Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Какие бывают комментарии и как сподвигнуть читателя их написать. Комментарии к фото

Сочинение по тексту на ЕГЭ строится по специальному алгоритму: формулировка одной проблемы, её разъяснение (т.е. комментирование с введением двух текстовых примеров), обозначение позиции автора текста, выделение своего мнения (согласия или несогласия с автором), подбор доказательств (не менее двух аргументов) из читательского опыта или жизненных наблюдений.

Когда проблема исходного (первичного) текста уже сформулирована, нужно прокомментировать её, дать пояснительные замечания, оценить выделенную проблему. Это самая сложная часть в сочинении. Она показывает, насколько глубоко и точно понята проблема, насколько ясен пишущему ход авторской мысли.

Должны быть вытянуты в одну линию следующие компоненты: одна проблема из нескольких − объяснение её − позиция автора по этой же проблеме − выражение своего мнения по той проблеме − наличие своих аргументов по этой сформулированной проблеме. Такая общая связь всех компонентов необходима, чтобы вторичный текст обладал логичностью, последовательностью, точностью выражения своего собственного понимания первичного текста.

В качестве действующего алгоритма можно воспользоваться схемой:

первая проблема → выделение примеров из текста по первой проблеме → мнение автора по первой проблеме → доводы согласия или несогласия по первой проблеме → подбор книг с примерами для подтверждения доводов.

По такой схеме можно обозначить все проблемы, поднятые в тексте, и развести по блокам разные проблемы. Тем самым намечается несколько линий-графов для того, чтобы определиться с выбором проблемы для написания сочинения. Если все блоки на месте и нет каких-либо пропусков, можно приступать к созданию сочинения.

Лучше всего проблему формулировать в виде вопросительного предложения, а позицию автора выражать как ответ на этот вопрос.

Пример первый:

Проблема: Почему человек мучает животное, обрекает его на мучительную смерть?

Пример второй:

Проблема: Помогает ли человеку изучение особенностей творчества знаменитых людей?

Пример третий:

Проблема: Чем отличаются гении от природы и гении от себя?

Позиция автора: Существует два типа творческой деятельности: через вдохновение или через неустанный труд. Через вдохновение автор, как кажется со стороны, творит с лёгкостью необыкновенной. Гений от себя пробивается сквозь внешние и внутренние препятствия, неустанно трудясь, постоянно превозмогая неудачи и провалы.

Пример четвёртый:

Проблема: В чём заключается истинная дружба? В чём её ценность?

Пример пятый:

Анализируя приведённые примеры, видим, что на поставленный вопрос можно и нужно искать в тексте ответ автора, если не прямой, как в публицистике, то косвенный (как бы ответил автор, что бы он сказал об этом).

Теперь о том, какое место между проблемой и позицией автора занимает комментарий. Задача комментария − показать, как автор приходит к ответу на поставленный проблемный вопрос, назвать, какие факты или эпизоды повлияли на его выводы.

По сути комментарий − это расширение проблемы с целью её разъяснения и оценки. Если проблема − это вопрос, то комментарий − это осмысление причин и последствий того, что вызвало данный вопрос. Автор не может оставаться беспристрастным в изложении каких-либо фактов, он негодует, возмущается, спорит, доказывает, анализирует, критикует, протестует, восхищается, недоумевает и т.д.

Работая с художественным или публицистическим текстом, отыщите примеры, иллюстрирующие причины (Почему так происходит или произошло?), цели (Зачем кто-то что-то сделал или поступил?), подробности (Как в деталях что-то происходило?), взаимосвязи (Как это связано с другими сферами жизни?). Такой комментарий, как правило, называют текстуальным. Вы идёте вслед за автором в раскрытии проблемы, ищете в тексте ответы на следующие вопросы:

  • На чём особенно и почему автор заостряет своё внимание?
  • Какие имена, факты или события и для чего упоминает автор?
  • Какие эмоции автора выражены в тексте?
  • Как выражается отношение автора к изображаемому?

Но есть ещё и концепционный комментарий.

Для справки: КОНЦЕПТ (от лат. conceptus − схватка, замысел, зачатие) − единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует акт понимания и его результат, полученный в коммуникации, тем самым предполагая направленность на другого; акт схватывания смыслов.

Разбираясь в тонкостях публицистического текста, определите, почему эта проблема привлекла внимание автора, к каким выводам он подводит читателя. Можно найти и выписать какое-либо парадоксальное утверждение или афоризм автора, разъясняющего суть события, или стремящегося изменить какое-то устойчивое мнение, или предлагающего своё решение проблемы.

Для введения комментария, уместно использовать речевые фразы :

2. Пишет с восхищением, с гордостью, с недоумением. Автор по-настоящему встревожен тем, что … Стоит прислушаться к словам автора … Ему страшно и больно видеть …

В сочинениях учеников часто комментарий отсутствует вообще, о нём, к сожалению, иногда забывают. Бывает и так, что комментируется другая проблема, а не та, которая была сформулирована.

Комментируя проблему, нельзя пересказывать текст или увлекаться чрезмерным цитированием, а также переписывать фрагмент рецензии из задания 24. Конечно, опираться на исходный текст необходимо, но не бездумно. Здесь предпочтителен анализ. Нужно показать, какие примеры приводит автор, как доказывает свои мысли. В общем, важно не то, что сделали герои, а что думает по этому поводу писатель.

Нельзя забывать и о двух примерах в комментарии. Как их ввести? Можно кратко процитировать фразы из текста или указать в скобках номера важных предложений.

Часто автор текста и то лицо, от имени которого идёт рассуждение, смешиваются, не различаются учениками. Ни в коем случае нельзя подменять два понятия: "автор" и "герой ". Автор может сделать рассказчиком кто угодно: и литературного персонажа, и собственно себя, то есть писателя. Герой же − это непосредственно действующее лицо произведения, это с ним всё происходит в тексте, хотя он может быть даже очень близок самому писателю или похож на него фактами своей биографии, но никогда не тождествен ему.

Словом, если в повествовании обнаруживается местоимение "я", это не значит, что рассказчик есть сам автор. У рассказчика и автора могут быть на самом деле очень разные позиции, мнения, оценки.

Пора переходить к практическим примерам. Обратимся к фрагментам сочинений учащихся. Для работы им был предложен текст современного прозаика Сергея Качалкова о Максиме Любавине.

Приведём текст полностью.

(1)Как время меняет людей! (2)Неузнаваемо! (3)Порою это даже не изменения, а настоящие метаморфозы! (4)В детстве была принцесса, повзрослела – превратилась в пиранью. (5)А бывает наоборот: в школе – серая мышка, незаметная, невидная, а потом на тебе – Елена Прекрасная. (6)Почему так бывает? (7)Кажется, Левитанский писал, что каждый выбирает себе женщину, религию, дорогу... (8)Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь? (9)На самом ли деле наша жизнь изначально предначертана свыше: рождённый ползать летать не может?.. (10)Или всё дело в нас: ползаем мы потому, что не захотели напрягать свои крылья? (11)Не знаю! (12)В жизни полным-полно примеров как в пользу одного мнения, так и в защиту другого.

(13)Выбирай, что хочешь?..

(14)Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном. (15)Правда, внешне он нисколько не походил на великого учёного, но зато имел все замашки гениев: был рассеян, задумчив, в его голове всегда бурлил сложный мыслительный процесс, совершались какие-то открытия, и это часто приводило к тому, что он, как шутили одноклассники, был не в адеквате. (16)Спросят, бывало, его на биологии, а он, оказывается, в это время каким-то мудрёным способом рассчитывал излучение каких-то там нуклидов. (17)Выйдет к доске, начнёт писать непонятные формулы.

(18)Учительница биологии плечами пожмёт:

(19) – Макс, ты про что?

(20)Тот спохватится, стукнет себя по голове, не обращая внимания на смех в классе, тогда уж начнёт рассказывать то, что нужно, например, про дискретные законы наследственности.

(21)На дискотеки, классные вечера он носу не показывал. (22)Ни с кем не дружил, так – приятельствовал. (23)Книги, компьютер – вот его верные товарищи-братья. (24)Мы между собой шутили: запомните хорошенько, как одевался Максим Любавин, где он сидел. (25)А лет через десять, когда ему вручат Нобелевскую премию, сюда понаедут журналисты, хоть будет что про своего великого одноклассника рассказать.

(26)После школы Макс поступил в университет. (27)Блестяще окончил его... (28)А потом наши дороги разошлись. (29)Я стал военным, надолго уехал из родного города, обзавёлся семьей. (30)Жизнь у военного бурная: только соберёшься в отпуск – какое-нибудь ЧП... (31)Но вот всё же удалось с женой и двумя дочками вырваться на родину. (32)На вокзале сговорились с частником, и он повёз нас на своей машине до родительского дома.

(33) – Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. (34)Я изумлённо посмотрел на него. (35)Высокий, костистый мужчина, жидкие усики, очки, шрам на щеке... (36)Не знаю такого! (37)Но голос, действительно, знакомый. (38)Макс Любавин?! (39)Да не может быть! (40)Великий физик занимается частным извозом?

(41) – Нет! (42)Бери выше! – усмехнулся Макс. – (43)Я грузчиком на оптовом рынке работаю...

(44)По моему лицу он понял, что я счёл эти слова шуткой.

(45) – Да нет! (46)Просто я умею считать! (47)У нас сахар мешками продают! (48)Я вечером из каждого мешка грамм по триста-четыреста отсыплю...(49)Знаешь, сколько в месяц выходит, если не жадничать? (50)Сорок тысяч! (51)Вот и прикинь, если бы я стал учёным, получал бы я такие деньги? (52)На выходных можно извозом подкалымить, подвёз пару клиентов – ещё тысяча. (53)На булочку с маслом хватает...

(54)Он довольно засмеялся. (55)Я покачал головой.

(56) – Макс, а вот с сахаром – это не воровство?

(57) – Нет! (58)Бизнес! – ответил Макс.

(59)Он довёз меня до дома. (60)Я дал ему двести рублей, он вернул десятку сдачи и поехал искать новых клиентов.

(61) – Вместе учились? – спросила жена.

(62) – Это наш Эйнштейн! – сказал я ей. – (63)Помнишь, я про него рассказывал!

(64) – Эйнштейн?

(65) – Только бывший! – с печальным вздохом произнёс я.

(По С. Качалкову*)

* Сергей Семёнович Качалков (род. в 1943 г.) – современный писатель-прозаик.

Поскольку тест можно отнести к художественному стилю, важно выделить героев: повествование движется от лица первого – рассказчика Анатолия (33-34 предложения "– Тольк, ты меня не узнал что ли? – вдруг спросил водитель. Я изумлённо посмотрел на него".), который делится наболевшим и ищет ответы на философские вопросы. В диалог с ним вступает Максим Любавин, его бывший школьный товарищ (14 предложение "Максима Любавина мы в школе называли Эйнштейном".). Здесь образ военного по имени Анатолий сразу отделён от образа автора – писателя Сергея Качалкова.

Давайте теперь определим одну из проблем, поставленных автором в этом тексте. Сразу очевидна проблема нравственного выбора, сформулированная в 8 предложении текста ("Только не ясно: действительно ли человек сам выбирает для себя дорогу или какая-то сила толкает его на тот или иной путь?"). На этот проблемный вопрос ответим, прояснив авторскую позицию: будущее человека находится в его собственных руках, он сам строит и разрушает его.

Приведём несколько вариантов комментария к данной проблеме, которые дали разные ученики в своих сочинениях по тексту.

Пример первого комментария:

Автор в своём тексте повествует о молодом человеке Максиме Любавине и о его жизни. В школе Макса называли Эйнштейном, правда, внешне и внутренне он не был похож на учёного. Писатель отмечает, что юноша ни с кем особо не дружил, предпочитая компьютер и книги. Но скоро всё изменилось... Максим не выбрал путь учёного, не стал великим физиком, а занялся частным извозом, работая на оптовым рынке грузчиком.

Пример второго комментария:

Автора серьёзно беспокоит судьба своего одноклассника, линия его жизни дала странный крен и ведёт вовсе не туда, куда, очевидно, следовало бы двигаться. Обилие восклицательных предложений и антитез свидетельствуют, что прийти к однозначному выводу писатель не может. Качалков цитирует строки стихотворения Ю. Левитанского и тут же противопоставляет им слова из "Песни о Соколе" М. Горького. Впрочем, рассказ об однокласснике так же противоречив. Автор отмечает вначале, что Любавина все дразнили Эйнштейном из-за явных замашек гения, выбравшего себе в товарищи книги и компьютер. Сейчас писатель с улыбкой вспоминает, как они с ребятами шутили о будущей Нобелевской премии Максима. Причём это были не насмешки, а пророчества в забавной форме. Автор обращает наше внимание на то, что Любавин блестяще закончил университет, а дальше их дороги разошлись. Встреча спустя много лет выявила не только внешние изменения в Максиме (жидкие усики, очки, шрам на щеке), но и внутренние (физика заброшена, теперь Любавин считает деньги и называет воровство "бизнесом"). Такая метаморфоза страшит писателя, и он с печальным вздохом называет Максима "бывшим" Эйнштейном.

Пример третьего комментария:

Рассуждая над проблемой, Качалов обращается к воспоминаниям одного военного, который вернулся в свой город и случайно встретил своего одноклассника. Он никак не мог представить, что время может изменить человека до неузнаваемости и даже поменять его образ жизни, цели и стремления.

Пример четвёртого комментария:

Автор обращает внимание на судьбу своего школьного одноклассника Максима Любавина, "юного Эйнштейна", не дружившего ни с кем, не ходившего на дискотеки, лишь занимавшегося учёбой. Качалков с горечью повествует о том, что Максим впоследствии стал обычным грузчиком на оптовом рынке, бросив занятия наукой после окончания университета, ссылаясь на низкие зарплаты учёных.

В каждом примере есть какие-то недочёты, разберёмся в них. В первом заметно смешение понятий "автор" и "писатель". Автор в данном случае имеет профессию военного, его зовут Анатолий. Это рассказчик, который размышляет о времени и влиянии его на человека, о выборе, который делает человек, выстраивая свои жизненные ценности и свой путь. Согласимся, что здесь писатель Качалков уступает своё место герою-повествователю, видимо, разделяя с ним свою позицию.

Такая же подмена наблюдается и во втором комментарии, довольно развёрнутом, с примерами из текста. В нём с опорой на текст свободно излагаются основные стороны выделенной проблемы, даётся понимание главного – беспокойство автора в связи с тем, что «человек со временем может отказаться от своего предназначения и изменить прежним идеалам, подменив их корыстным интересом».

В третьем примере можно найти фактическую ошибку: фамилия автора текста искажена (вместо Качалков написано Качалов!), хотя подмены между понятиями "автор" и "герой" нет.

В четвёртом примере выявляется уже отмеченная нами в предыдущих комментариях подмена понятий. Ученик забыл привести какие-либо примеры из текста.

Как видим, среди основных ошибок в комментировании были названы подмена понятий "автор" и "герой", фактические ошибки и отсутствие примеров. Мы убедились в том, что для написания комментария очень важно разобраться в самом тексте, выявить его подводные течения, если хотите, сделать его аналитическую схему: кто есть кто и кем кому доводится, кто автор и кто герой, от чьего лица ведётся рассуждение (повествование/описание) и делаются выводы.

В наших примерах присутствуют элементы изложения, но не хватает цитат, ссылок на конкретные предложения, только во втором комментарии прослеживается движение автора от формулировки проблемы к основным выводам, видна авторская логика и его система аргументов, в этой работе выделены все ключевые моменты проблемы.

Рекомендуем на черновике до написания связного текста своего сочинения сделать подобную схему и выписать самые важные ключевые слова и словосочетания, разграничить, какая фраза содержит наименование проблемы, какой абзац предполагает комментарий с двумя примерами, как выглядит предложение, обозначающее позицию автора, выделить тезис своего мнения и, наконец, прописать списком два составленных аргумента.

Поскольку текст всегда перед глазами, надо не лениться раз за разом проверять названия, цитаты, указывать номера предложений, на которые впоследствии можно будет сослаться в скобках. Когда же связный текст написан, нужно устанавливать повторы и редактировать их в позиции отстранения: будто текст написал не сам, а кто-то другой, и критически оценивать речевое воплощение. Тогда и только тогда сочинение получится хорошим.

Копылова Татьяна Олеговна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназии №209
Центрального района Санкт-Петербурга
«Павловская гимназия»

Что такое «комментарий к проблеме»?

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблеме текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Объем комментария небольшой: трех - четырех развернутых фраз будет достаточно.

Самое сложное - комментарий. Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Проще всего поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:

· Кому адресован текст (узким специалистам или широкой публике, молодежи или людям среднего возраста, интеллектуалам или всем, кто интересуется этой проблемой)? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? На каком жизненном/литературном материале строится текст? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему? Какое это производит впечатление на читателя?

· Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

Требования к комментарию:

1. Комментарий должен быть написан с опорой на прочитанный текст .

2. Комментарий должен отражать ход мыслей автора исходного текста.

3. Комментарий должен связывать сформулированную проблему с авторской позицией .

4. В комментарии должно быть 2 (два) примера из предложенного текста .

Чего нельзя делать при написании комментария?

1. Нельзя комментировать проблему без опоры на прочитанный текст .

2. Нельзя пересказывать прочитанный текст.

3. Нельзя цитировать большие фрагменты из прочитанного текста.

1. Собственный жизненный опыт, наблюдения

2. Исторические факты

3. Афоризмы, пословицы, поговорки

5. Статистические данные

6. Литературные источники и т.п.

Комментарий выстраивается по определённой схеме:

Композиция комментария

Примеры типовых конструкций (клише)

1. Зачин

2. Развитие

В качестве примера, подтверждающего актуальность данной проблемы, автор (ФИО) приводит... Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, автор говорит, … и т.п.

3. Вывод (концовка)

Примерные вопросы, которые помогут написать комментарий к проблеме

Вариант 1 (по тексту публицистического стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Иван Ильин обращает внимание на то , что настоящей дружбе сегодня часто предпочитают кратковременные бездуховные отношения.

Автор с горькой иронией пишет о «дружбе злословия», «дружбе преферанса» и даже «дружбе собутыльничества»: люди случайно сталкиваются друг с другом, «подобно деревянным шарам», и снова остаются одинокими.

4.В чём значимость этих высказываний? (В чём убеждает нас автор?)

Так Иван Ильин убеждает нас в том, что только истинная дружба, основанная на духовной близости, способна преодолеть одиночество человека.

Вариант 2 (по тексту художественного стиля)

Вопросы

Образец рассуждения

Писатель раскрывает проблему на примере взаимоотношений отца и сына. Автор искренне сочувствует старику-отцу, который по первому зову сына, несмотря на преклонный возраст и непогоду, отправляется в город, чтобы быть рядом, при необходимости помочь.

С.Турсун выражает сожаление по поводу того, что сын не задумался о последствиях своего телефонного звонка, заставил старика волноваться и отправиться в трудный для него путь.

3. Какие чувства героев описаны автором и каким образом?

4.Какие слова (мысли) героев имеют особое значение?

«Учись, сынок. Хорошее это дело - учиться», - в эти слова старика писатель вложил глубокий смысл: видно, так и не научился Мурод настоящей сыновней любви и заботе.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aвтoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжaeмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

2. При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвствeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Текстовый комментарий (художественный текст)

Текстовый комментарий (публицистический текст)

Концептуальный комментарий (публицистический текст)

Не случайно писатель изображает (кого, что)…

Поступок героя свидетельствует о том, что …

Слова (мысли) героя показывают, что …

Проблема (чего?) - одна из актуальных проблем нашего времени.

Данная социальная (нравственная и т.п.) проблема имеет многовековую историю.

Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

отмечает, описывает, подчёркивает, опровергает, останавливается на …, приводит пример того, как …, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение…, анализирует, акцентирует наше внимание (на чём?) , проводит аналогию, рассматривает, сопоставляет, сравнивает, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу и т.п.

Введение цитат в текст сочинения.

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Используемые материалы:

Н.А.Сенина, А.Г.Нарушевич «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» Легион, 2012

Как-то раз сидел в аудитории с ноутом около розетки, а в это время на соседней парте принимался зачет по программированию. Я не сильно вникал в суть вопросов на которые общались студент и преподаватель, назовем его Иван Ивановичем. Разговор был довольно спокойный и тихий, но у меня получилось выхватить часть. Преподаватель говорил о комментариях (видимо сдавалась программа, в которой не было ни строчки комментариев). Меня этот момент заинтересовал и я начал прислушиваться. Было замечено, что мне тоже интересно, преподаватель начал импровизированную лекцию. Ниже представлен тот небольшой кусок знаний который я тогда вынес с этой 5ти минутной лекции.

Хочется сразу предупредить, что для многих описанное здесь - очевидные вещи, однако, новичкам в коллективном программировании (когда над кодом работают 2 и более программиста) и студентам будет полезно. Кроме того, все изложенные ниже советы имеют альтернативу и могут быть использованы лишь частично.

Почему я приписал сюда студентов? Они же, казалось бы, одни работают над программой на зачет! Препод, когда принимает программу, справедливо считается вторым разработчиком, который в идеале без помощи студента должен понять, что там написано и как оно работает.

Как писать код сразу с комментариями

По сути говоря, на той лекции принцип TDD (Test-driven development, разработка через тестирование) был перенесен на уровень ниже. Не помню как это звучало в оригинале, но по сути «Опиши комментариями структуру кода» . На примере (сильно утрированном, почему - ниже) кода программы, складывающей два числа, этот принцип будет выглядеть так:
int main() { // Принять от пользователя два числа // Завести переменную для результата сложения // Вернуть результат сложения return 0; }
И лишь когда готов каркас из комментариев, следует писать код который будет реализовывать то, что описано комментариями.
... int main() { double a,b; // Принять от пользователя два числа cin>>a; cin>>b; //Завести переменную для результата сложения double sum = a+b; // Вернуть результат сложения cout< Как упоминалось выше, данный принцип представляет собой модифицированный принцип, хорошо зарекомендовавшего себя TDD. Тут следует понимать, что отступление от комментариев, в отличии от отступления от логики тестов, не приведет к тяжелым последствиям, ну разве что придется комментарии переписывать

Теперь представим «чисто гипотетическую» ситуацию, когда уже имеется код в 200 000 строк, написанный гениальным программистом криворуким индусом и не содержит ни строчки комментария. Однако вам необходимо, мало того что убить этого программиста понять этот код, но и сопровождать его в дальнейшем. Вы даже разобрались в этом коде, и будучи приличным человеком, решили дополнить код комментариями для, так сказать, будущих поколений. Но возникает вопрос: как?

Как комментировать уже существующий код

Ответ на этот вопрос довольно прост: комментируем сущности от родителя к потомку: класс -> метод -> код внутри метода (если необходимо).

Вполне логично будет задуматься: а что не нужно комментировать. Комментировать не надо в двух случаях (один из них поясняет почему пример кода выше был сильно утрированный):

  • Совсем уж очевидные вещи. Комментарии вида // инициализируем счетчик бесят больше чем их отсутствие
  • Непонятный код дополнять комментарием типа // ничего не понял
Относительно второго пункта стоит немного пояснить и привести пример: вставка 100 строк ассемблера код на C! Вы на нее смотрите и пишите комментарий // Многа букаф! Ниасилил
После этого человек пришедший после вашего увольнения на ваше место видит этот комментарий и… все! Он даже не будет пытаться в нем разобраться и эта ваша запись будет клеймом на этом куске кода до тех пор пока его не уберут (либо код, либо комментарий).
Напоследок
В заключение могу сказать, что искусство написания комментариев является неотъемлемой частью искусства программирования, поэтому

Как писать статьи на разных площадках и в изданиях существует много разных пособий. Интернет предлагает пособия для копирайтеров, используя которые автор может проявить себя и показать свои способности. Но как писать комментарии или отзывы на статьи других авторов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Ради чего пишется комментарий?

Есть площадки, на которые можно пробраться только после того, как опытные и известные авторы обратят внимание на вас как еще одного интересного автора и дадут рекомендации. Следовательно, оставив свой комментарий к той или иной публикации, можно привлечь к внимание к собственной персоне. Встречались очень интересные авторы, их публикации вызывали определенный интерес у читателей, но они не могли набрать необходимый рейтинг, чтобы их статьи переместились на более высокие позиции на конкретной площадке. От рейтинга во многом зависит и уровень оплаты за определенное количество знаков.

При прочтении публикации следует обратить внимание на заголовок и содержание. Читая тест, обращаем внимание на ход излагаемых мыслей. Если наблюдается логичное перемещение по всему объему, то делаем заметку о наличии последовательности в изложении мыслей и промежуточных выводов. Разброс мыслей, потеря последовательности, неожиданные и непоследовательные выводы, необоснованные по тексту, тоже должны, быть отмечены.

Важно уметь оценивать и объем публикации. Многие авторы, имеющие за плечами определенный опыт, могут с определенной точностью судить о его величине, просматривая текст на мониторе.

Как просто оценить объем? Можно выделить текст и скопировать его, а потом, открыв Word, вставить и увидеть информацию по количеству слов, знаков с пробелами и без них. Если имеются определенные требования к объему публикации, и они выполнены, то делается соответствующая отметка.

Иногда можно встретить такие публикации, что создается впечатление, словно работа дает не прямого описания по принятому заголовку. Грамотные и самобытные авторы иногда идут на то, чтобы не давать полных ответов в самой статье. Они рассчитывают, что будут заданы вопросы, отвечая на которые можно более глубоко и подробно изложить свои мысли. При оценке работ подобных авторов следует просмотреть, как после публикации ведется диалог с другими комментаторами.

Если после прочтения некоторых публикаций возникает ощущение причастности к проблеме, которые отражены в статье, значит, статья задела «за живое». Привлекла внимание – публикация актуальна для читателя. Она может стать полезной и для других читателей. Помним и еще одно назначение комментария – это привлечение других читателей к прочтению и осмысливанию текста.

Бывают публикации, которые вызывают негативную реакцию. Не все авторы «белые и пушистые», встречаются и довольно странные личности. Если освещаемый вопрос интересен, то есть смысл задуматься над статьей. Полагаете необходимым привлечь и других читателей – оставляйте комментарий, только желательно предупредить о возможном негативном воздействии. Помните, что словом можно убить в прямом и переносном смысле. По возможности сами меньше набирайтесь негатива от чужих публикаций, некоторые мысли могут осесть глубоко в подкорковом слое головного мозга – изгнать будет трудно, а порой навязчивые мысли могут нанести вред и психике.

Есть статьи, которые ждут сопереживания, поддержки или сочувствия. Попробуйте стать на позицию автора. Если подобное возможно и с вами, то выразите свою поддержку коротким отзывом или расширенным комментарием. В случае явной вины самого автора в сложившейся ситуации стоит подумать, насколько полезен комментарий. Среди авторов попадаются и люди, которых относят к энергетическим вампирам. Можно легко подсесть на его «иглу», а потом оказаться под его воздействием. Здесь может сработать и эффект неосознанного гипноза со стороны автора по отношению к читателю. Попадаются и такие, кто осознанного заманивает на свои странички «добрые» души, чтобы потом черпать из читателя энергию. Слезливые статьи легче всего проникают в мозг.

Авторы с агрессивной психикой, ищущие конфликта со всеми вокруг себя, заслуживают комментария только по необходимости. Здесь вы вынуждены идти на компромисс между своей совестью и реальностью. Выбор за вами. Только будьте готовы ко всяким неожиданностям.

Легко писать комментарии авторам, отличающимся легким и добрым нравом. Их статьи читаются легко, они не «грузят» читателя своими жизненными проблемами. Комментарий можно представит и в шутливой (мера нужна во всем) форме. Умный человек поймет шутку и сумеет ответить на должном уровне. Если не поймет, то можете получить и неожиданного недоброжелателя.

Как написать комментарий?

Если сложилось определенное отношение к статье, то можно приступать к написанию комментария. Некоторые авторы совершенно не могут грамотно составить комментарий, они ограничиваются набором смайликов, междометий и непонятных высказываний, типа «Дыкть!» или «Фи…». Что он при этом подразумевает, известно только ему одному, может быть, предлагает вступить с ним в особые отношения или разделить радость.

При написании комментария желательно быть корректным, не переходить на личности, обосновывать свои замечания, найти не только недостатки, отметить и положительные аспекты комментируемой публикации. Отзыв, написанный по всем грамматическим канонам, покажет вас, как грамотного и уважающего себя и других человека. Нужно ли вам выглядеть перед окружающими безграмотным? Сленг следует использовать только на тех площадках, где большинство авторов используют его, но мера нужна во всем, иначе можно перестать думать на языке Пушкина и Толстого, сместиться непонятно в каком направлении. В русском языке кроме сленга имеется и нецензурная лексика, каково между ними расстояние еще никто не измерял, но мне кажется, что минимальна.

На сайтах, где криминальные авторитеты пишут свои воспоминания, жаргон используется весьма ограниченно, только по необходимости вложить слова в прямую речь. Появление в их среде авторов, козыряющих сленгом или феней, чревато неконтролируемыми последствиями. Там авторы наоборот стараются представить себя и других достаточно грамотными людьми.

В русском языке появляются новые слова, заимствованные из других языков, преимущественно с английского. Стоит ли их использовать везде? Наверное, нет. Не все читатели настолько продвинуты, чтобы сообразить, что их не критикуют, а хвалят.

Если площадка, для которой пишется комментарий, предусматривает и оценку, то следует оценить публикацию и в баллах (где-то ставят только плюсы или минусы, в других местах используется пятибалльная система, а встречаются и шкалы с большим количеством оттенков). Доброжелательный подход к другим авторам будет оценен положительно.

Встречаются комментаторы, которые выскакивают со своими комментариями по несколько раз на одну публикацию. Они выглядят довольно смешно, их перестают воспринимать всерьез. Нежелательно также и повторение чужих комментариев. Совсем нелепо выглядят комментаторы, которые своим комментарием ссылаются на чужой. Например, один из читателей высказался относительно публикации вполне определенно, другой, не зная, как аргументировать свои мысли добавляет от себя: «Маша (Даша, Саша или иное имя) права, я тоже такого мнения». Такой комментарий кроме появления определенных мыслей относительно комментатора ничего не вызовет. Недостаточно квалифицированным показаться легко, следует задуматься, нужно ли вставлять такой комментарий вообще.

Как отвечать на комментарий?

На вашу публикацию читатель потратил время. Уже большое спасибо, что прочел ее. Если решил написать комментарий, то простая благодарность не окажется лишней. Бывают и критические замечания. Каждый видит работу по-своему, необязательно он прав (можете и вы оказаться неправым). Бежать и сразу исправлять? «На вкус и цвет – товарищей нет». Публикация должна вылежаться (кроме новостных статей, те стареют на глазах). Потом можно автору взглянуть на нее и оценить, стоит ли вносить изменения. Учесть все мнения и угодить всем вряд ли возможно.

Нужно уметь и удержаться и не ответить грубостью на шутку. Редко, когда преднамеренно вас хотят оскорбить. Просто уровень шутливости у каждого разный, а некоторые понимают шутки только, когда шутят сами, а про себя ни-ни.

При написании комментария и ответе на оный доброжелательное отношение поможет не впадать в крайности. Даже в политических спорах не следует принимать крайнюю позицию. «Паны ругаются - а у холопов чубы трещат» срабатывает и сегодня. Никто не вправе требовать принятия вашей точки зрения, но и выискивать врага в позиции автора тоже не следует. Свобода мыслей позволяет прийти к консенсусу (взаимопониманию между разными людьми). Можно оставаться при своем мнении в любой ситуации. Оскорбить или обидеть легко, исправить потом отношения довольно сложно. Тем более сложно, если потом кто-то из оппонентов сам поступает вопреки своей совести. Гражданская позиция в политических спорах будет самой правильной. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» слова, доставшиеся нам в наследство от авторов девятнадцатого века, актуальны и сегодня.

Статья опубликована. Прошло много времени с момента ее публикации, кажется, что она перестала быть актуальной. Будет ли она интересна новому кругу читателей? Есть статьи, которые не устаревают. Они освещают вопросы, которыми живет не одно поколение. Стоит ли акцентировать внимание читателей на ранние публикации? Полагаю, что стоит. Особенно на темы, отнесенные к знаменательным датам. Например, только статей про любовь написаны миллионы, страстные отношения всегда вызывают определенный интерес. Можно своим комментарием обратить внимание публики, что есть интересная статья. Если она на самом деле интересна, то обязательно найдутся читатели, которые пожелают с нею ознакомиться. Они смогут дать и новое звучание старой публикации. Только, как и во всем, нужна мера.

Можно еще найти мысли по поводу написания комментариев. Полагаю, что читатели смогут найти полезное для себя, при необходимости дать свои отзывы или комментарии.


Здравствуйте, уважаемые граждане Датагории!
Сегодня я расскажу вам, зачем у нас есть система комментариев к статьям и что нужно, а чего не нужно писать в комментариях.

Что не нужно писать в комментариях?

1. Любя и ненавязчиво высказывать мнение можно и нужно. Это собственное мнение должно быть подкреплено личной практикой, а не быть, по сути, вариацией на тему «одна бабка сказала…»

2. Хамить, переходить на личность оппонента, превозноситься, вступать в споры с админами на публике - вот скорейшие способы получить заслуженный бан.

4. Обращайте внимание на раздел, где размещена статья. Не вваливайтесь с тяжёлой артиллерией на детскую площадку, не палите из пушки по воробьям, не красуйтесь в разделе для начинающих.

5. Не пишите комментариев вида «Дешевле купить, чем собрать» или «Купил себе такое же за 10 рублей, только ещё лучше» и т.п.
При написании статей мы делимся идеями, технологическими ходами, техническими хитростями.
Задачи поспорить с китайской промышленность по бросовости цены нет, а наше «электронное хобби» никогда не было дешёвым.

6. Не обсуждайте коммерческие, товарно-денежные вопросы.

7. Не пишите коротких и пустых комментариев вида «Зачёт», «Спасиба!», «Автор молодца», «Пять с плюсом», «На троечку», «Для студента простительно» и т.п.
Ребята, это и обидно и смешно. Мы давно не в школе, а вы не Марьиванна.
Хотите выразить автору благодарность - проголосуйте!

8. Не превращайте комментарии в аналог Привата (Личная почта). Не ведите переписку в комментариях. Не задавайте вопросы, ожидая, что их кто-то случайно прочитает. Личные дела обсуждать надо только по личным каналам: аська, скайп, е-мейл, Приват.

9. Не провоцируйте споры, дебаты и «священные войны» в комментариях. Для этого есть личные каналы или Форум.

10. Не запрашивайте технической поддержки в комментариях. Для этого есть Форум.

Что нужно писать в комментариях?

Хорошо, чтобы вы писали свои впечатления после повторения конструкции, добавляли ценные «кусочки», полезную для будущих самодельщиков информацию.
В идеале комментарии дополняют статью, совершенствуют её содержание, подкрепляют идею.
И, конечно, можно и нужно писать ваши соображения в комментарии, если об этом попросил автор, задал какой-то вопрос и т.п.

Если вас атаковал неадекват в комментариях или личной переписке

Люди в Сети встречаются разные, как и в жизни. Шанс набрести на обиженного, озабоченного собой, неадекватного человека, хама, дурака или просто злобного издевателя здесь даже выше, т.к. эти господа чувствуют свою безнаказанность: в грызло ведь никто не вломит.

Поэтому, если вы вдруг почуствовали, что диалог завернул не туда и вечер перестаёт быть томным, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ВСТУПАЙТЕ В ПЕРЕПАЛКУ!
Игнорируйте неадекватного собеседника и без промедленья , вам помогут.
В Привате всё ещё проще: нажмите кнопку "Игнорировать" в плохом письме и его автор больше вам никогда ничего не напишет. Игнор-список будет отображаться внизу вашего профиля.

Публикуйте свои статьи

У нас принято именно таким образом демонстрировать свою рукастость и головастость .
Попробуйте - у Вас получится!
Я, как всегда, помогу всё отредактировать, проиллюстрировать и опубликовать. Отвечу на вопросы по работе встроенного редактора, покажу, научу. Заглядывайте - там много ответов.

Вот что получилось из ответов на часто повторяющиеся вопросы сограждан.
Надеюсь, я всё охватил. Если желаете что-то привнести, спросить, уточнить формулировку - милости прошу в комментарии.
Спасибо всем за участие!
-
С уважением, Игорь Котов

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!