия распространяются даже на использование затупленных театральных мечей. Большинство сценических или театральных мечей также слишком толстые и тяжелые, что делает их вполне способными выдержать неправильное блокирование лезвием. Конечно, это оружие никогда не предназначалось для рубки, не говоря уже о применении настоящими бойцами. Вдобавок, из-за большого числа дешевых имитаций, доступные мечи будут часто иметь слабый шатающийся клинок, чем смутят новичков, которые не смогут понять, каким образом надежно парировать с помощью плоскости.

В отличие от ошибочного блокирования лезвием, парирование плоскостью наоборот позволяет оставаться клинку неповрежденным, а упругость стали и форма клинка обеспечивают гибкость клинка под ударом. Помните, что в бою рубящими мечами вы пытаетесь не снова и снова бить со всей силы по мечу противника, а скорее рубить его плоть и кость. При защите вы не помещаете свой меч поперек его удара, как будто это щит, а пытаетесь отклонить удары, вынуждая удар отскочить или изменить направление движения, или даже отбить прочь своим собственным ударом. Этому не учат в театральном сценическом бою и редко, если вообще когда-нибудь показывают в живых хореографических постановках.

В сущности, чем дальше вы от рубки, тем меньше вы понимаете о защите и бое с заточенным оружием. Хуже всего — основывать понимание защиты на рафинированных приемах современного спорта, или на впечатляющих, преувеличенных искусственных движениях, предназначенных для развлечения зрителей. Наконец, что учит правильным приемам защиты с рубящим клинком — так это тренировка с правильными репликами, и практика контактных спаррингов с соответствующей экипировкой.

Доброго времени суток, Бойцы! Как говорится: «Сколько ведро не трамбуй, а выносить придется». Перефразируя эту народную мудрость;) можно сказать следующее. Пора изложить основу ножевых техник и не только потому что к этому виду спорта(?) в наше время «в народе» наблюдается явно повышенный интерес.

Но еще и по той причине, что умение им правильно действовать, закладывает профессиональную базу боевого искусства и помогает выйти на совершенно иной уровень его понимания, которое заключается, помимо всего прочего, в осознанном тренинге.


Для чего требуется изучать столь специфичную работу: ведь далеко не каждый собирается его таскать с собой, а тем более, применять? Но тут можно вспомнить тех, кто серьёзно изучает бой на мечах: их прикладной момент вообще не интересует, да кто то в наше время по улицам с мечами бегает? Просто такая работа ставит целый ряд важнейших навыков, необходимых в безоружном бою. Выстраивается целостная структура тела - оно начинает двигаться, выстраиваясь оптимальным образом для обеспечения максимального усилия. Закладываются навыки тонкой координации и, в частности, ставится правильная работа пальцев, когда они помогают, причем весьма существенно, ускорять движения рук в целом, что с успехом можно использовать, как в атаках, так и в защитах: без ножа , это было бы затруднительно понять и освоить.

Также помогает расширить технический арсенал рукопашника, поскольку работая с ним, человек очень часто, по аналогии, начинает переносить приемы работы с ножом на безоружный бой, где они и закрепляются: т.е, уже можно говорить о начале творческого процесса.

То есть, как-бы ни «отмазывался» человек, а умение владеть им, экономит буквально месяцы тренировок, «в разы» убыстряя освоение необходимого материала. И реально, можно сказать, что нож и есть та самая основа всех боевых систем древности.

Почему древности? Потому что только в системах, пришедших из того времени, не было четкого разделения на безоружный бой или вооруженный, так как все это дело было одним целым и более того, бой вооруженный несколько превалировал над безоружным. И в самом деле, какой смысл в том, чтобы тратить долгле время на подготовку к бою без применения спецсредств, если взяв, к примеру, тот же нож , шансы на выживание в бою тут же увеличиваются в десятки, если не в сотни, раз?

В наше же время, вооруженный бой и бой без оружия пошли различными путями-дорожками и рассмотриваются, как отдельные дисциплины, практически никак между собой не связанные, а если и пытаются их увязать между собой, то стараются переложить уже освоенные навыки безоружного боя на совершенно неизвестные моменты владения оружием, что приводит к несколько странным результатам. Поставит некто удар кулаком, возьмет в руку нож и лупит точно также, абсолютно игнорируя те нюансы, которые присущи ножевым техникам! Отсюда, на Востоке и такие странные базовые удары ножом, которые нормальный человек никогда и изучать то не будет, только под принуждением каких-то канонов школ боя.

Вот вы будете наносить удары им в такой «мертвой» манере, да ещё и так размашисто? А в Японии они есть и потому, что здесь идут от безоружного тренинга к вооруженному». Дзюдо, каратэ, айкидо: эти системы обучают работе против вооруженного человека, который типа «и будет работать в такой непонятной манере»:)

А ведь неработоспособность освоенного арсенала противодействия, потому что напавший работает не так «как надо» — это первое, с чем столкнется человек, подготовленный по стандартным схемам обучения. И его в лучшем случае режут хорошенько, в результате чего, после такого боя, возможны следующие варианты: человек, если выжил, бросает изучать ; человек игнорирует и продолжает тренироваться, как привык («закрывает глаза» и делает вид, что все нормально); человек пересматривает и корректирует свои занятия, чтобы «соответствовать».

Так что, знать основы и уметь ими пользоваться, крайне важно для человека. Невозможно качественно защищаться от ножа , не зная фехтовальных техник. В самом деле, как можно просчитать действия противника, работающего им в манере «расписывания», если любое его действие является «тайной за семью печатями»?

С чего же нужно начинать искусство противодействия противнику, вооруженному колюще-режущим предметом? Всегда сначала изучается атакующая техника и в работе против ножа это не исключение.

В такой базовый курс «ножевика» входит, собственно, координационная база, передвижения, разнообразные способы смены хватов, базовые удары ножом, вспомогательные удары руками и ногами. Ну а самое, самое первое, это простейшие привыкание к ножу: к его виду, весу, температуре, запаху, угрозе лезвия и прочему.

На первых порах, нужно психологически привыкнуть к ножу , привыкнуть настолько, чтобы его присутствие в руке не мешало, более того, о нем забывали. Для этого рекомендуется в повседневности держать его в руке, делать какие-то бытовые работы, не выпуская его из рук и где-то, даже, используя его, например, в приеме еды или в разделке мяса. Так узнается ощущение от вхождения ножа в тело, пусть это хоть курица или баранина – мясо есть мясо. Также, повесив какой-нибудь предмет, не специально, а просто проходя, потыкать ножом, удобство расположения его в руке, узнать, нет ли неприятных ощущений в кисти от ударов, что сигнализирует о неудачном хвате.

На тренировках, для отработки ударов и порезов, лучше сделать специально тренажер. По живым деревьям работать не рекомендую – жизнь надо уважать в любом проявлении, дерево тем более беззащитно: лучше, подвесте какое-нибудь бревно. Отрабатывайте кувырки и перекаты, удары и выведения из равновесия, работайте на воздухе и с партнером – чем больше разнообразия, тем лучше и быстрее выработается соответствующий навык: навык чувствования ножа, навык его применения и не просто к чему-то конкретному, а вообще.

Потихоньку, появится некоторый опыт, какой-то багаж знаний и умений. Все время, работая «по кругу» с одними и теми же упражнениями на тренировках и в быту, занимающийся каждый раз будет делать их на более высоком уровне, вследствии растущего личного опыта. Кроме того, выработается навык работы «под себя», так как удобно занимающемуся, исходя из его конституции и физических возможностей.

Полученный опыт в дальнейшем, чтобы не было застоя в прогрессе и техника все время росла, будет развиваться и совершенствоваться в различных разноплановых заданиях: один на один, один против группы, на земле и т.д.

Ну и, параллельно, идет чисто конкретная работа, например, координационная. Она необходима по многим причинам, хотя бы потому, что человеку будет легче ориентироваться в существующих секциях боя на ножах. Посмотрите, сколько таковых развелось: сразу и не сосчитать! И человеку на первый взгляд кажется, что все они совершенно разные, но это только «на первый взгляд». Что бы они там не вытворяли с оружием, как бы не двигались бойцы, и какие-бы приемы защит и нападений ни отрабатывали, все равно, основа всего этого дела одна и имя ей — движение по универсальным схемам.

Да, да, я много раз уже упоминал про эти универсальные двигательные схемы, но что поделать: очень они мне нравятся;) Нравятся экономией времени, творческим процессом при их отработке, постоянно открывающимися перспективами в их применении. Так что, я очень рекомендую начинать изучать искусство боя именно с них, с координационной разработки !

Этих схем существует как-бы достаточно; первичные же навыки прикладной работы с ножом следует начинать осваивать с движений по восьмилепестковой фигуре, которая находится прямо перед исполнителем, с центром, находящимся примерно на уровне солнечного сплетения. Вот соответствующее видео (уважаю этого гражданина!)

Видео, конечно, хорошо «весит» и длится почти пятнадцать минут, но в нём подробно излагается координационная работа и различные тонкости, не знание которых сильно снижает эффективность боевой работы ножом . При работе ножом, эту фигуру можно видоизменять в пространстве, удлинять или укорачивать, как по длине, так и по ширине, а также изгибать за спину исполнителя или к противнику, в результате чего, и рождаются абсолютно любые удары ножом и виды защит. Разработанное координационно тело, умение перемещаться в пространстве, а также проработанные манеры сброса силы типа «хлестовые» или ещё какие, позволяют так поставить базу, уровень которой будет недостижим для стандартных методик подготовки.

Кстати, любое физическое упражнение сначала разучиваем левой рукой, так время на разучивание сокращается в несколько раз. В процентном соотношении, примерно 65-70% на левую руку и 35-30% на правую. По времени, тренировка длится, примерно, минут 45-60.

Хваты ножа стандартные, здесь ничего нового нет: прямой, обратный, диагональный. Нет смысла спорить о том, какой вид хвата лучше – каждый хорош для своей ситуации и предпочитая какой-то в ущерб другому, рискуем быть побежденными и, кроме того, никогда не научимся правильным ударам кистью без оружия. По освоении их можно изучить и нестандартные хваты, чтобы не быть застигнутым врасплох, если противник будет их применять. Сама же работа ножом может быть как линейной (при сильных вытягиваниях лепестков к противнику), так и круговой. Линейная работа напоминает манеру фехтовальщика, а фигуры, которые рисует нож, напоминают разнообразные геометрические фигуры. Такую манеру боя можно использовать при небольшом количестве врагов, т.к. она не имеет возможности быстрой перестройки по – ходу боя. Опять же, много холостых движений и стандартность движений – только вперед укол, движение назад в основном в качестве защиты. Кто работает в этом стиле, всегда маскирует либо отвлекает противника, чтобы нанести окончательный удар. Плюс этой манеры – в легкости подготовки человека.

Круговая манера – манера непрерывного движения, расписывание, напоминает восьмерку, восьмерку живую – постоянно меняющую свои размеры. Здесь атака и защита сливаются в одно. Движения с легкостью обтекают конечности противника, проводящие стандартные защиты и создают поражающую сферу. Основная поражающая зона здесь – это и ещё ближе к телу исполнителя.

Необходимо уметь работать в двух манерах при работе «по лепесткам фигуры».

Человек, хорошо тренированный, с легкостью работает со скоростью 5-8 ударов в секунду и к этому, он должен уметь двигаться в запланированном направлении и бить конечностями. Но здесь следует заметить, что цель – не в количестве наносимых в единицу времени ударов, которые частенько наносятся бессмысленно, абы как и совершенно не вдумываясь в процесс, а в развитии умения нестандартно работать ножом , уметь с его помощью проводить абсолютно любые виды приемов, а также, суметь перекинуть «мостик» от действий с ножом к действиям без ножа, но, тем не менее, основанных на нем.

Наработав базовые координационные движения, можно начинать на её основе строить свою систему работы и начинать прорабатывать физическую составляющую для того, чтобы движения были сильными и тут я хочу привести несколько таких упражнений, помогающих сформировать сильный вектор удара (при уколе ножом) и траекторию (это при круговой работе).

Наработка прямой траектории . Партнер складывает руки ладонями перед собой, между ними нож. Человек, нарабатывающий траекторию, берет нож за рукоять и медленно продвигает нож вперед и назад. Силу сброса можно нарабатывать путем силы сжатия ладоней друг с другом. Можно сделать специальный тренажер, состоящий из двух дощечек и скрепленных чем – то, но так, чтобы между ними можно было просунуть лезвие. Укрепляем его так, как требует та или иная ситуация и начинаем работать.

Наработка силы хвата ножа, путем подтягивания. Взяв по железному макету ножей в каждую руку прямым либо обратным хватом, попытаться подтянуться или хотя бы повисеть на турнике.

Наработка мощи хвата ножей, перемещением по полу на них. В каждой руке ножу, принимаем положение, аналогичное перед отжиманиями – упор остриями в поверхность. Выполнять разнообразнейшие варианты перемещений и отжиманий. Можно поменять упор с остриев на сами лезвия.

Если тренировки проходят на открытом пространстве, можно нарабатывать таким образом и силу траектории. Лежа на земле, на животе, вытягиваем вперед руку и втыкаем нож в землю и как – бы подтягиваемся к нему, потом втыкаем другой нож и подтягиваемся уже к нему и таким хитрым:) способом ползем по земле.

Для наработки навыка постоянного чувствования силы в руке , умения её не терять, при переменах поз в бою практикуется упражнения на прилипание, суть которого состоит в том, что человек упирается тупым макетом ножа или короткой палочкой в тело партнера, а тот начинает уходит, менять своё положение. Давление можно сбрасывать через любой участок оружия. Нужно добиться того, чтобы сила, которая берется из земли, без зажимов и прерываний изливалась в партнера постоянно. Навык нарабатывается хорошо и нужное чувство в руках появляется довольно быстро.

Увеличение мощи удара ножом . Упражняющийся с ножом в руке стоит в боевой стойке. На ноже ножны. Партнер берет нож за полотно. Упражняющийся начинает имитировать разнообразнейшие удары, партнер оказывает сопротивление движению ножа. Нужна небольшая сработка друг с другом, но потом все идет очень хорошо. Это упражнение невозможно отработать одному, только частично, способами, описанными выше.

Увеличение скорости . В принципе, скорость наработается и в предыдущих упражнениях, но можно и увеличить эффект, если работать через резину на скорость. Для этого надо прикрепить резиновый жгут к ножу и имитировать боевые движения. Также о том, как увеличить скорость, говорилось .

Идем далее. Также в базовую подготовку освоения работы с ножом, входит: манера движения рук, пальцевые перехваты, перемещения, вспомогательные удары с использованием ножа, а также, вспомогательные удары невооруженной рукой и ногами.

О контакт-контроле и интуитивной работе немного уже говорилось в статье, посвященной . О том, как выворачивать нож, немного говорилось (кстати, совсем скоро, на моем блоге появятся 3D анимационные учебные видеоролики, так что, ни в коем случае, не пропустите уникальный материал: подписывайтесь на обновления обновления по e-mail ).

О вспомогательных ударах вооруженной рукой, выбиваниях и саморезах речь ещё обязательно будет идти в дальнейшем, пальцевые перехваты ножа основываются на манипуляциях ручкой, что умеет делать любой офисный работник, а сейчас хочется заострить внимание на интуитивной разработке защит. Такие тренировки часто игнорируются (не знаю, правда как сейчас: вроде бы ситуация несколько изменилаь), но в них есть своя логика. Партнер – нападающий, работает без зажимов, так как требует тело, с учетом сложившейся ситуации и изобретательно, чтобы коснуться человека. Защищающемуся требуется только одно – по возможности не допустить касания и сделать так, чтобы нападающий потерял нож или не мог им действовать. Как результат, защищающийся начинает работать интуитивно, спасаясь от боли, которую причиняет макет оружия, сам « » останавливается в результате чего, возникающие ситуации боя начинают решаться подсознанием. Конечно, это работа ещё грязная, ещё не шлифованная, но в обусловленных боях, медленных боях, ситуационных боях, должны прорабатываться эти создавшиеся положения. И, поскольку они коренным образом отличаются от надуманных, от того, чему обучают в залах, невозможно проводить какие – то заученные шаблоны ответных действий, а требуется высокая приспособляемость и быстрота вместе с наработанной способностью мгновенного выполнения нужного технического элемента.

Изучив эти пять моментов, можно переходить к их шлифовке, но сначала, в статике: не в движении, а в неких ситуациях, например, имитации угрозы ножом . Потом идет работа на медленных скоростях и быстрых. Чередование необходимо для того, чтобы позиции тела, принимаемые в поединках на медленной скорости, соответствовали позициям в скоростных боях. Именно этот момент упускают многие, в результате чего техника и динамика, нарабатываемая там и там, получаются различными, а это приводит к неработоспособности системы в уличных ситуациях. Яркий пример этому, школа Кадочникова, где не умеют работать на скоростях, в результате чего и проигрывают.

При парной работе, необходимо использовать разнообразные макеты ножей – деревянные, железные, острые, тупые. Так защищающемуся придется все время приспосабливаться к ножам, а «не спать» во время обучения. Также нужна небольшая боль – только так можно встряхнуть организм и активизировать его инстинкт защиты. Особенно хочу заострить внимание на железных макетах ножей. Это именно макеты, но выглядят они впечатляюще, да и пропущенный ими удар весьма болезненнен, та что занимающийся начинает работать более добросовестно.

И только, пройдя начальную подготовку во владении ножом и получив первичные навыки, можно переходить к искусству противодействия ножу.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!