Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Конспект урока по русскому языку на тему " правописание гласных на конце наречий". Правописание наречий

Урок русского языка в 4 классе

Кучмасова О.И. Учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Тема:

Цель: знакомство с правописанием гласных –о и –а на конце наречий.

Планируемые результаты:

    предметные: знания о наречии, умение составлять алгоритм решения орфографической задачи, навык правописания гласных на конце наречий;

    метапредметные: умение анализировать и обобщать информацию; контроль собственных действий в соответствии с алгоритмом; понимание информации, представленной в виде модели; обогащение словарного запаса учащихся; осуществление оценки/самооценки действий;

    личностные: познавательный интерес к русскому языку, соблюдение культуры общения в группе со сверстниками.

Оборудование:

    проектор, компьютер, презентация;

    стенд с планом урока;

    карточки для работы в группах,

    алгоритм работы по правилу,

    треугольники /карточки для рефлексии и самооценки/,

    карточки с домашним заданием,

    солнце и тучка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Начинаем наш урок.

Прочитайте пословицу (Слайд 2 ):

Выучишь правило – выполнишь ….. задание.

Какое слово пропущено? (верно)

Какой частью речи оно является? (наречие)

В тетради запишите число и спишите пословицу. Она подскажет, чем мы сегодня займемся на уроке.

Что мы сегодня будем делать на уроке? Какие цели и задачи поставим перед собой? Сформулируйте предложения, используя глаголы (повторять, изучать, применять). (Слайд 3)

2. Планирование учебной деятельности

Исходя из вышеизложенного, давайте познакомимся с планом сегодняшнего урока (на стенде).

    Повторение: такие разные наречия

    Время открытий

    Составление алгоритма действий

    Применение нового правила

    Такие нужные наречия (составление предложений с использованием наречий)

    Подведение итогов

3. Актуализация знаний :

1) работа по карте «Город НАРЕЧИЙ» (Слайд 4)

Что мы уже знаем о наречиях?

    Наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака и признак предмета.

    Наречия отвечают на вопросы где? когда? как? зачем? в какой мере?

    Наречия образуются от качественных имен прилагательных и от формы творительного падежа имен существительных.

    Наречия не изменяются.

    Наречия примыкают к главному слову и могут пояснять глагол, имя прилагательное, реже имя существительное.

    Наречия чаще всего в предложении являются обстоятельствами, но иногда могут быть определением.

    Чаще всего наречие поясняет глагол, реже прилагательное или существительное.

К какому слову относится наречие в пословице? На какой вопрос отвечает? (Слайд5)

Каким членом предложения является слово верно в пословице?

2) работа с фразеологизмами: повторение изученных орфограмм (Слайд 6)

Замените фразеологизм наречием:

    Рукой подать (близко)

    За тридевять земель (далеко)

    Положа руку на сердце (честно)

    В два счета (легко)

    На вес золота (дорого)

Самопроверка.

Назовите, какие орфограммы встретились в словах? (правописание проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, суффикс –о на конце наречий)

4. Знакомство с темой урока: выявление места затруднений (Площадь Грамотности)

Настало время познакомиться с темой урока.

Почему часть улиц, ведущих на площадь Грамотности зеленые, а другие белые? (известные и неизвестные правила) (Слайд7)

Какие орфограммы, встречающиеся при написании наречий, мы знаем? (безударные проверяемые гласные, парные и непроизносимые согласные, правописание приставок) (Слайд 8)

А сегодня мы познакомимся еще с одним правилом. Как вы думаете, в какой части слова встретится это правило? В суффиксах или в окончаниях наречий?

Я очень надеюсь, что вы сможете раскрыть тайну правописания суффиксов наречий. (Слайд 9)

5. «Время открытий» (работа в группах по построению проекта выхода из затруднений) (Слайд 10)

Вы будете совершать свои открытия в группах по 4 человека.

Посмотрите на экран. На слайде наречия разбиты на 3 столбика. Каждая группа должна ответить на свой вопрос. В случае затруднения можно воспользоваться подсказками.

запросто

засветло

издалека

докрасна

1 группа :

(нет приставок, оканчиваются на –о)

Подсказки (1 группа)

2 группа :

(есть приставки в-, на-, за-, оканчиваются на –о)

Подсказки (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

3 группа :

(есть приставки с-, из-, до-, оканчиваются на –а)

Подсказки (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

4 группа : сух_, досух_, насух_.

Подсказки (4 группа)

5 группа : Распределить по столбикам слова дочист_, чист_, начист_. Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

Подсказки (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

6 группа :

Подсказки (6 группа)

Ответы докладчиков. (Слайды 11-17)

6. Физминутка

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали,

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись!

Как пружинки мы присели

И тихонько вместе сели.

7. Составление алгоритма действий по правилу (Слайд 18)

Давайте обобщим все сказанное и составим алгоритм действий по правилу.

От чего зависит написание суффиксов –о и –а на конце наречий? (от приставок)

Какой вопрос поможет начать рассуждать? (Есть ли у наречия приставка?)

Если у наречия нет приставки, какой суффикс надо писать? (-о)

Какой вопрос мы задаем, если у наречия есть приставка? (Какая приставка?)

Если у наречия есть приставки за-, на-, в-, какой суффикс надо писать? (-о)

Какие приставки указывают на суффикс –а? (из-, до-, с-)

/Выключить проектор!/

8. Применение правила

Работа по учебнику:

Откройте учебник на странице 68, найдите значок «Тайны языка».

Можно ли сказать, что эта тайна для нас уже раскрыта?

Давайте выполним упражнения из учебника. В случае затруднений пользуйтесь

алгоритмом на карточке.

1) с.68 упр.1 – Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (фронтальная работа с объяснением)

2) с.68 упр.2 – Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде (Слайд 19)

/Включить проектор для проверки!/

3) с. 69 упр.3 – Включение в систему знаний (работа в парах)

4) * Докажите, что вы запомнили правило. Работа в рабочей тетради на печатной основе: с.12 упр.1 – дополнить правило

9*. Составление предложений/ Рефлексия (Слайд 20)

«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной» (М.Горький)

Возьмите, пожалуйста, «волшебный» треугольник того цвета, который соответствует вашему настроению на уроке.

Допишите предложения, вставляя подходящие наречия (рефлексия). Старайтесь употреблять разные наречия, избегать слова «хорошо». Можете воспользоваться наречиями на слайде. (Слайд 21)

10. Подведение итогов

Вспомним, какие задачи ставили на урок. (Слайд 22) Достигли?

Какие пункты плана мы не выполнили?

Какую тайну открыли?

Прикрепите на доску желтые треугольники, как лучи солнца, и голубые треугольники, как капли дождя из тучки.

Посмотрите на слово известно и доверчиво. (Слайд 23) Почему они не подчиняются нашему алгоритму?

Посмотрите на улицу «Правописания суффиксов наречий». (Слайд 24) Что вы заметили? (Она еще не вся зеленая. Значит, мы еще не все знаем о правописании суффиксов наречий.)

Но об этом мы узнаем завтра… А если найдутся желающие разгадать эту тайну сегодня – я буду рада.

11. Домашнее задание (Слайд 25)

    Вставить пропущенные буквы на карточке

    (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)

    * А почему??? - Попытаться объяснить написание слов известно и доверчиво (по желанию)


«Алгоритм»


быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Правописание гласных на конце наречий

быстро вправо слева

весело налево издалека

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для групп»

1 группа

Что общего в составе слова у наречий 1-ого столбика?

2 группа

Что общего в составе слова у наречий 2-ого столбика?

_________________________________________________________

3 группа

Что общего в составе слова у наречий 3-его столбика?

_________________________________________________________

4 группа

сух_, досух_, насух_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

5 группа

Распределите по столбикам слова дочист_, чист_, начист_.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните ваш выбор.

_________________________________________________________

6 группа

Определите общее между наречиями каждого столбика.

Попробуйте предположить, когда на конце наречий пишется –о, а когда –а.

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист_треугольник 2 сторона»

Оцени свою работу на уроке

напротив утверждения.

Я знаю

Я умею

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Оцени свою работу на уроке

Поставь знаки «+», «-», «+/-»

напротив утверждения.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Я знаю правило правописания гласных на конце наречий.

Я умею пользоваться алгоритмом при рассуждении о правописании суффиксов наречий.

Я могу правильно писать суффиксы –о и –а на конце наречий.

Просмотр содержимого документа
«Подсказки для групп»

Советы (1 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

________

Советы (2 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (3 группа)

1. От каких слов образованы наречия? Какой частью речи выражены эти слова?

2. Каким способом образованы наречия?

3. Есть ли у наречий приставки? Если есть, то какие?

4. Какой суффикс пишется на конце наречий?

Советы (4 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (5 группа)

1. Что общего у ваших слов с наречиями, написанными на слайде?

2. Есть ли у наречий приставки? Сравни приставки в наречиях 2-ого и

3-его столбиков.

3. Какой суффикс пишется на конце наречий?

__________________________________________________________

Советы (6 группа)

1. Есть ли приставки у наречий каждого столбика? Если есть, то какие?

2. Какой суффикс пишется на конце наречий каждого столбика?

3. От чего зависит написание суффиксов на конце наречий?

Просмотр содержимого презентации
«Гласные О-А на конце наречий»


Русский язык

4 класс

Правописание гласных на конце наречий

Кучмасова О.И.,

учитель начальных классов МКОУ «Лицей № 7 имени Шуры Козуб

с. Новоивановского»



  • повторить
  • выучить
  • применять

Город Наречий

Башня

Постоянства

Замок Наречий

Улица Друзей

Дом образования

Наречий

Площадь

Грамотности


как?


  • Рукой подать – бли з ко
  • За тридевять земель – д а л е ко
  • Положа руку на сердце – чес т но
  • В два счёта – л ег ко
  • На вес золота – дор о го




«Время открытий»

близко

вправо

далеко

честно

влево

издалека

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

засветло

слева

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

направо

изредка

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

слева

засветло

снова


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

досыта

запросто

сух о

засветло

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

влево

честно

издалека

легко

направо

изредка

набело

дочиста

запросто

досыта

засветло

сух о

слева

снова

насух о

досух а


«Время открытий»

близко

вправо

далеко

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

дочиста

набело

запросто

досыта

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


«Время открытий»

близко

далеко

вправо

издалека

влево

честно

изредка

направо

легко

набело

дочиста

досыта

запросто

слева

засветло

сух о

снова

насух о

чист о

досух а

начист о

дочист а


Составление алгоритма действий

Есть ли в слове приставка?

Какая приставка?


Упражнение 2

затемн о , издавн а , сначал а , досыт а , задолг о , дочерн а , запрост о


«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». М.Горький



  • повторить изученные правила о наречии
  • выучить правило «Правописание гласных –о и –а на конце наречий»
  • применять правило на письме

известно

доверчиво



Домашнее задание

  • Работать по карточке
  • (выписать наречия с суффиксами –о, -а, объяснить их написание)
  • * А почему???

Мягкий знак на конце наречий

На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак : вскачь , наотмашь , настежь . Исключения : уж, замуж, невтерпёж.

2. Буквы а, о на конце наречий

Почему надо писать слева , но налево ? Правило очень простое: написание букв а и о на конце наречий зависит от приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о если наречие имеет приставку с-, до-, из- если наречие имеет приставку в-, за-, на- с лева , до суха , из давна в право , за светло , на лево

3. Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях

Частицы не- и ни- в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно .

Под ударением пишется не- : не́ где, не́ куда, не́ когда, не́ откуда .

Без ударения пишется ни- : ни гд е́, ни кудá, ни когдá, ни откуда .

4. Дефисное написание наречий:

Ø Ù Ù Ù по + ки, ому, ему Ø Ù Ù во + ых, их кое-, -то, -либо, -нибудь повторение основ по-немецки по-новому по-весеннему во-первых во-вторых в-третьих кое-где куда-то где-либо когда-нибудь чуть-чуть мало-помалу как-никак точь-в-точь Надо учиться! ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№1 Выпишите из предложений только наречия.

1. Лошадь сразу пошла вскачь.

2. Было далеко за полночь.

3. Утром она распахнула настежь окно.

4. Чёрные тучи, сплошь покрывшие небо, тихо сеяли мелкий дождь.

5. Мимо прошёл последний вагон, и поезд покатился прочь.

6. Уж небо осенью дышало.

7. Терпели целый месяц его выходки, а потом стало невтерпёж.

8. Он споткнулся о камень и упал навзничь.

№2 Перепишите наречия в два столбика, выделите приставки.

На конце пишем -а На конце пишем -о

Налев…, направ…, слев…, издавн…, снов…, надолг…, запрост…, сызнов…, досыт…, изредк…, вправ…, влев…, засветл…, дотемн…, справ…

№3 Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Поставьте ударение в наречиях.

1. (не, ни)где (не)увид..л;

2. (не, ни)где встретит…ся;

3. (не, ни)куда пойти;

4. (не, ни)куда (не)пошёл;

5. (не, ни)когда (не)узнаеш…;

6. (не, ни)когда мне с вами разговаривать.

№4 Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями, в другой

– с прилагательными. Обратите внимание на разницу в написании.

Словосочетания с наречием Словосочетания с прилагательным верен по-прежнему (как?) по прежнему опыту (какому?)

1. пахнет (по)весеннему – (по)весеннему льду;

2. (по)вашему совету – пусть будет (по)вашему;

3. (по)старинному преданию – одет (по)старинному;

4. соглашайтесь (по)хорошему – (по)хорошему покрытию;

5. по(летнему) расписанию – одет (по)летнему;

6. сделал (по)своему – (по)своему проекту;

7. (по)моему мнению – всё равно будет (по)моему.

Урок по русскому языку по теме

«Правописание гласных на конце наречий»

Хацкова Наталья Алексеевна, учитель начальных классов

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогические задачи: Создать условия для изучения правописания гласных на конце наречий, совершенствовать умения различать наречия и приводить примеры, способствовать развитию орфографической зоркости, содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты: освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи. Развитие умения учащихся составлять алгоритм решения орфографической задачи – строгую логическую последовательность действий.

Метапредметные УУД: формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы. Развитие исследовательских умений учащихся.

Личностные УУД: формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности. Содействие развитию у детей умений общаться в коллективе, работать в паре.

Оборудование: Учебник « Русский язык» С.В.Иванов 4 класс. Карточки для индивидуальной работы. Интерактивная доска.

Организационная структура урока

I. Организационный момент

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

II. Актуализация опорных знаний. Чистописание

Работа в тетрадях.

Запишем число, классная работа.

1. - Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание строчных букв а и о и элементы соединения этих букв.

Прописать каллиграфические соединения по образцу.
На доске: ао оа на за до

Девиз минутки чистописания: «Красиво писать – красоту творить!»

Нет большей грубости, чем прерывать другого во время его выступления. (Джон Локк)

Прочитайте высказывание Джона Локка про себя, вслух.

Объясните смысл высказывания.

Вы с этим высказыванием согласны?

Запишите в тетрадь.

2. - Послушайте стихотворение юной поэтессы Эли Куклиной и подумайте, какие слова привлекли её внимание.

Наш язык и скромен и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом бело»!

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно»-

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты-

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну а если скажешь ты «красиво» -

Пред тобою сразу вся Россия!

И так, какие же слова привлекли внимание девочки? (Появляется стихотворение с выделенными наречиями)

Исследуем эти слова, что их объединяет?

Как вы думаете над какой частью речи мы сегодня продолжим работать и чем будем заниматься? (Будем говорить о наречии и повторять всё, что мы уже знаем о нём).

Верно.

Повторение о наречии.

Расскажите всё, что знаете о наречии?

Наречие – это …

обозначает …

отвечает …

в предложении может быть …

может быть связано с …

образовано …

(Наречие – это неизменяемая самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и в предложении является обстоятельством.

Как понять неизменяемая? (не склоняется и не спрягается)

Ребята, как вы считаете, всё ли вы узнали о наречиях?

(- Нет, мы только начали с ними знакомиться.

Готовы узнать что – то ещё о наречии?

(- Да.)

III. Открытие новых знаний.

(работают в парах)

слева вправо

справа направо

изредка начерно

досыта засветло

дочиста запросто

Слова какой части речи записаны на доске?

Докажите.

Как они образованы?

Что объединяет все наречия, записанные в первом столбике?

Что объединяет все наречия, записанные во втором столбике?

На какой вопрос вам предстоит ответить?

Вы можете сейчас ответить на этот вопрос?

Какова же тема нашего урока?

Правописание гласных на конце наречий.

(Наречия. Образованы приставочно – суффиксальным способом. В состав наречий входит суффикс –о. В состав наречий входит суффикс – а. В каких случаях на конце наречий пишется буква «О», а в каких буква «а». Правила написания гласных на конце наречий.)

Попробуем сформулировать цель урока:

    Познакомить с правописанием … (наречий с приставками)

    Узнать, в каких случаях пишется … (суффикс –о, а в каких случаях суффикс – а)

    Учиться правильно писать гласные на конце наречий с … (приставками)

Сегодня на уроке вы побываете в роли исследователей

Работа предстоит сложная. У нас всё получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и ответственно относиться к выполняемой работе.

Какие у вас есть предположения?

(В наречиях с приставками: в- на- за- пишется буква – о, а с приставками: из- до- с- пишется буква – а.

Как проверить верно ли ваше предположение?

IV. Первичное закрепление нового знания.

    Выполнение упражнения под руководством учителя.

(Проговаривается правило)

Издавна, сначала, дочерна, затемно, задолго.

    Уч. стр. 68 Упр. 1.

Работа в паре. От чего зависит правописание гласных О А на конце наречий.

(Выделите приставки)

Проверка по эталону на доске

изредка запросто

засветло начерно

досыта вправо

заново снова

    Уч. стр. 68 Упр. 2 (дополнительно)

(Записываем, продолжая столбики)

Затемно, издавна, сначала, досыта, задолго, дочерна, запросто

    Уч. стр. 68 Упр. 3

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо

Кто не допустил ошибок, поставьте «+» (на полях)

Кто немного сомневался, « - / +»

Кто допустил ошибки « ? » (нужно ещё потренироваться)

V. Физкультминутка.

Влево наклонись, вправо наклонись,
Вниз опустись – вверх поднимись,
А теперь чуть-чуть попрыгай:
Влево, вправо повернись
И тихонечко садись.

Назовите наречия, которые помогли вам отдохнуть.

VI. Закрепление нового материала.

Мы живем недалеко.
Нас найти совсем легко.
Сперва направо вы пойдете,
Потом налево повернете,
И прямо тут же за углом
Семиэтажный будет дом.
Но только мы живем не в нем:
(И. Иртеньев)

Выписать наречия, объяснить орфограммы.

(недалеко, легко, сперва, направо, налево, прямо,)

Творческая работа

Представьте себе: вы приглашаете к себе в гости друзей. Запишите 2-3 предложения, объясняя им, как найти ваш дом. Кроме наречий, которые встречаются в стихотворении И. Иртеньева, можете использовать следующие: справ-, слев-, рядом, напротив, поблизости, впереди, сначал-. Постарайтесь точнее передать адрес. М Горький писал о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной. образной, выразительной»

VII. Самостоятельная работа.

Проговорите пропущенные орфограммы и запишите текст:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Снача… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстр: скроется в зарослях.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

- Наш урок подошёл к концу.

С каким орфографическим правилом вы сегодня на уроке познакомились?

Какой вывод вы сделали?

Где можно использовать эти знания?

Выполните тестовые задания, проверьте правильность выполнения по эталону.

Выполнение теста

1. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «а»

а) занов…, насух…
б) досыта, слева
в) справ…, влев…
г) издалек…, запрост…

2. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) задолг…, сначал…
б) начерн…, дочист…
в) засветло, направо
г) издавн…, слев…

3. Укажите ряд, в котором во всех наречиях на месте пропусков пишется буква «о»

а) изредк…, начист…
б) ещ…, дотл…
в) свежо, задолго
г) горяч…, снов…

Проверка по эталону.
Самооценка.

IX. Итог урока

А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.

Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку…

На уроке мне было… ,
потому что….

Особенно

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно, сначала,

сегодня, правильно, когда-нибудь, навечно, навсегда, отлично, бесполезно

X. Домашнее задание:

уч. стр.68, правило наизусть

выписать из словарика наречия

составьте стихотворение на рифму

далеко … глубоко

весело … высоко

Спасибо за урок.

Степени сравнения наречий

Наречие

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастный оборот

Деепричастие как особая форма глагола

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Пропев до конца песню , раненые начали петь ее сначала.

Голубь, увидя детей , взлетел вверх.

Он что-то писал, наклонив голову .

Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

1. с основой, состоящей из одних согласных:

шьют, льют, жмут, ткут;

2. с основой на г, к:

бегут, текут;

3. с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на з, с, ст, х:

мажут - мажут.

Вопросы, на которые отвечают наречия Значение наречий Примеры
Как? Каким образом? образа действия Быстро, медленно, прочно, хорошо, по-хорошему, вслух, наизусть, пешком, никак, ...
Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? времени Сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным-давно, зимой, ...
Где? Куда? Откуда? места Вверху, внизу, справа, слева, везде, издали, вблизи, позади, ...
Почему? Отчего? причины Сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, потому, поэтому.
Зачем? С какой целью? Для чего? цели Нарочно, назло, незачем, затем, зачем.
Сколько? Во сколько? Насколько? В какой степени? В какой мере? меры и степени Очень, вдоволь, весьма, слишком, досыта, вполне, едва-едва, почти, дважды, ...


Ь на конце наречий

После шипящих на конце наречий пишется ь:

прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.

Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

-Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

НЕ и НИ в наречиях

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!