Мода и стиль. Красота и здоровье. Дом. Он и ты

Из скольки стран состоит британское содружество. Содружество наций: семь фактов, о которых вы могли не знать

Великобритания достаточно долго оставалась огромной колониальной империей, однако в девятнадцатом веке ее политический курс был пересмотрен. Британское содружество наций — добровольный союз нескольких стран, изначально заключенный в целях изменения отношений с колониями империи. Объединение успешно функционирует и сегодня, однако изначальные принципы работы и современная политика существенно отличаются.

Исторические предпосылки

После того, как на территории Америки колонии Британии добились признания независимости, под властью короны осталась только территория Канады. Это повлекло за собой пересмотр политики Англии в сторону более лояльного внешнего политического курса, а также возможность автономности колоний под властью местных политиков.

Первой колонией, где появился парламент и местное самоуправление, правда, под контролем представителей Британии, стала . При этом право окончательного решения ряда политических вопросов Великобритания оставляла за собой — касалось это, в первую очередь, контроля земли, внешней политической деятельности и торговых отношений, вопросов обороны и собственно норм местной конституции на территории колонии. Но все ограничения устранили еще до конца Первой мировой войны.

Основополагающие принципы

Главные принципы Содружества Наций впервые были составлены в конце девятнадцатого столетия, в рамках колониальной конференции, которая прошла в Лондоне. Наиболее развитые колониальные территории в состве Британской империи после смены курса внешней политики должны были стать автономными образованиями, однако, на деле это выглядело как признание независимости стран в составе Великобритании. Первыми доминионами стали Канада, Австралия, а также Новая Зеландия, Ирландия, Ньюфаундленд.

Значимым этапом в истории объединения стала Вторая мировая война. После окончания военных действий из названия Британского Содружества наций убрали знак принадлежности к Великобритании. Последующее объявление независимости Индии и установление республики на ее территории привели к необходимости пересмотра основных принципов. Основными направлениями деятельности стали гуманитарные миссии, в том числе и образовательные, которые не должны были влиять на внутреннюю политику стран. Всем членам союза предоставлялись равные права — не зависимо от уровня экономики. Каждый участник может покинуть Содружество добровольно в любой момент. а также воспользоваться возможностью временной приостановки членства.

Участники Содружества

Сейчас в составе Содружества находится пятьдесят три страны, в том числе и Великобритания. Общая численность населения стран-участниц — почти 1,8 миллиарда, что составляет около тридцати процентов мирового населения. Формально главой семнадцати бывших колоний, которые называются Королевствами Содружества, управляет монарх Великобритании, однако это не мешает некоторым странам отрицать власть Британии, не меняя собственный статус внутри союза.

Не все страны, которые сегодня в составе Содружества, были раньше колониями Британской империи — к примеру, Мозамбик.

Управление и контроль

Главой Содружества наций является британский монарх — Елизавета II, однако это символическая должность, не предполагающая фактических функций. Пост руководителя данного объединения не передается по наследству — в случае смены монарха нового главу будут избирать на совещании всех членов Содружества. Административная работа союза контролируется Секретариатом, главный офис которого расположен на территории Лондона.

(англ. Commonwealth of Nations ), кратко именуемое просто Содружество (англ. The Commonwealth ) - , объединяющая преимущественно страны, ранее входившие в состав Британской империи. Эти страны, расположенные на пяти континентах, связаны с Великобританией общим историческим прошлым и общими декларируемыми ценностями, такими как демократия, равенство, права и свободы человека. Несмотря на разницу в социальным, политическим и экономическим устройстве, члены Содружества проводят курс на развитие дружеских отношений и всестороннего сотрудничества, признавая британского монарха в качестве символического главы их единения.

История Содружества наций.

Современное Содружество Наций было основано в 1949 году, но его корни восходят к концу 19-го века. Еще в 1884 году британские дипломаты стали говорить о Британской империи как о Содружестве Наций. Несмотря на смену названия, эта организация тогда все еще не была добровольным объединением равных государств, каким она является в наши дни. Колониальные территории по-прежнему находились под полным контролем Британии.

В двадцатом веке колониям с преобладающим европейским населением – Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке, был дарован статус доминионов – фактически независимых государств, при этом они становились членами Британского содружества наций. Когда в 1947 году Индия и Пакистан, а через год и Шри-Ланке обрели независимость, они согласились присоединиться к существующему объединению пяти государств, чтобы поближе ознакомиться с их опытом государственного управления. После того как в Индии была установлена республиканская форма правления и она перестала подчиняться британской монархии, потребовалось кардинально пересмотреть основополагающие принципы организации. «Британское Содружество наций» было переименовано в «Содружество наций», а принятая в 1949 году Лондонская декларация положила начало существованию организации в ее современном виде как добровольного объединения свободных и независимых государств.

В течение второй половины двадцатого века многочисленные британские колонии получали независимость и почти все они решили присоединиться к Содружеству наций. Количество участников организации выросло с восьми стран до 53-х. Две последние присоединившиеся страны – Мозамбик и Руанда прежде не имели никаких связей с Британской империей. Однако не все страны участвуют в Содружестве непрерывно. Когда в начале 1960-х годов в Южной Африке была провозглашена республиканская форма правления, из-за нарушений прав человека заявка нового правительства была отвергнута. После окончания правления режима апартеида, ЮАР в 1994 году было разрешено возобновить свое членство. Пакистан вышел в 1972 году в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства, но в 1989 году снова присоединился к организации. Из-за нарушений прав человека в 2002 году было приостановлено членство Зимбабве. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав эту организацию институтом неоколониализма, однако спустя четыре года, 8 февраля 2018 года вернулась. Наконец, в 2016 году Мальдивы объявили о своем решении выйти из состава Содружества из-за вмешательства организации во внутренние дела.

Цели и задачи Содружества наций.

Изначально цель создания Содружества наций заключалась в поддержании стабильности системы международной торговли, построенной Британской империей, а позже она способствовала обеспечению плавного перехода от колониальных торгово-экономических отношений к новым капиталистическим. Во время холодной войны Содружество использовалось Британией в качестве дополнительного канала противодействия коммунистическим движениям в своих бывших колониях в странах третьего мира. В наши дни содружество является своеобразным международным форумом, на котором высокоразвитые экономики (такие как Соединенное Королевство, Австралия, Канада, Сингапур и Новая Зеландия) и множество бедных стран мира стремятся достичь согласия на основе консенсуса.

На состоявшейся в январе 1971 года в Сингапуре встрече глав государств Содружества была принята декларация принципов, подтверждающая стремление организации к международному миру и порядку, поощрению личной свободы, укреплению равенства и противодействию дискриминации; борьбе с нищетой, невежеством и болезнями; развитию международной торговли и сотрудничеству. В настоящее время приоритетными задачами Содружества, как сказано в Асорокской декларации 2003 года, являются продвижение демократии, благого управления, прав человека, гендерного равенства и более справедливого распределения преимуществ от глобализации.

Критерии членства.

Существующие критерии членства определены в Кампальском коммюнике, принятом на Совещании глав правительств стран Содружества. В этом документе было снято требование о том, что претенденты должны быть в прошлом частью Британской империи. Фактически, два члена Содружества – Мозамбик и Руанда никогда не входили в состав Британской империи.

Основные критерии для приема в Содружество следующие:

  • страна-заявитель должна, как правило, иметь историческое конституционное объединение с существующим членом Содружества, за исключением исключительных обстоятельств – в таком случае заявки должны рассматриваться в индивидуальном порядке;
  • страна-заявитель должна принять и соблюдать основные ценности, принципы и приоритеты Содружества;
  • страна-заявитель должна продемонстрировать приверженность: демократии и демократическим процессам; верховенству закона и независимости судебных органов; а также защите прав человека, свободе выражения мнений и равенству возможностей;
  • страна-заявитель должна принимать нормы и конвенции Содружества, такие как использование английского языка в качестве средства внутрисодружественного общения и признавать королеву Елизавету II главой Содружества.

Структура организации.

Глава Содружества.

До 1949 года главой всех восемь членов Британского содружества наций был король Соединенного Королевства Георг VI. Индия, однако, не смотря на установление республиканской формы правления, заявила о своем желании продолжить полноправное членство в Содружестве. На четвертой конференции глав правительств члены организации решили пойти ей навстречу, приняв Лондонскую декларация, в которой согласились, что в Содружестве королю будет отведена новая роль – не общего главы, а «символа свободной ассоциации независимых государств и в качестве такового главы Содружества».

Титул «глава Содружества» стал частью королевского титула в каждом из 16 государств, признающих своим монархом короля Соединенного Королевства. Однако, титул не является наследственным – после смерти монарха наследник короны не становится главой Содружества автоматически.

В настоящий момент титул носит старшая дочь Георга VI, королева Елизавета II. На совещании глав правительств Содружества в 2018 году ее официальным преемником был назначен Чарльз, принц Уэльский.

Совещание глав правительств стран Содружества.

Основным форумом для принятия решений этой организации является Совещание глав правительств стран Содружества, созываемое раз в два года. Главы правительств стран-участников, включая (среди прочих) премьер-министров и президентов, собираются на несколько дней для обсуждения вопросов, представляющих обоюдосторонний интерес. Совещание глав правительств является преемником совещаний премьер-министров стран Содружества, а ранее – имперских конференций и колониальных конференций, проводившихся начиная с 1887 года. Также созываются регулярные встречи министров финансов, министров юстиции, министров здравоохранения и т. д. Имеющие задолженность члены организации не могут направить своих представителей ни на совещание глав правительств, ни на встречи министров.

Глава правительства государства, принимающего Совещание, называется действующим Председателем Содружества и сохраняет эту должность до следующего Совещания. На Совещание глав правительств, проходившим с 18 по 20 апреля 2018 года в Лондоне, действующим Председателем была премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и на этой должности она останется до следующего Совещания, которое должно состояться в 2020 году в Руанде.

Секретариат Содружества.

Секретариат Содружества является главным межправительственным органом и центральным учреждением Содружества Наций. Секретариат основан решением Совещания пример-министров в июне 1965 года в целях содействия сотрудничеству между членами; организации встреч на высшем уровне стран Содружества; оказания помощи и консультативной поддержки по вопросам разработки политики и ее реализации в странах-членах Содружества. Секретариат также оказывает техническую поддержку правительствам в целях содействия социально-экономическому развитию своих стран и продвижения фундаментальных политических ценностей Содружества.

Секретариат Содружества имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Он расположен в Мальборо-хаус в Лондоне, Великобритания, в бывшей королевской резиденции, предоставленной ему королевой Елизаветой II, главой Содружества.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем Содружества, который избирается главами правительств Содружества сроком на четыре года не более двух раз. Генеральный секретарь и два его заместителя контролируют работу одиннадцати отделений и трех специальных подразделений, входящих в состав Секретариата.

Игры Содружества.

Игры Содружества - международные спортивные соревнования стран-членов Содружества наций. Соревнования впервые были проведены в 1930 году и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных городах Содружества. Игры Содружества с 1930 по 1950 год были известны как Игры Британской империи, с 1954 по 1966 год – Игры Британской империи и Содружества, а с 1970 по 1974 год – Игры Британского Содружества. В 2018 году Игры Содружества проходили с 4 по 15 апреля в Голд-Косте, Австралия.

Страна-организатор должна включить в программу игр не менее 10 спортивных дисциплин, в том числе: легкую атлетику, бадминтон, бокс (только для мужчин), боулинг на траве, нетбол (только для женщин), регби-7 (только для мужчин), водные виды спорта, хоккей, сквош и тяжелую атлетику. Кроме того, в программу игр могут входить такие виды спорта, как стрельба из лука, художественная гимнастика, дзюдо, гребля, баскетбол, велогонки, настольный теннис, тхэквондо, теннис, триатлон.

День Содружества.

День Содружества – ежегодный праздник, устраиваемый в честь годовщины Содружества наций. Этот день впервые стал отмечаться в 1902 году, 22 января, в день рождения королевы Виктории и именовался тогда Днем Империи. Первоначально его цель состояла в том, чтобы быть «символом единения чувств … к тем идеалам свободы, справедливости и толерантности, которые Британская империя отстаивает во всем мире». В 1958 году День Империи был переименован в День Содружества, а 1974 году его дата была перенесена на второй понедельник марта.

День Содружества является государственным праздником в некоторых странах Содружества, но не в самой Великобритании. В этот день в Вестминстерском аббатстве проводится многоконфессиональная служба, на которой обычно присутствуют королева Елизавета II как глава Содружества вместе с Генеральным секретарем Содружества, а также представители от каждого государства-члена. Королева выступает с обращением к странам Содружества, которое транслируется по всему миру.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Елизавета II в Индии, 1997 год

На этой неделе в Виндзорском замке неподалеку от Лондона пройдет встреча глав государств Содружества наций - старейшего межгосударственного объединения, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии.

Членами Содружества являются 53 независимых государства.

Мы собрали семь любопытных фактов о Содружестве, о которых вы, возможно, не слышали.

1. В странах Содружества живет почти треть населения мира

В 53 странах Содружества проживает около 2,4 млрд человек. Большинству из них еще не исполнилось 30 лет. Население планеты при этом составляет 7,4 млрд.

Самое густонаселенная страна Содружества - Индия, на которую приходится около половины населения 53 стран.

2. Некоторые страны Содружества никогда не входили в Британскую империю

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Руанда была колонией Германии и Бельгии, но не Британии

Руанда и Мозамбик стали членами Содружества в 2009 и 1995 годах соответственно, но ни одна из этих стран в прошлом не была британской колонией.

Содружество в прошлом теряло членов. В 2003 году президент Зимбабве Роберт Мугабе прекратил членство в Содружестве после того, как членство Зимбабве было приостановлено из-за подозрений в мошенничестве на выборах.

В 1999 году, после военного переворота в Пакистане, членство этой страны в Содружестве было приостановлено, а через четыре года - восстановлено. В 1961 году из Содружества вышла ЮАР, после того как другие страны раскритиковали ее за политику апартеида. В 1994 году ЮАР снова вошла в Содружество.

Последними по времени из сообщества вышли Мальдивы, это произошло в 2016 году.

3. Королева Великобритании считается главой 16 стран содружества

Большинство стран Содружества сегодня - республики. У шести - Лесото, Свазиленда, Брунея, Малайзии, Самоа и Тонга - свои монархи.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Король Тонга Тупоу VI (в центре) встречается с принцем Чарльзом

4. Это очень крупная организация

На страны Содружества приходится четвертая часть мировой суши.

Самая большая страна Содружества - Канада, вторая по величине страна в мире. Индия и Австралия - также достаточно большие страны. Однако есть в содружестве и маленькие государства, например тихоокеанские островные страны Науру, Самоа, Тувалу и Вануату, а также Доминика, Антигуа и Барбуда в Карибском регионе.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В Содружестве состоят самые разные страны - от огромной Канады... Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption ...до крошечного острова Науру

5. Содружество меняло названия

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Главы стран Содружества уже встречались в Лондоне в 1969 году

В нынешнем виде Содружество наций появилось в 1949 году, когда из его названия исчезло слово "Британия", а из устава - положение о подданичестве британской Короне.

В истории организации были всего две главы - король Георг VI и королева Елизавета II. Этот пост не переходит по наследству, хотя ожидается, что когда принц Уэльский станет королем, он его займет.

Первые члены, основавшие Содружество - это Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Пакистан, Шри-Ланка, Южноафриканская республика и Великобритания, сформировавшие первую "свободную ассоциацию" независимых стран.

До принятия устава Содружества в 2012 году уставного документа у него не было. Нынешний устав предусматривает приверженность членов Содружества 16 идеям, среди которых демократия, равенство полов, устойчивое развитие, мир и международная безопасность.

Содружество критикуют, называя "постколониальным клубом" и организацией с очень ограниченным влиянием. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав организацию "неоколониальным институтом".

Сторонники Содружества говорят, что его члены получают помощь в развитии и союзников на мировой арене.

"Члены нашей организации привержены идее развития и защиты демократии, экономического развития и уважения к разнообразию", - говорит генеральный секретарь Содружества леди Патриция Скотланд.

6. Британия - самый экономически развитый член содружества (пока)

Вскоре - возможно уже в следующем году - Британию обгонит Индия.

В сумме ВВП всех 53 стран составляет 10 триллионов долларов, что почти равно ВВП Китая (11 трлн), но далеко от ВВП США (19 трлн).

Экспорт Британии в страны содружества в 2016 году был примерно на уровне экспорта в Германию и составлял около 8,9% общего количества экспортированных Британией товаров.

Импорт из стран Содружества достиг 7,8%, примерно сравнявшись с импортом из Китая.

7. Это не единственное содружество в мире

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Недавно в Минске прошла встреча представителей СНГ

Не будем забывать о международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира "Франкофония". Также существует Содружество независимых государств, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР.

Содержание статьи

СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ, ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

ИСТОРИЯ

Империя до Содружества.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Конституционные связи.

У Содружества нет конституции, и в международном праве оно не считается единой организацией. Тем не менее конституции Канады, Австралии, Шри-Ланки, Ямайки, Новой Зеландии, Барбадоса, Маврикия, Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Люсии, Сент-Кристофера и Невис, Антигуа и Барбуда, Папуа – Новой Гвинеи, Соломоновых островов, Тувалу и Великобритании признают британского монарха официальным главой государства. В каждом из этих государств (кроме Великобритании) монарх представлен генерал-губернатором, который занимает по отношению к правительству положение, подобное положению монарха в Великобритании. Республики, как правило, возглавляются президентами, но Малайзия, Свазиленд, Тонга и Лесото являются независимыми монархиями. Эти государства не выражают приверженности британскому монарху, но признают его главой Содружества.

Юридический комитет Тайного совета – последняя инстанция для апелляций стран – членов Содружества. Тем не менее многие страны, включая Канаду и Австралию, не обращаются в эту инстанцию.

Гражданство и национальность.

Несмотря на то, что Великобритания и некоторые страны признают за потенциальными иммигрантами из стран Содружества общий статус британских подданных либо «граждан Содружества», во всех этих странах в настоящее время действуют ограничения на иммиграцию из других стран Содружества. В прошлом Великобритания принимала всех граждан стран Содружества. Но в 1962, согласно британскому законодательству, на иммиграцию из Вест-Индии были введены ограничения, а в 1968 определена квота на въезд в Англию лиц азиатского происхождения, проживающих в Кении. После этого преимущества общего гражданства в Содружестве стали сомнительными, а фактор гражданства потерял свое значение в качестве связующего звена.

Наследие британского правления.

Внутреннее единство стран Содружества все еще обнаруживается в политических институтах британского типа, в преемственности форм образования, в расширении сферы применения английского языка, особенно в управлении, среднем и высшем образовании.

Тем не менее ситуация меняется. В республиках и даже в некоторых странах, признающих британского монарха в качестве главы государства, Вестминстерская модель претерпела радикальные изменения. В большинстве афро-азиатских стран сложились совершенно иные социально-политические условия, чем в Великобритании, – и соответственно иные государственные институты. Некоторые из этих стран стали по сути однопартийными государствами или военными олигархиями. В отдельных случаях не избежали политизации и гражданские службы, хотя сама их структура сохранила следы британского происхождения.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Политические институты.

Характер институтов Содружества призван подчеркнуть свободу связей между странами. Конференции премьер-министров (периодические встречи глав правительств стран-членов Содружества) сохраняют преемственность с прежними имперскими конференциями, представляя собой самый эффективный институт сотрудничества. Эти встречи носят неофициальный характер, хотя после их завершения принимаются совместные коммюнике. Как правило, конференции вырабатывают формальные решения только по вопросу о членстве в Содружестве. Даже в том случае, когда конференция определяет общий курс, решение относительно его реализации принимается каждым государством самостоятельно. Не предусмотрено механизма, способного побудить какую-либо из стран Содружества действовать вопреки своим интересам.

Верховные комиссары в ранге послов сначала обеспечивали только двусторонние каналы связи между Великобританией и ее бывшими колониями, а в настоящее время выполняют посреднические функции и между некоторыми другими независимыми странами – членами Содружества. Верховные комиссары периодически встречаются в Лондоне с чиновниками министерства иностранных дел Великобритании для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Департамент координации Содружества предоставляет всем его членам соответствующую информацию.

Хотя за состояние своей обороны несет ответственность каждая из стран-членов в отдельности, в этой области также проводятся постоянные консультации. На конференциях премьер-министров часто обсуждаются проблемы безопасности, руководители военных ведомств обмениваются визитами и созывают свои ежегодные конференции. Существует также Консультативный комитет Содружества по вопросам обороны, который проводит военные учения, обеспечивает обмен штабными работниками, техническими специалистами, ведет переподготовку кадров.

Страны – члены Содружества создали институты для обмена информацией по экономическим вопросам, включая Экономический консультативный совет Содружества, состоящий из министров экономики и министров финансов разных стран.

Другие консультативные совместные органы – Совет по воздушному транспорту Содружества, научные и исследовательские организации, Научный комитет Содружества. Дополнительные звенья связи – Союз прессы Содружества, Конференция радиовещания Содружества, Парламентская ассоциация Содружества.

На конференции Содружества, состоявшейся в ноябре 1999 в Дурбане (ЮАР), было принято решение о введении поста председателя Содружества. Им становится глава правительства страны – организатора конференции, в настоящий момент это президент ЮАР Табо Мбеки . Председатель Содружества выполняет представительскую роль, прежде всего в отношениях с межправительственными организациями в период между конференциями глав правительств, которые проводятся один раз в два года. Табо Мбеки возглавит президентскую группу, которой поручено «пересмотреть роль Содружества и представить рекомендации о том, каким образом ассоциация сможет ответить на вызовы 21 века».

Президентская группа, которая также определит полномочия Министерской группы действия (СМАГ), включает в себя 10 других глав государств и правительств, в том числе премьер-министра Великобритании, президентов Зимбабве и Танзании. Она должна представить доклад очередной конференции Содружества, которая состоится в Сиднее в 2001.

СОДРУЖЕСТВО И МИР

Каждая страна – член Содружества в полной мере независима в проведении своего внешнеполитического курса. Все они входят в ООН , но так и не образовали своих блоков в этой организации. Великобритания и более «старые» члены Содружества обычно голосуют совместно с США, в то время как афро-азиатские государства чаще придерживаются нейтральных позиций.

Страны Содружества являются членами организаций, объединяющих и не входящие в него государства. Например, Великобритания и Канада – члены Организации Североатлантического договора (НАТО); Великобритания, Австралия и Новая Зеландия были членами Организации договора Юго-Восточной Азии (СЕАТО) до ее роспуска в 1977. Африканские члены Содружества входят в Организацию африканского единства.

В настоящее время членство в Содружестве не налагает особых обязательств даже на Великобританию. Не обладая властными прерогативами, Великобритания тем не менее дорожит своим символическим престижем главы Содружества и старейшего члена организации. Другие страны довольствуются преимуществами, которые дает устойчивое сотрудничество.

Литература:

Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии . М., 1987
Крушинский В.Ю. Содружество наций и проблема ликвидации расистско-колониального режима на юге Африки . – Вестник Киевского университета. Серия «Международные отношения», вып. 31. Киев, 1990
Остапенко Г.С. Британские консерваторы и деколонизация . М., 1995
Новые данные . – Независимая газета, 29 октября 1997



Эпоха правления королей и императоров сменилась республиками и парламентскими монархиями, а те немногие короли, что остались у власти, на сегодняшний день существенно ограничены в своих правах. Но только не британская королева Елизавета II. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. И это не простая формальность, как может показаться на первый взгляд.

Монархи Швеции, Испании, Дании, Нидерландов и других королевств Европы выполняют во многом представительские функции, не играя существенной роли в политической жизни своих государств. Британский же монарх, которым уже более 65 лет является Елизавета II, хоть и имеет ограничения в своей власти в виде британского парламента, тем не менее обладает рядом ключевых возможностей.

Например, королева имеет право отклонить кандидатуру премьер-министра, который, по его мнению, не подходит государству. В истории Великобритании также известны два случая, когда Елизавета II лично назначала премьер-министра. Кроме того, королева может распустить парламент при поддержке 2/3 палаты общин.

Британская королева является главой вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так звучит полное название страны, которую мы часто называем просто Великобританией). Именно она имеет право объявлять войну или заключать мир, а также направлять действующую армию в места боевых действий.


Каждую неделю королева принимает у себя действующего премьер-министра для «обмена мнениями». Конечно же, содержание этих бесед не разглашается, но, судя по регулярным встречам, взаимоотношения между британской королевой и премьер-министром страны намного глубже, чем может показаться со стороны. Помимо этого в Великобритании существует Тайный совет, который ежедневно подает королеве необходимые документы для изучения. Королева Великобритании является главой англиканской церкви. Ну и, наконец, британский монарх обладает неприкосновенностью. Против личности монарха нельзя подать гражданский иск или завести уголовное дело.

Елизавета II является главой государства не только Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех колоний, принадлежащих стране, но и еще 15 государств, являющихся официально независимыми. Эти страны в прошлом были колониями Британской империи, но после обретения независимости, монарх Великобритании официально остался главой государства.

Британская королева является главой Содружества наций, куда помимо этих 15 стран входят Индия, ЮАР, Пакистан и многие другие. Во всех остальных членах Содружества наций британская королева не является главой государства. Среди этих 15 государств есть как крупнейшие по площади страны мира, например, Канада, так и совсем небольшие. Елизавета II назначает генерал-губернаторов, которые являются ее представителями в этих странах. Помимо множества других прав, британская королева руководит вооруженными силами всех этих стран, посредством тех же генерал-губернаторов. Итак, взглянем на владения британской королевы:

Австралия


Это государство с населением 24,8 миллиона человек (по данным статистики на 2018 год) занимает целый континент. И хотя в последние годы идут активные дебаты по превращению Австралии в республику, королева до сих пор является главой государства.

Антигуа и Барбуда


Островное государство в Карибском море с населением около 93 500 человек (по оценочным данным на 2016 год).

Багамские острова

Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане, на территории которого проживает 321 800 человек (по оценке на 2014 год).

Барбадос


Барбадос - островное государство Карибского региона с населением около 277 800 человек (по оценке на 2010 год).

Белиз

Государство Центральной Америки, население которого составляет 347 370 человек (по данным на 2015 год).

Гренада


Небольшое островное государство в Карибском море с населением 107 800 человек (по оценке на 2010 год).

Канада

Это второе по площади государство мира является бывшей колонией Великобритании и, несмотря на независимость, британская королева является главой государства, а ее полномочия здесь гораздо шире, чем в самой Великобритании. Население этой страны составляет 36,6 миллионов человек (по данным на 2017 год).

Новая Зеландия


Новая Зеландия расположена на островах к востоку от Австралии, а ее население составляет около 4,85 миллиона человек (по оценке на 2018 год).

Папуа-Новая Гвинея


Островное государство в Тихом океане с населением 7,3 миллиона человек (по оценке на 2013 год).

Сент-Винсент и Гренадины


Еще одно независимое государство в Карибском бассейне с населением 104 200 человек (по состоянию на 2010 год).

Сент-Китс и Невис


На территории этого государства в Карибском море проживают около 50 000 человек (по данным на 2010 год).

Сент-Люсия


Небольшое государство в Карибском море с населением 160 900 человек (по данным на 2010 год).

Соломоновы острова


На этих островах в Тихом океане проживают 515 800 человек (по данным переписи 2009 года).

Тувалу


На крошечных островах в Тихом океане проживают около 11 200 человек (по данным на 2011 год).

Ямайка


Ямайка расположена на одноименном острове в Карибском море, и на ее территории проживают 2,93 миллиона человек (по оценке на 2014 год).

В общей сложности, вместе с населением Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и колониальных земель, у Елизаветы II более 140 миллионов подданных по всему миру.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!