Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

На какой станции погибла анна каренина. Последняя тайна анны карениной

Анна двинулась в свой последний путь с Нижегородского вокзала Москвы. Этот вокзал был тогда вторым, после Николаевского (ныне, Ленинградского), построенным в Москве вокзалом и располагался за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. Примерный сегодняшний адрес этого места - Нижегородская ул., 9а. Здание вокзала было неказистым, одноэтажным и деревянным. Сегодня уже ни этого здания, ни самого вокзала давно нет. Еще с 1896 года поезда на Нижний Новгород стал обслуживать новый Курско-Нижегородский вокзал (ныне, Курский вокзал), а Нижегородский стал использоваться только для обслуживания грузовых перевозок (в советское время он назывался Москва-Товарная-Горьковская). Здание вокзала и железнодорожные пути в этом районе были ликвидированы в 1950-х годах с началом тут массового жилого строительства. В ЖЖ Алексея Дедушкина подробно описано все про Нижегородский вокзал и окрестности вплоть до сегодняшнего дня. Почитайте, любопытно.

Итак, Анна села в поезд и поехала на станцию Обираловка (ныне, станция Железнодорожная) в 24 верстах от Москвы для встречи с Вронским, гостившим в имении матери, находившемся неподалеку.


Станция Обираловка,та самая водокачка, фото 1910 года

Но приехав в Обираловку Анна получила от Вронского записку, что будет он только в 10 часов вечера т.к. занят делами. Анне не понравился тон записки и она, находившаяся всю дорогу в рефлексии и неадекватном состоянии близком к нервному срыву, расценила эту записку как нежелание Вронского встречаться с ней. Тут же Анне приходит в голову мысль, что из ее ситуации есть выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд.

"Быстрым, легким шагом спустившись по ступенькам, которые шли от водокачки к рельсам, она остановилась подле вплоть мимо ее проходящего поезда. Она смотрела на низ вагонов, на винты и цепи и на высокие чугунные колеса медленно катившегося первого вагона и глазомером старалась определить середину между передними и задними колесами и ту минуту, когда середина эта будет против нее..... И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. "Где я? Что я делаю? Зачем?" Она хотела подняться,откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. "Господи, прости мне все!" -- проговорила она, чувствуя невозможность борьбы."

До сих пор в Железнодорожном можно встретить людей, готовых показать могилу Анны Карениной - то у Троицкой церкви, то у Саввинской церкви Преображения Господня.



На фото: станция Железнодорожная Горьковского направления МЖД
Платформа Железнодорожная Горьковского направления МЖД описана в романе Льва Толстого «Анна Каренина». В 19 веке станция называлась Обираловка и через нее проходило всего 25 пассажиров в день - сегодня же пассажиропоток составляет несколько тысяч человек. Как выглядит станция полтора века спустя и подтверждает ли свою печальную славу, узнал корреспондент Железнодорожненского Информагентства.



Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: место, где предположительно героиня романа Толстого бросилась под приближающийся поезд
Станция была построена в 1861 году. Первоначально ветка была однопутной, а станция - конечной, поэтому здесь был разворотный круг для локомотивов, а также стояла водокачка, упомянутая в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина».


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: пассажиры на платформе Железнодорожная
К счастью, последователей Анны Карениной среди современных жителей нет. За прошедшие годы не зафиксировано ни одного случая самоубийства в районе станции.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: вокзал станции Железнодорожная (вид с привокзальной площади)
История города Железнодорожный тесно связана с историей Московско-Нижегородской железной дороги, которая была введена в эксплуатацию в 1862 году. Возле Кучино была построена одноименная платформа, а станция в трех верстах от нее получила название Обираловка. В 1866 году она имела 4 стрелки, одно пассажирское и одно жилое здание. Внутри деревянного станционного здания располагались служебные помещения, телеграф, товарная и пассажирская кассы, небольшой зал 1-го и 2-го класса и общий зал ожидания с двумя выходами на платформу и привокзальную площадь, по обе стороны которой у коновязей пассажиров «стерегли» извозчики. Среднее число пассажиров - 25 человек в день.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: турникетный павильон станции Железнодорожная
В 1877 году дорога от Москвы до Коврова стала двухпутной, на ней появились «дачные» поезда. Участки на прилегающих землях массово раскупались у помещиков под дачи. Вблизи станции Обираловка возникли поселки, названные по именам землевладельцев - Афанасьевка и Ивановка, в 1909 году появился поселок Ольгино.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА

После прокладки ветки на Муром к названию Московско-Нижегородская добавилось слово Муромская. В 1885 году начала действовать Богородская ветка. А 1 января 1894 года МНЖД была выкуплена у строившего ее частного Общества российских железных дорог и перешла в казенное управление.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: путевые работы на станции Железнодорожная
После революции путевое хозяйство активно развивалось. В 1933 году состоялся пуск первого электропоезда до Москвы, а в 1939 году, после ходатайства жителей посёлка, станция была переименована из Обираловки в Железнодорожную.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: платформа станции Железнодорожная
В настоящее время станция состоит из вокзального здания и четырех платформ, объединённых пешеходным мостом. Также имеется пешеходный мост через железнодорожные пути, без выхода на платформы, оборудованный пандусом для инвалидов и детских колясок. Восточнее станции находится депо.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: прибывающий поезд на станции Железнодорожная
За сутки через станцию Железнодорожная проходят десятки пассажирских и грузовых поездов, пригородных электричек. Также здесь курсируют скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», соединяющие Москву с Нижним Новгородом. Пассажиропоток с каждым годом растет и составляет несколько тысяч человек в день. Современное электронное табло позволяет без труда определить, с какой платформы и в какое время отправится электропоезд.


Фото: Вера Полетаева, Железнодорожненское ИА
На фото: электричка направлением Москва - Петушки
Помимо Толстого, Горьковское направление МЖД также прославил Венедикт Ерофеев - автор псевдо-автобиографической поэмы в прозе «Москва - Петушки». Его герой Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам.В 2013 году часть жителей города выступила с инициативой об установке на привокзальной площади памятника героине романа Льва Толстого Анне Карениной. Первоначально идея была поддержана администрацией городского округа, но дальше разговоров дело не пошло.

Для русского человека имя писателя Льва Николаевича Толстого было синонимом нравственной чистоты и правдоискательства. А для нас жителей г. Железнодорожного, оно интересно еще и тем, что благодаря появлению романа "Анна Каренина", наша Обираловка (так раньше назывался наш город) вошла в мировую литературу.

Возникновение замысла
романа

8 января 1872 года в "Тульских губернских ведомостях" появилось следующее сообщение: "4 сего января в 7 ч. вечера неизвестная молодая женщина, прилично одетая, прибыв на ст. Ясенки Московско-Курской ж.д. в Крапивенском уезде, подошла к рельсам и во время прохода товарного поезда, перекрестясь, бросилась на рельсы под поезд, которым она была перерезана пополам. О происшествии этом производится дознание". Вскоре выяснилось, что женщина, покончившая с собою,- Анна Степановна Зыкова, проживавшая в доме помещика Бибикова, чье имение находилось в трех верстах от Ясной Поляны. Бибиков был вдов, Анна Степановна была его экономкой и сожительницей. И Толстой, и его жена бывали у Бибикова и хорошо знали Анну Степановну. Причиной самоубийства явилось желание Бибикова оставить Анну Степановну и жениться на гувернантке своего сына. Лев Николаевич присутствовал на судебно-медицинском вскрытии. Все это произвело на него ужасное впечатление. Софья Андреевна, жена Толстого, утверждала, что самоубийство Анны Зыковой "навело" Льва Николаевича "на мысль" о финале романа и дало имя героине (хотя в первой редакции "Анны Карениной" героиня носила имя Татьяны). Сюжет будущего романа складывался у писателя в течение трех лет. О начале работы над ним в марте 1873 года Софья Андреевна писала Т.А.Кузминской: "Вчера Левочка вдруг неожиданно начал писать роман из современной жизни. Сюжет романа - неверная жена и вся драма, происшедшая от этого". Надо сказать, что Софья Андреевна трудилась над романом не меньше автора. Как вспоминал сын Толстого Илья Львович, "почерк у отца был плохой. И мама, сидя в гостиной, у своего маленького письменного стола, ночами переписывала все начисто".
В письме к Н.Н.Страхову, литературному критику и философу, Толстой так отозвался о своей новой работе: "Роман этот - именно роман, первый в моей жизни, очень взял меня за душу, я им увлечен весь...".
Образ главной героини романа был собирательным. А вот во внешности героини были переданы Толстым черты Марии Александровны Гартунг, дочери А.С.Пушкина. Однажды, в Туле на званом вечере у генерала А.Тулубьева, распахнулась дверь и вошла незнакомая молодая дама в черном кружевном платье. Толстой пристально разглядывал ее, а когда узнал, кто это, то сказал: "Теперь я понимаю. Какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые".
Но давайте все-таки обратимся к роману Л.Н.Толстого "Анна Каренина".

"Прикажите до Обираловки?"

Прислушаемся, о чем говорят Анна и Петр, ее слуга, у "низкого строения Нижегородской станции" города Москвы. "Прикажете до Обираловки?- сказал Петр. - Да, - сказала она ему, подавая кошелек с деньгами, и, взяв в руку маленький красный мешочек, вышла из коляски". Она решает ехать "до первого города и остаться там". Местом гибели своей героини Толстой не случайно избрал Обираловку. С 1869 по 1878 г. Л.Н.Толстой 8 раз проезжал по Нижегородской железной дороге от Москвы до Нижнего Новгорода мимо станции Обираловки. В 1869 г.- в Пензенскую губернию для покупки имения Ильмино, а в остальные годы - в самарские степи на кумыс для поправки здоровья.
Пока Анна будет ехать до Обираловки, обратим внимание на слова слуги о Вронском: "Графа не застали. Они уехали на Нижегородскую дорогу". Имение Вронского писатель тоже расположил близ Обираловки. Поиск подтверждения этого позволил обнаружить интересные связи и знакомства Л.Н.Толстого с родом Рюминых - владельцами усадьбы Кучино. Москвич Николай Гаврилович Рюмин с 30-х годов XIX столетия в Кучино имел великолепную усадьбу в сосновом лесу, с широкими дорогами, цветниками, оранжереями. Сегодня, к сожалению, о былой роскоши могут напомнить только разрушающиеся строения фонтана, корпуса конного двора и величественная когда-то лестница, спускающаяся от здания сегодняшнего Гидрометеоколледжа к речке Пехорке. Толстой бывал у Рюминых в Москве, где однажды на балу познакомился с юной княжной Прасковьей Сергеевной Щербатовой, которая произвела на него огромное впечатление. В его дневнике есть записи: "Щербатова не дурна очень. Со скукой и сонливостью поехал к Рюминым, и вдруг обкатило меня. П.Щербатова прелесть. Свежее этого не было давно". Именно ее Лев Николаевич вывел в образе Кити Щербацкой в "Анне Карениной". Но самое интересное то, что Л.Н.Толстой был в родстве с Рюмиными через свою жену Софью Андреевну Берс. Ее сестра Елизавета Андреевна в 1868 году вышла замуж за племянника Н.Г.Рюмина, флигель-адъютанта Гавриила Емельяновича Павленкова. Их совместный портрет приводится в книге Т.А.Кузминской "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне". Таким образом, прослеживается разносторонняя многолетняя связь Л.Н.Толстого с Рюминым. Очевидно, писателю была известна и кучинская усадьба Рюминых. Само мрачное название Обираловка, многократные поездки писателя через эту станцию - все это убедительно подтверждает ассоциацию мыслей писателя.

Сторонники и
противники романа

В декабре 1874 года Толстой поехал в Москву. Здесь он заключил условие с Катковым о печатании "Анны Карениной" в журнале "Русский вестник". Секретарь и биограф Л.Толстого Николай Николаевич Гусев писал в материалах к биографии писателя: "Толстой передал свой роман в "Русский вестник" не потому, чтобы сочувствовал направлению этого журнала, а только потому, что в отношении гонорара он сошелся с "Русским вестником". В 1875 году в январском номере журнала были напечатаны первые главы романа. Читатели нового произведения Толстого сразу разделились на два лагеря: одни с восторгом приняли роман, другие резко его отвергали. Друзья и почитатели таланта писателя сразу же откликнулись восторженными отзывами. Н.Н.Страхов писал Толстому: "Это великое произведение, роман во вкусе Диккенса и Бальзака, далеко превосходящий все их романы", затем сообщил, что "Достоевский машет руками и называет Вас богом искусства". Афанасий Фет, прочитав роман, написал Толстому: "Утоляет сознание, что на Руси сидит в Ясной Поляне человек, способный написать "Каренину".
Иначе оценили роман, взволновавший российского читателя, другие известные люди. Петр Ильич Чайковский так отозвался о нем в письме к своему брату Модесту: "После твоего отъезда я еще кое-что прочел из "Карениной". Как тебе не стыдно восхищаться этой возмутительно пошлой дребеденью, прикрытою претензией на глубокость психологического анализа. Да черт его побери, этот психический анализ, когда в результате остается впечатление пустоты и ничтожества". Однако спустя пять лет, Чайковский высказывает уже иное мнение. Брату Алексею он советует: "…прочти "Анну Каренину", которую я недавно прочел с восторгом, доходящим до фанатизма".
Иван Сергеевич Тургенев очень высоко оценивал творчество Льва Николаевича, и после "Войны и мира" поставил его "на первое место между всеми нашими современными писателями". Однако он совершенно не принял новый роман. "Прочел "Анну Каренину" - и нашел в ней гораздо меньше, чем ожидал. Что будет дальше - не знаю; а пока - это и манерно и мелко - и даже (страшно сказать!) скучно". Свое мнение Тургенев часто сверял с мнением известного критика В.В.Стасова. И хотя их взгляды на многие произведения искусства порой диаметрально расходились, в оценке толстовского романа они совпали.
Сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин своим мнением делится с Анненковым: "…Ужасно думать, что еще существует возможность строить романы на одних половых побуждениях. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского…". Вослед великому сатирику Н.А.Некрасов разразился эпиграммой:

"Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер - юнкером, ни с флигель - адъютантом,
Когда она жена и мать".

"Анна Каренина" была завершена в 1877 году. Писатель приблизился к пятидесятилетнему рубежу, стоял на вершине творческой славы.
В 1914 году была осуществлена первая экранизация романа Л.Н.Толстого.
Журнал "Искры" в мае этого года сообщал своим читателям: "Роман Толстого инсценирован почти целиком. Роль Анны Карениной играла артистка Художественного театра М.Н.Германова. Многие сцены сняты в Москве. Сцена самоубийства Анны Карениной - на одной из Подмосковных станций Савеловской железной дороги. Последняя сцена потребовала большого труда, так как г-жу Германову очень долго укладывали на рельсы, пока не нашли нужной позы".

Лев Толстой и
железные дороги

Лев Толстой - один из первых русских писателей, подробно описавший многие станции российских железных дорог. Развитие интриги в романе "Анна Каренина" происходит именно на железнодорожном вокзале. Толстой описывал то, что видел сам, чувства, пережитые им - на страницах романа. В своем романе Толстой добрался от Николаевского вокзала Петербурга до маленькой станции Обираловка.
К сожалению, Толстой не мог описать историю своего ухода из родного имения - Ясной Поляны. Жизнь в родном гнезде стала для него невыносимой, и он решил уйти из дома. Случилось это в ночь с 27 на 28 октября 1910 года, за несколько дней до его смерти. Нездоровье вынудило Толстого сойти на безвестной станции Астапово. Здесь, в пристроенном к небольшому вокзалу домике начальника станции, 7 ноября скончался великий русский писатель. Этот вокзал теперь знает весь мир.

Наталия Сотникова

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!