Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Нод в старшей группе по экологии. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «У леса в гостях

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познания по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема: «Берегите природу, она – наш общий дом!»

Воспитатель: Е.В.Шипова.

Цель: Формировать представления о правилах и нормах поведения в природе. Программное содержание:

Познавательное: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы.

Речевое: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, природа. Приучать отвечать полным ответом.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.

Материалы и оборудование: глобус, проектор, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Земля – наш общий дом», фантики, корзинки.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля! Показ слайда №1

Воспитатель: Показывает модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли уменьшенная во много тысяч раз, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). Показ слайда №2
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Правильно, синим цветом изображена - вода океаны, моря, озера, реки; зеленым - леса, равнины; коричневым - горы. Все это - наша земля. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же мы должны жить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре, Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? Аудиозапись со звуками леса. Дети отвечают, что попали в лес.

Правильно, а кто же живет в лесу? Ответы детей. Показ слайда №3

Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови домик для животного».

А каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица). Отгадайте про каких птиц эти загадки?

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)

Правильно, молодцы, а теперь посмотрим, сможете ли вы собрать птиц из разрезанных картинок. Проводится игра «Собери птицу».

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок все тише – тише, а деревья выше – выше.

Воспитатель: отдохнули немного ребята?

Рассматривание запрещающих карточек и рассказ по ним. Работа с карточками.

Присаживайтесь все на стульчики и сейчас мы с вами рассмотрим на проекторе интересные иллюстрации, вы на них посмотрите и скажите все ли в порядке? Что же произошло? (на картинках изображены различные ситуации плохого поведения в лесу)

Чего же делать нельзя в лесу:

Не шумите в лесу!

Не разжигай костры в лесу!

Не оставляйте мусор в лесу!

Не забирайте домой лесных животных!

Не разоряйте птичьи гнезда!

Не разоряйте муравейники в лесу!

Не рвите, не топчите цветы в лесу!

Не ломайте деревья в лесу!

Не ловите бабочек в лесу! Показ слайдов № 4 - № 9

А теперь давайте проведем дыхательную гимнастику «Листочки деревьев».

Ребята, посмотрите вот сюда, что здесь случилось? Как вы думаете, кто мог это сделать?

Какие- то хулиганы приходили в лес развели здесь полный беспорядок. Можно так вести себя в лесу? Давайте мы с вами все это соберем, вы согласны? Возьмем корзинки для мусора и соберем весь мусор.

Молодцы ребята! Значит, о каких знаках мы сегодня говорили? Кто вспомнит и расскажет? Итог: Показ слайда № 10

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом? (Ответы детей )

Дерево, животное, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем как они.

Воспитатель: Сегодня я решила посвятить вас в «Активные защитники природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету! Показ слайда №11

Нам этом наше интересное путешествие заканчивается. Ребята вам понравилось? (Ответы детей).



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Образовательная область: “Познание”

Непосредственно образовательная деятельность: “Экологическое воспитание”

Тема: “Золотая осень”

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Продолжать формировать у детей элементарные экологические представления, расширять знания об осенних изменениях в природе.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, (умение анализировать, обобщать, делать выводы), музыкально творческие способности.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, уметь видеть её красоту, желание сохранять всё живое.

Дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:

  • Образовательная область “Коммуникация”: уточнять, обогащать активизировать словарь по теме “Осень”, формировать навыки согласования, словоизменения, словообразования; умение отвечать полным распространенным предложением.
  • Образовательная область “Социализация”: закреплять навыки поведения в игре, беседе.
  • Образовательная область “Безопасность”: формировать навыки культуры в природе.
  • Образовательная область “Здоровье”: развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох.
  • Образовательная область “Физическая культура”: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
  • Образовательная область “Художественное творчество”: развивать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Словарь:

  • существительные : осень, листья, поляна, лес, гриб, мухомор, подберёзовик, подосиновик, птицы.
  • прилагательные : белый, жёлтый, красный, коричневый, оранжевый, зелёный, съедобный, несъедобный.
  • глаголы : высыхает, желтеет, улетают, сдул, сели, полетели,

Оборудование: нарисованные осенние листья, картины с изображением осени, цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, муляжи грибов, птицы (оригами), платок, гуашь, плакат с нарисованным деревом, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы экологического направления.

2. Рассматривание иллюстраций осенней тематики.

3. Наблюдение за осенней природой на прогулке.

4. Разучивание загадок об осенних явлениях.

Дидактические игры и упражнения:

  • “Подуй на листочек”,
  • “Да или нет”,
  • “Приметы осени”,
  • “К грибочку подойди”,
  • “Найди одинаковые листья”,
  • “Чья птица улетит дальше”,
  • “Назови ласково”.

Ход НОД

1. Организационный момент. (70 сек.)

Дидактическая задача. Активизация слухоречевого внимания, восприятия

Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?

А кто я угадайте из моей загадки.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся
Это время года...(ответы детей) зовётся.

Осень: Правильно, я и есть осень. Я пришла к вам рассказать о себе и узнать, что вы знаете обо мне. А для этого я приглашаю вас ко мне в гости на осеннюю полянку. Посмотрите как красиво осенью в лесу, а как много листьев.

2. Упражнение “Подуй на листочек” (50 сек.)

Дидактическая задача. Развитие плавного длительного речевого выдоха.

Покажите мне левую ладошку, я вам положу по осеннему листочку на вашу ладошку, а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно.

Осень: А чтобы нам с вами было интересно, я должна узнать, знаете ли вы приметы осени? Присаживайтесь на пенёчки.

3. Дидактическая игра: “Да или нет” (2 мин.) (дайте правильный ответ)

Дидактическая задача: закреплять знания о характерных признаках осени, развивать слухоречевое внимание, восприятие.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же делать?
Куртки, шапки надевать?

Осень: Ребята, а какие еще приметы осени, вы можете мне назвать?

4. Дидактическая игра “Приметы осени” (2 мин.)

Дидактическая задача: активизация словаря по теме “Осень”

Дети: желтеет и высыхает трава, дни становятся короче, ночи длиннее, идут дожди, небо серое, птицы улетают в тёплые края, листья опадают и желтеют.

Осень: Ребята, а что может расти на полянке или в лесу осенью?

Дети: Грибы, ягоды.

Осень: А какие грибы бывают? (съедобные и несъедобные)

Осень: А какие съедобные грибы, вы знаете? (белый, подберёзовик.....)

А несъедобные? (мухомор)

Осень: Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Дети: Нет!

Осень: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Осень: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле, приносит пользу.

Осень: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем

5. Дидактическая игра “К грибочку подойди”. (2 мин.)

Дидактическая задача: закреплять умение узнавать грибы по заданным признакам.

(На полу разложены муляжи грибов, дети подходят к названному грибу)

Раз, два, три к белому грибу иди и.т.д.

Осень: Скажите мне, пожалуйста, как готовятся дикие животные к зиме? (Зайчик, медведь, ёжик)

Дети: звери собирают запасы, меняют шубки....

Осень: А как вы думаете, зачем меняет шубку зайчик? А что делает медведь?

(ответы детей). Зачем ёжик собирает листья?

6. Дидактическая игра “Найди одинаковые листья” (2 мин.)

Дидактическая задача: развивать наблюдательность, память и внимание.

Посмотрите, какие красивые листья под нашими ногами.

Они все одинаковые? Вам нужно найти одинаковые листья.

Осень: Ребята, а почему такая тишина вокруг, и не слышно пения птиц в нашем лесу?

Дети: Птицы улетели в тёплые края.

Осень: А почему птицы улетают в тёплые края?

Дети: насекомые спрятались, холодно стало.

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения.

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу.

Осень: Ребята, посмотрите, у нас на полянке растёт странный цветок, у него разный каждый лепесток. Что – то он мне напоминает? А давайте со мной вместе скажем скороговорку про осень.

Осень в гости к нам пришла
Осень краски принесла
Вот, теперь назовите цвета осени.

Дети: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый.

Осень: Молодцы, видите, как подействовало заклинание, вы вспомнили все цвета осени. Я поняла, как вам нравится это время года.

8. Рисование листьев на заготовленном силуэте дерева. (4 мин.)

Осень: Ребятки посмотрите на это деревце, на нём нет листьев, и на земле тоже нет листьев. Помогите мне украсить их осенней листвой. Вот сейчас и увидите, сколько у осени работы. А сейчас вы будите рисовать, а музыка будет вам помогать!

Дидактическая задача:

Осень: Ой, ребятки, а кисточек то нет, чем же мы будем рисовать листья? Я вам предлагаю. Сжать бумагу в комочки и ею рисовать.

(Звучит осенняя мелодия, дети рисуют под музыку листья).

Осень: Какое красивое осеннее дерево у нас получилось, а листочки словно золотые.

Осень: А сейчас на минутку, я вас превращу в осенние листочки, все в руки возьмите листья и становитесь в круг.

9. Физкультминутка “Мы - осенние листочки” (1 мин.)

Дидактическая задача: формировать точные координированные движения в сочетании с речью.

Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели (дети образуют круг.)
Ветер дунул - полетели (разбегаются врассыпную.)
Мы летали, мы летали (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул (бегают, помахивая листьями.)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

Осень : Вам понравилось быть листочками? Все листья оказались на полу.

10. Дидактическая игра “Назови ласково” (дети становятся в круг и передают платочек Осени) (1 мин.)

Дидактическая задача. Образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Осень: осень - замечательное время года. Давайте назовём слова, которые относятся к осени ласково: лист-листочек, лужа-лужица, дождь-дождик, туча-тучка, берёза-берёзка, осина-осинка и.т.д.

10. Итог НОД (3 мин.)

Осень: Ребята, вам понравилось на моей полянке? А что же интересного здесь было? (Ответы детей)

А вы знаете, как нужно себя вести на лесной полянке?

Дети: нельзя рвать цветы, разорять муравейник, топтать грибы, разводить костёр, ломать ветки деревьев, оставлять после себя мусор на полянке, нельзя животных забирать домой.

А сейчас нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад, закройте глаза, и наша красивая музыка перенесёт вас с опушки леса в детский сад.

Конспект непосредственно образовательной деятельности
на тему «Природа — наш дом»

Аннотация . Дети демонстрируют знания о правилах поведения в природе, знания о птицах и насекомых, о работе «Зеленого патруля»

Цель: Осуществлять интеллектуальное развитие посредством включения детей в разнообразные виды деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные
    1. Формировать представления о правилах поведения в природе;
    2. Закреплять знания о растительном и животном мире;
    3. Закреплять знания «Экологического устава», опираясь на полученные ранее знания.
  2. Развивающие
    1. Развивать познавательный интерес, мышление, внимание;
    2. Развивать свободное общение между собой;
    3. Развивать ответственность за «братьев наших меньших»;
    4. Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром.
  3. Воспитательные
    1. Воспитывать интерес к НОД;
    2. Воспитывать самостоятельность;
    3. Воспитывать умение работать в коллективе
    4. Воспитывать любовь к природе
    5. Воспитывать желание прийти на помощь ко всему живому

Образовательная:

  1. Познание
  2. Интегрированные области
  3. Коммуникация
  4. Социализация
  5. Безопасность
  6. Физическая культура
  7. Здоровье
  8. Музыка
  9. Чтение художественной литературы

Методы:

Наглядный

Словесный

Оборудование и материал:

Предварительная работа:

Заучивание песен «Зеленый патруль», наблюдения за птицами и насекомыми, составление правил в природе по знакам, чтение художественной литературы.

Музыкальный зал разделен на 2 части .

  1. Лес — это модели деревьев, пеньков, поляна с мусором, озеро
  2. Детский сад, музыкальный зал.

Ход НОД

Воспитатель : Дети, посмотрите в окно. Стало небо чище, ярче светит солнце, птицы щебечут веселей, насекомые проснулись, тоже к солнцу потянулись. К нам пришла весна!

Ребенок: Пришла весна красавица,

Несет убор лесам

И синеву из облачка дарит небесам,

Чтоб вся земля от солнышка взяла себе тепло,

И маленькое зернышко быстрее проросло.

Воспитатель : Я вижу зеленые подарки весны у всех у вас. Кому весна дарит такие листочки?

Ребенок: Такие листочки дают тому, кто любит природу, бережет ее.

Воспитатель : А какой это знак?

Ребенок: Это знак зеленого патруля.

Воспитатель : А что делает зеленый патруль?

Ребенок: Помогает деревьям, цветам, птицам, животным

Воспитатель : А как вы узнаете, что кому-то нужна помощь?

Ребенок: Мы получаем телеграммы.

Летит сорока.

Сорока : Телеграмма, телеграмма!! Я летела прямо — прямо, никого не замечала, не трещала, не болтала, прилетела точно я, ведь телеграмма срочная.

Отдает воспитателю телеграмму.

Воспитатель: (читает телеграмму) Сообщение из леса, это очень интересно.

Была я красива и пригожа, а теперь на себя не похожа, траву на мне затоптали, мусором закидали. Спасите меня!

Значит, «Зеленый патруль» должен поспешить на помощь?

Дети : Да!

Воспитатель : Посмотрите, что мы возьмем с собой?

Дети: Грабли, ведра, пакеты для мусора, экологический плакат.

Ребенок: Спешим на помощь мы природе, кто оказался вдруг в беде, не огорчайся добрая поляна, сейчас поможем мы тебе!

Воспитатель: Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Отряд выходит из зала, воспитатель открывает заставку из ширмы,

где представлен лес с моделями деревьев, озеро, 2 поляны.

Дети возвращаются и поют гимн юннатов.

Воспитатель : Дети, посмотрите, ни эта ли поляна просила о помощи?

Ребенок: Нет, здесь все убрано и чисто.

Воспитатель: А где же та поляна, которая просила о помощи?

Дети продвигаются вглубь обозначаемого леса.

Ребенок : Вот она! Видите, она замусорена!

Воспитатель : Дети, подойдите ближе.… Мусор вредит траве! А знаете почему?

Дети : Да!

Ребенок : Он не дает траве дышать, закрывает от лучей солнца.

Воспитатель : Правильно! Я подниму кирпич, а вы скажите, какого цвета трава под ним?

Ребенок : Трава желтого цвета.

Воспитатель : А рядом, каким цветом трава?

Ребенок: А рядом трава зеленая.

Воспитатель : Так почему же трава желтая под кирпичом?

Ребенок : Ей не хватает солнца и воздуха.

Воспитатель : Так за работу, «Зеленый патруль»!

Дети собирают мусор: коробочки от сока, фантики, веточки сухие, бумагу, — в пакеты, относят все в модель — контейнер для мусора, убирают инвентарь, вытирают руки влажными салфетками.

Воспитатель: Вот и все убрали, вы молодцы! Поляна чистая и красивая! Слышите, как запели птицы? Они говорят вам, Спасибо!

А сейчас я загадаю вам загадки, знаете ли вы птиц?

Выходит ребенок в шапочке ласточки

Ласточка: Быстро везде я летаю, комариков клювом собираю, за окном гнездышко строю, но в нем я не зимую.

Дети : Ласточка!

Выходит ребенок в шапочке скворца

Скворец : Без окна мой теремок, только вход, над ним крыша. Дом над вами в вышине, не достать ребятне. Домик этот без окон, только вход есть и балкон. В дом забраться нелегко, он над нами высоко. Ни ступенек, ни крыльца, для какого он жильца?

Дети : Скворец!

Воспитател ь: Молодцы и с этим заданием вы справились. Дети, птиц называют нашими друзьями. А знаете почему?

Ребенок: Потому что птицы уничтожают червей и гусениц, которые поедают листья.

Воспитатель : А, что вам известно о ласточке?

Ребенок : Она поедает около миллиона мелких насекомых.

Воспитатель : А скворец?

Ребенок : А скворец кормит птенцов, делая более двухсот вылетов из гнезда. И каждый раз приносит червяка или гусеницу. А еще птицы — украшение лесов и садов. Птицы — наши друзья, а друзей обижать нельзя.

Воспитатель: А как птицы узнают, что вы заботитесь о них, что вы их ждете?

Ребенок: Мы строим кормушки, домики, делаем птичьи столовые.

Воспитатель: Молодцы, дети! Я вами довольна!

Звучит музыка, бежит девочка в костюме бабочки,

а за ней мальчик с сочком, ловит бабочку.

Ребенок : Мальчик, мальчик, остановись! Что ты делаешь?

Останавливается.

Воспитатель: Добрый день, мальчик! Как тебя зовут? А что ты делаешь?

Мальчик : Ловлю бабочку.

Воспитатель: А зачем?

Мальчик : Она красивая!

Бабочка: Что за слон пришел к нам на поляну? Только шум стоит да треск! Все цветочки затоптал, крылышко мое чуть не помял!

Ребенок: Да, видно, ты не воспитан! Таких простых вещей не знать! Тебе поможет поучиться экологический устав.

Раскрывают экологический плакат и показывают знаки правильного

поведения в лесу и то, что делать нельзя .

  • НЕ обижай в лесу зверей, вести себя достойно просим. В лесу запомни, мы лишь гости!
  • НЕ рви цветы и не топчи траву, не обрывай с кустов листву, не мни зеленую былинку, ходи лишь по тропинке.
  • Всем птицам помогай, и птичьих гнезд не разоряй. Растут на радость всем птенцы, природы звонкие певцы!
  • Муравьиный дом в глуши, ты его не тормоши, муравьишкам помоги, дом их огороди!

Много правил есть в природе, знать их надо наизусть!

Мальчик: Умных правил не забуду, уважать природу буду!

Ребенок: Знают все дети, что вместе с нами живут на планете: лев и журавль, попугай и

лисица, волк и медведь, стрекоза и куница. Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы, синее море, лесной ручеек — все доверяют тебе человек.

Ты — самый умный, а значит в ответе за все живое,что есть на планете.

Бежит девочка в костюме бабочки.

Бабочка: Дети, спасибо, что вы меня спасли. Дружбе рада я всегда, вот закончу все дела. В лапках я ношу пыльцу, от цветка лечу к цветку. Я цветочки опыляю и расти им помогаю, чтобы осенью в саду зрели яблочки в меду. Коли трудный час прошел, дан вредителям отпор, бабочки красавицы, бабочки лимонницы, в хороводе полетим, всех повеселим!

Выбегают девочки в костюмах бабочек.

«Танец бабочек»

Убегают, прощаясь с детьми

Воспитатель: Дети, ваши знания о правильном поведении в природе и о птицах меня порадовали, вы молодцы! Любовь к природе, желание заботиться о растениях, животных помогут сберечь их на нашей земле. Пусть леса и реки, луга и поля дают людям радость. А кому сегодня помогли мы?

Ребенок: «Зеленый патруль» убрал мусор на поляне, спасли бабочку, научили мальчика правильно вести себя в природе.

Воспитатель: Я думаю, что мальчик никогда больше не будет ловить бабочек, а будет любоваться их красотой. А мы с вами возвращаемся в детский сад, наш поход подошел к концу. Собираем инвентарь. Отряд готов?! Стройся! Песню запевай!

Звучит музыка, и дети поют гимн юннатов, уходя из леса.

Методическая литература

  1. Артемова Л.Н. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». – М., 1992
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. «Экологическое воспитание дошкольников»
  3. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
  4. Кондратьева Н.Н. Программа экологического воспитания «Мы». – СПб.: «Детство-Пресс», 2005
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2001.
  6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 1998.
  7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика — Синтез, 2002.
  8. Планета – наш дом. Мир вокруг нас: учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. / Под редакцией Т. А. Сидорчук. – Ульяновск, 2001

Название: Конспект НОД по экологии для старших дошкольников «Природа — наш дом»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка»
Месторасположение: г. Скопин Рязанская область

Цель: расширить знания детей о типах леса; формирование познавательного интереса к познанию природы своего края.

Уточнить знания детей по теме «Что такое лес: его этажность, присутствие насекомых, птиц, зверей»;

Познакомить с произведением М. Пришвина «Этажи леса»;

Углубить представления детей о видах леса: лиственный, хвойный, смешанный;

Познакомить детей с функцией леса: продуктивные (где заготавливают древесину) и рекреационные (где отдыхают, собирают грибы, ягоды);

Углублять и систематизировать знания детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

Формировать умение правильно вести себя в природе, не навредить ей.

Предварительная работа: чтение Ю. Дмитриева «Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес»; рассматривание картин русских художников:

  • Игорь Прищепа «Русский пейзаж»;
  • Юрий Панцырев «Березовый лес»;
  • Иван Шишкин «Корабельная роща»;
  • Иван Шишкин «Папоротники в лесу»;
  • Исаак Левитан «Дорога в лесу»;
  • Иван Шишкин «Еловый лес»;
  • Михаил Кугач «Солнечный лес».

Словарная работа: лиственный, хвойный, смешанный лес; продуктивный и рекреационный лес; подлесок.

Ход занятия:

Воспитатель: От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный … (олень).

Ребята, к нам в гости спешит северный олень. (Дети здороваются с гостем.)

Олень: Ребята, я живу в лесу – это мой дом. А вы знаете, что такое лес? Что там растет? Кто там живет? (Дети общаются с гостем.)

Олень: Правильно, лес – это большое количество деревьев, которые растут на больших площадях с сомкнутыми кронами. Лес, это сложный живой механизм, который сочетает в себе множество деталей различных по размерам, типам и принципам действия (деревья, кусты, травы, птицы, насекомые, животные). Лес – это растительное сообщество, где все взаимосвязано.

Воспитатель: ребята, вы знаете, что в лесу есть этажи! Не верите?! Давайте познакомимся с произведением М. Пришвина «Этажи леса». (Чтение рассказа.)

Олень: друзья, а вы догадались, на каком этаже я живу? (внизу, на первом этаже). А на каком этаже живут муравьи, белки, зайцы?... (Дети отвечают.)

Воспитатель: ребята, лес состоит из 5-ти ярусов: (воспитатель называет ярусы и показывает их на картинах художников)

  1. высокие здоровые деревья, прикрывающие все остальные;
  2. молодые деревья (подрост);
  3. подлесок: кустарники – они не дают дождям размывать почву;
  4. полукустарники и травы;
  5. мхи, грибы, лишайники.

Олень: друзья, лес бывает разный; я живу в смешанном лесу. Может, кто-то из вас знает другие виды лесов? Чем они отличаются?

Дети отвечают: лиственные, хвойные и смешанные леса.

Воспитатель: ребята, давайте назовем нашему гостю, какие мы знаем лиственные деревья (береза, осина, тополь, ива) и хвойные (ель, сосна, пихта, кедр).

Олень: давайте поиграем! Девочки будут лиственными деревьями, мальчики – хвойными. Когда я говорю «лиственный лес» - встают девочки и образуют лес, когда «хвойный лес» - встают мальчики, а если «смешанный лес» - девочки и мальчики встают врассыпную.

Игра «Хвойный, лиственный, смешанный лес»

Воспитатель: ребята, предлагаю вам рассмотреть листок и хвою (площадь поверхности). Затем рассмотрим ветку лиственного дерева и хвойного (толстая и тонкая). Воспитатель подводит к тому, чтобы дети смогли ответить на вопрос: «Почему лиственные деревья сбрасывают листву на зиму?» (ветка лиственного дерева тонкая, а поверхность листочка большая; если снег покроет дерево вместе с листьями, то ветка не выдержит тяжести и сломается).

Олень: в моем лесу люди отдыхают, собирают грибы и ягоды – мой лес называют рекреационный. Вот только не все гости моего леса умеют правильно себя вести. Я принес фотографии (картинки), на которых запечатлены действия и поведение людей.

Рассматривание дидактических картинок «Правильное и неправильное поведение в лесу»: (перечень согласно нумерации на картинках)

  1. Не разоряйте птичьи гнезда!
  2. Не разоряйте муравейники!
  3. Не забирайте из леса домой животных!
  4. Не обижайте лесных насекомых!
  5. Не рвите полевые цветы!
  6. Не рвите редкие цветы!
  7. Не ловите бабочек и стрекоз!
  8. Не шумите в лесу!
  9. Не разжигайте в лесу костер без взрослых!
  10. Не оставляйте мусор в лесу!
  11. Не бейте стекло в лесу!
  12. Не вырезайте надписи на деревьях!
  13. Не портите несъедобные грибы!
  14. Не вырывайте кустарники с корнем!
  15. Не обижай змей!

Воспитатель: Олень, а тебе известно, что лес приносит нам людям огромную пользу?! Наши дети сейчас тебе расскажут. Воспитатель подытоживает и говорит, что есть леса, где заготавливают древесину и их называют продуктивными.

Олень: ребята, я хочу поиграть с вами в подвижную игру «Северные олени».

Цель игры: Отрабатывать бег широким шагом, прыжки животных, ориентироваться в пространстве; передавать повадки зверей в соответствии с музыкой.

Уточняем, кто является врагом оленей (дети называют медведей, волков). Воспитатель предлагает разделиться на две команды: одна команда – олени, другая – медведи. Олени будут жить около юрт и кустов, а медведи на другой стороне в овраге, в берлоге. «Олени» изображают рога, подняв руки вверх и передвигаться длинными прыжками, убегают и прячутся возле юрт, медведи их догоняют. Условным сигналом для начала игры является удар в бубен.

Воспитатель: ребята, подошло время прощаться с нашим другом Северным Оленем. Чтобы найти дорогу домой (в лес) и не заблудится, оленю помогут звуки леса.

Рефлексия: воспитатель ставит запись природных звуков леса: олень уходит, а ребята пробуют в звуках леса услышать и назвать его жителей.


Автор: Прокудина Евгения Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы:
Месторасположение: Кемеровская область, Беловский район, с. Менчереп, Ул. Центральная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и . Формировать интерес к , познакомить детей с нормами и .

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Предварительная работа: Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, .

Материал: оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

Ход НОД:

Ребята, нам пришло письмо, нас приглашают в гости. Да здесь ещё что-то есть. Что это? (дети карта). Молодцы, правильно. А знаете ли Вы о том, что на карте нарисовано(путь). Давайте вместе рассмотрим. Вот какое путешествие, а хотите отправимся в путешествие? Для начала нем необходимо рассчитать расстояние, а как его рассчитать (измерить). Правильно чем измеряют (линейка. Рулетка, метр). Ну у нас из этих предметов нет ничего. А вот что есть. Давайте проверим свои карманы. Машинка, заколка, расчёска. А возможно ли этими предметами измерить расстояние..да (измеряют). Вот как здорово мы теперь знаем, что до станции …………………….а до станции……………………….и до станции……………………………………А где больше расстояние между какими станциями………..а где меньшее расстояние. Молодцы ребята. Отправляться в путешествие можно каким транспортом (машина, поезд, автобус, самолёт). Мы поедим на автобусе. Но непросто так для поездки необходим что купить…(билеты). Подходите пожалуйста в кассу билеты покупают за деньги…мы будем за волшебные слова. Запоминайте. Здравствуйте. Дайте пожалуйста мне 1 билет. Спасибо.

Теперь занимайте свои места согласно вашим билетам (геомерт.фигугам). Все готовы поехали, споём (поют припев: Мы едем, едем, едем в далёкие края …).

1 Первая станция «Весенняя поляна».

Какая же это поляна. Весенняя. Ребята как вы думаете, что здесь произошло. Отдыхающие намусорили. А как вы считаете какие правила должны соблюдать отдыхающие (ответы детей). Что же нам теперь делать? Конечно поможем и наведём чистоту и порядок (собрать весь мусор в мешки для мусора). Вот мы сейчас уедем, а вдруг снова приедут отдыхающие. Давайте здесь на поляне оставим знак «Мусорить нельзя». Вот он на нём явно чего-то не хватает (красного знака –зачеркнуть значит не кидать). Ставят знак.

Теперь снова в путь. Занимаем места согласно своим билетам. Едут поют песню. Приехали. Куда это мы попали.

2 Это станция «Водный мир»

Посмотрим. Что такое болото?

1. ребёнок -Это очень сильно заросшее озеро, которое загрязнилось. Здесь есть змеи, лягушки. Растут кувшинки, камыши –влаголюбивые растения, которым нужно много воды. На болоте живут птицы аисты. А ещё водомерки и стрекозы они скользят по воде, как на коньках.

А что такое родник (ответы).

2. ребёнок — Родничок. А ещё говорят ключ. Это не тот который открывает двери. Ключ бьёт из-под земли. В нём чистая пресная вода. В нём не бывает больших рыб.

Что такое море, океан (ответы ).

3. ребёнок — В море, океанах вода солёная. Пить такую невозможно. Зато там плавают медузы и самые большие млекопитающие киты. Мне нравятся акулы – это хищники. И дельфины – их называют спасателями, самыми умными они лечат людей, детей.

Что такое 4 озеро?

4 . ребёнок — Озеро может быть не очень большим-маленьким. Но есть и самое большое это озеро Байкал. Там самая чистая вода. Его подводные жители занесены в Красную книгу.

Внимательно посмотрели это….озеро. Только, по-моему, с нашим озером беда…посмотрите (кто то выловил всех рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Давайте поможем (дети запускают рыбок, ракушки, камушки и водоросли). Молодцы. Так здорово стало. Только думаю я сейчас о то, что скоро мы уедем, а наше озеро останется бес таких прекрасных помощников. Как же быть …(давайте поставим знак беречь красоту живого водоёма –Озера).

Вы готовы отправиться в путь? (едут, поют).

3 Приехали это станция «Мир животных и птиц». Здесь похоже произошла какая беда. Вы видели, что стало с поляной, что случилось с озером. Вот животные, птицы и не смогли жить по-прежнему они ушли. Здесь на этой станции все вместе теперь живут. Да вот только не понятно. Давайте поможем. Послушайте внимательно кто это просит о помощи (звучит фонограм. Кукушки – да это же ВОЛК, дети НЕТ это КУКУШКА ) . Молодцы правильно. ,,скажи, что ты знаешь о такой птице кукушке (рассказ реб.)

6 . ребёнок — Ку-ку, ку-ку кукушка, Кукует на опушке.
Листва её скрывает, От глаз оберегает.
Зовёт кукушка лето, Что заблудилось где-то,
Жару дать солнце просит, Пусть ветер дождь уносит.
Года она считает, И сколько жить нам знает.

Ещё послушаем –это просит о помощи ВОРОНА (рычит медведь). Кто …правильно медведь. ……… скажи, что ты знаешь о медведе

7. ребёнок — Спит зимою великан, В тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла, И расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, Любит рыбку половить.

Чтобы мед отведать сладкий, Может улей разорить.

Ещё послушаем (воет ВОЛК) Это кто? скажи, что ты знаешь о нём.

8. ребёнок -У нас в Кузбассе в лесах водятся волки. Про них ещё говорят: «Серые акулы». Они очень злые и опасные. Волки едят всё они хищники. Все лесные жители защищают своих детёнышей. Волчица своих волчат спасать не станет если они попали в беду, она спасать будет себя.

А это кто КУЗНЕЧИКи…. скажи, что ты знаешь о ДЯТЛЕ.

9. ребёнок — У деревьев доктор свой, Не обычный, а лесной,

Разговаривает просто, Он с берёзой и сосной.

Без лекарств и инструмента. Он излечит пациента,

Прилетел и сел на сук —Как здоровье? тук-тук-тук…

А это кто СОЛОВЕЙ.Правильн. скажи, что ты знаешь о животном 10 . ребёнок -Это не животное это птица. Она не домашняя, живёт в лесу, а точнее прилетает к нам весной. Маленькая и не очень яркая. У неё прекрасные песни. Когда поёт соловей все любят слушать.

Выходят 2 гномика.

1гномик: Я боюсь… И я боюсь Вед: Кто же это. Ну смелее.

2 гномик : Мы гномики. Я Тим. А он Том.

1 гномик : Мы пришли поблагодарить ребят от всех лесных жителей и от матушки природы сказать вам большое СПАСИБо.

Вед: Ребята что ответим.. пожалуйста (шепчет на ушко ведущей). Гномики очень стеснительные.. они приготовили для вас подарок.

1 гномик : У нас есть любимая игра. Мы сейчас вам её подарим. Научим играть, и вы сможете забрать её и научить других ребят играть (проводится игра).

Гномики: (несут большую конфету). Мы знаем, что все ребята сладкоешки. Вот вам подарок (дети-спасибо).

Вед: Мы так хорошо подружились. Но пора отправляться домой. Скажем до свидания и в путь (едет, поют). Приехали (подходят к карте). Ребята путешествие понравилось? На каких станциях вы побывали?

Мы всем помогли. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Молодцы! Теперь можно отправляться кушать сладости.

Название статьи: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО НОД

Воспитатель: Прокудина Е.А.

В занятии была использована интеграция областей: « Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе. Формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связную речь.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Была проведена предварительная работа:

Видео презентация «Жизнь водоемов», чтение художественной литературы, дидактические игры о природе.

Материал:

оформленный зал, большой таз с водой, сачки, ведерки, нарисованная карта путешествия, транспорт и стульчики (соответствующие билету), музыкальное сопровождение.

В ходе НОД воспитанники побывали на 3 станциях: 1 ПОЛЯНА, где очистили её от мусора и для отдыхающих приготовили макет –Памятки бережного отношения к природе; 2 Озеро – восстановили равновесие в природе привели в порядок и запустили живых рыбок, так же изготовили макет –Памятки бережного отношения к водоёмам; на 3 станции – Лесные жители вернули всем животным и птицам их домики. А в награду получили от лесных Гномиков большую сладкую конфету.

Воспитанники показали ЗУН по экологическому воспитанию. Были активны, творчески подходили к выполнению заданий.

Название: Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, Внеурочная работа, Мастер — классы

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!