Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

К какому возрасту формируется половая идентификация ребенка. Полоролевое развитие и половая идентификация

Мама, я хочу быть девочкой! – заявил мне сын в три с половиной года.Почему? – поинтересовалась я…

Девочкой быть лучше, – ответил он. Но так и не смог объяснить, почему.

С такой или подобной ситуацией сталкиваются многие родители. Сын хочет носить платьице, красить губы, а дочка играет в машинки, изображает пирата или дерется. Часто такое поведение пугает родителей, кажется ненормальным. Сейчас общество более терпимо относится к гомосексуализму, чем скажем 10-20 лет назад, но все-таки в России это явление пока не считается нормальным, и большинство родителей хотели бы чтобы их ребенок был ориентирован на гетеросексуальные отношения (с противоположным полом).

Поэтому, когда девочка или мальчик проявляют поведение, не свойственное представителям своего пола, родители бывают удивлены и насторожены.Осознание своей принадлежности к тому или другому полу происходит у ребенка в дошкольном возрасте. К полутора годам он интуитивно определяет свой пол, к трем-четырем – осознанно отличает мужчин от женщин, но еще допускает, что со временем пол может измениться. К 6-7 годам ребенок уже окончательно осознает, что половая принадлежность – это навсегда, и начинает активно проявлять и примерять мужской и женский стили поведения, игры, занятия и т.д.

Существуют разные теории половой социализации у детей. Одна из них берет начало в психоанализе. Фрейд выделял три стадии развития индивида: оральная (примерно до 1,5 лет, познание мира и получение удовольствия идет через рот), анальная (приучение к горшку , контроль над своим телом, 2-3 года), и фаллическая (ок. 4 лет). На фаллической стадии у мальчиков проявляется Эдипов комплекс, а у девочек – комплекс Электры. Это влечение к родителю противоположного пола и ревность – к своего. Разрешение Эдипова комплекса происходит через преодоление мальчиком влечения к матери, когда он начинает идентифицировать себя с отцом и перенимает от него доминантную модель поведения. Девочки же, напротив, подавляют в себе активность, идентифицируют себя с матерью.

В процессе половой самоидентификации ребенок получает подкрепление своей половой роли : у мальчиков поощряется мужское поведение, у девочек – женское. В первую очередь это происходит в семье. Поэтому учитесь сами соответствовать своему полу. В социуме есть представления о «правильном» половом поведении:

  • Для мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, рассудочность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности.
  • Женщине же, напротив, свойственно быть пассивной, нерешительной, идущей на компромисс, эмоциональной и социально уравновешенной.

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваша дочь вышла замуж не за «тюфяка» и «тряпку», то прививайте ей с детства понимание, что она – будущая женщина.

Если вы хотите, чтоб с вашим взрослым сыном рядом была заботливая, мягкая, душевная женщина, а не мужик в юбке – воспитывайте его мужчиной: поощряйте активность, не пытайтесь сделать его тихим и покладистым, пусть у него всегда будет свое мнение.

Еще одно важное замечание:

Иногда бывает, что ребенок рождается не того пола, о котором мечтали родители. И они бывают разочарованы, не принимают ребенка, либо пытаются воспитать его в противоположность природе: стараются из мальчика «сделать» девочку и наоборот.

Если у вас случилось именно так, то, пожалуйста, не пытайтесь переделать природу, иначе ваш ребенок будет на протяжении всей жизни ощущать внутренние противоречия и у него будут дополнительные сложности с поиском своего места в жизни.

Малафеева Екатерина Николаевна

Никитина Анна Андреевна

студенты 4 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

Смирнова Светлана Андреевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация - отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой .

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту .

Если дети 4-5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) .

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 116», а также на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9» г. Череповца, в котором приняли участие 30 детей трёх разных возрастных групп.

В первую группу опрашиваемых входили 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4х лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, вторая группа респондентов - 10 детей средней группы детского сада (4-5 лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, третья группа - 10 детей старшего дошкольного возраста - 5 мальчиков и 5 девочек.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Полученные эмпирические данные позволили нам выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знают о своей половой принадлежности и чётко различают пол окружающих их людей. Это говорит о том, что половая идентификация у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста сформирована, однако, в её основе чаще всего лежат случайные внешние признаки (причёска, тип одежды).

Мальчики младшего дошкольного возраста увидели, что девочки отличаются от них наличием косичек (50 %), 30 % детей (девочки) сказали, что «видели себя в зеркале» и 20 % данный вопрос оставили без ответа.

Дети среднего дошкольного возраста выделили следующие отличительные признаки между полами: длина волос - 80 % детей (из них 30 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек), причём один мальчик отметил, что у девочек растут волосы вниз, а у мальчиков - вверх; одежда - 90 % детей (из них 70 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек); красоту девочек как внешний признак выделяют 20 % детей (девочки); голос как отличие между мальчиками и девочками выделил один мальчик - это 10 %; мальчики - как защитники (10 %); способность женщины к рождению ребёнка (10 %). Из всех опрошенных 40 % не выделили отличий мальчиков от девочек и характерных для них признаков без наводящих вопросов.

100 % детей старшего дошкольного возраста видят отличия в причёске, в одежде - 80 % детей (из них 40 % - мальчиков и 40 % - девочек). Одна девочка видит отличие в цветах одежды мальчиков и девочек (10 %). 20 % детей (мальчики) считают, что девочки и мальчики играют в разные игрушки, 1 мальчик заметил, что только девочки красят губы (это 10 %), другой мальчик видит отличие в именах (10 %). Ещё один мальчик считает, что только девочки носят серёжки в ушах, поэтому выделяет данный признак как отличие между полами (10 %). Только один ребёнок (мальчик) считает, что мальчики никогда не плачут и защищают девочек - это 10 %. И одна девочка выделяет как внешний признак - красоту девочек, умение «наводить» красоту (10 %).

Такие половые признаки как эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности в большинстве случаев дети не выделяют.

Следует отметить, что некоторые младшие дошкольницы (20 % детей) отметили качества, характерные женщине - это доброта, ум, красота, в отличие от мальчиков, которые не смогли привести никаких аргументов (50 %).

Дети среднего дошкольного возраста отмечают качества не в соответствии с полом, а в соответствии с возрастом. Например, в будущем 70 % детей видят себя большими (из них 30 % мальчиков и 40% девочек) и высокими - 20 % (из них 10 % девочек и 10 % мальчиков); 20 % детей (мальчики) не смогли «увидеть» себя взрослыми; один мальчик видит себя сильным (это 10 % детей); другой мальчик дал такое описание своего образа в будущем: «Я буду умным, буду зарабатывать денежки, чтобы мама покупала моему брату сладости» (10 %).

Дети старшего дошкольного возраста отмечают качества в соответствии со своим полом: мальчики в будущем хотят быть сильными, смелыми, храбрыми, ловкими, а девочки - хорошими, красивыми, любимыми, милыми, умными, добрыми и ухоженными.

Анализ результатов показал, что дети не только среднего и старшего, но и младшего дошкольного возраста идентифицируют в соответствии с полом понятия «дядя» - «тетя», супружеские понятия («муж» - «жена»), и родительские понятия («папа» - «мама»).

Все диагностируемые дети эмоционально положительно относятся к себе как к носителю пола. Некоторые дети среднего (20 %) дошкольного возраста верят в возможность смены пола, в отличие от младших и старших дошкольников, которые полностью осознают необратимость пола.

Практически все дети среднего дошкольного возраста не хотят менять свой пол - это 90 % детей. Только один мальчик не смог дать однозначного ответа на вопрос, хотел бы он проснуться девочкой или нет (10 %).

В проведенном исследовании дети старшего дошкольного возраста не хотят менять свой пол и очень огорчились, если бы это произошло, за исключением одного мальчика (это 10 % детей), который, не огорчился, но, при этом, не приспосабливался к новой роли, а пытался бы изменить то, что с ним произошло («конечно, пытался бы изменить», - говорит Ваня с задорной ухмылкой).

Данная ситуация имеет свои отличительные особенности: в случае смены пола большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста не огорчились бы, в отличие от детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», позволила проследить различные предпочтения детей, в зависимости от пола и возраста. В ходе исследования детям предлагалось 2 неоконченные ситуации, в которых они выбирали между мужским и женским образцами поведения.

Так, в ситуации выбора подарка на день рождения для представителя своего пола большинство детей младшего дошкольного возраста (70 %) выбрали вариант ответа адекватно своему полу: мальчики (30 %) - «машинку» и «конструктор»; девочки (40 %) - «игрушечный дом». Соответственно 30 % детей - выбрали неправильный вариант ответа. Мальчики (20 %) объяснили свой выбор тем, что в игрушечном доме можно «играть человечками» и это для них является более интересным. Только одна девочка (10 %) выбрала подарок неадекватно полу - «конструктор», затрудняясь объяснить свой выбор.

Это объясняется тем, что в данном возрасте оценка ребёнком степени своей маскулинности/феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений.

Следует отметить, что все дети среднего (100 %) и старшего (100 %) дошкольного возраста в предложенной ситуации выбирали тип поведения в соответствии с полом.

Другая ситуация предполагала описание того, как мальчик может поиграть с куклой и как девочка может поиграть с машиной.

Все дети младшего и среднего дошкольного возраста полностью исключили возможность мальчика играть с куклой, а девочки с машинкой.

Но два ребёнка старшего дошкольного возраста - мальчик и девочка, что составляет 20 %, допускают иной вариант ответа. Они считают, что мальчик, например, может играть куклой, инсценируя её похищение монстрами, а девочка вполне может играть машинкой, катая в ней кукол или другие игрушки.

При выявлении половозрастной идентификации половина испытуемых детей среднего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя с полом и возрастом - это 50 % детей (30 % мальчиков и 20 % девочек), из них один мальчик идентифицировал себя с образом настоящего и как дошкольника и как школьника (10 %), 30 % детей идентифицируют себя с образом школьника (это 20 % мальчиков и 10 % девочек), 2 девочки идентифицируют себя с образом девушки (это 20 %).

Один мальчик не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, а значит, идентификация с образом настоящего у ребёнка сформирована не в полной мере. Большинство детей среднего дошкольного возраста (90 %) свой предыдущий статус идентифицируют правильно; одна девочка (которая идентифицирует себя в настоящем с образом девушки) не смогла идентифицировать себя с образом младенца (10 %), но стоит обратить внимание, что она правильно определила «предыдущие» свои роли школьника и дошкольника. С образом будущего правильно идентифицировали себя 80 % детей, остальные 20 % не справились с выбором. Один мальчик (это 10 %), как говорилось выше, не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, поэтому эксперимент далее не продолжался. Другой мальчик считает, что школьником он был раньше (10 % детей).

Половозрастную хронологию в правильном порядке выстраивает небольшое количество детей среднего дошкольного возраста - это 30 %. Почти половина испытуемых карточку с пожилым человеком не включает в половозрастную хронологию (40 % детей), хотя узнаёт бабушку и дедушку (30 % детей). Это ещё одна отличительная особенность половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.

Но следует отметить интересную особенность, что все дети как старшего, так и младшего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя, свой предыдущий статус и образ будущего с соответствующим полом и возрастом, в правильном порядке выстраивают половозрастную хронологию.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей младшего дошкольного возраста - предпочтение было отдано образам младенца и мужчины/женщины. Младенец оказался наиболее привлекательным для 50 % детей, объяснялось это большой симпатией дошкольников к малышам. Остальные девочки и мальчики младшей возрастной (50 %) группы, посчитавшие привлекательными образы мужчины и женщины, пояснили, что эти образы особенно нравятся им тем, что напоминают своих маму и папу.

Самыми непривлекательными образами для детей младшего дошкольного возраста являются образы бабушки и дедушки - 50 % (40 % девочек и 10 % мальчиков). Один мальчик (10 %) посчитал непривлекательным образ школьника, отметив, что совсем не хочет учиться в школе. Ещё 20 % детей (мальчики) не выделили какого-либо непривлекательного для них персонажа.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей среднего дошкольного возраста проявились половые особенности, поэтому полученные данные проинтерпретированы отдельно по мальчикам и девочкам.

Самыми привлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ школьника - это 60 % («как я»; «как брат»; «потому что я в школу хожу») и образ мужчины - 60 % («как папа, он меня на ручках носит»; «я буду таким»; «нравится цвет одежды»). Образ юноши привлекает одного мальчика - это 20 % («как брат»). Образ дошкольника считает привлекательным 20 % мальчиков («как я») и один мальчик считает привлекательным образ дедушки - 20 % («нравится цвет одежды»).

Самыми непривлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ младенца (20 %) и образ мужчины (20 %). Следует отметить, что большинство мальчиков (60 %) не выделяли непривлекательного персонажа, относя к нему все оставшиеся образы.

Самым привлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ девушки - 80 % («как мама»; «как я с бантиком»; «красивая как я»; «большая»). Образ младенца выбрала одна девочка - это 20 % и объяснила свой выбор тем, что сама хотела бы быть похожа на девочку с картинки.

Самым непривлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ бабушки - это 40 %. Свой выбор девочки объясняли по-разному, - «не очень красивая, старенькая»; «не бабушка это». 20 % девочек непривлекательным образом считают дошкольника и школьника, объясняя свой выбор тем, что у них волосы короткие. Для одной девочки непривлекательным является образ дедушки - 20 % («дедушка ругается»). Другая девочка не выделила непривлекательный образ, относя к нему все оставшиеся (20 %).

Самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ девушки/юноши - 60 % детей (из них 20 % мальчиков и 40 % девочек). Мальчики, выбирая образ юноши, объясняли это тем, что он сильный и взрослый. Девочки объясняли выбор образа девушки тем, что она взрослая, большая и красивая. Также дети отдают предпочтение образу школьника, потому что хотят пойти в школу, как они и объясняют свой выбор - 40% детей (из них 20 % мальчиков и 20 % девочек). Образ дошкольника считает привлекательным один мальчик - это 10 % детей («я сейчас такой»), и образ младенца выбрала одна девочка - это 10 % («красивый малыш»).

Самым непривлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ пожилого человека (дедушки и бабушки) - 50 % детей (из них 30 % мальчиков и 20 % девочек). Дети однозначно объяснили свой выбор, - «Он(-а) старый(-ая). Я таким(-ой) быть не хочу». Образ младенца считают непривлекательным 20 % детей (из них 10 % мальчиков и 10 % девочек). Одна девочка объяснила свой выбор так, - «Маленькие всегда плачут». Один мальчик считает самым непривлекательным образом - картинку с изображением мужчины - это 10 % («просто не нравится»). 20 % детей (2 девочки) не выделили непривлекательного образа («все нравятся»).

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

Перспективу нашего исследования составляет разработка методических рекомендаций по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Раздел для педагогов предполагает рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Список литературы:

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

2.Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. - 237 с.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3.1. Формирование половой идентичности

Согласно Е. Т. Соколовой, во многих теориях физическое Я не включается в Я-концепцию, хотя на самом деле телесный опыт играет весьма важную роль в развитии представления личности о себе, тем более в подростковом возрасте. «Осознание человеком своей телесной сущности… представляет собой такой же познавательный процесс, что и познание (отражение) объектов внешнего мира и других людей» (Соколова, 1989, с. 6). Образ тела включает в себя «осознание схемы тела, внешности и половой принадлежности» (там же, с. 6).

Одной из проблем подросткового возраста является формирование половой идентичности. Новый физический статус подростка тесно связан как с предъявлением обществом новых социальных ориентиров, так и с реконструкцией представлений о себе под влиянием отраженного самоотношения.

Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Бернс (1986) считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны (1998), например, уделяют этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то увеличение, то снижение веса половой идентичности в самоидентичности в целом.

Формирование половой идентичности происходит под влиянием различных факторов, одним из которых является биологическая детерминанта. Существует мнение (возможно, и спорное), «что роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности» (Баттерворт, Харрис, 2000, с. 304).

Биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:

– хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;

– гонадный пол – формирование мужских или женских половых желез;

– гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий – половых органов;

– морфологический пол – строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;

– пубертатный пол – связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

Хромосомный фактор – это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину или женщину. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в Y-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол – в Х-хромосоме.

Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках – эстроген.

Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин – в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии жировой ткани и округлых форм тела.

Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и связан со стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки – нежность, ранимость и незащищенность.

По мнению Ф. И Р. Тайсонов, половая идентичность – это «психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывают значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры» (Тайсон, Тайсон, 1998, с. 335).

С самых первых дней рождения ребенка, родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может, тем не менее, назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия, по З. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

Для девочки этот период развития связан, по Фрейду, с изменением отношения к матери. Теперь она воспринимается как соперница, а отец – как объект симпатии и любви. Тотальное же отвержение девочкой своей матери происходит только в патологических случаях. На принятие женской половой идентичности в этот период жизни может влиять позитивное, поддерживающее женскую линию развития отношение отца, чувства девочки по отношению к матери, позиция самой матери. На латентной и позже – на генитальной стадии телесные и гормональные изменения являются детерминантами физического и психического развития девушки, провоцируя ее на пересмотр образа своего тела, оживляя конфликты предыдущих стадий, которые, в свою очередь, обусловливают личностный рост и изменение представлений о себе. За сравнительно короткий период физические изменения этого возраста и их субъективные аранжировки делают все более очевидными различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым.

Для мальчика фаллическая стадия развития связана с разотождествлением с матерью, т. е. со сменой объекта идентификации. Конфликтные триадные отношения этого возраста обозначаются термином «эдипов комплекс» – мальчик испытывает любовь и привязанность к матери и ненависть к отцу как к реальному сопернику. Роль отца в разрешении проблем этого возраста очень важна, так как, поддерживая своего сына, он помогает ему регулировать свое агрессивное поведение и способствует разрыву симбиотических связей с матерью, «отец занимает позицию третьего, альтернативного объекта, способного помочь ребенку выйти из диады с матерью, избавиться от зависимости от нее… он создает необходимую дистанцию по отношению к образам матери, обеспечивая тем самым возможность свободного личного развития» (Шторк, 2001, с. 190). Отец должен быть легкодоступен для мальчика, поскольку он идентифицируется с мужской половой ролью. Когда отец недоступен, или сверхагрессивен или состязателен, могут появиться различные патогенные последствия. Разрешение эдипова конфликта позволяет осуществить идентификацию мальчика со своим отцом, которая проявляется в желании на него походить, в копировании стиля поведения, черт характера, манеры одеваться. В подростковом возрасте оживают конфликты фаллической и доэдиповых стадий развития. Оживление ранних женских идентификаций может подрывать ненадежное чувство мужественности. Как правило, «юноша обычно уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и, соответственно, его половая идентичность более-менее целостна» (Тайсон, Тайсон, 1998, с. 394).

Подростковый возраст ставит перед личностью задачу осознания и принятия новой телесности, рассматривая ее в аспекте принадлежности к тому или иному полу и возможности установления взрослых, т. е. относительно свободных отношений с противоположным полом.

Начало взросления может отмечаться формированием диффузной, адекватной и инвертированной половой идентичности (Романов, 1997). Наше исследование, в котором использовался метод «Рисунок человека», подтвердило эти результаты (Глава 6).

Разделение половой и гендерной идентичности достаточно условно. Тем не менее, именно для подросткового возраста оно вполне допустимо.

Из книги Этнопсихология автора Стефаненко Татьяна Гавриловна

2.2. Влияние социального контекста на формирование этнической идентичности На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Ситуация межэтнического общения дает

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ЯДРО ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В начальную фазу установления телесной мужской половой идентичности вносят свой вклад половая принадлежность от рождения, родительские фантазии и родительские половые гормоны. Далее, мальчик должен определить свой телесный образ, который

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ: СИНДРОМ “ДИФФУЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ” Клинически “диффузная идентичность” представлена плохой интеграцией между концепциями Я (self) и значимых других. Постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя,

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Формирование идентичности подростка Идентичность – устойчивое и последовательно появляющееся ощущение собственной тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии,

Из книги Социальное конструирование реальности автора Бергер Питер

Из книги Перевал в середине пути [Как преодолеть кризис среднего возраста и найти новый смысл жизни] автора Холлис Джеймс

Изменения в идентичности Если человеку удается прожить всю жизнь полностью, он последовательно проходит через несколько разных идентичностей. Самая естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно,

автора

5.3.1. Формирование половой идентичности Согласно Е. Т. Соколовой, во многих теориях физическое Я не включается в Я-концепцию, хотя на самом деле телесный опыт играет весьма важную роль в развитии представления личности о себе, тем более в подростковом возрасте. «Осознание

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3.2. Формирование гендерной идентичности и принятие гендерных ролей Исследования в области психологии пола и гендера – одно из новых направлений в психологии. По мнению И. С. Кона, было время в развитии отечественной психологии, которое можно назвать периодом «бесполого

Из книги Системная психотерапия супружеских пар автора Коллектив авторов

Идея относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях Различные виды нарративных бесед и нарративных вопросов, основывающихся на идее относительной идентичности, или идентичности, меняющейся в отношениях, разработаны супругами, нарративными

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

Глава 9. Адекватность родителей в их родительской функции: проблемы половой идентичности Мать передает младенцу не чувство идентичности, а саму идентичность: он является органом, инструментом для осуществления ее бессознательных потребностей. Из бесчисленных

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. Снакоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

(Другой источник) Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды, многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. Начинается осознание себя во времени.

В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик - должен терпеть», «ты девочка - должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Обычно в половой идентификации выделяется две взаимосвязанные линии: развитие половой роли и половой идентичности. Под половой ролью понимаются поведенческие характеристики человека, обусловленные принадлежностью к определенному полу. Половую идентичность можно рассматривать как представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, сексуальной позиции.

Первичные половые роли начинают развиваться уже в дошкольном детстве, когда взрослые начинают предъявлять ребенку требования проявлять поведение, соответствующее его полу. Понятно, что взрослые основывают свои требования на имеющихся представлениях о желательном для определенного пола поведении. Например, многие родители требуют от мальчиков не плакать, не бояться, от девочек – проявлять особую чистоплотность и т.п. В младшем школьном возрасте процесс освоения половых ролей активизируется в основном за счет присвоения детьми ролей родителей своего пола. Можно сказать, что основным источником развития репертуара половых ролей в это время становится семья.

Важнейшим этапом развития половой идентификации является подростковый возраст, когда половые роли начинают связываться с ценностными ориентациями, интересами, наклонностями, становятся значимыми в процессе профессионального самоопределения. Кроме того, в этот период подростки начинают осознавать как собственные половые роли, так и идеальные роли, к которым им хотелось бы стремиться. Иными словами, формируются эталоны женственности и мужественности, которые определяют сознательное стремление подростков к их достижению. Сравнивая себя с имеющимися у них эталонами, подростки определяют степень своего соответствия последним, т.е. оценивают, насколько полноценно в них воплощены черты мужественности или женственности, что во многом сказывается на общем самоотношении.

Эталоны также влияют на выбор конкретных образцов полового поведения, которые служат источником подражания: ориентируясь на них, подросток строит свою модель ролевого поведения. В связи с этим повышается сензитивность к гендерным технологиям – способам, механизмам, каналам формирования половых ролей.

Гендер как технология присутствует во всей жизни человека: в языке, образовании, воспитании, искусстве, моде, средствах массовой информации. В особенности восприимчивы подростки к транслируемым через СМИ общественным стереотипам мужественности, женственности. Однако современная российская массовая культура является во многом противоречивой. "Настоящий мужчина" предстает в большинстве фильмов, рекламных роликах личностью физически сильной, сексуально привлекательной, творческой, профессиональной. В то же время в СМИ часто обсуждается неполноценность российских мужчин, их сниженные стрессоустойчивость и жизнеспособность. "Настоящая женщина" также представлена дуально: либо как "секс-символ", либо как "бизнес-леди".

Таким образом, во многом благодаря СМИ процесс поиска половых эталонов у подростков может существенно затрудняться. Разумеется, на выбор эталонов влияют не только СМИ, но и существующие в обществе стереотипы мужественности, женственности, а также значимые взрослые и сверстники. Однако представления о мужественности и женственности, сформировавшиеся только на основе некритичного впитывания эталонов, транслируемых СМИ и присутствующих в общественных стереотипах, могут существенно осложнить развитие подростка.

В качестве примера можно вспомнить достаточно распространенный стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин. В связи с его усвоением мальчики могут испытывать большие трудности. Например, у них может наблюдаться склонность к игнорированию собственных чувств. Имеется в виду, что они не всегда умеют определить и описать собственные переживания. Кроме того, мальчики нередко вынуждены скрывать свои чувства; они не допускают их внешнего проявления и не дают себе возможности эмоциональной разрядки. Все это затрудняет проживание ими любой трудной ситуации, в том числе прохождение нормативных возрастных кризисов.

Следующий стереотип – "сильный мужчина" и "слабая женщина" – негативно воздействует на оба пола. У мальчиков не формируется понимания того, что истинной является внутренняя, а не внешняя сила и что она неотделима от слабости. Сильный человек может внешне не демонстрировать силу и позволит себе в некоторых ситуациях выглядеть и действительно быть слабым. В результате непонимания этого многие подростки формируют у себя так называемую маску силы, т.е. демонстрируют сверхуверенное поведение различными способами: через грубость, драки и т.п. Тем самым они прячут от окружающих и самих себя свое слабое "Я".

У девочек существующий общественный стереотип фемининности может сформировать своеобразную иждивенческую позицию, в которой женщина будет стараться ответственность за свою жизнь переложить на мужчину. По выражению Э. Берна, у нее формируется сценарий "если б не он...", т.е. во всех жизненных бедах женщины ответственным оказывается мужчина.

Таким образом, в подростковый период, который является актуальным этапом формирования половых ролей, очень важно избежать некритичного усвоения противоречивых эталонов женственности и мужественности, существующих в обществе.

Формирование половой идентичности – одна из важнейших линий развития подростков. Сложность обсуждения этой проблемы обусловлена тем, что ее можно рассматривать только в широком культурно-историческом контексте и долгосрочной перспективе (И. С. Кон). Имеется в виду, что подростковая сексуальность является элементом сексуальной культуры общества, которая за последнее столетие, особенно начиная со второй половины XX в., претерпела существенные изменения. Рассмотрим основные сдвиги в сексуальной культуре общества, влияющие на формирование половой идентификации подростков.

Прежде всего это изменение социальной роли семьи : снижение значимости социально-экономической ее функции и повышение эмоционально-психологической, из чего вытекают признание сексуальной удовлетворенности в качестве одного из главных факторов успешности и прочности брака и, как следствие, отделение сексуального поведения от репродуктивного. Может быть, поэтому оно постепенно отделяется и от самого брака, и в результате становятся возможными так называемые свободные отношения, в которых длительные сексуальные контакты осуществляются без заключения брачных отношений. Понятно, что свободные отношения можно устанавливать в более раннем возрасте, чем браки, поскольку они не требуют экономической самостоятельности. И действительно, сегодня наблюдается более раннее начало сексуальной жизни, чем 10–20 лет назад. Таким образом, многие современные подростки включают в свою половую идентичность зрелые формы сексуального поведения при недостаточно созревшем сознании.

Следующее важнейшее изменение – сужение сферы запретного в культуре и рост общественного интереса к эротике. Появляются многочисленные издания, в частности и для подростков, отражающие сексуальную тематику. Информированность общества в сексуальных вопросах резко возрастает.

Следствием указанных изменений можно назвать достаточно противоречивую позицию взрослых по отношению к подростковой сексуальности: повышение терпимости к ней со стороны общества, с одной стороны, и увеличение разрыва в сексуальных установках, ценностях и поведении между детьми и родителями, т.е. внутри семьи, – с другой. Соответственно, подростки, обладающие избытками сексуальных знаний и фактическим разрешением со стороны общества на их применение, сталкиваются с запретительной позицией близких взрослых.

"Она уже обращает внимание на мальчиков, а мне бы хотелось, чтобы у нее были совсем другие увлечения: ходила бы на какой-нибудь кружок, рисовала, шила".

Инна Георгиевна, мама 14-летней Полины

Таким образом, социально-культурные факторы могут существенно влиять на развитие половой идентичности подростков.

Помимо противоречивого социально-культурного влияния осложнить развитие половой идентичности может чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, или юношеская гиперсексуальность. Нередко она приводит к некоторым формам сексуального поведения, подросткам ранее неизвестным, таким как гомосексуальные действия, т.е. возникновение сексуального возбуждения при соприкосновении с партнером своего пола, мастурбации, непроизвольные поллюции у мальчиков. Часто подростки не имеют возможности обсудить происходящие в них изменения со взрослыми или же слышат от них только устрашающую и запретительную информацию о том, что все это стыдно, вредно и т.п. От сверстников они также нередко получают неверные сведения. В результате возникает возможность формирования у подростка острого чувства своей сексуальной неполноценности, которое вызывает различные защитные формы поведения – от полного избегания близости с противоположным полом до излишней грубости или неразборчивости в контактах.

"Когда мне было 12 лет, в Новый год меня положили спать с подругой. Я нечаянно прикоснулась к ней и вдруг... Мне до сих пор стыдно. А вдруг у меня теперь с мальчиками не получится?"

Александра, 15 лет

"Я живу в поселке и до сих пор сплю с братом. У нас на двоих широкий диван. Три года назад я потянулся к нему, а он грубо насмеялся надо мной. Мы до сих пор не разговариваем".

Марк, 16 лет

"Очень беспокоит непроизвольная эрекция. Боюсь опозориться. Боюсь, когда занимаюсь онанизмом, что потом будут большие проблемы с потенцией. И вообще я облысею – так друзья говорят".

Денис, 14 лет

Очень важно, чтобы подростки имели необходимый объем знаний в сексуальной сфере, не превышающий при этом их уровня развития, а окружающие их взрослые относились бережно и с уважением к возникающим у подростков сексуальным проблемам. Такого рода трудности могут послужить источником не только серьезных нарушений сексуального поведения впоследствии, но и глубоких личностных проблем, а в особо сложных ситуациях и асоциального поведения.

"У меня есть такой знакомый Дима. Он всегда чувствовал себя каким-то слабым, никчемным. Учился кое-как. Особых друзей у него не было. Поэтому-то он и стал ловить девчонок и делать с ними все это, чтобы почувствовать себя крутым".

Антон, 16 лет

Помимо внешних факторов, необходимо рассмотреть и внутренние индивидуально-личностные характеристики подростка, влияющие на его сексуальное поведение. В частности, затянувшиеся поиски идентичности могут в некоторых ситуациях привести подростка к включению в более зрелые, чем соответствует его возрасту, формы сексуального поведения. Здесь необходимо учитывать растянутость во времени подросткового периода, отсутствие установленных обществом "меток" перехода во взрослое состояние, имеющих функции инициации. Достаточно часто подросток рассматривает начало сексуальной активности как своеобразное посвящение во взрослость и стремится к нему, следуя не сексуальным импульсам, а желанию быть "как все" или "круче всех". При этом нередко выбирается партнер – носитель личностных качеств, которые хотелось бы иметь самому подростку. Если к этому добавляется резкое отторжение подростками родительских моделей поведения, то возможно стремление к партнерам с полностью противоположными родителям характеристиками.

"Мне всегда нравятся парни, которые находятся в центре внимания. Может быть это потому, что я сама хочу быть лидером, но у меня не получается".

Света, 16 лет

"Мне не нравится, что моя мать только работает, но совсем не умеет одеваться, краситься и вообще подать себя. Вот моя Танька – та полчаса перед зеркалом будет стоять перед тем, как на улицу выйти. Зато я рядом с ней себя королем чувствую".

Миша, 16 лет

Подростки с неуверенной идентичностью, имеющие сниженную самооценку, общую неуверенность в себе могут обратиться к тем формам полового поведения, которые обеспечат им получение признания сверстников, подтвердят их мужественность или женственность. Как правило, это открытое демонстрирование сексуального поведения (например, поцелуи в общественных местах), частая смена партнеров, обращение к более зрелым формам полового поведения. Подросткам с сильно выраженной неуверенностью для подтверждения собственной значимости иногда хватает только наличия сексуальных контактов без внешней демонстрации.

"Моя первая любовь очень неудачная. Я вынесла из этого только одно – никогда не следует воспринимать любовь слишком серьезно. Зацикливание вызывает только травмы. Мое поведение тогда было глупым и нелепым. Мальчик был сам очень худым, некрасивым, тихим и воспитанным. Объект был выбран потому, что казался доступным. И еще он выказал интерес в мою сторону. Для меня его взаимность была большим открытием, но зато я поняла, что меня тоже можно любить. Даже такую".

Лена, 15 лет

Некоторые подростки с сильной неуверенностью могут избегать полового поведения из страха потерпеть неудачу.

"Мне трудно общаться с мальчиками. Я все время чувствую себя неудобно. Думаю о своем внешнем виде. А главное, мне кажется, что я все время говорю глупости. Хочу научиться нормально говорить. Мне все время кажется, что шутки у меня плоские. Конечно, я мечтаю о любви. Главное, чтобы я кому-то нравилась, меня любили. А насчет себя я не думала".

Марьяна, 16 лет

Отсутствие желаемых половых контактов у подростка может привести к конфликтам в семье, внешне никак не связываемых родителями с их действительной причиной.

"Я никому не нравлюсь. И знаете почему? Потому что я плохо одета. Как они могут на меня обратить внимание, когда все в классе одеваются за границей или в модных магазинах. Как они могут меня заметить по сравнению с одноклассницами, если я выгляжу просто убого. И поэтому я все время сижу дома, когда мои подруги встречаются с молодыми людьми. Поэтому я злюсь на всех дома, очень часто на сестру накидываюсь".

Ира, 15 лет

Таким образом, сексуальное поведение у подростков нередко становится средством удовлетворения несексуальных потребностей.

Трудности в процессе развития половой идентичности

Для того чтобы иметь возможность обсуждать сложности в процессе развития половой идентичности подростка, необходимо определить линию ее нормального развития , а точнее – выделить некие условные этапы.

Первый этап, характерный для младшего подросткового возраста (10–11 лет), можно назвать этапом воображения, поскольку основной формой полового поведения являются сексуальные фантазии. Как правило, они носят нереальный характер и не соответствуют действительным возрастным возможностям и потребностям подростков. Например, придумываются в различных вариантах сцены полового акта, хотя влечение к таким действиям еще отсутствует. При этом некоторые подростки не только эмоционально проживают свои фантазии, но и рассказывают о них сверстникам, выдавая за реально существующие. В то же время случайно услышанные родителями разговоры подростков о своих фантазиях могут привести к конфликтам, ошибочному приписыванию подросткам сексуальной распущенности.

"Ты знаешь, что мне Юлька рассказала Она как-то пошла гулять и решила полежать на траве. Нечаянно уснула, а во сне ею овладел кто-то. Проснулась, а она уже не девушка".

Валя, 10 лет

Второй этап можно назвать этапом дружбы, когда становятся возможны первые гетеросексуальные действия, вызванные появлением влюбленности, суть которых заключается в предложении друг другу дружбы. Что будет происходить после согласия дружить, мальчики и девочки еще плохо представляют. Героями дружбы, как правило, становятся так называемые коллективные кумиры, т.е. девочка, которая нравится многим мальчикам, или наоборот.

"Мне очень нравится Саня. Он всем девчонкам во дворе нравится. Не знаю, что делать. Девчонки сказали, чтобы я предложила ему дружить. Я так и сделала, а он обещан подумать. Как ты думаешь, он согласится?"

Лена, 11 лет

"В нашу школу пришел новенький. Он в девятом классе, высокий, умный, смешной, кареглазый и хорошо играет в футбол. Если б вы знали, сколько проблем у меня сразу появилось! Весь мой день проходит так. Встаю, делаю хорошую прическу, одеваюсь просто, но стильно и думаю, продумываю, как мне обратить внимание на себя. Я не знаю, как привлечь его внимание. Вы знаете, что у нас в школе дискотеки только с седьмого класса, а я в шестом. Но я найду выход! Как вы думаете, мне пригласить его на танец? И вообще, как можно больше постарайтесь дать советов насчет упрочения наших связей. Это пока единственный вопрос, который меня волнует".

Арина, 11 лет

На третьем этапе, который можно назвать этапом экспериментов, основным мотивом полового поведения становится стремление познакомиться с его различными формами, узнать, что это такое. Имеющийся "богатый" опыт служит предметом хвастовства друг перед другом. Подросток, не имеющий такого опыта, может чувствовать себя в чем-то неполноценным, опоздавшим.

"Они говорят, что я задаюсь, возвышаюсь над ними, хочу, чтобы смотрели на меня. Да, я крашусь ярко, с мальчиками общаюсь, с мужиками. У меня всяких знакомых много. Недавно тут в школу за мной приехали на джипе. Все смотрели, а мне нравится, что они пялились на меня".

Вика, 13 лет

"Мне как-то неудобно, что все уже... А я еще не попробовал. Чувствую себя почти ущербным. Может, они тоже не все попробовали, а врут? Но мне от этого не легче".

Артем, 15 лет

Становятся возможны различного рода конкурентные отношения за право "обладания" престижным половым партнером. Этот этап можно считать своеобразной сексуальной школой подростков. Интересно, что многие из них сами интуитивно рассматривают сексуальное поведение в таком же ключе. Например, поцелуи обсуждаются в терминах обучения: "Ты плохо умеешь целоваться, знаешь мало видов поцелуев", "Тебе надо учиться целоваться" и т.п.

"Я все время одна. Скучно. Депрессия. Скучные, грустные мысли. Все себя с подругой сравниваю – у нее есть парень.

Я не понимаю, что во мне не так, как в ней. Я думаю, что это не только из-за внешности. Может манера общения? Она с ребятами всегда может найти контакт, умеет себя вести, посмеяться, пошутить. Я же более закомплексованная. Она сама может проявить инициативу, если парень нравится.

А я сижу и жду, пока ко мне подойдут: боюсь, что отошьют, стесняюсь. В результате остаюсь в стороне. Обидно..."

Лена, 16 лет

"Конфликт, существующий во мне, – это что Мурка активно приобщается к Серому. Кто такой Серый? Это романтическое увлечение двух последних лет. А Мурка? Про Мурку давай ни слова, а то она меня и так бесит. Почему? Потому что крутится вокруг Серого. Она умеет играть на гитаре, знает нотную грамоту и у нее постоянно свободная фэт. Основная проблема – я хочу ее отвадить и поэтому мы на ножах. Не замечаем друг друга, пока одна из нас беседует с Серым. Удивительно, ведь это не должно меня волновать!

Я это знаю. Я за этим козлом ухлестываю уже столько времени, а реакции – ноль. Все нормальные люди давно бы уже плюнули".

Настя, 16 лет

Таким образом, главной потребностью подростка на этом этапе можно назвать возможность привлечения внимания лиц противоположного пола, или, как они сами говорят, чтобы на них "обращали внимание".

"Я же все-таки тоже девчонка. Такой же возраст. У меня друзей, подруг много, а вот чтобы обращали внимание... Такого нет. Вот и возникают проблемы".

Маша, 16 лет

Наконец, на последнем, четвертом, этапе становится актуальным сексуальное поведение, основывающееся на сексуальном влечении. Поцелуи "просто так" уже невозможны, целоваться можно только с тем партнером, который действительно нравится. Именно в это время происходит формирование половой идентичности подростка, т.е. определяется основная структура его индивидуального полового поведения. Здесь, как и ранее, возможна смена сексуальных партнеров, но уже с опорой на появившиеся к ним, а затем исчезнувшие чувства. При внимательном анализе поведения подростка в нескольких сексуальных ситуациях, т.е. "романах", иногда можно выявить некий сценарий его сексуального поведения.

"Странно, у меня со всеми парнями получается одинаково. Сначала я влюбляюсь так, что не могу без них, кажется, жить. Потом я как-нибудь делаю так, чтобы он на меня внимание обратил, например, через подруг передам, что он мне нравится. Потом у нас любовь такая страстная, но дня два или три, потому что на третий раз он мне надоедает. Может быть, со мной что-то не в порядке?"

Галя, 16 лет

В это время можно впервые увидеть те или иные нарушения в половой идентичности подростка , например выбор поведения по образцу противоположного пола. Наиболее вероятные причины такого выбора – нарушения в ролевой структуре семьи.

"У меня есть старший брат Ромка. Он мягче меня.

Я привыкла о нем заботиться, хотя он и старший. Так вот, я ко всем молодым людям отношусь как к братьям. По идее я должна бы заигрывать с ними, а я готова все сделать для них, куда-то сходить... Получается, что у меня есть потребность ухаживать за ними, найти какую-то черту, ситуацию, в которой я хотела бы помочь, обогреть и пожалеть. Я чувствую, что не я их сильнее, а они меня слабее. Мне трудно вести себя по-другому, но это не так, как надо, в отношениях между мужчиной и женщиной.

Какие у меня отношения с отцом? Хорошие. Ведь вообще-то мужчины – слабый пол. Для них любой насморк – это смертельный грипп. Папа, когда лежит с насморком на кровати, то делает вид, что ему так плохо, так плохо..."

Эльвира, 17 лет

Ранее говорилось о возможной трансляции подростками семейных сценариев родителей. Частный вариант этого – трансляция сексуального сценария родителя своего пола, когда девушка или юноша осознано или неосознанно повторяют принципы сексуального поведения, присущие родителям. При этом открытое отвержение родительского образца, своего рода антиповедение, на самом деле приводит только к различию форм поведения, но не обеспечивает сущностных изменений.

"В своих проблемах она винит мужчин. Может она их ненавидит, потому что зависит от них. Она говорит: “Все мужчины – кобели”. Даже когда старшая сестра ходила беременная, мама сказала: “Чтобы была девочка – мальчики нам не нужны”. У нас даже собаки и то девочки. Я не хочу, чтобы это отношение перешло на меня".

Оля, 17 лет

В период формирования половой идентичности обычно пропадает стремление к интимной близости как обязательному компоненту межполовых отношений. С одной стороны, подросток понимает ценность таких отношений и не желает "размениваться" на случайного партнера. С другой стороны, появляется некоторый нормальный страх, заставляющий подростка удержаться от необдуманных поступков.

"Лет до 16 я этого делать точно не собираюсь. Я иногда общаюсь с девочками, которые уже спали с парнями лет в 13.

У меня к ним пренебрежительное отношение. Они говорят мне, когда я им рассказываю, что я встречаюсь с парнем, что я должна переспать с ним. Но я к этому отношусь с сомнением. Вообще, я должна очень доверять этому человеку, знать, что он ничего такого не сделает, да я и боюсь немного. Ну, даже если я это сделаю, далыше-то что изменится? Со своим парнем я говорила об этом. Он меня понимает. Мы, конечно, целуемся, но чтобы так – нет".

Алина, 14 лет

"Наши все только и твердят: секс, секс. А для меня в слове “секс" есть что-то животное. Мне претит спать с той, которая хочет твое тело и которой плевать твое чувство. Я хочу разделить радость любви с девушкой, к которой испытываю настоящие чувства".

Игорь, 16 лет

Возможна ситуация, когда подростка сильно беспокоит его девственность, что в особенности характерно для мальчиков, для которых раннее начало половой жизни во многом связывается с позицией лидера.

"Да, я – девственник. Но не хочу распространяться об этом среди друзей. Ведь в их глазах я – “половой гигант”, и на моем счету много побед. Поэтому и стесняюсь общаться с девчонками в компании, так как эта проблема может всплыть. А мама запугивает венерическими заболеваниями, а я-то даже не пробовал..."

Дима, 16 лет

Встает вопрос: насколько переход от этапа к этапу определяется календарным возрастом подростка? Безусловно, между ними есть определенная корреляция, но не всегда. Получив полноценный и позитивный опыт на одной стадии, подросток переходит к другой, однако возможно и застревание его на той или иной стадии в силу каких-либо внутренних или внешних трудностей на неопределенно долгое время.

Представление современных подростков о любви

В подростковом возрасте наблюдается достаточно широкий спектр представлений о любви. Исследование старших подростков, проведенное среди московских школьников, показало, что любовь может рассматриваться ими как переживание, сопровождающееся различными эмоциями и чувствами. В большинстве случаев феномен любви ассоциируется с положительными эмоциями, однако возможно появление амбивалентных переживаний, что, вероятно, связано с особенностями возраста. Отождествление чувства любви с негативными эмоциями практически отсутствует.

Для современных подростков любовь может выступать как действенное отношение к другому и связываться с такими явлениями, как понимание, уважение, самопожертвование. Большое значение подростками придается эмоциональным отношениям (привязанность, доверие). Феномен любви может ассоциироваться и с определенным поведением (ухаживание, дружба, сексуальные отношения). Большинством современных подростков любовь не рассматривается как исключительно сексуальные отношения, хотя допускается их наличие.

Исследования показывают, что уже в подростковом возрасте прослеживается тенденция к формированию своеобразных личностно-значимых представлений: любовь соотносится со смыслом жизни, рассматривается как преобразующая сила. Однако в основном представления о любви носят стереотипный характер, заимствованный из традиционной культуры.

Таким образом, представления о любви у современных подростков соответствуют канону романтической любви, принятому в обществе, а пресловутая сексуализация любви является одним из распространенных мифов.

"Для меня любовь означает не только чувства, но и действие, и в это входит не только секс. Например, подарить цветы любимой или сводить ее в кино. Важно, чтобы ей это было по душе. Но главное, чтобы она не изменяла своему любимому".

Слава, 14 лет

"Мне нравится один мальчик из класса. И я ему нравлюсь. Он мне каждый день звонит. Он очень хороший и добрый. Я один раз заболела и не ходила в школу три дня, а он из-за меня школу прогулял и пришел ко мне в гости. Шоколадку подарил. Говорил, чтобы я быстрее выздоровела".

Марина, 13 лет

"Мечтаю о большой любви... Взаимной... Мы качаемся на качелях под луной по ночам, гуляем и говорим о высоком!"

Инна, 15 лет

Однако если подростки придерживаются романтического представления о любви, то почему в их поведении в основном проявляется восприятие любви как секса? Почему подростки говорят преимущественно о сексуальных ее аспектах, стремятся подчеркнуть свою сексуальную раскованность, рассказывают о несуществующих сексуальных похождениях? Оказывается, подростки полагают, что в своем восприятии любви они уникальны, а все остальные, в том числе окружающие их сверстники, имеют чисто сексуальные представления о любви. Поэтому открытая демонстрация своей сексуальности позволяет подросткам, с одной стороны, быть как все и, соответственно, примкнуть к группе, а с другой – является попыткой самоутверждения среди сверстников через признание ими своей особой сексуальной "продвинутости". Вот почему, например, достаточно скромная и романтичная девушка постоянно рассказывает о частой смене партнеров, глубокой интимности контактов и возможности заполучить всех парней. Таким образом, за преувеличенно бурной демонстрацией сексуальности часто прячется глубокая внутренняя неуверенность.

В заключение необходимо коснуться вопроса о влиянии романтического представления о любви на возможные трудности построения сексуальных отношений у подростков. Достаточно часто подросток видит перед собой не реального партнера, а собирательный образ некоторого идеального "другого", собирательный портрет, вынесенный из фильмов и художественной литературы. Понятно, что первоначальные отношения характеризуются восторженностью, но вскоре наступает этан разочарования, когда выясняется отличие партнера от идеального образа. Слишком быстрое разворачивание и углубление межполовых связей может привести к травматизации подростка и переносу негативных чувств в последующие варианты межполового общения.

Влияние темпов полового созревания на развитие личности подростка

Темпы полового созревания оказывают огромное влияние на самооценку, социальную адаптированность и даже будущую жизненную успешность. В частности, на развитии девочек может негативно сказаться слишком раннее созревание, когда половые признаки начинают явно проявляться уже в пятом-шестом классе. Некоторые девочки начинают стесняться своей изменившейся внешности, прятать ее от окружающих под свободной одеждой, сутулиться; их самооценка существенно снижается. В свою очередь, девочки с поздним развитием чувствуют себя достаточно комфортно, тем более что подростковая мода "унисекс" позволяет им избрать соответствующую одежду.

"Ужас, что со мной происходит! Грудь уже всем видна. Все нормальные, одна я как дура!"

Эльвира, 11 лет

Мальчикам раннее половое созревание, наоборот, предоставляет значительные преимущества, влияет на повышение их самооценки. Именно такие мальчики часто становятся лидерами. Исследования показали, что в молодости они склонны к хорошей социальной адаптации. Соответственно, позднее созревание может остро переживаться мальчиками, восприниматься ими как показатель собственной несостоятельности и слабости.

"Мне стыдно, что у меня еще нет волос на лице, а на физкультуре я стараюсь раздеваться, чтобы другие не видели, что у меня так в трусах еще мало. Поэтому я даже и не мечтаю подойти к какой-нибудь девочке".

Илья, 16 лет

Как видно из приведенного, процесс формирования половой идентичности в подростковом возрасте часто осуществляется непросто, сопровождается острыми переживаниями собственной сексуальной несостоятельности подростка, а потому требует внимания и поддержки со стороны окружающих взрослых.

Итак, в подростковом возрасте самосознание развивается очень активно. Оно должно находиться в сфере внимания взрослых, поскольку те или иные трудности во внутреннем мире подростком переживаются очень остро.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!