Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какого числа начинается весна. Когда придет Весна? Признаки и приметы весны















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: ознакомление с новым материалом (Автор Саранцев Г.И.)

Форма урока: урок

Цели урока: познакомить учащихся с весенними месяцами, формировать умение различать признаки наступающей весны в живой и неживой природе, а также события в жизни людей весной со значением старинных названий весенних месяцев в языке народов своего края, развивать кругозор, интерес к предмету, воспитывать самостоятельность, любовь к природе.

Оборудование: учебник Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс, рабочая тетрадь Плешакова А.А. “Окружающий мир” 2 класс; проектор; ноутбук; солнышки; снежинки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: создание благоприятной обстановки, положительного настроя.

Форма: фронтальная

Метапредметные результаты: организация своего рабочего места.

Предметные результаты: формировать интерес к изучению родной природы.

Методическая работа: учитель читает стихотворение.

Добрый день! Солнцу и птицам!
Добрый день! Улыбчивым лицам!
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (слайд 1)

Ребята, посмотрите, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

Мы вернемся к солнышку и снежинке в конце урока, и посмотрим какое настроение будет у вас. Надеюсь, что солнышко к концу урока ярко будет светить в нашем классе.

II. Актуализация опорных знаний (формулирование темы урока).

Задание №1

Посмотрите, внимательно, на высказывания, назовите те, которые характерны для зимы.

Цель: актуализировать субъектный опыт учащихся.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, выполнить учебные действия в устной форме.

Предметные результаты: соотносить признаки времен года с его названием.

Птицы вьют гнёзда. День короткий. Люди пашут землю. У клестов вывелись птенцы. Гололедица. Метут метели. Вылупились птенцы. Тает снег. Солнце светит но не греет. Журчат ручьи. (слайд 2)

Некоторые высказывания вы не назвали. А как вы думаете, для какого времени года они характерны? (весна)

Птицы вьют гнёзда. Люди пашут землю. Вылупились птенцы. Тает снег. Журчат ручьи. (слайд 3)

Задание № 2

А теперь отгадайте загадки:

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока, сообщение темы урока.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; устанавливать аналогии; допускать существование различной точки зрения.

Предметные результаты: умение разгадывать загадки.

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ... (май)

III. Сообщение темы, постановка целей урока.

Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (весенние месяцы) (слайд 4)

А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке про весенние месяцы? Перед вами три слова помощника. (хочу узнать, хочу выяснить, хочу научится) (слайд 4)

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на все ваши вопросы.

Задание № 3

Но сначала назовите весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) (слайд 5)

Цель: выяснить знания о порядке расположения месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока

Предметные результаты: знать порядок расположения весенних месяцев.

Задание № 4

А теперь давайте прочитаем признаки весенних месяцев.

Цель: познакомить с признаками весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь извлекать информацию из прочитанного.

Предметные результаты: знать основные признаки весенних месяцев.

  • Март – это весна света. Небо с каждым днём голубее. Солнце пригревает ласковее и горячее. День становится длиннее.
  • Апрель – это весна воды. Тает снег. Бегут весёлые звонкие ручейки.
  • Май – весна зелёной травы и цветов. Земля покрывается душистыми цветами. (слайд 6)

IV. Изучение нового материала.

Задание № 5

Цель: формировать умение самостоятельно применять знания.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать общие правила общения.

Предметные результаты: познакомить с произведениями известных художников посвященных весне, выяснить признаки марта и апреля месяца.

Откройте учебники на с. 58-59. Посмотрите на репродукции картин. Рассмотрите репродукцию Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. Какие признаки весны вы увидели? (слайд 7)

Как выглядит небо? (лёгкое голубое сияние от робких весенних лучей солнца)

Обратите внимание на цвет облаков, на снег? (подтаявший с проталинами)

Как вы думаете, что в картине является главным? Что побудило автора написать эту картину? (грачи)

Эти птицы – первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды.

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (март)

Рассмотрите репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Весна” (слайд 8)

Обратите внимание на небо, какое оно? (прозрачно-синее, с лёгкими облаками и отражается в воде)

Как выглядят деревья? (деревья в зелёной дымке)

А что произошло с рекой? (разлив реки)

Какое настроение у детей? (радость, веселье)

Попробуйте определить, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа? (апрель)

На стр. 58 в учебнике, есть стихотворение А.А. Коринфского. Давайте его прочитаем. (чтение детьми стихотворения)

К какой из картин больше всего подходит стихотворение А.А. Коринфского?

Физминутка

Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью.

Форма: индивидуальная.

(видео с медведем пандой)

V. Изучение нового материала

Задание № 6

Цель: познакомить с народными названиями весенних месяцев.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой.

Предметные результаты: дополнение и расширение имеющихся знаний о весне в творчестве поэтов; уметь подбирать рифму.

Весна всегда вдохновляла поэтов на создание стихотворений. Давайте и мы попробуем подобрать рифмы к названиям весенних месяцев. А сначала я скажу вам, какие весенние рифмы нашел писатель, автор рассказов о ежике и медвежонке, Сергей Козлов в замечательном цикле стихотворений „Золотая карусель“ : март - рад, апрель - капель, май - вставай. А теперь, ребята, ваша очередь. Итак: март - ..., апрель - ..., май - ...”. (слайд 9)

Подобрать рифму и написать стихотворение достаточно сложное дело, требующее многих качеств: образованности, богатого словарного запаса, умения видеть необычное в обычном. Помните, мы с вами говорили, что народные названия месяцев тоже похожи на произведения искусства. В них точно подмечены и собраны в одном-двух словах особенности изменений в природе, которые происходят в тот или иной месяц. Сейчас мы в этом еще раз убедимся на примере народных названий весенних месяцев.

  • Март – зимобор, протальник, сухий, берёзозол, водотёк, дорогорушитель,
  • свитстун, перезимок, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны,
  • наследник февраля, ветронос, грачевник, капельник.
  • Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, солнечник, парник, водолей, зажги снега, заиграй овражки.
  • Май – травень, светодень, соловьиный месяц, росенник, пролетень, ранопашец, маковей. (слайд 10)

Названия весенних месяцев все радостные: так и слышится в них веселый говорок весенних ручьев, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы. Постарайтесь объяснить, что обозначают старинные названия весенних месяцев. О каких явлениях природы они говорят? (ответы учеников)

Еще раз посмотрите на картины и скажите, какие из старинных названий подходят к этим пейзажам?

Ребята, у какого из весенних месяцев больше всего названий? (у марта)

Как вы думаете почему? (это первый месяц весны, и, наверное, дождавшись, люди встречали с радостью)

Задание № 7

Но у марта в старину была еще одна особенность. Прочитайте текст на с. 60 учебника.

Цель: познакомить учащихся с праздником весенний новый год.

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Метапредметные результаты: уметь понимать и осмысливать прочитанное, строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск нужной информации.

Предметные результаты: приобретение знаний о празднике весенний новый год в старину.

Давайте и мы с вами отметим в нашем календаре, когда в старину отмечали весенний новый год. (ученик отмечает в календаре наклейкой)

Как звали святую Евдокию в народе? (Евдокия-Весновка)

А теперь послушайте рассказ “Весенний новый год”.

Посмотрите какие еще праздники есть весной, но они мы еще будем говорить на уроках окружающего мира. (слайд 12)

А теперь на стр. 61 учебника прочитайте, как дети в старину кликали (звали) весну. (чтение заклички)

Давайте обсудим с вами, о каких подарках весны говорится в закличке. Что такое „короб житушка, два - пшеничушки“?

Почему так ласково названа пшеница?

Почему, в связи с каким праздником, к подаркам весны относят и „яичушки“?

Чем порадуют девушек „перстенечки“?

Какую радость приготовила весна молодым женщинам, „молодушкам“?

Что за радость будет у „стариков да старушек“?

Какой из подарков кажется вам самым радостным?

Сейчас мы с вами попробуем разыграть эту закличку по-своему:

Ой, весна-красна, что нам вынесла?

(Дети приветственно машут.)

Короб житушка, два - пшеничушки,

(Раскрытые ладони протянуты вперед, как бы переполненные зерном, затем руки выполняют „сеющие“ движения.)

Малым детям - по яичушку,

(Ладонь округлена „под яичушко“.)

Красным девушкам - по перстенечку,

(Руки подняты, „хвалятся“ перстнем.)

Молодым молодушкам - по детенышку,

(„Качают“ младенца.)

Старикам да старушкам - по внучоночку!

(Руки опущены, „гладят“ голову ребенка.)” (слайд 13)

VI. Обобщение полученных знаний

Задание № 8

Цель: обобщить знания о весенних месяцах.

Форма: индивидуальная.

Метапредметные результаты: перерабатывать полученную информацию.

Предметные результаты: обобщить полученные знания о весенних месяцах.

Работа по карточкам. Ответить на вопросы.

1. Назови весенние месяцы по порядку.

2. приведи примеры народных названий весенних месяцев. (3-4 примера)

________________________________

3. Когда в старину отмечали весенний новый год?

________________________________

VII. Итог урока

Цель: систематизировать знания полученные на уроке.

Форма: фронтальная.

Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока, оценивать совместно с учителем результат своих действий, адекватно воспринимать оценку работы учителем, товарищами; выполнять учебные действия в устной речи.

Предметные результаты: систематизировать и преобразовывать полученную на уроке информацию.

Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно его сделать?

Прочитаем вывод на стр. 61 учебника.

А теперь я хочу спросить у вас тему нашего урока, цель.

Что вы узнали, выяснили и чему научились сегодня на уроке? (слайд 14)

Как вы думаете, все ли мы узнали о весне?

Ребята нашего класса подготовили стихи о весенних месяцах. Давайте их послушаем. (дети читают стихи)

VIII. Рефлексия

Цель: умение оценивать свою деятельность.

Ребята, у вас на партах лежит солнышко и снежинка. Поднимите солнышко те, у кого сейчас хорошее настроение. А снежинку те, у кого настроение не очень хорошее.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 28 «АИСТЕНОК»

КОНСПЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

« Весенние месяцы »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

Провела: воспитатель

Рябова Наталья Викторовна

Подольск

Образовательная деятельность по познанию окружающего мира

Тема: Весенние месяцы

Программное содержание: уточнять и систематизировать знания детей о временах года, о весенних месяцах, об изменениях в природе, происходящих весной;

учить детей различать признаки времен года, весенних месяцев;

упражнять детей в установлении причинно-следственных взаимосвязей между явлениями неживой природы и жизнедеятельностью растений и животных;

развивать фразовую речь детей;

обогащать и активизировать словарь по теме;

воспитывать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы; воспитывать у детей потребность в общении с природой, формировать умение

Правильно вести себя на лоне природы.

Материал: символы трех весенних месяцев; шапочки «Март», «Апрель», «Май»; колокольчик; загадки о весне; сюжетные и предметные картинки о весне.

Ход занятия:

В: Ребята, такая замечательная погода, у всех хорошее настроение? Еще совсем недавно лежал снег, было очень холодно. А сейчас растаял снег, ярко светит солнце, появилась трава.

Почему все так изменилось в природе?

В: Правильно ребята, к нам пришла весна. А кто мне скажет, сколько весенних месяцев?

Ребята, как называются весенние месяцы?

Дети: Март, Апрель, Май.

Послушайте стихотворение о весне: (Н.Григорьева «Весна»)

Весна – пробуждение от зимнего сна.

Земли обновление – все это весна.

Растаявший лед и ручья перезвон,

И птичек прилет – все весенний сезон.

Зеленый наряд одевает земля,

А люди спешат на поля.

Какие признаки весны перечислены в стихотворении?

Сегодня мы поговорим о весенних месяцах, узнаем, как люди называли их в старину.

В: Позвоним в волшебный колокольчик и пригласим первого гостя (выходит ребенок).

Р: Давным-давно, в старину, меня называли: Солнечник, Капельник, Протальник, а сейчас все называют меня Мартом. Я – Март, первый месяц весны.

Месяц март – зимобор

Он с зимой вступает в спор,

Гонит стужу и метель,

Любит звонкую капель.

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

В: Какие приметы весны перечислены в стихотворении?

Почему март в старину называли Солнечником?

(Солнечник – потому, что утром еще бывают морозы, а днем солнце пригревает).

Почему март называли Протальником, Капельником?

Что такое проталинки? (Это участки земли, где снег уже растаял).

В каких местах в первую очередь появляются проталины? Почему? (На солнечных участках, где сильнее пригревает солнце.)

Откуда могло произойти название капельник? (Сосульки тают, и летят капли воды). Как называется это явление? (Капель).

Объясните пословицу о марте: «То снегом сеет, то солнцем греет».

(В этом месяце погода очень переменчивая, бывают и морозы, и оттепели, и снег идет, и солнышко пригревает).

А сейчас посмотрите на картину.

Что вы на ней видите?

Почему девочка удивленно смотрит на снеговика?

Какое это время года?

Как вы думаете, какой это месяц?

По каким признакам вы узнали месяц март? Какие природные явления происходят в марте?

(Солнце светит ярко, тает снег, с сосулек падает капель, текут ручейки).

В: А бывает и ветер дует. Давайте покажем, как дует ветер.

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо, Дети имитируют дуновение ветра
Закачалось деревцо. Качаются то в одну, то в другую сторону
Ветер тише, тише, тише. Дети приседают
Деревцо всё выше, выше. Выпрямляются, поднимают руки вверх.

В: Второй месяц весны – апрель. Позовем его волшебным колокольчиком.

(Выходит ребенок – Апрель)

Р: Апрель месяц – цветень

Он средь месяцев заметен

Первыми цветами,

Мокрыми лугами.

Я апрель – в старину меня называли Снегогон, Водолей, Цветень.

О чем говорит вам слово – Снегогон? (К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега.)

Как появилось у апреля имя водолей?

Именно в этом месяце всюду очень много воды: текут ручейки, разливаются реки, часто идут весенние дожди.

В народе говорят: «Апрельские ручьи зелень будят» - что это значит?

Это красивый месяц, появляются первые цветы. Назовите первые весенние цветы! (Первоцвет, подснежник, мать-и-мачеха).

Эти цветы очень любят свет, поэтому они зацветают еще до появления листвы на деревьях.

Ребенок читает стихотворение о мать-и-мачехе.
На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха. Л. Дунина

В. Это самый первый вестник весны. Этот цветок готовится расцвести еще под снегом. Как только снег растает, сразу же видны его желтые цветочки. Это растение питается талой водой, поэтому и расцветает раньше всех. Весной часто бывают заморозки, а цветочки не мерзнут. Как вы думаете, почему?

Рассмотрите картинку цветка: его стебелек покрыт пушком, который и защищает его от мороза. Раскрывает свой бутон этот цветок только солнышку. В пасмурные и вечерние часы он закрыт.

Кто знает из вас, почему этот цветок имеет такое название?

(С одной стороны его листочки теплые и пушистые, как мамины руки; а с другой стороны - они гладкие и холодные).

Можно ли эти цветочки собрать в букет и поставить в вазу?

Нет, эти цветы не могут жить срезанными, сразу же погибают. А в земле они долго нас радуют своими желтыми глазками. Поэтому нельзя рвать эти цветы.

Какие еще весенние цветы вы знаете?

Что важное происходит в апреле в жизни птиц?

(Перелетные птицы возвращаются к своим гнездам из теплых стран).

На нашем дереве встретились все птицы. Покажите и назовите только перелетных птиц.

Чем заняты птицы весной? (Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов).

Воспитатель: - Почему люди любят птиц?

Дети: - Птицы очень красивые, они весело поют и щебечут, уничтожают очень много вредных насекомых, охраняют наши сады и парки.

В: - Как мы можем помочь птицам весной?

Дети: - Надо строить для птиц скворечники, не разорят птичьи гнезда.

Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко поиграем.

Физминутка:

А уж ясно солнышко Дети идут по кругу, взявшись за руки,

Припекло, припекло медленно поднимают руки.

И повсюду золото Продолжают идти и медленно опускают руки.

Разлило, разлило.

Ручейки по улице Бегут на носочках. Руки на поясе.

Всё журчат, журчат.

Журавли курлыкают Идут, высоко поднимая

И летят, летят. колени и взмахивая руками.

Третий, последний месяц весны – Май. Позвоним в волшебный колокольчик.

(Выходит ребенок – Май, читает стихотворение).

Р: Я Май – в старину меня называли Травень.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Вас теплом встречает май.

В. Почему в народе май называют травень, цветень. Попробуйте объяснить эти названия. (Зеленеют листочки, земля покрывается травкой. Цветут деревья и кустарники).

Почему в народе говорят: «В мае коню сено дай, а сам на печь полезай»?

В мае очень переменчивая погода, бывают и заморозки. Посмотрите на картину: какая травка в мае? (Мягкая, пушистая, шелковая, сочная и т. д.)

Чем покрыты деревья и кустарники?

Какого цвета небо?

Как светит солнце?

Что происходит с деревьями в мае?

(В мае зацветают деревья и кустарники).

В мае лес полон радостных звуков, пения птиц. Знаете ли вы, какая птица не высиживает своих птенцов? (Кукушка.) Она питается жирными, мохнатыми гусеницами, а у птенчиков горлышки нежные, и проглотить такую пищу они не могут. Вот и подбрасывает кукушка свои яйца в гнезда к другим птицам, чтобы те выкормили ее птенцов маленькими мошками и комариками. И у зверей весной появляются малыши.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесе подснежник расцветет. (Весна)

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька)

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я ее сын родной,

А родился весной. (Ручей)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза)

В. О чем мы говорили сегодня?

Назовите три весенних месяца.

Похожи ли все весенние месяцы друг на друга?

Что происходит в природе в марте?

Что происходит в природе в апреле?

Что происходит в природе в мае?

Назовите первые весенние цветы.

Назовите перелетных птиц.

Вы любите весну? За что?

Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, вы молодцы!


в какие месяцы года начинаются в России осень, зима и весна?

  1. Нет, не будет в России больше осени, зимы и весны: мы же навсегда на летнее время перешли!
  2. Странный конечно вопрос ну раз надо вам скажу!)) зима с Декабря, весна с Марта, лето с Июня и осень с Сентября)))))
  3. Осень
    Северное полушарие1 сентября 30 ноябряОсеннее равноденствие (22-23 сентября) зимнее солнцестояние (21-22 декабря)
    Южное полушарие1 марта 31 маяОсеннее равноденствие (20-21 марта) зимнее солнцестояние (20-21 июня)
    Зима
    Климатологи считают, что зима начинается при опускании среднесуточной температуры ниже нуля по Цельсию.

    Самым холодным месяцем обычно является январь (на морских побережьях, в связи с тем, что море обладает сильной инертностью, самым холодным часто бывает февраль) . Хотя самый тмный месяц декабрь, но земная атмосфера обладает инертностью, и в январе продолжается остывание.

    В Россию зима приходит с северо-востока.

    Народный календарь, беря за основу явления природы, определяет начало зимы с появления заморозков, а окончание по началу таяния снега. По фенологическим сезонам года зима включает около 111 дней (с 27 ноября по 17 марта) и делится на три подсезона:
    первозимье (предзимье) 25 дней (с 27 ноября 22 декабря) ;
    коренная зима (глухозимье) 55 дней (с 22 декабря 15 февраля) ;
    перелом зимы (предвесенье) 31 день (с 15 февраля 28 марта (27 марта вис. год)) .
    Метеорологи обычно делят зиму на два типа: мягкая зима (тплая, не снежная) и холодная зима.
    Холод устанавливается не сразу, обычно бывают, то заморозки, то оттепель. Примерно под конец октября (первая половина ноября) как правило начинают идти снега.
    Весна#769; одно из четырх времен года, между зимой и летом.
    Календарная весна состоит из трх месяцев:
    в северном полушарии:
    март
    апрель
    май
    в южном полушарии:
    сентября,
    октября
    ноября.
    Весна переходный сезон, когда заметно увеличение светового дня.
    Лето
    Гидрометеослужбы считают, что летний период начинается переходом среднесуточной температуры воздуха через +15 градусов Цельсия в сторону повышения и заканчивается переходом этой же отметки в сторону понижения.

    Если наступление климатического лета определять таким образом, то получится, что продолжительность лета существенно зависит от широты:
    в полярных широтах Арктики лето короткое или же не наступает вовсе, в Мурманске лето климатически бывает только в тплые годы;
    в Петербурге климатическое лето длится три месяца;
    на широте Краснодара примерно шесть-семь месяцев;
    в субтропических широтах лето длится бо#769;льшую часть года;
    в тропических и экваториальных широтах круглый год.

    В Москве климатическое лето длится в среднем 4 месяца с середины мая до середины сентября.

  4. В любые
  5. Сентябрь, декабрь,. март
  6. Начинается с сентября а заканчивается в ноябре

У нас так учат (в америках). Но я быстренько, чтоб у детя мозг не склеился, объяснила, что существует календарный приход весны, а есть астрономический- в день весеннего равноденствия. А есть еще фенологический- когда среднесуточная температура устойчиво переваливает за 0 по Цельсию.
Во, кстати, гляньте, чо нашла. Если простыми словами рассказать ребенку- очень получится объемное и романтишное объяснение:
"Весенний сезон состоит из четырёх подсезонов, каждый из который характеризуется собственными феноиндикаторами.

1-й подсезон (таяние снега), по Михаилу Пришвину - «весна света», - начинается с появления первых проталин в поле, а заканчивается с началом цветения ольхи серой и орешника-лещины. В течение этого подсезона прилетают грачи, чайки, скворцы и жаворонки. Начинается сокодвижение и набухание почек клёнов и берёз. Сходит и совсем исчезает снежный покров на полях, водоёмы начинают очищаться ото льда.

В этот же период заканчивается рыбалка по последнему льду и начинается ловля рыб по открытой воде. В течение этого подсезона некоторые виды рыб (щука, язь, елец, подуст, жерех, ёрш) готовятся и кое-где приступают к нересту. В некоторых местах уже неплохо ловятся плотва, язь и лещ.

2-й подсезон (оживление весны) - начинается с зацветания серой ольхи. Хороший индикатор начала этого подсезона для городских жителей - желтеющая на глинистых пустырях мать-и-мачеха. В Центральном районе, как правило, начало этих явлений приходится на 15-20 апреля.

Происходит окончательное освобождение водоёмов ото льда, подсыхает сверху почва, многие просёлочные дороги становятся проходимыми и доступными для транспорта, открывается путь рыболовам в самые малодоступные и глухие места.

В этом подсезоне прилетают журавли и вальдшнепы, вылетают шмели (комары-толкунцы, мухи и первые бабочки появляются раньше), уже порою раздаются «песни» лягушек. Оживляются дождевые черви. Заканчивают нерест щука и язь, продолжают ёрш и жерех и начинают окунь и лещ (старшие возрастные группы, самые крупные, так называемые «берёзовики»). Заканчивается период с облиствением берёзы и «пылением» вяза.

3-й подсезон (разгар весны) - начинается с момента, когда зазеленела берёза. В это время, в течение примерно двух декад, продолжается нарастание тепла. Всё жарче дни и теплее ночи. «Идёт, гудёт зелёный шум», как сказал поэт. Гуще зеленеют деревья и кустарники, цветёт черёмуха, зацветают фруктовые сады. Всё больше становится насекомых, прилетают певчие птицы, питающиеся ими.

На лугах, в лесах, в поле всё буйно зеленеет и цветёт: одуванчик, крыжовник, земляника, красная смородина, черника, купальница, ландыш, красный клевер… В прибрежных зарослях поют соловьи, а в лугах и поле можно уже услышать коростеля-дергача и перепела.

Это всё приметы: начинается жор щуки, ловятся лещ, частично успевший отнереститься, и голавль. В некоторых местах язи ещё заканчивают нерест, а продолжают его плотва и подуст. Кое-где начинает уже хорошо, но ещё периодически, нерегулярно, брать карась.

Завершается период зацветанием рябины и лиловой сирени, и эти же явления позволяют начать отсчёт времени последнего подсезона весны, длящегося, как и предыдущий, тоже около двух декад.

Весна начинается сразу после зимы и заканчивается с приходом лета. А вот определить, с какого числа начинается весна, бывает совсем не просто. Дело в том, что в разных областях знаний пользуются своим определением весны. Календарная весна – это переходный период. В это время увеличивается светлое время суток, повышается температура воздуха, активизируются живые существа и растения. Календарная весна состоит из 3 месяцев. Март, апрель, май – весенние месяцы Северного полушария. В Южном весна начинается в сентябре и заканчивается в ноябре. В реальной жизни весна ему не подчиняется и в южных районах наступает раньше, а в северных запаздывает. Астрономическая весна термин введенный астрономами. Она вступает в свои права в тот день, когда начинается весна по Солнцу. В Северное полушарие она приходит 20 (21) марта, на противоположной стороне Земли это уникальное явление наблюдается 22 (23) сентября. Заканчивается астрономическая весна в день летнего солнцестояния. Климатическая весна наступает когда среднесуточная температура устойчиво превышает 0 градусов. В Вологодской области переход среднесуточной температуры через 0 градусов происходит в первой декаде апреля. Началом фенологической весны считается период снеготаяния (образования проталин в поле). Заканчивается весна наступлением лета, которое определяется по зацветанию шиповника. Культурные особенности народов мира определяют свои сроки прихода весны. На Руси издревле отмечали день встречи весны 22 марта. Звался он «Сороки». Витало поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, сорока строит гнездо и приходит настоящая весна. Кроме этого на Руси широко отмечается масленица, праздник проводов зимы, который позднее был соединен с церковным календарем и обозначает начало Великого поста.

В Румынии и Молдавии 1 марта принято отмечать Мэрцишор (праздник встречи весны). В честь праздника принято дарит друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков, которые носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Праздник рожден красивой легендой о победе весны над зимой: в первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна и увидела как в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнув руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из ее пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. В Германии празднуют начало весны в апреле, американцы начинают готовиться к ее приходу заранее 2 февраля, в день сурка. Люди верят предсказаниям сурков и считают, что они могут сообщить о приближении весны. День сурка имеет своих прародителей: еще древние римляне «советовались» с животными, отмечая 2 февраля День ежа. Во Франции существует необычный праздник, правда, отчасти он схож с нашим 8 марта — День бабушек. В этот день поздравления принимают только женщины в возрасте от 55 лет и старше. Виновницы торжества, неспешно прогуливаясь по улочкам города, оповещая о приходе весны. В Японии с первого марта и до конца апреля проходит ханами — праздник любования сакурой. По всей Японии сотни деревьев покрываются бледно-розовыми цветами. В Индии ежегодно проходит праздник Холи, или фестиваль красок, посвященный богу любви Камадэве. Его еще называют бенгальским новым годом и это событие знаменует собой приход весны. В этот год календарная весна на территории Вологодской области будет знаменоваться оттепелью: атлантические циклоны вместе с осадками принесут потепление, дневные температуры вновь будут выше нуля. Считать это приходом весны еще рано, так как в дальнейшем еще не раз будут отмечаться возвраты холода.

Для подготовки статьи использованы материалы: http://nimffa. ru, фото: https://www.look.

.

Синоптик отдела ОГМО Рыкованова О.И.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!