Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Космодром восточный — цифры, факты, скандалы, преимущества и недостатки. Российские космодромы – путь к звездам

Исторически человечество всегда присматривались к небу и интересовалось различными небесными телами. Существуют легенды о том, что якобы первые люди побывали в космосе еще в древние времена, однако документально это ничем не подтверждено. Зато весь мир испытал удивление и радость, когда в 1961 году советский офицер Юрий Гагарин побывал в космосе и затем вернулся на Землю.

Первый пуск советского космического корабля произошел с секретного объекта под названием космодром Байконур. В этой статье мы с вами рассмотрим не только названную стартовую площадку, но и другие значимые места.

Первооткрыватель

«Научно-исследовательский испытательный полигон» - именно такое название носил проект, утверждённый Генштабом Министерства обороны СССР в 1955 году. Впоследствии это место стало называться космодром Байконур.

Данный объект расположен в Кызылординской области на территории Казахстана, неподалеку от поселка Торетам. Площадь его составляет около 6 717 кв. км. И уже много лет первый космодром мира считается одним из лидеров в своей отрасли по числу пусков. Так, например, в 2015 году с него было выведено на орбиту Земли 18 ракет. Названный полигон для осуществления космических стартов арендуется Россией у Казахстана до 2050 года. На эксплуатацию объекта тратится около 6 млрд российских рублей в год.

Уровень секретности

Все космодромы мира - звездные гавани, которые охраняются самым тщательным образом, и Байконур в этом плане - не исключение.

Так, строительство космического порта сопровождалось возведением ложного космодрома вблизи поселка Байконур. Такая тактика применялась и во время Второй мировой войны, когда военные строили ложные аэродромы с муляжами техники.

Непосредственно строительством космодрома занимались солдаты и офицеры стройбата. Если говорить кратко, то они совершили настоящий трудовой подвиг, поскольку смогли за два года возвести стартовую площадку.

Проблемы дня сегодняшнего

Сегодня для легендарного космодрома настали довольно тяжелые времена. Точкой отсчёта возникновения проблем можно считать 2009 год, когда его покинули военные, и объект перешёл полностью под юрисдикцию Роскосмоса. А все потому, что вместе с военными космодром потерял и довольно серьёзную сумму денег, которая ранее выделялась на обучение и испытания.

Конечно, пуск ракет со спутниками также приносит деньги, однако в наши дни это делается не так часто, как было раньше, когда ракеты взлетали практически каждую неделю. Тем не менее космодром все равно остается признанными мировым лидером в области космических стартов.

Российский гигант

Но все же, рассматривая космодромы мира, будет несправедливо не уделить внимание другим подобным объектам, один из которых расположен на территории Российской Федерации. Технические возможности и вложенные в его постройку и развитие деньги позволяют ему запускать и выводить на земную орбиту множество спутников и космических станций.

Космодром Плесецк - российская космическая гавань, расположенная в 180 километрах от Архангельска. Размеры объекта равняются 176 200 гектарам.

Космодром Плесецк по своей сути представляет особой достаточно сложный научно-технический комплекс, который предназначен как для выполнения военных задач, так и для использования в мирных целях.

В состав космодрома входит множество объектов:

  1. Комплексы для старта ракет-носителей.
  2. Технические комплексы (осуществляют подготовку ракет и прочих космических аппаратов).
  3. Станция заправочно-нейтрализационная многофункциональная. С ее помощью заправляют ракеты-носители, разгонные блоки.
  4. Почти 1500 зданий и сооружений.
  5. 237 объектов, обеспечивающих энергией весь космодром.

Дальневосточная площадка

Одним из новейших космодромов в России является Восточный, который расположился неподалеку от города Циолковского в Амурской области (Дальний Восток). Гавань используется исключительно в гражданских целях.

Возведение объекта началось ее в 2012 году и активно сопровождалось различными коррупционными скандалами и забастовками рабочих по причине невыплат зарплат.

Первый запуск с космодрома Восточный состоялся относительно недавно - 28 апреля 2016 года. Старт позволил вывести на орбиту три искусственных спутника. При этом на площадке в момент запуска носителей присутствовал лично Президент РФ Владимир Путин, а также вице-премьер России Дмитрий Рогозин и глава кремлевской администрации Сергей Иванов.

Следует отметить, что успешный запуск с космодрома Восточный был осуществлен лишь со второй попытки. Изначально планировалось ракету-носитель «Союз 2.1А» запустить 27 апреля, однако буквально за полторы минуты до старта автоматическая система отменила его. Руководство Роскосмоса данный инцидент объяснило аварийным сбоем в работе системы управления, в результате чего старт был перенесен на сутки.

Перечень основных космодромов планеты

Ныне существующие космодромы мира ранжируются по дате своего первого орбитального запуска (или его попытки), а также по количеству удачных и провальных запусков. Список их в настоящее время выглядит так:

Данная площадка для стартов впервые отправила ракету в космос 9 апреля 1968 года. Важно отметить, что космодром расположился буквально в пяти сотнях километров от экваториальной линии, что позволяет максимально эффективно запускать летательные аппараты на нашей Земли. Кроме того, географическое положение космического порта таково, что угол запуска всегда равен 102 градусам, а этот показатель значительно расширяет диапазон траекторий пусков объектов, применяемых для разнообразных задач.

Эффективность стартовой площадки настолько высока, что к ней было привлечено внимание множества корпоративных клиентов из многих стран мира: США, Канады, Японии, Бразилии, Индии, Азербайджана.

В 2015 году инвестировало свыше 1,6 млрд евро в модернизацию инфраструктуры космодрома. Также отдельного внимания заслуживает высокий уровень безопасности объекта. Космическая гавань расположена на территории, которая густо покрыта экваториальными лесами. При этом сам департамент слабо заселен. Помимо этого, отсутствует риск возникновения даже слабейших землетрясений или ураганов. Для обеспечения максимальной защиты от внешнего нападения на космодроме расположился 3-й полк Иностранного легиона (Франция).

Совместный проект

Стартовая платформа «Одиссей» является, по сути, огромным самоходным, полупогружаемым катамараном. Объект был построен в Норвегии на базе нефтедобывающей платформы. В состав описываемого мобильного космодрома входят:

  • стартовый стол;
  • установщик ракеты;
  • системы заправки горючим и окислителем;
  • система термостатирования;
  • система обеспечения азотом;
  • кабель-мачта.

Морская космическая пусковая установка обслуживается персоналом в количестве 68 человек. Для них построены жилые помещения, медицинский пункт и столовая.

Базируется платформа в порту Лонг-Бич, штат Калифорния (юго-запад США). В данное место своего постоянного дислоцирования промышленный гигант космической отрасли прибыл своим ходом, пройдя путь через Гибралтарский пролив, Суэцкий канал и Сингапур.

Заключение

Напоследок хотелось бы отметить, что все существующие сегодня космодромы мира позволяют человечеству активно развиваться и осваивать космос. С помощью площадок для выведения аппаратов на орбиту Земли осуществляется множество различных действий гражданского и военного направления.

Человечество активно осваивает ближний и дальний космос. Обслуживание Международной космической станции, функционирование спутниковой системы навигации, орбитальные и межпланетные научно-исследовательские программы - все это требует регулярных запусков космических аппаратов. На сегодняшний день в мире несколько стран, имеющих собственные площадки для запусков. Крупнейшие из них: Россия, США, ЕС, Китай, Индия, Бразилия, Япония и Иран. Но все ли страны находятся в одинаковых «стартовых» условиях?

Оказывается, нет. И речь идет не о разных материальных и технических возможностях космических держав. Все дело в географическом расположении точки запуска. Интересно, что самое выгодное место для пуска ракет, с точки зрения экономии топлива и веса полезного груза, находится на экваторе Земли. Ракета, стартующая на 0 широте или в максимальной близости к ней, наиболее полно использует энергию вращения нашей планеты вокруг своей оси. Можно сказать, что создается эффект «попутного ветра», когда к скорости ракеты добавляется скорость вращения планеты. Этот эффект уменьшается при продвижении на север или юг от экватора. По подсчетам специалистов, ракета, стартующая с экватора, экономит до 10% топлива по сравнению с ракетами, запущенными в средних широтах. В сравнении с более высокими широтами этот показатель еще выше. А если требуется меньше топлива, то освободившееся место можно занять полезным грузом. Получается, что старты с экватора не только экономят средства, но и увеличивают грузоподъемность ракеты.

Другим немаловажным фактом, влияющим на выбор местоположения для строительства будущего космодрома, является подходящая территория, на которую будут падать отделяющиеся ступени ракет-носителей. Ракеты запускаются в восточном направлении, а отделяющиеся части в несколько этапов приземляются на расстоянии от 300 до 2000 километров от космодромов. Это довольно щекотливый момент, связанный с загрязнением окружающей среды и с безопасностью проживающего там населения. Поэтому самым удобным местом считается точка, при запуске с которой ступени ракеты будут падать в океан. Другим приемлемым вариантом при отсутствии океана является собственная территория суши, главное, чтобы не соседнее государство.

Одной из наиболее удобных площадок для запусков по этим параметрам считается космодром Куру, с координатами 5°14′21″ северной широты. Он расположен во французской колонии Гвиане, на восточном побережье Южной Америки, в непосредственной близости к экватору, а к востоку от него простирается бескрайний Атлантический океан, хранящий в себе отделяющиеся части ракет. В основном оттуда запускают свои ракеты Европейское Космическое Агентство и Франция. Недалеко от него, также на побережье, расположен бразильский космодром Алкантара с координатами 2°21′54″ южной широты. А вот американский космодром Мыс Канаверал расположен уже на некотором удалении от экватора, его координаты 28°29′20″ северной широты. У США есть еще 5 космодромов, самый удобный из которых расположен на Маршалловых островах в Тихом океане с координатами 8°59′58″ северной широты.


Довольно интересно расположение итальянского космодрома Сан-Марко. Эта европейская страна оборудовала для себя космодром на двух соединенных нефтяных платформах у восточных берегов Африки, в заливе Формоза. Это территориальные воды Кении. Все эти сложности и удаленность от Италии с лихвой компенсируются выгодным расположением: всего 2°56′27″ южной широты и бескрайний океан на востоке. Хорошими позициями обладает также индийский космодром Шрихарикота, расположенный на 13°43′12″ северной широты и океаническом побережье. Китай, Иран и Япония обладают средними позициями с точки зрения географического преимущества.

А вот кому приходится тяжелее всех при выводе ракет на орбиту, так это России, стартовые площадки которой имеют одни из худших позиций ввиду ее северного местоположения. Ближайший к экватору космодром, с которого Россия осуществляет регулярные запуски, это Байконур с координатами 45°57′58″ северной широты. Расположен он на территории Казахстана, а отработанные ступени приземляются на территории Казахстана и России. Новый космодром Восточный в Амурской области еще севернее и находится на 51°53′04″ северной широты, правда ступени частично будут падать в море. А вот российский космодром Плесецк является самым северным в мире и расположен на 62°57′36″ северной широты.

Конечно, когда дело доходит до выбора места расположения нового полигона, во внимание берутся не только факторы географического удобства, но и безопасность будущего объекта, инфраструктура региона, а также ряд других параметров. Но сегодня, когда космические запуски приобретают массовый характер, игроки на рынке коммерческих космических запусков и государственные корпорации ищут пути наиболее дешевых и удобных площадок, перемещаясь в океан и к экватору.

Интерес к освоению космоса сегодня растет не только у общества, но и у крупных государств и организаций. Россия не выбивается из общей тенденции - 27 апреля 2016 года вводятся в эксплуатацию первые комплексы нового космодрома Восточный. (UPD: 28 апреля 2016 года в то же время, запуск перенесен на сутки из-за технических причин) Его стоимость, по данным ТАСС, в фазе полной готовности достигнет 300–400 миллиардов рублей. Но для чего нужен столь дорогостоящий объект, и что сможет он дать России и всему миру? Сегодня мы разберемся в основах космодромостроения.

В космических полетах, как и в физике вообще, большую роль играют точные цифры: именно они определяют, как и что будет функционировать. Однако когда звезды и регулируются самостоятельно, космонавтика всецело зависит от человека. Выверенность действий и надежность конструкций космических аппаратов и вспомогательных средств значат не меньше, чем понимание физических законов. Особенно это касается космодрома, стартовой точки любого космического запуска - после возведения его нельзя изменить в корне, а тем более переместить.

Что же собой представляет космодром Восточный? Мы собрали основные его параметры:

Координаты Восточного

Космодром расположен по 51° 49′ 0″ северной широты, 128° 15′ 0″ восточной долготы. Наверняка вы обратили внимание на точность координат до минут - целые цифры позволяют ускорить расчеты траекторий ракет. Вместе с тем отклонение космодрома от экватора очень большое. Это очень важный параметр для космонавтики, влияние которого на Восточный мы рассмотрим дальше.

Общая площадь космодрома

Космодром занимает около 700 квадратных километров, вся территория - 1035 км 2 .Сюда входят не только «рабочие» постройки Восточного, но и инфраструктура, жилые помещения для рабочих, склады и т.д.
Панорамы космодрома

Пусковые комплексы

Космодром оборудован стартовыми столами сразу для двух типов космических устройств: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелых ракет «Ангара». Именно ракета «Союз» торжественно откроет космодром; пусковой стол для «Ангары» будет возведен позже. К слову, последние способны выводить на околоземную орбиту пилотируемые космические аппараты, превращая тем самым Восточный в новый центр космонавтики.

Вторичные постройки

Как и все другие космодромы, Восточный должен быть оборудован всем для сборки и заправки ракет. Поэтому вместе со стартовыми установками строятся заводы для производства азота, кислорода и водорода, ангары для монтажа и тестирования космических аппаратов, комплексы подготовки и размещения космонавтов, а также очистные и водозаборные установки.

Управление

Настоящее сердце космодрома - это не стартовые столы и космические аппараты, а командный центр и комплекс измерительных средств. 67 километров кабеля позволяют дистанционно управлять всеми этапами подготовки и запуском ракеты - но это далеко не единственная функция центра. Он содержит наборы радиолокаторов, устройств связи и обсервационных устройств для того, чтобы отслеживать и управлять запущенной ракетой, а также помогать другим космодромам выполнять их задачи.

Инфраструктура

Космодром - это не только важный научный и коммерческий объект, но и социальный центр. Всем работникам Восточного, от космонавтов до разнорабочих, нужно где-то жить, питаться, развлекаться и поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Нужны магазины, больницы, спортзалы, жилые дома, кинотеатры и еще больше людей, которые будут работать в сфере обслуживания. Это требует постройки целого города - поселок Углегорск рядом с космодромом, будет расширен и усовершенствован с расчёта на проживание 12 тысяч человек. В 2015 году город переименовали в Циолковский - в честь Константина Циолковского, основоположника советского ракетостроения.

Кроме постройки города для персонала, космодрому нужны транспортные каналы - только самолеты и железная дорога могут доставлять компоненты космических аппаратов и ракетное топливо к месту запуска. До постройки Восточного Циолковский был отдален от Транссибирской магистрали на 5 километров, но теперь проложат отдельную ветку и вдобавок соорудят большой аэродром.

Плюсы и минусы космодрома

Те, кто уже давно интересуются космонавтикой, знают одно из базовых правил - для максимальной эффективности ракеты надо запускать как можно ближе к экватору и в сторону направления вращения . Используя собственное движение планеты, можно сэкономить топливо и вывести на орбиту массу позначительней - экваториальный «бонус» составляет около 1600 километров в час, что достаточно-таки серьезно. Перемещение места пуска на север или юг от экватора уменьшает ускорение от Земли, а на полюсе его совсем нет.

Как уже было сказано, космодром Восточный находится далеко на север от экватора, что усложняет запуск ракет оттуда. Что же заставило государство строить космодром в таком месте? Чтобы дать ответ на этот вопрос, стоит узнать немного больше об истории космонавтики, в отдельности русской.

Немного предыстории

Хотя теоретически ракеты надо запускать на экваторе и против вектора вращения Земли, в реальности этому есть одно серьезное препятствие - имя ему политика. С тех пор как у сверхдержав появились межконтинентальные ракеты и радары для отслеживания ракет противника, космонавтам приходится оглядываться на геополитический аспект дела. Так, в СССР не могли запускать космические ракеты с Дальнего Востока - они летели бы на восток, в сторону США, что могло поднять немалую шумиху. Времена Холодной войны уже прошли, однако политика до сих пор вставляет палки в колеса освоения космоса. По сегодняшний день Израилю из-за напряженных отношений с соседями ракеты приходится запускать вообще «наоборот», не используя, а преодолевая вращение планеты.

Кроме того, ракета оставляет свой отпечаток на - отработанные ступени и обтекатели не только засоряют орбиту, но и падают на Землю по траектории движения ракеты. Соответственно, при строительстве космодрома нужно заранее рассчитать, куда будет падать массивный и взрывоопасный мусор. Американцам тут особенно повезло - их знаменитый мыс Канаверал находится на юге, да и на востоке от него лежит океан, куда можно безопасно «ронять» куски ракет.

Но вернемся к России. Из-за вышеперечисленных проблем главным советским космодромом стал Плесецк - хотя его широта составляет 63°, что еще севернее возводящегося ныне Восточного, он находится в западной стороне России. Это решило сразу целый ряд проблем: можно было не только совершить вывод ракеты на орбиту над необитаемой территорией России, но и приземлять ее части там, где можно их собрать - в частности на полигоне Кура, что на Камчатке.

Но из-за северного расположения Плесецка с него лучше всего отправлять аппараты на полярную орбиту Земли или же совершать суборбитальные запуски. Вывод ракеты на геостационарную орбиту, которая находится на большой высоте, а тем более дальние полеты требуют более южного размещения космодрома. Поэтому со временем был сооружен космодром в Байконуре, на территории современного Казахстана. Хотя в советские времена он уступал первенство по запуску Плесецку, с ростом коммерческой популярности геостационарных спутников главным космодромом российских аппаратов стал именно он.

Однако и Байконур заимел свои негативные стороны. Отправлять ракеты строго параллельно экватору с него было невозможно с самого начала - части ракет-носителей падали бы на Китай. Имеют место и климатические трудности - хотя на юге стоит преимущественно солнечная и безоблачная погода, необходимая для первого этапа наблюдения за запущенной ракетой, сильные ветры усложняют установку ракет, особенно массивных. А в современный период стала опять мешать политика - власти Казахстана уже не раз давали запрет на старт космических аппаратов перед самым запуском. Все эти факторы стали причинами для постройки нового космодрома.

Преимущества и недостатки Восточного

Итак, в современный период уже не приходится бояться, что США спутает обычную ракету с ядерной - поэтому можно использовать преимущества Дальнего Востока России. Кроме целого Тихого Океана и необитаемых просторов тайги для приземления отработанных ступеней ракет, строителей подкупает благосклонный к космонавтике климат. На местности, где располагается космодром Восточный, солнечная погода царит больше 84% всего года, а дождь и снег редки. Также новый космодром будут меньше беспокоить сильные ветры - тут они бывают только во второй половине весны.

Однако есть и свои недостатки. Кроме отдаления от экватора, которое уменьшит итоговую полезную нагрузку ракет, создает свои трудности новое расположение космодрома. Некоторые минусы скрываются даже в преимуществах. Например, при отклонении ракеты от курса или при запуске на полярную орбиту, обломки и ступени будут падать в леса, что не принесет моментального ущерба населению и инфраструктуре региона. Но это легко может вызвать таежные . Они и так доставляют немало неприятностей на востоке - а разогнанный взрывом ракетного топлива, лесной пожар может стать настоящей катастрофой.

Еще одним минусом космодрома Восточный является его отдаление от центров производства ракет и космических аппаратов России. Конечно, строятся аэродромы и железнодорожные ветки - но это увеличивает как стоимость самого космодрома, так и издержки на транспортировку. Отдельные детали придется везти больше 5 тысяч километров! Что правда, это решается реструктуризацией производства - так, сборку новых ракет «Ангара» специально для Восточного перенесут в Омск.

Будущее космодрома Восточный

Главные модули космодрома уже построены, и на данный момент ведется подготовка к первому запуску. К 2020 году планируют достроить всю оставшуюся инфраструктуру, а также ввести в строй стартовый стол для ракет «Ангара». Все направлено на то, чтобы показать серьезность проекта космодрома - так, во время первого запуска ракета выведет на орбиту сразу три спутника.

Макеты ракет семейства «Ангара»

Будет ли космодром Восточный успешен, и сможет ли он заменить полностью Байконур? Насчет последнего можно уверенно сказать нет - ряд проектов в которых участвует Роскосмос, вроде , привязаны к Байконуру, да и сверхмассивные грузы отправлять в космос пока можно только с Казахстана. Однако ракеты «Ангара» еще не успели показать себя в деле, а аренда Байконура длится аж до 2050 года - за этот срок может многое измениться.

Единственное, что заставляет волноваться - это история космодрома Свободный. Он находится совсем рядом с Восточным, и его также строили с оглядкой на замещение Байконура. Но с 1997 года с него запустили только 5 ракет, а в 2007 он вовсе перестал функционировать. Повторит ли Восточный судьбу предшественника? Время покажет.

April 12th, 2015

2 июня 1955 года проект строительства «Научно-исследовательского испытательного полигона № 5» (НИИП-5) был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР. Этот день считается днем рождения комплекса «Байконур» который включает в себя город и космодром.

Как возникло это название? Космодром так назвали по имени ближайшего города? Или новый построенный город назвали по имени космодрома?

Оказывается, в самом начале истории города и космодрома ни один и ни второй не назывались Байконуром …

Из воспоминаний В.А.Скробана: «Место, в котором я служил, закрытый город Ленинск, и космодром в его окрестностях в казахской пустыне Тюра-Там называли Байконуром неофициально, из соображений секретности. Мы знали, что на самом деле Байконур — это глухая деревушка севернее, в которой нет никакого космодрома. Надо было, чтобы враги Родины думали, что запуски ракет производятся там, чтобы отвлечь внимание от космодрома настоящего».

Представляете! У меня не укладывалось в голове, как это легендарное название оказалось «пустышкой»!» Если вы начнете искать на эту тему информацию, то не найдете абсолютно НИ-ЧЕ-ГО! И вот почему:

«12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона. Этот полигон предназначался для проведения испытаний ракетной техники, способной как доставлять ядерные заряды на огромные расстояния (в частности до США), так и для исследования космического пространства, о чем человечество мечтало с давних времен. Расположение космодрома было выбрано не случайно. Удаленность от больших трасс и ж/д путей, удаленность от границы. С точки зрения климата этот район для стартов ракет благоприятен — более 300 солнечных дней в году, мало осадков, низкая влажность, короткая зима. Место для космодрома было выбрано из трех вариантов — Северокавказского, Дальневосточного и Казахстанского. Размещение космодрома южнее было нежелательным из-за расположения трасс и основных полей падения отработанных ступеней в Китае или густонаселенных районах Средней Азии. Территория космодрома и сопутствующих ему служб оказалась в излучине Сырдарьи, посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ордынской области — Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там. Естественно, что все У-2, пролетавшие над Казахстаном, включая самолет Пауэрса, тщательно фотографировали гигантское строительство реального объекта.

Для обеспечения секретности объекта было начато строительство мнимого космодрома. На северных отрогах хребта Алатау в Казахстане есть поселок Бойконыр или, по-русски, Байконур. В начале 50-х годов с большими трудностями туда завезли лесоматериалы и возвели из них макет стартовых устройств космодрома. Как это было во время войны, когда для отвлечения бомбардировочной авиации противника строили ложные аэродромы с фанерными муляжами самолетов. Ни дорог, ни источников водо- и электроснабжения там не было. То есть и прятать было нечего. Американские разведывательные самолеты Байконур вниманием не жаловали. Тем не менее, «космодром» на Байконуре охраняли вплоть до начала 70-х годов. Все сообщения в советской печати о запусках спутников местом запуска указывали Байконур. Постепенно это название стало ассоциироваться с настоящим космодромом. Хотя, «чтоб никто не догадался», этот настоящий космодром и район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года военными строителями под руководством Г. М. Шубникова. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сырдарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона и создана войсковая часть 11284 - штаб полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название «Заря». В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона - «Москва-400, в/ч №…».

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название «Деревянный городок». Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название «Десятая площадка» (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок «Заря» (впоследствии - п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес - «Кзыл-Орда-50» (позднее он был сменён на «Ташкент-90», который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР посёлку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся «Заря», присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке Ленинский проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами («сталинского» типа с высокими потолками) в границах улиц Осташева - Коммунальная - Носова - Ленина, Носова - Коммунальная - Шубникова - Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

Жилой город получил вполне официальное название «Ленинск» и уже намного позже в конце 90-х годов ему было присвоено его сегодняшнее имя. В связи с чем на карте Казахстана появился второй Байконур. А 5-й НИИП получил открытое название «Космодром Байконур» (для публикаций в прессе и т. п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю. А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года, в этот день космодрому было вручено Боевое знамя.

Байконур из космоса.

Вот делится своими воспоминаниями заслуженный строитель России, прораб легендарного «Гагаринского старта» полковник в отставке Сергей Алексеенко.

Сергей Андреевич, понятно, засекреченность строительства космодрома была страшная. Но вы-то, военные строители, знали, что возводили?

Нет. Знали только, что минобороны создает ракетную базу для защиты своих рубежей, нанесения ответного ядерного удара по США в случае войны. В легендах прикрытия Генштаба она имела название «Стадион». Первые строители прибыли на станцию Тюра-Там в январе 1955 года. Но лишь в сентябре начались работы по рытью котлована под первый старт. Техники поначалу не хватало: каких-то пять скреперов, два бульдозера, столько же экскаваторов, пять самосвалов. Все. И это, чтобы за считанные месяцы вынуть из котлована глубиной 50 метров более одного миллиона кубометров породы! Все равно, что Азовское море вычерпывать ложкой.

А тут еще с глубины полтора-два метра пошел не песок, а ломовые глины, которые не брал ни один ковш. Попробовали рыхлить отбойными молотками — бесполезно. Зато разные представители из инстанций, глядя в чертежи, удивлялись «безделью и лености» тогдашнего прораба. И так довели его, что он, разочарованный в своих способностях «выкопать какую-то яму», слег в больницу. Я тогда работал на других объектах. Помню, еще подумал: не дай бог попасть на котлован. И как сглазил: с января 1956 года меня назначили прорабом на первый космический старт. Так что начал Байконур с нуля и прошел всю стройку. До подписания акта сдачи «Гагаринского комплекса», а потом и прочих в эксплуатацию.

- С Главным конструктором встречались часто?

Конечно. Мы общались очень тесно. Настолько, что некоторые даже окрестили меня чуть ли не «придворным» прорабом Сергея Павловича Королева: по его командам я выполнял работы в действующем монтажно-испытательном комплексе, на старте и т.д.

- Крутой нрав Королева доводилось испытать на себе?

Он меня схватил за грудки уже в самую первую встречу. Кстати, его фамилию из-за конспирации не называли, просто сказали: «С вами встретится Главный конструктор». А встретиться нужно было срочно. Мы провели серию мелких взрывов и вдруг вышли на водяной горизонт. Как оказалось, чертежи проектного института были подготовлены без данных по гидрогеологии. Я предложил остановиться и начать устройство фундаментной плиты на достигнутой глубине. Но нужно было «добро» заказчика.

Однако Сергей Павлович буквально стал трясти перед моим носом кулаком: «Нет, ты мне выкопаешь котлован строго по проекту или будешь мыть золото очень далеко отсюда!» Я в сердцах бросил: «Далась вам эта глубина. Метр больше, метр меньше — какая разница?» Королев выругался и уже спокойно сказал: «Я с этим не могу согласиться. Ракетная струя должна иметь длину свободного пробега не меньше половины высоты стартующей ракеты. В противном случае ракета не сойдет со старта или, сойдя, упадет рядом. Поэтому прошу: сделай все по проекту!» Вот тогда я впервые понял, что все-таки мы строим. Потом трения с Королевым, конечно, были, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Взаимопонимание было полным.

- И как же удалось выполнить просьбу Сергея Павловича, не затопив котлован?

Все просчитали и сделали два мощных взрыва, чтобы отжать воду и выбрать породу «по суху» до нужной отметки. Драматизм в чем был? Взрывать-то нам «сверху» запретили. Но выхода иного мы не видели. Действовали на свой страх и риск. Я присутствовал при разговоре начальника строительства космодрома Георгия Шубникова и главного инженера Главка минобороны Михаила Григоренко: мол, если что случится, Алексеенко в тюрьму сажать не будем, но одну звездочку с него снимем, понизим в звании.

Первые шурфы бурили ночью, а на день их маскировали бугорком земли. Чтобы проверяющие ничего не заподозрили. Первый взрыв назначили на 5 утра. А за пять минут до него подходит ко мне бригадир подрывников: «Может, не будем рвать,а? Ну ее к черту, эту яму — пусть стоит недокопанная». Я погрозил ему пальцем и показал на часы. А потом рванули 20 тонн взрывчатки. Первым подошел к краю котлована бригадир. Как закричит: «Молодец, прораб! Никакой воды. Утерли мы нос академикам-контролерам!»

- Вы строили не только космодром Байконур, но и потом Плесецк. Где было сложнее?

Мне кажется, условия строительства Байконура были идеальными по сравнению с условиями Плесецка. Казахстанский климат прекрасный для жизни и строительных работ. А в Плесецке? Тайга, бездорожье и тучи комаров.

- А какая из встреч с Сергеем Павловичем запомнилась вам особенно?

За год до его смерти. Я тогда работал в минобороны и в тот день пришел на прием с бумагами к Михаилу Георгиевичу Григоренко, который уже был начальником Главка. И вдруг в приемную заходит Королев. Пожал руку: «Что ты тут делаешь?» Рассказал про «лунник». «Это же моя самая лучшая программа» — весело говорит он. А меня тогда мучили проблемы, связанные с подготовкой стартового комплекса для ракеты Н-1, который проектировался мелко заглубленным, так называемым «трехлепестковым». «Вы разрешали сокращать глубины более поздних «гагаринских» стартов?» — быстро задаю вопрос. «Нет». Спрашиваю про сам старт. «Его проект еще не видел», — отвечает. «Сергей Павлович, вы знаете, что с трехлепесткового старта ракета не пойдет? Мы проверили на макете», — тороплюсь я. «Что надо делать?» — «Запроектировать новый старт по типу «гагаринского» или делать пусковой стакан, как на шахтных вариантах». — «Хорошо, — подводит итог Королев. — Я вызову Бармина. Разберусь. Созвонимся».

Потом в кабинете с Григоренко выпили сухого грузинского вина. Сергей Павлович провозгласил тост: «Ну, що, хлопцы, побалакаем. Побажаю вам счастья!» Первым выпил и разбил бокал об пол. Как попрощался с нами.

Сергей Андреевич, почему, по вашему мнению, лунную ракету Н-1 преследовали неудачи: аварии следовали одна за другой?

Я убежден: «лунник» погиб из-за плохой газодинамики стартового сооружения. Трехлепестковый старт лунной программы Н-1, на котором настояли проектировщики, «экономично» сокращал объемы земляных работ. Но за такой «экономичностью» маскировалось отсутствие главного условия нормального старта — не было места для свободного пробега газовой струи ракеты. И она сама себя сжигала при старте.

- Правда, что Королев считал Байконур счастливым местом на земле?

Да, наряду с Одессой, Москвой и Троице-Сергиевой лаврой. Почему? При рытье котлована под «гагаринский» старт на глубине 35 метров было обнаружено древнее костровище. Несколько поленьев были уже покрыты серебристыми высолами. Мы срочно вызвали археологов из ближайшего города. Но они так и не приехали. Тогда я сложил остатки костра в ящик, а одно полено отправил в столицу. Оттуда через три месяца пришел ответ: находке 10-30 тысяч лет. Узнав об этом, Сергей Павлович резюмировал: «Самое главное, что мы строим сооружение на берегу жизни древней цивилизации, значит, это место будет счастливым и для нас». А небольшой уголек положил в спичечный коробок и унес с собой.

- Скажите, а ракетчики не чувствовали себя на космодроме «белой» костью по сравнению со строителями?

Никогда! Мы жили в равных условиях: тяжело — так всем. Полегчало — так тоже всем. Главный конструктор говорил: «Наземные стартовые сооружения — это больше, чем ракета. Ракета без них — металл, начиненный оборудованием. И потому мы к строителям относимся так же, как и к ракетчикам, ибо они вместе делают одно большое дело».

- А были в истории космодрома анекдотические случаи?

Сколько угодно. Скажем, такой. На 1957 год помощник Королева заказал цистерну спирта — 12 тонн для промывки систем и прочее. А израсходовали только 7 тонн. Что делать? Ведь знали, что Госснаб СССР на очередной год выделит не больше «расхода». Помощник вызвал бульдозер, вырыли возле цистерны яму и туда слили оставшийся спирт. Засыпали песком. Но кто-то разнюхал, разгреб песок… Черпали прямо котелками. Так на полигоне, где царил сухой закон, появилась выпивка. Правда, порядок навели быстро — остатки спирта просто-напросто выжгли. А Сергей Павлович потом еще долго вздыхал: «Вот стыд-то какой, такое добро и в землю!»

Давайте почитаем, что пишет Директор Института истории естествознания и техники РАН Батурин Ю.М.:

Жизнь в городе, конечно, была очень заманчивой для жителей окрестных посёлков, но всё же отличалась скромностью. До начала 1990-х годов там не было ни одного базара. Продукты можно было купить только в магазинах, причём основные — по талонам. Правда, летом крестьяне привозили и продавали со своих лотков овощи и фрукты. Базар появился стихийно в 1991 году, когда в магазинах абсолютно ничего не осталось. Это место первой, полузаконной тогда торговли нарекли «Полем чудес». 26 сентября 1991 года городской рынок легализовали. Общественных туалетов в городе не было вплоть до начала XXI века. На улицах лежали горы мусора. Машин было мало, они обслуживали в основном объекты космодрома, старые автобусы, именуемые в просторечии «скотовозками», ходили (довольно редко) всего по четырём маршрутам. Летом часть автобусов снимали с маршрута и направляли на перевозку жителей на дачи близ аэродрома «Крайний».

Кстати, добраться до аэродрома было трудно. Но ещё труднее — купить билет в Москву: в неделю было всего два рейса, байконурцы записывались в очередь за месяц и постоянно дежурили у единственной авиакассы. Космонавты и технические специалисты летали на Байконур и обратно специальными, не рейсовыми самолётами. Военным строителям всегда было несладко, но после распада Советского Союза условия их жизни стали и вовсе нетерпимыми: у солдат не было чистого белья, они подолгу не были в бане, даже в морозы умывались на улице ледяной водой; кормить стали и вовсе плохо.

И в феврале 1992 года произошёл бунт военных строителей. Благодаря увещеваниям местных аксакалов трагедий удалось избежать, и солдат отправили «в отпуск», из которого почти никто не вернулся, но всех оставили в покое, не стали трогать. Через год взбунтовались солдаты-ракетчики, готовившие ракету-носитель «Протон», — из-за неукомплектованности части на каждого выпадало работы втрое больше положенного. Был бунт военных строителей и в 2003 году, причём повод оказался неожиданным. Сообщения о строительстве космодрома «Восточный», на который Россия якобы собирается перевести все свои пуски, включая пилотируемые, вызвали слухи о том, что космодром «Байконур» вскоре закроют, а солдат отправят служить в Сибирь. В результате ухода военных с космодрома освобождались квартиры в городе, причём многие из них были с мебелью и вещами, поскольку контейнеров было очень мало и уезжающие бросали всё, лишь бы уехать. Брошенные квартиры тут же стали захватываться жителями ближайших аулов, которые иногда селились в них вместе с козами и другой живностью. Из пустующих квартир стали воровать сантехнику и газовые плиты.

Как говорят, по этой причине в одном из домов произошли утечка газа и взрыв, унесший 16 жизней. Общежитие, в котором селили технических специалистов, приезжавших в длительные командировки по космическим программам, за неприглядные условия жизни прозвали «Бухенвальдом». При переходе управленческих функций в городе от военных к гражданским начались неразбериха и разгул преступности. Между российской и казахстанской милицией на первых порах не было даже прямой телефонной связи.

Вода подавалась по графику даже в медицинские учреждения. ТЭЦ начали забирать у военных в начале отопительного сезона, в результате чего зимой байконурцы остались вообще без тепла и жили в туристических палатках (у кого были), поставленных прямо в квартире. Казалось, Байконур умирает. Многие специалисты покинули его навсегда. Ситуацию спас договор 1994 года, по которому Россия брала космодром в аренду у Казахстана на 20 лет (впоследствии он был продлен). На возрождение Байконура были выделены немалые деньги, но и они стали использоваться так же, как и везде в наше время: когда в городе не осталось средств на закупку хлеба, последовало странное объяснение, что они якобы ушли на закупку бельгийского мороженого, а затем — голландских сыров и шоколадных конфет.

На самом деле деньги просто прокручивали в банках.

Сегодня ситуация выправилась, и Байконур сейчас представляет собой совершенно необычный и непростой город: его мэра назначают указами сразу двух президентов — Казахстана и России. Там действуют оба законодательства — казахстанское и российское (как? — загадка, учитывая, что во многих острых моментах они расходятся). Там слаженно работают правоохранительные органы Казахстана и России, два суда, два военкомата, два загса и в ходу две валюты.

И главное — живут там и граждане России, и граждане Казахстана. Больше нет проблем с холодной и горячей водой, светом, газом, отоплением. Появились новые гостиницы, дома, больницы, скверы, школы, в которых учат и на русском, и на казахском языках, действуют спортивные клубы, построен спортивно-оздоровительный комплекс, между прочим, с 50-метровым, олимпийским бассейном. Вылили на маршруты новые автобусы, появились частные такси (в такси берут деньги с каждого пассажира, даже если они едут вместе, например семьей). Ожил Байконур и продолжает обеспечивать космические запуски. Нельзя отказать байконурцам в чувстве юмора, без которого вряд ли можно было пережить трудные времена.

Когда на въезде в город установили памятник, внизу которого изображены шахтеры, выходящие из забоя, а стелу венчает первый спутник, ему сразу дали название «Из пещеры — в космос». Некогда горком партии прикрыл огромным щитом с большими буквами «КПСС» некрасивый пустырь, а позже на улице за поворотом поставили магазинчик с большими стеклянными витринами. Буквы тут же стали расшифровывать: «Кому похмелиться — стекляшка справа». Ещё один знаменитый дом с магазинами выглядел так слева — мужская обувь, справа — женская, а посередине — винный магазин, который немедленно окрестили «Между ног». Не использовали это название только футболисты, устраивавшие на поле за магазином турнир «Первенство пятого гастронома».

Отразилась в народной топонимике Байконура и вся история — советская и мировая — времен космической эпохи. Есть там микрорайоны «Малая земля» и «Японские острова», в начале 1970-х годов другой микрорайон нарекли «Даманским».

Вот еще несколько легенд Байконура:

Черный пастух

Байконур – в переводе с казахского означает «богатая долина». Так называется та местность, в которой расположен сам космодром. У древних кочевников, живших в тех пустынных местах, была интересная легенда о Черном Пастухе, который соорудил из шкур огромную пращу, наполнил её раскаленными камнями и верблюжьим жиром и бросал эти камни во врагов, которые приближались к его становищу. Падая, горячие камни и жир поражали врагов, те же, кто уцелел, бежали в ужасе. В тех местах, куда падали камни долгое время ничего не росло, и на земле оставались выжженные отметины. Кочевники считали эту долину «пупом земли». По мнению специалистов, легенде этой больше десяти веков. Теперь же из гигантской «пращи» космодрома вылетают совсем другие «горящие камни» – спутники и ракеты. Так древняя легенда нашла свое отражение в зеркале современности.

Мещанин-вольнодумец, которого сослали на Байконур.

А был ли он? Конечно, нет. Эта газетная байка появилась в прессе в семидесятые годы и породила нешуточный отклик читателей, которые приняли её за чистую монету. «Московские губернские ведомости» якобы за 1848 г. сообщали: «Мещанина Никифора Никитина за крамольные речи о полёте на Луну сослать в киргиз-кайсацкую степь, в селение Байконур». Так пошутил один из днепропетровских читателей «Известий», который в 1974 г. взял да и прислал письмо в редакцию, в которое вложил вырезку из газеты «Днепр вечерний». Позднее, когда началась шумиха в прессе, читатель признался, что все выдумал, потому что хотел пошутить. Не было никакого мещанина. Не было никакой ссылки.

А мы с вами вспомним , и интереснейшую Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Самый известный космодром России - это Байконур. С него было произведено наибольшее количество пусков ракет-носителей. В данный момент Россия строит новый космодром "Восточный".

Сколько в мире космодромов?

Байконур - старейший космодром России и всей планеты. К тому же еще и самый крупный. Он был основан в 1955 году на территории Казахстана. После распада Советского Союза космодром арендуется российским правительством у казахской стороны. В данный момент договор аренды заключен до 2050 года.

Всего в мире существует 14 космодромов, с которых производились запуски ракет-носителей. Сама территория представляет собой комплекс сооружений, предназначенный для запуска специальных аппаратов в космос. Как правило, они занимают огромные площади и находятся на большом удалении от населенных пунктов. Ведь ступени, отделяющиеся в процессе полета, могут нанести повреждения жилым домам или соседним стартовым площадкам.

Ученые уже давно приметили, что самое выгодное месторасположение космодромов - прямо на экваторе. Таким образом, ракета-носитель экономит около 10% топлива по сравнению с ракетой, которая запускается из средних широт.

Помимо России космодромы, с которых уже запускались ракеты-носители, существуют в США, Французской Гвиане, Китае, Индии, Японии, Корейской Народной Демократической республике и Иране. Также функционирует международная стартовая платформа "Одиссей", находящаяся в Тихом океане.

№ 1 - Байконур

Крупнейший космодром России начали строить в 1955 году. Первоначально была создана специальная комиссия, которая определяла место, где появится это сооружение. Эта территория должна была соответствовать нескольким условиям. Выбирали обширный, но в тоже время малонаселенный район, поблизости должна была находиться железнодорожная магистраль. Также обязательные условия - наличие питьевой и технологической воды в больших объемах.

Рассматривались несколько вариантов. В итоге выбор остановили на Кызылординской области на территории Казахской ССР. Космодром начали строить в пустыне, неподалеку от Аральского моря, рек Сырдарья и железнодорожной ветки Москва - Ташкент. Еще одним преимуществом стала солнечная погода, которая сохраняется в этих местах около 300 дней в году. К тому же пустыня относительно недалеко от экватора.

Строительством космодрома руководил Георгий Шубников, генерал-майор инженерно-технической службы. Интересно, что для дезориентации возможного противника, помимо основного космодрома были построены несколько камуфляжных сооружений. Это ложный космодром в Карагандинской области. Он находится возле поселка Байконур. После успешного полета в космос первого человека, Юрия Гагарина, именно название Байконур закрепилось в сознании людей. В результате так сейчас называют и реальный космодром, расположенный в другом месте.

История объекта

Запуск первой ракеты с территории Байконура был произведен в 1957 году. Правда, неудачный. 21 августа впервые ракета успешно доставила условный груз с Байконура на Камчатку.

В 22.28 4 октября 1957 года началась космическая эра. Советский Союза запустил с Байконура первый в мире искусственный спутник. А в 9.07 отсюда же впервые отправился в космический полет первый человек.

На Байконуре организована масштабная инфраструктура. На космодроме 9 стартовых комплексов и 15 пусковых установок. Функционируют сразу два аэродрома, более тысячи километров автомобильных дорог, тысячи километров линий связи и электропередач.

№ 2 - космодром "Восточный"

В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о начале строительства нового объекта. Космодром "Восточный" в России начали возводить в 2012 году.

Он должен обеспечить стране независимый доступ в космос. Помимо этого он должен гарантировать выполнение всех обязательств по коммерческим и международным космическим программам, а также позволит существенно сократить затраты на содержание Байконура. В конечном счете, улучшится социально-экономическая обстановка в Амурской области, где ведется строительство.

Целым рядом преимуществ обладает территория, на которой строится космодром "Восточный. Россия получит возможность отправлять в космос ракеты, минуя густонаселенные районы страны и территории иностранных государств. Поблизости находятся автомагистрали и железная дорога, аэродромы. С появлением нового космодрома будут нейтрализованы политические риски, связанные с расположением Байконура в Казахстане.

Коррупционные скандалы

Строительство нового космодрома регулярно сопровождается скандалами. Только на первый этап было выделено более 80 миллиардов рублей, всего на строительство планируют потратить около 300 миллиардов.

При этом постоянно происходят коррупционные скандалы. Они начались еще в 2012 году, когда на "Восточном" начали бастовать рабочие, которым не выплачивали заработанную плату. Для решения этой проблемы туда был направлен вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин. В 2014 году он стал главным координатором стройки. На месте будущего космодрома с тех пор он побывал более полусотни раз.

Несмотря на это, уже к весне 2015 года задолженность по заработанной плате составляла около 150 миллионов рублей. Строители объявили бессрочную голодовку, это стало одной из главных тем общения с президентом России Владимиром Путиным по прямой линии.

На данный момент возбуждены уголовные дела по факту хищения 7,5 миллиарда рублей.

Судьба Байконура

После того как стало известно, что появится свой космодром на территории России, многих волновала судьба Байконура. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев официально признал, что государственный бюджет будет не в состоянии содержать космодром. По этой причине, Астана не будет настаивать на его передаче Россией.

В то же время очевидно, что как минимум на ближайшие годы казахстанский космодром останется главной площадкой для пуска тяжелых ракет. Даже после запуска в эксплуатацию "Восточного". Хоть и планируется, что со временем это будет главный космодром России.

Например, сверхтяжелую ракету "Ангара" на новом космодроме рассчитывают запустить не раньше 2026 года. Еще один минус новой площадки для запуска космическим ракет состоит в том, что она находится примерно на 6 градусов севернее Байконура. А ведь, чем ближе стартовая площадка к экватору, тем ниже затраты и выше эффективность.

Поэтому, наверняка, Россия не будет уходить с Байконура в ближайшие годы. На спад пойдет, разве что политизация в сотрудничестве между Москвой и Астаной, которая часто строится на том, что главный российской космодром находится на зарубежной территории.

№ 3 - космодром Плесецк

Еще один известный космодром России расположен в Плесецке. Этот космодром занимается обеспечением российских космических программ, которые связаны с оборонными функциями, а также с научными и коммерческими задачами.

Он находится в Архангельской области, почти в 200 километрах от регионального центра. Рядом пролегает Плесецкая Северная железная дорога.

Административный и жилой центр космодрома расположен в городе Мирный. Его население составляет примерно 30 000 человек.

Первый старт ракеты-носителя из Плесецка состоялся в 1966 году. После этого он выполнял функцию испытательного полигона для стратегических ракетных комплексов межконтинентальной дальности.

После 1968 года реализуются международные программы. Такую работу проводят и другие космодромы России. Плесецк, например, принимал у себя французский космический аппарат.

Трагедии в Плесецке

Многие космодромы России, список которых вы найдете в этой статье, попадали в печальную хронику происшествий с человеческими жертвами. Плесецк не стал исключением.

В 1973 году 8 человек погибли во время взрыва ракеты "Космос". Это произошло в ходе ее заправки. Еще 10 человек были госпитализированы. Один из них в результате скончался от полученных ожогов, не приходя в сознание.

В 1980 году произошла самая масштабная трагедия, унесшая жизни 48 человек. Взрыв произошел снова во время заправки. На этот раз в эпицентре происшествия оказалась ракеты "Восток" и ее спутник.

В 1987 году вспыхнул пожар в расположенной поблизости воинской части. 5 человек погибли.

В 2002 году через несколько секунд после старта взорвалась ракета "Союз". На борту был один член экипажа.

Последняя трагедия произошла в 2013 году. Двое погибли и трое были госпитализированы в ходе стандартной очистки емкости из-под ракетного топлива.

Несмотря на это Плесецк - это самый северный космодром России, на котором продолжаются пуски ракет.

№ 4 - космодром Капустин Яр

Перечисляя космодромы России, список которых присутствует в этой статье, нельзя не упомянуть Капустин Яр. Он расположен на северо-западе Астраханской области. Первоначально был построен как полигон для испытания баллистических ракет в 1946 году.

Капустин Яр часто называют "российским Розвелом". Считается, что именно здесь советские ученые исследовали инопланетные корабли. В подтверждение этой легенды существует множество телепрограмм, в которых, к примеру, подробно описывается схема расположения подземного комплекса под полигоном.

№ 5 - космодром "Свободный"

Те, кто интересуются, где в России космодромы, знают о существования не такой популярной стартовой площадки, как предыдущие, "Свободный". Он находится в Амурской области, неподалеку от города Циолковский, бывшего Углегорска.

Всего отсюда было произведено пять запусков ракет. Последний - в 2006 году. Уже 10 лет космодром не функционирует.

В 2000-х годах планировалось, что с этого космодрома будут осуществляться запуски ракетного комплекса "Стрела". Однако он не прошел государственную экологическую экспертизу. В первую очередь, из-за высокотоксичного ракетного топлива гептил. Против него, кстати, выступают и многие казахстанские общественные и экологические организации.

В конечном счете, его решено было ликвидировать в рамках масштабного сокращения вооруженных сил из-за низкой рентабельности и ликвидности. Запусков с космодрома "Свободный" производилось крайне мало, как следствие, финансирование было минимальным.

№ 6 - плавучий космодром "Морской старт"

Есть у России и свой плавучий космодром - это платформа "Морской старт". Она расположена в Тихом океане. Самый близкий к ней участок суши - остров Рождества.

С 1995 года им руководит международный консорциум. В него входят Россия и США. Первый демонстрационный спутник был запущен уже в 1999-м. Тогда же состоялся и первый коммерческий запуск ракеты-носителя.

На данный момент с космодрома "Морской старт" были отправлены 36 ракет. Причем три из них были провальными, один пуск признан частично успешным.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!