Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей. Массаж лицевой мускулатуры для развития речи (логопедический массаж)

Среди детей дошкольного возраста распространены речевые расстройства. Они бывают разной степени сложности. Лечение маленьких пациентов основано на коррекции произношения звуков, а для этого проводят логопедический массаж, который помогает добиться хороших результатов в короткие сроки. Массирование показано при всех видах коррекции. Особенно важно оно на первых стадиях лечения.

Обобщенные сведения

Логопедический массаж – это воздействие, позволяющее исправлять дефекты речи. Массажист возбуждает точки нервных окончаний, и появляется активность мышц. Стимулируются язык, кожа вокруг губ, щеки, произносить звуки становится проще.

Начальные сеансы занимают 3 минуты. После того как речевые органы адаптируются к нагрузке, время процедуры увеличивают. Посетить специалиста или нет – зависит от нарушения речевых навыков. Стандартное число сеансов – 10, но при тяжелых случаях увеличивается.

Логопед массажем корректирует навыки произношения, восстанавливает темп дыхания, голосовой тембр. Массажные действия являются условием восстановления речевых навыков.

Ротовая полость ребенка перед сеансом приводится в порядок. Рекомендуют принимать пищу за два часа до сеанса. Малыша умывают, уделяя особое внимание коже вокруг губ. Руки логопеда во время массирования должны быть без повреждений, ногти коротко подстрижены. Во время процедуры снимают с рук все украшения.

Массирования проводятся специалистами. К ним относятся:

  • Логопед.
  • Дефектолог.

Цели массажа

Исправление ошибок произношения у ребенка – это первостепенная задача логопеда, но не единственная. У детей с задержкой развития речи или совсем не говорящих наблюдаются сопутствующие отклонения. Воздействие на определенные точки лица и языка помогает справиться со следующими проблемами:

  • Слюна выделяется меньше.
  • Мышечный тонус нормализуется.
  • Восстанавливается координация речевых органов.

Массаж улучшает кровообращение и обменные процессы на тканевом уровне. Снимает напряжение у деток с психологическими комплексами из-за неправильной речи.

Показания и противопоказания

Выявлением отклонений, при которых показаны логопедические процедуры, занимается специалист. Обследуются органы речи для назначения лечения. К каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход. Учитываются факторы протекания болезни и степень тяжести. Составляется личная программа оздоровительных мероприятий, рассчитанная на один месяц.

Массаж назначается при таких проблемах, как:

  • заикание;
  • дизартрия;
  • нарушение произношения;
  • дефекты голоса (полная или частичная потеря).

Процент детей с разными нарушениями речи увеличивается каждый год. Патология развития речевого аппарата не является самостоятельной болезнью: ей сопутствуют нарушения центральной нервной системы. Дети обязательно наблюдаются у невропатолога.

Вместе с дефектами речи, у ребенка страдают внимание, память, мышление. Развивается нежелание общаться со сверстниками, выходить из дома. Лечение речевой патологии – важное требование для будущей социальной активности маленького человека.

По данным статистики, до 30 % детей детсадовского возраста имеют дефекты речи.

Распространенные нарушения:

  • дизартрия;
  • диспалия;
  • ринолалия;
  • недоразвитие фонетических и фонематических навыков.

Логопед проводит коррекционные занятия индивидуально с каждым малышом. Правильные массажные процедуры улучшают моторику артикуляционных органов. Стимуляция кровеносных сосудов ускоряет приток кислорода к мозгу, что улучшает внимательность и запоминание.

Массаж проводят при усилении или вялости мышц языка. Специалист массирует кисти рук, голову, мочки ушей, язык.

Процедуры нельзя проводить при:

  • высокой температуре;
  • кожных высыпаниях;
  • вирусных болезнях;
  • неадекватном психическом поведении.

Поза ребенка при массаже

Правильная поза помогает достичь наибольшего эффекта от занятий. Дыхание становится легким, и работа дефектолога упрощается.

  • Ребенка укладывают на кушетку в положение лежа. Под голову подкладывают подушку или специальный валик. Голова откидывается назад, руки расположены вдоль тела. Ноги согнуты в коленях или лежат свободно.
  • Ребенок в положении полусидя располагается в кресле с подголовником.
  • Младенцы в возрасте до года находятся в детской коляске полусидя.
  • Детям, испытывающим страх, разрешается находиться на коленях у взрослого в полусидячем положении.

Массажист сидит за головой ребенка или справа от него, в зависимости от массируемого участка.

Виды логомассажа:

Существуют специальные методы массирования. Они классифицированы в отдельные виды:

  • Точечный массаж.

Массированию подвергаются отдельные зоны, связанные с нарушениями речи.

  • Классический массаж.

С помощью растирания, поглаживания, разминания проводится массирование проблемных участков речевого аппарата. Логопеды для достижения результата используют зубную щетку.

  • Аппаратный массаж.

Массирование проводится с помощью специальных устройств.

  • Массирование на основании различных методик.

Самомассаж

Самомассаж ребенок выполняет в домашних условиях. Это определенные движения языком, которые разучиваются на занятиях с логопедом и повторяются дома для закрепления навыков. Цель дефектолога – обучить родителей основным приемам массирования. Объясняется важность занятий для развития речи.

Логопедический массаж в домашних условиях проводят с помощью бытовых предметов. Применяют ложку или зубную щетку. Зубная щетка выбирается с мягкой щетиной. Под язык ребенка кладут ватные диски. Их меняют каждые три минуты из-за сильного выделения слюны. Перед процедурой язык должен быть расслаблен. Тереть щеткой нужно аккуратно. Движения круговые, спиралевидные, без сильного нажима. С помощью щетки делают слабые удары по языку. Массирование рекомендуют проводить в виде игры.

Проводить логопедический массаж при дизартрии в домашних условиях разрешается только после консультации с логопедом. Это связано со спецификой заболевания. Методы массажного воздействия зависят от наличия или отсутствия тонуса языка.

Родителям для дополнительного ознакомления с методами коррекции речи рекомендуют изучать информацию из книги Крупенчук О.И. «Уроки логопеда».

Приемы массажа

Существуют основные техники логопедического массирования:

  • Поглаживание.

Рука логопеда свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают.

  • Растирание.

Логопед смещает, сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Движения специалиста не зависят от направления тока лимфы.

  • Разминание.

Дефектолог делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно.

  • Вибрация.

Механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках.

Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Массаж назначается после посещения невропатолога. Выдается справка с указанием степени отставания речевого развития. Логопед назначает дополнительную диагностику перед массажем на предмет определения напряжения мышц. Затягивать с диагностикой и лечением нельзя.

Дизартрия – это нарушения речи, связанные с заболеваниями нервной системы: ребенку трудно произносить целые слова. Без коррекции, в дальнейшем появляются трудности с чтением, письмом. Построение предложений вызывает затруднение. Заболевание встречается у пяти процентов детей. Произношение затрудняется из-за малоподвижности нёба, языка, губ.

Причиной заболевания является сложное протекание беременности и травмы при родах. К ним относятся:

  • Резус-конфликт беременной.
  • Гипоксия плода.
  • Преждевременные роды.
  • Токсикоз.

Нервная система плода во время вынашивания поражается из-за сложного протекания беременности. Дизартрия бывает приобретенной.

Перенесенные в грудном возрасте болезни вызывают отклонения в развитии речи. К ним относятся:

  • Инфекции головного мозга.
  • Травмы головы.
  • Гидроцефалия.

Риск появления дизартрии после болезни повышается. Состояние ребенка контролируется родителями и педиатром. Первые симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте. К ним относятся:

  • Тихий голос.
  • Сбивчивый темп речи.
  • Невнятное произношение звуков.
  • Сбивчивое дыхание.
  • Не эмоциональность ребенка.
  • Спазм или гипотония мышц языка.

Младенец с дизартрией не произносит звуки, характерные для его возраста. Отсутствует лепет, сосание дается с трудом. Малыш часто давится, срыгивает.

После выявления болезни назначается логопедический массаж. Он помогает изменить произношение звуков и исправить речевые ошибки. Дефектологом подбирается массажный комплекс мероприятий для нормализации моторики органов речи и восстановления глотания. С помощью массажных процедур возбуждают комбинированные мышцы с маленькой сократительной способностью.

Логомассаж оказывает общее оздоровительное действие на организм, а не только устраняет речевые дефекты. Массажист активизирует нервную и мышечную системы, повышая их рабочую отдачу.

Коррекционное массирование при дизартрии делится на два вида:

  • Точечный. Воздействию подвергаются определенные биологические точки.
  • Сегментраный. Проводится рядом с проблемными участками.

Перед сеансом ребенка успокаивают, расслабляют, чтобы избежать стрессового состояния. Инфекционные или кожные болезни недопустимы при массаже. Терапия откладывается до выздоровления.

Массажные процедуры разделяют на периоды. Проводят до 20 сеансов через день. Затем делают перерыв на один месяц, и продолжают лечение по показаниям. Очень редко при поражении речевого аппарата количество процедур увеличивают. Начальные сеансы длятся до шести минут, а последние занимают 20 минут. Продолжительность зависит от возраста и степени дефектов речи.

Нельзя при массаже причинять боль. Насильственное массирование усугубляет болезнь. Если дети боятся и беспокоятся, то время сеанса сокращают. Применяют щадящие методики лечения. Используют технику поглаживания лицевых мышц, разминают пальцы рук. Детки адаптируются к массажным приемам и перестают чувствовать дискомфорт. Применяются отвлекающие приемы: логопед читает сказки и стихи, показывая свое хорошее расположение.

Дизартрия подразумевает проведение массирования только участков с возбужденным мышечным тонусом.

Массаж при разных формах дизартрии

Для глубокого воздействия разработали особые программы массажа при отличающихся формах заболевания.

  • Спастическая дизартрия.

Сокращение мышц увеличивается, нормализуется кровеносный ток. Используют технику поглаживания по направлению лимфатических протоков. Растирание производят точечно. Вибрацию и разминание исключают. Массирование проводится специалистом с хорошим знанием анатомии мышц.

  • Гиперкинетическая дизартрия.

Применяется техника легкого поглаживания. Перед сеансом проводят дыхательную гимнастику. Схема лечения составляется логопедом индивидуально для каждого пациента.

Тонизирующий массаж проводят для уменьшения мышечного возбуждения, создания первичных навыков произношения. Движения проводят по линии бровей и голове. Затем направление меняют – от лба до шеи и плеч. Последним этапом расслабляют мышцы вокруг губ. После проведения манипуляций приступают к тренировке языка.

Тонизирующий массаж формирует поэтапное произнесение звуков. Хорошие результаты лечения появляются на ранних стадиях коррекции.

Массаж при спазмах речевого аппарата

Дефекты произношения связаны с несовершенством нервной системы. Они проявляются невозможностью управлять челюстью и произносить слоги. Тяжелые случаи вызывает паралич лицевых мышц.

У детей появляются проблемы:

  • Нарушается процесс жевания, что связано с нарушениями систем, отвечающих за движение челюсти.
  • Из-за спазма рот приобретает неестественные формы.
  • Речь нарушается.
  • Держать рот открытым у ребенка не получается.

Производят массирование мышц, отвечающих за движение челюсти. Массируются щеки с внутренней и наружной стороны, виски, полость рта. Затем процедуры распространяются на мышцы, косвенно отвечающие за двигательную способность челюсти.

Спазмам подвержены мимические мышцы лица: на лице не отражается эмоциональное состояние. Массируются групповые мышцы рта. Методика воздействия разрабатывается специалистом с учетом степени поражения мышечных тканей.

Язык имеет уникальное мышечное строение. Из-за этой специфики массирование происходит по особому методу.

Корень языка находится глубоко и не подвергается массажному воздействию. Логопед составляет программу массирования тех мышц, которые страдают больше всего. Приемы массирования связаны с возбуждением мышц языка. Язык поворачивается дугой при чрезмерной напряженности. Прикосновения вызывают рвоту. Массаж начинают с впадины под языком. После расслабления переходят к его массированию.

Слабый тонус языковых мышц предусматривает начало массирования именно с них. После проведения манипуляций на пораженном участке, переходят к косвенным мышцам. От последовательности действий зависит результат коррекции.

Логопедический массаж рук

Доказано, что моторика рук влияет на развитие речи. Массажист стимулирует кончики пальцев, ладони. Применяют методы поглаживания и разминания. Массирование ладоней проводят с помощью шариковой ручки. Детка вращает ручку между кистями, пальцами. В конце процедуры проводят гимнастику для конечностей.

Массаж зондами

Методика массирования с помощью зондов разработана логопедом Новиковой Е.В. Зонды представляют собой приспособления для массажа языка. Всего их 8, а применяются они строго по установленной очереди. Каждое приспособление разрабатывает определенную зону. Процедура проводится при дислалии. Для этого заболевания характерен сильный дефект речи у ребенка.

Принципы использования логопедического массажа

Специалист, применяющий коррекционный метод воздействия, должен хорошо разбираться в методике массажных процедур, в физиологии и анатомии речевого аппарата, грамотно составлять программу массажных приемов. В ней учитывается состояние мышечного тонуса. На этом основании разрабатывается последовательность манипуляций. Соблюдение принципов лечения позволяет добиться восстановления произношения.

Логопедический массаж - это процедура, направленная на коррекцию произношения, улучшение тонуса мышц лица и решение проблем речевого аппарата.

Специалист, который назначает проведения логомассажа, должен обязательно предварительно обследовать ребенка на наличие различных заболеваний. И только после этого назначать курс массажа, его продолжительность и методику.

Виды массажа

Специалисты разделяют логопедический массаж на несколько основных видов:

  • Традиционный.
  • Аппаратный.
  • Зондовый.
  • Массаж Дьяковой.
  • Самомассаж.
  • Точечный.

Традиционный вид логопедического массажа выполняется с помощью легких поглаживаний и растираний. Для того, чтобы расслабить мышцы, специалист производит легкие движения, а для восстановления активного мышечного тонуса, применяются энергичные и быстрые движения.

Для аппаратного логопедического массажа характерно применение специальных приспособлений, в том числе вакуумных и вибрационных массажеров.

Зондовый логопедический массаж направлен на то, чтобы устранить проблемы с речевой моторикой. С помощью специальных зондов производится массирование языка, неба и губ.

Логопедический массаж Дьяковой представляет собой самую распространенную методику, которая разработана именно для того, чтобы устранить проблемы с речью у детей.

Самомассаж представляет собой методику, при которой ребенок самостоятельно выполняет ряд разработанных упражнений. В систему входят движения руками, языком и зубами .

Точечный массаж расслабляет лицевые мышцы, воздействуя на биологически активные мышцы.

Техника проведения массажа

Для того, чтобы логопедический массаж представлял собой эффективную процедуру, стоит особое внимание уделять губам, мягкому небу, губам и языку. Сама техника подразумевает несколько этапов:

Для того, чтобы после логопедического массажа языка был заметен эффект, необходимо пройти 10–20 сеансов.

Лоб

Начинать процедуру необходимо исключительно со лба. Сначала поглаживающими движениями обрабатывается середина лба, постепенно переходящие к височной части. Затем специалист должен переходить от бровей к верхней части. Далее, необходимо использовать специальное устройство , которое позволяет выполнять вибрационные движения.

Щеки и нос

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

После лба необходимо переходить к щекам. Процесс подразумевает разминать участок от уголков рта к вискам. Эти движения должны быть легкими и расслабляющими. После этого необходимо переходить к расслабляющим движениям по мышцам щек к крыльям носа. Носогубная складка обрабатывается к углам рта от носовых крыльев.

Рот, подбородок и шея

Губы массажируются от середины, до уголков. Одинаково проводится обработка как верхней, так и нижней губы. Затем можно переходить к подбородку. Начинать нужно с середины, постепенно переходя к его уголкам. Легкими движениями необходимо гладить и шею . Все действия направлены на то, чтобы расслабить мышцы.

Достоинства логомассажа заключаются в первую очередь в устранении проблем, которые связаны с недоразвитием речи. Кроме этого, можно выделить следующие достоинства:

Но есть и некоторые недостатки у этого метода:

  • Несмотря на то что процедура проводится в домашних условиях, ребенок на первоначальных этапах может чувствовать дискомфорт и неприятные ощущения.
  • Воздействие во время процедуры происходит только на лицевые мышцы.

Для того, чтобы ребенку снизить неприятные ощущения, необходимо позаботиться о комфортных условиях в помещении. Что исключить болезненные ощущения, массажист не должен иметь дополнительных украшений, длинных ногтей и перед началом процедуры ладоней согреть.

Манипуляции должны проводиться не ранее, чем через два часа после приема пищи. Обязательно полость рта должна быть очищена от остатков пищи и даже малейших крошек.

Для того, чтобы получить максимальный эффект и в короткий срок, процедура должна проводиться каждый день не менее чем 20 раз. При этом очень важно, чтобы срок и количество сеансов было установлено специалистом. На срок может влиять степень нарушения речи , нервное напряжение ребенка и желание его продолжать процедуры. Первый сеанс не должен длиться дольше 5–6 минут. Каждый раз продолжительность должна увеличиваться.

Для того, чтобы ребенок не боялся логомассажа, необходимо массажисту расположить малыша к себе. В домашних условиях можно начинать процедуры не лежа на массажном столе, что может вызвать страх у ребенка, а сидя. Через несколько сеансов можно малышу предложить расположиться в горизонтальное положение.

Слишком сложные формы нарушения стоит исправлять на протяжении года и более. Но срок должен устанавливать только логопед.

Для того, чтобы проводить лечение с помощью логомассажа, специалист должен обладать достаточным опытом и навыками проведения подобной процедуры. Важно, чтобы ребенок не испытывал слишком большой боли. Легкий дискомфорт при проведении процедуры должен присутствовать только на первоначальных этапах массажа. Через некоторое время такой дискомфорт должен полностью исчезнуть .

Для проведения специалист должен использовать следующие приспособления:

  1. Стерильные медицинские перчатки.
  2. Во время процедуры должна использовать маска.
  3. Массажное масло с приятным ароматом.
  4. нашатырный спирт должен быть всегда под рукой, если вдруг ребенку понадобится помощь.

Показания к проведению процедуры

Ни в коем случае, нельзя назначать логопедический массаж языка самостоятельно. Специалист назначает процедуру только после того, как будет произведено обследование всех мышц речевого аппарата. После этого обследования выявляются четкие причины появления проблем и назначается педагогическое лечение. Только после того, как никакого положительного эффекта у ребенка не наблюдается, назначается логопедический массаж.

Те дети, которые имеют серьезные проблемы с речевыми функциями, без логомассажа не обойтись. Что касается четких показаний к нему, то они следующие:

  • Звуки речи произносятся ребенком не четко.
  • Тонус мышц, которые оказывают влияние на работу артикуляции, серьезно нарушен.
  • Заикание, которое появилось на фоне невротической природы.
  • Задержка речи.
  • Появление сложности при освоении письма.
  • Непроизвольное слюноотделение.

У детей, которые посещают сеансы массажа, уже через несколько процедур можно наблюдать серьезные улучшения.

Противопоказания

Как и у любой лечебной процедуры, у массажа есть некоторые противопоказания. Нельзя проводить процедуру, если у ребенка имеются высыпания на коже, диагностируется стоматит с появлением белых язв в полости рта, лимфатические узлы имеют увеличенную форму, а также наличие грибка на коже.

Нельзя проводить процедуру, если в период процедуры ребенок проходит лечение от ОРЗ, стоматита или Конъюнктивита. Нельзя проводить массаж, если диагностируются раковые заболевания.

Вывод

Для того, чтобы логопедический массаж порадовал своим эффектом , необходимо отсутствие боязни у ребенка процедуры. Малыш должен настраиваться на то, что именно массаж поможет устранить речевые проблемы. Курс назначать должен только специалист, после проведения определенного обследования.

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.

К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:

  • наследственную генетику;
  • патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
  • протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
  • нарушение самого речевого аппарата.

Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту - логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.

Логопедический массаж для детей способствует:

  • улучшению произношения;
  • коррекции голоса;
  • снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
  • активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
  • помогает сократить время при формировании произношения.

Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность .

Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка .

Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости. В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях. В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.

Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.

Пониженный тонус

Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.

Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.

Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.

Методы проведения

  1. поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
  2. поглаживаем верх глаза;
  3. движение от носовых крыльев до уха;
  4. поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
  5. спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
  6. делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
  7. разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
  8. массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
  9. обработка складки в области губы.

Повышенный тонус

Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса. Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз. Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость .

Методы проведения

Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка .

Расслабление мышц на лице

  • поглаживание лба вдоль и поперёк;
  • поглаживание глаз;
  • поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
  • гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
  • движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
  • пощипывание в области нижней челюсти;
  • надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.

Мышечное расслабление во время массажа губ

  • поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
  • поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точки
    книзу);
  • поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
  • обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
  • надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
  • пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.

Массаж языка

Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.

Применяют при этом данную последовательность:

  • стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
  • стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
  • движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
  • похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
  • прижимаем продольные мышцы;
  • движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
  • воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.

Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.

Массаж ложками

Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.

Методика проведения:

  • При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
  • Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
  • Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
  • Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
  • Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
  • Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
  • При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
  • При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
  • Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.

Расположение во время массажа

Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.

Наилучшими считаются:

  • расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
  • проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
  • для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
  • сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.

Выполнение условий при проведении методики

Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.

Продолжительность и частота проведения

Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).

Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре . С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.

Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность . Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.

Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости . Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда - станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.

Часто именно с такой просьбой обращаются родители к логопедам в центре реабилитации. В сознании многих людей логопедический массаж обладает чудодейственным эффектом. Действительно ли логопедический массаж нужен всем детям? Будем разбираться!

Логопедический массаж — нужен всем?

Нужно понимать, что логопедический массаж — не безобидная процедура. Во-первых, он имеет противопоказания . Во-вторых, ощущения при логопедическом массаже не самые приятные . Из сказанного уже ясно, что назначать его не стоит всем подряд и «на всякий случай», а только в случае необходимости.

показан при определенных нарушениях артикуляционной моторики , то есть при нарушении подвижности мышц языка, щек, губ, а также мимических мышц.
  • дизартрия — нарушения иннервации мышц речевого аппарата у детей или взрослых (после инсульта).
  • ринолалия;
  • механическая дислалия (укороченная подъязычная связка).

Прежде, чем назначать массаж , специалист, логопед или невролог, проводит специальное обследование подвижности артикуляторных органов. А также проверяет наличие противопоказаний к проведению массажа.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • наличие судорог, судорожной готовности в анамнезе!
  • эпилепсия;
  • лихорадочное состояние;
  • острые воспалительные процессы;
  • носовые кровотечения и склонность к ним;
  • конъюнктивиты (воспаления соединительной оболоч­ки глаз);
  • различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • диатезы и другие аллергические реакции;
  • стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • герпес на губах;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • тошнота, рвота;
  • чрезмерная физическая или психическая усталость.

Сомнительные случаи назначения логопедического массажа.

Часто логопедический массаж назначают при ребенка, при моторной алалии и даже при аутизме. То есть в тех случаях, когда у ребенка нет нарушения тонуса, и вообще иннервации мышц речевого аппарата. Что в таком случае хотят скорректировать с помощью логопедического массажа — не совсем понятно.

Массаж может помочь там, где речь идет о коррекции звукопроизношения (если ребенок искажает звуки родного языка). Если речи нет, то от логомассажа ребенок не заговорит.

В случае с неговорящими детьми ссылаются на активацию посредством массажа определенных зон головного мозга, связанных с речью. Нужно понимать, что такой метод коррекции нужно воспринимать наряду с нетрадиционными методиками, например, акупунктурой.

Возможно, такой подход и принесет какую-то пользу в комплексе с другими методами. Однако, он не может применяться в качестве основного или даже одного из основных.

К сожалению не так редко логопеды делают сложным в коррекционном плане детям логопедический массаж только потому, что не очень представляют, чем действительно с ними нужно заниматься.

Особенно логопедический массаж любят в поликлиниках. Тем более, что процедура весома в глазах родителей. Из 20 минут занятия 15 бывают потрачены на массаж.

Также нецелесообразно делать логопедический массаж без следующих прямо за ним артикуляторной/мимической гимнастики или постановки звуков . Логопедический массаж позволяет подготовить артикуляторные органы для последующей работы. Например, у ребенка нарушена подвижность губ. Выполняется массаж зоны губ, после чего сразу идет пассивная и активная гимнастика для губ (необходимая для формирования уклада определенных звуков).

По аналогии с мышцами: перед основной нагрузкой идет «разогрев». Если в течение 15 занятий только разогреваться, без основной тренировки, то после такого «курса» вряд ли наступит прогресс.

Логопедический массаж — дело добровольное!

По какой-то причине ребенок может быть эмоционально не готов к проведению массажа. Например, у ребенка уже есть негативные ассоциации с любыми лечебными манипуляциями (уколы, осмотры врачей и т.п.), или малыш не хочет, чтобы незнакомая тетя залезала ему в рот. В конце концов, массаж может быть болезненным, особенно для людей с низким болевым порогом.

В таком случае логопед пытается подготовить ребенка, наладить контакт. Но если это не получается, насильно проводить массаж не стоит.

Если Вы утешаетесь тем, что 15 минут ребенок проплачет, зато будет несомненный эффект для речи, то смею Вас заверить, что будет в точности наоборот. Пользы точно не будет, а вот вред может быть разным: еще большее недоверие к родителям, логопедам и занятиям.

Чтобы логопедический массаж принес пользу ребенку, он не должен выполняться против его воли! Ни при каких условиях! Если ребенок сопротивляется, он напрягается, а значит проведение массажа качественно невозможно.

Массаж чудодейственный

Всегда есть соблазн поиска «волшебной кнопки», при нажатии на которую у ребенка пропадут все проблемы с речью (а еще хорошо бы и в поведении, и со здоровьем…). Логопедический массаж может оказать нам хорошую помощь, но это всего лишь один из инструментов, который хорошо сработает при правильном применении, и не «соло», а в комплексе с другими методами развития речи .

Ведь часто в том, что речь ребенка малопонятна для окружающих виновато не только нарушение подвижности артикуляторных органов . Одновременно с этим может наблюдаться и недоразвитие фонематического слуха, и нарушения слоговой структуры слова, и грамматического строя речи.

Поэтому так важен системный подход к коррекции речевого и общего развития!

Если проблемы с тонусом артикуляторных органов у ребенка ярко выражены, возможно, стоит дополнить логопедический массаж массажем общим, направленным на нормализацию общего тонуса мышц.

Если Вашему ребенку назначен логопедический массаж…

Постарайтесь подробно узнать, почему массаж назначен (что именно сейчас не получается у ребенка в плане артикуляции — подъем языка, вытягивание губ в трубочку и т.д.), для чего (чего конкретно хотим достичь с помощью массажа), какой массаж будет выполняться (расслабляющий или активирующий), будет ли он сопровождаться артикуляторной гимнастикой и/или постановкой конкретных звуков.

Если массаж назначен не для решения конкретных задач, от процедуры лучше отказаться. Даже если она бесплатна. И потратить освободившееся время на более нужные для развития речи Вашего ребенка занятия.

Также убедитесь в том, что специалист не пропустил наличие каких-то из вышеперечисленных противопоказаний у ребенка.

Если же назначение логомассажа целесообразно, и он будет проводиться квалифицированным логопедом, прислушайтесь к его рекомендациям. Возможно, Вам необходимо будет дублировать определенные упражнения из артикуляторной гимнастики дома.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!