Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Как поживает агафья. Попытки социализации с современностью

birdinflight.com

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Они ели кору, охотились и быстро забыли, что такое элементарные человеческие удобства вроде туалета или горячей воды. Журнал Smithsonianmag вспоминал, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней, а на портале BIRD IN FLIGHT опубликован материал по мотивам этой статьи:

«Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около 2 метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.


Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака. Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек. Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.


Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.


Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега, - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.


Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того, что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов, - оказался для них непреодолимым соблазном. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».


Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу. «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. «Господь даст, и она проживет», - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги спустя четверть века продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

В марте этого года сотрудники заповедника «Хакасский» вертолетом добрались до участка «Заимка Лыковых» и впервые с прошлой осени навестили знаменитую таежную отшельницу, рассказали в пресс-службе заповедника. По словам 71-летней Агафьи Лыковой, зиму она перенесла хорошо, неприятной неожиданностью стали только ноябрьские морозы.

Чувствует себя отшельница удовлетворительно, жалуется лишь на сезонные боли в ногах. На вопросы, не хочет ли она перебраться поближе к людям, Агафья Лыкова неизменно отвечает: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли». Госинспекторы привезли женщине ее любимые гостинцы и письма от единоверцев, помогли по хозяйству и рассказали мирские новости, - добавили в заповеднике «Хакасский».

В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. Из-за сильной боли в ногах ей потребовалась медицинская помощь и лекарства. Чтобы добраться до больницы, староверке пришлось воспользоваться еще одним благом цивилизации - вертолетом.

Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

В 2015 году умер единственный сосед Агафьи, геолог Ерофей Седов. Он участвовал в экспедиции, обнаружившей семью отшельников. После выхода на пенсию Седов поселился неподалеку от заимки Лыковой.

Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седовой следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

Агафья похоронила Седова и с тех пор живет совсем одна.

Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Они ели кору, охотились и быстро забыли, что такое элементарные человеческие удобства вроде туалета или горячей воды. Журнал Smithsonianmag вспоминал, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней, а на портале BIRD IN FLIGHT опубликован материал по мотивам этой статьи:

«Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около двух метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака. Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек. Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.


Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.


Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега, - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.


Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того, что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов, - оказался для них непреодолимым соблазном. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».


Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу. «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. «Господь даст, и она проживет», - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги спустя четверть века продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

В марте этого года сотрудники заповедника «Хакасский» вертолетом добрались до участка «Заимка Лыковых» и впервые с прошлой осени навестили знаменитую таежную отшельницу, рассказали в пресс-службе заповедника. По словам 71-летней Агафьи Лыковой, зиму она перенесла хорошо, неприятной неожиданностью стали только ноябрьские морозы.

Чувствует себя отшельница удовлетворительно, жалуется лишь на сезонные боли в ногах. На вопросы, не хочет ли она перебраться поближе к людям, Агафья Лыкова неизменно отвечает: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли». Госинспекторы привезли женщине ее любимые гостинцы и письма от единоверцев, помогли по хозяйству и рассказали мирские новости, - добавили в заповеднике «Хакасский».

В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. Из-за сильной боли в ногах ей потребовалась медицинская помощь и лекарства. Чтобы добраться до больницы, староверке пришлось воспользоваться еще одним благом цивилизации - вертолетом.

Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

В 2015 году умер единственный сосед Агафьи, геолог Ерофей Седов. Он участвовал в экспедиции, обнаружившей семью отшельников. После выхода на пенсию Седов поселился неподалеку от заимки Лыковой.

Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седова следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

Агафья похоронила Седова и с тех пор живет совсем одна.

Отшельники Лыковы: история

Семью Лыковых случайно обнаружили в тайге в 1972 году. Лётчики, выбирая место для будущей геологической станции, вдруг увидели на склоне горы аккуратно возделанный огород и три маленьких избушки. Даже местные охотники не забредали сюда: уж слишком труднодоступными были эти горы. Оказалось, здесь более полувека вдали от цивилизации и вне всяких контактов с внешним миром обитала семья староверов Лыковых. Жили они исключительно натуральным хозяйством: ели только то, что сами выращивали на таёжном огороде, одевались в то, что сами сошьют из шкур и вручную вытканного полотна.

Вскоре к Лыковым снарядили научную экспедицию, которую возглавил профессор Лев Черепанов и доктор Игорь Назаров. Первый вопрос, заданный главой семейства Лыковых Карпом Осиповичем, звучал так: "Чем мы Вам можем помочь?"

Глава семейства староверов Лыков Карп Осипович увел свое семейство от преследования советской власти после того, как на его глазах большевики расстреляли брата с женой и трёх их маленьких детей. Гибели от рук чекистов Лыковы предпочли жизнь в уединенной тайге, тяжелый труд и недоедание.

По росту Лыковы были маленькими: самый высокий среди них был глава семейства Карп Осипович - 1 метр 58 сантиметров, самая низкая ростом была Агафья - 1 метр 50 сантиметров.

Самая большая проблема при общении с семейством Лыковых - это отказ от фотосъемки. Экспедиторам приходилось делать тайные фотоснимки без разрешения староверов. Многие староверы и поныне не разрешают делать свои фотоснимки, объясняя, что это для них грешно и им приходится потом долго молиться за этот грех.

Годы жизни Лыковых:

Смерть близких Агафьи Лыковой

Жена Карпа Осиповича Акулина Лыкова умерла от голода в тайге в неурожайный год. Четверо детей - двое сыновей и две дочери, никогда не видели людей кроме своих близких. Поэтому они вначале боялись общения с людьми с большого мира, но впоследствии освоились и вели себя более раскованно: природное любопытство и доброжелательность взяли верх. Правда по старообрядческим традициям есть с гостями за один стол они не садились и ели из разной посуды. Для гостей у староверов отдельная столовая утварь: тарелки, ложки, чашки, вилки и прочее. Мирские люди, которые не соблюдают церковные обряды и не читают молитвы, для староверов они нечистые.

Вскоре после обнаружения семьи Лыковых неподалеку от них расположилась геологическая станция (18 км от их жилища). Работники геологической станции, зная про семейство староверов, проживающее неподалеку от их станции, из любознательности навещали их. Обычно посещали они их не с пустыми руками, а с подарками и продуктами питания. Так что от общения с людьми из большого мира староверам стало немного полегче. Например, попробовав поваренную соль при приготовлении пищи, Лыковы были приятно удивлены от вкуса подсоленной еды. И после этого они уже готовили пищу, используя соль. Также бывало и такое, что рабочие гео-станции привозили им кучу уже наколотых дров, что несомненно облегчало тяжелый быт староверов в сложной природе Республики Хакасия Алтайского района.

Общение с людьми из большого мира дало не только положительные, но и трагичные моменты жизни. Староверы Лыковы жили в полной изоляции и не имели понятия, что такое вирусы. И они были полностью беззащитны перед обычным вирусным заболеванием, таким как грипп. К сожалению, у них не выработался иммунитет против некоторых заболеваний. Два брата Савин и Дмитрий, и сестра Наталья заболели гриппом и умерли от его осложнений за один год (год смерти: 1981 октябрь-декабрь). Спустя несколько лет в раннее утро 16 февраля 1988 года умер отец Агафьи Карп Осипович. И после смерти старовера Карпа Осиповича, Агафья осталась одна в безлюдной тайге.

Дальние родственники Агафьи Лыковой

Двоюродная сестра Агафьи - старовер Максимила

Каа-Хем - порожистая река с невероятно красивыми берегами? протекающая в Республике Тува. Мало кто знает об этом, но здесь в глухой тайге 40 лет прожила в своем скиту двоюродная сестра Агафьи Карповны - Максимила. Максимила по согласию родных и близких специально перебралась в глухие места тайги для исполнения строгих обетов и покаяний. В 1992 году Агафью Карповну Лыкову привозили на место жизни своей двоюродной сестры на вертолете. Она пожила со своей сестрой совсем недолго и вернулась к себе в заимку. Максимила прожила в лесу до 100 лет и была похоронена на одном из берегов Малого Енисея(Каа-Хем) неподалеку от поселения Ужеп, где староверы живут и поныне. Староверы пришли в это глухое место в 1913 году из Новгородских лесов и Пермского Края. Фамилии данных людей звучат так: Руковицины, Шмаковы, Кудрявцевы. Фамилий не много, но семьи большие от пяти до десяти детей - это вполне нормально для староверческой семьи. Среди этих староверов были и Лыковы. Добирались они до этих мест долго через Саяны и Алтайские отроги, подальше от людей и городов.

Поселения староверов, в которых живут дальние родственники Агафьи

Для того, чтобы сегодня попасть к родным Агафьи Карповной, нужно преодолеть непреступные горы и проплыть девять часов вверх по Енисею. Староверы говорят: "Чем выше по Енисею - тем выше вера". Но выше уже и некуда: здесь среди глухой тайги, красивых и мрачных отрогов, староверы построили свой отдельный мир, в котором живут по собственным законам. Дорог здесь не строят специально, чтобы чужаки не забирались.

Старовер Татьяна Алилуева, житель села Ужепа, говорит: "Нас никто не беспокоит, у нас в поселении нет воровства, живем тихо и мирно".
Алилуева в Ужепе заведует местной библиотекой, она гордится, что в ее библиотеке нет книг, содержащих насилие и разврат.

Сейчас в поселке Ужепе, где живут дальние родственники Агафьи Лыковой, насчитывается пятьдесят дворов и триста пятьдесят жителей. Все семьи большие, как правило, по пять-семь детей. Рожают, как говорится, сколько Бог пошлёт. Никаких пособий и пенсий принципиально не получают, считают, что все можно заработать своим трудом. Все население живет по канонам старообрядчества. Здесь не принято подавать гостям пищу из своей посуды и брать у чужих людей какие-либо вещи. Те вещи, что побывали в руках цивилизации, считаются у староверов греховными. Едят они только свою пищу, крестятся двумя перстами, как и пару веков назад. Старообрядцы дружелюбные, на общение идут легко.

Живут таежные староверы охотой и своим хозяйством. В каждом дворе по три-четыре коровы. Электричеством пользуются только для хозяйственных нужд. Радио, телевизор и компьютер - здесь не используют. Пекут хлеб, обрабатывают кедровый орех, занимаются сельским хозяйством и ремеслом. Так как поселение Ужеп находится рядом с большой рекой, то здесь ценятся лодки. Лодки делают из дерева, а в последнее время и из легких сплавов металла. Девочек и мальчиков к домашнему труду здесь приучают с самого раннего детства. С пяти-шести лет дети пекут хлеб, ходят на охоту, за ягодами и орехами, ухаживают за огородом и домашними животными. Обычную школу здесь не жалуют, единицы детей доходят до девятого класса. Большинство ребятишек, отучившись несколько лет, бросают ходить в школу. Считается, что для счастливой и правильной жизни в тайге, достаточно выучиться читать и писать, остальное - от лукавого.

Троюродный брат Агафьи - старовер Михаил Руковицин

Дальше всех расположилась заимка Медвежка. До этого места нужно добираться по реке, проплыв ровно пятнадцать километров от поселения Ужепа. Здесь живет троюродный брат Агафьи Лыковой - старовер Михаил Руковицин. У Руковициных семеро детей. Они, как и все староверы, живут своим хозяйством: держат домашних животных и разводят пчел. Руковицины, собственными усилиями построили мост через реку и даже соорудили систему подачи воды из реки на огород и в дом.

Агафья Лыкова в гостях у родных

Когда-то к Агафьи Лыковой с верховьев Енисея родные приезжали целыми семьями. Родственники помогали Агафьи по хозяйству. Как-то раз и сама Агафья посещала своих родных. Она легко перенесла полет на вертолете. Дальше до своих родственников она добиралась на поезде. В поезде её узнали пассажиры, так как в то время Лыковы были популярны: про них писали статьи и показывали документальные фильмы. Поездка в поезде Агафью поразила больше, чем полёт на вертолете. Она удивлялась и говорила, что поезд - это как дом на колесах, который ещё и едет в заданном направлении. Поездка к родственникам у Агафьи получилась не самая хорошая. Так как она с детства жила в полной изоляции от окружающего мира, то у нее не было подходящего иммунитета к современным вирусам и заболеваниям. Она сразу же начала болеть: у нее поднялась температура и она плохо себя чувствовала. Агафья тогда болела долго и тяжело.

Агафьи запомнилось прибывание в миру тем, что там испорченный воздух и совершенно невкусная вода. И так Агафья Карповна отзывалась лишь о поселке городского типа. Мы уже даже и не знаем, чтобы сказала Агафья о современных мегаполисах. Старовер Агафья Лыкова говорила, что в миру много всяких ненужных механизмов окружает людей. Обычные настенные часы и электросчетчик своими издаваемыми шумами не давали ей спокойно заснуть. Единственное благо цивилизации, понравившееся Агафье Карповне, был универмаг. Женскую природу не смогли заглушить ни тайга, ни тятины запреты: Агафья с удовольствием примеряла обновки, а потом еще долго щеголяла в платках и пальто по своей заснеженной заимке в тайге.

Повседневная жизнь Агафьи Лыковой

Много лет журналисты и исследователи пытаются узнать, какова повседневная жизнь отшельников, в первую очередь Агафьи Карповны: как строится день таежной отшельницы, чем занята утром, днем и вечером. Утро у Агафьи начинается с восхода солнца. Летом она встает совсем рано, а зимой чуть позже. Если есть мука, то она заводит тесто и готовит опару, для того чтобы после испечь вкусный домашний хлеб прямо в печи. Затем она идет работать на огород. Главная трудность для Агафьи - это сбор корма для скотины. Она держит несколько коз и кур. И заготавливать сено для коз для нее нелегкое дело, так как она уже немолода и есть беспокоящие ее тело болезни. И если добрые люди не помогут с сеном на зиму, то ей опять придется стоять перед нелегким выбором: убить коз или же пытаться прокормить их, собирая кору и ветки с деревьев.

Казалось бы тайга не город и спешить здесь некуда. Но у Агафьи Лыковой времени все равно не хватает на свое хозяйство. Для Агафьи каждый день нужны сухие дрова, для того чтобы истопить печь и приготовить на огне пищу. А это как вы понимаете, для пожилой женщины не так уж и легко. Кстати, отопительную печь и печь для приготовления пищи Агафья выкладывала сама. Мастерству печника она научилась у своего отца. Добывает огонь не с помощью спичек, а с помощью кресало или огниво, как это делали ее предки. Печка не только кормилица, но и лучший друг Агафьи: если у нее болит поясница, то она ложится на теплую печь спиной и боль утихает.

С продуктами у Агафьи тоже непорядок: большие запасы делать ей не под силу, потому стол Агафьи Карповной не просто скудный, но иной раз получается, что поесть ей удается только один раз в сутки. К тому, что полноценно обедать и ужинать не получается, Агафьи Карповной не привыкать. Но то, что старовер Агафья отменить не может, так это молитвы. Молится она регулярно и знает все православные праздники.

Одиночество старовера Агафьи Лыковой

Если говорить начистоту, то в последнее время Агафье Карповне очень тяжело переносить одиночество. Ведь с самого первого знакомства с людьми ей очень нравилось общение, поначалу с геологами, а впоследствии и с остальными людьми, которые посещали староверов Лыковых. После смерти всех членов своей семьи, она месяцами вымаливала у Бога себе подругу и помощницу.

Люди стали приезжать на житье к Лыковым уже давно. Кого там только не перебывало: семейные пары, художники, старатели, всякого сорта искатели веры. Мало кто задерживался больше, чем на пару месяцев, с первым же вертолетом сбегали, так как очень тяжелый быт и нелегкий характер старовера Агафьи давали о себе знать. Не многие люди могли привыкнуть к суровому местному климату, погода была очень переменчива. Также сильно докучали комары и мошки (гнус). Пища была самая простая и неразнообразная.

Надежда Небукина (Усик) - послушница Агафьи Лыковой

Только из пришлых Надежда Небукина (Усик) задержалась на целых пять лет. Она была у нее как послушница и называла Агафью матушкой. Надежда пошла в служение к Агафьи под воздействием внешних обстоятельств: её муж попал в аварию и она была в страшной депрессии. Сначала Надежда обратилась к своему батюшки в церкви, рассказала ему свои проблемы и попросила разрешения на жизнь в монастыре. Батюшка тогда сказал Надежде, что у неё есть дочь и мать, и ей может быть трудно жить в монастыре. Служитель церкви, духовный наставник Надежды, сообщил, что есть такое тихое место, которое находится в тайге и живет там богопослушная Агафья Лыкова. Святой отец поставил условие Небукиной Надежде в виде испытательного срока - жизнь с Агафьей Карповной Лыковой. Если Надежда сможет ужиться со староверкой в таежном лесу, то значит она получит благословение на жизнь в монастыре.

Идти пришлось Надежде Небукиной к староверу Агафьи Лыковой пешком. Начала она свой путь с истока реки Бахчит с проводником Владимиром Богдановым. Богданов хорошо знал дорогу только до реки Баскон Алтайского края. Дальше они ориентировались по карте. Проблема в том, что карта не всегда отображала точную дорогу и часто выводила их на крутые спуски и подъемы, по которым было невозможно пройти с большими походными рюкзаками. Вот так они ходили и плутали около двадцати дней в поисках заимки Лыковой Агафьи. Все продуктовые запасы подходили к концу, как вдруг они нашли это место.

В это время у Агафьи гостил Сергей из Кемеровской области. Он уже вовсю помогал Агафьи: отремонтировал избушку и сараи, обработал огород и начал сажать картофель. Надежда осталась жить у Агафьи Лыковой. Вскоре Сергей уехал, и они остались с Агафьей одни в тайге. За пять лет жизни Надежды с Агафьей Сергей приходил к ним несколько раз и помогал по хозяйству.

Надежда говорит, что когда она пришла к Агафье, то она уже плохо себя чувствовала и часто болела. Её несколько раз возили лечиться на Горячий ключ (спонсором выступал Тулеев А.Г. – губернатор Кемеровской области). Данное место расположено в 150 км к юго-западу от города Абаза Республики Хакасия. Там из горы бьет ручьем термальный источник, славящийся своими целебными свойствами. После такого лечения Агафьи становилась намного легче и она вновь была готова трудиться.

Затем мама Надежды пишет ей письмо, в котором сообщает о том, что ей тяжело и нужна поддержка дочери, так как у нее за последний год умер муж и брат. Агафья не хочет отпускать Надежду, так как тоже нуждается в её помощи. В своем интервью Надежда говорит то, что Агафья всегда падала в обморок перед тем, как она пыталась уезжать от неё. Настолько она была ценна для старовера Агафьи. Потом пришел постоянный помощник Агафьи - Сергей, и перезимовал с ними зиму, оказывая всестороннюю помощь. А по весне Сергей с Надеждой покинули Агафью.

Но не все так хорошо было во взаимоотношениях Агафьи и ее послушницы Надежды. Надежда в своем интервью выставляет себя в лучшем свете. В последнем интервью Агафье Карповне задали вопрос о её жизни с Надеждой. Агафья с грустью говорила о том, что отношения у них были плохими и её послушница не хотела ей служить подобающим образом. Надежда оскорбляла Агафью и часто смела поднимать на неё руку. Агафья Лыкова сказала, что могло дойти даже до убийства, но тут пришел Сергей на зимовку, а по весне Надежда ушла с Сергеем в родные края. Есть такая информация, что Агафья дала обвинительные показания в полицию на свою послушницу Надежду.

В показании говорится:

о периодических побоях со стороны Надежды, также к делу приложены снимки переломанных рёбер, нанесённых тупым твёрдым предметом. В настоящее время в прокуратуру Абакана подано заявление гр. Лыковой о возбуждении уголовного дела против Надежды о нанесении тяжких телесных повреждений потерпевшей Агафье.

Ст. уполномоченный кировского РОВД В.А Турчинов.

В интервью Агафья говорила о том, что Надежда ее покалечила: вывихнула ей плечо, повредила шею, душила её и всячески избивала. А жаловаться-то в тайге некому, вот и приходилось Лыковой спасаться как истинной христианке: молитвой и терпением.

В последнее время к Агафье постоянных помощников не приезжает, да и после случая с послушницей Надеждой она более осторожно относится к незнакомым людям.

Агафья Лыкова: падение отработанных частей космических кораблей вблизи заимки Лыковых

С некоторых пор буквально на голову Агафьи свалилась ещё одна напасть. Более двадцати лет назад район, где проживает Лыкова, попал в зону падения отработанных ступений ракеты Протон. Естественно, с обломками разной величины на эти земли попадает гептил, токсичное производное отработанного ракетного топлива. Со станции Байконур запускается ракета, а отработанные топливные части падают в тайгу.

По странному совпадению, именно через несколько лет после начала запуска ракет серии "Протон", у Агафьи, которую тогда удалось обследовать в больнице, обнаружили злокачественную опухоль в районе правой груди. Оперативному лечению Лыкова тогда воспротивилась и вернулась в тайгу к повседневной жизни. В силу таинственных механизмов, быть может благодаря целительной силе таежного воздуха, заболевание развивается медленно. Но на данный момент опухоль дает о себе знать и все больше беспокоит Агафью Карповну. Но в больницу ехать на лечение она по прежнему отказывается, часто возникающую боль она снимает тем, что растёт у нее на огороде.

Болезни Агафьи Лыковой

Доктор Игорь Назаров говорит: "У Агафьи сложное заболевание и позвоночника, и суставов, пошаливает сердце и не совсем в норме другие органы. Лыкова на данный момент - это очень больной человек."

Агафья знает, что ее болезнь неизлечима. Но она больше переживает за то, что не успеет больше свидеться со своими родными и близкими, которые живут в отдаленных староверческих поселениях. Но возможности у нее к сожалению нет, ведь чтобы добраться до родственников ей нужно нанимать вертолет, а деньги на данный вид транспорта, как вы понимаете, у неё не имеются.

Бизнесмены и политики в гостях у Агафьи

Залетают бывает в таежную глушь бизнесмены миллионеры с барышнями на пикник, ведь места здесь необыкновенно красивые. Прилетают, жарят мясо, выпивают и куролесят. Поначалу Агафья Карповна не выходила к непрошеным гостям, но постепенно перезнакомилась со всеми, и теперь даже их жалеет. Говорит, что они глупые и им нечем заняться, кроме как выпивать и вести себя неприлично.

Любовь Агафьи Карповны Лыковой

Есть в биографии Агафьи Карповной одна мало известная страничка: история её кратковременного замужества, случившейся после смерти её отца Карпа Осиповича. К ней посватался охотник Алексей Тропин, кстати её дальний родственник. Агафья спрашивала разрешение у своих духовных сестер, живущих в скитаниях на берегах Енисея, те дали добро. Будучи ещё невестой, Агафья поставила условие: жить они с Алексеем будут только как духовные брат и сестра. Но новоиспеченный муж договора не сдержал. Муж был немолодой, шел ему шестьдесят пятый год отроду, но он был ещё в силах и захотелось ему физической близости. Четыре дня кряду домогался он до Агафьи, а на пятый день овладел ею. Но так и не выдержав борьбы с Агафьей за близкие телесные отношения, он ушёл от неё к себе домой. Но после он долго звал Агафью к себе и даже домик в поселке прикупил для их совместной жизни.

Поначалу Агафья страшно сердилась на не пожелавшего оставаться духовным братом Алексея, но потом по нему сильно затосковала и с грустью вспоминает его до сих пор. Не удалось Агафье Лыковой устроить свое семейное счастье. Прожили они с Алексеем всего-то три недели.

Все это время рядом с Агафьей находился ещё один человек - Ерофей Созонтьевич Седов, потомственный охотник. Он то и был проводником для самой первой экспедиции к Лыковым. Ерофей в молодости зимой на охоте обморозил ногу и теперь ходит с протезом. Говорят, что именно из-за страсти к Агафье, он бросил в городе свою семью и переселился в Тайгу, поближе к Лыковым. И он до последнего времени постоянно делал Агафье предложение замужества. На ухаживания Ерофея,Агафья ответила лишь одним поцелуем и было это более тридцати лет назад, но Ерофей Созонтьевич помнит об этом до сих пор.

Сейчас же по воле Агафьи этих людей связывают экономические отношения: он ей дровишек подкинет, а она ему картошки. Да и сын нередко забирает Ерофея в город на лечение и тогда Агафья остаётся в тайге совершенно одна, наедине со своим уже немалым возрастом, болезнями и фактически без связи.

Буй для экстренной помощи Агафьи Лыковой

Агафьи Карповне в одно время поставили специальный буй со спутниковой антенной, с помощью которого она может отправлять сообщения о необходимой экстренной помощи. Агафья два раза вызывала помощь через данное устройство, когда ей было особо плохо и невмоготу. В тот момент она не могла самостоятельно принести дров и затопить печь, то есть ситуация была действительно на грани между жизнью и смертью.

Но так как прислать вертолет в такую даль обходилось для местного бюджета в круглую сумму денег, то впоследствии данное устройство убрали.

В заключении об Агафье и современном мире

Агафья Карповна, конечно, выживет и без связи, и без помощи из вне. Силы духа ей не занимать. Тайга много требовала от маленькой отшельницы, но многое и дала. Может быть поэтому она так легко сходится с людьми, да ещё и с какими: знает все местное начальство, с губернатором за ручку, приветы президенту передает.

А пока миллионы людей, садясь в свои комфортные авто и разговаривая по супер современным телефонам, приходя вечерами в свои теплые квартиры и дома, вряд ли даже вспомнят о том, что каждый вечер, под общими с ними звездами, в глухой тайге таежная отшельница в одиночестве читает молитвы при свете свечи. Агафья, которой известны другие законы жизни. Она в своей тайге, как луч, как маячок, как индикатор того, не становимся ли мы черствее, можем ли понимать и принимать тех, кто живет по другому, и будем ли мы такими же сильными как Агафья Карповна, последняя из рода Лыковых.

Отшельники Лыковы: история (видео)

Лыкова Агафья (видео)

Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом - страшные дикие звери, зимой - морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.

40 лет назад облетая глухую тайгу на вертолете, советские геологи заметили огород в безлюдных местах в верховьях реки Абакан. Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых - отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз.

Через пару лет, в 1982 году к отшельникам отправился журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни.

Губительная цивилизация

Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых - помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.

В одну из последних встреч с Агафьей, ныне покойный Песков спросил ее, хорошо ли это по ее мнению, что люди “нашли” их семью. Агафья призналась, что ей кажется, людей им послал Бог. Если бы не люди - они бы давно умерли.

Владимир Шелков/TASS

«Какая была наша жизнь - обносились, все лопотинки [одежда] в заплатах. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» - цитирует Агафью «Комсомольская правда».

Как прославились лесные робинзоны

По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.

Илья Питалев/Sputnik

Песков рассказывал друзьям, что жена Брежнева по утрам отправляла специального человека к киоску, чтобы тот поскорее купил ей «Комсомольскую правду» - так ей не терпелось прочитать продолжение саги о сибирских отшельниках. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки.

Почему Лыковы забрались в леса

По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой - заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

Илья Питалев/Sputnik

Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы - браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

Звезда Агафья

Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году. Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение. В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам.

Илья Питалев/Sputnik

Местные власти поддерживают Агафью, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался, чтобы отшельнице предоставляли всю необходимую помощь. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.

В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне».

Илья Питалев/Sputnik

Уединение Агафья считает главным путем к спасению души. Хотя одинокой она себя не считает. «Рядом с каждым христианином всегда есть ангел-хранитель, а также Христос и апостолы», - считает отшельница.

Александр 5 месяцев назад

Это не ее, это нас жалеть надо.
Разрешите «перепостить» здесь еще одну хорошую статью о староверах:
СТАРОВЕРЫ (рассказ очевидца) 🍂

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди – всё приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы. Семейские живут отдельными посёлками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят.

Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их посёлка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры – очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже. Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что ВСЕ БОЛЕЗНИ ОТГОЛОВЫ. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил.

Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить на потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода. Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите – столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы – люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать, молиться, а уж только потом пьёт травы, настои, лечится природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине ОНИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ СЛУШАТЬ РАДИО, СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР, СЧИТАЯ, ЧТО ТАКИЕ УСТРОЙСТВА ЗАСОРЯЮТ ГОЛОВУ И ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА РАБОМ: ИЗ-ЗА ЭТИХ ПРИБОРОВ ЧЕЛОВЕК ПЕРЕСТАЕТ ДУМАТЬ САМ. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивают, не злорадствуют. Работают все от мала до велика. Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почёте чистота, причём чистота во всём, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моётся и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой.

Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. ЛЮДЬМИ ДВИЖЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН, КОТОРЫЙ НИГДЕ НЕ ПИСАН, НО КАЖДЫЙ ЕГО ЧТИТ И СОБЛЮДАЕТ. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое! Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс – это хорошо, но с другой… МЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТЕРЯЛИ СЕБЯ, ПЛОХО СЕБЯ ПОНИМАЕМ, ПЕРЕЛОЖИЛИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ НА РОДИТЕЛЕЙ, ВРАЧЕЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО. МОЖЕТ ПОЭТОМУ И НЕ СТАЛО ПО-НАСТОЯЩЕМУ СИЛЬНЫХ И ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ?

А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем. Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утерли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием. Их девяностолетние старики выглядят как наши в 50-60 лет. Разве они – не хороший образец того, как надо жить, чтобы быть здоровыми и счастливыми?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!