Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Нормативы накопления отходов. Накопление ТБО и их утилизация

МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РСФСР
ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА им. К. Д. ПАМФИЛОВА

Утверждаю

Зам. министра жилищно-

коммунального хозяйства РСФСР

А . П. Иванов

9 мар та 1982 г.

Отдел научно-технической информации АКХ

Москва 1982

Рекомендации предназначены для жилищно-коммунальных и других организаций, планирующих и осуществляющих работы по сбору, удалению и обезвреживанию твердых бытовых отходов, определяющих потребность в машинах, механизмах и оборудовании для этой цели, мощность сооружений и предприятий для обезвреживания и переработки отходов.

Рекомендация и ориентировочные нормы разработаны на основе работ, выполненных отделом санитарной очистки городов АКХ им. К.Д. Памфилова (канд. с.-х. наук А.М. Кузьменкова, канд. техн. наук В.В. Разнощик) при участии Уральского научно-исследовательского института Академии.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Работа по определению или уточнению норм накопления твердых бытовых отходов проводится специальной комиссией, создаваемой гор-, рай-, облисполкомом. Нормы вводятся в действие на основании решения горисполкома.

К твердым бытовым отходам, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйств, относятся отходы, образующиеся в жилых зданиях, включая отходы от текущего ремонта квартир, отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираете с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода (при отсутствии систем специализированного обора крупногабаритных отходов).

2. Методика определения норм накопления твердых бытовых отходов, предназначена для определения количества накапливающихся и фактически удаляемых отходов.

3. Основными показателями при определении норм накопления отходов являются: масса, объем, средняя плотность и коэффициенты суточной неравномерности накопления.

4. Нормы накопления устанавливаются для жилых зданий и для объектов общественного назначения (как встроенных в них, так и отдельно стоящих), имеющих основной удельный вес в общем балансе отходов и вывозимых спецавтохозяйствами.

5. Нормы накопления отходов определяются: по жилым домам - на одного человека; по объектам культурно-бытового назначения (гостиницы, кинотеатра и т.д.) - на одно место; по магазинам и складам - на 1 м2 торговой площади.

6. Нормы накопления отходов изменяются в зависимости от благоустройства зданий (система отопления, наличие квартирных плит, водопровода и канализации), наличия раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевых отходов, макулатуры и т.д.) и местных условий.

7. При центральном отоплении и использовании газа или электроэнергии для приготовления пищи отходы топлива в квартирах полностью отсутствуют. Вместе с тем исключается возможность сжигания горючей части отходов (бумага, картон, древесина и т.п.) Это увеличивает объем отходов и уменьшает их среднюю плотность.

8. Отсутствие канализации приводит к увлажнению и повышению средней плотности и общей массы твердых отходов. Наличие канализации позволяет сбрасывать некоторую часть отходов через санитарные приборы, устраняя повышение влажности отходов и приводя к уменьшению массы отходов и их средней плотности.

9. Рост обеспеченности бумагой и упаковочными материалами (наличие фабричной и торговой упаковки товаров) приводит к увеличению содержания упаковочных материалов в отходах, значительному повышению их объема и снижению средней плотности при незначительном увеличении общей массы.

10. При сборе отдельных составляющих в качестве вторичного сырья (пищевых отходов, бумаги, металла и пр.) соответственно снижается количество вывозимых отходов. По пищевым отходам снижение массы может составлять свыше 36 кг в год на 1 чел., а по другим видам вторичного сырья снижение массы может достигать 20 кг в год на 1 чел.

11. Климатические и местные условия оказывают влияние на нормы накопления в связи с различной продолжительностью отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной), периода подметания дворов и тротуаров (от 150 дней в северной зоне до 300 дней в южной), озелененности микрорайонов, а также потреблением населением овощей и фруктов. В зависимости от местных условий убираемая площадь дворовых территорий и тротуаров принимается равной 2-5 м2/чел., а площадь зеленых насаждений - около 4-12 м2/чел.

12. Определение норм накопления твердых бытовых отходов производятся отдельно для зданий с различным уровнем благоустройства. Для проведения натурных замеров выделяются жилые здание без арендаторов двух типов: благоустроенные дома, использующие газ или электроэнергию для приготовления пищи и бытовых нужд, имеющие водопровод, канализацию, центральное отопление; неблагоустроенные дома с печным отоплением, не имеющие водопровода и канализации.

13. На выбранные объекты перед проведением замеров составляют санитарные паспорта, в которых отражаются количество населения, проживающего в данном домовладении, количество мест (для объектов общественного назначения - гостиницы), степень благоустройства зданий, площадь дворовых территорий, в том числе с твердым покрытием и занятая зелеными насаждениями (форма - приложения). При раздельном сборе отдельных составляющих отходов указывается их количество.

ВЫБОР УЧАСТКОВ

14. Для определения фактического накопления отходов, образующихся от населения, выделяются участки со следующим количеством проживающего населения: в городах с населением до 300 тыс. чел. участки выбираются с охватом 2 % населения общего числа жителей по каждому виду благоустройства; в городах с населением 300-500 тыс. чел. - 1 %; в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,3 %.

15. По культурно-бытовым объектам выбираются наиболее характерные для данного города объекты в количестве не менее 2.

16. Сбор и замеры количества отходов должны исключать смешивание отходов от объектов различного назначения.

17. При определении накопления отходов целесообразно использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75 м3. С целью более полного учета образующихся отходов и определения коэффициента неравномерности накопления предусматривается установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков). До начала замеров все контейнеры должны быть полностью очищены.

18. Нормы накопления определяются по сезонам года. Замеры проводятся в течение 7 дней (без перерыва) независимо от периодичности вывоза отходов. При определении норм накопления необходимо исключать уплотнение отходов в контейнерах обслуживающим персоналом.

Оптимальные сроки определены норм накопления: зима - декабрь-январь; весна - апрель; лето - июнь-июль; осень - сентябрь-октябрь.

19. Результаты замеров по каждому объекту заносятся в специальный бланк (форма приложения).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ И ОБЪЕМА ОТХОДОВ

20. Определение массы и объема накапливающихся отходов производится следующим образом.

Перед установкой контейнера на машину в нем разравниваются отходы, и мерной линейкой (выполнена из дерева, окрашена масляной краской; объемные деления нанесены на одной стороне, нуль совпадает с верхом контейнера) определяется объем отходов (рисунок). Масса накапливающихся отходов определяется путем взвешивания заполненных контейнеров при помощи динамометра и последующего вычитания массы порожнего контейнера. В случае заполнения всех восьми контейнеров в одном домовладении допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженной и порожней машины на автомобильных весах (цена деления 10 кг).

Схема рейки для определения объема твердых бытовых отходов в контейнере

21. После обработки первичных материалов по замерам полученные данные (касса, объем) для каждой однородной группы объектов суммируются по дням недели и заносятся в сводную месячную (сезонную) ведомость накопления (форма приложения).

РАСЧЕТ НОРМ НАКОПЛЕНИЯ ОТХОДОВ

22. Определение суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе за сезон производится по формулам () и ():

где Vc . c - суточное накопление отходов, л/чел.; Vo - объем удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения, л; n - число проживающих, чел.; a - продолжительность определения норм накопления (7 сут);

где Gc . c - суточное накопление отходов, кг/чел.; Go - масса удаляемых отходов с изучаемого объекта за период определения норм, кг.

23. Среднемесячное (сезонное) накопление отходов используется для расчета среднесезонных и годовых показателей накопления отходов, а также их средней плотности и наибольших коэффициентов неравномерности (форма приложения).

24. Определение среднегодовой суточной нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где Vo - среднесезонная суточная норма накопления, л/чел.; з , в , л , о - индексы, обозначающие сезоны года - зима, весна, лето, осень; 4 - количество сезонов;

где G δ - среднесезонная суточная норма накопления, кг/чел.

25. Определение годовой нормы накопления на 1 чел. в объемных показателях и по массе производится по формулам () и ():

где γ - средняя плотность отходов, кг/л или кг/м3.

27. Наибольшие годовые коэффициенты неравномерности накопления отходов по объему и массе определяются по формулам () и ():

где K - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по объему; VMc . c - наибольшее суточное накопление отходов, л/чел.;

где K 1 - коэффициент суточной неравномерности накопления отходов по массе; GM с.с - наибольшее суточное накопление отходов, кг/чел.

28. В случае применения на выбранных участках раздельного сбора отдельных составляющих отходов (пищевые отходы, бумага и т.д.) количество их добавляется к полученным нормам накопления. Это обеспечивает правильность взаиморасчетов. Например, вывоз пищевых отходов осуществляется спецавтохозяйствами бесплатно, но их количество учитывается в общих нормах накопления.

29. Обработка данных по определению накопления отходов производится в тот же день, но не позже, чем на другой день после замеров, и в случае получения сомнительных данных принимаются меры к выяснению причин отклонения и их устранению.

30. Работы по уточнению норм накопления твердых бытовых отходов целесообразно проводить каждые 5 лет.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Обо рудование, необходимое для определения норм накопления твердых бытовых отходов

1. Мерная линейка на 1,5 м

2. Автомобильные весы А-10 с пределом измерения до 10 кг, точность ±5 кг

3. Динамометры на 500 кг, марка ДПУ-0,5/2, точность ±5 кг

Приложение 2

Санитарный паспорт домовладения

Город _______________________

1. Адрес ___________________________________________________________________

2. Этажность _______________________________________________________________

3. Номер домовладения ______________________________________________________

4. Количество проживающих, чел. ____________________________________________

5. Уровень благоустройства:

а) наличие водопровода, канализации, газа _____________________________________

б) вид отопле ния (центральное, печное, местное, плиты) (подчеркнуть)

в) вид топлива - уголь (бурый, каменный, антрацит), дрова, газ и др. __________________________________________________________________________

г) площадь дворовой территории, м2 ___________________________________________

в том числе:

под зелеными насаждениями _______________________________________

под твердым покрытием ___________________________________________

из них тротуары __________________________________________________

6. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

7. Периодичность вывоза отходов _____________________________________________

8. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторичного сырья (каких и сколько) __________________________________________________________________

Приложение 3

Санитарный паспорт объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений

Город _______________________

1. Наименование объекта ____________________________________________________

2. Адрес ___________________________________________________________________

3. Встроенные или отдельно стоящие (для последнего указать этажность) __________________________________________________________________________

4. Количество мест (для магазинов указать число рабочих мест и наличие отделов, для ателье - количество заказов) _____________________________________________ __________________________________________________________________________

5. Пропускная способность в сутки:

для зрелищных предприятий (число мест) _______________________________

для предприятий общественного питания (число блюд) _____________________________________________________________________

6. Количество обслуживающего персонала, чел. _________________________________

7. Общая площадь помещений, м2 _____________________________________________

В том числе:

торговая _____________________________________________________________

складская и подсобная _________________________________________________

8. Площадь дворовой территории, м2 __________________________________________

В том числе:

под зелеными насаждениями ___________________________________________

под твердым покрытием _______________________________________________

9. Тип контейнеров, их количество и емкость ___________________________________

__________________________________________________________________________

10. Периодичность вывоза отходов ____________________________________________

11. Производится ли раздельный сбор пищевых отходов и вторсырья (каких и сколько) __________________________________________________________________________

Приложение 4

Ведомость для первичных записей определения массы и объема твердых бытовых отходов в контейнерах

Дата проведения замеров

Дни недели

Наименование объекта и адрес

Количество единиц измерения (чел., мест и т.д.)

Номер контейнеров*

Полная емкость контейнера, л

Номер заполнения контейнера

Объем отходов, л

Масса, кг

Номер порожнего контейнера, поставленного на объекте (дополнительно)

Собрано, кг

Примечание (указывается арендатор и собирается ли уличный смет)

контейнера заполненного

контейнера порожнего

пищевых отходов

вторичного сырья

* Запись в гр. 5-12 проводится для каждого контейнера в отдельной строке.

** Заполняются только гр. 4, 8, 11.

Приложение 5

Сводная ведомость накопления твердых бытовых отходов по группам объектов

с __________ по ________________ месяца____________ 19_________ г.

Тип благоустройства ____________________

Дни недели

Кол-во измеряемых единиц, чел., место

Накопление

Средняя плотность, кг/м3

Всего собрано, кг

На 1 измеряемую единицу

на 1 измеряемую единицу

пищевых отходов

вторсырья

Понедельник

Воскресенье

Среднее за одни сутки

Приложение 6

Сводная годовая ведомость накопления твердых бытовых отходов

Уровень благоустройства ____________________

Кол-во измеряемых единиц

Накопление отходов

Коэффициент неравномерности

Раздельный набор, кг

на 1 измеряемую единицу в сутки

На 1 измеряемую единицу в сутки

пищевых отходов

вторсырья

пищевых отходов

вторсырья

Среднее за одни сутки

Санитарное благоустройство городов – это сумма инженерных мероприятий, направленных на создание оптимальных санитарно-гигиенических условий, которые включают: охрану от загрязнения почвы, воздушного пространства, водных бассейнов, а так же содержание в чистоте открытых городских территорий (улиц, парков и т.п.) и зданий различного назначения.

В городах происходит наиболее интенсивное накопление ТБО, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнять окружающую природную среду.

Развитие сети дорог, увеличение интенсивности транспортного движения требуют проведения трудоемких работ по поддержанию чистоты дорожных покрытий, по уборке пыли и смета летом и предотвращению снежно-ледовых образований, удалению снега зимой.

Виды городских отходов

При санитарном благоустройстве городов приходится иметь дело с различными видами загрязнений:

    Твердые отходы - мусор из жилищ и общественных зданий, строительный мусор, отходы торговых учреждений и учреждений общественного питания, отходы промышленных и коммунальных предприятий, уличный смет, снег, лед и т.д.

    Жидкие - бытовые (хозяйственно-фекальные) сточные воды, стоки промышленных и коммунальных предприятий (бани, прачечные и т.д.), дождевые и талые воды.

    Газообразные – выбросы от предприятий, транспорта и домовых котельных, а так же пыль, зола и различные взвеси.

Твердые бытовые отходы (тбо)

Высокие темпы урбанизации, рост населения городов приводят к ежегодному увеличению количества твердых бытовых отходов, подлежащих сбору, удалению, обезвреживанию. В среднем ежегодный прирост мусора на городского жителя составляет 1–3%.

На основании расчетных годовых норм накопления определяют мощность и производительность сооружений по обезвреживанию и переработке, а на основе среднесуточных расчетных норм – транспортные средства и мощность оборудования по сбору и кратковременному хранению.

При проектировании мероприятий по санитарному благоустройству необходимо знать объемы ТБО, скапливающихся в городе, жилом районе, микрорайоне. Для их определения разработаны нормы накопления ТБО.

Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда: одно место в гостинице; 1 м 2 торговой площади для магазинов и складов и т, д.) в единицу времени (день, год).

Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объеме (л, м 3).

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и удаляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

    жилых зданий;

    учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли, степень благосостояния населения и др.; климатические условия - различная продолжительность отопительного периода (от 50 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

В табл. 1.1. приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют для укрупненных расчетов и планирования. Нормы накопления учреждений и предприятий общественного назначения в крупных городах (табл. 1.2.) составляют 30-50 % от норм накопления жилых зданий (в Москве до 60 %).

Данные таблиц 1.1 и 1.2 могут использоваться только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах. Фактические нормы накопления ТБО определяют для каждого конкретного города в соответствии с «Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов России»

Таблица 1.1 Ориентировочные нормы накопления ТБО

Классификация жилищного фонда

Нормы накопления ТБО на 1 человека

Средняя плотность

Жилые лома благоустроенные: при отборе пищевых отходов

без отбора пищевых отходов

неблагоустроенные: без отбора пищевых отходов

Жидкие отходы из непроницаемых выгребов неканализованных домов

Общая норма накопления ТБО по благоустроенным жилым и общественным зданиям для городов с населением более 100 тыс. чел.

То же. с учетом всех арендаторов

Примечание: Под благоустроенными жилыми домами подразумеваются дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией; под неблагоустроенными - дома с местным отоплением на твердом топливе, без канализации; под общественными зданиями - детские сады, ясли, школы, вузы, столовые, магазины, зрелищные и спортивные сооружения.

Таблица 1.2. Ориентировочные нормы накопления ТБО от отдельно стоящие объектов общественного назначения.

Объект образования

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность,

Гостиница

на 1 место

Детский сад, ясли

на 1 место

Школа, техникум, институт

на 1 учащегося

Театр, кинотеатр

на 1 место

Учреждение

на 1 сотрудника

Продовольственный магазин

на 1 неторговой площади

Промтоварный магазин

на 1 м 2 торговой площади

на 1 м 2 торговой площади

Санатории, пансионаты, дома отдыха

на 1 место

Вокзалы, автовокзалы, аэропорты

на 1 м 2 площади

Годовое накопление домового мусора определяется по формуле:

Q г = p ∙ N

где Q г годовое накопление домового мусора, м 3 ;

p расчетная норма накопления на одного человека в год, м 3 ;

p = 1,5 м 3 /год (СНиП 2.07.01-89* приложение 11)

N численность населения микрорайона, жилого района, города

Среднесуточное накопление мусора определяется с учетом коэффициента неравномерности

где - коэффициент суточной неравномерности накопления ТБО (=1,1… 1,3 м³)

Нормы накопления - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу (человек - для жилищного фонда; одно место в гостинице; 1 м2 торговой площади для магазинов и складов и т. д.) в единицу времени (день, год). Нормы накопления определяют в единицах массы (кг) или объема (л, м3).

Общий объем твердых бытовых отходов (ТБО) в городах и поселках России составляет порядка 150 млн. м3(30 млн. т) в год.

Основным фактором, влияющим на стратегию управления твердыми бытовыми отходами любого города, являются нормы накопления ТБО. Действительно, только имея достоверную информацию о количестве накапливающихся в городе отходов можно грамотно планировать всю цепочку - сбор - транспорт - обезвреживание и утилизацию ТБО.

При выборе метода и технологии обезвреживания и после­дующей утилизации необходимо получить полную информацию о морфологическом и элементном составе и свойствах ТБО, в том числе теплотехнических. Для решения вопроса о возможности и целесообразности метода биотермического обезвреживания и переработки ТБО необходима информация о содержании органического вещества, удобрительных элементов и т. д.

К ТБО, входящим в норму накопления от населения и уда­ляемым транспортом спецавтохозяйства, относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупные предметы домашнего обихода при отсутствии системы специализированного сбора крупногабаритных отходов.

Нормы накопления ТБО образуются из двух источников:

Жилых зданий;
учреждений и предприятий общественного назначения (общественного питания, учебных, зрелищных, гостиниц, детских садов и др.).

На нормы накопления и состав ТБО влияют такие факторы, как степень благоустройства жилищного фонда (наличие мусоропроводов, газа, водопровода, канализации, системы отопления), этажность, вид топлива при местном отоплении, развитие общественного питания, культура торговли и, что не менее важно, образ жизни и степень благосостояния населения. В неблагоустроенных жилых домах (с местным отоплением на твердом топливе) в ТБО попадает зола, что резко увеличивает норму накопления ТБО.

Также важны климатические условия - различная продолжи­тельность отопительного периода (от 150 дней в южной зоне до 300 дней в северной); потребление населением овощей и фруктов и т. д. Для крупных городов нормы накопления несколько выше, чем для средних и малых городов.

При проектировании мусороперерабатывающих предприя­тий иногда приходится сталкиваться с неверными нормами накопления ТБО, что приводит к недогрузке пущенного в эксплуатацию комплекса. Именно поэтому, необходимо очень серьезно относиться к необходимости периодической проверки, в каждом конкретном регионе, норм накопления ТБО.

В таблице 1 приведены ориентировочные нормы накопления ТБО, которые используют только для предварительных расчетов.

Таблица 1. Ориентировочные нормы накопления ТБО.

Примечания: Под благоустроенными жилыми домами подразумевается дома с газом, центральным отоплением, водопроводом, канализацией

Нормы накопления учреждений и предприятий обществен­ного назначения в крупных городах составляют 30...50 % от норм накопления жилых зданий.

Для Москвы в соответствии с Постановлением Правитель­ства Москвы от 12 января 1999 г. N 16 (ППМ) "Об утверждении норм накопления бытовых отходов и крупногабаритного мусора " установлены следующие нормы:

Норматив накопления твердых бытовых отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 1,31 м3 (262 кг) в год.

Норматив образования крупногабаритных отходов на одного жителя г. Москвы в объеме 0,37 м3 (77 кг) в год.

В таблице 2 представлены действующие с 01.01.99 г нормы накопления ТБО от предприятий и организаций Москвы. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут оказаться существенно ниже. Таким образом, данные табл. 3.1 и 3.2 могут использоваться в других городах (не для Москвы) только для ориентировочных расчетов, так как для разных городов нормы накопления меняются в широких пределах.

Следует заметить, что нормы накопления ТБО от торговых предприятий, по мере роста числа торговых предприятий в городе, снижаются. В городах, меньших, чем Москва, нормы накопления ТБО от предприятий и организаций могут также существенно отличаться.

Фактические нормы накопления ТБО определяют для каж­дого конкретного города в соответствии с "Рекомендациями по определению норм накопления ТБО для городов РСФСР".

Определение фактических норм накопления ТБО проводят по всем сезонам года. Для определения фактического накопления ТБО, образующихся от населения, выбирают участки с такой численностью жителей:

В городах с населением до 300 тыс. чел. - участки с охватом 2 % населения;
в городах с населением 300...500 тыс. чел. -1 %;
в городах с населением более 500 тыс. чел. - 0,5 %.

По культурно-бытовым объектам выбирают не менее двух наиболее характерных объектов. Замеры проводятся в течение семи дней (без перерыва). Массу накапливающихся ТБО определяют регулярным взвешиванием всех загружаемых в мусоровоз контейнеров. Допускается взвешивание пустого и заполненного мусоровоза и определение объема всех загруженных в машину ТБО. При определении объема накапливающихся ТБО обязательно проверяют степень заполнения контейнеров, для чего материал в контейнере разравнивают и рейкой измеряют высоту свободного пространства над ТБО. При замерах должно быть исключено уплотнение ТБО в контейнере обслуживающим персоналом.

Нормы накопления ТБО вводятся в действие на основании решения местных органов власти. Уточнение норм накопления ТБО целесообразно проводить каждые 5 лет.

Норма накопления ТБО по массе возрастает в пределах 0,3...0,5 % в год, а по объему - 0,5... 1,5% в год.

Таблица 2. Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий Москвы.

Объект образования отходов

Расчетная единица

Норма накопления

Плотность кг/м 3

кг/год

м 3 /год

I . Предприятия торговли

Продовольственный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Универсам

На 1 м 2 торг. площади

Павильон

На 1 м 2 торг. площади

На 1 торговое место

Палатка, киоск

На 1 м 2 торг. площади

Торговля с машин

на 1 торговое место

Промтоварный магазин

На 1 м 2 торг. площади

Хозтовары

На 1 м 2 торг. площади

Супермаркет (универмаг)

На 1 м 2 торг. площади

Рынки продовольственные

На 1 м 2 торг. площади

Ярмарки промтоварные

На 1 м 2 торг. площади

II . Административные здания, учреждения, конторы

НИИ, проектные институты и конструкторские бюро

На 1 сотрудника

Сбербанки, банки

На 1 сотрудника

Отделения связи

На 1 сотрудника

Административные и другие учреждения, офисы

На 1 сотрудника

III. Медицинские учреждения

На 1 м 2 торг. площади

Больницы

На 1 койку

Поликлиники

На 1 посещение

Санатории, пансионаты

На 1 койку

IV. Автотранспортные предприятия

Автомастерские

На 1 машино-место

Автозаправочные станции

На 1 машино-место

Автостоянки и парковки

На 1 машино-место

На 1 машино-место

V . Дошкольные и учебные заведения

Ясли, детские сады

На 1 место

Школы, лицеи, проф-тех. Училища

На 1 учащегося

Техникумы, ВУЗы

На 1 студента

Дома-интернаты

На 1 учащегося

VI. Предприятия службы быта

Ремонт бытовой, радио и компьютерной техники

На 1 м 2 общей площади

Ремонт и пошив одежды

На 1 м 2 общей площади

Химчистки и прачечные

На 1 м 2 общей площади

Парикмахерские и косметические салоны

На 1 посадочное место

Гостиницы, общежития

На 1 место

Предприятия общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные и т.п.)

На 1 место

VII. Культурно-спортивные учереждения

Клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, библиотеки

На 1 место

Спорт. арены, стадионы

На 1 место

VIII. Предприятия пассажирского транспорта

Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты

На 1 пассажира

Нормой накопления называется количество отходов на человека. В различных сферах хозяйства эта величина привязывается к конкретным учитываемым показателям: количество зарегистрированных проживающих для жилого фонда, числу мест в гостиницах и других учреждениях временного проживания, количеству квадратных метров для магазинов и других посещаемых мест. Нормы рассчитываются на единицу времени, а количество отходов учитывается в единицах объёма или массы.

Как и кем определяются нормы накопления ТБО

Нормы устанавливаются и вводятся в действие местными органами власти. Учитывается специфика производства и потребления, состояние жилого фонда, сезонные изменения количества ТБО и другие важные особенности. При этом учитываются рекомендации, изложенные в «Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Госкомэкология РФ, 1999 г) и «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» (СанПиН). Примерные рекомендательные значения в среднем по России:

Благоустроенные дома (с канализацией, водопроводом, газом и электричеством и отоплением) - до 280 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 220 кг/м3;

То же, для городов с населением больше 100 тыс. человек - до 300 кг в год, до 1,5 м3 в год, при средней плотности до 210 кг/м3;

Для неблагоустроенных домов с водоотводом - до 450 кг в год, до 1,5 м3 в год, до 190 кг/м3;

Для жилищ без водоотвода, оснащенных выгребными ямами - до 3,25 м3 в год, до 1000 кг/м3.

Определение фактического количества ТБО

При формировании норм, а также для учёта их соблюдения необходим подсчёт и контроль. Он проводится на участках, охватывающих 2% при населении до 300 тыс. жителей, 1% при 300-500 тыс. населения и 0,5% от полумиллиона и более. Для определения показателей по культурным и общественным объектам выбираются 2 наиболее характерных из них.

Контроль рекомендуется осуществлять непрерывно в течение 7 дней, проводить в каждый из сезонов года. Масса отходов определяется в результате взвешивания мусорных , с контролем их заполнения и без дополнительного уплотнения. Пересмотр нор накопления ТБО рекомендуется 1 раз в течение 5 лет.

Норма бытовых отходов по Москве

На территории столицы действует Постановление Правительства Москвы «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора» от 2008 г. В соответствии с ним:

Нормированное количество ТБО на жителя - 1,45 м3 или 272 кг в год при плотности 187,5 кг/м3;

КГМ на жителя - 0,46 м3 или 98 кг в год, м плотностью 214 кг/м3.

Практический смысл норм в коммунальном хозяйстве

Руководствуясь утверждёнными показателями, организации, обслуживающие многоквартирные дома оговаривают в договорах количество собираемого, вывозимого и обезвреживаемого мусора в год. Расходы на утилизацию сверхнормативных отходов, как правило, ложатся лиц, физических или юридических, чья деятельность приводит к образованию излишков. Жилищные товарищества могут самостоятельно организовывать сбор (в том числе раздельный) и транспортировку мусора.

Бизнес по вывозу мусора прибылен, в Москве в этой сфере пока конкурирует множество фирм. В ассортименте «Нетмус» есть разнообразные контейнеры для первичного сбора мусора, перевозки и хранения ТБО, а также вся необходимая техника для сортировки, утилизации и подготовки вторсырья.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении норм накопления мусора и типового договора на вывоз мусора на территории Московской области


Утратило силу с 1 января 2019 года на основании
постановления Правительства Московской области
от 18 декабря 2018 года N 970/45
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Московской области от 23 мая 2018 года N 327/18 (Официальный сайт Правительства Московской области www.mosreg.ru, 30.05.2018).
____________________________________________________________________


В соответствии с положениями части 1 статьи 57 и статьи 60 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" Правительство Московской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Нормы накопления мусора согласно приложению N 1.

1.2. Типовой договор на вывоз мусора согласно приложению N 2.

2. Установить, что нормы накопления мусора, утвержденные настоящим "постановлением, применяются для расчетов с населением, индивидуальными предпринимателями и организациями на территории Московской области.

3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование (размещение) данного постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", а также его размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Пестова Д.В.

Губернатор
Московской области
А.Ю.Воробьев

Приложение N 1. Нормы накопления мусора

Приложение N 1
к постановлению
Правительства Московской области
от 24 июля 2015 года N 605/26

Тип образователя мусора

Единица измерения,

Среднегодовая норма накопления

бытового мусора (куб.м)

Крупно-
габарит-
ного мусора (куб.м)

Расчетная плотность (кг/куб.м)

1. Жилой сектор

Многоквартирные дома и домовладения, используемые для постоянного проживания

Домовладения, используемые для временного (сезонного) проживания

на 1 домовла-
дение

Дачные и садовые земельные участки с некапитальными объектами (сооружениями)

на 1 участок

Огородные земельные участки с некапитальными объектами (сооружениями)

на 1 участок

2. Предприятия торговли

Предприятия стационарной торговли

на 1 кв.м торговой площади

Торговая точка (павильон)

на 1 точку (павильон)

3. Предприятия общественного питания

Предприятия общественного питания (кафе, бары, столовые)

на 1 посадочное место

4. Комплексы и предприятия обслуживания автотранспорта

Автосервис и станции технического обслуживания автотранспорта

Автозаправочные станции

5. Административные учреждения

Административные учреждения, офисные помещения

на 1 кв.м. площади

Примечание:

Среднегодовая норма накопления мусора на 1 кв. м площади жилого помещения в многоквартирных домах и домовладениях, используемых для постоянного проживания, рассчитана исходя из среднегодовой нормы бытового мусора на человека в размере 1,56 куб. м и среднегодовой нормы накопления крупногабаритного мусора в размере 0,49 куб.м.

Площадь жилого помещения, используемая в расчете нормы накопления мусора на 1 кв. м площади жилого помещения в многоквартирных домах и домовладениях, используемых для постоянного проживания, определена на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек, в соответствии с Законом Московской области от 22.10.2009 N 120/2009-ОЗ "О стандарте нормативной площади жилого помещения для предоставления субсидий и оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Московской области" .

Нормы накопления мусора не включают в себя мусор, образующийся при планово-регулярной уборке территорий (мусор, образующийся при уходе за зелеными насаждениями, листва и уличный смет).

Приложение N 2. Типовой договор на вывоз мусора

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Московской области
от 24 июля 2015 года N 605/26
(В редакции, введенной в действие
с 30 мая 2018 года 2018 года
постановлением Правительства
Московской области
от 23 мая 2018 года N 327/18 . -
См. предыдущую редакцию)

Типовой договор N __________ на вывоз мусора

Московская область

Действующее

на основании

Именуемое в дальнейшем

"Мусоровывозящая организация", с одной стороны, и

(указать наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или ФИО)

именуемое(ый) в дальнейшем "Заказчик", действующее(ий) на основании

с другой стороны, при совместном упоминании - Стороны, в соответствии с Законом Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской в области" заключили настоящий Договор о нижеследующем:

________________

Указать лицо, исполняющее обязанность по заключению договора на вывоз мусора в соответствии со статьей 57 Закона Московской области N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" .

1. Предмет Договора

1.1. Мусоровывозящая организация обязуется оказывать по заданию Заказчика услуги по вывозу и утилизации мусора, в том числе крупногабаритного, образующегося в результате деятельности Заказчика, и (или) от объектов Заказчика, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

1.2. Для целей настоящего Договора применяются следующие понятия:

Мусор - бытовые отходы потребления и хозяйственной деятельности, утратившие потребительские свойства.

Вывоз мусора - выгрузка мусора из контейнеров, загрузка бункеров-накопителей в специализированный транспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка его с мест сбора мусора на объект организации, осуществляющий деятельность по размещению, переработке и утилизации отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации (мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы, полигоны захоронения и т.п.).

Утилизация (обезвреживание) мусора - обработка мусора различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Крупногабаритный мусор - отходы производства и потребления, загрузка которых (по их размерам и характеру) производится в бункеры-накопители (емкость объемом более 2 кубических метров).

1.3. Вывоз крупногабаритного мусора осуществляется в рамках настоящего договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Заказчик обязуется:

2.1.1. Обеспечить накопление и хранение мусора до вывоза Мусоровывозящей организацией в контейнерах на специально оборудованных контейнерных площадках.

2.1.2. Не допускать складирование в контейнеры строительного, крупногабаритного, взрывоопасного мусора, отходов от содержания животных и птиц, а также складирование мусора вокруг контейнеров.

2.1.4. Оплачивать услуги, оказываемые по настоящему Договору, в соответствии с порядком и сроками, указанными в разделе 3 настоящего Договора.

2.2. Заказчик вправе:

2.2.1. Осуществлять контроль за состоянием контейнерных площадок, наличием удобных подъездов к ним с соблюдением правил складирования мусора и составлением соответствующих документов.

2.2.2. Контролировать в любое время, не вмешиваясь в ход работы Мусоровывозящей организации, деятельность по транспортировке мусора.

2.3. Мусоровывозящая организация обязуется:

2.3.1. Производить вывоз мусора, в том числе крупногабаритного, а также его транспортировку с мест сбора мусора на объект организации, осуществляющий деятельность по утилизации (обезвреживанию) мусора в соответствии с утвержденными Правительством Московской области среднегодовыми нормами накопления мусора, а также осуществлять утилизацию мусора.

Адреса объектов Заказчика, с которых производится вывоз мусора, приведены в приложении N 1 к настоящему Договору.

Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения мусора, на которые Мусоровывозящая организация осуществляет выгрузку мусора, приведены в приложении N 3 к настоящему Договору.

Оказание услуги по вывозу мусора в рамках настоящего договора осуществляется на территории __________________________________________.

________________

В рамках одного договора на вывоз мусора Мусоровывозящая организация оказывает услугу по вывозу и утилизации мусора, образованного на территории одного субъекта Российской Федерации.

2.3.2. Производить вывоз мусора, в том числе крупногабаритного, в сроки, определенные в графике вывоза мусора, утвержденном Сторонами (приложение N 2).

2.3.3. Руководствоваться при осуществлении своей деятельности распоряжением Минэкологии Московской области от 27.12.2017 N 872-РМ "Об утверждении Положения по организации деятельности по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Московской области" .

2.3.4. Подключиться к Региональной навигационно-информационной системе Московской области.

2.4. Мусоровывозящая организация вправе:

2.4.1. Привлекать третьих лиц к оказанию услуг, предусмотренных настоящим Договором.

2.5. Стороны при осуществлении своей деятельности обязаны руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области.

3. Расчеты по Договору

3.1. Расчетным периодом по платежам за услуги, оказываемые по настоящему Договору, принимается один календарный месяц.

3.2. Заказчик производит оплату за услуги в течение 5 календарных дней с момента выставления Мусоровывозящей организацией счета-фактуры и акта оказанных услуг, или универсального передаточного документа на основе счета-фактуры, или квитанции, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Мусоровывозящей организации.

3.3. Стоимость услуг по настоящему договору рассчитывается как сумма стоимости вывоза и услуг по утилизации (обезвреживанию) мусора, в том числе крупногабаритного.

3.4. Стоимость услуг по утилизации (обезвреживанию) мусора, в том числе крупногабаритного, рассчитывается на основании тарифов.

3.5. Стоимость услуг по вывозу мусора рассчитывается по следующей формуле:

С = (КN1Р) + (КN2Р),

К - количественный показатель в соответствии с единицей измерения по типу образователя мусора;

N1 - норма накопления бытового мусора согласно типу образователя мусора;

N2 - норма накопления крупногабаритного мусора согласно типу образователя мусора;

Р - стоимость 1 куб.м.

Стоимость услуг указана без учета стоимости НДС. Услуги облагаются налогами в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Приемка оказанных услуг осуществляется на основании акта оказанных услуг (далее - Акт), составленного с учетом отчётных данных, полученных из Региональной навигационно-информационной системы Московской области, подписанного обеими сторонами. Мусоровывозящая организация до 10 числа каждого месяца направляет Заказчику Акт оказанных услуг и счет-фактуру, или универсальный передаточный документ на основе счета-фактуры, или квитанцию. Заказчик в течение 5 рабочих дней с момента получения указанных документов обязан принять оказанные услуги либо направить мотивированный отказ от приемки услуг, в случае неполучения Мусоровывозящей организацией надлежаще оформленного Акта либо мотивированного отказа от приемки услуг услуги считаются оказанными в полном объеме и надлежащего качества.

3.7. Обязательства Заказчика по оплате оказанных ему услуг считаются исполненными с момента поступления денежных средств на расчетный счет Мусоровывозящей организации в полном объеме в соответствии с условиями Договора.

4. Ответственность сторон

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Договора Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2. За просрочку выполнения обязательства сторона, не исполнившая обязательства, платит другой стороне пени в размере, определяемом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.3. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по настоящему Договору, если их исполнению препятствуют чрезвычайные обстоятельства или обстоятельства непреодолимой силы.

5. Срок действия Договора

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует в течение одного года, а в части расчетов - до момента полного исполнения всех обязательств.

5.2. Настоящий Договор считается пролонгированным на каждый последующий календарный год, если за 1 (один) месяц до окончания срока его действия ни одна из Сторон не уведомит другую о намерении расторгнуть настоящий Договор или заключить новый Договор на иных условиях.

5.3. Договор изменяется по соглашению Сторон путем оформления дополнительного соглашения, подписанного Сторонами.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Все споры по настоящему Договору решаются с соблюдением претензионного порядка урегулирования споров.

6.2. Споры, не урегулированные Сторонами в претензионном порядке, решаются в Арбитражном суде Московской области.

7. Прочие условия

7.1. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны Сторонами.

7.2. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

7.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

8. Адреса и реквизиты Сторон

Приложение N 1. Адреса объектов Заказчика

Приложение N 1
к типовому договору
на вывоз мусора

Адреса объектов Заказчика

В наличии

(контейнер/бункер);

(объем, м /вес, т.)

В наличии

(контейнер/бункер);

(объем, м /вес, т.)

Приложение N 2. График вывоза мусора

Приложение N 2

к типовому договору

на вывоз мусора

Дата вывоза

Время вывоза

Ответственное лицо, контакты

Подписи сторон:

От имени Заказчика

От имени Исполнителя

Приложение N 3. Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (мусора)

Приложение N 3

к типовому договору

на вывоз мусора

Адреса объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (мусора)

В количестве

(объем, м /вес, т.)

В количестве

(объем, м /вес, т.)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!