Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Морские пауки. «Морская звезда и паук»

И , возвращаемся к великолепным

Луара, самая длинная из французских рек, неторопливо течет среди зеленых равнин, протянувшихся от Центрального массива до Атлантического океана. Буйное плодородие прекрасной долины Луары ценили не только французы, столетиями сражавшиеся за нее с иноземцами.

Одиннадцать веков назад для защиты от набегов норманнов здесь были построены первые крепости. Первоначально это были временные сооружения; позже, когда в XI веке в долине стали добывать строительный материал - туф, сланец и легкий в обработке известняк, - один за другим выросли многочисленные замки Луары .

Их окружали рвы с подъемными мостами и массивные стены с башнями и бойницами. О мрачных временах оборонительных войн много могли бы рассказать духи, которые, по преданиям, живут в огромных унылых замках Анже и Ланже или в руинах Шинона.

Французские короли и аристократия эпохи позднего Средневековья и Возрождения превратили участок среднего течения Луары в край роскошных замков - шато. Сюда приглашали известнейших поэтов и художников, здесь для королевских фавориток пели трубадуры.

На Луаре кипели страсти, растрачивались целые состояния. В эпоху Ренессанса многие замки долины Луары были перестроены. Приглашенные итальянские мастера (один из них - сам Леонардо да Винчи) превратили средневековые крепости в сказочные дворцы; был возведен и ряд новых замков - такие, как Шенонсо.

Как и многие замки долины Луары, Шенонсо никогда не был предназначен для оборонительных целей, хотя его и украшают высокие стены и башни, типичные для средневековых замков (как замок Амбуаз, Мон-Сен-Мишель, или замки Англии: Конви, Харлек, Карнарвон). Вместо этого, замок Шенонсо - удивительно роскошный дворец, красоту которого способен затмить разве что Версальский дворец.

Шенонсо прозвали дамским замком. В конструкции здания нежным прикосновением отразились пристрастия его владелиц. Кэтрин Бриконнет, жена Томаса Бойе, богатого сборщика налогов, построила этот элегантный замок в 1521 году на месте древней крепости XIII века. После их смерти, сын вместе с замком унаследовал огромные долги. Ему пришлось продать Шенонсо французской короне.

Когда король Генрих II вступил на престол Франции в 1547 году, он отдал очаровательное поместье своей любовнице Диане де Пуатье, первой красавице того времени, старшей за Генриха на 19 лет. Диана построила арочный мост над рекой, создающий впечатление, что замок плывет по воде, что сделало его одним из самых красивых в долине Луары.

После смерти Генриха, его жена, Екатерина Медичи, решила отомстить любовнице. Она знала, как Диана привязана к Шенонсо и, чтобы ранить ее чувства, Екатерина потребовала уступить ей Шенонсо в обмен на замок Шомон. Но Диана перебралась в свой замок Анет, где и умерла спустя семь лет.

С присущим ей вкусом и показной роскошью, Екатерина внесла свои улучшения по озеленению садов, завершила строительство подъемного моста и 70 метровой галереи на мосту над рекой. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски. Красивые пышные балы, маскарады и фейерверки чередой следовали друг за другом, удивляя современников своим размахом. Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Здесь была возобновлена идея праздника времен Людовика XI (середина XV века), когда женщины одевались в мужские костюмы, а мужчины в женские.

Екатерина завещала Шенонсо Луизе Лотарингии, жене своего сына Генриха III. Когда он неожиданно умер, Луиза приняла обет пожизненного траура. На одиннадцать лет замок превратился в склеп "Белой Королевы", как прозвали Луизу за отказ снимать белые одежды вдовы по традиционному этикету.


Последним из королевской семьи Франции в Шенонсо жил Людовик XIV в возрасте 12 лет в 1650 году. Замок был заброшен, пока одно крыло не переоборудовали в монастырь капуцинов. Монахи построили подъемный мост для изоляции от внешнего мира.

Во время Французской революции замок Шенонсо спасла от разрушения его очередная покровительница - Луиза Дюпэн, жена банкира Клода Дюпэна, купившего замок в 1733 году. Большая поклонница искусств, науки и литературы, Луиза устроила в Шенонсо модный салон и небольшой театр, где собирались все знаменитости того времени, включая Жан-Жака Руссо. Говорят, крестьяне ее очень любили, поэтому замок не пострадал от революционеров.


В 1864 году Шенонсо купила госпожа Пелуз, посвятившая свою жизнь восстановлению замка. С 1913 года замок принадлежит семье Менье (известного производителя конфет), который закончил реставрационные работы и вернул замку былую славу. Сегодня Шенонсо является частным владением, но открыт для посещения туристов.

У входа в замок Шенонсо раскинулась великолепная аллея вековых платанов, за которыми когда-то, во время торжества в честь вступления Карла IX на престол, прятались сирены, нимфы и сатиры.


Минув подъемный мост, вы попадете на террасу, окруженную рвом с водой. Слева простирается итальянский сад Дианы де Пуатье, справа - парк Екатерины Медичи. На углу Парадного двора возвышается средневековой донжон - самое древнее сооружение замка, сохранившееся от старой крепости. На нем выгравированы инициалы Бойе: Т. В. К. (Томас Bohier и Кatherine) и надпись: «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне».

Замок Шенонсо состоит из прямоугольного главного здания с башенками по углам. Слева есть автостоянка, книжный магазин и хранилище. На мосту тянется двухэтажная галерея Екатерины Медичи. На первом этаже находится Зал Гвардейцев, украшенный фламандскими гобеленами XVI века. В капелле хранится скульптура из каррарского мрамора «Мадонна с младенцем». Дальше - Зеленый зал Екатерины Медичи с гобеленами, комната Дианы де Пуатье с изящным камином, галерея с полотнами Рубенса, Приматиччо, Наттье и других художников.

На второй этаж можно подняться по лестнице с прямыми маршами (что во Франции того времени было инновацией). Помимо бального зала, здесь находится галерея гобеленов с сценами охоты и мраморными статуями римских императоров, привезенными Екатериной из Флоренции, комната Габриэль д’Эстре, Парадная, или комната «Пяти королев» (двух дочерей Екатерины и трех ее невесток, в том числе Марии Стюарт и королевы Марго). Все комнаты меблированы и красиво декорированы.

Под крышами был небольшой монастырь с подъемным мостом. В зданиях, где были королевские конюшни и впервые во Франции выращивались шелкопряды, сейчас находится музей восковых фигур - «Галерея дам».

Напоследок прогуляйтесь роскошным парком XVIII века с тисовыми лабиринтами с кариатидами на живописнейшем берегу долины Луары, с красотой которой могут поспорить лишь королевские замки Германии в Баварских Альпах: Нойшванштайн, Линдерхоф и Херренкимзее.

Территория, где находятся замок и сады Шенонсо, является выдающимся свидетельством тонкого вкуса двух талантливых женщин: Дианы де Пуатье (Diane de Poitiers) и Екатерины Медичи (Catherine de Medicis) и по этой причине имеет второе, народное название - "дамский замок". С момента завершения их создания, сады всегда были неотъемлемой частью и достойным украшением великолепного замка, который входит в число так называемых замков Луары (замков, построенных на берегах живописной реки Луара, или вблизи них).


Согласно историческим данным, история поместья Шенонсо началась в середине XIII века. В дальнейшем, земли несколько раз переходили в разные руки, а сам замок перестраивался. В начале XVI века поместье купил финансист Томас Бойе, большой поклонник стиля ренессанс, который инвестировал огромные деньги в строительство нового, созданного по канонам этого стиля, замка. Однако, семья Бойе не долго владела своим прекрасным замком - вскоре после смерти главы семейства Замок был конфискован королем Франциском I за махинации и нарушения, якобы допущенные Бойе на финансовой службе. Впоследствии, король неоднократно наведывался в поместье Шенонсо, славившееся не только величественным замком, но и обширными охотничьими угодьями. Среди его приближенных, которые часто приезжали сюда вместе с королем, был, конечно, его сын Генрих со своей женой Екатериной Медичи и фаворитка сына Диана де Пуатье. Сложно сказать, какие на самом деле отношения связывали Генриха и Диану, но… вскоре после того, как Генрих стал королем (1547 г.), он подарил ей поместье Шенонсо.

1551 год без преувеличения можно назвать годом рождения садов Шенонсо. Получив в дар поместье, Диана де Пуатье взялась за благоустройство территории замка, где в то время находился лишь фруктовый сад и небольшой огород с некоторыми модными в то время растениями.

В течение последующих пяти лет, здесь происходили многие важные изменения и сегодня эта часть садов Шенонсо известна как Сад Дианы де Пуатье - "Le Jardin de Diane". Сад содержит подпорные стены и приподнятые террасы, благодаря чему застрахован от наводнений расположенной вблизи реки Шер. Это своеобразный зелёный театр, площадью более 1,2 га, построенный в соответствии с очень простым планом: две большие диагональные аллеи, которые пересекаются по центру, образуя четыре треугольника. Каждый треугольник затем также делился на две равные части проходящими по центру аллеями и украшены посадками сантолины общей протяженностью 3 000 метров.

Прелесть сада заключается не только в его незатейливой конструкции, но и в ассортименте используемых здесь растений - плодовых деревьев и кустарников, боярышника, орешника, в то время как на краях аллеи посажены земляничные деревья и фиалки. Многие известные садовники заботились о красоте этого места на протяжении многих лет, в том числе архиепископ Тура и его викарий (помощник), а также Жан де Сельв - друг и защитник известного французского ученого Бернара Палисси. На памятной бронзовой пластине размещенной возле сада мы можем прочитать описание сада, данное Жаком Андруэ дю Серсо (Jacques Androuet du Cerceau) в его книге "Превосходнейшие дома Франции", написанной между 1576-1579 годами.

Ассортимент растений в цветниках меняется два раза в год. Весенние посадки включают: желтые и синие сорта Виолы (Анютины глазки), белые розы в зависимости от темы цветника, розовые и белые маргаритки, незабудки и многочисленные луковичные. Летние фавориты: петунии, табак, карликовые георгины, вербена и, конечно, бегонии.

В непосредственной близости от сада Дианы де Пуатье расположена Канцелярия - дом управляющего недвижимостью, и деревянный причал, увитый виноградной лозой. С причала можно отправиться в одну из водных прогулок по реке Шер.

Король Генрих II был тяжело ранен во время турнира и скончался 10 июля 1559 года. Опасаясь неприятностей со стороны вдовы короля, которые сули ей её бывшие "заслуги", Диана поспешила вернуть поместье Шенонсо Екатерине Медичи.

В представлении новой хозяйки замка, Шенонсо должен был стать резиденцией короля так же, как дворец Тюильри. Для строительных работ был приглашен итальянский архитектор и скульптор Франческо Приматиччо (Francesco Primaticcio), который возвел новые арки, фонтаны и обелиски, а также участвовал в создании новых садов.

Екатерина произвела и другие глобальные изменения, например, построила сад курьезов среди многообразия цветов и кустарников, который включал вольер, зверинец, овчарни, искусственные пещеры и Фонтан дю Роше.


Екатерина Медичи завещала Шенонсо своей невестке Луизе Лотарингской, жене Генриха III. Когда Луиза узнала об убийстве своего супруга, она навсегда облачилась в белое - траурный цвет королев - и уединилась в своих апартаментах, украсив их траурными символами и черными драпировками.


После смерти Луизы Лотарингской замок пришел в упадок, а в 1773 г. был продан Кладу Дюпену, сборщику налогов из Шатору. При Дюпенах Шенонсо был реставрирован и вновь приобрел свой прежний блеск. Мадам Дюпен, поклонница искусств, науки, литературы и театра, создала в Шенонсо салон, который посещали самые знаменитые люди культуры XVIII века от Мариводо до Вольтера и Жан-Жака Руссо.

В 1864 году замок купила мадам Пелеуз. Она тщательно отреставрировала замок, придав строениям первозданный вид, а затем продала его современным владельцам, семейству Менье



Замок Шенонсо открыт ежедневно с 9.00 до 19.00 летом и с 9.30 до 17.00 зимой, в июле и августе до 20.00. Закрыт 25 декабря и 1 января. Стоимость: 10.50 евро, с аудио гидом и посещением музея - 15.50 евро. Шенонсо - одна из самых оживленных достопримечательностей во Франции, так что лучше прийти пораньше, чтобы избежать толпы. Официальный сайт: www.chenonceau.com



Кликабельно 3000 рх



Кликиабельно 1600 рх


источники
http://euguide.ru
http://gardener.ru
http://www.замкимира.рф

Шенонсо – один из самых элегантных замков Франции, окруженный небольшой рекой Шер и находится на вершине превосходного изящного арочного моста.

Трудно не восхищаться великолепной обстановкой, формальными садами, волшебством архитектуры и увлекательной историей замка, которая была сформирована рядом влиятельных женщин. Его интерьер украшен редкой мебелью и сказочной коллекцией произведений искусства, в которую входят произведения Тинторетто, Корреджо, Рубенса, Мурильо, Ван Дейка и Рибера (ищите необычный портрет Людовика XIV).

Этот впечатляющий комплекс – это, в основном, работа нескольких замечательных женщин (отсюда и его прозвище “Le Château des Dames”). Начальный этап строительства начался в 1515 году для Томаса Божье, придворного министра короля Карла VIII, хотя большая часть работы и дизайна фактически контролировалась его женой Кэтрин Брисоннет.

Отличительные арки и восточный формальный сад были добавлены Дайан де Пуатье, любовницей короля Анри II. После смерти Анри Кэтрин де Медисис, коварная вдова короля заставила ее двоюродного брата обменять Шенонсо на менее грандиозный замок Шамон. Кэтрин закончила строительство замка и добавила на его территорию лабиринт и западный розарий. Самым значительным её вкладом была чернослоистая траурная комната на верхнем этаже, в которой она жила, когда ее муж Анри III был убит в 1589 году.

Шенонсо имел расцвет в период восемнадцатого века, во времена правления аристократической мадам Дюпин, которая сделала замок центром модного общества. В то время в числе его гостей были Вольтер и Руссо. Во время Революции, в возрасте 83 лет, она смогла спасти его от разрушения, благодаря быстрому мышлению и некоторым стратегическим уступкам. Превосходство стиля замка – это грандиозная галерея на арках над рекой Чер. Она была местом многих элегантных вечеринок, организованных Кэтрин де Медисис и мадам Дюпин.

Также, он был военным госпиталем во время Первой мировой войны, а с 1940 по 1942 год служил маршрутом эвакуации для переселенцев, евреев и других беженцев, бежавших из оккупированной Германией зоны. Верхний уровень галереи Galerie Médicis имеет хорошо представленную выставку (на французском и английском языках) по красочной истории замка и женщинам, которые его формировали.

Практическая информация


На территории замка находится много мест, на которые обязательно стоит посмотреть, поэтому планируйте потратить, по крайней мере, здесь полдня. С середины марта до середины ноября Вы можете пообедать в гастрономическом французском ресторане под названием L’Orangerie (меню от 31 до 40 евро) и местной кофейне, которые находится на территории замка.

Адрес : 37150 Шенонсо, Франция.

Время работы : С 1 января по 20 февраля 9:30 до 5:00 часов вечера (ежедневно). С 21 февраля по 28 марта с 9:30 до 5:30 часов вечера (ежедневно). С 29 марта по 31 мая 9:00 утра до 7:00 часов вечера (ежедневно).

С 1 июня по 30 июня, 9:00 утра до 7:30 вечера (ежедневно). С 1 июля по 31 августа с 9:00 до 8:00 часов вечера (ежедневно). С 1 – го по 30 сентября с 9:00 до 7:30 часов вечера (ежедневно). С 1 октября по 1 ноября 9 утра до 6:30 часов вечера (ежедневно).

С 2 ноября по 11 ноября 9:00 до 6:00 часов вечера (ежедневно). С 12 ноября по 31 декабря 9:30 до 5:00 вечера (ежедневно). Замок доступен 30 минут после того, как касса закрывается.

Цена за вход : Полная стоимость взрослого билета от 13,00 до 17,50 € (с или без аудиогида). Бесплатный вход для детей до 7 лет, инвалидов и журналистов. Средняя продолжительность экскурсии: 2 часа.

Способы проезда : замок находится в 33 км к востоку от Тура, в 13 км к юго-востоку от Амбуаза и в 40 км к юго-западу от Блуа. Из города Шенонсо вы можете на поезде отправиться в Тур (стоимость билета € 7, время пути – 25 минут, поезда ездят от 9 до 12 раз в день).

Долго собиралась с духом, чтобы приступить к очередному рассказу, ибо заранее знала,
что путь предстоит долгий. О замке Шенонсо не писал только ленивый. Ну ещё бы:
самый знаменитый, самый узнаваемый и посещаемый (более миллиона человек в год) -
настоящая Мекка для туристов всего мира! Информации об этом замке - масса,
фотографий - ещё больше. Ну и куда мне с моим старым фотиком и неуклюжими
первыми попытками что-то сфотографировать? Тем более, что и фоткать-то толком было нельзя,
по-крайней мере - с фотовспышкой. Но у каждого свой взгляд на вещи. Я покажу вам Шенонсо
таким, каким увидела его я. И расскажу историю великой любви, пронесённой через всю жизнь.

Прежде, чем приступить к рассказу о самом замке, хотелось бы сделать отступление -
своеобразный экскурс в историю, ибо одной из владелиц замка была знаменитая фаворитка
короля Диана де Пуатье. Этот замок, собственно, был подарком короля - символом великой,
неувядающей любви, о которой сложено немало легенд, порождено множество слухов, догадок.
Прочитав эту историю вы несколько другими глазами будете смотреть на Шенонсо, ибо в нём
ещё витает дух тех времён, ибо осталась неразгаданной Загадка: В чём же сила Любви? Итак..


РОКОВОЙ ПОЕДИНОК

30 июня 1559 года весь Париж устремился на улицу Сент-Антуан. По случаю заключения мира с Испанией король Генрих II решил устроить рыцарский турнир и лично поучаствовать в нем. Для этого на узкой улице разобрали мостовую и построили трибуны для знатных болельщиков. Теперь они пестрели нарядами придворных и золочеными платьями дам, а за канатами ограждения колыхалась серая масса простонародья. В толпе тревожно перешептывались, недоумевая, зачем королю понадобилось возрождать полузабытую забаву. С появлением огнестрельного оружия век рыцарей отошел в прошлое. Прекратились и турниры, хотя время от времени их устраивали из почтения к старине. Но Генрих таким почтением не отличался: все знали, что он предпочитает ратным забавам совсем другие занятия. Глаза парижан невольно устремлялись на обитую бархатом ложу, где восседала давняя любовница монарха Диана де Пуатье. Недавно ей исполнилось шестьдесят, но ее лицо и гибкая фигура оставались безупречны. Говорили даже, что она купается в крови младенцев, чтобы сохранить молодость. Королеве Екатерине Медичи, сидящей на соседней трибуне, было всего сорок, но она выглядела едва ли не старше своей соперницы. Полная, смуглая, с жидкими волосами и глазами навыкате, итальянка слегка напоминала жабу. Время от времени она бросала на Диану злобные взгляды, которых та старалась не замечать. Парижане не любили обеих и жалели своего доброго короля, вынужденного постоянно унимать ссоры вздорных баб. Немудрено, что он ищет утешения у других: только недавно очередная фрейлина родила младенца, как две капли воды похожего на короля. До этого он соблазнил гувернантку своей невестки Марии Стюарт, да и сама юная шотландка, по слухам, неровно дышала к тестю – ведь ее супруг, придурковатый принц Франсуа, был равнодушен к любовным утехам.

Протрубил горн герольда, и рыцари бросились в бой. Как полагается, противники сшибались на полном скаку, стараясь сбить друг друга с коней тяжелыми копьями. Удары попадали в грудь, плечи и даже в лицо, но все это надежно защищалось латами, а копья были специально затуплены, поэтому смертельных случаев на турнирах практически не было. Выдержав схватки с герцогами Савойским и де Гизом, король пожелал сразиться с новым противником и приказал 30- летнему шотландскому капитану Габриэлю Монтгомери занять боевую позицию. В это время слуга передал ему просьбу жены: из любви к ней прекратить опасную игру. "Скажите королеве, что ради любви к ней я выиграю этот поединок!" – воскликнул король. Услышав это, королева побледнела: она помнила предсказание астролога Горика, который грозил королю смертью от раны в голову в возрасте сорока одного года. Сорок лет исполнилось Генриху ровно три месяца назад. В другом пророчестве некоего Нострадамуса говорилось о том, что молодой лев выбьет глаз старому в золотой клетке, а королевский шлем как раз был позолочен… Генрих слышал эти предсказания, но сейчас забыл о них. К чему осторожность, когда на тебя смотрят столько прекрасных дам! И прежде всего та, под чьим знаком прошла вся его жизнь, – Диана де Пуатье. Недаром на турнире он носил ее цвета – белый с черным. Противники сшиблись, и над турнирным полем пронесся многоголосый крик. От удара, угодившего в лицо, забрало короля открылось и копье вошло ему в правый глаз. Залитый кровью Генрих промчался еще метров 10 – 15 и сполз с коня на руки окруживших его придворных. "Я умираю", – прошептал он. Все взгляды были устремлены на него, и никто не замечал других участников игры, неожиданно переросшей в трагедию. Пользуясь этим, капитан Монтгомери развернул коня и на полном скаку помчался в свой замок Лорж, надеясь позже оправдаться. Это не помогло – пять лет спустя его заманили в Париж и обезглавили, так и не поверив, что роковой удар был нанесен случайно. Пока Генриха тащили на носилках в ближайший замок Турнель, королева лежала в обмороке. Диана не потеряла сознания: просто стояла и смотрела, как ее возлюбленного проносят мимо. Придя в себя, Екатерина бросилась в замок и первым делом велела не пускать туда соперницу. Потом вызвала знаменитого хирурга Амбруаза Паре и попросила сделать все для спасения короля. Эскулап осмотрел рану и сделал неутешительный вывод: копье поразило мозг, куда попали осколки костей. Надежды не было. Услышав это, королева отправила гонца к Диане, которая удалилась в замок Анэ. Она потребовала от фаворитки вернуть все подаренные ей королем ценности и владения. Как ни странно, та согласилась. В ответном письме она писала: "Моя скорбь так велика, что никакие притеснения и обиды не смогут отвлечь меня от нее". 10 июля Генрих умер после долгой агонии, и в тот же день Екатерина получила увесистый ларец с драгоценностями и ключи от великолепного замка Шенонсо. Все остальное имущество Диане сохранили, поставив одно условие – никогда не появляться при дворе. Судьба отпустила ей еще семь лет жизни, которые стали тоскливым эпилогом ее волшебной сказки.


ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Все началось в марте 1526 года на берегу речки Бидасоа, разделявшей Францию и Испанию. С французской стороны к берегу подъехала кавалькада во главе с красивым бородачом – королем Франциском I. Совсем недавно он оказался в испанском плену и был вынужден подписать унизительный и крайне невыгодный договор. Заложниками его выполнения становились королевские сыновья – девятилетний Франсуа и семилетний Генрих. Теперь их привезли к границе и усадили в лодку, чтобы увезти в чужую враждебную страну. Младший из принцев, совсем ребенок, еле сдерживал слезы. Заметив это, красивая дама из королевской свиты подошла к нему и нежно поцеловала в щеку. Лодка отчалила, и на долгие годы этот поцелуй стал для Генриха самым сладким воспоминанием о родине. Он не знал, что дама, которой исполнилось 27 лет, была дочерью барона Жана де Пуатье. Еще в детстве она лишилась матери, а пару лет назад ее отец был осужден на смерть за участие в заговоре. Пытаясь спасти отца, Диана тогда бросилась в Лувр к королю Франциску, известному ловеласу, который при первой же встрече оценил красавицу: высокая, стройная, с полными губами и пышной гривой каштановых волос. Король знал, что в пятнадцать лет ее выдали замуж за 56-летнего барона Людовика де Брезе, великого сенешаля Нормандии. Угрюмый барон почти не уделял внимания молодой жене, проводя время в военных походах. Диана родила двух дочерей и вела обычную жизнь провинциальной дворянки – хлопоты по хозяйству, шитье, долгие мессы по воскресеньям. Правда, были в ее поведении и странности. Оправдывая свое имя, взятое у богини-охотницы, она обожала мчаться во весь опор на лошади, загоняя дичь. А по утрам купалась в источнике с ледяной водой – и это в эпоху, когда даже знать считала умывание излишним.

Диана де Пуатье,фаворитка короля Генриха II.

Молва называла Диану верной женой, но Франциск не привык отступать и повел планомерную осаду. Он назначал дочери заговорщика одну аудиенцию за другой, прозрачно намекая, что спасти отца может лишь ее уступчивость. Дальше мнения историков расходятся. Одни считают, что красавица уступила домогательствам монарха, именно поэтому он помиловал Жана де Пуатье, когда тот уже поднялся на плаху. Другие уверены, что Диана осталась такой же неприступной, как ее божественная тезка. Иначе – почему Франциск заказал придворному художнику ее портрет с подписью "Недоступная обольщению" ? Несомненно одно: с тех пор король стал уважать Диану и не раз спрашивал у нее совета. Скоро сенешаль де Брезе скончался и молодая вдова покинула его мрачный замок Анэ, перебравшись по приглашению короля в Лувр. Но официальной фавориткой она так и не стала, это место заняла молоденькая герцогиня Д ‘ Этамп, прочно завладевшая сердцем Франциска. Диана скучала, не забывая при этом следить за собой, ведь красота была ее главным оружием в борьбе за место под солнцем. Летом 1530 года король уплатил испанцам громадный выкуп, и его сыновья вернулись на родину. Долгая разлука с родиной не пошла им на пользу – Франсуа скоро умер от чахотки, а Генрих стал замкнутым и молчаливым. Он охотно учился фехтовать и ездить верхом, побеждал сверстников в любых состязаниях, но при этом никогда не улыбался и избегал общения. Принц проявлял теплые чувства только к одному человеку – даме, когда – то поцеловавшей его в щеку. На своем первом турнире на той же злополучной улице Сент – Антуан он подошел к Диане и при всех признался ей в любви. Заметив это, король попросил вдову быть любезнее с его сыном – фактически стать его наставницей в любовных делах, что было необходимо, поскольку скоро Генриху предстояло жениться и продолжить королевский род. В 1533 году в Париж приехала невеста – наследница флорентийских банкиров Медичи. После свадьбы Франциск, которому был необходим союз с папой, лично проследил, чтобы его сын исполнил супружеский долг. Это был действительно долг, которого Генрих избегал под любым предлогом. Его сердце было отдано Диане, и маленькая пухленькая итальянка никак не могла его взволновать. Екатерина, обладавшая незаурядным умом, честно старалась понравиться принцу: зная, что у нее красивые ноги, она первой начала ездить верхом по – мужски в кокетливых штанишках, получивших итальянское название "кальсоны". Все напрасно – желанный наследник никак не рождался. Придворные во главе с герцогиней Д ‘ Этамп обвинили Екатерину в бесплодии, что было достаточным основанием для развода. Но Диана заступилась за принцессу и решила сама заняться сексуальным воспитанием молодых супругов. Быть может, влюбленные взгляды Генриха растопили ее сердце. Но немалую роль сыграло и желание оказаться поближе к трону, отодвинув от него ненавистную Д ‘ Этамп. Как бы то ни было, но весной 1534 года Генрих и Диана вместе отправились на охоту в замок Экуан. Принц вернулся оттуда таким радостным и посвежевшим, что Екатерина воскликнула: "Ах, ваше высочество, вам надо чаще бывать на природе!" Генрих прилежно следовал этому совету, а потом, забыв осторожность, стал навещать Диану в ее покоях.


ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ КРАСОТЫ

Королева Франции, супруга Генриха II Екатерина Медичи (1519-1589)

Уроки прекрасной наставницы не прошли даром: скоро Екатерина Медичи забеременела и с тех пор исправно рожала наследников. Диана всякий раз присутствовала при родах, лично подбирая младенцам повитух и кормилиц. Более того, она назначила принцу дни, в которые он должен был делить ложе с супругой, чего ему по-прежнему не очень-то хотелось. Зато с Дианой он был неразлучен, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Бедная Екатерина из кожи вон лезла, пытаясь узнать, чем эта "старуха" так привлекает ее супруга. Известный сплетник-писатель Брантом передает рассказ, согласно которому она как-то велела пробить в потолке спальни соперницы дырку для наблюдения. "Она заметила весьма благолепную даму, белокожую, деликатную и очень свежую, облаченную лишь в коротенькую рубашку. Она ласкала своего любимого, они смеялись и шутили, а любовник отвечал ей столь же пылко, так что в конце концов они скатились с кровати и, как были, в одних рубашках, улеглись на мохнатом ковре рядом с постелью… Итак, принцесса, увидев все, с досады принялась плакать, стонать и печалиться, говоря, что муж никогда не позволяет себе с ней таких безумств, как с этой женщиной". Ревность сделала свое дело: теплые чувства принцессы к Диане переросли вскоре в холодную ненависть. Через много лет она писала дочери, знаменитой королеве Марго: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова". По слухам, Екатерина даже держала в будуаре склянку азотной кислоты, чтобы при удобном случае плеснуть ее в лицо разлучнице. Но так и не плеснула, должно быть, поняла, что, потеряв красоту, Диана вряд ли лишится любви принца.

Генрих II, Король Франции.

Весной 1547 года скончался, как говорят, от сифилиса, еще не старый Франциск, и Генрих II взошел на престол. На Диану тут же полился настоящий золотой дождь: ей целиком отдали налог "за подтверждение полномочий", который платили все чиновники при смене монарха, а также часть налога, которым были обложены все парижские колокола. Мудрой любовнице передали все поместья поверженной герцогини Д’Этамп и ее драгоценности, включая громадный бриллиант. А три месяца спустя ей досталось еще более дорогое сокровище – замок Шенонсо на Луаре. В довершение всего ее сделали герцогиней Валентинуа – впервые герцогский титул достался женщине не по праву наследования. Диана стала подлинной королевой. Вместе с Генрихом она принимала послов, заменяла его на заседаниях королевского совета, отправлялась в поездки по стране. В это время Екатерина сидела взаперти в отведенных ей покоях, окруженная многочисленными детьми. Муж навещал ее только затем, чтобы зачать очередного наследника. Зато с Дианой он был неразлучен и при нечастых расставаниях засыпал ее письмами. Вот что писал король, узнав о ее неважном самочувствии: "Госпожа души моей, смиреннейше благодарю за труд, который взяли вы на себя, дабы послать мне весточку о своих новостях, ибо она стала для меня наиприятнейшим событием. Я не могу без вас жить… Остаюсь навеки ваш ничтожный слуга". Иностранные послы жаловались, что не могут добиться аудиенции у короля, поскольку он все время проводит у мадам де Пуатье. Дипломат, которому посчастливилось прорваться к фаворитке, так описывает увиденную им картину: "Он подсаживается к ней с цитрой в руках, играет, часто спрашивает у коннетабля и Омаля, красива ли по-прежнему Диана, и время от времени касается ее груди". Однако время шло. Фаворитке исполнилось пятьдесят, и она принимала все меры, чтобы сохранить уходящую молодость. Конечно, никакой косметики и париков – те же холодные ванны, физкультура и чашка козьего молока по утрам. Чтобы опровергнуть слухи о своем старении, Диана велела нарисовать свой портрет в обнаженном виде и – неслыханная дерзость! – выставила его на всеобщее обозрение. Еще она старалась окружать себя только красивыми предметами, которые подчеркивали ее привлекательность. Одной из первых в Париже она начала собирать антикварные изделия и живописные полотна, превратив свои луврские покои в настоящий музей. В Шенонсо по ее приказу был разбит дивный "Сад наслаждений", куда со всего света свезли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли вперемешку белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка замка считала своим талисманом – цветком любви.


РОЗЫ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

Диана занималась не только собой – львиная доля ее времени была отведена вопросам управления. Королевскими щедротами ей достались два десятка замков с обширными угодьями, и она постоянно навещала их, распекая нерадивых управляющих и с крестьянской дотошностью подсчитывая припасы. В замке Этуаль она устроила канцелярию, где лично корпела над бухгалтерскими книгами. Дела королевства тоже не оставались без внимания: Диана принимала у себя министров и раздавала им весьма дельные указания. В отличие от других фавориток она не имела многочисленной алчной родни. Но бесчисленные подарки, которыми осыпал ее влюбленный король, обходились казне недешево. В результате налоги росли, и народ, как следствие, винил во всем некоронованную королеву. Тогда и поползли слухи о ее чернокнижии и колдовской власти над королем. Но не она была виновна в охватившей страну смуте. Давняя вражда католиков и протестантов все чаще выливалась в вооруженные стычки. В Париже противников католической веры вешали и жгли на кострах. Мягкосердечный Генрих ни разу не посетил казнь, хотя исправно подписывал смертные приговоры. А Диана глядела на муки осужденных с любопытством и даже смеялась. Сегодня трудно сказать, чем было вызвано это поведение – общей "грубостью эпохи" или желанием продемонстрировать лояльность королю. Но это только увеличило число противников фаворитки и придало смелости Екатерине Медичи. В конце 1558 года королева впервые осмелилась возразить своей сопернице по какому-то вопросу. Король грубо оборвал ее, и обиженная итальянка уткнулась в книгу. "Что вы читаете, мадам?" – осведомилась Диана, пытаясь сгладить ситуацию. "Историю Франции! – отчеканила Екатерина. – Здесь написано, что делами этого королевства всегда управляли потаскухи!" Диана ударилась в слезы и объявила, что покидает двор. Генрих упал на колени, упрашивал ее остаться, обещал, что больше не позволит королеве обижать свою единственную любовь. Диана осталась. А потом случился злополучный турнир. Отправляясь в изгнание по раскисшим от летних дождей дорогам Нормандии, Диана говорила себе, что все же победила соперницу. Она осталась красивой, а Екатерина Медичи в свои сорок лет – напротив. Не оттого ли она злобствовала, развязала войну с протестантами, устроила кровавую Варфоломеевскую ночь? По очереди возведя на трон троих своих сыновей, как и предсказал Нострадамус, она потеряла их всех и в самом конце жизни увидела крах династии Валуа. В историю Франции она вошла как убийца и отравительница. Говорили, что Екатерина отравила и Диану, но вряд ли это так. Ведь Диана, пусть и по-прежнему ненавистная, была теперь безопасна.

Миниатюра с изображением Дианы де Пуатье, герцогини де Валентинуа

Ну что ж, надеюсь, вы прочитали о Диане и Генрихе. Самое время вернуться к замку.
На фото ниже он выглядит впечатляюще, не правда ли? Но так было не всегда.
Так с чего всё начиналось? Где начало этой сказки, застывшей в камне?

История замка своими корнями уходит в 1243 год. Собственно, тогда и замка-то не было - на его
месте тогда располагалось поместье, принадлежавшее выходцам из Оверни семье де Марк. Учитывая
бесконечные войны и междуусобицы, в изяществе и красоте построек толку не было - всё было
подчинено защите и обороне. А посему, строили крепости, окружали их водяными рвами и для связи
с внешним миром оставляли только подъёмные мосты. У семьи де Марк всё было по этой же схеме,
с "маленьким" бонусом в виде мельницы, которая стояла рядом с крепостью.
Пролетали года, столетья..Одно поколение сменяло другое. Уже канули в Лету те разрушительные
войны и надобность в крепостях отпала. Возможно, семья де Марк, её потомки и дальше жили бы
в своей крепости, но, как это часто бывает, денежные затруднения заставили их продать свой удел
и крепость Томасу Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии. Шёл 1512 год. В Европе -
эпоха Возрождения, Ренессанс то бишь. Все ринулись ломать-крушить старое и возводить новое.
Томас, как это принято до сих пор, решил не отставать от моды и тоже всё сравнял с землёй.
Единственное, что осталось от былых построек - это донжон. Ну, спасибо и на этом.

На руинах мельницы был воздвигнут прямоугольный замок с выступающими угловыми башнями.
Вот, посмотрите, как раньше выглядел фасад этого здания. Не знаю, в каком году было сделано
это фото, но сейчас всё выглядит совсем иначе (позже я покажу современный вариант).

На нижнем этаже замка находится вестибюль со стрельчатыми сводами. И снова старое фото нам
в помощь. Я просто оторваться не могу от этих старых фотографий, ибо, поверьте мне на слово,
они намного лучше передают атмосферу настоящего, ТОГО замка, ТОЙ эпохи, чем вот
та "прилизанность", напомаженность, нарочитая "показушность" сегодняшнего дня.

Как видно на фото, из вестибюля можно попасть в четыре комнаты (о них я расскажу позже).
Эти комнаты соединены с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей.

Я не случайно, "галопом по Европам", сразу перемахнула на лестницу. Дело в том, что в начале
XVI века винтовые лестницы стали заменять именно вот такими, современными лестницами с
прямыми маршами. И это стало дополнительной, и немалой!, финансовой нагрузкой. Считается, что
именно огромные затраты на строительство объясняют девиз, который Бойе приказал выгравировать
вместе с инициалами Т.В.К: "Кто сюда когда-нибудь придёт, пусть вспомнит обо мне."
Честно говоря, не думаю, что именно финансовые затраты стали причиной такого девиза. Ну что он,
в самом деле, на рудниках работал что ли, годами по копеечке откладывал, не доедал, не досыпал?
Мне кажется, что всё намного проще: обыкновенное человеческое тщеславие. И да, все мы хотим
оставить память о себе, если уж жить вечно не получается. В общем, Томас, привет тебе! Помним, ага!
Но вернёмся к истории замка. (Запасайтесь чаем-кофе-водкой, ибо я вас ещё долго буду мурыжить)))
Поскольку Томас Бойе имел важный государственный пост и частенько бывал в разъездах, все хлопоты,
связанные со строительными работами, взваливала на себя его жена, Екатерина Бойе (вот кто главный
герой, оказывается!). Благодаря этой героической женщине в 1521 году все работы были завершены.
Как и полагается, пригласили батюшку кардинала Боне, епископа Буржа, который освятил
капеллу замка. И вот казалось бы: всё позади, отмучались-дождались..и жили они долго и счастливо..
Не-а, не жили. Помер Томас ровно через три года и даже не в своей постели - отправился в Италию,
в свите короля...и всё. Аминь. Его жена скончалась следом за ним, двумя годами позже. Знаете,
вот частенько так бывает: посвящает человек всю свою жизнь какому-то делу или человеку. Как
только это уходит из его жизни - человек умирает. Человеку просто становится незачем жить, а
новый смысл жизни искать либо не хочет, либо не может. Ну вот нет больше сил. Всё осталось позади..
Впрочем, я отвлеклась от темы. Тем более, что у супругов Бойе остался сын. То есть - жизнь продолжается.

К сожалению, владение недолго оставалось в руках сына Бойе - замок был конфискован королём
Франциском I под предлогом компенсации за финансовые растраты (хищения) со стороны Томаса Бойе.
В те времена это было обычной практикой: понравился замок - хозяина сразу в чём-нибудь обвиняли,
затем темница-приговор-эшафот. Так что парень ещё легко отделался - всего лишь замок потерял,
а не голову. Я думаю, что именно так и возник рейдерский захват. (Грозим кулаком в сторону Франции)))
В общем, источники утверждали, что экспроприация 1533 года была продиктована желанием короля
обладать прекрасным поместьем, славившимся своими охотничьими угодьями. А Франциск I был
страстным охотником и иногда наведывался в Шенонсо в сопровождении небольшой свиты из особо
приближённых. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде
того времени. Среди приближённых особ была и Диана де Пуатье. Как я уже говорила ранее, Диана
всегда имела большое влияние на дофина Генриха, который, став в 1547 году королем, несмотря на
свой брак с Екатериной Медичи, не переставал осыпать Диану всевозможными подарками. Вскоре и
Шенонсо стал собственностью Дианы, вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне. Скандал, конечно, был страшным: нельзя-низзя-низзя дарить королевскую
собственность! Но разве можно что-то доказать влюблённому мужчине? Они в таких случаях думают
совсем другим местом. Если вообще думают. Диана, пардон-муа, крепко держала Генриха за яйца
всю жизнь - и всю его жизнь думала и руководила Францией именно ОНА! Таковы факты.Ничего личного.
Я уверена: если бы Шенонсо не был королевским владением, то факт этого дарения никого особо и не
взволновал бы. Это сейчас мы восхищаемся этим замком. А тогда, на момент дарения, замок ничего
особенного из себя не представлял - хибарка на берегу реки, по сути. На фоне Шамбора - вообще шалаш.
Вот примерно так это всё выглядело. И да, мост через реку уже сама Диана пристраивала. Ну и???

Вы в самом деле думаете, что вот из-за этого домика в 8 комнат поднялся весь тот кипиш? У меня есть
более наглядная картинка. Диане досталось то, что первое сверху. Да у неё в родном замке конюшни были
больше. Что же до нынешнего вида замка Шенонсо - это уже заслуга самой Дианы и последующих владельцев.

На протяжении всей своей жизни Генрих II продолжал осыпать Диану подарками. Благодаря этим
средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего
владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты,
считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить
глубину Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено
по проекту Филибера Делорма.

Но "ничто не вечно под Луной" - в 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался
от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева, став регентшей,
поспешила вернуть Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. После некоторых
колебаний Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в свой замок Анэ, где она вскоре и
умерла в возрасте 66 лет. Возвратившись в Шенонсо, Екатерина Медичи организовала там
великолепные празднества в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт.
Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны,
триумфальные арки, обелиски... Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Были разбиты новые
сады и построены новые служебные помещения. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту
подписания Амбуазского мира.

В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту
через реку Шер новое крыло. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато
декорирован, как и вся остальная часть замка. Роскошные праздники, на которых придворные
молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был "летучий эскадрон", в обязанности которого
входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со
смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 году. В своем завещании она передавала замок
Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III. Несколько месяцев спустя, в августе 1589 года,
король был убит Жаком Клеманом. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором
говорил: "Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не
уезжайте оттуда, где вы находитесь"
. Возможно, эти слова послужили причиной того, что
королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель
была затянута черными драпировками в знак траура, и королева призвала в замок урсулинок для
совместных молитв.

По королевскому обычаю, существовавшему еще со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 года, года своей смерти, откуда и возникло ее имя - "Белая дама". Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет. Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.
В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Мабли, Мариво, Вольтер, Кондиллак, мадам де Теней, мадам дю Деффан... Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: "... В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах.."
Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые ее очень любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Аббат Леконт, деревенский кюре, выступил против наиболее разгоряченных революционеров, сказав им: "Между Монришаром и Блере только один мост, и вы хотите его разрушить! Вы враги общественного блага!"
Мадам Дюпэн умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке замка, как она и хотела.

Опустевший замок был продан в 1864 году мадам Пелуз, которая предприняла большие реставрационные
работы, намереваясь вернуть замку его первоначальный облик (до преобразований Екатерины Медичи).
Таким образом фасад лишился своих окон и кариатид, но крыло на мосту через Шер не было тронуто.
После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году Земельным Кредитом, который продал
его Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи. В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.
Сегодня замок, полностью восстановленный, открыт для посещений публики.

В следующем посте я устрою вам уже полноценную экскурсию по замку Шенонсо.
Пройдём по всем коридорам, комнатам, закоулкам, тропинкам. В общем, скучать
не придётся, тем более, что я, как всегда, буду веселить вас своими комментариями.

Замок Шенонсо (фр. Chateau de Chenonceau) расположен около небольшой одноимённой деревни Шенонсо во французском департаменте Эндр и Луара. Входит в число замков, обычно называемых замками Луары. Имеет «народное» название — «дамский замок».
Замок Шенонсо — один из наиболее любимых, известных и посещаемых замков Франции.
Является частной собственностью, но открыт для посещения.


Вид на замок с реки Шер

Замок Шенонсо был построен женщинами и для женщин - тем и уникален. Именно им, шести добрым феям замка, здание обязано своим великолепием: Екатерине Бриссоне (Catherine Briconnet, именно она начала строительство замка в 1513 году), Диане де Пуатье (Diane de Poitiers), Екатерине Медичи (Catherine de Medicis), Луизе де Водемон (Louise de Vaudemont), мадам Дюпен (Madame Louise Dupin), мадам Пелуз...
Довольно романтичный с его белым кружевным силуэтом и знаменитой галереей на мосту через реку Шер (длина - 60 метров, ширина - 6 метров), а потому, наверное, и самый посещаемый в Долине Луаре.
В его истории нет убийств и злодеяний, хотя без интриг, конечно же, не обошлось.



Фотомонтаж с ситуацией замка до 1576


Средневековый колодец на площади перед замком
украшен эмблемой семьи Марк — химерой и орлом


Древняя башня Марк — донжон

Одинокая башня-донжон — это все, что напоминает сегодня о первых владельцах обширногопоместья Шенонсо в XII веке. Поместье, где возвышается сегодня замок Шенонсо, принадлежало с 1243 года семье де Марк, выходцам из Оверни. Их собственностью была и находившаяся здесь крепость, окруженная водяными рвами и связанная с берегом реки Шер подъемным мостом. Рядом с крепостью стояла мельница. К началу XVI в. расходы семьи существенно превысили ее доходы и она выставила на продажу часть земель. Этим воспользовался интендант по финансовым делам в Нормандии при дворе Франциска I, Томас Бойе. Участок за участком он выкупал поместье пока не оказался владельцем его большей части. Остальное было только делом времени и в 1512 году Бойе выкупает у семейства де Марк также и замок.



Северный фасад вечером

Дальше все происходило по известному уже из истории замков Луары сценарию: новый владелец, поддавшись очарованию Ренессанса, разрушает старую крепость и строит новый загородний замок-резиденцию на месте мельницы, отказавшись от толстых стен и бойниц в пользу легкости и красоты нового стиля. От старого замка он сохранил только донжон. Правда, некоторые элементы укреплений все же пришлось сохранить, принимая во внимание стратегическое расположение замка на переправе через реку Шер.



Восточной аспект

Так получилось, что с именем Шенонсо связаны судьбы сразу нескольких незаурядных женщин, имена которых сохранила история. Первой была жена Томаса Бойе — Екатерина Боне . Поскольку ее муж был занят на службе у короля, вся забота о перестройке замка в соответствии с грандиозными замыслами супруга легла на ее плечи. Она справилась с этой задачей — замок удался на славу, продолжая оставаться укрепленной крепостью с четырьмя башнями и подъемным мостом, но обладая при этом элегантностью и красотой, присущей стилю Ренессанса. На обширных прилегающих территориях были разбиты сады.




Северо-восточный вид

В 1524 году Томас Бойе умер в Италии, куда он отправился в свите короля; его жена скончалась двумя годами позже. После перехода владения в руки их сына Антуана, Франциск I, которого про себя назвала “ненасытным”, под предлогом компенсации за ряд нарушений в финансовых делах, за которые Томас нес ответственность, конфисковал замок. С благовидными предлогами у короля Франциска I, очевидно, затруднений не было) Складывется впечатление, что все обладатели симпатичной недвижимости в долине Луары рано или поздно попадали в поле его внимания и обнаруживали себя в местах, весьма от недвижимости удаленных)

После смерти Франциска I замок переходит к его сыну Генриху II и далее сценарий превращается в настоящий любовный триллер.



Главный вход с балконом выше


Дверь


Второй блистательной владелицей замка становится Диана де Пуатье — видная дама при дворе, которую заметил и выделил еще Франциск I. Диана становится фавориткой будущего короля Генриха II при Екатерине Медичи, будучи старше его на 19 лет. Невзирая на возраст Диана сумела сохранить свою красоту, как об этом свидетельствует ее знаменитый портрет, где она изображена обнаженной вместе с оленем. Чтобы сохранить свою молодость, она с утра окуналась в ледяную воду, скакала на лошади и прогуливалась пешком, чтобы затем уснуть до полудня. Красавица, обладающая незаурядными способностями, мужским умом и характером, она получила замок Шенонсо в подарок от короля, на зависть Екатерине. Генрих II сделал еще один подарок своей фаворитке, простив ей часть налога, который он лично ей вернул. Благодаря этим средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты, считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. По поручению Дианы была промерена глубина Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено по проекту Филибера Делорма.



Аэрофотоснимок. Юго-западная сторона

В 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Только после этого трагического случая с королем на турнире Екатерина смогла наконец выказать Диане свое истинное к ней отношение и приказала ей покинуть замок, не дав даже повидать короля перед смертью. Диана удалилась в свой замок Анэ, где вскоре и умерла в возрасте 66 лет.



Вид на замок из сада Дианы


Вход с подъемным мостом, в "Сад Дианы

Со смертью Генриха II Екатерина Медичи становится регентшей при дофине-Франциске II. Интересно, что Екатерина, не пользующаяся первые годы при французском дворе расположением и вниманием, считаясь дамой не особо утонченной и образованной, отдала распоряжение построить чрезвычайно красивую галерею на мосту, которая дополнила замок и придала ему очарование. При ней в замке состоялись роскошные празднества в честь сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт. Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны, триумфальные арки, обелиски… Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Позже Екатерина организовала еще одно памятное торжество в 1577 году, приуроченное к возвращению из Польши Генриха III, чтобы подтвердить право наследования для своего брата Карла IX. Тогда были устроены балы с переодеваниями ставшие затем любимым развлечением двора. Екатерина также приказала разбить сады с другой стороны усадьбы. В итоге на сегодняшний день замок украшают два сада: один — созданный Дианой де Пуатье, а второй — Екатериной Медичи.



Сад Екатериной Медичи



Вид на замок со стороны сада Екатерины Медичи


В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту через реку Шер новое крыло. Эта двухэтажная конструкция представляла собой два длинных фасада, прорезанных ритмично чередующимися окнами, ризалитами, люкарнами. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато декорирован, как и вся остальная часть замка.

Четвертой дамой, чья история связана сзамком Шенонсо , была жена короля Генриха III Луиза де Водемон , за которой история закрепила прозвище “белой дамы”, так как она до конца своих дней соблюдала траур по своему мужу, который был убит религиозным фанатиком монахом католиком Жаком Клеманом. По обычаям средневековья траурный цвет платья был белым. С Луизой де Водемон все праздники в замке прекратились. Она уединилась в замке и большую часть времени проводила в молитвах и общении с монашками урсулинками.


Замок был также свидетелем царствования династии Валуа и увидел ее закат, после того, как один за другим из жизни ушли трое сыновей Екатерины Медичи, короли Франции: Франциск II, Карл IX и Генрих III. В 1589 году в Блуа умерла Екатерина и власть перешла к Генриху IV, мужу королевы Марго, дочери Екатерины. Генрих IV Наваррский, стал родоначальником королевского рода Бурбонов.


Во второй половине XVII в. в замке недолго проживал Людовик XIII, ставший последним королём, жившим в Шенонсо. После этого замок постепенно пришёл в запустение


Ров возле проспекта

Еще одной незаурядной женщине посчастливилось стать обладательницей замка в XVIII веке — ею стала мадам Дюпэн , жена богатого землевладельца-банкира Клода Дюпэна, которому в 1733 году замок достался от герцога Бурбонского. Луиза Дюпэн, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи в том числе Фонтенель, Монтескье, Вольтер, мадам де Теней…


Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: “… В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах. Здесь любили музицировать, читать пьесы. Я сочинил здесь произведение в стихах под заглавием “Аллея Сильвии” по названию аллеи парка, огибающей Шер”.



Аллея к замку

Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые очень её любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Она умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке.


Могила Луиза Дюпен в паркеШенонсо

В 1864 году, мадам Пелуз покупает Шенонсо и реставрирует замок, это становится делом ее жизни. Она вернула замку то состояние, в котором его оставил Бойе.



старые гравюры 1850 Автор неизвестен

После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году и в последствии был продан Анри Менье одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи.



В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.



Сегоднязамок Шенонсо , полностью восстановлен и открыт для посещений публики. В служебных помещениях размещается Музей восковых фигур. Там воспроизведены сцены из жизни замка с некоторыми наиболее известными историческими персонажами. Так, там можно видеть Екатерину Бойе с менестрелем, Диану де Пуатье на охоте, Генриха II и Диану, мадам Дюпэн, принимающую Руссо и Вольтера, ее же — позирующую Наттье, а также воспроизведение обстановки военного госпиталя 1914 года.




Картина 19-го века Автор неизвестен
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!