Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международный суд по правам человека. Международный суд ООН

  • 19.Понятие и юридическая природа международного договора.
  • 20. Порядок заключения международного договора. Принципы договорного процесса.
  • 22.Действие международных договоров, действительность и толкование международных договоров.
  • 23. Международные договоры в правовой системе Российской Федерации
  • 31. Международные неправительственные организации
  • Ассоциация международного права
  • Международная ассоциация по уголовному праву
  • Международный Комитет Красного Креста
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.
  • 33. Понятие и основания международно-правовой ответственности
  • 34. Понятие и виды международных правонарушений.
  • 35. Виды и формы международно-правовой ответственности
  • 36. Обстоятельства, исключающие международно-правовую ответственность
  • 37. Ответственность международных организаций.
  • 38. Международная уголовная ответственность физических лиц.
  • 40. Органы внешних сношений государства: понятие и виды.
  • 41. Дипломатические представительства: состав, функции, порядок назначения дипломатов.
  • 42. Консульские представительства: состав, функции, порядок назначения консулов
  • 43. Иммунитеты и привилегии дипломатических и консульских учреждений
  • 44. Международно-правовые средства обеспечения мира
  • 45. Обеспечение всеобщей и региональной безопасности
  • 46. Разоружение и ограничение вооружений.
  • 47. Коллективная безопасность и международное право
  • Договоры оон по правам человека
  • 49. Международные стандарты прав и основных свобод человека.
  • 50. Международно-правовые вопросы гражданства.
  • 51. Международно-правовые вопросы двойного гражданства и безгражданства
  • 52. Правовое положение иностранцев и международное право. Режимы пребывания в стране иностранных граждан.
  • 55. Международные экономические организации.
  • 56. Классификация и правовой режим морских пространств.
  • 57. Международные реки, каналы, проливы.
  • 58. Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики
  • 60. Правовой режим международных полётов. Международные авиационные организации.
  • 63)Международное сотрудничество государств в сфере космоса в международных организациях.
  • 66)Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения разногласий между государствами, в том числе тех, что могут поставить под угрозу международный мир и безопасность.
  • 67)Международно-правовые средства разрешения международных споров
  • 68. Непосредственные переговоры и консультации.
  • 69) Разрешение споров в международных организациях.
  • 70. Международная примирительная процедура.
  • 71.Международные третейские суды (арбитраж)
  • 74. Механизм обеспечения прав и свобод человека в рамках системы Организации Объединенных Наций
  • 75. Условия подачи жалобы в еропейский суд по правам человека
  • 80. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
  • 81.Нейтралитет в войне
  • 83. Понятие и виды международных уголовных преступлений.
  • 32. Международный суд оон: состав, порядок деятельности и полномочия.

    еждународный Суд был создан в качестве главного су­дебного органа Организации Объединенных Наций. Его пред­шественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922-1940 гг.

    Правовую основу формирования, компетенции и деятель­ности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Между­народного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.

    Статут включает четыре главы: I - Организация Суда;

    II - Компетенция Суда; III - Судопроизводство; IV - Кон­сультативные заключения. Суд состоит из 15 членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства. Российская Феде­рация представлена в Суде. Члены Суда избираются Генераль­ной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят вы­боры одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда - девять лет, но воз­можно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трех­летний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.Место пребывания и деятельности Суда - г. Гаага (Нидер­ланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.

    Суд является постоянно действующим органом. Он заседа­ет, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избра­ния 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года. За 50 лет своей дея­тельности данные по 1996 г. включительно) Суд рассмотрел 97 дел: 75 споров и 22 консультативных заключения; во всех делах вынесено 61 решение.

    Официальными языками Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется су­допроизводство, формулируются решения. По ходатайству сто­роны ей должно быть предоставлено право пользоваться дру­гим языком, не относящимся к категории официальных.

    Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

    Судопроизводство состоит из двух элементов - письмен­ного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

    Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда - разрешение споров между государствами.

    Согласно ст. 36 Статута, к ведению Суда относятся все дела, которые передаются ему государствами как сторонами в споре, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных договорах получили распространение специальные нормы от­носительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договор­ных положений. В качестве примера сошлемся на положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации: любой спор между государствами-уча­стниками, который не разрешен путем переговоров или преду­смотренных процедур, передается по требованию любой из сто­рон в споре на разрешение Международного Суда, если сторо­ны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

    От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались ого­ворки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора Международному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обя­зательность юрисдикции Международного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинст­во видов обращения и наказания. Применительно к ряду кон­венций подобные оговорки сохраняются (такова, например, ого­ворка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве международных договоров в связи с текстом ст. 66 этой Конвенции).

    При рассмотрении межгосударственных споров к судебно­му производству принимаются дела, переданные обеими спо­рящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства - участники Статута Суда, включая Российскую Федерацию (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам (ч. 2 ст. 36), признаваемое государствами, сделавшими по этому по­воду специальные заявления. В таких случаях для рассмотре­ния спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

    Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

    а) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    г) судебные решения и доктрины наиболее квалифициро­ванных специалистов по публичному праву в качестве вспомо­гательного средства для определения правовых норм.

    При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сто­рон, разрешать дела ex aequo et bono (по справедливости и добросовестности).

    Здесь названы не только традиционные источники между­народного права, но и категории, способствующие их примене­нию (не случайно пояснение: "в качестве вспомогательного сред­ства").

    Решение Суда обязательно для участвующих в деле сто­рон. Эта норма ст. 59 Статута созвучна положению ст. 94 Устава ООН о том, что каждый член Организации обязуется выпол­нить решение Суда по тому делу, в котором он является сторо­ной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда Совет Безопасности ООН может по просьбе другой стороны сде­лать рекомендации или принять меры для приведения реше­ния в исполнение.

    Международный Суд рассмотрел несколько десятков меж­государственных споров. Можно назвать такие юридически сложные дела, как жалоба Никарагуа против Соединенных Штатов Америки относительно минирования портов и иных про­тивоправных действий; спор между ФРГ, Нидерландами и Да­нией о делимитации участков континентального шельфа Се­верного моря; спор между Ираном и США относительно нефтя­ных платформ; дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора; ряд интересных споров относительно тер­риториальных разграничений и о рыболовной юрисдикции. Одно из последних дел касалось проекта строительства гидроузла на Дунае (спор Венгрии и Словакии). Его рассмотрение началось в 1993 г. и завершилось решением от 25 сентября 1997 г. Суд признал обе стороны ответственными за нарушение междуна­родных обязательств по двустороннему соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей со­глашения.

    Вторая функция Международного Суда, определенная ст. 96 Устава ООН, - принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запраши­вать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

    8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам: 1) относительно законности примене­ния государством ядерного оружия в вооруженном конфликте.(по запросу Всемирной организации здравоохранения); 2) отно­сительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН)*. На первый запрос Суд отказал­ся ответить в связи с отсутствием у Всемирной организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме. Консультативное заключение по запросу Генераль­ной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности от­вет. По мнению всех судей, ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо определенного санкцио­нирования угрозы или применения ядерного оружия. Не столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в конвенционном международном праве лет исчерпывающего и универсального запрещения угрозы или использования ядер­ного оружия как такового. Вместе с тем Суд единогласно при­знал неправомерными угрозу или применение силы посредст­вом ядерного оружия в противоречие с § 4 ст. 2 Устава ООН и в нарушение требовании ст. 51.

    Международный суд ООН – главный судебный орган ООН, созданный в 1945 году. Международный суд ООН осуществляет свою деятельность на основе Статута Международного суда, а также Регламента суда.

    Основная цель Международного суда ООН – проводить мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, способных привести к нарушению мира.

    Функциями Международного суда ООН являются:

    Рассмотрение и разрешение споров, переданных государствами,

    Принятие консультативных заключений по юридическим вопросам.

    Международный суд ООН находится в Нидерландах, в городе Гаага. Международный суд ООН состоит из 15 судей, которые избираются на девять лет, возможно их переизбрание.

    Членами Суда являются индивиды – судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

    Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности ООН. Выборы проводятся одновременно и независимо друг от друга. Для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Председатель Суда избирается сроком на три года с возможным переизбранием. При выполнении судебных обязанностей члены Суда обладают дипломатическими привилегиями и иммунитетом. Суд является постоянно действующим органом и заседает в полном составе. Для рассмотрения определенной категории дел могут образовываться камеры судей в составе трех или более судей. Официальный язык Суда: французский или английский.

    Согласно ст. 38 Статута Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет:

    1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

    2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

    3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

    4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

    Юрисдикция . К ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями.

    2. Государства - участники Статута Международного суда ООН могут в любое время заявить, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, в отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, касающимся:

    a) толкования договора;

    b) любого вопроса международного права;

    c) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;

    d) характера и размеров возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства.

    Процедура .

    Дела возбуждаются в Суде, в зависимости от обстоятельств, или нотификацией специального соглашения, или письменным заявлением на имя Секретаря. В обоих случаях должны быть указаны предмет спора и стороны.

    Секретарь немедленно сообщает заявление всем заинтересованным лицам. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

    Суд имеет право указать, если, по его мнению, это требуется обстоятельствами, любые временные меры, которые должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Впредь до окончания решения сообщение о предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности.

    Стороны выступают через представителей. Они могут пользоваться в Суде помощью поверенных или адвокатов.

    Представители, поверенные и адвокаты, представляющие стороны в Суде, пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельного выполнения ими своих обязанностей.

    Судопроизводство состоит из двух частей: письменного и устного судопроизводства.

    Письменное судопроизводство состоит из сообщения Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, ответов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Эти сообщения производятся через Секретаря, в порядке и в сроки, установленные Судом. Всякий документ, предъявляемый одной из сторон, должен быть сообщен другой в засвидетельствованной копии.

    Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов.

    Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено. То же правило применяется в случаях, когда необходимо принять меры к получению доказательств на месте.

    Слушание дела ведется под руководством Председателя или, если он не может председательствовать, Вице-Председателя; если ни тот, ни другой не могут председательствовать, председательствует старший из присутствующих судей.

    Слушание дела в Суде производится публично, если не последовало иного решения Суда или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена.

    Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

    Суд распоряжается о направлении дела, определяет формы и сроки, в которые каждая сторона должна окончательно изложить свои доводы, и принимает все меры, относящиеся к собиранию доказательств.

    Суд может, даже до начала слушания дела, требовать от представителей предъявления любого документа или объяснений. В случае отказа составляется акт.

    Суд может во всякое время поручить производство расследования или экспертизы всякому лицу, коллегии, бюро, комиссии или другой организации по своему выбору.

    При слушании дела все относящиеся к делу вопросы предлагаются свидетелям и экспертам.

    После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

    Если одна из сторон не явится в Суд или не представит своих доводов, другая сторона может просить Суд о разрешении дела в свою пользу.

    Суд обязан, до удовлетворения этого ходатайства, удостовериться не только в подсудности ему дела, но также и в том, имеет ли это притязание достаточное фактическое и правовое обоснование.

    Когда представители, адвокаты и поверенные закончили под руководством Суда свои объяснения по делу, Председатель объявляет слушание законченным. Суд удаляется для обсуждения решений.

    Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну, голос Председателя или замещающего его Судьи дает перевес.

    В решении должны быть приведены соображения, на которых оно основано. Решение содержит имена судей, участвовавших в его принятии.

    Если решение, в целом или в части, не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья имеет право представить свое особое мнение.

    Решение подписывается Председателем и Секретарем Суда. Оно оглашается в открытом заседании Суда после надлежащего уведомления представителей сторон.

    Правовая природа решений . Решение является окончательным и не подлежит обжалованию. В случае спора о смысле или объеме решения толкование его принадлежит Суду по требованию любой стороны.

    Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре, при том непременном условии, что такая неосведомленность не была следствием небрежности.

    Решения Суда являются обязательными для государств, которые были сторонами в споре. В случае невыполнения какой-либо стороной в деле обязательства, возложенного на нее решением Суда, Совет Безопасности по просьбе другой стороны «может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение» (пункт 2 статьи 94 Устава ООН).

    Суд не является последней инстанцией в процессе разрешения споров. Государства могут обращаться к нему, используя одновременно другие методы разрешения споров, понимая, что такие действия могут дополнять работу Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи, а также двусторонние переговоры.

    Суд не может заниматься рассмотрением дел по своей собственной инициативе. Статут Суда не наделяет его правом проводить расследования и выносить по своей инициативе решения, касающиеся действий суверенных государств, или рассматривать их внутренние дела. Он также не может предъявлять обвинения.

    Однако это не означает, что действия Международного суда малоэффективны. Результаты работы Суда фиксируют исторически сложившуюся реальность и расстановку сил на геополитической арене. В современном динамичном мире наиболее ценным является сдерживающее воздействие Суда на международные отношения. Так, в 1973 году Австралия и Новая Зеландия по отдельности возбудили дела против Франции в связи с ее предложением проводить ядерные испытания в атмосфере южной части Тихого океана. Франция не признала юрисдикцию Суда и не участвовала в разбирательстве. Однако после того как Суд принял соответствующее решение, Франция объявила о своем намерении прекратить ядерные испытания. В своих решениях (1974) Суд постановил, что заявления Австралии и Новой Зеландии утратили силу в связи с изменившимися обстоятельствами.

    Выполняя свои задачи, Суд способствует развитию международного права. Суд не вправе формулировать новые договоры, однако может разъяснять, совершенствовать и толковать нормы международного права с учетом современных условий и констатировать формирование новых правовых направлений. Поскольку решения Суда представляют собой наиболее авторитетное толкование международного права, государства и международные организации обязаны руководствоваться ими и учитывать решения Суда при разработке проектов новых норм международного права и внутригосударственного законодательства.

    спор безопасность международный суд

    Идеи вечного мира на Земле и торжества мирных средств разрешения международных споров высказывались еще во времена глубокой древности. Историки утверждают, что один из римских цезарей помышлял даже о разоружении, что, однако стоило ему жизни. Во все времена мирные средства разрешения споров, несмотря на их ограниченный и условный характер, приносили известную пользу человечеству, поскольку они служили предотвращению военных столкновений межу государствами.

    Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика применения которых была известна уже народам Древнего Востока. В примитивном виде эта форма эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. В истории международного арбитража нового времени особое значение имел спор между США и Англией по делу о крейсере «Алабама». Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале 20 века, после первой конференции мира 1899 года, созванной по инициативе России, когда была создана Постоянная палата третейского суда (в 1902 г.).

    Что касается идеи постоянного международного суда, то уже в 17 столетии в ее пользу начали высказываться некоторые писатели, например, Я.А. Каменский. Большое внимание этой идее уделяли и русские юристы-международники начиная со Стоянова. Но особое значение имеет труд Л. Комаровского о международном суде.

    В этой работе впервые в мировой юридической литературе даются теоретические основания и формируются общие организационные начала деятельности постоянного международного суда.

    Л. Комаровский обосновывает необходимость международного суда, исходя из начала сочетания суверенитета и международного общения. Международное общение означает равенство и взаимность в отношениях между государствами. В конечном счете, постоянный международный суд, мыслится как межгосударственный, а не надгосударственный орган. Л. Комаровский вообще осуждает идею всемирного государства, которое, по его мнению, означало бы общий застой и деспотизм.

    Л. Комаровский полагал, что постоянный международный суд должен быть основан на следующих организационных принципах: независимость суда, коллегиальность, состязательность, публичность, кассационность, деление на департаменты по характеру международных дел. Исходя из принципа суверенитета, обращение к суду должно быть добровольным для государств. Из компетенции суда должны совершенно исключаться все внутренние дела государств. Решение суда обязательно. Принуждение возможно, но ограничено. Во всяком случае, недопустима передача, вооруженных сил в ведение суда. Наоборот, по мнению автора, человечество должно стремиться к разоружению, которое со временем станет не только возможностью, но и обязанностью для всех государств. Выдвинутые Л. Комаровским положения об организации и деятельности международного суда позднее были использованы при организации международной юстиции.

    Практически создать международный суд оказалось возможным только после первой мировой войны.

    Статья 14 Статута Лиги наций, предусматривавшая такую возможность, определила и основные функции международного суда - Постоянной палаты международного правосудия. В ней указывалось: «Эта палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она также будет давать консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей».

    На основании этой статьи в 1920 году Советом Лиги наций была образована специальная комиссия юристов, которая выработала проект Статута суда, одобренный в декабре того же года Советом и Ассамблеей Лиги наций. В 1921 году состоялось избрание судей - членов Постоянной палаты международного правосудия. Судьи избирались сроком на девять лет. Вначале суд состоял из одиннадцати судей и четырех заместителей, затем число судей было доведено до пятнадцати.

    Обращение к палате было добровольным, но государства по своему усмотрению могли заранее принять на себя обязательную юрисдикцию Палаты по юридическим вопросам. Помимо осуществления правосудия, то есть вынесения решений по спорным делам, Постоянная палата была вправе высказывать свое мнение по юридическим вопросам по просьбе Совета и Ассамблеи Лиги наций.

    Как замечает, Кожевников Ф.И., что членство в Лиге наций не обязывало государства принимать Статут Постоянной палаты международного правосудия. Так, СССР вступивший в Лигу наций в 1934 году, не принял, однако, участия в Постоянной палате.

    Постоянная палата международного правосудия непрерывно функционировала в течении почти двадцати лет (с 1 сентября 1921 г. по февраль 1940 г.) и за это время рассмотрела 65 дел (37 дел представляют собой споры между государствами и 28 составили консультативные заключения по запросам Совета Лиги наций).

    Эти дела, за редким исключением не имели особого значения для поддержания мира, ибо в основном в Палату поступали споры второстепенного характера. Заправилы Лиги наций не раз пытались использовать Палату в антисоветских целях. В этой связи интересно отметить позицию Палаты, при рассмотрении так называемого дела о Восточной Карелии. Оно приобрело характер важного прецедента в деятельности Палаты. «Дело» о Восточной Карелии возникло в результате обращения финляндского правительства в Совет Лиги наций с жалобой, в которой Советское государство обвинялось в том, что оно якобы не выполняет Юрьевского мирного договора 1920 года и не представляет «обещанной автономии» Восточной Карелии. Совет Лиги наций получив эту жалобу, немедленно занялся ее рассмотрением, хотя Советское государство не будучи членом Лиги, не принимало участия в обсуждении этого вопроса. Тогда Совет Лиги обратился к Постоянной палате международного правосудия с запросом дать консультативное заключение по этому «делу».

    23 июля 1923 г. Палата приняла резолюцию, из которой следовало, что Совет Лиги не может обсуждать жалобу без согласия Советского правительства. В ней прямо отмечалось, что «в международном праве установлено, что никакое государство не может быть обязано подчинять свои споры с другими государствами посредничеству ли, третейскому ли разбирательству или же, наконец, всякому иному порядку мирного урегулирования без своего согласия. Это соглашение может быть дано однажды для всех случаев в форме свободно принятого обязательства, оно может быть, напротив, дано в одном определенном случае, помимо всяких существовавших ранее обязательств».

    Таким образом, в резолюции было подтверждено, что ни международный суд, ни какой-либо другой международный орган, не имеют права рассматривать споры без согласия обеих спорящих сторон.

    Деятельность Постоянной палаты международного правосудия фактически прекратилась до ликвидации Лиги наций. С 1940 года до октября 1945 года Палата не заседала. В октябре 1945 г. она собралась для того чтобы решить некоторые организационные вопросы: о судьбе своих архивов, помещений и т.п. 31 января 1946 года члены Палаты подали в отставку. Распад Лиги наций привел к формальному упразднению Палаты. Официально она перестала существовать 18 апреля 1946 года, когда состоялось специальное постановление об этом Ассамблеи Лиги наций.

    История учреждения Международного Суда ООН тесно связана с историей создания самой этой организации. Вопрос о международном суде встал уже в первой половине 1944 г. в ходе дипломатических переговоров участников Московской конференции 1943 г. по вопросам создания будущей международной организации всеобщей безопасности. Дальнейшее развитие этот вопрос получил на конференции в Думбартон-Оксе, открывшейся 21 августа 1944 г. Результатом работ этой конференции явилось решение о необходимости создания Организации Объединенных Наций, с включением в число ее основных органов также Международного Суда. Глава 7 Думбартон-Оксского проекта была специально посвящена Международному Суду. Текст ее был подготовлен юридической подкомиссией под председательством американского делегата Хэкворта.

    Уже на этой стадии были выработаны следующие важные положения: а) создаваемый Международный Суд является основным судебным органом Организации (п. 1); б) все члены Организации являются ipso facto участниками Статута Международного Суда (п. 4); в) в условия, на которых не члены Организации могут стать участниками Статута Международного Суда, определяются в каждом случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности (п. 5); г) суд действует в соответствии со Статутом, прилагаемым к Уставу Организации, частью которого Статут является (п. 2).

    В тот период еще не был решен важный вопрос, о том будет ли Международный Суд ООН иметь новый статус или для него будет сохранен в силе Статут Постоянной Палаты международного правосудия.

    Важным этапом создания Международного Суда ООН явилась работа специального комитета юристов. Комитет работал в Вашингтоне с 9 по 20 апреля 1945 г. под председательством Хэкворта. Докладчиком комитета по вопросам Международного Суда был известный французский юрист Бадеван. В работах приняли участие представители 43 государств.

    В ходе обсуждений Статута в Комитете возник ряд вопросов. Так, представитель Англии предлагал установит выдвижение кандидатов в судьи не «национальными» группами, как это было в Статуте Постоянной палаты международного правосудия, а непосредственно правительствами. Однако это предложение вызвало возражения со стороны представителей Франции, США, Канады и других. Поскольку голоса в Комитете разделились поровну (16 за и 16 против), было решено представить два текста:

    • 1) с сохранением порядка выдвижения кандидатов в судьи национальными группами и
    • 2) с предложением о выдвижении кандидатов непосредственно правительствами.

    Возникли споры и по вопросу о том, обновлять ли состав суда целиком или по третям. Большинство членов комитета (26) поддержало предложение о частичном обновлении суда по третям. Комитет решил также чтобы суды избирались одновременно как Генеральной Ассамблеей, так и Советом Безопасности.

    Существенное расхождение возникло в Комитете по вопросу о компетенции суда. Большинство представителей склонялись к тому, чтобы была установлена обязательная компетенция суда. Однако эта позиция натолкнулась на решительное противодействие ряда государств, высказавшихся за сохранение того порядка, который имел место в Постоянной палате международного правосудия, иначе говоря, за предоставление Международному Суду лишь факультативной компетенции. Это предложение было выдвинуто представителем Советского Союза и поддержано рядом государств (США, Англией, Францией, Голландией и др.). В результате было решено представить на рассмотрение конференции в Сан-Франциско оба предложения.

    Оживленную дискуссию в Комитете вызвал также вопрос о том, споры какого характера, то есть правовые или любые, государства имеют право передавать в суд. 21 голосом против 9 было решено не вносить в Статут указания, что имеются ввиду лишь споры правового характера.

    Комитет же решил вопрос о том, сохранять ли Постоянную палату международного правосудия, пересмотрев лишь ее Статут, или считать создаваемый Международный Суд новым судом, что должно было повлечь ликвидацию Постоянной палаты. Представитель Советского Союза решительно выступил за второе решение, то есть за учреждение нового суда, и в связи с этим за упразднение Постоянной палаты.

    По предложению представителя СССР Комитет согласился с тем, что суд обязан предоставить сторонам право пользоваться в судоговорении любым другим языком помимо официальных языков - английского и французского.

    На Сан-Францисской конференции вопросами Международного Суда занимался Комитет 4-1, который заседал с 4 мая по 14 июня 1945 г. В Комитете были согласованы все основные положения Статута Международного Суда. Положительно были решены принципиальные вопросы о факультативности компетенции суда и о том, что суд является новым органом. 4 Комиссия Сан-Францисской конференции единогласно приняла Комитетом проект Статута и соответствующих статей главы 14 Устава ООН.

    Глава 14 устава ООН полностью посвящена характеристике Международного Суда ООН, определяя принципиальные направления его деятельности. Она состоит из пяти статей (ст. 92-96), содержащих в ряде мест упоминание о статуте Международного Суда.

    Статут суда - неотъемлемая часть Устава ООН - был подписан 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г.

    Он включает в себя 70 статей. 69 статей (первая статья является вводной) образует 5 глав, рассматривающих вопросы организации суда (ст. 2-33), его компетенции (ст. 34-38), судопроизводства (ст. 39-64), консультативных заключений (ст. 65-68) и поправок (ст. 69-70).

    Кроме того, в соответствии со ст. 30 Статута Международного Суда, суд составляет Регламент, определяющий порядок выполнения ими своих функций. Он, в частности устанавливает правила судопроизводства. Регламент Международного Суда был принят 6 мая 1946 г. Он состоит из трех разделов:

    • 1) учреждение и функционирование суда (ст. 1-30),
    • 2) судопроизводство по спорным делам (ст. ст. 31-81) и 3) консультативные заключения (ст. 82-85).

    Согласно ст. 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию п. 1 ст. 33 Устава ООН в той части, которая предусматривала возможность организации судебного разбирательства в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров.

    Устав ООН (ст. 95) не препятствует членам Организации поручать разрешение своих разногласий другим судам в силу уже существующих соглашений или таких, которые могут быть заключены в будущем. Такие суды могут иметь особую организацию и различную, в том числе и специальную компетенцию. Известны случаи образования иных международных судебных органов. Так, 15 декабря 1950 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд ООН из трех лиц для рассмотрения споров между Великобританией и Францией и ливийским и итальянским правительствами. 29 января 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН создала временный суд для рассмотрения споров между Великобританией и правительствами Италии и Эфиопии в связи включением Эритреи в состав Эфиопии.

    Учреждение Международного Суда означает, что он является новым судебным органом, а не простым продолжением Постоянной палаты международного правосудия.

    Новый характер Международного Суда ООН подтвержден в решении самого суда от 26 мая 1959 г. Это решение прямо указывает на факт роспуска прежнего суда и учреждения нового суда.

    Международный Суд ООН является новым и с точки зрения осуществления правосудия, так как сама основа международного правосудия - международное право - существенным образом изменилась. В своей деятельности Международный Суд не связан прецедентами, установленными практикой Постоянной палаты международного правосудия. Это не означает, что между правилами судопроизводства нового суда и процессуальными формами старого суда существует полный разрыв. Международный Суд во многом воспринимает те формы судопроизводства, которые были установлены в Постоянной палатой международного правосудия. В этом смысле следует понимать и положение ст. 92 Устава ООН о том, что Международный Суд «действует в соответствии с прилагаемым Статутом, который основан на Статуте Постоянной палаты международного правосудия». Таким образом, новый Статут лишь основан на прежнем, но не тождествен ему.

    О Постоянной палате международного правосудия упоминается также в ст. ст. 36 и 37 Статута суда. В п. 5 ст. 36 Статута Постоянной палаты международного правосудия, продолжающие оставаться в силе, считаются в отношениях между участниками Статута признанием ими для себя обязательной юрисдикции Международного Суда на неистекший срок действия этих заявлений и в соответствии с условиями, в них изложенными. А в ст. 37 указывается, что во всех случаях, когда действующий договор или конвенция предусматривает передачу дела суду, который должен был быть учрежден Лигой наций, или Постоянной палате международного правосудия, дело между сторонами - участниками настоящего Статута должно передаваться в Международный Суд.

    Эти положения Статута суда имеют ввиду лишь отдельные все реже и реже встречающиеся случаи сохранения в силе некоторых юридических актов, относившихся к прежнему суду. Даже в этих случаях Международный Суд ООН ни в малейшей степени не связан с прецедентами прежнего суда, хотя Статут Международного Суда не запрещает ему принимать во внимание различного рода прецеденты.

    Наконец, Международный Суд является новым и с точки зрения своего состава. Состав Постоянной палаты международного правосудия не обеспечивал представительство в суде главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира, так, в нем не было представителя социалистической системы права. Международный Суд же обеспечивает такое представительство, так же как и других правовых систем мира.

    Суд открыт для всех государств-участников Статута. Но кроме того, согласно ст. 35 Статута, суд может быть открыт и для других государств на условиях, которые определены Советом Безопасности с соблюдением особых постановлений, содержащихся в соответствующих договорах. Эти условия не могут ставить стороны в неравное положение перед судом.

    Указанные условия были определены в резолюции Совета Безопасности 15 октября 1946 г. Главные из них сводятся к тому, что соответствующее государство обязано предварительно предоставить в секретариат суда текст заявления, по которому оно принимает юрисдикцию суда и обязуется добросовестно выполнять его решения, а также все обязательства, налагаемые на членов ООН согласно ст. 94 ее Устава. Такое заявление может иметь как частный, так и общий характер. В первом случае юрисдикция суда возникает в отношении уже существующих споров, во втором - имеются в виду также споры, которые могут возникнуть в будущем. Государство может принять на себя обязательную юрисдикцию суда безоговорочно или с оговорками.

    Образован в 1945 году для разрешения правовые споры между государствами с их согласия и выработки консультативных заключений по правовым вопросам.

    Статут Международного Суда, подписанный 26 июня 1945 года и вступивший в силу 24 октября 1945 года, составляет неотъемлемую часть Устава ООН . Государства – члены ООН являются участниками Статута. Государства, не являющиеся членами ООН, также могут стать участниками Статута на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН , по рекомендации Совета Безопасности ООН . Такими участниками Статута являются Лихтенштейн , Сан-Марино и Швейцария .
    Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).

    Суд состоит из 15 судей , выступающих, согласно Статуту, в личном качестве. Члены Суда избираются на 9 лет из числа лиц «высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права ». Среди членов Суда не должно быть двух граждан одного и того же государства, и состав этого органа в целом должен обеспечивать представление «главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира». Состав Суда обновляется на треть каждые 3 года. Члены Суда избираются Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее сессий из кандидатов, выдвинутых национальными группами Постоянной палаты Третейского Суда .
    Суд функционирует на постоянной основе. Он избирает своего председателя и вице-председателя, назначает секретаря, устанавливает правила процедуры. Его официальные языки - английский и французский. Сторонами в рассматриваемых Судом делах могут быть только государства. Обращение к Суду является факультативным, т. е. государства передают спор на его разрешение на основании заключенного ими соглашения-компромисса. Однако ряд государств, в том числе РФ , по некоторым международным договорам, признают юрисдикцию Суда в качестве обязательной. Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные конвенции , международный обычай , «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями», а также - в качестве вспомогательного средства - судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций.

    Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной - сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной - заслушивание Судом свидетелей , экспертов, представителей, поверенных и адвокатов . Слушание дела проходит, как правило, публично. По окончании слушания члены Суда совещаются с целью принятия решения. Совещания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Если решение в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья может представить свое особое мнение. Решение оглашается на открытом заседании Суда. Оно окончательно, и его выполнение обязательно для сторон. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора. Рассмотрение дел в Суде может происходить также в камерах в составе 3 или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как вынесенное Судом.

    Уч-ре-ж-дён в 1945 году, функ-цио-ни-ру-ет в со-от-вет-ст-вии со Ста-ту-том, яв-ляю-щим-ся не-отъ-ем-ле-мой ча-стью Ус-та-ва ООН, и со сво-им Рег-ла-мен-том. На Международный суд ООН воз-ло-же-на двой-ная функ-ция: 1) раз-ре-ше-ние в со-от-вет-ст-вии с ме-ж-ду-народным пра-вом спо-ров, пе-ре-дан-ных ему на рас-смот-ре-ние го-су-дар-ст-ва-ми; 2) вы-не-се-ние кон-суль-та-тив-ных за-клю-че-ний по юри-дическим во-про-сам, за-пра-ши-вае-мых долж-ным об-ра-зом ор-га-на-ми ООН и её спе-циа-ли-зированными уч-ре-ж-де-ния-ми. Уча-ст-ни-ка-ми Ста-ту-та Международного суда ООН яв-ля-ют-ся все го-су-дар-ст-ва - чле-ны ООН. Лю-бое го-су-дар-ст-во, ко-то-рое яв-ля-ет-ся уча-ст-ни-ком Ста-ту-та, мо-жет по-тен-ци-аль-но пе-ре-дать спор на рас-смот-ре-ние это-го Су-да. Международный суд ООН мо-жет рас-смот-реть лю-бой во-прос, ко-то-рый ка-са-ет-ся ме-ж-ду-народного пра-ва. На-хо-дит-ся в городе Гаа-га.

    Со-став Су-да. Суд включает 15 чле-нов, при-чём в его со-ста-ве не мо-жет быть двух гра-ж-дан од-но-го и то-го же го-су-дар-ст-ва. Чле-ны Су-да из-би-ра-ют-ся Ге-не-раль-ной Ас-самб-ле-ей и Со-ве-том Безо-пас-но-сти ООН из чис-ла лиц, вне-сён-ных в спи-сок по пред-ло-же-нию национальных групп По-сто-ян-ной па-ла-ты тре-тей-ско-го су-да. Со-глас-но статье 6 Ста-ту-та Международного суда ООН, ка-ж-дая груп-па до вы-яв-ле-ния кан-ди-да-тур за-пра-ши-ва-ет мне-ние выс-ших су-деб-ных ус-та-нов-ле-ний, юри-дических фа-куль-те-тов, пра-во-вых выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний и ака-де-мий сво-ей стра-ны, а так-же национальных от-де-ле-ний ме-ж-ду-народных ака-де-мий, за-ни-маю-щих-ся изу-че-ни-ем пра-ва. Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь ООН со-став-ля-ет в ал-фа-вит-ном по-ряд-ке спи-сок всех лиц, чьи кан-ди-да-ту-ры бы-ли вы-став-ле-ны на долж-ность су-дей. Та-кой спи-сок пред-став-ля-ет-ся Ге-не-раль-ной Ас-самб-лее и Со-ве-ту Безо-пас-но-сти ООН, ко-то-рые го-ло-су-ют не-за-ви-си-мо друг от дру-га. Из-бран-ны-ми счи-та-ют-ся кан-ди-да-ты, по-лу-чив-шие аб-со-лют-ное боль-шин-ст-во го-ло-сов и в Ге-не-раль-ной Ас-самб-лее, и в Со-ве-те Без-опас-но-сти.

    Чле-ны Су-да из-би-ра-ют-ся на 9 лет и мо-гут быть пе-ре-из-бра-ны, с тем, од-на-ко, что срок пол-но-мо-чий пя-ти су-дей пер-во-го со-ста-ва Су-да ис-те-ка-ет че-рез 3 го-да, а срок пол-но-мо-чий еще пя-ти су-дей - че-рез 6 лет. Чле-ны Су-да не мо-гут ис-пол-нять ни-ка-ких по-ли-тических или административных обя-зан-но-стей и не мо-гут по-свя-щать се-бя ни-ка-ко-му др. за-ня-тию профессионального ха-рак-те-ра.

    Со-став су-дей в це-лом дол-жен обес-пе-чить пред-ста-ви-тель-ст-во глав-ней-ших форм ци-ви-ли-за-ции и основных пра-во-вых сис-тем. Этот прин-цип от-ра-жён в сле-дую-щем рас-пре-де-ле-нии мест: 3 чле-на от Аф-ри-ки, 2 чле-на от Ла-тин-ской Аме-ри-ки, 3 чле-на от Азии, 5 чле-нов от Западной Ев-ро-пы и др. го-су-дарств (вклю-чая Ка-на-ду, США, Ав-ст-ра-лию и Но-вую Зе-лан-дию) и 2 чле-на от Восточной Ев-ро-пы (вклю-чая Рос-сию). В со-став Су-да все-гда вхо-дят гра-ж-да-не го-су-дарств - по-сто-ян-ных чле-нов Со-ве-та Безо-пас-но-сти. Чле-ны Су-да при ис-пол-не-нии ими су-деб-ных обя-зан-но-стей поль-зу-ют-ся ди-пло-ма-тическими при-ви-ле-гия-ми и им-му-ни-те-та-ми.

    Су-до-про-из-вод-ст-во

    Суд обыч-но вы-пол-ня-ет свои функ-ции в пол-ном со-ста-ве (кво-рум - 9 су-дей). Од-на-ко он мо-жет так-же соз-да-вать по-сто-ян-ные или вре-мен-ные (ad hoc) ка-ме-ры. В це-лях ус-ко-ре-ния раз-ре-ше-ния дел Суд еже-год-но об-ра-зу-ет ка-ме-ру в со-ста-ве 5 су-дей, ко-то-рая по прось-бе сто-рон мо-жет рас-смат-ри-вать и раз-ре-шать де-ла в по-ряд-ке уп-ро-щён-но-го су-до-про-из-вод-ст-ва.

    Сто-ро-на-ми по де-лам, раз-би-рае-мым Су-дом, яв-ля-ют-ся толь-ко го-су-дар-ст-ва. К его ве-де-нию от-но-сят-ся все де-ла, ко-то-рые бу-дут пе-ре-да-ны ему сто-ро-на-ми, и все во-про-сы, спе-ци-аль-но пре-ду-смот-рен-ные Ус-та-вом ООН или дей-ст-вую-щи-ми до-го-во-ра-ми и кон-вен-ция-ми. Суд не мо-жет рас-смат-ри-вать спо-ры ме-ж-ду ме-ж-ду-народными ор-га-ни-за-ция-ми, за-яв-ле-ния ча-ст-ных лиц или кор-по-ра-ций, не впра-ве при-нять в про-из-вод-ст-во де-ла, ка-саю-щие-ся ме-ж-ду-на-род-но-го уго-лов-но-го пра-ва.

    Го-су-дар-ст-ва - уча-ст-ни-ки Ста-ту-та Международного суда ООН мо-гут в лю-бое вре-мя зая-вить, что они при-зна-ют без осо-бо-го о том со-гла-ше-ния ipso facto (в си-лу са-мо-го фак-та) в от-но-ше-нии лю-бо-го ино-го го-су-дар-ст-ва, при-няв-ше-го та-кое же обя-за-тель-ст-во, юрис-дик-цию Су-да по всем пра-во-вым спо-рам, ка-саю-щим-ся: 1) тол-ко-ва-ния до-го-во-ра; 2) лю-бо-го во-про-са ме-ж-ду-народного пра-ва; 3) на-ли-чия фак-та, ко-то-рый пред-став-ля-ет со-бой на-ру-ше-ние ме-ж-ду-народных обя-за-тель-ст-ва; 4) ха-рак-те-ра и раз-ме-ров воз-ме-ще-ния, при-чи-таю-ще-го-ся за на-ру-ше-ние ме-ж-ду-народных обя-за-тельств. Международный суд ООН мо-жет рас-смат-ри-вать де-ло лишь в том слу-чае, ес-ли со-от-вет-ст-вую-щее го-су-дар-ст-во оп-ре-де-лён-ным об-ра-зом даст со-гла-сие на то, что-бы стать сто-ро-ной раз-би-ра-тель-ст-ва в Су-де (пу-тём под-пи-са-ния специального со-гла-ше-ния; вклю-че-ни-ем в до-го-вор ста-тьи, в ко-то-рой го-су-дар-ст-во за-ра-нее обя-зу-ет-ся при-знать юрис-дик-цию Су-да в слу-чае воз-ник-но-ве-ния спо-ра по по-во-ду при-ме-не-ния дан-но-го до-го-во-ра; од-но-сто-рон-ним за-яв-ле-ни-ем о при-зна-нии обя-зательной юрис-дик-ции Су-да в от-но-ше-нии лю-бо-го дру-го-го го-су-дар-ст-ва).

    Суд ре-ша-ет пе-ре-дан-ные ему спо-ры на ос-но-ва-нии ме-ж-ду-народного пра-ва и при-ме-ня-ет при этом: ме-ж-ду-народные кон-вен-ции, как об-щие, так и спе-ци-аль-ные, ус-та-нав-ли-ваю-щие пра-ви-ла, оп-ре-де-лён-но при-знан-ные спо-ря-щи-ми го-су-дар-ст-ва-ми; ме-ж-ду-народный обы-чай как до-ка-за-тель-ст-во все-об-щей прак-ти-ки, при-знан-ной в ка-че-ст-ве пра-во-вой нор-мы; об-щие прин-ци-пы пра-ва, при-знан-ные ци-ви-ли-зо-ван-ны-ми на-ция-ми; су-деб-ные ре-ше-ния и док-три-ны наи-бо-лее ква-ли-фи-ци-ро-ван-ных спе-циа-ли-стов по пуб-лич-но-му пра-ву различных го-су-дарств в ка-че-ст-ве вспо-мо-гательного сред-ст-ва для оп-ре-де-ле-ния пра-во-вых норм. Од-на-ко эти ус-ло-вия не ог-ра-ни-чи-ва-ют пра-ва Су-да раз-ре-шать де-ло ex aequo et bono (по спра-вед-ли-во-сти и по до-б-ру), ес-ли сто-ро-ны с этим со-глас-ны.

    Де-ла на-прав-ля-ют в Международный суд ООН, в за-ви-си-мо-сти от об-стоя-тельств, но-ти-фи-ка-ци-ей спец. со-гла-ше-ния или письменным за-яв-ле-ни-ем на имя сек-ре-та-ря Су-да. В обо-их слу-ча-ях долж-ны быть ука-за-ны пред-мет спо-ра и сто-ро-ны. Сек-ре-тарь не-мед-лен-но на-прав-ля-ет за-яв-ле-ние всем за-ин-те-ре-со-ван-ным ли-цам. Суд име-ет пра-во при-нять лю-бые временные ме-ры для обес-пе-че-ния прав ка-ж-дой из сто-рон. Впредь до вы-не-се-ния окон-ча-тель-но-го ре-ше-ния со-об-ще-ние о пред-ла-гае-мых ме-рах не-мед-лен-но до-во-дит-ся до све-де-ния сто-рон и Со-ве-та Безо-пас-но-сти ООН.

    Го-су-дар-ст-во, ко-то-рое пред-став-ля-ет за-яв-ле-ние, име-ну-ет-ся зая-ви-те-лем, а др. го-су-дар-ст-во - от-вет-чи-ком. Го-су-дар-ст-во-зая-ви-тель по-даёт ме-мо-ран-дум, на ко-то-рый го-су-дар-ст-во-от-вет-чик пред-став-ля-ет контр-ме-мо-ран-дум. Су-до-про-из-вод-ст-во де-лит-ся на две час-ти: пись-мен-ное и уст-ное. Письменное су-до-про-из-вод-ст-во со-сто-ит из со-об-ще-ния Су-ду и сто-ро-нам ме-мо-ран-ду-мов, контр-ме-мо-ран-ду-мов и от-ве-тов на них, а так-же всех под-твер-ждаю-щих их бу-маг и до-ку-мен-тов. Уст-ное су-до-про-из-вод-ст-во со-сто-ит в за-слу-ши-ва-нии Су-дом сви-де-те-лей, экс-пер-тов, пред-ста-ви-те-лей, по-ве-рен-ных и ад-во-ка-тов. Слу-ша-ние де-ла про-из-во-дит-ся пуб-лич-но. Од-на-ко сто-ро-ны мо-гут по-тре-бо-вать за-кры-то-го слу-ша-ния де-ла.

    Ре-ше-ние Су-да из-да-ёт-ся в ка-че-ст-ве дву-языч-но-го до-ку-мен-та с французским и английским ва-ри-ан-та-ми и со-сто-ит из вве-де-ния, ос-но-ва-ния ре-ше-ния Су-да, по-ста-нов-ляю-щей час-ти. Ре-ше-ние яв-ля-ет-ся обя-за-тель-ным для стран. В со-от-вет-ст-вии со статьей 94 Ус-та-ва ООН ка-ж-дый член ООН обя-зу-ет-ся вы-пол-нять ре-ше-ние Су-да по то-му де-лу, в ко-то-ром он яв-ля-ет-ся сто-ро-ной. Ес-ли ре-ше-ния Су-да не вы-пол-ня-ют-ся, то др. сто-ро-на спо-ра мо-жет до-ве-сти этот во-прос до све-де-ния Со-ве-та Безо-пас-но-сти, ко-то-рый впра-ве при-нять ме-ры о при-ну-ди-тель-ном вы-пол-не-нии ре-ше-ния Су-да.

    Кон-суль-та-тив-ные за-клю-че-ния

    Суд мо-жет да-вать кон-суль-та-тив-ные за-клю-че-ния по лю-бо-му юри-дическому во-про-су по за-про-су лю-бо-го уч-ре-ж-де-ния, упол-но-мо-чен-но-го де-лать та-кие за-про-сы са-мим Ус-та-вом ООН или со-глас-но это-му Ус-та-ву. Во-про-сы, по ко-то-рым ис-пра-ши-ва-ет-ся кон-суль-та-тив-ное за-клю-че-ние Су-да, пред-став-ля-ют-ся Су-ду в письменном за-яв-ле-нии. ЭКОСОС, Со-вет по опе-ке, Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь ООН, а так-же спе-циа-ли-зи-рованные уч-ре-ж-де-ния ООН мо-гут за-пра-ши-вать кон-суль-та-тив-ные за-клю-че-ния Су-да с раз-ре-ше-ния Ге-не-раль-ной Ас-самб-леи и Со-ве-та Безо-пас-но-сти. Кон-суль-та-тив-ные за-клю-че-ния не име-ют обя-за-тель-ной си-лы. Од-на-ко по не-ко-то-рым ме-ж-ду-народным до-го-во-рам они при-зна-ют-ся ре-шаю-щи-ми для сто-рон в спо-ре. Суд мо-жет от-ка-зать-ся вы-не-сти кон-суль-та-тив-ное за-клю-че-ние, ес-ли оно бу-дет про-ти-во-ре-чить его су-деб-но-му ха-рак-те-ру или су-ще-ст-вен-но важ-ным нор-мам, ко-то-ры-ми он ру-ко-во-дству-ет-ся в сво-ей дея-тель-но-сти, или ес-ли та-кая прось-ба вы-хо-дит за рам-ки пол-но-мо-чий за-пра-ши-ваю-ще-го ор-га-на. За вре-мя су-ще-ст-во-ва-ния Суд рас-смот-рел бо-лее 100 дел и вы-нес свыше 30 кон-суль-та-тив-ных за-клю-че-ний.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!