Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Международный день терпимости 16 ноября. Китайская притча о толерантности

Социальные праздники – это мероприятия, чья задача не просто стать поводом для развлечений, а привлечь внимание общества к определенным проблемам. В числе наиболее наболевших вопросов – терпимость. Именно этому явлению и посвящен Международный день толерантности. Как появился праздник, почему он столь актуален в наши дни, отмечается ли День толерантности в России в 2018 году – вопросов, касающихся нового праздника, возникает множество.

Если верить Википедии, в русском языке этот праздник носит имя Международного дня, посвященного терпимости. Однако в разговорной речи мы чаще называем его Днем толерантности. Во многом этому поспособствовало его английское название — International Day for Tolerance.

Сегодня этот праздник отмечают более чем в ста странах мира. Но какого числа День толерантности в 2018 году в России?

Организация Объединенных Наций предложила отмечать День, посвященный терпимости, 16 ноября – именно в этот день ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов терпимости, в честь которой и был назван праздник.

Как появился праздник

Вопросы, посвященные признанию и принятию чужой культуры и индивидуальности, назревали давно. В конце прошлого века – точнее, в 1995 году – ЮНЕСКО как подразделение ООН на очередной годовой Генеральной конференции принимает резолюцию, получившею название «Декларация принципов терпимости».

В пространной резолюции описывались основные понятия терпимости, давались разъяснения самого термина, явлений, попадающих под указанное определение. Немаловажным стало рассмотрение в Декларации угроз, которые несет неприятие чужой культуры и особенностей. Помимо проблем, которые возникают у государства и народа, не принимающего толерантность как жизненный принцип, давались и программы борьбы с проявлениями нетерпимости, методы, позволяющие внедрить толерантность в сознание граждан.

Спустя два года, в 1997 году, ООН на Генеральной ассамблее выдвинула предложение для стран-членов Организации – внести в список международных праздников День толерантности или Международный день, посвященный терпимости. Датой новой праздника было решено избрать дату принятия «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО – 16 ноября.

Начиная с конца XX и п сегодняшний день ООН уделяет очень большое внимание вопросам терпимости и принятия чужой культуры. В ноябре 2005 года Генеральный секретарь ООН зачитал послание, посвященное принципам толерантности. В нем Кофи Аннан (а именно он занимал должность Генерального секретаря в период с 1997 по 2006 год) поставил акценты на борьбе с ксенофобией и экстремизмом, призвал к уважению каждого человека как личности со своим укладом, культурой, вероисповеданием, самобытностью. Именно Кофи Аннан дал окончательное определение толерантности – умение ценить особенности себя как личности и своего народа, не унижая и не притесняя при этом особенности других людей.

День толерантности в России

В России массовые мероприятия, посвященные Дню толерантности, проводятся с 2006 года, хотя к Декларации принципов терпимости наша страна присоединилась еще в 1997 году. Родоначальником традиции привлекать к мероприятиям в честь Международного дня стал Санкт-Петербург: там была принята масштабная городская программа «Толерантность», чьей основной задачей стало внедрение принципов терпимости среди подрастающего поколения. В викторинах и конкурсах, проводимых в честь праздника, участвовали школьные команды города, а сами мероприятия освещались в региональной прессе.

В 2014 году в программе «Толерантность» участвовало уже 16 городов России. Девизом акции стало воззвание «Мы за дружбу наций!», а основным мероприятием – Час бега. Участники акций провели массовый забег в поддержку Международного дня толерантности, а инициатором движения выступила «Федерация за всеобщий мир», собравшая в поддержку программы более двух десятков спортивных и молодежных объединений страны.

Это число было выбрано неслучайно, именно в этот день в 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости и Программа действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам - членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия.

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

Несмотря на то, что декларация состоит всего из 6 статей, её принятие имеет очень важное значение для всего мирового сообщества, ведь терпимость - это то, чего сегодня всем нам не хватает. Ведь так хочется, чтобы в мире царило взаимопонимание и доброжелательное отношение друг к другу независимо от того, в какой стране мы живём, какой цвет кожи имеем, какое вероисповедание поддерживаем.

Если бы мы терпимо относились к мировоззрению других людей, то, возможно, меньше было бы конфликтов. Мы все обладаем своей неповторимой индивидуальностью, что нужно понимать каждому.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан говорил, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. «Терпимость, - говорится в послании, - означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга».

Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно Декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чём заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Но толерантность не означает только признание факта существования «другого». Толерантность означает возможность «другого» чувствовать себя комфортно в любом принимающем обществе.

Например, толерантность к инвалидам - это не только признание их равенства на основе принципов прав человека, но и создание комфортной среды для существования людей с альтернативными потребностями.

Толерантность также не означает принятие любых культурных и социальных групп. Любые политические группы, которые исповедуют ненависть, национальную, расовую, религиозную и иную исключительность, не могут быть объектами толерантности.

Существует даже лозунг: «Никакой толерантности к нетолерантности!».

В связи с этим одной из задач является не только воспитание толерантности, но и профилактика экстремизма на национальной, расовой, религиозной и иной почве.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документами являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

В рамках Совета Европы действует Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплено в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и других документах.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - это Конституция. Согласно части второй статьи двадцать девятой: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136-я статья Уголовного кодекса «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина» и 282-я статья «Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности».

Такое внимание к вопросу толерантности в нашей стране неслучайно, ведь наша страна многонациональна. И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, татары, карелы, чуваши, башкиры, якуты, дагестанцы, адыгейцы, мордва, коми, удмурты, ханты, манси, ненцы, греки, евреи, армяне, грузины и многие-многие другие - всего около двухсот национальностей.

Наверное, неслучайно то, что Конституция нашей страны начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…»

Вдумаемся в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они - один народ.

Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Это означает, что не какая-то отдельно взятая нация, а именно многонациональный народ должен принимать все решения, которые влияют на судьбу нашей страны, ведь от этого зависит её развитие в целом. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями, и в наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующее поколение не только продолжило наши традиции, но и восхищалось нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.

Кстати, в 1995 году в ознаменование 125-й годовщины со дня рождения известного индийского правозащитника и политического деятеля Махатмы Ганди ЮНЕСКО учредила премию имени Маданжита Сингха (индийского художника, писателя и дипломата, посла доброй воли ЮНЕСКО) за поощрение терпимости и ненасилия, которая присуждается за активную деятельность в научной, художественной, культурной или коммуникационной областях, направленную на создание атмосферы терпимости и ненасилия.

Премия присуждается раз в два года и может быть присвоена учреждениям, организациям или отдельным лицам за значительный вклад и эффективную деятельность по утверждению терпимости и ненасилия. В 2016 году этой престижной международной награды был удостоен российский Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности (Центр толерантности).

В Международный день толерантности каждому человеку следует задуматься о том, что любой человек на планете Земля - это личность, независимо от культурной, расовой или религиозной принадлежности. Уважая тех людей, которые нас окружают, намного проще добиться понимания, что является залогом гармоничного развития общества.

Отсутствие же толерантности, наоборот, приводит к потере взаимоуважения и стимулирует возникновение негативных социальных явлений. В этом случае неизбежен запуск процесса, приводящего к потере гармонии в обществе отдельно взятого государства и мира в целом.

К сожалению, последнее десятилетие принесло человечеству много зла, агрессии и случаев нетерпимости по отношению к представителям других религий, других рас, других государств. Международный день толерантности напоминает всем нам о том, что насилие, терроризм, этническое и религиозное преследование - это те явления, которым не должно быть места в XXI веке.

Сегодня на наших глазах набирают силу политика исключительности и язык разобщённости. На наших глазах многообразие отвергается как источник слабости. На наших глазах расцветают мифы, повествующие о традициях так называемых «чистых» культур, подпитываемые невежеством, а порой и ненавистью. На наших глазах «иных людей» объявляют виновниками всех бед и подвергают преследованиям. На наших глазах террористы совершают варварские нападения, стремясь подорвать основы принципа «жить вместе».

«Уважая других людей, мы, прежде всего, уважаем себя» - принцип, способный изменить мир в лучшую сторону. Именно поэтому он красной нитью протягивается через все праздничные мероприятия, организуемые в Международный день толерантности. Это время напомнить друг другу о том, что все мы должны оставаться людьми по отношению друг к другу. И пусть не будут помехой этому наши отличия.

Ведь неслучайно ещё всемирно известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это урок нам, людям, живущим в XXI веке.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений

Символ толерантности – радужный флаг.



В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).

Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.

Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Dia Internacional para la Tolerancia) - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.

В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООНотмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:

1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)-религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.

2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).

3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог – позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.
Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Международный день толерантности

Цели:

    познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

    развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

    дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара).

Ход классного часа

Ежегодный праздник с международным статусом, с недавнего времени отмечаемый и в России – День терпимости (толерантности), празднуется 16 ноября. Праздник появился благодаря деятельности ООН, посвященной борьбе за равные возможности и сохранение индивидуальности каждого. Второе название праздника – День толерантности. В России День толерантности в 2017 году отмечается в четверг 16 ноября. История праздника Международный день терпимости или День толерантности появился более двадцати лет назад, в 1995 году. Инициатором праздника стала международная организация ЮНЕСКО. В этот день на Генеральной конференции объединения была зачитана и принята Декларация принципов терпимости. Документ ЮНЕСКО признавал, что независимо от разницы в культурах и воспитании все люди обладают равными правами на сохранение собственной индивидуальности. В Декларации рассматривались основные признаки нетерпимости и предлагались методы борьбы с ней. ЮНЕСКО разработал не только главные принципы борьбы с нетерпимостью, но и программы внедрения толерантности в сознание людей. Вслед за ЮНЕСКО вопросы толерантности обсудила и ООН. Спустя два года после провозглашения Декларации, в 1997 году, Организация Объединенных Наций предложила утвердить День толерантности как международный праздник. Так за этим днем окончательно закрепилось число 16 ноября. В качестве обоснования своего предложения о праздновании Дня терпимости ООН ссылается на Устав организации, где прописаны основные принципы толерантности, которые обязались соблюдать все члены организации, подписавшие Устав. Новый акцент на вопросах толерантности ООН сделало в 2005 году. Генеральный секретарь организации зачитал обращение ко всем странам-членам Организации, в котором воззвал к проявлению терпимости на фоне все возрастающего экстремизма и терроризма. Принятая ООН резолюция гласит, что необходимо проявлять уважение друг к другу как к личностям, ценить собственные и чужие принципы и особенности, ни принижая при этом особенности других. Призыв оставить ненависть и стремиться узнавать друг о друге как можно больше, выявляя все самое лучшее в культурных и религиозных традициях других народов....

Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость , другую – Удача , третью – Красота , четвёртую – Печаль , пятую – Доброта .

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки ):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы )

Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

    в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

    во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

    в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

    в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

    в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

    в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы ).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы ).

А что же объединяет эти определения? (Ответы ).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы ).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Почему молодой человек отказался помочь?

Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод . Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Упражнение “Толерантная и интолерантная личности”

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Упражнение “Волшебная лавка”

Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание “Дерево толерантности”

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

«Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы». (Ж. Леметр).

Мне кажется, что все беды в мире происходят от нетерпимости. Когда человек решает, что он знает, как должны выглядеть и вести себя другие люди и начинает насаждать свои правила, он становится опасным для общества. И самое ужасное, что нетерпимыми могут быть целые страны, вернее их правители.

Само слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение.

Международный день толерантности, на английском – International Day for Tolerance, на испанском – Día Internacional para la Tolerancia отмечается ежегодно 16 ноября.

Семья уже совсем не та, что была прежде, когда по вечерам вся семья собиралась за ужином за столом, накрытом белой скатертью. И когда не просто ели, а беседовали, родители и дети рассказывали друг другу, что произошло у них за день. Взрослые незаметно подсказывали, корректировали поведение и восприятие своими чадами окружающего мира.

Да и в школе тогда не просто давали знания, а воспитывали, учили думать, анализировать свои поступки и относиться по-товарищески к своим одноклассникам, уважать взрослых, помогать пожилым и просто слабым.

К нам в класс пришёл мальчик, который совсем не улыбался, мало реагировал на обращения к нему, с трудом усваивал материал. Тогда не говорили ни о каких диагнозах. Его родители оказались настойчивым людьми и добились зачисления сына в обычный класс. Надо отдать должное нашему директору и учителям, которые часто пол-урока простаивали рядом с ребёнком, донося до него учебный материал.

А нас собрала в самом начале классная руководительница и объяснила, что этому мальчику очень трудно, если мы ему не поможем, то неизвестно, что и будет с ним.

Помню, что практически все мы почувствовали ответственность за судьбу этого мальчика и стали всем классом его опекать, не выпуская ни на минуту из поля зрения на переменах, или если мы куда-то отправлялись всем классом.

Помню, когда он кому-то улыбнулся в первый раз в 9 классе, был всеобщий праздник. К концу дня об этом говорила уже вся школа.

А мальчик тот не только хорошо окончил школу, но и институт.

И страшно подумать, что было бы с ним, если бы наши учителя не нашли правильный подход к классу.

Так что, по-моему, школа снова должна не оказывать услуги, нашпиговывая знаниями, а воспитывать детей, прививать им с младых лет уважение к «иным» и если потребуется ответственность за них.

Тут надо заметить, что чем больше в стране толерантных граждан, тем успешнее и миролюбивее эта страна. К сожалению, во многих из нас сидит противный червячок осуждения. Мы судим людей за то, что они не так одеваются, не за тех, с нашей точки зрения выходят замуж, женятся, и даже не правильно поливают газон или не там ставят мусор, прежде чем вынести его из подъезда. Мы осуждаем своих коллег на работе, перемываем кости начальству, родственникам, супругам, детям.

И к чему это приводит?

Только к разладу.

Терпимость же творит чудеса.

Помню, как в первое время после замужества меня раздражал способ мужа убираться, стирать, и другое. Но я вовремя прикусила язык и не вмешивалась. Много позже, я предложила ему что-то изменить. Он охотно согласился.

Уже и серебряная свадьба позади, а муж по-прежнему полон энтузиазма возиться с домашними делами. Делать всё в четыре руки, и быстрее и веселея. Так что спасибо толерантности. А прояви я тогда нетерпимость, всё, скорее всего, сложилось бы совсем по-другому.

Поэтому мне хочется попросить всех, прежде чем начинать пылать «праведным гневом», сто раз подумать. И хотя бы из чистого эгоизма проявить терпимость.

Все мы разные и имеем право каждый на свою точку зрения. Её можно отстаивать, но при этом, не грубя и не унижая другого. Тем более неприемлемо насильственное принуждение принятия другим человеком нашей точки зрения.

Любое насилие рано или поздно обернётся бумерангом и однажды так вернется, что мало не покажется.

Особенно показательно в этом плане тираническое без всяких объяснений навязывание своей точки зрения детям и насильственное вмешательство в дела других народов.

Пережитое унижение и страх рано или поздно превращаются в , которая распрямляется и мстит, рождая в свою очередь очередную нетерпимость.

Нельзя требовать от другого человека, чтобы он думал и поступал, так как считаем правильным мы. Не зря народная мудрость советует влезть в шкуру другого человека, а психологи рекомендуют посмотреть на ситуацию с точки зрения своего оппонента. Поняв и приняв, мы сможем жить в гармонии не только с другими людьми, но и с самими собой. А комфорт, особенно душевный, по-моему, стоит того, чтобы изгнать из своей души, подтачивающего её основы червячка осуждения и нетерпимости.

И никогда не стоит забывать золотую мудрость человечества: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Так что празднование 16 ноября – Международного дня толерантности это ещё один повод задуматься о том, что к миру во всём мире все мы способны приложить и свою золотую крупинку терпимости.

«Будь не таким, как другие,
и позволь другим быть другими».
(Хенрик Ягодзинский).
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!